Г.Я. Козлов
ПРОБЛЕМЫ СОЧЕТАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРИКЛАДНОГО АСПЕКТОВ В ПОДГОТОВКЕ ПОЛИТОЛОГОВ
Систему, а главное содержание политологического образования в том виде, в котором они сложились к настоящему времени в России, трудно назвать безупречными или хотя бы в достаточной степени эффективными. Не беремся судить обо всех возможных путях их совершенствования, но один для нас очевиден: необходимо кардинально усиливать связь образовательного процесса с практикой.
Об излишней затеоретизированности политического образования говорят и работодатели, и сами студенты, для которых политическая реальность не становится реальностью. Это печально, поскольку, по-видимому, студенты понимают, что в политической науке так и должно быть, привыкают, усваивают абстрактный, отвлеченный характер политического знания.
Теоретическая часть традиционного политологического образования включает в себя лекции и семинары, практическая часть - часто ознакомительную, производственную и преддипломную практику.
Что же в действительности представляют собой практические занятия?
Во время ознакомительной практики никакой возможности приложить свои знания у студентов нет.
Производственная практика зависит от того, насколько серьезно к своим обязанностям относятся ее руководители. Нередко, несмотря на то, что работа непосредственных руководителей практики со студентами оплачивается, к работе своей они относятся формально. И если студент не проявит настойчивости, то вся практика может свестись к схеме «сиди и не мешай работать, а еще лучше иди, а я тебе все, что надо, поставлю». К сожалению, такая формальная практика мало что может дать студенту.
Преддипломная практика, пожалуй, самое серьезное практическое занятие студента. Но при этом в основном студента интересует лишь та часть практического приложения своих знаний, которая непосредственно связана с темой его диплома и, следовательно, страдает однобокостью.
Дисбаланс в сочетании теоретического и прикладного аспектов в подготовке политологов обусловлен не только оторванностью образовательного процесса от практики, но и несовершенством учебных планов, и недостатком хороших учебников, и неверной ориентацией в учебе самих обучаемых, и тем, что рынок еще не сформировал более или менее четкого образовательного заказа на соответствующих специалистов. Ведь
в России во многих регионах вообще отсутствуют структуры, профессионально занимающиеся политикой, политическим анализом. Их функции в лучшем случае берут на себя PR-агентства или пресс-службы, создаваемые на период проведения очередной избирательной кампании.
Между тем становится все более очевидным, что в политике наступает время профессионалов, а рынок профессиональных услуг требует сегодня не «политологов вообще», а политологов-управленцев, референтов, консультантов, партийных функционеров, политических журналистов, преподавателей политологии, политтехнологов и т.д.
Следовательно, высшая школа должна дать студентам не только теоретические знания, но и научить их современным политическим технологиям: методам политического анализа и прогнозирования, методикам разработки сценариев политического развития, расчета политического риска, технологиям политической мобилизации и т.п., то есть отличительную особенность образовательной программы по политологии должна составлять ориентация на подготовку специалистов, способных к самостоятельной управленческо-аналитической и политической деятельности.
Такая подготовка предполагает наличие целостной системы формирования профессиональных знаний, навыков, умений, позволяющих анализировать современную ситуацию, находить адекватные управленческие решения и возможна, когда профессиональные знания формируются не на узкоспециальной основе, а в широком контексте гуманитарного знания, предполагающего, что современный политолог хорошо знаком со спецификой политических представлений, культуры, традиций, а также с реальной политической практикой и владеет информационными технологиями. А для того чтобы специалисты обладали более глубокими знаниями, образовательный стандарт должен быть направлен на повышение аналитической самостоятельности выпускников при принятии решений в сфере управленческо-политической деятельности.
Необходимо также усилить информационную составляющую подготовки специалистов в области политической науки. Политолог без элементов универсальности, без широкого гуманитарного взгляда на современную общественную жизнь, по нашему мнению, не политолог. К сожалению, в действующих образовательных нормативах подготовка политологов находится в одном ряду с другими профессиями, сохраняя общую для всех специальностей мировоззренческую парадигму. Учебные планы подготовки профессиональных политологов не в полном объеме сориентированы на формирование у них тех качеств и навыков, которые явно востребует политическая практика.
