Научная статья на тему 'Культура труда молодежи в современной России'

Культура труда молодежи в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
298
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура труда молодежи в современной России»

3. Тихонов, А. В. Теоретико-методологические основания социологии управления как отраслевой научной дисциплины [Текст]: дис. ... д-ра социол. наук / А.В. Тихонов. - СПб., 2000.

4. Яницкий, О. Н. Политический и культурный контекст [Текст] / О.Н. Яницкий // Общественные науки и современность. - 2006. - №6. - С. 138-147.

А.И. Кочеткова

КУЛЬТУРА ТРУДА МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Динамика происходящих в стране изменений такова, что в рамки обыденного сознания и привычных представлений о действительности зачастую не попадают, а потому и не осмысливаются те радикальные перемены, которые уже произошли в российском обществе. Так, например, по данным официальной статистики, менее 40% всех работающих россиян трудятся сейчас в том секторе, который связан с государственной или муниципальной формами собственности, свыше 45% работающих связаны с предприятиями, представляющими собой частные формы собственности, еще 11-15% работают на предприятиях со смешанными формами собственности и 2,6% заняты на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу. Однако для становления и укрепления цивилизованных рыночных отношений в стране необходимы работники нового типа, существенно отличающиеся по своим деловым и социально-психологическим качествам от советского труженика, сформировавшегося в условиях господства административно-командной системы и преимущественно силовых методов управления всеми сферами жизни российского общества.

Современное развитие российского общества предполагает формирование у подрастающих поколений новой культуры труда, отвечающей всем нормам и ценностям цивилизованного рынка, а не тем традициям, которые ранее были характерны для советских трудящихся, а затем сложились в настоящее время в условиях функционирования «дикого рынка».

Формирование новой культуры труда представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, в котором с точки зрения социокультурного подхода необходимо учитывать, по меньшей мере, три наиболее значимых составляющих: ментальные, социальные и личностно-индивидуальные качества человека-работника.

Ментальность представляет собой не только исторически сложившуюся базисную культурную структуру, которая определяет глубинные уровни сознания, обес-

печивая консолидацию этноса, но с полным основанием ее можно считать и определенной основой всей моральной системы общества, фундаментом его социально-коммуникативной деятельности и одновременно с тем - барьером на пути радикальных социальных перемен. В отличие от современной социальной практики общества и деятельности его социальных институтов, ментальность меняется весьма медленно, сохраняя в массовом сознании стереотипы сознания и социальные представления предшествующих поколений.

Социокультурные детерминации последних десятилетий в России определялись системным кризисом общества, что существенным образом повлияло на процессы первичной и вторичной социализации молодежи. Подавляющее большинство молодых людей современной России родились и выросли в городах, где живет 70-80% населения РФ, в однодетной и зачастую неполной семье, в условиях сравнительно низкого достатка.

И сейчас социализация подавляющего большинства молодых людей происходит в условиях угрожающе низкого достатка, что существенно влияет на системы предпочитаемых ценностей и идеалов, формируя главным образом стратегии выживания в тех экстремальных обстоятельствах, которые сложились в результате радикальных изменений страны. Вместе с тем эти обстоятельства сформировали у молодежи позитивные психологические установки на перманентные изменения, а также веру в собственные силы и желание жить лучше.

Индивидуально-личностный трудовой потенциал молодых определяется уровнем их воспитания и образования, полученным в семье, а также вложениями государства в формирование трудового потенциала и действенными механизмами стимулирования трудовой деятельности, которая в условиях становления рыночных отношений претерпела серьезные изменения, особенно в связи с становлением рынка труда, когда проблема занятости все больше становится предметом личных забот человека.

В современной России увеличилась индивидуальная свобода выбора и одновременно с тем повысилась личная ответственность человека за собственное благополучие, что не могло не сказаться на психологии актуальных и потенциальных молодых работников, особенно при выборе ими сектора экономики (государственные, акционерные, частные предприятия), форм трудовой деятельности, общей культуре их труда и дисциплине. Исследования показывают, что современная российская молодежь все больше тяготеет к частному сектору экономики, свободному графику работы, межличностным контактам, а не к строгой дисциплине труда.

Она предпочитает получать профессиональную подготовку непосредственно на рабочем месте. Все вышесказанное представляет собой выводы из современных эмпирических исследований, и их учет позволяет оптимизировать процесс вхождения молодых работников в трудовую деятельность современного российского общества.

Известно, что молодежь является важнейшим ресурсом общества, объектом и субъектом его политической стратегии и главной основой роста человеческого капитала любого современного общества. Молодежь - особая социально-демографическая группа, однако она неоднородна в рамках любого общества. Первая значимая характеристика современной российской молодежи связана с демографической ситуацией в современном мире вообще и в России в частности, которая проявляется как очевидная тенденция к сокращению роста численности молодежи во всех развитых странах, а в России в особенности, где это связано с процессом депопуляции, т.е. уменьшением численности населения страны, начиная с 1992 года.

