Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

КУЛЬТУРА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ТЕЛЕСНАЯ КУЛЬТУРА / ФИТНЕС-АЭРОБИКА / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Николай Георгиевич, Агакишиева Ася Мусаевна, Жебелева Екатерина Валентиновна

Стремительное распространение малоподвижного образа жизни у студентов призывает специалистов в области физической культуры и спорта заняться поиском новых решений в формировании устойчивой привычки к занятиям физическими упражнениями, а также выявлению инновационных методик в физическом воспитании. Научная новизна. В работе раскрывается смысл понятия « культура телосложения» с точки зрения модернизации физической культуры. Определяются критерии и показатели оценивания культуры телосложения в практике занятий по физической культуре с использованием современных фитнес-технологий. Практическая значимость. Материалы могут быть полезны в практике работы специалистов по физической культуре, занимающихся со студенческой молодежью. Материал. Описана методика формирования культуры телосложения обучающихся 10-11-х классов при помощи упражнений фитнес-аэробики. Рассмотрены показатели психологической подготовленности команд к соревнованиям по фитнес-аэробике. Методы исследования: теоретический анализ показателей культуры телосложения, обоснование системы критериев для оценки культуры телосложения, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Выявлены возможности оценки формирования культуры телосложения у обучающихся старшей школы (обучающихся 10-11-х классов) при помощи индексов Кетле, Пинье, Бругша и Руфье. Заключение. Разработана методика формирования культуры телосложения при помощи упражнений фитнес-аэробики и обоснованы критерии оценки этого показателя у обучающихся старшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Николай Георгиевич, Агакишиева Ася Мусаевна, Жебелева Екатерина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTION CULTURE: THEORY AND PRACTICE

The rapid spread of a sedentary lifestyle among students motivates specialists in the sphere of physical culture and sport to look for new solutions in a steady habit formation for physical exercises mastering, as well as to reveal innovative methods in physical education. Scientific novelty. The work reveals the meaning of “constitution culture” notion from the point of view of physical culture modernization. We define the criteria and indices of constitution culture assessment in the practice of physical culture classes using modern fitness technologies. Practical significance. The materials can be useful in the practice of physical culture specialists. They work with students. Material. We describe the methodology of constitution culture formation among the pupils of the10th-11th grades with the help of fitness-aerobics exercises. We considered the indices of psychological readiness of teams for fitness aerobics competitions. Research methods: theoretical analysis of constitution culture indices, substantiation of the criteria system for constitution culture assessing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. We revealed the possibilities of assessing constitution culture formation among senior school-children (the pupils of the10th-11th grades) with the help of Quetelet, Pignet, Brugsch and Rufier indices. Conclusion. We created the methodology of constitution culture formation with the help of fitness aerobics exercises and substantiated the evaluation criteria for this index among senior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

УДК 796.01 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-89-93

Культура телосложения: теория и практика

Михайлов Н.Г.', Агакишиева А.М.2, Жебелева Е.В.3*

'Московский городской педагогический университет

г. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-4101-0910, michailovn@mgpu.ru 2Школа №'58 г. Москва, Россия ORCID: 0009-0003-0244-9530, asya245479@gmail.com

3Российский государственный гуманитарный университет г. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-1306-8488, e-mail:k.jebeleva2010@yandex.ru*

Аннотация: Стремительное распространение малоподвижного образа жизни у студентов призывает специалистов в области физической культуры и спорта заняться поиском новых решений в формировании устойчивой привычки к занятиям физическими упражнениями, а также выявлению инновационных методик в физическом воспитании. Научная новизна. В работе раскрывается смысл понятия « культура телосложения» с точки зрения модернизации физической культуры. Определяются критерии и показатели оценивания культуры телосложения в практике занятий по физической культуре с использованием современных фитнес-технологий. Практическая значимость. Материалы могут быть полезны в практике работы специалистов по физической культуре, занимающихся со студенческой молодежью. Материал. Описана методика формирования культуры телосложения обучающихся 10-11-х классов при помощи упражнений фитнес-аэробики. Рассмотрены показатели психологической подготовленности команд к соревнованиям по фитнес-аэробике. Методы исследования: теоретический анализ показателей культуры телосложения, обоснование системы критериев для оценки культуры телосложения, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Выявлены возможности оценки формирования культуры телосложения у обучающихся старшей школы (обучающихся 10-11-х классов) при помощи индексов Кетле, Пинье, Бругша и Руфье. Заключение. Разработана методика формирования культуры телосложения при помощи упражнений фитнес-аэробики и обоснованы критерии оценки этого показателя у обучающихся старшей школы.

Ключевые слова: культура телосложения, телесная культура, фитнес-аэробика, методика формирования культуры телосложения, инновационная физическая культура.