Решение этой проблемы видится в нахождении оптимального сочетания теоретических и прикладных дисциплин в подготовке политологов.
Под прикладным блоком мы понимаем комплекс политико-управленческих дисциплин, ориентированных на разработку принципов и методов анализа проблемных ситуаций, принятия решений и осуществления политических воздействий.
Опыт подготовки профессиональных политологов в нашем университете показал необходимость введения в учебный план таких курсов, как «Методы и методики политологических исследований», «Теория управления», «Теория организации», «Основы избирательных технологий», «Управленческие решения», «Основы связей с общественностью», «Технология публичного выступления», практикумы по политическому анализу и менеджменту, социально-психологический тренинг «Я - лидер».
Кроме того, с 4 курса мы начинаем проводить дифференциацию студентов на тех, кто собирается работать аналитиком и чиновником в государственной сфере или в партиях, и на тех, кто связывает свое будущее с преподавательской деятельностью. Как нам представляется, такое сочетание общепрофессиональных, специальных и прикладных дисциплин в определенной степени может помочь будущему политологу избежать профессиональной невостребованности или недостаточной компетентности на рынке политических услуг, который уже становится весьма конкурентным. Разумеется, это лишь одна из попыток совершенствования учебного плана подготовки политологов.
Следующая серьезнейшая проблема - недостаток квалифицированных преподавателей, способных объединить фундаментальные теоретические знания и прикладные политические технологии, обладающих при этом навыками хороших лекторов. Преподаватель, даже если читает лекционный курс, должен видеть и понимать практическое содержание профессии. В этом смысле для него весьма желателен личный опыт политической деятельности.
Многие из тех, кто озабочен качеством политологического образования, говорят, что нужно активнее привлекать к процессу обучения практикующих специалистов. Но при этом возникает своя проблема: у практиков, к сожалению, во-первых, нет времени, во-вторых, заинтересованности, в-третьих, соответствующих навыков. Тот, кто собирается учить других, должен уметь подняться до уровня методологического осмысления профессии. Будущим специалистам нужны не рассказы о случаях из жизни, а знания, технологии.
Влияние практиков на образование может быть весьма позитивным, если, кроме практического опыта, они обладают:
а) методическим талантом, то есть умеют хорошо показывать и объяснять;
б) интеллектуальными амбициями и способностью получать удовольствие от общения с университетской средой;
в) «филантропической» направленностью личности (сотрудничать с вузами за относительно невысокое вознаграждение).
Если какие-то из качеств отсутствуют, то сотрудничество оказывается недолгим.
Наши собственные контакты с практикующими специалистами мы стараемся развивать прежде всего по линии организации под их руководством студенческой практики, в свою очередь оказывая им необходимую помощь. Например, наши студенты участвуют в проведении различных исследований, а также в избирательных кампаниях.
Но, говоря о связях с чиновничьим корпусом, следует отметить, что ситуация здесь достаточно непростая: на уровне массового сознания у нас бытует представление, что политиком, как и политологом, способен стать каждый. Потому ряды российских политологов и политиков пополняются непрофессионалами безо всякой научной школы, ориентирующимися главным образом на здравый смысл со всеми соответствующими предрассудками и сомнительными навыками.
Положение усугубляет традиционный российский обскурантизм: повсеместно проявляются неумение и нежелание бюрократии, чиновников пользоваться достижениями науки.
Между тем опыт показывает, что благодаря сложной системе отбора вспомогательных «умов» - аналитиков, консультантов, экспертов, как правило в основном ученых, западные политики практически не совершают грубых ошибок, а тем более таких, которые, по выражению Талей-рана, «хуже преступлений», подобно обвальной приватизации, ввода войск в Чечню или создания финансовых пирамид.
Третья проблема - использование в учебном процессе лучших достижений научной мысли. Это существенный фактор качества обучения политологов. Приходится, однако, констатировать, что пока учебная литература, призванная содержательно синтезировать исследовательские направления и традиции, а также соответствующая подготовка преподавательских кадров в плане повышения их способности к компетентному отбору и интерпретации результатов научного анализа, оставляют желать лучшего. Именно из-за недостаточного развития в этих сферах многие достижения научных изысканий в России, интенсивное встраивание отечественной политической науки в мировые исследования явно не находят адекватного отражения в вузовских программах.
