Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИНДИКАТОРОВ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (РОССИЯ-КИТАЙ)'

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИНДИКАТОРОВ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (РОССИЯ-КИТАЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕ-ЛЕЙ / ИНДИКАТОРЫ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янь Фэнь

Подготовка российских преподавателей-исследователей, в отличие от китайской модели, ориентирована на академические показатели, которые являются строгими и сложными стандартами для молодых исследователей без предварительной подготовки. Стандарты обучения не учитывают инновационный исследовательский импульс в художественном образовании, который обусловлен эгоцентричными особенностями всех видов творчества. В настоящее время в научных кругах нет консенсуса по показателям научной готовности преподавателя художественного образования. Необходимо разработать и внедрить в практику магистра образования показатель корреляции между государственной стратегией научной подготовки, школой образования резервов молодых ученых в художественном образовании и научными школами факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL REVIEW OF INDICATORS OF TRAINING OF RESEARCH TEACHERS (RUSSIA-CHINA)

The training of Russian research teachers, unlike the Chinese model, is focused on academic indicators, which are strict and complex standards for young researchers without prior training. Training standards do not take into account the innovative research momentum in art education, which is due to the self-centered specificity of all kinds of creativity. Currently, there is no consensus in academia on indicators of academic preparedness of the teacher of art education. It is necessary to develop and implement in the practice of master’s education an indicator of correlation between the state strategy of academic training, the school of education of reserves of young researchers in art education and academic schools of the faculty.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИНДИКАТОРОВ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (РОССИЯ-КИТАЙ)»

УДК 37+378+37.01 ББК 74

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-3-109-118

АНАЛИТИЧЕСКИМ ОБЗОР ИНДИКАТОРОВ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (РОССИЯ-КИТАЙ)

Янь Фэнь

Аннотация. Подготовка российских преподавателей-исследователей, в отличие от китайской модели, ориентирована на академические показатели, которые являются строгими и сложными стандартами для молодых исследователей без предварительной подготовки. Стандарты обучения не учитывают инновационный исследовательский импульс в художественном образовании, который обусловлен эгоцентричными особенностями всех видов творчества. В настоящее время в научных кругах нет консенсуса по показателям научной готовности преподавателя художественного образования. Необходимо разработать и внедрить в практику магистра образования показатель корреляции между государственной стратегией научной подготовки, школой образования резервов молодых ученых в художественном образовании и научными школами факультета.

Ключевые слова: художественное образование, подготовка педагогов-исследователей, индикаторы научной школы.

ANALYTICAL REVIEW OF INDICATORS OF TRAINING OF RESEARCH TEACHERS (RUSSIA-CHINA)

Yan Feng

Abstract. The training of Russian research teachers, unlike the Chinese model, is focused on academic indicators, which are strict and complex standards for young researchers without prior training. Training standards do not take into account the innovative research momentum in art education, which is due to the self-centered specificity of all kinds of creativity. Currently, there is no consensus in academia on indicators of academic preparedness of the teacher of art education. It is necessary to develop and implement in the practice of master's education an

© Янь Фэнь, 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

indicator of correlation between the state strategy of academic training, the school of education of reserves of young researchers in art education and academic schools of the faculty.

Keywords: art education, training of research teachers, indicators of the academic school.

Актуальность

23 июня 2019 г. президент России Владимир Путин подписал Указ «О дальнейшем развитии российско-китайских отношений и расширении сотрудничества в области науки и техники». В связи с проведением Года национальных языков, Года туризма, Года молодежи, Года средств массовой информации и Года местных коммуникаций между Китаем и Россией в двух странах вновь проводятся тематические национальные мероприятия.

Как лучше содействовать гармоничному развитию российско-китайских всесторонних стратегических отношений? Как лучше провести первый китайско-российский год научно-технических инноваций? Это не только общая задача правительств обеих стран, но и тема для ученых обеих стран. Проанализировав текущую политику и современное состояние, нам удалось выявить показатели, характерные для подготовки российских и китайских педагогов-исследователей.

