Научная статья на тему 'Культура управленческой деятельности: опыт формирования'

Культура управленческой деятельности: опыт формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура управленческой деятельности: опыт формирования»

Л.В. ЛЯЛИНА

КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ

Сущность управления учебной деятельностью состоит прежде всего в том, что оно представляет собой организацию процесса усвоения научных знаний, формирования навыков (приемов и операций) и умений (способов приобретения и использования знаний). Необходимо вооружить обучаемых такими знаниями, умениями и навыками, которые постепенно повышали бы уровень их развития и делали их способными самообучаться дальше.

Методическая организация занятий учебного курса по освоению студентами сущности управленческой деятельности подчинена следующей генеральной цели - освоение функции управления студентами на основе включения их в единый управленческий цикл педагогической деятельности.

Общий обучающий курс рассчитан на 41 час. Программа учебного курса «Педагогическая управленческая деятельность» включает теоретическую и практическую части, так как процесс освоения и осуществления управленческих функций имеет определённую структуру, специфику, технологию реализации и включённость в непрерывный цикл педагогического управления.

В методике проведения занятий курса обучение выступает как организация учебно-поисковой и исследовательской деятельности; учебно-игровой моделирующей деятельности; активного обмена мнениями в форме творческих дискуссий; систему тренинговых процедур и упражнений.

Данные направления предполагают творческий поиск на основе эффекта группового взаимодействия, реализации принципа диалога и активности через включение в обучение элементов исследования, применения варианта обучения на моделях. Методика занятий определяется единством и взаимосвязью цели обучения, содержания учебного материала, имеющегося педагогического опыта в условиях управленческой педагогической деятельности. Задача педагога оптимизировать полученные знания и умения для обогащения своего индивидуального управленческого опыта.

В методике организации учебных занятий используются как традиционные формы обучения, такие, как лекция и семинар, с чётко фиксированным, детально описанным ожидаемым результатом, так и нетрадиционные формы, такие, как дискуссии, тренинговые упражнения, проективные игры, где творческое восприятие и самовыражение участника (учителя) может внести соответствующие его индивидуальности коррективы в планируемый результат данного занятия.

На лекционном занятии теоретический материал подаётся крупными теоретическими блоками. Обсуждение теоретических положений и выполнение практических заданий осуществляется на педагогических семинарах. Поиск новых аспектов обсуждаемых педагогических проблем происходит во время дискуссии (разбор и анализ ситуаций психолого-терапевтического выбора в действиях педагога). А тренинговые упражнения и игры позволяют закрепить и отработать приобретенный опыт. К характерным элементам данных форм относятся - создание обстановки, при которой участникам необходимо анализировать возникающие или предложенные ситуации и принимаемые решения; обязательное присутствие неожиданности; невозможность полной формализации ситуации; динамичность изменения обстановки и зависимость её от знаний и задач участников в предыдущие моменты занятия.

Данные формы организации занятий основываются на творческом поиске имеющегося опыта и его ретрансляции, воспроизводстве. Основными составляющими комплекса форм занятий являются расширение и углубление сознания и познания участников, развитие самовыбора, сотрудничества и совместной ответственности в рациональном решении задач, что достигается посредствам активизации деятельности участников. Важным аспектом выхода на практику является её связь с комплексом проблем, определяемых современной действительностью, требующей формирования самостоятельного педагогического управленческого мышления.

Охарактеризуем композиционные особенности лекции, реализуемые в нашем исследовании.

Каждую лекцию начинали с постановки перед студентами ее цели, сообщая не только тему, но и четкий план ее изложения, количество «узловых» вопросов (не более трех за одну лекцию). Важное значение придавалось созданию и поддержке эмоционального фона лекции. С этой целью использовались приемы: раскрытие преподавателем материала в форме отражения его субъективного видения проблемы (первоначальное впечатление и возникающие ассоциации); показ своего хода мышления (демонстрация сомнений, сознательное ожидание ответа с целью возбуждения активности студентов) и своих чувств (восхищения, разочарования и пр.), лекции-диалоги, лекции-дискуссии; расположенность преподавателя к студентам и его коммуникативная культура; включение соревновательных механизмов как мощных стимулов рождения эмоционального потенциала студенческой группы и др. Уже на первых лекциях и практических занятиях использовал диалог, полилог, совместную деятельность в микрогруппах, старались показать студентам значение и перспективы изучения данного курса, закономерности развития науки управления.

