А. И. Кочеткова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассматриваются вопросы функционирования современных организаций, которые определяются как социокультурный феномен и базовый элемент современного российского общества, общества высоких неопределенностей и социальных рисков. Подчеркивается, что по мере усиливающейся информатизации российского общества главным товаром организаций становится сама информации. Показаны отличия организационной культуры, определяемые материально-технической базой и технико-технологическими особенностями деятельности организаций, рассмотрены объем и содержание понятия культура организации. Делается вывод о том, что по мере своего развития каждая российская организация будет уделять все возрастающее внимание на человеческий капитал организации, главное богатство любого современного общества. Ключевые слова: экономика и управление в сфере культуры, организация, организационная культура, культура организации, человеческий капитал, евразийская концепция культуры.
In this article the questions of functioning of the modern organizations, which are determined as a socio-cultural phenomenon and basic element of the modern Russian society of the high uncertainties and social risks, are considered. The accent is put on the fact that as the intensification of the informatization is continuing, information itself becomes the main good. The differences of the organizational culture, defined by the materially-technical base and the technological features of the organization activity, are shown. The volume and the contents of the term «Organizational Culture» are considered. The conclusion is made on the topic that while developing each Russian organization will give the further increasing consideration on the high-human of the organization, which is the main wealth of the modern society. Keywords: economics and management in the area of cultural, organization, organizational culture, high-human, Eurasian cultural conception.
Потребности развития современного философского знания, призванного осуществлять теоретическое осмысление социокультурных процессов, характеризующих современное российское общество, выявлять новые тенденции в его материальной и духовной культуре, анализировать генезис и эволюцию разнообразных современных общественных процессов, предполагают использование новых теоретико-методологических подходов в объяснении, осмыслении и понимании современного общества.
Для современного отечественного философского познания социальных процессов характерно использование теоретико-методологических подходов, вырастающих на основе социокультурного анализа, который предполагает интегративный анализ трех главных параметров человеческого бытия. Это -типы взаимодействия человека и природы; типы, формы и характеристики культуры как способа деятельного существования человека; выросшие на основе
этих двух составляющих различные типы социальности - социальные структуры, социальные институты и организации, а также формы взаимодействия, общения и социальной коммуникации. Именно эти параметры образуют триединство, на базе которого происходит взаимосвязь и взаимодополнение любых человеческих общностей.
Для современной России характерны радикальные изменения во всех сферах жизни общества, которые обусловлены становлением института частной собственности, развитием рыночных отношений, существенным изменением социальной структуры населения.
Современное состояние российского общества и происходящих в нем социокультурных процессов обусловлено множеством разнонаправленных факторов как внутренней, так и внешней среды, которые делают хаотичной и подверженной многочисленным рискам всю социальную практику современной России. Это ведет к радикальной трансформации
деятельности всех ее социальных институтов и организаций, к существенной эволюции базисных ценностей россиян, изменению их ментальности, что особенно очевидно для более молодой части общества, то есть для молодежи, формирующейся в это непростое социальное время. Очевидной является и трансформация деятельности всех социальных институтов и организаций в новых исторических и социально-экономических условиях.
Социально-трудовая деятельность большинства современных россиян осуществляется как работа по найму в разнообразных организациях и учреждениях. Современные философские подходы к анализу организаций позволяют охарактеризовать их как специфический социокультурный феномен и базисный элемент современного транзитивного российского общества. Этот анализ позволяет также понять и существующие различия моделей организации и их организационной культуры, и единство институальности и личностно-деятель-ностной направленности всех работников организаций. Практика показывает, что в настоящее время именно организации обеспечивают становление и направленную эволюцию всех креативно-эвристических, предметно-деятельностных, коммуникативных и морально-этических мотиваций работников, а вместе с тем и возрастание стоимости человеческого капитала организации.
Деятельность работников современных российских организаций определяется: особенностями протекания современных социокультурных процессов; изменением типологии работников, их возрастных и гендерных характеристик, эволюцией их мотиваций на труд; трансформацией методов управления персоналом организации в направлении к их демократизации и использованию гуманистического потенциала социально ориентированной экономики. Организации в транзитивном российском обществе призваны обеспечивать оптимальное становление человека как работника, а также инновационное, социально
значимое и позитивное изменение его ценностных ориентаций и мотиваций.
Современные исследователи российского общества вполне обоснованно считают, что базисным основанием современного российского общества становится организация, представляющая собой сознательно координируемое социальное образование, которое имеет определенные границы, функционирует на относительно постоянной основе и реализует в своей деятельности конкретные социально значимые общие цели.
Организация представляет собой определенный тип развития социальной инфраструктуры, поэтому современная организация всегда имеет априори установленную цель (миссию организации), во имя которой люди объединяются и осуществляют совместную деятельность на всем протяжении существования жизненного цикла организации. Все многообразие целей организации в условиях существования рыночных отношений можно подразделить на два типа: получение прибыли и принесение бескорыстной пользы обществу.
