Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ВИЗУАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

КУЛЬТУРА ВИЗУАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ В ШКОЛЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИКАТОР ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янь Фэнь

Каждая страна заинтересована в том, чтобы появлялись идеи в среде творческой студенческой молодежи. Необходимо создавать условия для научно-лабораторной атмосферы, где могут рождаться идеи, пролонгированные в проектах. Практика работы учителем в Китае (Уханьский университет) и обучение в России (аспирантура ХГФ) позволили собрать ценный методический материал и сравнить отношение к визуальной составляющей профессиональной подготовки студентов, будущих учителей школы, в перспективе педагогов вузов. Выявлена проблема асинхронной ситуации, когда слабо освоенная культура визуализации не соответствует потенциалу творческих и научных достижений выпускников в художественном образовании. Студенты, не подготовленные к визуальном популяризации новаторских акцентов творческих и научных достижений, не смогут передать этот востребованный сегодня навык презентации своим ученикам в школе. В статье проведен сравнительный анализ выборки релевантных работ, представлены результаты педагогического эксперимента, определена роль индикатора как показателя подготовленности. Предлагается авторский подход к разрешению выявленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF VISUALIZATION OF SCIENTIFIC AND CREATIVE ACHIEVEMENTS IN ART EDUCATION

Every country is interested in creative student youth having new ideas. To obtain this, it is necessary to create conditions for a scientific and Laboratory atmosphere, where ideas extended in projects can be born. The practice of working as a teacher in China (Wuhan University) and training in Russia (IFA graduate school) allowed the author to collect valuable methodical material and compare the attitude to the visual component of students training, intended school teachers, in the perspective -university lecturers. The problem of asynchronous situation, when poorly mastered culture of visualization does not correspond to the potential of creative and scientific achievements of graduates in art education, has been revealed. Students who are not prepared to visually popularize innovative accents of creative and scientific achievements will not be able to convey this really acute skill of presentation to their students at school. The article conducts a comparative analysis of the sample of relevant works, presents the results of the pedagogical experiment, and defines the role of the indicator as an index of preparedness. The author’s approach to solving the identified problem is proposed.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ВИЗУАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

► СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 37+378+37.01 doi: 10.31862/2218-8711-2021-3-235-244

ББК 74

КУЛЬТУРА ВИЗУАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

CULTURE OF VISUALIZATION OF SCIENTIFIC AND CREATIVE ACHIEVEMENTS IN ART EDUCATION

Янь Фэнь (Китай)

Аспирант 2-го курса, направление «Художественное образование», Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет E-mail: 15623154499@163.com

Yan Feng (China)

2nd year PhD post-graduate student in the program of "Art education", Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University E-mail: 15623154499@163.com

Аннотация. Каждая страна заинтересована в том, чтобы появлялись идеи в среде творческой студенческой молодежи. Необходимо создавать условия для научно-лабораторной атмосферы, где могут рождаться идеи, пролонгированные в проектах. Практика работы учителем в Китае (Уханьский университет) и обучение в России (аспирантура ХГФ) позволили собрать ценный методический материал и сравнить отношение к визуальной составляющей профессиональной подготовки студентов, будущих учителей школы, в перспективе педагогов вузов. Выявлена проблема асинхронной ситуации, когда слабо освоенная культура визуализации не соответствует потенциалу творческих и научных достижений выпускников в художественном образовании. Студенты, не подготовленные

Abstract. Every country is interested in creative student youth having new ideas. To obtain this, it is necessary to create conditions for a scientific and Laboratory atmosphere, where ideas extended in projects can be born. The practice of working as a teacher in China (Wuhan University) and training in Russia (IFA graduate school) allowed the author to coLLect vaLuabLe methodicaL materiaL and compare the attitude to the visuaL component of students training, intended school teachers, in the perspective -university Lecturers. The problem of asynchronous situation, when poorly mastered culture of visualization does not correspond to the potential of creative and

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Янь Фэнь, 2021

к визуальном популяризации новаторских акцентов творческих и научных достижений, не смогут передать этот востребованный сегодня навык презентации своим ученикам в школе. В статье проведен сравнительный анализ выборки релевантных работ, представлены результаты педагогического эксперимента, определена роль индикатора как показателя подготовленности. Предлагается авторский подход к разрешению выявленной проблемы.

scientific achievements of graduates in art education, has been revealed. Students who are not prepared to visually popularize innovative accents of creative and scientific achievements will not be able to convey this really acute skill of presentation to their students at school. The article conducts a comparative analysis of the sample of relevant works, presents the results of the pedagogical experiment, and defines the role of the indicator as an index of preparedness. The author's approach to solving the identified problem is proposed.