Но усовершенствование учебного процесса на базе включения в него результатов научных исследований в настоящее время может быть лишь частичным. Обусловлено это тем, что вузам так или иначе приходится
компенсировать отсутствие у студентов начальных политологических знаний, которые они должны получать в средней школе. Кроме того, включение научных достижений в процесс преподавания затруднено в силу того, что не во всех высших учебных заведениях имеются соответствующие возможности для проведения исследований, а в преподавании политологических дисциплин все еще доминируют идеологические ценности и социокультурные архетипы вроде славянофильских предустановок или педагоги демонстрируют излишнюю приверженность к каким-то одним методологическим приемам, развивают теоретические подходы, мало связанные с мировой политической мыслью и ее традициями.
А.И. Соловьев совершенно справедливо считает, что мало какой современный российский учебник способен упорядоченно и систематизирована представить панораму теоретических моделей и методов актуальных политических исследований. К этому добавим, что подавляющее большинство из них грешит почти полной оторванностью от сложнейших реалий российской политики.
По нашему мнению, в рамках классического вузовского образования следует также повышать уровень индивидуализации образования. Особое место в этом процессе должно отводиться использованию новых образовательных технологий, которые включают в себя компьютерные технологии обучения, контроля, тренинга, самоконтроля, технологии дистанционного обучения, выполнение научных исследований и саморазвития.
О самостоятельной работе студентов высшей школы хотелось бы сказать особо. Дело в том, что в последние годы в ней стали видеть только то, что студенты самостоятельно изучают вне рамок любых форм учебных занятий, поэтому ее организация перестала рассматриваться как часть учебной работы преподавателя, а это неизбежно привело к тому, что преподаватели все в большей степени становятся лишь источником информации и все реже организаторами процесса усвоения. Функция управления учебным процессом уходила у них на второй план.
Очевидно, что самостоятельную работу студентов необходимо рассматривать с иной точки зрения - как органично вплетенную в общий процесс подготовки специалистов часть с выраженным сократовским принципом активного изучения: лучший способ понять что-либо - это открыть самому. А для того чтобы обучаемый наиболее эффективно изучил что-то, он должен самостоятельно открыть настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно.
К сожалению, наши учебные планы, перегруженные обязательными занятиями, не способствуют рациональной организации самостоятельной работы студентов, мало дают им времени на самостоятельное открытие изучаемого материала.
На наш взгляд, разгрузка студента должна идти не только за счет пересмотра и упорядочения содержания изучаемых курсов. В преподавании базовых дисциплин не нужно стремиться к максимальному расширению учебного материала, а следует излагать сведения, составляющие ядро курса. Необходимо также четко распределять все учебное время. В основе его распределения лежат, как известно, два документа: учебный план и график выполнения обязательных заданий. Мы стремимся, чтобы учебный процесс основывался на принципе планирования всего учебного времени студента, включая не только обязательные занятия по расписанию, но и его самостоятельную работу.
В свою очередь планирование самостоятельной работы студентов предполагает обязательный анализ бюджета времени. Важно четко определять время, фактически затрачиваемое студентами на различные виды учебных занятий. Это можно сделать многими методами. Например, можно провести устный опрос студентов, контрольное выполнение задания преподавателями, контрольное решение задания студентами в присутствии преподавателя, анкетирование студентов. И, конечно, важно обеспечивать выполнение в срок всех даваемых кафедрой заданий с тем, чтобы у студентов создалась полная уверенность, что при систематической работе они сумеют все их сделать.
В этих целях необходима соответствующая система руководства самостоятельной работой студентов, которая должна обеспечивать:
- равномерность самостоятельной работы студентов в отношении правильного ее объема по отдельным дисциплинам и по неделям семестра;
- постепенность перехода от простых к более сложным формам самостоятельной работы и развитие ее видов, включающих научно-исследовательскую деятельность студентов;
- овладение современными научными методами и приемами работы.
Однако при этом следует исходить из того, что управлять всем процессом усвоения знаний в вузе призван прежде всего лектор - наиболее компетентный человек в той области знаний, которыми он вооружает студентов. И хотя лекционный курс лишь часть дисциплины, именно от лектора зависит и выбор трактовки, и содержание обучения, а потому только он способен непосредственно руководить самостоятельной работой студентов.
