Е. А. Тумалева
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена рассмотрению информационно-технологической подготовки специалиста образования как основного условия приобщения обучающегося к информационно-образовательному пространству; как средства повышения качества подготовки специалиста; как перспективы развития специалиста. Автором выделяются основания информационно-технологической подготовки субъектов образовательного процесса, которые будут способствовать их становлению и развитию в качестве специалистов, обладающих компетентностью в области информационных и коммуникационных технологий в условиях информационного общества.
Динамика современного общества, становление глобального мира как гиперреальности в условиях его информатизации, изменение природы знания и мировоззрения ведут к существенным изменениям в сфере образования, тенденции развития которого актуализировали проблему ценностных аспектов в процессе человеческой жизни и обозначили вопросы о вузовском образовании как особом этапе этого процесса. Анализ парадигмальных характеристик современного образования — один из центральных элементов осмысления профессиональной деятельности педагога. Их изучение создает предпосылки для разработки наиболее оптимальной и рациональной стратегии педагогического образования, поскольку подготовка педагога должна обеспечивать развитие таких профессионально-личностных характеристик будущего специалиста, которые были бы адекватны реализуемым в практике образования основным моделям профессиональной деятельности. Современные ориентиры образования являют-
ся предметом активного обсуждения представителей разных областей знания — философии, педагогики, социологии, психологии, культурологии, информоло-гии. Подготовка современного учителя требует глубокого осмысления целей образования, его предназначения с точки зрения интересов каждой отдельной личности и общества в целом. Новый образ человека должен основываться на сочетании глубоких профессиональных знаний с умением непрерывно учиться, быть готовыми к смене деятельности, иметь духовно-этическую ориентацию, самостоятельно формировать «Я-концепцию»1. Аналогичные выводы делают и авторы книги «Философия образования»2, которые сущность образования видят в самореализации человека во всей полноте его возможностей и задатков. Человека новой формирующейся эпохи будут отличать социальная активность, стремление к духовному единению с другими людьми, новое понимание мира и смысла существования в нем индивида, сопричастность к происходящим вокруг событиям
и осознание ответственности за них. При этом императивом образования становится духовность, понимаемая как «включенность индивида в мироотноше-ние: осмысление человеком связи со всеобщим, переживание этой связи и осознанная деятельность в русле мировых бытийных процессов»3.
Современные подходы к высшему педагогическому образованию базируются, в том числе, на необходимости эффективного формирования информационной культуры специалиста в области образования. Информатизация — это системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе — дальнейше-
4
го продолжения прогресса цивилизации . Цель ее состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий; повышения качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества; формирования адекватной информационной культуры. Информационная культура, являясь неотъемлемой частью профессиональной культуры учительства как социально-профессиональной страты, не может быть сведена только к системе знаний в области информационных процессов, а являет собой их деятельное применение, т. е. включает в себя аспект активно-преобразовательного отношения к миру. В настоящее время общество сталкивается с проблемой радикального изменения всей информационной культуры, общественного менталитета, изменения стереотипов информационного поведения и появления более явных рациональных ценностных ориентиров. Социальная, информационная науки представляют нам разнообразную галерею прецедентов поведения, жизненных ситуаций, которые позволяют человеку формировать систему ценностных установок. Система ценностей, которой ру-
ководствуется человек, является его личным делом, однако такая образовательная область, как информатика и информационные технологии, помогает воспринимать человеку окружающую действительность.
Информационная культура рассматривается философами и культурологами как область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности5, как информационная деятельность аксиологического характера, т. е. обусловленная ценностями куль-туры6. Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Она также неразрывно связана со второй (социальной) природой человека, является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений,
зарегистрированных при помощи различат
ных материальных носителей .
По мнению исследователей, информационная культура определяет степень совершенства человека, общества или определенной его части участвующих во всех возможных видах работы с информацией — в ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода. На этой основе осознается качественно новая информация, осуществляются ее передача, практическое использование8. Таким образом, информационная культура личности характеризует гармонизацию внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации9.