Для цитирования: Михайлов Н.Г., Агакишиева А.М., Жебелева Е.В.* Культура телосложения: теория и практика. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физическойкультуры и спорта. 2023; 18(1): 89-93. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-89-93.

Constitution culture: theory and practice

Nikolay G. Mikhailov1, Asya M. Agakishieva2, Ekaterina V. Zhebeleva3*

Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-4101-0910, michailovn@mgpu.ru 2School No. 158 Moscow, Russia ORCID: 0009-0003-0244-9530, asya245479@gmail.com 3Russian State Humanitarian University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-1306-8488, e-mail: k.jebeleva2010@yandex.ru*

Abstract: The rapid spread of a sedentary lifestyle among students motivates specialists in the sphere of physical culture and sport to look for new solutions in a steady habit formation for physical exercises mastering, as well as to reveal innovative methods in physical education. Scientific novelty. The work reveals the meaning of "constitution culture" notion from the point of view of physical culture modernization. We define the criteria and indices of constitution culture assessment in the practice of physical culture classes using modern fitness technologies. Practical significance. The materials can be useful in the practice of physical culture specialists. They work with students. Material. We describe the methodology of constitution culture formation among the pupils of theioth-iith grades with the help of fitness-aerobics exercises. We considered the indices of psychological readiness of teams for fitness aerobics competitions. Research methods: theoretical analysis of constitution culture indices, substantiation of the criteria system for constitution culture assessing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. We revealed the possibilities of assessing constitution culture formation among senior school-children (the pupils of theioth-iith grades) with the help of Quetelet, Pignet, Brugsch and Rufier indices. Conclusion. We created the methodology of constitution culture formation with the help of fitness aerobics exercises and substantiated the evaluation criteria for this index among senior schoolchildren.

Keywords: constitution culture, body culture, fitness aerobics, the methodology of constitution culture formation, innovative physical culture.

For citation: Nikolay G. Mikhailov, Asya M. Agakishieva, Ekaterina V. Zhebeleva*. Constitution culture: theory and practice. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; i8(i): 89-93 DOI: i0.i4526/2070-4798-2023-i8-i-89-93.

Введение

В последнее время в практике физической культуры появилось новое понятие «культура телосложения», которая представляет собой составляющую физической культуры [2, 7]. Как показывают социологические исследования, проведенные в школах города Москвы, для девушек среднего и старшего школьного возраста важным является мотив формирования красивой, хорошо развитой формы тела[з]. Известно, что упражнения фитнес-аэробики позволяют формировать фигуру с хорошо развитой мускулатурой, способствуют формированию пропорционального телосложения посредством прироста мышечной массы, развития опорно-двигательного аппарата[1, 4, 5]. При этом актуализация внимания на индивидуальных особенностях телосложения открывает возможности формирования определенной конституции тела у обучающихся старшей школы.

На занятиях фитнес-аэробикой девушки старшего школьного возраста приобретают навыки самостоятельного использования аэробных упражнений в режиме дня, во время досуга, и осваивают принципы подбора таких упражнений и их дозировки, активизируют процессы самопознания[з]. Это способствует формированию конституции и позволяет отнести данное исследование к числу актуальных.

Цель исследования заключалась в научном обосновании и экспериментальной проверке эффективности методики формирования культуры телосложения у девушек 10-11-х классов.

Материалы и методы

Теоретическая часть исследования включала уточнение определения культуры телосложения в рамках инновационной физической культуры, предложенной в ранее выполненных исследованиях [2, 6].

Экспериментальная часть настоящего исследования проводилась на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №158» в Левобережном районе г. Москвы. Исследование проходило в течение 3 месяцев. Занятия проводились 2 раза в неделю по 45 мин.

В педагогическом эксперименте участвовали две равнозначные группы: экспериментальная (п=18) и контрольная (п=18) группы девушек старшей школы, имеющих проблемы с формированием телосложения.

С экспериментальной группой проводился один урок физической культуры по традиционной программе, а на втором уроке использовались комплексы силовых упражнений фитнес-аэробики. В основной части экспериментального урока применялись упражнения с отягощениями и предметами, направленные на развитие силы мышц различных сегментов тела. В заключительной части применялся стретчинг для расслабления основных мышечных групп тела, ног и рук.

Контрольная группа занималась по традиционной комплексной программе В.И. Ляха. В начале и при завершении педагогического эксперимента определялись индексы Кетле, Пинье, Бругшаи, Руфье.

Результаты и обсуждение

Формирование культуры телосложения осуществляется у девочек старшей школы на уроках физической культуры по определенной специализированной методике с использованием упражнения фитнес-аэробики.