На нашем факультете мы стремимся использовать все формы проведения самостоятельной работы студентов, подразделяя их на три вида:
1. Подготовительная самостоятельная работа студентов: подготовка к лекционным, семинарским и практическим занятиям и практикумам, изучение и комментирование основной и дополнительной литературы,
подготовка к контрольным работам, тестированию, сдаче зачетов и экзаменов. В этих формах самостоятельной работы студентов преподаватели взаимодействуют со студентами в основном посредством консультаций, методических указаний и рекомендаций, осуществления текущего контроля с выставлением соответствующих оценок.
2. Образовательная самостоятельная работа студентов: подготовка рефератов по специальным (узким) вопросам, выполнение учебных курсовых работ, овладение программным обеспечением, компьютерной техникой, исследовательские работы учебного характера, подготовка учебных наглядных пособий, в том числе и мультимедийных. В этом случае основное взаимодействие со студентами преподаватели осуществляют уже посредством обязательных групповых или индивидуальных консультаций. Кроме того, кафедрой политологии подготовлено и издано для студентов учебно-методическое пособие «Подготовка и защита курсовой работы». Более строгими выглядят и формы контроля в соответствии с графиком учебных занятий.
3. Творческая самостоятельная работа студентов: учебно-исследовательские работы студентов, курсовые работы, научные стажировки, индивидуальные задания по практикам, научно-исследовательская работа студентов и др. Взаимодействие преподавателя со студентами - сугубо индивидуальное. Контроль - реальный выход исследования, сообщения, доклада на научной конференции студентов и преподавателей, публикации, статьи по научно-исследовательской работе, участие в конкурсах, олимпиадах и т. п.
Для организации творческой работы мы предусматриваем в расписании специальный день для самостоятельных занятий, даем студентам начальные знания по методологии и технологии исследования, обеспечиваем квалифицированное руководство и техническое оснащение учебноисследовательской работы (оборудование, литература, помещение).
Творческая самостоятельная работа студентов - основное связующее звено между высшей школой, наукой и производством, практикой. Выпускная квалификационная работа или другое реальное задание, выполненное по предложению той или иной организации, - не только завершение учебной работы, но и начальный этап практической деятельности специалиста. Уже один тот факт, что студент работает над реальным объектом в коллективе, в производственной обстановке, заключает в себе могучее воспитательное воздействие.
К сожалению, отражение реального практического опыта в учебном процессе и самостоятельной работе студентов связано с немалыми трудностями, обусловленными, с одной стороны, отсутствием заказов на политологические исследования, а с другой - сложившейся в последнее де-
сятилетие практикой расчета учебной работы преподавателя в вузе: в ее объем руководство самостоятельной работой студентов теперь не включается. В связи с этим давно назрела необходимость обсуждения проблемы самостоятельной работы студентов и других вопросов, с ней непосредственно связанных.
Было бы полезным, на наш взгляд, также усилить внимание к вопросам организации самостоятельной работы студентов в вузах в плане методического обеспечения учебного процесса. Речь идет не только о разработках для обучаемых, но и о пособиях для преподавателей, прежде всего молодых, начинающих.
В литературе встречаются разнообразные подходы в толковании как понятия «самостоятельная работа», так и в классификации ее форм. Полагаем, что необходимо бы определиться в терминах и разграничить понятия «форма самостоятельной работы» и «метод самостоятельной работы». Следует также различать самостоятельную подготовку как разновидность учебных занятий в вузе и самостоятельную работу студентов как форму их деятельности на аудиторных занятиях и во внеучебное время.
Формами самостоятельной работы студентов во внеучебное время, очевидно, являются:
- Работа с источниками учебной дисциплины. Однако в рамках данной формы самостоятельной деятельности обучаемых нужно распознавать изучение различных источников: научных, учебных, первоисточников политической практики, а также материалов средств массовой информации и Интернета. Такое различение обусловлено особенностями методов работы с каждым из названных видов источников. Например, исследование научной литературы предполагает развитие навыков библиографического поиска, а изучение материалов Интернета возможно только при условии компьютерной грамотности студента.
- Ведение конспектов первоисточников.
- Подготовка к устным публичным выступлениям.
- Составление словарей (тезаурусов) по учебному курсу.
- Решение задач и проблемных ситуаций.
