Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕВУШЕК 16-18 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СИЛОВОГО ФИТНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ В ТРЕНАЖЕРНОМ И ФИТНЕС-ЗАЛЕ)'

КОРРЕКЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕВУШЕК 16-18 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СИЛОВОГО ФИТНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ В ТРЕНАЖЕРНОМ И ФИТНЕС-ЗАЛЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
390
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ / СИЛОВОЙ ФИТНЕС / СРЕДСТВА СИЛОВОГО ФИТНЕСА / ДЕВУШКИ 16-18 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мищенко Наталья Юрьевна

Представлена и обоснована эффективность экспериментальной программы коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами силового фитнеса в условиях тренажерного и фитнес-зала. Актуальность исследования обусловлена существующим противоречием между низким уровнем двигательной активности и необходимостью привлечения подрастающего поколения к систематическим занятиям физическими упражнениями, наличием проблемы избыточного веса тела у девушек 16-18 лет и недостаточной разработанностью теоретических и организационно-методических аспектов занятий по силовому фитнесу в условиях тренажерного зала. Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании программы коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами силового фитнеса в условиях тренажерного и фитнес-зала. Результаты и их обсуждение. В процессе исследования были получены достоверные результаты, характеризующие положительные эффекты экспериментальной фитнес-программы силовой и аэробной направленности, построенные с учетом интересов девушек 16-18 лет и их индивидуальных особенностей организма. Структура мотивов занятий фитнесом девушек 16-18 лет, изучаемых нами, показала, что основными мотивационными стимулами для занятий фитнесом силовой направленности для этой категории девушек являются: коррекция телосложения тела (10 девушек, или 100%) и снижение веса (10 девушек, или 100%). В результате проведения эксперимента обоснована эффективность экспериментальной фитнес-программы коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами силового фитнеса. Выводы. 1 Разработана экспериментальная фитнес-программа, направленная на коррекцию телосложения девушек 16-18 лет, построенная на использовании силовых и аэробных нагрузок с учетом интересов занимающихся и индивидуальных особенностей организма, и предусматривающая их чередование в течение недели: первая тренировка - занятия в тренажерном зале (направленность - улучшение общих показателей организма); вторая тренировка - занятия в фитнес-зале (направленность - проработка различных мышечных групп, наращивание мышечной массы, придание рельефа мышцам), третья тренировка - занятия в тренажерном зале (направленность - развитие физических способностей). 2 Разработаны специализированные комплексы упражнений силового фитнеса для коррекции телосложения девушек 16-18 лет, предусматривающие их смену (чередование) один раз в два месяца с использованием тренажеров и различного оборудования (степ-платформа, набивные мячи, гантели, гири, фитбол-мячи и др.). 3 Эффективность экспериментальной программы коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами силового фитнеса, подтверждается результатами положительных изменений в весовых и обхватных размерах тела, улучшении индекса массы тела (индекса Кетле (ИК)), индекса физической работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы (индекса Руфье (ИР)), уровня физической и силовой подготовленности занимающихся. Изученная структура мотивов занятий фитнесом девушек 16-18 лет, показала, что основными мотивационными стимулами для занятий фитнесом силовой направленности для этой категории девушек являются: коррекция телосложения тела (10 девушек, или 100%) и снижение веса (10 девушек, или 100%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мищенко Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF THE BODY OF GIRLS 16-18 YEARS TOOLS OF POWER FITNESS (ON THE EXAMPLE OF CLASSES IN THE GYM AND FITNESS ROOM)

The effectiveness of the experimental program for the correction of the physique of girls aged 1618 years old with the means of power fitness in terms of the simulator and fitness room is presented and substantiated. The relevance of the study is due to the existing contradiction between low levels of motor activity and the need to attract the younger generation to systematic exercise classes, the presence of the problem of excess body weight in girls of 16-18 years old and the insufficient development of theoretical and organizational and methodological aspects of strength fitness in the gym. The purpose of the study was to develop and experimentally justify the program for the correction of the body of the girls aged 16- 18 years with the means of power fitness in the conditions of the gym and fitness room. Results and its discussion. In the process of the study, reliable results were used, characterizing the positive effects of the experimental fitness program of force and aerobic orientation, built, taking into account the interests of the girls of 16-18 years and their individual characteristics of the body. The structure of the motifs of the girl's fitness of the girls 16-18 years studied by us showed that the main motivational incentives for the fitness of a strength of force for this category of girls are: Correction of body-adding body (10 girls, or 100%) and weight loss (10 girls, or 100%). As a result of the experiment, the effectiveness of the experimental fitness program for the correction of the physique of girls is 16-18 years by means of power fitness. Conclusions. 1 Developed an experimental fitness program, aimed at the correction of the buildings of girls of 16-18 years, built on the use of power and aerobic loads, taking into account the interests of engaged in the individual characteristics of the body, and providing for their alternation during the week: the first training session - classes in the gym (focus - improving the general reasons of the body); The second training is the classes in the fitness room (the direction of the development of various muscle groups, the extension of the weaving mass, giving the relief of the muscles), the third training - classes in the gym (orientation is the development of physical ways). 2 Developed specialized systems of exercises of power fitness for the correction of the buildings of girls of 16-18 years, providing for their shift (alternation) once every two months using simulators and various equipment (step-platform, printed balls, dumbbells, weights, phytball balls and etc.). 3 The effectiveness of the experimental program of correction of the body-addition of girls is 16-18 years by means of power fitness, confirmed by the results of positive changes in weight and clamping sizes