Каждая лекция - это интеграция знаний из разных областей наук (менеджмента, философии, педагогики, психологии, социологии, культурологии и др.), что обогащает видение студентами многогранности управленческой деятельности.

В качестве примера приведем содержательную характеристику двух лекционных вопросов первого тематического блока: «Педагогические системы и их сущность» и «Научные основы управления педагогической системой».

В лекции «Педагогические системы и их сущность» рассматривались следующие вопросы: Понятие «система». Природа и сущность систем, их виды (материальные и идеальные, механически, биологические, социальные), признаки и законы развития. Педагогическая система как разновидность социальной системы. Общие и специфические признаки педагогических систем: полнота компонентов, наличие связей и зависимостей между компонентами, наличие ведущего звена для объединения компонентов, наличие уровней иерархии и иерархия уровней, наличие структуры и др. Характеристика педагогических систем: открытая, централизованная, целостная и др. Устройство педагогической системы как открытой системы: источники возникновения и существования системы, ресурсное обеспечение («входы» из внешней среды); внутренняя среда педагогической системы, ее жизнедеятельность и организационная культура; результат деятельности педагогической системы (ее «выходы» во внешнюю среду).

В лекции «Научные основы управления педагогической системой» рассматривались следующие вопросы: Основные понятия теории управления. Отличие понятий «управление» и «менеджмент», «менеджер» и «руководитель», «педагогическое управление» и «социальное управление», «система управления», «стихийное управление» и «сознательное управление». Эволюция науки управления. Методологические основы научного управления. Системный, ситуационный и

синергетический подходы в управлении. Принципы научного управления педагогическими системами: демократизация и гуманизация, системность и целостность, сочетание централизациии децентрализации, единоначалие и коллегиальности, объективность и полнота информации. Методы педагогического управления как способ реализации этапов управленческого цикла. Ведущие функции методов управления. Основные функции управления: планирование, организация, руководство, контроль.

На лекционных занятиях студенты выступали субъектами осознанной учебно-познавательной деятельности и общения, проявляя собственное «Я» и свою позицию при освоении проблемы, ощущали необходимость в личностном саморазвитии. Для этого использовались следующие приемы: размышление вслух, выступление студентов с докладами по некоторым вопросам плана лекции, поощрение и стимулирование активности в ходе постановки вопросов преподавателю и т.д. В лекционный материал включали органичное сочетание информационности и проблемности. Важным звеном в нем является создание проблемных ситуаций. Активная мыслительная деятельность студентов начинается с возникновения затруднения из-за отсутствия необходимых знаний. Для разрешения проблемы привлекаются знания из изученных ранее тем и других психологопедагогических дисциплин. В процессе лекций мы создавали проблемные ситуации, используя различные приемы: задавали вопросы, приводили факты, характеризующие различный уровень культуры управления педагога, цитировали высказывания ученых по проблемам теории и практики управления.

В процессе эксперимента нами были использованы лекции с элементами дискуссии и лекции с включением докладов. Их основная цель - сместить акцент в сторону студентов (монолог переходит в диалог), развить у студентов интерес к самостоятельной работе, исследовательской деятельности. Готовятся к таким докладам преподаватель и часть студенческой группы. Показателями эффективности лекции служили активная работа большинства студентов и степень этой активности.

В процессе лекций мы ставили задачу формирования у студентов базовых знаний в области теории и технологии управления, а также первоначальных умений применить теоретические знания на практике - в ответах, решении управленческо-педагогических задач, терминологических диктантах и пр.

Отработка, анализ нового материала, полученного на лекции и в процессе самостоятельной работы студентов, происходят на семинарских занятиях. Система работы включала три этапа:

В ходе семинара применяются различные приемы организации и активизации познавательной деятельности обучаемых:

- подготовка обучаемых к занятию: рекомендация литературы, необходимой для подготовки к занятию; распределение обучаемых на подгруппы и выбор в них руководителя; дифференцированное распределение вопросов для обсуждения;

- конструирование вопросов для обсуждения: вопросы на воспроизведение теоретического материала; вопросы на выявление понимания отношений; вопросы на обращение к практическому опыту; анализ проблем, не получивших однозначного решения в ходе работы;

- подведение итогов проделанной на занятиях работы.