Чтобы тело развивалось равномерно и гармонично, необходимо развивать мускулатуру определенных мышечных групп. Например, положительно оцениваются рельефность мышц живота и красиво сформированные ягодицы в телосложении девочек, поэтому для гармоничного формирования их телосложения большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса и спины. Известно, что мышцы брюшного пресса в значительной степени определяют облик телосложения девочек, а мышцы спины улучшают осанку, формируют пропорциональность телосложения. Для их развития используются специализированные упражнения с отягощениями и различными предметами, которые применяются в фитнес-аэробике.

Методика формирования культуры телосложения включала использование аэробных упражнений силовой направленности:

- упражнения с гантелями: разведение рук с гантелями лежа на гимнастической скамье; тяга гантелей в наклоне; разведение рук с гантелями в наклоне;

- упражнения с фитболом: подъем таза с упором ног на фитбол; подъемы ног с фитболом в стороны в положении лежа; скручивания туловища с фитболом, зажатым ногами, в положении лежа на спине; подъем туловища из положения лежа на фитболе; наклоны туловища с подъёмом рук с мячом вверх; выпрямление ног с мячом и перекаты мяча с руки на руку лежа на спине;

- упражнения с утяжелителями: лежа на животе махи ногами назад; лежа на спине поочередное поднимание прямых ног.

Результаты первоначальной оценки индексов, характеризующих телосложение, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Оценка показателей телосложения в экспериментальной и контрольной группах в начале педа-

Наймом пнмс цро ЭГ[(1=1Й> КТ[п=18> 1-к.рлтер||Н ДйСТОВСрВШМЕ

Кегле 0.99 -41.05

Пинье С ,33

Бругша 441^2,4 0.52 >0.й5

Р^фы.' 1.00

Индекс массы тела составляет 26,6±3,0 кг/ м2 в экспериментальной группе (ЭГ) против 25,8±1,6 кг/м2 в контрольной группе (КГ). Такая величина колеблется в пределах нормального соотношения пропорций между весом и ростом тела старшеклассниц. При этом достоверных различий индекса Кетле между КГ и ЭГ не наблюдается (р>0,05).

Величина индекса Пинье равна 25,0±1,3 см в ЭГ против 24,85±1,4 см в КГ, что позволяет отнести телосложение девушек обеих групп к среднему уровню, достоверных различий в величине этого индекса в ЭГ и КГ не обнаружено (р>0,05).

Индекс Бругша в ЭГ равен 435,8±37,3, в КГ -441,9±32,4, и также не демонстрирует достоверных различий между показателями обеих групп (р>0,05). Величина этого показателя характеризует девушек, как отнесенных к группе имеющих чрезмерный вес.

Показатели индекса Руфье достоверно не отличаются между ЭГ и КГ (р>0,05). Величина индекса характеризует девушек обеих групп как имеющих хорошую физическую форму.

Таким образом, сравнение анализируемых

индексов у девушек ЭГ и КГ не демонстрирует достоверных отличий в начале педагогического эксперимента. Это позволило начать сравнительный педагогический эксперимент по проверке гипотезы исследования об эффективности разработанной методики формирования культуры телосложения.

Для устранения проблем неправильного телосложения, первопричинами которых являются лишний вес, нарушение обменных процессов, малая двигательная активность и др., использовались упражнения фитнес-аэробики. Такой выбор обоснован широким спектром упражнений этого вида двигательной активности, а использование силовых упражнений фитнес-аэробики нацелено на формирование формы мышечных групп отдельных сегментов тела и развитие функциональных возможностей школьниц. Аэробные упражнения, включенные в методику, их интенсивность и объем выбирались с учетом индивидуальных особенностей школьниц, которые были выявлены в ходе предварительного анкетирования.

В методике применялись специализирован-

ные упражнения с отягощениями и различными предметами, для того чтобы тело развивалось гармонично. На практике это означало развитие мышечных групп рук, ног и туловища. Аэробные упражнения силовой направленности предусматривали выполнение упражнений с гантелями, упражнений с фитболом и упражнения с боди-барами. Аэробные упражнения с бодибарами давались ученицам при выполнении комплексов

на четвертом-шестом уроках силовой направленности упражнений фитнес-аэробики. Затем применялись комплексы упражнений с фитбо-лами, которые выполнялись на уроках с седьмого по двенадцатый.

В таблице 2 представлены результаты оценки сформированности телосложения у девушек экспериментальной группы за время использования экспериментальной методики.

Таблица 2

Сравнение результатов тестов экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента

Ниишсноваши.- ЭГ ЭГ 1-лрлтерлй Допикртип,

шдояса ДО после Р

Кегле 23,57=0,111 <0,01

[Типы:- 25,0*1,3 22,18=0,52 <0,01

Брута 411Т1Э±22Т4 3,7 <0,01

5.]±0.Я 3.82±0.16 4Л7 <0,01

Оказалось, что показатели индекса Кетле достоверно снизились с 26,6±3,0 до 23,57±0,20 кг/м2, что отражает перемещение девушек из группы с первой степенью ожирения в группу с нормальным весом (р<0,01). Достоверное улучшение показала и динамика изменения индексов Пинье, Бругша и Руфье (таблица 2). Это подтверждает перемещение девушек из группы

с чрезмерным весом в группу с хорошим весом согласно индексу Бругша, а также из группы девушек, имеющих хорошую физическую форму, в группу с отличной физической формой.