В условиях информатизирующегося общества именно организации, а не традиционное материальное производство, связанное с производством материальных предметов и вещей в форме товаров, реализуют свои цели преимущественно за счет многообразной работы с информацией, ее структуризацией, движением, изменением и хранением, потому что главным товаром в таком обществе является сама информация, продажа которой преследует как прямые рыночные цели — получение прибыли, так и косвенные цели рынка — борьбу за власть и влияние.
На жизненный цикл организации влияет множество факторов: ее взаимоотношения с внешней средой, происходящая интернет-революция; радикальные изменения в технико-технологических параметрах внутренней среды; изменения человеческого капитала организации; рост культуры организации; эволюция методов управления (от прямых — к косвенным, от авторитарных — к коллек-
тивным, от директивных — к согласительным, а также делегирование полномочий и рост ответственности каждого члена организации) (1).
Основу жизненного потенциала организации составляет ее организационная культура, которая вырастает на определенной материально-технической базе и конкретных, заданных спецификой деятельности организации технико-технологических обстоятельствах, что предполагает определенные способы и формы деятельности людей, основанные на конкретной системе ценностей, норм, идеалов самой организации, а также норм и ценностей общества, частью которого является любая организация.
На этой основе строится не только прогнозируемое поведение работников, но и отношения между членами организации, между организацией и другими структурными подразделениями общества.
В этом смысле организационная культура является доминантой, определяющей эффективность ее работы. Она оптимизирует процесс реализации миссии организации, который всегда, в той или иной степени, обусловлен идеалами и ценностями всего общества.
Анализ многочисленных эмпирических исследований, проводимых за последние два десятилетия в современной России, показывает, что носителями культуры организации являются люди, ее персонал или, в других терминах, человеческий капитал.
Однако культура организации, являясь ее атрибутом, имеет относительно самостоятельное существование, так как она является не только суммарным показателем культурного уровня персонала, но и выражением уникальной индивидуальности организации, потому что именно персонал выступает носителем традиций организации; обеспечивает коллективную преданность, или патриотизм, работающих; служит психологическим гарантом стабильности социальной системы организации.
С учетом российской специфики на передний план выдвигаются задачи фор-
мирования не только устойчивой к потрясениям культуры организации, но и таких качеств у персонала, которые обеспечат их быструю адаптацию к возможным комплексным организационным изменениям.
Культура организации четко выражает ее главную миссию и отражает сложившиеся в организации отношения между людьми. Она также определяет стиль руководства и тип коммуникаций, характерных для межличностных и групповых отношений. Через культуру организации раскрываются качество трудовой жизни организации и мотивации персонала, которые носят как явный, так и неявный характер и обусловлены множеством ситуационных факторов, изменениями в элементах организационной системы, циклами жизни организации.
Для большинства работников современных российских организаций характерны такие деловые и организационные качества работающих, которые отличают авторитарно-бюрократическое общество (личная преданность шефу, иерархичность мышления, исполнительность) и не соответствуют становящемуся цивилизованному рынку, где в первую очередь ценят такие качества, как инициативность, компетентность, творчество и готовность принять личную ответственность (2).
Современное развитие российского общества существенно зависит от формирования у подрастающих поколений новой культуры труда, отвечающей всем нормам и ценностям цивилизованного рынка. Этот процесс зависит от трех наиболее значимых составляющих: мен-тальности и национального характера россиян; современной социальной реальности; индивидуально-личностного бытия каждого человека.
Деятельность современных организаций зависит в настоящее время не столько от материальных ресурсов, сколько от конкретного социального времени, объема и классификации информации, а также и от качества работников, уровня их общей, а не только профессиональной, культуры.
Для успешно развивающихся организаций сейчас характерен переход в управлении от ресурсопотребления к ресурсосозиданию, что предполагает возрастание человеческого капитала организации, то есть постоянное формирование в процессе трудовой деятельности нового типа работника, который должен быть творческой и самоактуализирующейся личностью.
В настоящее время организация понимается как упорядоченное и обладающее четкой внутренней дисциплиной учреждение, созданное для реализации каких-либо конкретных видов деятельности, а потому имеющее четкую организационную культуру.
Культура организации во многом зависит от конкретно-исторических особенностей развития той страны, в которой организация осуществляет свою деятельность. Однако организация всегда представляет собой сознательно координируемое социальное образование и черты любой современной организации имеют объективный характер, равно как и принципы, на которых она основана.
Итак, культура организации представляет собой определенную систему общепринятых в организации культурных норм, моральных и других постулатов в отношении целей, способов деятельности и общения, которые обеспечивают эффективную работу организации и достижение поставленных ею целей. Каждую организацию определяют комплексность, формализация и конкретное соотношение централизации и децентрализации.