Ключевые слова: художественное образование, визуализация научных и творческих достижений, коллективный проект в школе, профильное образование, индикатор подготовленности.

Keywords: Art education, visualization of scientific and creative achievements, a collective project in school, majoring, preparedness indicator.

На современном этапе преобразования образовательных стратегий как в Китае, так и в России востребованы учителя школ и педагоги колледжей, вузов, владеющие компетенцией организатора поисковой деятельности с группой учеников. В структуре поисковой деятельности должны быть предложены методы исследования и информационной обработки нового поискового материала для его дальнейшего использования в проектах визуализации научных и творческих достижений.

Чтобы появились учителя школ, педагоги вузов нового поколения с компетенцией консультанта, исследователя и организатора учебных созидательных проектов с научным компонентом, владеющие методологическим инструментарием интеграции творческой, презентационной, информационной деятельности, студентов необходимо обучать навыкам поиска, информационного структурирования результатов поиска и визуализации своих достижений с первого курса.

Мы вводим понятие «индикатор», что логично встраивается в сущность подготовленности будущих учителей школы с востребованными обществом показателями. «В данной концепции индикативного планирования введения профильного обучения акцент вполне сознательно делается именно на разработке системы индикаторов, свидетельствующих о достижении или недостижении поставленных целей» [1]. Профильная подготовка учителя школы сегодня требует более внимательного как эмоционального, так и рационального подхода.

Практика работы учителем в Китае (Уханьский университет) и обучение в России (аспирантура Художественно-графического факультета МПГУ) позволили собрать ценный методический материал и сравнить отношение к визуальной составляющей

профессиональной подготовки студентов, будущих учителей школы, в перспективе педагогов вузов. Выявлена проблема асинхронной ситуации, когда слабо освоенная культура визуализации не соответствует потенциалу творческих и научных достижений выпускников, будущих учителей в школе, в перспективе педагогов-консультантов в художественном образовании.

Китай: научные работы по данной тематике

В последние годы Китайское правительство успешно реализовало множество образовательных проектов. Согласно проведенному аналитическому срезу научных работ, многие китайские ученые выдвинули свои проекты по улучшению образования.

Ученый Чен Сянмин объединил большое количество примеров новаторских предложений в области образования, включая исследовательскую практику известных западных и китайских ученых. Чен Сянмин разделил профессию педагога на два уровня подготовки и не только уточнил, «что делает педагог-исследователь», и «как стать педагогом-исследователем», но и выделил важный сегодня вопрос: «Зачем быть педагогом-исследователем?» [2].

Чжэн Хуэйци выдвинула концепцию «возврата к оригиналу» в своей книге «Учителя становятся педагогами-исследователями». В этой научно-популярной книге использован новый подход к переосмыслению профессионального статуса учителей и педагогов-исследователей. Мы согласны с автором Чжэн Хуэйци, что стандартный норматив теории и практики, который понятен учителям школы и педагогам предметных циклов высшей школы, сегодня рассматривается педагогами-исследователями как интеграция смыслов и мастерства, что выявляет новый подход к качеству и результатам образования [3].

Подготовку педагогов-исследователей невозможно осуществить в одночасье. Например, для модернизации управления школой команда преподавателей Цзэн Лили, Чжоу Цайин, Сунь Дунцин и Тан Чэнхун из Университета в городе Янчжоу предложила следующую стратегию подготовки педагогов-исследователей [4].

1. Повышать интенсивность научно-педагогических исследований.

2. Активно развивать аналитическое мышление в области обучения.

3. Популяризировать метод «устного рассказа» по проблемам обучения. Учителей поощряют не только рассказывать о реальных событиях в образовательном процессе, но и формулировать свое собственное мнение при описании конкретных событий.

4. Активно проводить исследования методов обучения в школе. При этом школа должна занимать позицию поддержки, помогать учителям создавать экспериментальные учебные ситуации в школе, формулировать существующие проблемы. Такая активность всего коллектива школы помогает руководству школы определить источник и организовать контрмеры для разрешения выявленных проблем.

5. Руководству школы необходимо анализировать педагогическую деятельность и выделять активных учителей в качестве примера для других.

6. Организовать разные формы сотрудничества между педагогами-исследователями и учителями.