С развитием российско-китайских всесторонних стратегических отношений исследование показателей инновационной подготовки педагогов стало предпосылкой для резервирования талантов будущего времени. В силу уникальной многовековой истории и современной политической системы подготовка китайских педагогов ориентирована на гуманистические показатели, где основой организации социальной деятельности являются восточная философия и философия марксизма.

Подготовка российских педагогов-исследователей, в отличие от китайской модели, ориентирована на академические показатели, которые, на наш взгляд, представляют собой строгие и сложные

стандарты обучения, если нет предварительной подготовки. Стандарты обучения не учитывают «новаторский исследовательский импульс» в художественном образовании, что объясняется эгоцентричной спецификой любого вида творчества.

Педагоги художественного образования должны обладать комплексными качествами обычных учителей. Но также им необходимо непрерывное обучение, чтобы достичь высокого и всестороннего (методического, научного) развития в своих предметных областях. Однако в настоящее время нет единого экспертного мнения в академических кругах художественного образования по индикаторам подготовки педагогов-исследователей.

Обучение, как организованная, непрерывная коммуникационная деятельность, направлена на стимулирование мотивации к обучению навыкам, познанию специфики конкретного жанра творчества. Процесс обучения следует понимать как единство определенности и неопределенности. Определенность в учебном процессе означает единую цель обучения, относительно фиксированный учебник, сравнительную определенность педагогической практики в зависимости от учебного заведения и неопределенность результата в зависимости от ценностных характеристик и способностей студентов и подготовленности самого педагога.

Преподавание без определенности обязательно является беспорядочной деятельностью, поэтому не может быть названо преподаванием. Неопределенность в учебном процессе является производной составляющей сложного процесса обмена информацией. В этом процессе между элементами существует

как линейная взаимосвязь - взаимное влияние, взаимные ограничения, взаимные причины, так и ряд нелинейных отношений. Нелинейные отношения люди не могут предсказать, описать и контролировать в соответствии с некоторыми конкретными спонтанными проявлениями. Нелинейная связь - это источник неопределенности в учебном процессе. Неопределенность в обучении проявляется не только в содержании обучения, но и в методах обучения, практике, выборе объектов для изучения, что является выбором педагога.

Следовательно, неопределенность не является негативом обучения. Именно неопределенность вносит в стандартный процесс обучения ожидание эффектного результата в процессе реализации идеи, нового ракурса объекта живописной композиции. Эффект атмосферы неопределенности (или свободы для творческого эксперимента) зависит от способности педагога его создать.

Пример из практики: учитель в классе говорил, что нормальная температура тела человека 36-37 °С. Вдруг один из учеников поднял руку и спросил: «Почему люди имеют нормальную температуру тела 36-37 °С, но предпочитают температуру в диапазоне 22-23 °С?» В тот момент учитель не мог ответить, потому что он никогда не задумывался об этом. Но учитель был находчивым, он дал этот вопрос всем, как задание к следующему занятию.

Вывод: постоянная неопределенность педагогического процесса предъявляет более высокие требования к профессионализму педагога. Сегодня мы наблюдаем, как учителя школ и педагоги вузов, которые полагались исключительно на знания своего предмета, изо всех сил пытаются справиться с требованиями изменившейся образовательной стратегии.

Аналитика: обзор научной литературы

Обзор проведен на основе ознакомления с научными работами российских

авторов и сопоставления с китайской стратегией подготовки педагогов для будущего страны.

Сегодня, в первой четверти XXI в., образ педагога-исследователя не является загадочным и недостижимым. Педагог-исследователь может сделать самоанализ и оценить свое поведение в педагогической практике, использовать научные методы для проверки недостатков и проблем на практике, активно адаптирует свои практические методы улучшения к учебному процессу, синтезирует существующие теории обучения и педагогический опыт. Педагогическая культура постепенного формирования профессионала зависит от стремления молодого педагога повышать свой уровень научно-исследовательской деятельности. Можно отметить важную роль стажировок и консультаций.