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕВУШЕК 16-18 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СИЛОВОГО ФИТНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ В ТРЕНАЖЕРНОМ И ФИТНЕС-ЗАЛЕ)»

3. Необходимость применения основных методов обучения двигательным действиям с учетом видеокарточек отдельно взятого курсанта-рукопашника на тренировках, с дальнейшим разбором ошибок. Оздоровительные ходьба и бег имеют свойства, которые трудно воспроизвести другими видами физической нагрузки. Они положительно влияют на звенья опорно-двигательной системы, которые нужны для тренировок при подготовке бойца рукопашного боя [3].

На занятиях по физическому воспитанию и культуре с курсантами Академии ФСИН России необходимо широко использовать в вводно-подготовительной части практикумов, упражнений по закреплению и совершенствованию оздоровительных ходьбы и бега в заключительной части занятий при прохождении общих разделов учебной программы. Таким образом, обеспечивается непрерывная профессионально-прикладная ориентации занятий по физической подготовке курсантов Академии ФСИН России.

Это положительно влияет на совершенствование будущих сотрудников ФСИН России. Умения и навыки ведения рукопашного боя придают курсантам образовательных организаций уверенность в своих силах, повышают эмоционально-волевой настрой, крепят дисциплину в подразделениях. В заключении надо сказать, что рукопашный бой является незаменимой базовой составляющей физической и психологической подготовок с элементами тактико-специальной направленности у курсантов в образовательных организациях ФСИН России [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физ. культура» / Л. Л. Артамонова,

0.П. Панфилов, В.В. Борисова. - ВЛАДОС-ПРЕЕС. Москва, 2010. - 389 с.

2. Балакин Ю.П. Оздоровительный бег как эффективное средство в оздоровительной и адаптивной физической культуре / Ю.П. Балакин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. - С. 108-110.

3. Калмыков С.В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе / С.В. Калмыков. -Улан-Удэ : Изд-во Бурятского университета, 2007. - 203 с.

4. Климов О.Е. Общие основы методики обучения технике рукопашного боя / О.Е. Климов. - Могилев : Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2017.- 52 с.

REFERENCES

1. Artamonova, L.L. (2010), Therapeutic and adaptive-improving physical culture: a textbook for university students studying in the specialty physical culture, VLADOS-PREES, Moscow.

2. Balakin, Yu.P. (2015), "Health-improving running as an effective means in health-improving and adaptive physical culture", Human health, theory and methodology of physical culture and sports, No.

1, pp. 108-110.

3. Kalmykov, S.V. (2004), Competitive activity in wrestling, Publishing House of the Buryat University, Ulan-Ude.

4. Klimov, O.E. (2017), General principles of teaching techniques for hand-to-hand combat, Mogilev State University named after A.A. Kuleshov, Mogilev.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.11.2021

УДК 796.011.1

КОРРЕКЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕВУШЕК 16-18 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СИЛОВОГО ФИТНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ В ТРЕНАЖЕРНОМ И

ФИТНЕС-ЗАЛЕ)