Рассмотрение организации на основе системного подхода позволяет выявить ряд специфических черт, характерных для всех организаций: связь с внешней средой, проявляющаяся как адаптивность и как обратная связь. Для характеристики внутренней среды организации наиболее значимым является поведение в ней групп и индивидов, которые основываются на современных представлениях о корпоративной культуре.
В работах А. С. Панарина современное российское общество характеризу-
ется как общество высоких неопределенностей и социальных рисков, а также подчеркивается, что многие особенности страны обусловлены ее исторически сложившейся культурой. Особенности российской культуры лежат в ее евразийском континентальном пространстве, одинаково открытом Востоку, Западу и Степи, они базируются на природно-климатических и полиэтнических особенностях россиян, на специфике исторического пути России (4).
Развитие российского бизнеса в целом и организации как элемента социальной системы происходит в настоящее время за счет способностей и возможностей работников. Обученный коллектив, способный принимать сложные решения в условиях высоких неопределенностей, является главным богатством, подлинным капиталом любой развивающейся организации (3).
Сущность и содержание понятия «человеческий капитал» связаны с индивидуально-личностными качествами работников. Главными чертами индивидуальной капитализации являются обучаемость и адаптивность, входящие в общий потенциал человека. Готовность к изменениям демонстрирует уровень мобильности человека и профессиональность работника, а «желание изменяться» -показатель морально-нравственного потенциала человека и уровня его свободы и волеизъявления.
Организационная культура тяготеет к стандартным и легко узнаваемым теориям менеджмента и управленческим технологиям, в то время как культура организации определяется спецификой кадрового потенциала организации, его демографическими, социокультурными, гендерными и этнонациональными особенностями.
Культура организации стремится снять отчуждение человека в сфере труда, а организационная культура - к выполнению миссии организации.
Для современных российских организаций все большее значение приобретают факторы внешней среды, оказывающие на успешность ее деятельности
прямое и косвенное воздействие. В ситуации современной крайней нестабильности экономики России выживают только органические, устойчивые и, одновременно с тем, высокоадаптивные организации, чьи структуры опираются на постоянное развитие человеческого капитала. Усложняются и сами технологии использования всех видов капитала организации: основного, оборотного, человеческого, интеллектуального.
Основой успешной деятельности работника в современной России становится умение работать в условиях многообразных рисков и высокой неопределенности. В этих условиях современная российская организация все менее ориентируется на выполнение функций социальной защиты работника и все дальше уходит от патерналистских и опекающих моделей организации.
Следует помнить и о том, что по данным официальной статистики в современной России уже менее 40% всех работающих россиян трудятся в том секторе, который связан с государственной или муниципальной формами собственности, а свыше 45% работающих связаны с предприятиями, основанными на частных формах собственности, еще 11-15% — на предприятиях со смешанными формами собственности и 2,6% заняты на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу. Этот факт во всем объеме ставит вопрос о степени готовности россиян работать в современных условиях и о необходимости иметь новые трудовые мотивации, не совпадающие с традиционными (5).
Системный кризис российского общества в 1990-е годы способствовал усилению деструктивных процессов в пси-
хике россиян, привел к аномалиям личностного развития молодежи, ее дезадаптации и социальной девиации, к росту асоциального поведения и другим негативным проявлениям, характеризующим именно транзитивность общества, а вхождение России в современный глобальный финансово-экономический кризис с очевидностью усилит эти негативные тенденции российского работника.
Особенности рынка труда в современной России сохраняют традиции трудовой деятельности, издавна сложившиеся в российской истории и ставшие частью российского менталитета. Это — высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих и невысокая гибкость рабочей силы; высокий уровень занятости населения в наемном труде и невысокая оплата этого труда; огромная скрытая безработица и низкая мобильность рабочей силы. Другими словами, особенности рынка труда обусловлены характерными для ментальности россиян амбивалентностью и дихотомичностью всех ценностных ориентаций.
В настоящее время вторичная социализация подавляющего большинства молодых людей, которые впервые приходят на рынок труда, происходит в условиях угрожающе низкого достатка, что существенно влияет на системы предпочитаемых ценностей и идеалов, формируя стратегии выживания в тех экстремальных обстоятельствах, которые выросли на базе радикальных изменений страны. Вместе с тем эти обстоятельства сформировали позитивные психологические установки на перманентные изменения, а также веру в собственные силы и желание жить лучше.
Примечания
1. Кочеткова А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование / А. И. Кочеткова. — М.: Дело, 2003.
2. Кочеткова А. И. Человек — культура — организация: междисциплинарный подход / А. И. Кочеткова, Л. Карчевский, М. Гитлинг. — М.: Динтер, 2005.
3. Кочеткова А. И. Формирование человеческого капитала (системно-концептуальный подход) / А. И. Кочеткова // Альма-Матер. — 2004. — № 11. — С. 17—22.
4. Панарин А. С. Искушение глобализмом / А. С. Панарин. — М.: Алгоритм, 2003.
5. Россия 2005: сб. — М.: Госкомстат, 2006.