Европа: научные работы по данной тематике

Европейские страны придают большое значение подготовке педагогов-исследователей, формирующих у подростков в школе интерес к научной деятельности. Многие ученые уже получили собственные результаты исследований в педагогической науке.

Например, финская модель подготовки педагогов-исследователей очень зрелая и тесно связана с базовым образованием в стране. Базовое образование в Финляндии для подготовки педагогов-исследователей имеет следующие отличительные черты:

1) строгий отбор претендентов. Выпускники финских школ, желающие поступить на специальность образования, должны пройти очень строгий отбор;

2) организованы курсы с научной лабораторией. В Финляндии, независимо от профессиональной дисциплины, каждый университет поощряет студентов проводить бесплатные научные исследований и отдавать то, чему они научились, своей стране и народу [5; 6; 7];

3) выбор темы для диссертации имеет большое значение. Студенты могут самостоятельно выбирать темы для проведения исследований или подавать заявки на исследовательские проекты на своем факультете.

Например, в Университете Оулу (Финляндия) стандартные требования к магистерской диссертации следующие:

• самостоятельный выбор темы исследования;

• выбор методов исследования;

• участие в академических семинарах;

• соответствие использованной литературы теме диссертации в области теоретических исследований.

Выполнение учебной практики поэтапно помогает студентам понять важность планомерного учебного процесса: от начального уровня до завершенного.

Россия: научные работы по данной тематике

Государственная стратегия развития науки большое внимание уделяет целесообразности поставленных целей и задач в школе и в вузах. В настоящее время образовательной подготовкой детей и подростков занимается Министерство просвещения. Научно-исследовательским показателем достижений вузов занимается Министерство науки и высшего образования.

Российские авторы стали уделять большое внимание вопросам подготовки педагога-исследователя. Прежде всего, отметим множественный научно-исследовательский ориентир, который предлагают научные школы художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ.

Все едины во мнении, что подготовка специалиста с научным мышлением - длительный процесс. Тип мышления складывается из комплекса знаний и особенностей внимания и памяти. Учитывая информационный хаос, разрушающий целостность познавательных знаний в процессе обучения, предлагается укрепить стратегический

ориентир в учебном заведении. Таким ориентиром многие авторы предлагают избрать методологическую культуру профессиональной подготовки учителя для профессиональной самореализации в школе по предметам художественного образования.

Так, И. Б. Аскаров отмечает, что в педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения вопросов, связанных с подготовкой учителей к исследовательской деятельности в процессе профессионального образования. Однако процесс совершенствования профессионального мастерства и компетентности педагогов, как условие повышения качества образования, значительно отстает от постоянно усложняющихся требований информационного общества [8].

Группа авторов: А. Г. Каспржак, С. П. Калашников, В. В. Малова в коллективной статье рассматривают основные положительные характеристики подготовки педагогов-исследователей в рамках обучения по программам исследовательской магистратуры в педагогических вузах России. Реализация данных мероприятий стала возможной благодаря проекту «Модернизация педагогического образования». Актуальность затронутых в статье вопросов объясняется необходимостью привлечения в школы высококвалифицированных педагогов, что соотносится с целями проекта модернизации [9].

Переход от общетеоретических подходов к решению проблемы ярко выражен в тематике работ последнего десятилетия. В них авторы уточняют нормативы и модули обучения специалистов, востребованных в университетской среде: педагог-исследователь, методист-исследователь по проверке письменных отчетов магистрантов и аспирантов. Например, автор Ч. Т. Худжамбердиев в своей работе предлагает такие основные позиции, как:

1) теоретические основы формирования у студентов готовности к выполнению научно-исследовательских работ по педагогическим наукам;

2) анализ теоретических источников, учебных планов, программ и состояния подготовки студентов к исследовательской деятельности в области педагогических наук;

3) теоретические основы разработки общих положений при выполнении научно-исследовательских работ по педагогическим дисциплинам;

4) система теоретических знаний о методах научно-исследовательской работы и этапах их организации и проведения [10].

Проведенный аналитический срез научных работ подтверждает наше убеждение, что от качества научной подготовленности студентов педагогической специальности в вузе зависит целенаправленная установка на воспитание интереса к поисковой деятельности у подростков в школе.

В Европе (Германия, Финляндия) уделяется повышенное внимание при отборе студентов (будущих педагогов) в магистратуру, что связано с научной планкой университетов.

