Научная статья на тему 'Социология управления информатизацией: методологический статус и позиции в структуре современной социологии'

Социология управления информатизацией: методологический статус и позиции в структуре современной социологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социология управления информатизацией: методологический статус и позиции в структуре современной социологии»

СОЦИОЛОГИЯ

Н.В. Лопатина

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС И ПОЗИЦИИ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

В течение последних десятилетий исследование проблем информатизации превратилось в одну из ведущих тем отечественной и зарубежной социологии. Детерминанты, определившие развитие информатизации, обусловили и изменение научно-теоретических приоритетов, расширив проблемный круг исследований информатизации в предметном поле социологии. Современные теоретические приоритеты открывают новые стороны исследуемых объектов и наглядно демонстрируют глобальные гносеологические тенденции изменения мировоззренческих основ, формирующих целостную картину мира современного человека.

Эволюция теоретико-социологических подходов к информатизации привела к ас-пектному расширению, формированию инновационных исследовательских векторов как в прикладной, так и теоретико-методологической плоскости. В структуре проблемных инноваций особое место занимают вопросы регулирования информатизации, социального управления ее процессами [1]. Современные системы управления информатизацией демонстрируют эпистемологические противоречия между беспрецедентным характером информатизации как объекта социального управления, сложной иерархией проектов регулирования информатизации и несоответствием методологических принципов, лежащих в основе стратегических инициатив. Современная практика управления информатизацией в России игнорирует феноменологическую сложность и многофакторный характер информатизации, многообразие и иерархичность ее акторов, многоуровне-вость систем управления, что выступает причинами «размытости» приоритетов управления информатизацией, отсутствия единства целеполагания и стратегий, неско-ординированных действий, неэффективности частных, разрозненных проектов.

Анализ современной практики управления информатизацией позволяют говорить о неэффективности административных и ведомственных форматов управленческого воздействия на социальные системы микроуровня, на информационное поведение отдельных членов общества, их интеграцию и адаптацию к реалиям формирующегося информационного общества. Имплантация информационно-технологических

новаций в устоявшуюся систему социальных отношений (например, «электронное правительство») выдвигает необходимость выработки подходов и инструментов реструктуризации последней, изменений на личностно-психологическом уровне, формирования нового типа информационной культуры личности, а также нового типа социального поведения.

Влияние информатизации на методологию и технологии управления обществом заставляет переосмыслить предыдущий опыт, формирует новые возможности социального регулирования и проектирования, достижения недоступных ранее уровней управляемости социальными системами, обусловливает модификацию классических, традиционных управленческих отношений. Управление информатизацией как новационная функция социального управления требует переосмысления ее методологии. Ориентация на управление глобальными цивилизационными трендами (информатизацией, глобализацией и ее декомпозициями по аспектам социальной жизни: глобализацией экономики, культуры и т.д.) намечает новые векторы исследований социологии. Инновации акцентируют внимание на необходимость привлечения наукоемких технологий в сферу социального управления, в управление глобальными тенденциями развития общества (в том числе в управление информатизацией в России).

Масштабы информатизации, ее темпы, социальные потребности ее регулирования, требования сближения теории, методологии и практики управления информатизацией определяют реальность дифференциации и нового типа методологического знания, сглаживающих гносеологические оппозиции. Предположение о возможности совершенствования регулирования информатизацией российского общества посредством развития социологической теории и методологии управления информатизацией в русле усиления интеграции науки, прикладных задач макроуровня и стратегического управления стимулировано эпистемологической позицией О.Н. Яницкого, суть которой состоит в необходимости перехода от «вертикальной» (директивной) модели познания («наука - практике»), восходящей к традиции Просвещения, к более

демократической, (интерактивной, партнерской) [4,с. 138-147].

Проведенный анализ современных направлений социологии демонстрирует отсутствие в структуре современной социологии, а также смежных дисциплин и междисциплинарных направлений и школ раздела, исследующего общее и специфическое в содержании и формах управленческого воздействия на информатизацию как глобальный социальный процесс, в функциональном и методологическом ключе. Определение методологического статуса социологии управления информатизацией, анализ исследования информатизации в феноменологическом поле социологии управления, тестирование взаимодействия социологии и информатики продемонстрировали тематическую, аспектную и методологическую ограниченность проблемных комплексов, изолированность достижений наук информологического цикла в теоретической базе исследований, упрощение информологического подхода. Информатизация катализирует развитие векторов взаимодействия социологии и наук инфор-мологического цикла, а также расширение круга смежных проблем, требующих теоретико-социологического подхода к исследованию и решению. В их числе - широкий круг актуальных проблем управления информатизацией.