Методологическим значением для педагогической науки обладает подход к исследованию информационной культуры как специфической интеллектуально-функциональной системы жизнеобеспечения личности в информационном пространстве. Личности, чтобы стать полноправным членом информационного об-
щества, необходимо приобрести новое качество, определяющее его способность к информационному взаимодействию на базе развития интеллекта. Развитый интеллект, по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, проявляется в универсальной адаптивности, в достижении «равновесия» индивида со средой.
На протяжении последних десяти лет в педагогической литературе широко обсуждаются вопросы, связанные с формированием информационной культуры. Акценты содержания этого понятия с течением времени менялись от развития алгоритмического стиля мышления при изучении курса «Информатика» к владению современными информационными технологиями решения задач в различных сферах деятельности.
Информационная культура развивается в рамках «информационного образования», под которым понимается непрерывный процесс обучения и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориента-ций, поведения и деятельности, позволяющей человеку активно функционировать в современном информационном обществе10. Термин «информационное образование» (возможно, не слишком удачный, с лингвистической точки зрения) используется для обозначения образования специалиста в области информатики, информационных процессов, информационных и коммуникационных технологий. Развивая вопрос о понятии и необходимости информационного образования, следует говорить о разработке содержания, методов и стандартов разноуровневого и полипрофильного информационного образования; о развитии информационной инфраструктуры образовательного учреждения; о создании информационно-образовательного пространства; о создании системы подготовки преподавателей к работе в современных информационных условиях. В соответствии с таким пониманием смысла информационного образования может
быть сформулирована система целей, включающая:
• формирование общей информационной культуры — выработка адекватных представлений об информационном мире, сути информационных явлений и процессов;
• привитие человеку функциональной информационной грамотности;
• формирование способности к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию в информационной сфере;
• формирование системы информа-ци-онных ценностей и развитие индивидуальности в информационной сфере;
• выработку навыков информационной деятельности в различных информационных условиях и обеспечение необходимым багажом знаний.
Реализация этих целей дает возможность достижения главной цели информационного образования — формирования у человека уровня информационной зрелости, достаточного для обеспечения самостоятельности личности в различных сферах жизнедеятельности. Информационное образование подразумевает управление (инициализация и развитие) двумя параллельными и сопряженными процессами: информатизацией образования и адаптацией индивидуума к современной информационной среде.
Процесс информационно-технологической подготовки будущего учителя является системообразующим фактором развития информационной культуры личности и организации информационно-педагогической среды педагогического вуза в условиях непрерывного образования. Сам термин «информационно-технологическая подготовка» приобретает статус научной категории только в настоящее время. В целях достижения качественного соответствия системы высшего педагогического образования информационно-образовательной среде начала XXI века общепринятым становится понимание информационно-технологической подготовки как основного условия приобщения обучающегося к информа-
ционно-образовательному пространству; средства повышения качества подготовки специалиста; перспективы развития специалиста.
«Четкость и однозначность терминологии — непременное требование научной методологии, и для науки вовсе не безразлично, какие слова употребляются, из какой понятийной среды они изъяты»11. Под информационно-технологической подготовкой понимается процесс и результат формирования компетентности в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, связанной с исторически целесообразным выбором и использованием адекватных контексту профессиональной деятельности педагогических информационных технологий, необходимых современному, конкурентоспособному специалисту образования. В зависимости от поставленных целей и задач информационно-технологическая подготовка может выходить на разные уровни научного обобщения: от объяснения общих информационных закономерностей (теоретический уровень) до описания отдельных эмпирических зависимостей в ограниченном пространстве и времени (эмпирический уровень).
Анализ стратегии и целевых функций информационно-технологической подготовки, исследование взаимосвязи и взаимообусловленности структурных элементов содержания выявляют одну из основных методологических проблем этой подготовки — соотношение теории и практики. Знание в этой области является иерархичным по своей природе, и, соответственно, информационно-технологическая подготовка может быть рассмотрена как система, раскрывающая целостное взаимодействие содержательного, социокультурного, технологического и организационно-управленческого компонентов.
Основными принципами информационно-технологической подготовки являются: динамизация — как специфический принцип, ориентированный на
управляемую динамику активных информационных ресурсов и информационных потребностей; ответственность за создание собственной информационной сферы (лежит на субъекте профессионального становления); поддержка информационной деятельности.