В Китае многие ученые и педагоги-исследователи обращаются к детализации научно-методической подготовки учителей для школы. По мнению китайских ученых, именно в школе закладывается основа гуманитарных знаний, формирующих понятие патриотизма, мотивацию к ответственности за будущее страны.

В советской России большое внимание уделялось обучению и воспитанию детей школьного возраста и техническому образованию в техникумах и вузах. Советская

система образования просуществовала с 1917 по 1990 г. Однако и сегодня многие принципы воспитательной работы с молодежью находят отклик на новой платформе социально-культурной, просветительской, волонтерской деятельности. Новая система образования (с 1990 г., после многолетних поисков) в 2010-е гг. начинает формировать единое цифровое образовательное пространство. Большое внимание при этом уделяется сохранению этнохудожественного разнообразия культур в многонациональной России. Научные работы ученых, педагогов-практиков последнего десятилетия (2010— 2020 гг.) отражают важность достоверной репликации в области сохранения наследия в новых условиях цифровизации единого образовательного пространства [11]. Каждая страна может продемонстрировать как нерешенные проблемы, так и достижения в этом направлении.

Индикатор подготовленности выпускников к профессиональной

деятельности в школе

В художественном образовании студенты бакалавриата получают систему базовых понятий, мастерство практической деятельности непосредственно в учебной аудитории - мастерской и на пленэре. Творческие студенты в магистратуре продолжают накапливать мастерство рисунка, живописи, графики под руководством опытных педагогов и ведущих профессоров. Многие профессора являются руководителями научных школ художественно-графического факультета, что позволяет им вводить элементы новаторства в практические задания.

Эмпирический анализ состояния подготовленности студентов в процессе участия в конференциях МПГУ, в межвузовских конференциях (Москва, декабрь 2019 г.), участие в дистанционных семинарах позволили сделать вывод, что творческие студенты не уделяют должного внимания научной и информационной эстетике с целью популяризации своих успехов по исследовательской работе. Как правило, применяются стандартные «галереи» творческих работ, текстовые фрагменты из будущей диссертации. При этом слабо звучат акценты самостоятельной поисковой и экспериментальной деятельности, не используется графическая модель взаимосвязи стандартной платформы обучения и новаторского элемента, не применяется визуальный эффект инфографики.

Уточним, что инфографика помогает структурировать текстовой материал тезисно, в более сжатом формате, и с помощью графических символов увеличивает эффект запо -минания смысловых и художественных характеристик визуального объекта.

На наш взгляд, стандартный подход к визуализации своих достижений демонстрирует: а) отсутствие рефлексии на призыв научного и педагогического сообщества к поиску форматов интеграции науки и искусства; б) слабую требовательность педагогов, руководителей научных и экспериментальных проектов. Будущие учителя школ, педагоги вузов должны владеть основами визуализации своей идеи, для того чтобы ярко демонстрировать научные достижения под руководством профессоров.

Во-первых, каждый учитель должен показать ученикам свои персональные достижения в период обучения в вузе, чтобы заслужить определенное уважение. Во-вторых,

учитель должен показать ученикам-подросткам, как можно создавать «умные» слайд-презентации на темы своих творческих достижений или коллективных успехов в процессе создания созидательного проекта.

Визуализация идеи. Идея имеет определенную логику сопряжения с учебной, научной и технологической реальностью обучения на платформе цифровизации. Визуализация относится к переносному представлению воображения и конструктивного мышления с использованием интеграции методов графики, инфографики и обработки изображений. Навык визуализации идеи, как методический ключ для демонстрации совместных достижений учителя и ученика, может стать важным фактором мотивации подростка к научно-исследовательской деятельности в области художественного образования.

Визуализация идеи способствует пониманию подростков, мотивированных на успех, какие факторы могут создать эффект персонального перфекционизма в ситуации демонстрации достижений в художественном творчестве.

Навык визуализации идеи, отраженный в демонстрационном учебном отчете, может заменить в определенных моментах «школьную» систему аттестации ученика. Бывают в педагогической практике случаи, когда ученик не смог завершить творческое задание. Причины бывают разные: состояние здоровья, рождение в семье малыша, переезд семьи на другое место жительства. Однако высокая культура демонстрации своей идеи на слайд-презентации и художественные эскизы должны убедить учителя, что подросток ответственно относится к выполнению задания. Настоятельное требование учителя представить дополнительно законченный макет или художественное изделие инициирует психологический дискомфорт и в дальнейшем может отразиться на негативном отношении ученика-подростка к предмету и учителю.