Большой заряд для мысли педагога о воспитании на основе триады «любовь, интеллект, творчество» дают работы психолога Роберта Стернберга [1].

■ Роберт Джеффри Стернберг - американский психолог, известный своими теориями любви, интеллекта и творчества. Он родился в Нью-Джерси 9 декабря 1949 г. В настоящее время он профессор человеческого развития в Колледже экологии человека в Корнелль-ском университете. Стернберг, пожалуй, наиболее известен своими исследованиями в области интеллекта, любви, когнитивных стилей и творчества.

Роберт Джеффри Стернберг обобщил характеристики современного педагога. У него должны быть:

• передовые образовательные представления;

• многоуровневые педагогические знания;

• критическое сознание и стремление к исследованиям (примечание автора: педагог должен рассматривать исследование как профессиональный образ жизни);

• умение быстро оценить ситуацию педагогического процесса;

• навык теоретического переосмысления и обобщения собственного педагогического опыта;

• стремление к демонстрации своего педагогического опыта и исследовательских достижений.

Следовательно, триада «любовь, интеллект, творчество» (Роберт Д. Стен-берг) является своего рода «бутоном», который имеет внутри большой запас ресурсов для обучения и воспитания. Теоретически все правильно. Но сегодня профессия педагога подвергается перестройке, каждый педагог продумывает новый формат взаимодействия с учениками в условиях дистанционного образования на информационной платформе, включая в единый комплекс: владение историографией основателей тематик предмета, артистическими способностями устной передачи знаний, инструментами воспитания, успехами в методической и научной практике.

Многие китайские ученые и педагоги-исследователи делятся своими достижениями в педагогической исследовательской практике:

• Дю Вен (2002) - изучил обучение преподавателей для исследовательских курсов;

• Сун Е (2003) - изучил фактор комплексного качества учителей колледжа;

• Лю Лили (2010) - обобщил отечественные исследования по подготовке учителей;

• Чэнь Цзяньхун (2013) - обобщил базовую статистику Пекинского института;

• Ли Хуэй (2015) - рассмотрел систему индекса оценки для инновационных талантов.

В результате можно сделать вывод, что тематика китайских педагогов-практиков посвящена:

• уточнению параметров и методологии исследовательской деятельности в педагогическом процессе;

• особенностям алгоритмического перехода от логического мышления к профессиональному;

• формированию профессионализма педагога-исследователя.

Более того, важно отметить, что в Китае традиционно большое почитание Мастерам, Профессорам, Основателям научных школ. Именно они знают досконально все технические и художественные приемы, которые сегодня на информационной платформе становятся коммерческим товаром.

Аналитика содержания работ российских ученых показывает, что большинство делится своими достижениями и педагогическими успехами, что является важным срезом коллективного опыта:

• в области формирования компетенций [2-5];

• в процессе поиска оптимальных методов в работе с иностранными студентами [6; 7];

• внедрения в среду художественного образования научного вектора [8; 9].

В поле зрения российских ученых следующие проблемы:

1) исследование противоречий современной системы образования между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения;

2) исследование проблем многоуровневого художественного образования в новых, достаточно сложных условиях;

3) исследование информационной эпохи и новых парадигм культуры и образования.

Таким образом, на современном этапе важно проводить совместные российско-китайские исследовательские проекты, чтобы сбалансировать имеющиеся расхождения векторов детализации в вопросах профессионального характера. Важна проблематика как российской, так и китайской научной практики, но обмен результатами детализации педагогических приемов и способов создания атмосферы психологической безопасности для творческих личностей остается открытым, если нет совместных проектов в магистратуре и аспирантуре.

Методы исследования

Индикатор - это параметр, который измеряет цель, индекс, спецификацию, стандарт, который должен быть достигнут в ожидании [см.: 10]. Он отражает характеристики как нормативности вещества (в нашей ситуации: содержания учебного процесса), так и нормативности количества (в нашей ситуации: творческого показателя работ).