Осознание комплексного характера проблем высшего педагогического образования привело к появлению нового направления поиска закономерностей, на основе которых студент как субъект информационной деятельности целесообразно изменяет информационно-образовательное пространство и создает собственную информационную среду. При этом можно обозначить следующие противоречия:
• разрыв между провозглашенными целями и реальной практикой информационной деятельности в педагогических вузах;
• рассогласованность действий подразделений педагогических вузов по созданию информационного обеспечения становления специалиста образования;
• отсутствие разработанных теоретико-методологических основ структурирования содержания информационно-технологической подготовки в высшем педагогическом образовании.
Именно поэтому обращение к проблеме информационно-технологической подготовки специалиста образования не только закономерно, но и актуализируется в связи с динамичной взаимообусловленностью развития информационной цивилизации. Научно-техническая революция в конце XX века вступила в этап электронизации, становление которой в свою очередь вызвало становление информационной цивилизации.
В аспекте развития наук указанный этап характеризуется появлением комплексных интегративных областей знания, в частности, метанаук. К таким ме-танаукам можно отнести методологию и информологию. Первая формулирует основные принципы развития науки, ее реализации12.
В современном подходе информоло-гия — наука об информации и ее природе, структуре и функционировании в качестве одной из категорий миропонимания и мировоззрения наряду с пространством и временем13.Стремительное распространение информационной среды в масштабах ноосферы актуализирует проблему педагогической интерпретации условий современной информационно-коммуникативной реальности на основе трансдисциплинарного подхода, способного не только приводить к накоплению массы общих знаний, но и формировать из нее необходимую всем единую картину окружающего мира. Информологиче-ское обоснование информационно-технологической подготовки на основе одноименного варианта такого подхода выступает как компонент и основа конструирования интегративной информационной картины мира в сознании людей, создания системы, открывающей перед человеком возможности осознания себя членом информационного общества и возможности преуспевания в нем.
Таким образом, методологическую основу исследования проблем информационно-технологической подготовки составляют:
• системный подход, позволяющий исследовать образование как развивающуюся открытую систему;
• информологический подход;
• ценностно-деятельностный подход, ориентированный на определение позиций субъектов образования для проектирования собственной информационной сферы.
Применительно к социальной сфере, и прежде всего к сфере образования, идеология информологического подхода интегрирует систему взглядов и идей, определяющих развитие личности активного, широко мыслящего члена компьютеризованного общества, владеющего способами интеллектуальной деятельности, которые адекватны условиям информационно-коммуникативной реальности. В этих условиях традиционные представ-
ления об информатике уже не могут ограничиваться способами вычислительной обработки информации и разработкой вопросов технического и программного обеспечения. Утверждая смысловое и формообразующее начало в мировиде-нии, информологический подход способствует как расширению понимания предмета информатики, так и реальному формированию информационной грамотности, информационной культуры, информационного мышления. Формирование самого информологического подхода означает, что понятие «информация» стало рассматриваться как гносеологическая категория и метасредство деятельности наряду с условно и безусловно необходимыми средствами деятельности.
В соответствии с информологической парадигмой культура — это информационная память человечества, наука — система сбора, переработки, хранения и распространения информации, конструирования информационных моделей, образование — удовлетворение потребности в познании, которое в свою очередь удовлетворяет потребность обучаемых (а мы сегодня говорим о непрерывном образовании) в информации.
Характеристика современного высшего педагогического образования, отражающая возрастающую информационную составляющую современного образования, позволяет раскрыть сущностные характеристики информационно-технологической подготовки, проанализировать содержание и структурные элементы современной информационно-технологической подготовки специалиста образования и показать содержательные различия между разными моделями в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Так, системный подход определяет необходимость введения и обоснования введения многоуровневой и полипрофильной системы преподавания курсов информационного цикла дисциплин как обязательного компонента стандарта высшего
педагогического образования. В структурно-функциональной модели информационно-технологической подготовки в контексте профессиональной деятельности, разрабатываемой в РГПУ им. А. И. Герцена, содержанием этой подготовки выступает педагогически адаптированная система знаний в области информатики и педагогических информационных технологий, способов информационно-педагогической деятельности, опыта ее творческого осуществления и ценностно-эмоциональных отношений.