Занятия состояли их двух частей. Сначала в ходе развернутой беседы углублялись теоретические положения, изложенные в лекциях и самостоятельно изученные студентами по рекомендуемой литературе. Наряду с репродуктивными вопросами, цель которых заключалась в определении степени усвоения теоретического материала «Что такое стиль управления?», «Что означает термин «функции управления»? «Назовите шесть требований к установлению контакта», «Каковы основные условия достижения добровольного исполнения распо-

ряжения руководителя?». Широко применялись проблемные вопросы, требующие высказывания своей, аргументированной точки зрения «Как можно оценить факт существования многих коммуникативных концепций?», «Стиль управления -это только форма или и содержание?», «В чем сложность использования приемов аттракции в управленческой деятельности?», «Управленческая культура и культура управленческой деятельности - сходства и различия».

На занятии руководитель делал обоснованные заключения по выступлениям, отмечал положительные и отрицательные стороны ответов, излагал свою точку зрения по дискуссионным положениям и выступал с обобщениями.

Так как семинары были с элементами практикума, то нами были использованы методические приемы с элементами решения задач, непосредственно нацеленных на реализацию теоретических знаний. По своему содержанию эти задачи были разнообразными:

- информационно-проблемные задачи-задания с постановкой к ним вопросов на объяснение понятий и высказываний: «Управленческая культура и культура управленческой деятельности - сходства и различия»;

- на гибкость мышления и осознанность применения знаний;

- систематизацию знаний, соотнесение их с закономерностями, принципами и технологией управления, анализ и оценка актуальных проблем педагогического управления: «Каковы процедура и инструментарий диагностики начального, промежуточных и конечного состояния педагогической системы?»;

- задачи-ситуации, взятые из педагогической практики, направленные на обоснование явления, определение целей, плана, путей функционирования и развития педагогической системы, педагогического коллектива, раскрытие мотива поведения, анализа ошибок;

- задачи, предполагающие выбор из теоретических положений, необходимого для правильного решения в данной ситуации: «Опишите структуру и механизм функционирования внешней обратной связи в предлагаемой вам педагогической системе»;

- задачи, требующие новых знаний, - на классификацию, сравнение, сопоставление реальных явлений педагогического управления: «Составьте собственную классификацию (опорный конспект) методов организационного управления»;

- задачи, связанные с доказательством правильного или неправильного применения теоретических знаний: «Сравните ситуационный и проблемный подход к управлению педагогическими системами и докажите, что, несмотря на схожесть, это совершенно разные подходы к управлению! Или нет?!».

В ходе семинаров-практикумов мы также использовали активные методы обучения в виде упражнений. В качестве примера приведем часть сценария третьего занятия второго раздела - «Содержание деятельности руководителя в осуществлении планово-прогностической функции управления» - «Педагогическое планирование» [1].

Цели упражнения:

- развитие и закрепление навыков планирования самообучения и самообразования в рамках педагогической деятельности;

- активизация человеческого фактора; создание благоприятного безопасного психологического климата в преодолении негативных психических состояний при решении данного вида затруднений, развитие навыков самуправ-ления и самооценки.

Сценарий игры:

Каждый участник игры на основе методов рефлексии проводит анализ своей деятельности в целом, и на этой основе выявляет приоритетные на-

правления самообразования работы на год и планирует их с практической направленностью.

Первый этап

Составляется список личных пожеланий по процессу самообразования на предстоящий год, как можно полный (необходимо пофантазировать). При составлении этого списка игроки не должны ограничивать себя рамками - реально или нереально это выполнить. Выписываются самые невыполнимые, на первый взгляд, пожелания.

Второй этап

Каждый игрок отмечает из своего списка те пожелания, которые, на его взгляд, совершенно пока не реальны для выполнения, а затем - в реализации которых он уверен.

Третий этап

На данном этапе рассматриваются только пожелания второй категории, т.е. в реализации которых игрок уверен.

Необходимо рассмотреть их как проблему (личную), т.е. четко обозначить: на какие элементы распадается данная проблема; что заставит решить каждый элемент проблемы (мотивация к достижению); чему нужно научиться или какими способностями овладеть, чтобы реализовать задуманное.