Наталья Юрьевна Мищенко, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Представлена и обоснована эффективность экспериментальной программы коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами силового фитнеса в условиях тренажерного и фитнес-зала. Актуальность исследования обусловлена существующим противоречием между низким уровнем двигательной активности и необходимостью привлечения подрастающего поколения к систематическим занятиям физическими упражнениями, наличием проблемы избыточного веса тела у девушек 16-18 лет и недостаточной разработанностью теоретических и организационно-методических аспектов занятий по силовому фитнесу в условиях тренажерного зала. Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании программы коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами силового фитнеса в условиях тренажерного и фитнес-зала. Результаты и их обсуждение. В процессе исследования были получены достоверные результаты, характеризующие положительные эффекты экспериментальной фитнес-программы силовой и аэробной направленности, построенные с учетом интересов девушек 16-18 лет и их индивидуальных особенностей организма. Структура мотивов занятий фитнесом девушек 16-18 лет, изучаемых нами, показала, что основными мотивационными стимулами для занятий фитнесом силовой направленности для этой категории девушек являются: коррекция телосложения тела (10 девушек, или 100%) и снижение веса (10 девушек, или 100%). В результате проведения эксперимента обоснована эффективность экспериментальной фитнес-программы коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами силового фитнеса. Выводы. 1 Разработана экспериментальная фитнес-программа, направленная на коррекцию телосложения девушек 16-18 лет, построенная на использовании силовых и аэробных нагрузок с учетом интересов занимающихся и индивидуальных особенностей организма, и предусматривающая их чередование в течение недели: первая тренировка - занятия в тренажерном зале (направленность - улучшение общих показателей организма); вторая тренировка - занятия в фит-нес-зале (направленность - проработка различных мышечных групп, наращивание мышечной массы, придание рельефа мышцам), третья тренировка - занятия в тренажерном зале (направленность - развитие физических способностей). 2 Разработаны специализированные комплексы упражнений силового фитнеса для коррекции телосложения девушек 16-18 лет, предусматривающие их смену (чередование) один раз в два месяца с использованием тренажеров и различного оборудования (степ-платформа, набивные мячи, гантели, гири, фитбол-мячи и др.). 3 Эффективность экспериментальной программы коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами силового фитнеса, подтверждается результатами положительных изменений в весовых и обхватных размерах тела, улучшении индекса массы тела (индекса Кетле (ИК)), индекса физической работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы (индекса Руфье (ИР)), уровня физической и силовой подготовленности занимающихся. Изученная структура мотивов занятий фитнесом девушек 16-18 лет, показала, что основными мотивационными стимулами для занятий фитнесом силовой направленности для этой категории девушек являются: коррекция телосложения тела (10 девушек, или 100%) и снижение веса (10 девушек, или 100%).

Ключевые слова: коррекция, телосложение, силовой фитнес, средства силового фитнеса, девушки 16-18 лет.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p300-310

CORRECTION OF THE BODY OF GIRLS AGED 16-18 YEARS OLD WITH THE TOOLS OF POWER FITNESS (ON THE EXAMPLE OF CLASSES IN THE GYM AND

FITNESS ROOM)

Natalia Yuryevna Mishchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University physical culture, Chelyabinsk

Abstract

The effectiveness of the experimental program for the correction of the physique of girls aged 1618 years old with the means of power fitness in terms of the simulator and fitness room is presented and substantiated. The relevance of the study is due to the existing contradiction between low levels of motor activity and the need to attract the younger generation to systematic exercise classes, the presence of the problem of excess body weight in girls of 16-18 years old and the insufficient development of theoretical and organizational and methodological aspects of strength fitness in the gym. The purpose of the study was to develop and experimentally justify the program for the correction of the body of the girls aged 16-

18 years with the means of power fitness in the conditions of the gym and fitness room. Results and its discussion. In the process of the study, reliable results were used, characterizing the positive effects of the experimental fitness program of force and aerobic orientation, built, taking into account the interests of the girls of 16-18 years and their individual characteristics of the body. The structure of the motifs of the girl's fitness of the girls 16-18 years studied by us showed that the main motivational incentives for the fitness of a strength of force for this category of girls are: Correction of body-adding body (10 girls, or 100%) and weight loss (10 girls, or 100%). As a result of the experiment, the effectiveness of the experimental fitness program for the correction of the physique of girls is 16-18 years by means of power fitness. Conclusions. 1 Developed an experimental fitness program, aimed at the correction of the buildings of girls of 16-18 years, built on the use of power and aerobic loads, taking into account the interests of engaged in the individual characteristics of the body, and providing for their alternation during the week: the first training session - classes in the gym (focus - improving the general reasons of the body); The second training is the classes in the fitness room (the direction of the development of various muscle groups, the extension of the weaving mass, giving the relief of the muscles), the third training - classes in the gym (orientation is the development of physical ways). 2 Developed specialized systems of exercises of power fitness for the correction of the buildings of girls of 16-18 years, providing for their shift (alternation) once every two months using simulators and various equipment (step-platform, printed balls, dumbbells, weights, phytball balls and etc.). 3 The effectiveness of the experimental program of correction of the body-addition of girls is 16-18 years by means of power fitness, confirmed by the results of positive changes in weight and clamping sizes

Keywords: correction, physique, power fitness, power fitness, girls 16-18 years old.

ВВЕДЕНИЕ

Известный физиолог, профессор И.В. Муравов, еще в 1973 году отмечал, что «...наиболее естественным из всех известных воздействий, способных реконструировать телосложение, является физическая тренировка. Самый же благоприятный период ее влияния на организм - детские годы. Чем раньше начаты занятия физическими упражнениями... тем больше выражен преобразующий эффект этих занятий» [7].