В качестве одного из важных факторов профессиональной подготовки учителей мы определили «пакет критического индикатора», помогающий студентам оценить свою профессиональную подготовленность и свои навыки, ориентированные на работу в школе с подростками младших и старших классов. Конструкция предлагаемого критического индикатора включает в себя дополнительные к профессиональной художественной подготовке (учитель по предметам художественного образования в школе) критерии самооценки:

• академический индикатор (художественная подготовленность, мастерство);

• гуманитарный индикатор (экологическая культура мышления);

• национально-культурный индикатор (воспитание единения в многонациональной стране);

• научно-исследовательский индикатор (поиск взаимодействия науки и искусства в экспериментальных проектах совместно с учениками).

Результаты проведенного исследования

В области совершенствования образования в мировой практике, в Китае и в России много общих целей и интересов. Различия можно отметить в методологических подходах. Многие авторы предлагают теоретические модели, что оставляет их декларацией

без эксперимента и личного опыта профессиональной деятельности в школе и вузе. Активный поиск методологического инструментария в системе совершенствования образования затрагивает в том числе роль и статус учителя в школе. Учащиеся младших классов и подростки старших классов ожидают сегодня от учителя показателей профессиональной и научной успешности, лидерских качеств, настойчивости. Руководство требует ответственности за психологическое состояние каждого ученика в учебных проектах и практических результатов. Родители ждут от учителей школы добросердечия и хороших оценок в дневнике.

В определенной степени в Китае и в России наблюдается однолинейная академическая направленность обучения: базовые знания и мастерство. Выявлена проблема асинхронной ситуации, когда слабо освоенная культура визуализации достижений не соответствует потенциалу творческих и научных результатов выпускников в художественном образовании.

Мы считаем важным фактором профессиональной подготовки будущих учителей по предметам художественного образования навык визуализации творческих и научных достижений. Метод «инверсии» позволяет внедрить в подготовку студентов бакалавриата и магистратуры, будущих учителей школы, установку на возврат к началу обучения и самокритичный анализ профессиональной и психологической подготовленности к самореализации по выбранной профессии.

Конструкция предлагаемого критического индикатора включает в себя дополнительные к профессиональной художественной подготовке (учитель по предметам художественного образования в школе) критерии самооценки своих достижений. Предлагаемый пакет «критический индикатор» формирует аналитический тип мышления, который гипотетически повлияет на формирование мотивации учителя к пролонгации темы дипломной работы в экспериментальных проектах с учениками.

Данный факт мотивации мы определяем как новую компетенцию, важную в художественном образовании. В качестве характеристики новой компетенции предлагается методический прием «привлечения внимания учеников» младших и старших классов школы к результатам собственной деятельности в формате «визуализации идеи». В перспективе метод «визуализации идеи» вовлекает в процесс многие сопутствующие методы и приемы организации коллективного созидательного проекта.

Таким образом, предлагается обучающий модуль для студентов магистратуры «Культура визуализации научных и творческих достижений» (рабочее название), нацеленный на разрешение выявленной проблемы асинхронной ситуации в художественном образовании. Методическим ориентиром определены:

1) для студентов, будущих учителей школы: метод «инверсии», пакет «критический индикатор»;

2) для учителей школы по предметам художественного образования: метод «визуализации идеи», прием «привлечения внимания к результатам своих успехов»;

3) для членов комиссии, принимающих выпускные квалификационные работы (диссертации): индикатор подготовленности как показатель культуры визуализации научных и творческих достижений.

На уровне международного обмена опытом можно создавать интернациональные

межвузовские лаборатории. Повышение статуса учителя в школе, в перспективе исследователя, консультанта в учебных заведениях, и притягательность участия в созидательных проектах привлечет молодых педагогов-новаторов.

Список литературы

1. Моисеев А. М., Кравцов С. С. Определение готовности к введению профильного обучения: регион, муниципалитет, школа: моногр. М.: Готика, 2005. 1.2. Индикативное планирование введения профильного обучения: сущность, параметры, индикаторы. URL: https:// lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/moiseev2006/12.php (дата обращения: 10.01.2021).

2. Чен Сянмин. Как учителя проводят качественные исследования. Образовательное научное издательство, 2001. (Кит. яз.)

3. Чжэн Хуэйци. Учителя становятся педагогами-исследователями. Шанхайское издательство образования, 2004. (Кит. яз.)