Результаты оформляются в виде таблицы:

Личная проблема (перечень) Ее анализ (расчленение для поиска источника саморазвития) Формулировка мотива к достижению («Зачем мне это надо...). Создание программы мотивации Выявление способов действия в соответствии с собственными способностями. Программа формирования ЗУН

Далее происходит групповое обсуждение полученных результатов, по итогам которого происходит обмен опытом собственным приемам планирования самообразования.

Система оценивания: педагог осуществляет профессионально-дидактический разбор игры исходя из поставленных целей и обращает особое внимание на типичные ошибки и способы их устранения.

В рамках обучающего курса проводится тренинговый курс - на 12 часов.

Поэтому наряду с целью основного обучающего курса мы определяем ряд сопутствующих целей её практической части: повышение психолого-педагогичес-кой компетенции участников в практике педагогического управления; формирование управленческих знаний и умений участников в рамках каждой управленческой функции.

Цели педагогического тренинга конкретизируются в частных задачах:

1. Приобретение знаний о едином управленческом цикле в педагогической деятельности.

2. Определение значения каждой функции управления.

3. Установление границ функциональной деятельности руководителя в процессе реализации каждой функции управления.

4. Выявление факторов возникновения пороговых моментов в каждой управленческой функции, требующих коррекции.

5. Овладение знаниями и умениями для каждой управленческой функции.

Назовем основные принципы организации педагогического тренинга. Принцип добровольного участия, активности и творческой позиции участников как на всём курсе, так на тренинге, в частности и на отдельных занятиях, тренинговых

процедурах, упражнениях и играх. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в приобретении нового опыта и решении поставленных задач (проблем). Принцип диалогового взаимодействия как партнёрского, уважительного, корректного и доверительного межличностного общения в тренинговой группе. Принцип психологического события как откровенное обсуждение, элементы игры, моделирование ситуаций и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи. Принцип самодиагностики как самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных мнений и отношений.

При формировании тренинговой группы необходимо учитывать состав её участников, степень вовлечённости каждого в проблемы обучающего курса вообще и интереса к предстоящему тренингу в частности. Тренинговая группа работает более продуктивно, если в ней возникают процессы, способствующие самораскрытию каждого участника.

Тренинговая группа может включать не более 15 участников. Продолжительность занятий, её порядок и цели определяются педагогом в самом начале работы. В помещении для занятий создается возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в пары постоянного и переменного состава и микрогруппы по 3-5 человек. Обязательным условием работы тренинговой группы является принятие любого мнения, суждения участника группы и соблюдения установленных правил. Каждое тренинговое занятие включает следующую организационную структуру: 1-й этап - введение, 2-й этап -тема, 3-й этап - упражнения, игры, 4-й этап - обсуждение, 5-й этап - рефлексия.

В подготовке занятий были использованы работы следующих авторов: И.В. Вачков - основы группового тренинга; Н.И. Козлов - психологические игры и упражнения; С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина - тренинг конструктивного взаимодействия; В.В. Петрусинский - психотехнические игры и упражнения; А.С. Прутченков - социально-психологический тренинг; А.П. Ситников - акмеологиче-ский тренинг и др.

Виды деятельности, используемые на занятиях педагогического тренинга -усвоение чётко заданного образца («технологически» построенная репродукция); поиск и выработка нового знания, освоения нового опыта через приобретение соответствующих умений (в разновидностях - познавательный поиск по типу научного исследования; проективная игровая деятельность, включая игровое моделирование и игровую экспрессию); дискуссионная деятельность (диалоговая, коммуникативная). Виды деятельности могут сочетаться друг с другом, но качественное своеобразие тренинга определяется основной преобладающей деятельностью.

Этот тренинг являлся итогом в формировании культуры управленческой деятельности у студентов высших учебных заведений социально-педагогической направленности.

Литература

1. Митин С.Н. Управление педагогическими системами: психотерапевтический подход. М.: Ульяновск, 2002. 245 с._________________________________________________________

ЛЯЛИНА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА родилась в 1968 г. Окончила Чувашский педагогический институт им. И.Я, Яковлева. Директор Батыревского филиала Чувашского государственного университета. Доцент, соискатель Чувашского университета. Область научных интересов - управленческая деятельность в системе образования. Автор более 13 публикаций, из них 12 научных статей, в том числе 1 монографии и 1 учебно-методической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.