- Подготовка письменных работ.
Особенности каждого вида таких работ должны быть обеспечены соответствующими рекомендациями. Обычно называют три вида пособий: по написанию докладов (рефератов, эссе), курсовых работ и выпускных квалификационных работ. Полагаем, что отдельно можно также готовить пособия по учебно-исследовательской деятельности студентов, которые должны содержать не только тематику, перечень источников, но и краткие рекомендации по каждой теме.
Наконец, совершенствованию всего процесса подготовки политологов в немалой степени способствовало бы применение новых обучающих способов и технологий, отличных от традиционных. В частности, мы связываем большие надежды с внедрением методов интерактивного обучения - обучения через опыт. Есть еще одно определение интерактивного обучения - «обучение, погруженное в процесс общения», то есть основанное на взаимодействии студента с другими студентами и с педагогом.
К сожалению, мы привыкли к ситуации, когда на семинарских и практических занятиях отсутствует заинтересованное общение как между преподавателем и студентом, так и между студентами: преподаватель нередко занимается еще каким-либо делом во время выступления студента, его сокурсники выполняют свои отдельные задания, групповая коммуникация разорвана и распылена. Таким образом, слово учащегося на занятиях не превращается преподавателем в учебную ситуацию.
Можно ли так изменить учебную ситуацию, чтобы преподаватель из лектора превратился во внимательного, заинтересованного собеседника и опытного проводника? Безусловно, если освоить и внедрить такие методы интерактивного обучения, как «мозговой штурм», дебаты, различные виды учебных дискуссий, игровое моделирование, большие и малые ролевые игры, деловые игры, обучающие и метафорические упражнения и т. п., способствующие вовлечению студента в активный процесс познания и переработки знаний. Эти формы обучения важны и в вузе, поскольку позволяют каждому студенту включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи.
Интерактивное обучение, основанное на взаимодействии с областью осваиваемого опыта, с тренером, друг с другом, - чрезвычайно долговременный процесс. Для того чтобы без потерь интегрировать его приемы в рамки вузовского учебного процесса, связанного с жесткостью учебного расписания, сменой видов занятий, кабинетов и т. д., необходимо использовать самые разнообразные интерактивные способы взаимодействия с аудиторией.
Очевидно, что полный цикл интерактивного обучения трудно осуществить во время классического вузовского семинара, не создав для этого специальных условий. Оптимальным способом его организации, на наш взгляд, является тренинг.
Есть множество определений тренинга. Вот только некоторые из них:
Тренинг - это тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.
Тренинг - форма активного обучения, развитие умений и навыков.
Тренинг - метод создания условий для самореализации.
Тренинг - совокупность активных методов, которые используются с целью самопознания и саморазвития.
Тренинг представляет собой сложно организованную деятельность, включающую в себя одновременно несколько функций:
- коммуникативную - установление эмоциональных контактов среди учащихся;
- информационную - обеспечение участников необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- обучающую - развитие общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и т. п.);
- интерактивную - возможность создания на основе индивидуальных вкладов каждого участника в общее дело динамики развития предмета (переход от старых знаний к созданию новых) и совместной деятельности (от единичного взаимодействия к полномасштабному сотрудничеству);
- релаксационную - учитывая то, что интенсивные формы работы иногда создают дополнительную нагрузку на нервную систему, необходимо в этом случае включать специальные упражнения на снятие негативного эмоционального и физического напряжения .
Обязательная составляющая часть интерактивного обсуждения, игры, групповой деятельности - результаты. Применяются различные формы и способы оценивания эффективности интерактивной деятельности и критерии оценивания.
В вузовских условиях это могут быть текущие и семестровые оценки (упомянем очевидную узость диапазона пятибалльной системы и выскажем пожелание ввести, хотя бы для внутреннего, тренингового использования, разработанную совместно со студентами семи-, десяти-, стобалльную систему, которая имела бы таблицу соотношений с общепринятой), подготовленные доклады и рефераты по соответствующей тематике, выступления на факультетских, вузовских и межвузовских конференциях, олимпиадах, отзывы коллег-преподавателей об изменении морального климата в группе и на занятиях.
Одним из самых объективных методов оценки, на наш взгляд, может стать метод сравнения с контрольной группой - группой, курсом, в которой проводятся «нетрадиционные» уроки без элементов тренинга и интерактива. Мы убеждены, что результаты такой сравнительной оценки будут в пользу инноваций.