Государственное управление ориентировано на информатизацию как позитивный фактор развития и на противостояние ее деструктивным явлениям эндогенной и экзогенной направленности («цифровое неравенство» в социально-групповых и географических ракурсах; экономические, социокультурные и психологические барьеры информатизации как фактор усложнения адаптации в трансформирующемся обществе; барьеры укрепления вертикали власти; ослабление внешних позиций России и т.д.). Современные тенденции экономического развития России выдвигают требования формирования информационной инфраструктуры как фактора эффективности социально-экономических реформ. Решение данной задачи требует не только значительных инвестиций, но и решения широкого спектра социальных и социально-политических проблем. В «Индексе готовности к информационному обществу», опубликованном Всемирным экономическим форумом (2006), Россия заняла 72 место. Методология формирования данного индекса выявила отсутствие положительной динамики в России у таких показателей, как степень готовности макроэкономической среды, институциональные фак-

торы развития и др. Рейтинговое исследование Economist Intelligence Unit (2007) выявило низкие показатели России в оценке «коннективности» и технологической инфраструктуры и государственной политики в области информатизации [2].

Впервые социальное явление такого глобального уровня, как информатизация, ставит перед обществом задачу управления и создает иллюзию своей управляемости. Управление информатизацией предполагает тестирование всего управленческого опыта человечества, причем не только массивов знания в области управления социумом и накопленных навыков социального регулирования и конструирования, сложившихся систем, форм и методов управления социумом, но и способностей к выработке инновационных инструментов управления, адекватных феноменологической сложности и беспрецедентностиобъектауправления.

Фундаментальность проблемы социального регулирования информатизацией в глобальном смысле, с одной стороны, и ее явная прикладная направленность - с другой, определяют необходимость выделения в структуре современной социологии, на стыке социологии информатизации и социологии управления, нового научного направления - социологии управления информатизацией.

Объектом социологии управления информатизацией выступает совокупность систем социального управления информатизацией общества. Не имея возможности перейти на новый уровень системной организации, существующие системы управления представляют собой конгломерат, имеющий тенденцию к взаимодействию вне процессов системной интеграции. Предметом социологии управления информатизацией являются закономерности и механизмы функционирования систем социального управления информатизацией, новаци-онные информационно-управленческие режимы, адекватные специфике управленческих систем.

В основе социологии управления информатизацией лежит научное осмысление и анализ социальных практик в период информатизации, а также междисциплинарных исследований информатизации с целью выработки социологических теорий управления информатизацией. Теоретико-методологической основой социологии управления информатизацией выступают:

- во-первых, общенаучные компоненты системно-функционального, системно-структурного, системно-элементного подходов, деятельностного и ресурсного подходов;

- во-вторых, фундаментальные социо-

логические теории: теории системного анализа общества (Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Г. Спенсер), структурно-функциональный (Н. Луман, Р. Мертон, Т. Парсонс) и си-нергетический (Г. Хакен)подходы, теория социальных изменений (П. Штомпка), теория социокультурной динамики П. Сорокина, теории постмодернизма, в том числе теория социальной структурации Э. Гидден-са и теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса и др.;

- в-третьих, концепции основоположников кибернетики Н. Винера, К. Шенона, У. Эшби; теории информационного общества Д. Белла, Дж. Гелбрейта, М. Кастель-са, М. Макклюэна, О. Тофлера, А. Турена; информологические теории Р.Ф. Абдеева, Р.С. Гиляревского, В.С. Готта, В.И. Ковалева, Э.П. Семенюка, Н.А. Слядневой, А.В. Соколова, А.Д. Урсула, Ю.А. Шрейдера;

- в-четвертых, ряд социолого-управ-ленческих теорий, в частности теория А.В. Тихонова, выдвигающего в качестве объекта социологии управления «социальное управление как сознательно создаваемый людьми механизм организации их совместной деятельности для достижения общественно значимых результатов» [3, с. 206]; а также теория социальной кибернетики как парадигма социального управления, адекватная законам информационной цивилизации.