Главными признаками молодежи являются не столько возрастные, сколько социокультурные характеристики. К ним современная социология относит: специфические соматические и физиологические признаки, связанные с незавершенностью процесса формирования личности; экономическую, политическую и социальную несамостоятельность, связанную с отсутствием социального опыта; открытость мировоззрения и обусловленную этим неустойчивость поведения; низкий статус внутри социальной группы, к которой она принадлежит по факту рождения.

Молодежь - продукт конкретного общества в определенное социальное время, поэтому при высоких темпах изменения общества именно динамика эпохи формирует резкие различия внутри поколения

молодых. Социализация молодежи в кризисном обществе, или в обществе риска, существенно отличается от ее становления в рамках традиционного общества.

Молодежь адаптируется в существующие общественные отношения, приобщаясь к ним через игру, учебу и труд. Доминирующее влияние на молодежь традиционного общества оказывают такие социальные институты, как семья, система образования и среда ближайшего социального окружения, а в настоящее время наибольшее влияние на умонастроения молодых оказывают средства массовой информации, реклама и мода, вся идеология общества потребления. Не меньшее влияние имеют и такие атрибуты современного российского общества, как институт частной собственности, становление рыночных отношений и формирование гражданского общества на основе принципов демократии.

Исследования показывают, что социализация российской молодежи в современных условиях предполагает существенное удлинение сроков вторичной социализации, обусловленное транзитивностью российского общества; преобладающее влияние новых социальных институтов и «виртуальной реальности» на процесс становления ценностных ориентаций, возрастание значимости групп сверстников, объединенных общими интересами. Подчеркивается и возрастание социальной дифференциации среди молодежи уже на стадии «стартовых ожиданий», а также уменьшение влияния и роли семьи, системы образования в первичной социализации. Реализуемый современными властными структурами курс, основанный на либеральной идеологии, вызывает у молодежи как политическую апатию, так и экстремистские настроения и действия, а также другие формы девиантного поведения.

Развивающийся в России рынок наемного труда пока еще не в состоянии обеспечить молодежь желаемой занятостью. Одновременно с тем и молодежь, приходящая на рынок труда, чаще всего не отвечает требованиям этого рынка [1].

Следует помнить, что формирование молодежи происходит в условиях становления рыночных отношений в России, которые существенно отличаются от цивилизованного западного рынка. По результатам эмпирических социологических исследований можно сделать вывод о том, что для работников любой современной российской организации характерны деловые и организационные качества работающих, которые отличают авторитарно-бюрократическое общество (личная преданность

шефу, иерархичность мышления, исполнительность), и эти качества не соответствуют становящемуся цивилизованному рынку, где ценится инициативность, компетентность, творчество и готовность принять личную ответственность.

Современное развитие российского общества существенно зависит от формирования у подрастающих поколений новой культуры труда, отвечающей всем нормам и ценностям цивилизованного рынка. Этот процесс зависит от множества факторов и потребует много времени.

Рынок труда традиционно в экономической науке считался лишь сферой рыночных отношений, где формируется спрос и предложение на рабочую силу, однако такое представление слишком узко. С точки зрения исследователя А. Шатохина [2], современный российский рынок труда, в узком понимании, связан с классическим представлением экономистов о формировании на нем спроса и предложения на рабочую силу, а в широком - с позиций социально-гуманитарного знания - рынок труда представляет собой систему общественных отношений, которые обеспечивают воспроизводство, обмен и использование рабочей силы.

Современный российский рынок труда отражает достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на нем тремя главными силами - предпринимателями, наемными работниками и государством. Организационной формой выражения интересов сторон являются ассоциации предпринимателей и, с другой стороны, профсоюзы, а государство имеет сейчас в качестве главной функции - определение правовых интересов партнеров и противостоящих сил.

Современный российский рынок труда формируется и регулируется как «сверху», из центра, так и «снизу», из регионов и по отраслям, в связи с чем возникает существенная дифференциация в заработной плате работающих и общих доходах, что сказывается на социальной стабильности транзитивного российского общества и достаточно часто приводит к росту миграционных процессов у молодых.

Особенности рынка труда в современной России сохраняют традиции трудовой деятельности, сложившиеся в российской истории и ставшие частью российского менталитета. Это - высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих и невысокая гибкость рабочей силы; высокий уровень занятости населения в наемном труде и невысокая оплата этого труда; огромная скрытая безработица и низкая мобильность ра-

бочей силы. Другими словами, динамика современных изменений в российском обществе такова, что большинство населения не успевает осмыслить те радикальные изменения, которые уже произошли. Лучше других групп населения эти переменыпоняла, осмыслила и эмоциональноподдерживаетболь-шая часть российской молодежи.

Для современной культуры труда характерны: высокая активность, нелинейная логика и нестандартное мышление, высокая предприимчивость и максимальное использование всех своих способностей, а также четкая доминирующая установка на ценности частной жизни и преуспевание. Характерно, что эмпирические исследования последних лет показывают существенную эволюцию в системе мотиваций молодых в сфере труда, особенно для высококвалифицированных работников - постоянный рост нематериальной мотивации труда.