1. Основываясь на характеристиках индикатора, мы можем определить показатель обучения как соотношение содержания учебного процесса к показателям самостоятельной работы школьника или студента.

2. Основываясь на характеристиках индикатора, мы определяем инновационный персонал ключевым элементом национальной стратегии, а инновационный факультет - краеугольным камнем в подготовке инновационных кадров.

Индикатор подготовки педагогов-исследователей в Китае

Обучение и подготовка педагогов в Китае переходят от количественного развития к повышению качества. В целях возрождения китайской нации и укрепления страны Китай придает большое значение строительству инновационного государства. После 1980-х гг. китайское правительство последовательно инициировало Программу 863, Программу 973, Проект 211, Проект 985, Двухместный план первого класса и другие крупные образовательные специальные действия для подготовки инновационных талантов и педагогов.

Правительство Китая в 2010 г. рассмотрело и приняло «Национальную программу реформирования и развития образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2010-2020 годы)». В статье 12 предлагается «реформа системы обучения персонала», которая включает в себя обновление концепции обучения персонала, инновационную

модель обучения персонала, реформирование системы оценки качества образования и оценки персонала.

В главе XVII предлагается «укрепление команды педагогов», которая включает в себя:

• создание высококвалифицированной команды педагогов;

• укрепление морального облика учителей;

• повышение уровня работы педагогов;

• улучшение статуса педагогов;

• улучшение системы управления совместно с педагогами.

Гуманистический индикатор на основе восточной философии

Знания, основанные на восточной философии, являются одним из показателей подготовки китайских педагогов-исследователей. В Китае восточная философия относится к традиционной китайской доктрине управления (Конфуцианцы, Школа Моцзы, Легисты). Восточная философия за тысячи лет сформировала свои уникальные национальные представления о природе, истории, этике, методологии.

Например, Чэнь Нань, педагог-исследователь Университета Цинхуа, использовал восточные гуманитарные знания в качестве руководства идеями.

■ Чэнь Нань - профессор Школы изящных искусств Университета Цинхуа, исполнительный заместитель директора исследовательского центра древнекитайских иероглифов, заместитель директора департамента дизайна визуальных коммуникаций, докторский преподаватель и доктор дизайна. Член Китайской ассоциации художников, Национальный член комитета дизайна Китайской федерации упаковки, директор Пекинской ассоциации содействия промышленному дизайну и директор Китайской ассоциации дружбы за рубежом.

Чэнь Нань опубликовал более 20 книг и десятки статей, в том числе: «Визуальное

путешествие на восток», «Любовь и дружба в иероглифе Дунба», «Дизайн логотипа», «Искушение кандзи» и другие работы.

В искусстве и практике Чэнь Нань выступал не только за «Теорию дизайна», но и за «Исследовательский дизайн». Его «Теория дизайна стиля» выступает за энергетику взаимодействия «дизайнерского мышления и методологии» из традиционной китайской культуры, применяемой в современных дизайнерских практиках. Идеи Чэнь Нань перекликаются с идеями российских ученых, педагогов-практиков, продвигающих в учебный процесс этнодизайн, где лидирующие позиции занимает информационная эстетика (достоверность), которую обеспечивает дивер-гентно-семиотический анализ предметов-артефактов [9].

Гуманистический индикатор на основе марксистской философии

Марксистская философия является краеугольным камнем философии китайских исследователей. Поскольку Китай придерживался социалистической системы, почти все педагоги-исследователи, кроме философских дисциплин, использовали марксизм в качестве краеугольного камня философии. Марксистская философия впитала в себя идеи материализма и диалектики в традиционной китайской философии и, в сочетании с конкретными китайскими практиками, сформировала марксистскую философию с отличительными национальными особенностями, то есть систему марксистских теорий, характерных для Китая. Эта система включает в себя три важные идеи, формирующие взгляд на научное развитие: марксизм, идеи Мао Цзэдун, теорию Дэн Сяопина.