Эволюция теоретических подходов к информатизации снизила новизну и актуальность исследований, утверждающих информатизацию как глобальную по масштабам совокупность тенденций, характеризующих ее как социальный феномен. Инновационные исследовательские векторы на современном этапе определяются проблемами социальной практики информатизации и ее социального регулирования. Задачи исследования управления информатизацией в предметном поле современной социологии локализуются в прикладной плоскости - проблемы корреляции составляющих, их пропорций, прогнозирование социальных следствий, координация и осознание, корректировка.

Макроуровни управления информатизацией демонстрируют методологический кризис как на исследовательском уровне, но и на уровне интеграции научного знания, результатов социологических исследований в социальную практику. Модернизация методологии управления информатизации предполагает особого рода бифуркацию в классической гносеологической «линейке» - теория (философия) - методология -методика исследования (эмпирический уровень). Актуальность приобретает осо-

бый вектор методологии - методология макроуровней социальной деятельности, формирующий новые форматывзаимодей-ствия науки и практики: быстрое восхождение практики к научным исследованиям, с одной стороны, и интеграция научных исследований в социальную практику - с другой. Решение данных проблем и определяет методологический статус социологии управления информатизации как особого научного направления.

Социология управления информатизацией идентифицируется посредством обретения базовыми функциями социологии управления специфики проявления и реализации, определяемой социолого-феноме-нологическими особенностями формирующихся управленческих отношений.

С одной стороны, социология управления информатизацией реализует социально-диагностическую функцию, исследуя содержание процессов информатизации общества, воздействия информатизации на социальную структуру, на функционирование систем и институтов, отдельных социальных групп. Современная практика управления информатизацией не поднимается выше регулирования технико-технологических инноваций, фактически игнорируя декларируемые социальные инновации, в то время как информатизация - многофакторная и полипроцессуальная цивили-зационная тенденция, требующая прорыва в социологической интерпретации информатизации как объекта управления. Информационное обеспечение этих векторов социологии управления информатизацией реализуется ее социометрической функцией, предполагающей наряду с исследовательскими направлениями выявление и формализацию метрик и параметров информатизации социальной динамики, вызываемой информатизацией, а также факторов, детерминирующих информатизацию.

Социология управления информатизацией идентифицируется посредством функции проектирования информатизации, выработки теоретико-социологических, методологических и социотехнологических оснований социального регулирования информатизации. Разработка стратегии социологии управления информатизацией обусловливает необходимость диверсификации компонентов и блоков управленческого воздействия в соответствии с уровнем реализации проектов социального управления информатизацией: технологическим, организационно-институциональным, стратегическим, - и иерархией социальных отношений, которую можно сформировать по любому аспекту социального бытия. Соци-

ология управления информатизацией интегрирует социологический инструментарий в теорию и практику управления информатизацией, задействуя весь спектр социальных отношений - от личностно-психологических до макроэкономических. Формируются теоретико-социологические и социотехнологические основания не только управления техногенными процессами, но и социальными отношениями, что обусловливает иную методологию проектирования и прогнозирования, иные модели и

Пматы управленческих отношений. онтрольно-аналитическая функция социологии управления информатизацией реализуется не только исследованием эффективности проектирования, оправданности концепций и программ управления информатизацией, верификацией механизмов и технологий ее социального регулирования, но и контролем социально-гуманитарной ориентации преобразований, эффективного взаимодействия социальных институтов и различных форм управления ин-

Пматизацией, их координации. фугтеоретико-методологических задач социологии управления информатизацией может быть классифицирован по пяти основным направлениям, пересекающимся и взаимодополняющим друг друга.

Во-первых, социология управления информатизацией решает задачу построения теоретической модели управления информатизацией. Данная задача обусловливает включение в социологию управления информатизацией телеологического моделирования; построение системы социальных институтов, регулирующих содержание и направленность информатизации; определение акторов информатизации и ее управления, форм и методов целенаправленного воздействия, характера управленческого воздействия, особенностей управленческих отношений внутри институтов и групп, реализующих проекты управления информатизацией.

Вторая группа задач, стоящих перед социологией управления информатизацией, подразумевает формирование целостной методологической стратегии исследования информационных феноменов в предметном поле социологии. Богатый полидисциплинарный опыт изучения информатизации демонстрирует значительные достижения в многофакторном анализе данного феномена, позволяющие сформировать основу для комплексного подхода к социальному регулированию и проектированию информатизации. Вместе с тем современные исследования данного явления нередко демонстрируют отсутствие конвертируемос-

ти, методологической совместимости отдельных опытов, причиной чего является именно игнорирование природы информационной феноменологии как фактора происходящих социальных трансформаций. В данном случае мы имеем в виду необходимость не просто формального манипулирования информологическими категориями «информация», «информационные технологии», «информационные процессы», «информационное пространство», «информационная среда» и т.д., но и формирование целостной методологической стратегии исследования информационных феноменов в предметном поле социологии.

