Научная статья на тему 'Культура учителя как система духовных ценностей'

Культура учителя как система духовных ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1608
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДУХОВНАЯ АКСИОСФЕРА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА / CULTURE OF TEACHER / VALUABLE ORIENTATIONS / SPIRITUAL AXIOSPHERE OF MODERN TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташова Н. А.

В статье культура учителя представлена как система ценностных ориентаций. Рассматриваются экзистенциальные, нравственные, политические, эстетические и художественные ценности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF TEACHER AS A SYSTEM OF SPIRITUAL VALUES

The culture of teacher is represented as a system of valuable orientations in the article. Existential, moral, political, aesthetic and, art values are considered here.

Текст научной работы на тему «Культура учителя как система духовных ценностей»

УДК

КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ КАК СИСТЕМА ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Н.А. Асташова

В статье культура учителя представлена как система ценностных ориентаций. Рассматриваются экзистенциальные, нравственные, политические, эстетические и художественные ценности педагога.

Ключевые слова: культура учителя, ценностные ориентации, духовная аксиосфера современного педагога.

Очевидно, что особую роль в решении проблем образования играет профессиональная культура педагога и ее ядро — ценностные ориентации. В общем педагогическом процессе культура учителя является универсальным показателем, “измерителем” профессионально-личностного развития педагога и важнейшим фактором эффективности осуществляемой им деятельности. Культура учителя выполняет роль пускового механизма в процессе его творческого саморазвития.

В России учитель всегда был воплощением самых высоких духовных устремлений народа, а личность педагога наделялась особыми духовно-нравственными качествами: мудростью, справедливостью, добротой, умом и т.п. Несомненно, что и личность учителя и осуществляемая им профессиональная деятельность должны быть наполнены высокими идеалами и стремлениями, отвечающими потребности саморазвития и необходимости совершенствования окружающих, прежде всего учеников. Настоящий учитель стремится познать и понять духовный мир ребенка, щедро делится с ним своими ценностями. Спецификой поведения такого учителя является его позитивная ориентация на другого. Это и есть не что иное, как духовность педагога, духовное богатство личности, глубокая внутренняя сила нравственных, интеллектуальных, эстетических возможностей.

Теоретическое и эмпирическое исследование проблемы ценностных ориентаций современников приобретает стратегический характер, поскольку от того, какие позиции будут определять «дух народа» в ближайшие десятилетия, зависит самосохранение россиян как полиэтнической общности и в духовно-культурном, и в физическом плане. Особый интерес в этой связи вызывает состояние духовной сферы тех соотечественников, на которых всегда возлагалась повышенная ответственность за духовнонравственное здоровье народа, — работников образования, представителей творческой интеллигенции, журналистов различных средств массовой информации и др. Нет сомнения в том, что в этом перечне педагогические профессии занимают центральное место, ибо они реализуются в виде непосредственного влияния конкретного педагога на конкретную формирующуюся личность ученика. Следовательно, оперативное создание «картины» духовной аксиосферы современного педагога с перспективой ее целенаправленного культивирования, может и должно считаться актуальнейшей междисциплинарной задачей исключительной социальной значимости.

В этой связи можно утверждать, что ценностные ориентации являются базовым психосоциальным образованием, являющимся субстратом, с одной стороны, «жизненного кредо», с другой — всей жизнедеятельности человека. Отсюда следует, что личностные ценностные ориентации формируются в результате селекции самосознанием личностных смыслов с позиций их «допустимости и близости к собственному Я» (Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова). Особенно отчетливо такая селекция просматривается в отношении к морально-этическим явлениям, когда решение принимается не по частному случаю, а как проявление генерализованного личностного смысла, выступающего в роли устойчивого детерминанта поведения.