Марксистская теоретическая система в соединении с китайской спецификой почитания философских идей, является фундаментальной философской теорией. Эта

философская теория в сочетании с китайской конкретной практикой превратилась в формулу: «Практика - это единственный критерий для проверки истины». В настоящее время она стала важным идеологическим руководством для китайских педагогов-исследователей.

Особенности подготовки педагогов-исследователей в России

Строгие и сложные академические стандарты являются важным показателем подготовки российских педагогов-исследователей. В Китае Россию называют «боевой нацией», где культивируется своеобразное почтение к своему национальному самосохранению и единению. Это не уничижительная оценка, а похвала.

В сфере образования такое чувство беспокойства за национальное самосохранение и единение также привело к тому, что российские педагоги около 25 лет назад, под влиянием европейской Болонской конвенции, разделились на новаторов, воспринявших позитивно новые возможности «мобильности» (обучение и практика в европейских вузах), и традиционалистов, которые строго придерживались российских академических стандартов. В результате эмпирического метода собеседований, информационных сообщений в СМИ, просмотра ряда телевизионных передач, наш вывод заключается в том, что такое определение, как «резкое разделение», не будет верным. На наш взгляд, именно чувство беспокойства за национальное самосохранение и единение возбудило большое количество дискуссий.

Стратегия перехода на цифровое обучение, а с февраля 2020 г. и на дистанционные формы всех уровней обучения, смещает внимание ученых, педагогов-исследователей к освоению вариативных технологических возможностей использования компьютерных программ. На фоне информатизации

образования чувство беспокойства за национальное самосохранение и единение не затихает среди российских ученых и специалистов. Например, очень интересные дискуссии специалистов-практиков, ученых можно смотреть по

каналу «Культура» (ведущие А. Архангельский, В. Третьяков, где выступают также ведущие профессора МПГУ).

Следовательно, в такой ситуации, когда обострено чувство беспокойства за национальное самосохранение и

Гуманитарный индикатор

Критический индикатор подготовки педагогов-исследователей

Профессиональная теория

Профессиональный индикатор

Профессионализм

Профессиональное знание

Профессиональное умение

Профессиональная мудрость

Академическая этика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Академический Академическое отношение

индикатор Академический уровень

Академическая

инновационная способность

Инновационный индикатор

Инновационное сознание

Инновационный мыслительный образ

Инновационная практическая способность

Моральный индикатор

Профессиональная ценностная ориентация

Профессиональное чувство

Профессиональные принципы и нормы

Рис. 1. Фэнь Янь: формула «Критический индикатор подготовки педагогов-исследователей»

единение, важно спланировать подготовку педагогов-исследователей для того, чтобы сбалансировать гуманитарный и технический уровни знаний, чтобы не растерять ценностный духовно-нравственный, художественно-эстетический, поэтический и музыкальный потенциал российского художественного образования на этапе перехода к информационной системе цивилизационного развития.

Результат

Диверсифицированный и перекрестный инновационный индикатор

Педагоги-исследователи являются основной движущей силой учебного заведения. Поэтому очень важно поддерживать их чувство беспокойства за национальное самосохранение и единение и помогать реализовать свои профессиональные навыки. Это отражается на качестве учеников в школе и студентов, будущих педагогов. Личность педагога - важный эталон и образец в колледже и педвузе.

Сравнительный анализ существующих различий в подготовке научно-исследовательских педагогических кадров в России и Китае на пересечении национально-культурных особенностей и технических достижений в области информационного образовательного пространства позволил выдвинуть новаторское предложение об укреплении статуса обучающей гуманитарной модели для педагогов-исследователей. Предлагается первоначальный теоретико-методологический «пакет критического индикатора» подготовки педагогов-исследователей (рис. 1).

«Основные показатели подготовки учителей» (Key Teacher Training Indica-

tors) включают в себя гуманитарную модель обучения, в структуру которой входят: профессиональный индикатор, академический индикатор, инновационный индикатор, моральный индикатор.