Исходным материалом для отбора содержания, форм и методов информационно-технологической подготовки выступают: компетентностные характеристики специалиста; аттестационные требования к специалисту, работающему в области образования; требования государственных образовательных стандартов, программы учебных курсов. Организация учебного процесса предполагает системное применение форм и методов контекстного обучения14, адаптированных для целей информационно-технологической подготовки специалиста в условиях информатизации. Влияние общих закономерностей информационных процессов на информационно-технологическую подготовку студентов обусловливает ее гибкость, вариативность и специфические функции, а также необходимость мониторинга информационных потребностей, возникающих в различных видах научной, педагогической, учебной, практической деятельности студентов в системе высшего педагогического образования. Обоснование и моделирование содержательного, технологического и управленческого уровней информационно-технологической подготовки студентов требует учитывать тенденцию развития педагогических информационных технологий в современных информационных условиях, а также создавать соответствующие учебные и методические пособия.
Анализ различных аспектов проблемы информационного обеспечения высшего
многоуровневого образования в контексте информологии показывает актуальность использования информологическо-го инструментария для создания адекватных современным информационным условиям информационных сред. Так, в педагогическом образовании основной целью информационного обеспечения является опережающее отражение профессионально-педагогической деятельности, обеспечение всех потенциальных информационных потребностей субъектов информационно-образовательного пространства необходимой информацией. Причем, в каждом конкретном случае предметом информационного обеспечения является лишь часть, некоторое необходимое подмножество образовательной информации. С появлением новой информации может изменяться информационная потребность и соответственно изменится наполнение информационного обеспечения.
С позиций информологии информационное обеспечение образовательного процесса представляет собой социально, педагогически и технически организованную целостность, в рамках которой протекает информационно-педагогическая деятельность, заключающаяся:
• в сборе, обработке (аналитико-синтетической), хранении и поиске профессионально значимой информации;
• в предоставлении этой информации всем субъектам образовательного процесса в соответствующее время и в удобной для них форме;
• в сопровождении образовательного процесса (сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект).
Совершенствование информационно-технологической подготовки, определяющей перспективы развития специалиста образования, обусловлено расширением информационно-образовательного пространства и стремительным развитием информологии. При этом можно
предположить, что изменение практики деятельности будущих специалистов образования позволяет выделить инвариантные и вариативные условия информационно-технологической подготовки. Реализация целостной концепции подготовки в педагогическом вузе предполагает последовательное научное прогнозирование и проектирование новых моделей этой подготовки, причем наиболее продуктивным методом определения ее содержания является моделирование деятельности специалиста образования в соответствии с уровнем информатизации общества на соответствующем этапе развития. Такие модели должны содержать подробный перечень качеств информационно-грамотного специалиста, таких как знания, умения, навыки, опыт эмоционального отношения к действительности, опыт творческой деятельности.
Обучение педагогическим информационным технологиям специалиста образования в условиях многоуровневой и полипрофильной подготовки в университете включает в себя проектирование, разработку и реализацию информационно-технологической подготовки на трех уровнях: методологическом, теоретическом и прикладном.
На методологическом уровне: методологические проблемы конструирования информационной среды и разработки содержательных основ педагогических информационных технологий; осуществление методологического подхода к определению роли социально-экономических, научно-технических, психолого-педагогических и физиолого-медицин-ских факторов использования информационных технологий; сравнительный анализ научного обоснования систем информационно-технологической подготовки специалистов в области образования в других странах; разработка понятийного аппарата педагогических информационных технологий.
На теоретическом уровне: дидактические и психологические принципы конструирования содержательных бло-
ков педагогических информационных технологий и процесса их освоения; формулирование закономерностей функционирования педагогической информационной среды; основы инфраструктуры и информационного обеспечения системы непрерывного педагогического образования; разработка вопросов логического построения учебных курсов, определяющих формирование информационной культуры специалиста; изучение проблем внедрения, условий реализации системного подхода к исследованию проблем; обоснование структуры комплексных методик обучения.
На прикладном уровне: создание инфраструктуры системы непрерывного педагогического образования; информационное обеспечение образовательного процесса; формирование понятий, умений и навыков освоения инфоматериаль-ных компонентов образовательного процесса; исследование способов повышения эффективности преподавания дисциплин, формирующих представления об информационной картине мира; разработка учебных планов, программ и методических рекомендаций.