Учитывая, что для девушек 16-18 лет с пониженной двигательной активностью характерны функциональные изменения жирового обмена и дыхательной системы, «коррекция отклонений в состоянии здоровья может быть реализована с помощью фитнес-программ». В этой связи, как подчеркивает Т.К. Соха (2002), «популярность силовых видов спорта среди девушек, таких как силовой фитнес, атлетическая гимнастика, боди-фитнес, бодибилдинг, различные виды и направленности силовой подготовки с целью укрепления физического здоровья, воспитания силовых качеств или коррекции телосложения (лишний вес, неправильная осанка и др.) очень высока» [9].

На необходимость научно обоснованного подхода к коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами фитнеса в условиях образовательных учреждений и дополнительного образования указывают многие исследователи [1; 2; 3; 5; 6; 8; 9]. Вместе с тем, как считают А.В. Козлов, А. А. Ялыгина (2017) «занятия девушек в тренажёрном зале требуют особого внимания, грамотного планирования физической нагрузки, обоснованный подбор физических упражнений. Многие же физические упражнения в большинстве случаев недооцениваются девушками, что снижает эффективность силовых видов спорта в воспитании силовых качеств и коррекции телосложения» [4].

В связи со сказанным, актуальность исследования обусловлена существующим противоречием между низким уровнем двигательной активности и необходимостью привлечения подрастающего поколения к систематическим занятиям физическими упражнениями, наличием проблемы избыточного веса тела у девушек 16-18 лет и недостаточной разработанностью теоретических и организационно-методических аспектов занятий по силовому фитнесу в условиях тренажерного зала.

Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании программы коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами силового фитнеса в условиях тренажерного и фитнес-зала.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опытно-экспериментальная работа проведена на базе Муниципального учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» Копейского городского округа, с участием девушек 16-18 лет, в количестве 20 человек. Из количества всех участников эксперимента было сформировано две опытные группы, по десять человек в каждой. Занятия в опытных группах девушек 16-18 лет были организованы во внеурочное время три раза в неделю в период с сентября 2020 г. по май 2021 г. Продолжительность одного занятия составляла 60 минут. Девушки экспериментальной группы занимались по экспериментальной программе: первая и третья тренировки проводились в тренажерном зале, вторая - в фитнес-зале. Контрольная группа девушек 16-18 лет занималась на основе традиционной программы дополнительного образования «Занятия в тренажерном зале» и фитнес-зале.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В результате социального опроса, проведенного перед началом эксперимента, в котором приняли участие девушки 16-18 лет экспериментальной группы в количестве 10 человек мы установили следующее. На вопрос анкеты: «Цель прихода в тренажерный зал?» большинство девушек 16-17 лет - 8 человек, или 80% ответили: «Снижение веса» и лишь 2 девушки, или 20% выбрали ответ «Коррекция телосложения». На вопрос анкеты: «Хотели ли бы Вы скорректировать свое телосложение», все 10 девушек 16-18 лет ответили однозначно, что «Да». На вопрос: «Назовите, по Вашему мнению, наиболее важные составляющие программы по коррекции телосложения?» 8 девушек, или 80% ответили «питание» и 8 девушек, или 80% - «занятия на тренажерах»; 2 девушки, или 20% - выбрали ответ «различные виды аэробики». На следующий вопрос: «Какие, на Ваш взгляд, физические упражнения наиболее эффективно способствуют коррекции телосложения?» большая часть респондентов - 7 девушек, или 70% выбрали ответ «упражнения на укрепление мышц ног, ягодиц», 3 девушки, или 30% - «упражнения на укрепления мышц живота». На вопрос: «Какие фитнес-программы тренировки Вы предпочитаете для коррекции телосложения?», большинство (8 девушек, или 80%) выбрали «занятия в тренажерном зале». На вопрос: «Назовите, наиболее «проблемные зоны» («жировые ловушки») Вашей фигуры»: 10 девушек, или 100% выбрали ответ «бедра» и 10 девушек, или 100% - «жировая складка в области живота». На вопрос: «Довольны ли Вы своей фигурой?» - все девушки - 10 человек, или 100% ответили, что «нет». На следующий вопрос: «Хотели бы Вы попробовать позаниматься по программе Hot Iron?» все девушки - 8 человек, или 100% ответили, что «да».

Таким образом, основанием для разработки экспериментальной программы коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами силового фитнеса явилось:

- желание девушек (100%) снизить жировую массу и увеличить мышечный компонент (100%);

- обнаруженная «избыточная масса тела» по индексу Кетле у большинства девушек (60%);

- выявленный «средний» (50%) и «ниже среднего» (40%) уровни работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы у большинства испытуемых;

- определенный «средний» уровень физической и силовой подготовленности у значительного количества девушек 16-18 лет (60%).