Третье направление предполагает определение границ управляемости информатизацией, ее отдельными процессами и детерминирующими факторами. В данном контексте особую важность представляет определение социально регулируемого и фундаментального в разнообразии информационных явлений, что предполагает выявление процессов и явлений информатизации, которые подвластны социальному регулированию и могут быть подвержены целенаправленному изменению, и тех процессов и явлений, которые не достижимы для социально-управленческого воздействия.

Четвертая группа задач включает социальный мониторинг и аналитику как важнейшее условие инновационного освоения и научного и практического реагирования на процессы информатизации. В этом ключе социология управления информатизацией нацелена на научно обоснованную, базирующуюся на рефлексии и обратной связи выработку новых параметров социометрии, отвечающих специфике решаемых проблем, и формирование механизмов их интеграции в исследовательские практики и статистические системы. Данная группа задач определяет социологию управления информатизацией как научно-экспертную и аналитическую базу практики регулирования информатизацией общества.

Пятое направление включает формирование на научной основе методологического и социотехнологического арсенала управления информатизацией, учитывающего объектно-субъектную специфику, потенциальное многообразие форм управленческого воздействия, а также отвечающего целям и специфике социального регулирования данного процесса.

Преобладание систем, реализующих организационно-административную модель, не демонстрирует необходимого уровня эффективности даже в странах с высоким уровнем информационного развития. Это обусловлено, во-первых, недостатка-

ми методологии, игнорирующей объективность информатизации, феноменологическую сложность, многофакторный характер, механизмы самоорганизации информационной среды, а также ограниченность набора факторов и рычагов воздействия фундаментальным характером информационной феноменологии, во-вторых, локальной объектной ориентацией и проектным характером данной модели в противовес необходимой многоуровневости и комплексности управленческого воздействия, в-третьих, локализацией субъекта управления и сужением круга акторов информа-тизации,игнорированием многообразия и иерархичности социальных систем и институтов, затронутых информатизацией, механизмов их самоорганизации, в-четвертых, неэффективностью административных и ведомственных форматов управленческого воздействия на информатизацию объектов, демонстрирующих инде-терминированность и труднодоступность для административных управленческих технологий. Информатизация требует управления процессами функциональных и структурных изменений социальных систем всех уровней (от глобального до отдельных членов общества), модификацию их поведения посредством формирования новой идеологии информационного оперирования. Управленческое воздействие предполагает концентрацию не только на процессах конструирования новационных режимов, форматов и инструментов оперирования информацией, но, главным образом, на процессах их социализации, на реструктуризации системы социальных отношений.

Социология управления информатизацией предполагает возможность диверсификации компонентов и блоков управленческого воздействия в соответствии с уровнем реализации проектов управления информатизацией общества - технологическим, организационно-институциональным, стратегическим и иерархией социальных систем и отношений. В первую очередь, это модификация ведомственных подходов, отказ от неэффективных частных, разрозненных проектов, построенных вне учета объективности, феноменологической сложности, многофакторного характера, механизмов самоорганизации информационной среды, многоуровневости изменений

Примечания

(в том числе значимости изменений микроуровня - информационного поведения и информационной культуры личности).

Новые методологические подходы, разрабатываемые лабораторией социально-информационных технологий МГУКИ, формируются посредством расширения объектных и субъектных комплексов - от локализации на технико-технологических инновациях к концентрации на композитных объектах и приоритетности развития социальных систем и институтов, а также моделирования полисистемности управления информатизацией общества. Принцип полисистемности управления информатизацией общества раскрывается многоуровне-востью существующих и моделируемых систем управления - социально-исторических, социально-политических, экономических, технологических, социально-психологических, личностно-психологических, организационно-административных.

Резюмируя вышесказанное, социология управления информатизацией - это социологическая теория управления информатизацией, позволяющая на основе научного осмысления и анализа социальных практик и междисциплинарных исследований информатизации выработать теоретико-социологические, методологические и социо-технологические основания социального регулирования и проектирования информатизации, контроля социально-гуманитарной ориентации, преобразований, эффективного взаимодействия социальных институтов и различных форм управления информатизацией, интеграции социологического инструментария в теорию и практику управления информатизацией.