Каждый индикатор может функционировать самостоятельно (автономно) или в комплекте (перекрестно). Каждый индикатор определяет конкретный набор показателей, которые закрепляют значимые знания и навыки, достижения, повышающие одновременно статус педагога-исследователя.

Выводы

Обучающая гуманитарная модель для педагогов-исследователей предлагается в конструкции новой парадигмы художественного образования (см. тему исследования автора) и включает в себя следующие образовательные смысловые блоки: профессиональный индикатор, академический индикатор, инновационный индикатор, моральный индикатор.

Например, моральный индикатор включает в себя понятие «профессионально-ценностная ориентация», что предполагает освоение таких важных нормативов для педагога-исследователя, как «профессиональное чувство», «профессиональные принципы и нормы».

Обучающая гуманитарная модель для педагогов-исследователей не может быть завершенной и закрытой. Появление новых креативных идей в научном пространстве художественного образования может рассматриваться как объект для переосмысления «вчерашней» традиции подготовки педагогов-исследователей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Sternberg R. J. Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence. New York: Cambridge University Press, 1985.

2. Алиева А. Р. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство в системе подготовки художников-педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 46. С. 99-100.

3. Боднева Н. А., Милованова Е. С., Омарова А. Д. Компетентностный подход в обучении руководителей высшего звена образовательных организаций // Педагогические науки. 2018. № 27. С. 20-23.

4. Габдулхаков В. Ф., Попов Л. М. Об индикаторах профессионального мастерства педагога. // Гуманитарные науки. 2013. № 6. С. 212-219.

5. Панюшкина М. А. Оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога как педагогическое понятие // Научно-методический электронный журнал. 2019. № 4. С. 69-76.

6. Арефьев А. Л. Иностранные студенты в российских вузах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004. № 3. С. 85-94.

7. Веревкин О. Л. Использование потенциала российских вузов для подготовки иностранных студентов // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 3. С. 126-144. DOI: https:// doi.org/10.19181/snsp.2017.5.3.5360.

8. Андриевская Л. А., Циулина М. В. Критерии и показатели сформированности профессиональных действий будущего педагога (на примере «дисциплины методология и методы научного исследования») // Вестн. Воронежского гос. техн. ун-та. 2016. № 9. С. 9-13.

9. Анисимова-Ткалич С. К., Ткалич А. И. Научная среда вуза: вектор НИРС. М.: МГОУ 2019. 156 с.

10. Чен Цзяньхун. Базовая статистика. Пекинский технологический институт Press, 2013.

11. Ду Вэнь. Сделайте хорошую работу по подготовке учителей на исследовательских курсах // Хэйлунцзян Образование. 2002. № 2. С. 40-41. (Кит. яз.)

12. Лю Хуэй. Построение системы оценки инновационных талантов. // Управление технологиями и инновациями. 2015. № 4. С. 332-336. (Кит. яз.)

13. Лю Лили. Количественный анализ исследований в области подготовки отечественных учителей. // Исследования в области непрерывного образования. 2010. № 3. С. 78-80. (Кит. яз.)

14. Сун Е. Основные факторы и значение всестороннего качества преподавателей колледжа. // Журнал Куньминского Университета Науки и Технологий (Издание Социологии). 2003. № 1. С. 65-68. (Кит. яз.)

15. Янь Фэнь. Исследование традиционных символов культуры в дизайне мобильных интерфейсов. 2018. URL: http://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode= CMFD&filename=1018820641. nh&dbname=CMFD201901 (дата обращения: 06.10.2020). (Кит. яз.)

ДОКУМЕНТЫ: КИТАЙ

1. План 863: полное название «Национальный план исследований и разработок в области высоких технологий» (03.1986).

2. План 973: полное название «Национальный план основных исследований и разработок» (1997).

3. Проект 211: сосредоточиться на строительстве около 100 колледжей и университетов и ряда ключевых дисциплин (1995).