Разработанная экспериментальная программа для девушек 16-18 лет предусматривала проведение теоретических и практических занятий, а также выполнение контрольных нормативов. Учебный план для девушек 16-18 лет первого года представлен в таблице 1. Недельный план специализированных тренировок по силовому фитнесу, направленных на коррекцию телосложения девушек 16-18 лет, представлен в таблице 2. Длительность проведения экспериментальных комплексов составляла 1-2 месяца, затем

менялись физические упражнения и методы тренировки.

Таблица 1 - Примерный учебный план первого года обучения девушек 16-18 лет

№ п/п Название раздела Количество часов Форма контроля

Всего Теория Практика

1 Вводное занятие 2 2 - Опрос, тест

2 Основы теоретических знаний 20 20 -

3 Общая физическая подготовка (ОФП) 16 - 16 Анализ правильного выполнения упражнений

4 Упражнения силовой направленности (анаэробный тренинг) 16 - 16 Анализ правильного выполнения упражнений

5 Упражнения для развития верхнего плечевого пояса 16 - 16 Анализ правильного выполнения упражнений

6 Упражнения для развития грудных мышц и бицепса рук 16 - 16 Анализ правильного выполнения упражнений

7 Упражнения для развития мышц спины и пресса 26 - 26 Анализ правильного выполнения упражнений

8 Упражнения для развития мышц ног и трицепса рук 26 - 26 Анализ правильного выполнения упражнений

9 Упражнения для тренировки сердца и легких (аэробная тренировка) 16 - 16 Анализ правильного выполнения упражнений

10 Упражнения на кардио-тренажерах 16 - 16 Анализ правильного выполнения упражнений

11 Итоговое занятие 2 - 2 Анализ правильного выполнения упражнений

Всего часов: 180 20 150

Таблица 2 - Планирование тренировочных программ для коррекции телосложения девушек^_

Название фитнес-программы/место проведения Недельный цикл подготовки/Направленность тренировки

1 тренировка (понедельник) 2 тренировка (среда) 3 тренировка (пятница)

1 «Силовой фитнес» (тренажерный зал) Улучшение общих показателей. Основные методы: раздельный метод

1 Система упражнений Hot Iron (фитнес-зал) Проработка различных мышечных групп, наращивание мышечной массы, придание рельефа мышцам

1 «Силовой фитнес» (тренажерный зал) Развитие силовых способностей, выносливости, гибкости, координационных способностей. Основные методы: круговой, комбинированный, интервальный, суперсеты, метод с чередующимися суперсетами и трисетами

После внедрения экспериментальной программы коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами силового фитнеса было проведено повторное тестирование антропометрических показателей и проведена оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек 16-18 лет. Было определено, что в полученных результатах, произошли статистически достоверные отличия между результатами девушек 16-18 лет контрольной и экспериментальной групп во всех исследуемых контрольных упражнениях, кроме роста (см), массы тела (кг), индекса Кетле (ИМТ) (таблица 3).

После проведения эксперимента была проведена повторная оценка индекса массы тела (индекса Кетле) девушек контрольной группы. Было выявлено, что в процессе занятий у девушек контрольной группы из 5 имеющих избыточную массу (50%) нормализовалась масса тела лишь у двух (20%), т.е. количество девушек с нормальной массой тела

стало в конце исследования 70%, имеющих избыточную массу тела - 30%

Таблица 3 - Сравнительный анализ антропометрических показателей и работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы девушек 16-18 лет опытных групп после проведения эксперимента_

Показатели физического развития КГ, (п=10) ЭГ, (п=10) г Достоверность различий

Антропометрические показатели

«Рост» (см) 165,3±5,31 166,3±5,39 0,39 Р>0,05

«Масса тела» (кг) 64,5±2,39 64,3±2,31 0,39 Р>0,05

«Объем запястья», см 13,6±0,73 12,6±0,87 3,31 Р<0,05

«Объем левого плеча (бицепс)», см 20,2±3,62 22,2±4,14 3,15 Р<0,05

«Объем правого плеча (бицепс)», см 21,0±3,28 23,6±3,29 3,36 Р<0,05

«Объем груди», см 84,6±4,43 81,0±4,49 2,24 Р<0,05

«Объем талии», см 72,0±3,25 69,0±3,96 2,67 Р<0,05

«Объем бедер», см 97,2±5,21 95,0±5,49 2,51 Р<0,05

«Индекс Кетле» (ИМТ) 23,5±2,41 23,2±2,16 0,67 Р>0,05

Оценка работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС)

«Индекс Руфье» 6,0±2,85 4,0±1,75 3,28 Р<0,05

Также, была проведена после эксперимента повторная оценка индекса массы тела (индекса Кетле) девушек экспериментальной группы, которая выявила, что девушек с избыточной массой тела не было обнаружено (рисунок 1).