Исторический процесс современности характеризуется особой хаотичностью и возрастающими по масштабам, темпам и формам протекания социальными рисками, когда процесс подключения молодежи к трудовой деятельности становится все более длительным по времени и сложным по своим механизмам. Он зависит от международного и геополитического положения страны, ее демографической ситуации, модели расселения, финансово-экономических возможностей, существующей/отсутствующей в стране политики по отношению к молодежи, равно как и от численности молодежи и ее желания/нежелания быть проинтегрированной в существующие общественные отношения.

Современная российская молодежь представляет собой группу риска, и ее социализация связана с освоением такого ролевого поведения, которое способствует освоению ею навыков упорядочения и контроля социокультурных отношений высокой неопределенности, характерной для современной России.

Сейчас высшими ценностями у молодых работников выступают не только ценности частной жизни, но и ориентации многих респондентов, особенно молодых, на грандиозные свершения. Исследования выявляют наличие мощной нематериальной мотивации молодых и негативное или индифферентное отношение к власти и государству. Трудовая деятельность для них связана не столько с его денежным вознаграждением, карьерным ростом и достижением власти, но все больше с формированием индивидуально-личностной потребности в реализации своего творческого потенциала, т.е. с самоактуализацией человека, ростом его

чувства ответственности за все происходящее в стране и в мире. Современные молодые россияне склонны к творчеству и умеют полагаться на свои собственные силы. Они согласуют свои действия не с правовыми нормами, а с совестью, обладают стремлением к автономности и высокой индивидуальной предприимчивостью. Все эти социокультурные качества россиян вполне согласуются с доминирующими особенностями российской культуры, ее амбивалентностью, дихотомичностью и по-граничностью, т.е. всем тем, из чего вырастала российская ментальность.

Объективно происходящие интеграционные процессы в современном мире непосредственно влияют на первичную и вторичную социализацию подрастающих поколений. Это, в частности, приводит к тому, что молодежь осваивает одновременно нормы и ценности своей и другой, чаще всего экранной, а значит, англоязычной культуры, потому что монополизация глобальных СМИ со стороны США достаточно очевидна.

Анализ ближайших перспектив для подрастающих поколений россиян связан с тем, что в годы перестройки существенно снизился общий уровень образования всего населения РФ, так как по мнению либеральных идеологов, образование и наука относятся к сфере услуг и каждый волен выбирать, где и в какой форме он будет осуществлять свою интеллектуальную жизнь [3, с. 15]. Демографическая ситуация современной России такова, что из 33,5 млн. молодых россиян в возрасте 15-29 лет разными видами послесреднего образования охвачено чуть более 8 млн., что являет-

Примечания

ся недостаточным для развития страны, реализации курса реформ и стабилизации общества. Практика показывает, что молодежь с большим уровнем образования, чем ее сверстники, как правило, мигрирует из страны, что существенно уменьшает российский интеллектуальный потенциал, а значит, и возможности экономического роста и обновления российского и любого другого модернизирующегося общества.

В современных конкретно-исторических обстоятельствах России необходимо искать нетрадиционные решения для нестандартных задач, характерных для транзитивного российского общества, которое может иметь множество самых разнообразных вариантов или сценариев своего последующего развития, в том числе и для формирования трудовых мотиваций молодых работников. Мотивации и ценностные ориентации современной российской молодежи зависят от деятельности социальных институтов и организаций, а также определяются внутренней многоуровневой дифференциацией - поколенческой, ген-дерной, стратификационной и социокультурной. Становление новых мотиваций на труд в современных организациях будет все более связываться не с денежным вознаграждением, карьерным ростом, достижением власти, а с формированием потребности реализации творческого потенциала каждого работающего, возрастанием его человеческого капитала как самоактуализирующейся личности, имеющей высокий творческий потенциал и развитое чувство ответственности за все, происходящее в стране и в мире.

1. См.: Кочеткова, А. И. Введение в организационное поведение Текст] / А.И. Кочеткова. - М., 2001; Кочеткова, А. И. Основы управления персоналом [Текст] / А.И. Кочеткова. - М., 1999.

2. Шатохин, А. Г. Возможные пути формирования рынка труда в России [Электронный ресурс]. - Гл. 2. - Точка доступа: 1тр//ишуаг.ас.ги

3. Поллаева, Дж. Интервью [Текст] / Дж. Поллаева // Итоги. - 2005. - 26 декабря.

А.И. Кочеткова, Г.Н. Самара

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В современном российском обществе происходят радикальные изменения во всех сферах практической жизни, в связи с чем большинство исследователей характеризуют его как переходное общество, или общество риска. В таком обществе массовые процессы реализуются хао-

тически, нелинейно, и наличие большого числа «точек бифуркации» в деятельности каждого социального института или учреждения делает малоэффективными старые, традиционные подходы к анализу происходящих массовых процессов.

В новых исторических условиях в пол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.