4. Проект 985: строительство нескольких первоклассных университетов мирового уровня (05.1998).

5. Строительство университетов мирового класса и первоклассных дисциплин, называемых «двойными первоклассными» (2017).

REFERENCES

1. Sternberg R. J. Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence. New York: Cambridge University Press. 1985.

2. Aliyeva A. R. Professonalnaya kompetentnost I pedagoogicheskie navyki v sisteme podgotovki chudozhnikov - prepodavateley. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2014, No. 46, pp. 99-100.

3. Bodneva N. A., Milovanova E., Omarova A. D. Кompetentnyy podchod k obucheniyu rukovoditeley obrasovatelnykh organizatsiy. Prepodavanie nauk. 2018, No. 27, pp. 20-23.

4. Gabdulkhakov V. F., Popov L. M. Ob indikatorakh professionalnogo masterstva pedagoga. Gumanitarnye nauki. 2013, No. 6. pp. 212-219.

5. Panyushkina M. Otsenka kvalifitsirovannykh kompetentsiy budushshego uchitelya kak pedagoficheskoy kontseptsii. Nauchno-motodicgeskiy elektronnyy zhurnal. 2019, No. 4, pp. 69-76.

6. Arefyev A. L. Inostrannye studenty v rossiyskikh vuzakh. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsialnye peremeny. 2004, No. 3, pp. 85-94.

7. Veryevkin O. L. Ispolzovanie potentsiala rossiyskikh universitetov dlya podgotovki inostrannykh studentov. Sotsiologicheskaya nauka i sotsialnaya praktika. 2017, No. 3, pp.126-144. DOI: https:// doi.org/10.19181/snsp.2017.5.3.5360.

8. Andrievskaya L. A., Tsyulina M. V. Kriterii i pokazately formirovaniya professonalnykh deystviy budushshego prepodavatelya. Vestnik Voronezhskogo universiteta. 2016, No. 9, pp. 9-13.

9. Anisimova-Tkalich S. K., Tkalich A. I. Nauchnaya oblast universiteta: vector SRWS: monogr. Moscow: MGOU, 2019. 156 p.

10. Chen Jianhong. Bazovaya statistika. Beijing Institute of Printing, 2013.

11. Du Ven. Obuchenie prepodavteley dlya issledovatelskikh kursov. Heilongjiang Education. 2002, No. 2, pp. 40-41. (In Chinese)

12. Liu Hui. Postroit sistemu indeksa otsenky dlya innovatsionnykh talantov. Technology and Innovation Management. 2015, No. 4, pp. 332-336. (In Chinese)

13. Liu Lili. Kolichestvennyy analiz otechesnvennykh issledovaniy b oblasti podgotovki uchiteley. Continue Education Research. 2010, No. 3, pp. 78-80. (In Chinese)

14. Sun E. Osnovny factory i vazhnost kompleksnogo kachestva prepodavateley kolledzha. Journal of Kunming University of Science and Teachnology. 2003, No. 1, pp. 65-68. (In Chinese)

15. Yan Feng. Study of traditional cultural symbols in mobile interface design. 2018. Available at: http:// kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode = CMFD&filename = 1018820641. nh&dbname=CMFD201901 (accessed: 06.10.2020). (In Chinese)

DOCUMENTS (CHINA)

1. Plan 863: full name "National High-tech R&D Program (863 Program)" (03.1986).

2. Plan 973: full name "National Plan for Basic Research and Development" (1997).

3. Plan 211: focus on the construction of about 100 colleges and universities and a number of key disciplines (1995).

4. Plan 985: the construction of several first-class world-class universities. (05.1998).

5. The construction of world-class universities and first-class disciplines, called „double first-class" (2017).

Янь Фэнь (Китай), аспирант, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет

e-mail: 15623154499@163.com

Yan Feng (China), PhD post-graduate student, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University

e-mail: 15623154499@163.com

Статья поступила в редакцию 06.11.2020 The article was received on 06.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.