80 60 40 20

30

1 этап

□ КГ ИЭГ

2 этап

Рисунок 1 - Изменение количества девушек, имеющих избыточную массу тела в процессе эксперимента (оценка ИМТ по индексу Кетле)

Значительно уменьшились объем запястья (см), увеличился объем левого плеча (бицепс) и правого плеча (бицепс), снизились объем груди (см), объем талии (см), объем бедер (см) у девушек экспериментальной группы (рисунок 2). Наибольший прирост результатов составил в следующих показателях объемных размеров: объем левого плеча (см) - 11,9%; объем правого плеча (см) - 17,5%; объем талии (см) - 10,2% (рисунок 2). У девушек контрольной группы, также произошли положительные изменения в перечисленных выше объемных размерах, но в меньшей степени (рисунок 2).

20

15 -

10

5 0,5 0,7 0 --—■

17,5

Рост, см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,6

Масса тела, кг

1,6

9,8

I

-11,9 I I

¿ЛпП

6,5

1,9

4,7

10,2

I

4,7

6,4

1,6

Объем запястья, см

Объем левого

Объем правого

Объем Объем Объем Индекс груди, см талии, см бедер, см Кетле

плеча, см плеча, см

□ КГ ПЭГ

Рисунок 2 - Изменение антропометрических показателей и работоспособности деятельности сердечнососудистой системы девушек 16-18 лет опытных групп в процессе проведения эксперимента (в %)

0

0

5

Оценка работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы девушек 16-18 лет опытных групп, проведенная в конце исследования показала, что в экспериментальной группе снизилось количество девушек с «низким» уровнем работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы с 1 человека, или 10% до 0 человек, или 0% и «ниже среднего» с 5 человек, или 50% до 0 человек, или 0%, со «средним» уровнем количество девушек осталось как и в начале эксперимента и составило 4 девушки, или 40% и увеличилось количество девушек с «выше среднего» уровнем с 0 человек, или 0% до 4 человек, или 40% и «высоким» уровнем с 0 человек, или 0% до 2 человек, или 20% (рисунок 3).

80 60 40 20 0

70

50 50 50 40 40 40

30 20

10 0 0 |-1 0 0 10 0п°И 0 0 0

"Низкий"

"Ниже среднего"

"Средний"

"Выше среднего"

"Высокий"

■ КГ ШКГ2 ПЭГ ИЭГ2

Рисунок 3 - Изменение уровня работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы девушек 16-18 лет в процессе эксперимента (по индексу Руфье)

В контрольной группе снизилось количество девушек с «низким» уровнем работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы с уровнем «ниже среднего» до 2 человек, или 20%, увеличилось со «средним» уровнем с 5 девушек, или 50% до 7, или 70% и увеличилось количество девушек с «выше среднего» уровнем с 0 человек, или 0% до 1 человека, или 10%, с «высоким» уровнем работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы девушек обнаружено не было - 0% (рисунок 3).

Произошли статистически достоверные отличия между полученными результатами физической подготовленности девушек 16-18 лет контрольной и экспериментальной групп во всех контрольных тестах (таблица 4).

Таблица 4 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подго-

Название контрольного упражнения (теста) КГ, (п=10) ЭГ, (п=10) г Достоверность различий

1 «Бег на 100 м» (с) 18,0±5,12 17,4±4,31 2,39 Р<0,05

2 «Бег на 2 км» (м, с) 11,42±5,25 10,21±5,19 2,48 Р<0,05

3 «Подтягивание из виса на низкой перекладине» (кол-во раз) 11,0±4,56 14,0±4,79 3,17 Р<0,05

4 «Подъем туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой (кол-во раз за 1 мин.) 27,0±5,51 34,0±6,19 3,47 Р<0,05

5 «Наклон вперед из И.П. стоя на скамье» (см) 12,0±5,54 16,0±5,68 3,72 Р<0,05

6 «Прыжок в длину с места» (см) 312,6±13,21 323,7±13,59 4,25 Р<0,05

Выявлены в конце эксперимента более значительные темпы прироста показателей физической подготовленности у девушек 16-18 лет экспериментальной группы, по сравнению с темпами прироста девушек контрольной групп. Наибольший прирост результатов физической подготовленности был отмечен у девушек 16-18 лет экспериментальной группы в тестах - «Наклон вперед из И.П. стоя на гимнастической скамье» - 80,0%, «Подъем туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой (кол-во раз за 1 мин.) - 72,0%, «Подтягивание из виса на низкой перекладине» (кол-во раз) - 54,5% (рисунок 4).