На основе государственного образовательного стандарта в педагогическом университете разработана система информационно-технологической подготовки на нескольких уровнях:
Бакалавриат
1-й уровень: подготовка по информатике — выравнивание «школьных» знаний студентов в области информатики, развитие функциональной компьютерной грамотности и ключевой информационной компетентности (курсы «Информатика» или «Математика и информатика»);
2-й уровень: подготовка в области информационных и коммуникационных технологий (включающих в настоящее время: видеотехнологию, компьютерную, мультимедиа- и интернет-технологии обучения) и развитие базовой информационной компетентности (курсы «Педагогические информационные техноло-
гии» или «Технические и аудиовизуальные средства»);
3-й уровень: подготовка к использованию информационных и коммуникационных технологий в предметной или надпредметной сфере профессиональной деятельности, формирование специальной компетентности.
Магистратура
подготовка к использованию информационных и коммуникационных технологий в научно-исследовательской деятельности («Современные технологии в науке и образовании», «Компьютерные технологии в психолого-педагогических исследованиях», «Информационные технологии в науке и образовании»).
Общепрофессиональная подготовка студентов педагогического вуза ориентирована на становление опыта системного видения педагогической реальности и деятельности в ней на основе гуманистических ценностных ориентаций, а также на становление и развитие профессиональной компетентности специалиста. Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (из отчета научного коллектива РГПУ им. А. И. Герцена, руководитель — В. А. Козырев, по проекту НФПК, посвященному модернизации высшего педагогического образования, связанного с выявлением интегра-тивных характеристик профессиональной деятельности). Ключевые компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, в том числе и из электронных источников.
Базовые компетентности, отражая специфику педагогической профессио-
нальной деятельности, необходимы для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на этапе развития общества информационной цивилизации. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности, обеспечивая реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, сферы профессиональной деятельности. Естественно, все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста и, в конечном итоге, обеспечивает становление профессиональной компетентности. Принимая во внимание особенности общества, в котором предстоит выпускникам реализовывать себя, можно утверждать, что достижение профессиональной компетентности в информационном обществе напрямую зависит от наличия беспрепятственного доступа каждого человека к разнообразным источникам информации, от владения умениями работать с информацией, различной по содержанию и представленной в разных формах. Универсальной компетентностью, на которой базируется достижение ключевых компе-тентностей во всех сферах самоопределения человека, является информационная компетентность.
Смена парадигмальных установок в педагогической науке и профессиональном мышлении вскрывает несоответствие между быстрыми изменениями информационных картин мира, изменением методологии и технологии образовательного процесса и инерционностью профессионального сознания учителей-практиков, ориентированных в основном на частные изменения. Показателями кризиса информационной компетентности учителей являются два основных противоречия. Первое — между степе -нью личностной и профессиональной адаптивности учителя и динамикой ин-
формационной реальности. Второе — между степенью развитости у учителей системного взгляда на информационную картину мира и, следовательно, возможностями формирования их поведения в информационной среде, с одной стороны, и степенью интегративности процессов, определяющих информационную картину мира, с другой стороны. Компе-тентностно-ориентированное профессиональное педагогическое образование предполагает ориентацию процесса профессиональной подготовки на получение конкретных (овеществленных и субъективных) результатов решения профессиональных педагогических задач.
Можно выделить несколько уровней образованности в информационной сфере для специалиста образования, ориентируясь на компетентностный подход и концепцию образовательного стандарта.
Грамотность. Начальный уровень включает в себя овладение элементарными источниками информации (печатные источники, аудиовизуальные источники) и умение применять их в обыденной жизни, овладение культурой поведения, речи; знакомство с основными терминами теории информации посредством разнообразных деловых игр, просмотра кинофильмов, телепередач, видеозаписей; овладение элементарными пользовательскими навыками работы с электронно-коммуникативными средствами. Понятие информационной грамотности включает в себя: знание системы информационных услуг для получения текущей и ретроспективной информации; способность оценить эффективность и надежность информации, полученной из различных источников для удовлетворения различных информационных потребностей; владение основными навыками приобретения информации в автоматизированных системах и хранения собственной информации.