При завершении педагогического эксперимента показатели ЭГ достоверно отличались от показателей КГ при уровне достоверности р<0,05 (таблица 3).

Таблица 3

Сравнение результатов ЭГ и КГ при завершении педагогического эксперимента

Наныенойллне нлдекса ЭГ КГ [-критерий Д1>ето верность, р

Кепле 23,5740,21 24,4+0,33 2,14 ■^0.05

Пинье 22,1 К+0,52 23.720.4N 2,16

Бругша 411>13±22,4 421.ОМ+4,39 2,24 ■^0.05

Руфье 3,82-НШ 4,53+0,22 2,5 ■^0.05

Это означает, что девушки из экспериментальной группы по своему телосложению приблизились к нормальному соотношению роста и веса по данным индекса Кетле, приблизились к среднему телосложению по индексу Пинье, сбросили вес до границ «хорошего» веса по индексу Бругша и демонстрируют по индексу Руфье хорошую физическую форму. Наоборот, девушки контрольной группы остались в группе с первой степенью ожирения по индексу Кетле, были близки по индексу Пинье к среднему телосложению, остались по индексу Бругша в группе с чрезмерным весом, но при этом демонстрируют по индексу Руфье хорошую форму, близкую к группе «удовлетворительная форма».

Заключение

Для формирования культуры телосложения у девушек школьного возраста была разработана методика, позволяющая корректировать телосложение девушек посредством использования упражнений фитнес-аэробики силовой направленности:

- с гантелями для развития мышц рук и плечевого пояса;

- упражнений с использованием фитбола для развития мышц брюшного пресса и спины;

- упражнений с бодибарами для формирования структуры мышц ног.

Проведенный педагогический эксперимент показал, что значения индексов Кетле, Пинье, Бругша и Руфье у девушек экспериментальной группы указывают на положительную динамику в формировании формы тела, а именно, при-

близились к нормальному соотношению роста и веса по данным индекса Кетле, вошли в группу со средним телосложением, которое близко по показателям к гармоничному телосложению, по индексу Бругша сбросили вес до границ «хорошего» веса и демонстрируют по индексу Ру-фье хорошую физическую форму. Сравнение результатов показало, что значения индексов Кетле, Пинье, Бругша и Руфье у девушек экспериментальной группы достоверно изменились за время педагогического эксперимента при уровне достоверности р<0,01, а также оказались достоверно отличными от величины этих индексов у девушек контрольной группы, которые занимались по стандартной программе физической культуры в школе (р<0,05). Следовательно, можно заключить, что использование предложенной методики упражнений фитнес-аэробики способствует улучшению формирования культуры телосложения девочек старшей школы с учетом их конституции.

Список литературы

1. Мингалишева И.А. Особенности использования средств выразительности в фитнес-аэ-робике. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(3): 49-57. DOI:

10.14526/2070-4798-2018-13-3-49-57.

2. Михайлов Н.Г. Формирование подходов к системе непрерывного образования по физиче-

ской культуре в ГОУ «Начальная школа - детский сад». Теория и практика физической культуры. 2009; 9.

3. Михайлов Н.Г. Аэробика в системе физического воспитания детей, подростков, учащихся в образовательных организациях. В сборнике материалов XXIX Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире". 2019: 100-115.

4. Михайлова Э.И. Аэробика в пространстве Московского городского педагогического университета. Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: сборник статей по материалам X научно-практической конференции с международным участием, Москва, 14-15 мая 2020 года. М.: Московский городской педагогический университет. 2020: 198-201.

5. Назаренко Л.Д. Оздоровительная направленность занятий спортивной аэробикой. Пе-дагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(4): 72-81. 10/1452б/04_2017_2б7.

6. Сараф М.Я., Столяров В.И. Философия спорта и телесности человека. Книга 1. Введение в мир философии спорта и телесности человека. М.: Университетская книга, 2011. Вопросы философии. 2012; 8: 188-190.

Статья поступила в редакцию: 20.02.2023

Михайлов Николай Георгиевич - кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, корпус 1, e-mail: michailovn@mgpu.ru

Агакишиева Ася Мусаевна - педагог-организатор, Школа №158,125445, Россия, г. Москва, Валдайский проезд, дом 14, e-mail: asya245479@gmail.com

Жебелева Екатерина Валентиновна - старший преподаватель, Российский государственный гуманитарный университет, 125993, Россия, г. Москва, Миусская площадь, дом 6, e-mail:k.jebeleva2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.