100 80 60 40 20 0

80

72

■ВН ^^^И 44,9 ^Н

* гШ ГИ ГИ

- - - - -

5,3

8,6

"Бег на 100 м", с "Бег на 2 км", с "Подтягивание "Подъем "Наклон "Прыжок в

на низкой туловища в сед", вперед", см длину с места", перекладине", раз см

раз

□ КГ ИЭГ

Рисунок 4 - Прирост показателей физической подготовленности девушек 16-18 лет опытных групп в процессе

эксперимента, в %

Оценка полученных результатов силовой подготовленности, проведенная в конце исследования, позволила определить, что между полученными результатами девушек 1618 лет произошли статистически достоверные отличия во всех контрольных упражнениях (таблица 5). Лучшие изменения в темпах прироста показателей силовой подготовленности произошли у девушек экспериментальной группы (рисунок 5). Наибольший прирост показателей силовой подготовленности девушек 16-18 лет экспериментальной группы отмечен в контрольном упражнении «Планка», сек - 92,7%; «Выпрыгивания из и. п. -присед», раз - 80,0%; «Вис на перекладине на прямых руках», сек. - 76,3%; «Приседание с бодибаром 10 раз», балл - 63,7% (рисунок 5).

Таблица 5 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих силовую подготовленность девушек 16-18 лет опытных групп после проведения исследования

Название контрольного упражнения (теста) КГ, (п=10) ЭГ, (п=10) г Достоверность различий

1 «Выпрыгивания из И.П. - присед», раз 19,0±4,23 28,0±6,31 3,92 Р<0,05

2 Упражнение «планка», сек 45,8±4,58 64,9±3,27 4,21 Р<0,05

3 «Вис на перекладине на прямых руках», сек 26,9±3,54 38,4±3,89 4,27 Р<0,05

4 «Прыжки на скакалке за 1 мин», раз 57,2±4,61 78,2±5,11 5,12 Р<0,05

5 «Базовое упражнение кроссфита «берпи», раз 6,2±2,23 7,8±3,25 3,31 Р<0,05

6 «Приседание с бодибаром 10 раз», балл 5,6±2,28 8,9±3,41 3,28 Р<0,05

7 «Подъем бодибара над головой 1 мин» (7 кг), раз 26,8±4,74 35,6±4,29 3,25 Р<0,05

8 «Становая тяга 10 раз», балл 5,6±3,14 7,8±4,51 3,14 Р<0,05

9 «Стульчик у стенки», сек 58,6±6,62 79,9±6,79 4,34 Р<0,05

"Стульчик у стены", с "Становая тяга", 10 раз, балл "Подъем бодибара над головой", раз "Приседание с бодибаром", 10 раз, балл "Берпи", раз "Прыжки на скакалке", раз "Вис на прямых руках", с "Планка", с

" Выпрыгивания из и.п. - присд", раз

57,1

15,4

51,6

15,4

37,2

60,8 63,7

40

16,7

45,5

46,2

76,3

60,2

92,7

47?

80

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 ■ ЭГ ПКГ %

Рисунок 5 - Прирост показателей, характеризующих силовую подготовленность девушек 16-18 лет опытных

групп в процессе эксперимента (в %)

ВЫВОДЫ

1. В результате социального опроса, проведенного перед началом эксперимента, в котором приняли участие девушки 16-18 лет экспериментальной группы в количестве 10 человек мы выявили имеющуюся мотивацию у всех участниц эксперимента - 10 девушек, или 100% на коррекцию своего телосложения и снижение веса - 10 девушек, или 100%. Из наиболее важных составляющих программы по коррекции телосложения большинство девушек назвали (8 девушек, или 80%) «питание» и 8 девушек, или 80% - «занятия на тренажерах». По мнению большинства респонденток (7 девушек, или 70%) наиболее эффективно способствуют коррекции телосложения «упражнения на укрепление мышц ног, ягодиц», а также «упражнения на укрепления мышц живота» (3 девушки, или 30%). Наибольшее количество человек (8 девушек, или 80%) для коррекции телосложения предпочитают «занятия в тренажерном зале», а также было выявлено огромное желание у всех участниц (10 девушек, или 100%) позаниматься по инновационной программе Hot Iron?». Наиболее «проблемными зонами» («жировыми ловушками») в фигуре девушек являются «бедра» (у 10 девушек, или 100%) и «жировая складка в области живота» (10 девушек, или 100%). Все опрошенные девушки (10 человек, или 100%) «не довольны своей фигурой». Полученные данные проведенного анкетного опроса учитывались при разработке программы занятий, а также разработки экспериментальных комплексов с применением средств силового фитнеса.