4. Цзэн Лили, ЧжоуЦайин, Сунь Дунцин, Тан Чэнхун. Изучение преподавателей-исследователей и их стратегий обучения // Культурно-просветительские материалы. 2013. № 17. С. 112-113. DOI: https://doi.org/10.3969/j.issn.1004-8359.2013.17.048. (Кит. яз.)

5. Ли Менгру. Финская модель подготовки учителей, ориентированная на исследования, и образование // Журнал педагогического образования. 2017. № 3. С. 109-117. (Кит. яз.)

6. Ю Тинцзе. Воспитание профессионалов-исследователей: финский опыт педагогической программы // Исследования педагогического образования. 2015. № 6. С. 99106. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx? dbcode=CJFD&dbname (дата обращения: 10.01.2021). (Кит. яз.)

7. Шенг Ченгян. Образование и финская модель подготовки учителей-исследователей // Культурные и образовательные данные. 2019. № 09. С. 126-127. URL: https://kns. cnki.net/ (дата обращения: 10.01.2021). (Кит. яз.)

8. Аскаров И. Б. Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 39-42. URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/208/11188 (дата обращения: 10.01.2021).

9. Каспржак А. Г., Калашников С. П., Малова В. В. Подготовка педагога-исследователя в условиях исследовательской магистратуры в проекте модернизации педагогического образования // Образовательная панорама. 2016. № 1 (5). С. 67-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Худжамбердиев Ч. Т. Совершенствование подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности по педагогическим наукам: дис. ... канд. пед. наук. Худ-жанд, 2004. 182 c.

11. Анисимова-Ткалич С. К., Ткалич А. И. Практический навигатор действий педагога // Научная среда вуза: вектор НИРС. М.: Изд-во МГОУ, 2019. С. 125-132.

References

1. Moiseev A. M., Kravtsov S. S. Opredelenie gotovnosti k vvedeniyu profilnogo obucheniya: region, munitsipalitet, shkola: monogr. Moscow: Gotika, 2005. 1.2. Indikativnoe planirovanie

vvedeniya profilnogo obucheniya: sushchnost, parametry, indikatory. Available at: https:// lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/moiseev2006/12.php (accessed: 10.01.2021).

2. Chen Xiangming. How do teachers conduct qualitative research. Educational Science Publishing House, 2001. (In Chinese)

3. Zheng Huiqi. Teachers become researchers. Shanghai Education Press, 2005. (In Chinese)

4. Zeng Lili, Zhou Caiying, Sun Dongqing, Tan Chenghong. Exploration of research teachers and their training strategies. Data of Culture and Education. 2013, No. 17, pp. 112-113. DOI: https://doi.org/10.3969Zj.issn.1004-8359.2013.17.048. (In Chinese)

5. Lee Mengru. Finnish model of teacher training, focused on research and education. Journal of Educational Education. 2017, No. 3, pp. 109-117. (In Chinese)

6. Yu Tingjie. Cultivating research professionals: the Finnish experience of teacher education curriculum. Teacher Education Research. 2015, No. 6, pp. 99-106. Available at: https://kns. cnki.net/kcms/detail/ (accessed: 10.01.2021). (In Chinese)

7. Sheng Chengyang. Education and Finnish model of teacher training. Cultural and educational data. 2019, No. 9, pp. 126-127. Available at: https://kns.cnki.net/ (accessed: 10.01.2021). (In Chinese)

8. Askarov I. B. Podgotovka k issledovatelskoy deyatelnosti budushchego pedagoga professionalnogo obucheniya. In: Pedagogicheskoe masterstvo. Proceedings of the IX International dcientific conference (Moscow, Nov. 2016). Moscow: Buki-Vedi, 2016. Pp. 39-42. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11188 (accessed: 10.01.2021).

9. Kasprzhak A. G., Kalashnikov S. P., Malova V. V. Podgotovka pedagoga-issledovatelya v usloviyakh issledovatelskoy magistratury v proekte modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya. Obrazovatelnaya panorama. 2016, No. 1 (5), pp. 67-70.

10. Khudzhamberdiev Ch. T. Sovershenstvovanie podgotovki studentov k nauchno-issledovatelskoy deyatelnosti po pedagogicheskim naukam. PhD dissertation (Education). Khudzhand, 2004. 182 c.

11. Anisimova-Tkalich S. K., Tkalich A. I. Prakticheskiy navigator deystviy pedagoga. In: Nauchnaya sreda vuza: vektor NIRS. Moscow: Izd-vo MGOU, 2019. Pp. 125-132.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 3

Статья поступила в редакцию 11.01.2021 The article was received on 11.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.