См.: Вакуленко, В. Интерактивные формы на семинарах учителей (как организовать тренинг) : методическое пособие по организации обучения учителей преподаванию права / В. Вакуленко, Н. Михайлова, С. Юсфин. - М., 1999.
Распространено мнение, что интерактивные методы обучения применимы чаще всего на семинарах, коллоквиумах или практикумах. В последнее время мы стали практиковать и так называемые интерактивные лекции, когда студентам еще до лекции раздается материал, который планируется изучить и в некоторых случаях, по усмотрению преподавателя, вопросы к нему.
На лекции рассматриваются заранее поставленные перед студентами вопросы, а также те проблемы, которые вызвали у них интерес или какие-либо затруднения при их изучении.
Раздаточные материалы должны включать в себя тексты и научные работы, отражающие различные точки зрения на одни и те же проблемы. Студенты должны иметь представление о взглядах различных ученых и уметь делать свои выводы на их основе. Роль преподавателя в данном случае - объяснить студентам направления в изучении темы и разъяснить возникающие у них в этой связи вопросы. Данный вариант развивает аналитические способности студента, умение аргументировать свою точку зрения, приучает к самостоятельной работе с источниками и документами. Таким образом, он превращается из пассивного, которому предлагается определенный объем информации, в активного, обладающего определенным контролем над объемом и качеством получаемых знаний.
Подготовке будущих специалистов к решению профессиональных задач на основе соединения теоретического обучения с практическим закреплением имеющихся навыков и умений способствуют также такие новые формы обучения, как различные деловые игры: ролевые, имитационные, организационно-деятельностные.
Деловые игры в той или иной форме проводятся давно, в том числе и в нашем университете. Интерес к такого рода учебному занятию вызван прежде всего тем, что, во-первых, при использовании деловых игр процесс обучения приближен к реальной практической деятельности обучаемых, так как в деловой игре всегда используется, имитируется конкретная проблемная ситуация, во-вторых, она является игровым методом обучения и, в-третьих, коллективным методом обучения.
Участие студентов в деловых играх предполагает их хорошую предварительную самостоятельную подготовку, поэтому кафедра уделяет большое внимание подготовке учебно-методических материалов по организации и проведению деловых игр. На каждую деловую игру разработаны методические рекомендации как для преподавателя, так и для студентов. В методических рекомендациях для преподавателей по организации и проведению деловой игры отражаются:
- цели занятия;
- учебно-наглядное обеспечение;
- методы проведения;
- действия преподавателя по предварительной методической подготовке студентов к деловой игре (постановка задач, консультации, деление группы на игровые коллективы, распределение ролей и т.д.);
- подробный сценарий деловой игры, начиная со вступительного слова преподавателя и заканчивая подведением итогов деловой игры.
Накануне игры, за несколько дней до ее проведения, каждый студент получает методические рекомендации по подготовке к ней. В этих рекомендациях поставлена цель предстоящей деловой игры, приведено содержание проблемной ситуации, выносимой на игру, дан перечень учебно-методических материалов, которые необходимо изучить (повторить) самостоятельно, приведены контрольные вопросы, на которые следует подготовить ответы в ходе деловой игры и представить преподавателю в виде проекта решения, сообщения и пр. Проведение деловой игры особенно важно на заключительном этапе изучения предмета. К этому времени студенты накапливают известный уровень знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной работы. Деловая игра должна быть обязательно профессионально направленной.
Сказанное свидетельствует о почти неисчерпаемых перспективах в совершенствовании системы подготовки политологов на основе соединения теоретического обучения с практическим.
В этой связи было бы целесообразно организовать постоянный форум для преподавателей, на котором можно было бы, обсуждая проблему «Чему и как следует учить будущих политологов», описывать свой опыт и трудности, дискутировать по конкретным вопросам, вырабатывать (если это возможно) общие представления о целях, содержании и методах, обсуждать существующие программы и учебники, а также вопросы о специализации студентов. Очевидно, таким форумом мог бы стать общефедеральный журнал «Политическое образование и наука», инициативу издания которого мог бы взять на себя научно-методический совет по политологии Министерства образования Российской Федерации.