Несмотря на суперзначимость духовных ценностей для жизни отдельного человека и народа в целом, их система и структура пока еще далека от обстоятельного изучения. Но несомненно одно: духовные ценности являются средством выражения социальной зрелости человека. Состав и соотношение их в целостной структуре личности отличаются значительным многообразием и органичной взаимообусловленностью. На наш взгляд, в категорию духовных ценностей в широком смысле следует включать все психологические образования, регулирующие отношения субъекта к миру, в том числе и к другому человеку. Культуру учителя можно представить как систему, включающую экзистенциальные, нравственные, политические, эстетические и художественные ценности, каждая из которых в свою очередь — самостоятельная система, образованная множеством личностных смыслов. Названные ценности имеют свое духовное наполнение и занимают определенное место в иерархии аксиологических ориентиров учителя.

На вершине «пирамиды» духовных ценностей педагога вполне обоснованно могут находиться экзистенциальные ценности. К ним относятся смысл и ценность жизни, решимость, надежда, забота и т.п. Понимание природы смысла жизни в духовной культуре учителя занимает особое место в интер-

претации сути педагогического дела. Смысл жизни фиксирует духовное ядро самосознания личности, он является осью убеждений человека, стимулятором его воли. В профессиональной деятельности учителя смысл жизни определяет свободный выбор личности, что имеет принципиальное значение для творческого решения образовательных и воспитательных задач педагогического процесса.

Смысл жизни, по выражению К.С. Станиславского, является «сверх-задачей» жизнедеятельности человека, которой подчинены все жизненные цели. Поэтому, если смысл жизни педагога изначально складывается как гуманистическое кредо, то его смысложизненными ориентирами, т.е. целями профессионального поведения становятся человекоцентристские устремления. В этом случае гуманизм учителя объективно направлен не только на процессуальные и коммуникативные характеристики педагогической деятельности, но и на результаты образовательно-воспитательного процесса.

Экзистенциальные ценности учителя отличаются рядом особенностей. Прежде всего им свойственна интегративность, позволяющая «впитать» наиболее значимое из других ценностных ориентиров. Экзистенциальные ценности по сути своей являются интроспективно-диалогическими, поскольку поиск смысла жизни — явление, сопряженное с постоянным спором, в том числе и внутренним, самонаблюдением.

В отличие от других, экзистенциальные ценности имеют интравертную ориентацию, ведь учитель устанавливает смысл жизни для самого себя. Принципиально отличаются экзистенциальные ценности и возможностью точной их формулировки и осознанием личностью тогда, как, например, нравственные и эстетические ценности, прежде всего, эмоциональны.

Очевидно, что в системе духовных ориентиров учителя центральное место занимают нравственные ценности. Они заключают в себе внутренний импульс духовной мотивации педагога и проявляются в отношениях учителя с окружающими людьми. Эти ценности экстравертны и базируются на эмоциональном сознании.

Добро, благородство, справедливость, сплоченность, альтруизм — это лишь некоторые составляющие системы нравственных ценностей учителя. В педагогической деятельности эти ценности в той или иной мере способствуют созиданию духовной культуры на межличностном и личностноколлективном уровнях. В зависимости от способа отношения к другому человеку (коллективу) и доминирования эгоцентрического, группоцентрического, просоциального, или гуманистического подхода мы можем определить отсутствие или наличие нравственных ценностей в педагогическом процессе. Сразу же следует оговориться, что только в случае гуманистического подхода подразумевается самоценность личности, развитие нравственных ориентиров.

Г лавным инструментом нравственного сознания учителя является его совесть, которая созревает при вхождении индивида в культуру человеческих отношений (самопознания) и представляет собой внутренний суд, ставящий человека над самим собой, чувство ответственности перед собой, людьми, миром. Для учителя совесть — это важный духовный стержень, помогающий черпать нравственную силу в глубине своего субъекта и направляющий отношения с учениками в позитивное гуманистическое русло.

Особое значение в педагогической системе имеет любовь учителя как внутренняя бескорыстная потребность в формирующемся человеке (нуждающемся в помощи и защите) с полным принятием его во всех проявлениях. Учитель, любящий своих учеников и свое дело, становится счастливым и сильным, способным привносить в образовательный процесс новое, преодолевать любые препятствия.