Социология управления информатизацией - научное направление, формируемое на стыке социологии управления и социологии информатизации, с целью концентрации научно-исследовательских усилий по выработке теории и методологии управления информатизацией общества, которое выступает сферой активного участия в управлении информатизацией научныхресур-сов, в том числе секторов научно-технического творчества, проектной и инновационной деятельности, аналитики. Социология управления информатизацией формирует условия для формирования и интеграции в практику современного социального управления наукоемких технологий.

1. Лопатина, Н. В. Управление информатизацией: теоретико-социологический подход [Текст]: монография /Н.В. Лопатина. - М.: Изд-во МГУКИ, 2006. - 236 с.

2. Опубликовано журналом "С'Ме'й^" 28 апреля 2007 г.

3. Тихонов, А. В. Теоретико-методологические основания социологии управления как отраслевой научной дисциплины [Текст]: дис. ... д-ра социол. наук / А.В. Тихонов. - СПб., 2000.

4. Яницкий, О. Н. Политический и культурный контекст [Текст] / О.Н. Яницкий // Общественные науки и современность. - 2006. - №6. - С. 138-147.

А.И. Кочеткова

КУЛЬТУРА ТРУДА МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Динамика происходящих в стране изменений такова, что в рамки обыденного сознания и привычных представлений о действительности зачастую не попадают, а потому и не осмысливаются те радикальные перемены, которые уже произошли в российском обществе. Так, например, по данным официальной статистики, менее 40% всех работающих россиян трудятся сейчас в том секторе, который связан с государственной или муниципальной формами собственности, свыше 45% работающих связаны с предприятиями, представляющими собой частные формы собственности, еще 11-15% работают на предприятиях со смешанными формами собственности и 2,6% заняты на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу. Однако для становления и укрепления цивилизованных рыночных отношений в стране необходимы работники нового типа, существенно отличающиеся по своим деловым и социально-психологическим качествам от советского труженика, сформировавшегося в условиях господства административно-командной системы и преимущественно силовых методов управления всеми сферами жизни российского общества.

Современное развитие российского общества предполагает формирование у подрастающих поколений новой культуры труда, отвечающей всем нормам и ценностям цивилизованного рынка, а не тем традициям, которые ранее были характерны для советских трудящихся, а затем сложились в настоящее время в условиях функционирования «дикого рынка».

Формирование новой культуры труда представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, в котором с точки зрения социокультурного подхода необходимо учитывать, по меньшей мере, три наиболее значимых составляющих: ментальные, социальные и личностно-индивидуальные качества человека-работника.

Ментальность представляет собой не только исторически сложившуюся базисную культурную структуру, которая определяет глубинные уровни сознания, обес-

печивая консолидацию этноса, но с полным основанием ее можно считать и определенной основой всей моральной системы общества, фундаментом его социально-коммуникативной деятельности и одновременно с тем - барьером на пути радикальных социальных перемен. В отличие от современной социальной практики общества и деятельности его социальных институтов, ментальность меняется весьма медленно, сохраняя в массовом сознании стереотипы сознания и социальные представления предшествующих поколений.

Социокультурные детерминации последних десятилетий в России определялись системным кризисом общества, что существенным образом повлияло на процессы первичной и вторичной социализации молодежи. Подавляющее большинство молодых людей современной России родились и выросли в городах, где живет 70-80% населения РФ, в однодетной и зачастую неполной семье, в условиях сравнительно низкого достатка.

И сейчас социализация подавляющего большинства молодых людей происходит в условиях угрожающе низкого достатка, что существенно влияет на системы предпочитаемых ценностей и идеалов, формируя главным образом стратегии выживания в тех экстремальных обстоятельствах, которые сложились в результате радикальных изменений страны. Вместе с тем эти обстоятельства сформировали у молодежи позитивные психологические установки на перманентные изменения, а также веру в собственные силы и желание жить лучше.

Индивидуально-личностный трудовой потенциал молодых определяется уровнем их воспитания и образования, полученным в семье, а также вложениями государства в формирование трудового потенциала и действенными механизмами стимулирования трудовой деятельности, которая в условиях становления рыночных отношений претерпела серьезные изменения, особенно в связи с становлением рынка труда, когда проблема занятости все больше становится предметом личных забот человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.