Функциональная грамотность. Данный уровень выражается в знании сведений, правил, принципов, в усвоении общих понятий и умений, составляющих
познавательную основу решения стандартных задач по получению, переработке информации. В структуре функциональной грамотности можно выделить большое число компонентов: умение воспринимать информацию из различных источников, интерпретировать ее, осмысливать и трансформировать; умение ориентироваться в информационной среде, основанное на знании источников информации и их возможностей.
Компетентность. В качестве показателей можно выделить следующие характеристики компетентности в области информационных и коммуникационных технологий:
• способность к критической оценке и интеграции личного и иного отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого опыта деятельности в современной информационной среде;
• стремление к развитию и(или) к формированию личных творческих качеств, дающих возможность генерации педагогических идей в современной информационной среде с целью получения инновационных педагогических результатов, а также создание собственной информационной среды;
• наличие высокого уровня общей коммуникативной (в том числе в области информационного взаимодействия посредством или с помощью технических устройств) культуры, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия в диалогическом (полилогическом) режиме;
• наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности к саморефлексии и к совместной рефлексии с другими субъектами информационного взаимодействия в педагогическом процессе;
• наличие методологической культуры, информационного мышления, моделирование информационного пространства и прогнозирования результатов собственной информационной деятельности;
• готовность к совместному со всеми иными субъектами информационного
взаимодействия освоению научного и социального опыта;
• освоение культуры получения отбора, хранения, воспроизведения, преобразования способов представления, передачи и интеграции информации (в том числе в рамках избранной предметной области);
• способность к выработке парадиг-мально адекватного индивидуального стиля информационного поведения.
Понятие компетентности в своей сущности подвижно, исторически изменчиво, антиинерционно. Знания и умения, даже определенные творческие способности, устаревают со временем, становятся неадекватными новой исторической ситуации. Такое отставание является, так сказать, родовым пороком образования. А при ускоряющемся накоплении знаний, смене технологий и социокультурных условий отставание воспроизводит и углубляет перманентный кризис образования. Компетентность же не привязана
жестко к определенным образовательным содержаниям, знаниям или к иным способностям. Меняются ситуации, меняются цели и нормы, меняются культурные образцы (интеллектуальные, технические и прочие), обращения с ситуациями, меняются сами люди, их запросы и возможности — при всем этом инвариантным остается требование компетентности. Сама эта ценность устойчива, но именно благодаря подвижности наполнения компетентности в меняющемся времени.
Вышесказанное дает основание сделать вывод о том, что информационно-технологическая подготовка специалиста образования должна рассматриваться не как совокупность методов и методик, а как специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах, позволяющих специалисту образования функционировать в современном информационно-образовательном пространстве.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Образование в конце XX века: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1992. № 9. С. 3-21.
2 Пищулин Н. П., Огородников Ю. А. Философия образования. М., 1999.
3 Там же. С. 111.
4 Урсул А. Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. М., 1990.
5 Вохрышева М. Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры. Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований / Науч. ред. Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. М.; Магнитогорск, 1997. С. 57.
6 Гречихин А. А. Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры. Сб. ст. / Под. ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. М., 1994. С. 15.
7 Соснина Т. Н., Гончуков П. Н. Словарь трактовки понятия «Информация». 1997. С. 48.
8 Семенюк Э. Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. 1994. № 7. С. 3.
9 Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И. И. Горловой. Краснодар, 1996. С. 141.
10 Богословский В. И., Тумалева Е. А. Информационное образование // Вестник Костромского государственного педагогического университета: Научно-методический журнал. Вып. 3(16). Кострома, 1998. С. 21-26.
11 Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. Самара, 1994. С. 43.
12 Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб., 2001.
13 Извозчиков В. А., Лаптев В. В., Потемкин М. Н., Тумалева Е. А. Информология: статус, структура, функции // Тезисы VIII Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика-2002». Ч. 2. СПб., 2002. С. 68-69.
14 Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
E. Tumaleva
THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF INFORMATIONAL-TECHNOLOGICAL TRAINING OF PRE-SERVICE EDUCATORS
The article is devoted to the informational-technological training of a specialist in education which is regarded as the main condition of involving the student into the informational-educational space, to the means of improving the quality of training, and to the prospects of professional development. The author highlights the main foundations of informational-technological training of students which will contribute to the formation and development of their professional competence in the field of information and communicational technology.