Испытывающий любовь учитель выражает свое отношение к значимым компонентам профессиональной сферы через ответственность, заботу, уважение, знание. Забота в любви проявляется в активном интересе к человеку, его жизни, душевному здоровью. Любовь подразумевает ответственность, которая не оставляет без внимания нужды человека. Безусловно и то, что в проявлении любви ярко выступает уважение к человеку, т.е. объективное восприятие личности, без прикрас и умаления достоинств, — таким, какой он есть. Знание в любви подразумевает глубокое проникновение в сущность предмета, осведомленность о внутреннем мире человека.

В профессии учителя должны сочетаться свобода действий с осмыслением личной и профессиональной ответственности. У педагога должно быть развито чувство собственного достоинства и выражена самооценка, что позволит ему планировать и осуществлять свою деятельность в диапазоне реальных возможностей личностного и технологического характера. Это означает, что он может и в определенной мере обязан уметь принимать профессионально значимые решения на уровне стратегии и на уровне тактики, т.е. быть независимым в моделировании своего педагогического кредо (единственное ограничение - заповедь “не навреди!”) и в выборе методов, приемов, средств, форм реализации профессиональных задач.

В известном смысле актуальными являются политические ценности учителя: патриотизм,

гражданственность, национальное достоинство и т.п., основывающиеся на эмоциональном восприятии учителем интересов и идеалов общества. Учитель всегда был патриотом и гражданином своего Отечества, бережно относился к народным традициям, разделял судьбу своего народа. Ориентация учителя на политические ценности наполняет его жизнь глубоким духовным смыслом и позволяет преодолевать реальные жизненные сложности и противоречия. Политические ценности учителя — это аксиологический вектор, указывающий его воспитанникам направление в многообразном социокультурном пространстве, воспитывающий причастность к судьбе своего народа.

Духовная культура учителя включает и такой компонент, как эстетические ценности: прекрасное, поэтическое, трагическое, комическое, возвышенное и т.п. Для функционирования этой группы ценностей важен развитый эстетический вкус, формирующийся в процессе освоения учителем культурных достижений и выступающий в качестве эмоционально-чувственного камертона учебновоспитательного процесса. Эстетические ценности выражают эмоциональную активность сознания личности учителя и демонстрируют отношение педагога к миру на основе испытанного им чувства.

В группе эстетических ценностей учителя особо выделяется красота, способная пробуждать искреннюю радость, светлое оптимистическое чувство и одновременно стимулировать в человеке благородные и возвышенные переживания, обогащающие личность нравственно и интеллектуально. Эстетические ценности придают педагогической деятельности личностно-креативный характер, вносят в отношения со школьниками и в целом в образовательный процесс уникальный колорит.

Творчество как ценность — это особого рода деятельность, в которой на основе имеющегося опыта в изменяющихся условиях рождается нечто новое. Естественно, оригинальные, нетрафаретные решения различных профессиональных задач вряд ли доступны каждому педагогу, однако если учесть, что по своей природе педагогическая деятельность складывается из разрешения зачастую уникальных ситуаций, то станет ясно: творческое начало является не просто внешним атрибутом, а внутренней характеристикой ее.

Чтобы в полной мере реализовать творческий подход к обучению, воспитанию и развитию учащихся педагог должен обладать стремлением к полной самоотдаче, педагогической интуицией, способностью к профессионально оправданной импровизации. Творчество является важной характеристикой педагогической деятельности прежде всего потому, что оно “переводит” педагогическую деятельность из области мастерства в область искусства. И если мастером педагогического труда является эрудированный учитель, обладающий культурой труда, потребностью в самообразовании и демонстрирующий высокие результаты профессиональной деятельности, то учитель-художник, творец, кроме названного, обладает и ярко выраженной способностью к созиданию учебно-воспитательного акта в русле творения произведения искусства.

Большое значение имеет наличие в духовной культуре учителя художественных ценностей, воплощающих отношение личности к произведениям искусства, в которых мастер открывает и объясняет мир человеческих страстей, эмоций, отражает действительность сквозь призму характеров и отношений людей. Учитель, владеющий художественными ценностями, воспринимает ценностное богатство мира как бы удвоенно. И это естественно. В искусстве сосредоточена квинтэссенция мыслей, чувств, переживаний, поэтому, проникая в тайны художественных произведений, педагог подходит к глубоким размышлениям о жизни, ее смысле и ценности.

Художественные ценности посредством искусства стимулируют становление целостной личности современного учителя, развивая его интеллект, образное мышление, воображение, эстетический вкус, высокие чувства и эмоциональную культуру. Искусство дает возможность индивидуально осваивать богатейший опыт человечества. Наслаждение ценностями искусства помогает углубить свою личность, точнее ощущать мир, человека. Для учителя чрезвычайно важно, что художественные ценности развивают его творческий потенциал. Иными словами, в профессии учителя гармонично сочетаются возможности культуры и образования, при этом художественные ценности во многих случаях задают тон оптимистичной, эмоциональной, креативной деятельности педагога.

В ценностном подходе к явлениям духовной жизни проявляется такой параметр, как художественный вкус, который определяется как способность человека к оценке явлений, предметов с точки зрения эстетического идеала. Для учителя художественный вкус особенно необходим, поскольку он позволяет ориентироваться в событиях школьной жизни с эстетической точки зрения, в отношениях с учащимися, в выполнении своих профессиональных обязанностей. Многообразные произведения искусства классического наследия дают возможность учителю оценить проявление человеческого духа, красоту отношений между людьми, глубину чувств и эмоций человека. В этом процессе художественные ценности являются ни с чем не сравнимым ориентиром добра, красоты, благородства, гуманности, сам же вкус приобретается исключительно при вхождении учителя в культуру.

Таким образом, основные компоненты культуры учителя как системы духовных ценностей можно определить в виде аксиологических ориентиров, выпукло обозначающих приоритеты личности. В современных условиях надо приложить максимум усилий, чтобы учитель как уникальная личность целенаправленно развивал систему ценностей, соответствующую времени, опирающуюся на парадигму гуманистической культуры. Доминанта в этом процессе должна быть смещена с внешнего воздействия на личность учителя на самоактуализацию, самовоспитание, самообщение, самоутверждение духовной культуры.

Культура современного учителя — это уникальное духовное образование, включающее ценностные ориентации, обеспечивающие самосохранение человека в пространстве и во времени. Моделирование такой системы — это диагностический и прогностический процесс в определении актуального состояния и ближайших перспектив в развитии системы образования и будущего России в целом. Поскольку ценностные ориентации опосредуют отношение человека к миру и самому себе, очень важно развивать те из них, которые имеют духовное наполнение и целенаправленно влияют на развитие самобытности, внутренней глубины личности и общинности, многогранности проявлений в сфере образовательной системы.

Развитие аксиосферы современного учителя имеет принципиальное значение для становления педагогической культуры. Прежде всего это объясняется тем, что ценностные ориентиры помогают точно выполнить целеполагание и проектирование деятельности, определить приоритеты и критерии педагогического процесса, направляют собственно педагогическую деятельность и духовное общение участников системы образования в гуманистическое русло.

The culture of teacher is resented as system of valuable orientations in the article. Existential, moral, political, esthetic, art values are considered here.

The key words: culture of teacher, valuable orientations, spiritual axiosphere of modern teacher.

Об авторе

Асташова Надежда Александровна - профессор кафедры педагогики БГУ имени академика И.Г. Петровского, доктор педагогических наук, nadezda.astashova@yandex.ru.

CULTURE OF TEACHER AS A SYSTEM OF SPIRITUAL VALUES

Astashova N.A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.