2. Разработана экспериментальная фитнес-программа, направленная на коррекцию телосложения девушек 16-18 лет, построенная на использовании силовых и аэробных нагрузок с учетом интересов занимающихся и индивидуальных особенностей организма, и предусматривающая их чередование в течение недели: первая тренировка -занятия в тренажерном зале (направленность - улучшение общих показателей организма); вторая тренировка - занятия в фитнес-зале (направленность - проработка различных мышечных групп, наращивание мышечной массы, придание рельефа мышцам), третья тренировка - занятия в тренажерном зале (направленность - развитие физических способностей).

3. Разработаны специализированные комплексы упражнений силового фитнеса для коррекции телосложения девушек 16-18 лет, предусматривающие их смену (чередование) один раз в два месяца с использованием тренажеров и различного оборудования (степ-платформа, набивные мячи, гантели, гири, фитбол-мячи и др.). При разработке специализированных комплексов учитывалось ряд факторов, такие как пол, возраст, антропометрические показатели, уровень работоспособности сердечно-сосудистой системы, физической, силовой подготовленности, желаемый результат.

4. В результате проведения эксперимента обоснована эффективность экспериментальной фитнес-программы коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами силового фитнеса, что выражено в следующем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- масса тела девушек 16-18 лет в начале эксперимента составила 67,6±2,65 кг., в конце эксперимента - 64,3±2,31 кг. (р<0,05);

- индекс Кетле в начале эксперимента составил 24,73±1,58 усл. ед., в конце эксперимента 23,2±2,16 усл. ед. (р<0,05), при этом девушек с избыточной массой тела обнаружено не было (0%); прирост изменения индекса Кетле за период эксперимента составил 6,4%;

- произошли положительные изменения в обхватных размерах девушек 16-18 лет: значительно уменьшились объем запястья (см) на 9,8%, увеличился объем левого плеча (бицепс) на 11,9% и правого плеча (бицепс) на 17,5%, снизились объем груди (см) на 6,5%, объем талии (см) на 10,2%, объем бедер (см) на 4,7%;

- индекс Руфье (ИР) в начале эксперимента составил 8,0±4,56 у.е., в конце 4,0±1,75 у.е.; прирост изменения в сторону его улучшения индекса Руфье (ИР) за период эксперимента составил 66,6%;

- изменился уровень работоспособности сердечно-сосудистой системы девушек 16-18 лет, оцененный по индексу Руфье (ИР): снизилось количество девушек с «низким» уровнем работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы с 1 человека, или 10% до 0 человек, или 0% и «ниже среднего» с 5 человек, или 50% до 0 человек, или 0%, со «средним» уровнем количество девушек осталось как и в начале эксперимента и составило 4 девушки, или 40% и увеличилось количество девушек с «выше среднего» уровнем с 0 человек, или 0% до 4 человек, или 40% и «высоким» уровнем с 0 человек, или 0% до 2 человек, или 20%;

- повысился уровень физической подготовленности девушек 16-18 лет; прирост показателей физической подготовленности составил в тесте: 1 «Бег на 100 м» (с) - 7,7%; 2 «Бег на 2 км» (м, с) - 12,6%; 3 «Подтягивание из виса на низкой перекладине» (кол-во раз) - 54,5%; 4 «Подъем туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой (кол-во раз за 1 мин.) - 72,0%; 5 «Наклон вперед из И.П. стоя на скамье» (см) -80,0%; 6 «Прыжок в длину с места» (см) - 8,6%;

- значительно улучшились показатели силовой подготовленности девушек 16-18 лет; прирост составил в тесте: 1 «Выпрыгивания из И.П.- присед», раз - 80,0%; 2 Упражнение «планка», сек - 92,7%; 3 «Вис на перекладине на прямых руках», сек - 76,3%; 4 «Прыжки на скакалке за 1 мин», раз - 45,5%; 5 «Базовое упражнение кроссфита «берпи», раз - 40,0%; Приседание с бодибаром 10 раз», балл - 63,7%; 7 «Подъем бодибара над головой 1 мин» (7 кг), раз - 60,8%; 8 «Становая тяга 10 раз», балл - 51,6%; «Стульчик у стенки», сек - 57,1%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арефьев В.Г. Современные фитнес-технологии повышения уровня физического состояния женщин первого зрелого возраста / В.Г. Арефьев // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2005. - № 1. - С. 73-79.

2. Безлепкин Д. Н. Влияние фитнеса силовой направленности на физическую подготовленность женщин 18-25 лет / Д.Н. Безлепкин, И.И. Кечкина // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики : мат-лы XII Междунар. науч.-практ. конф. - Ставрополь, 2015. - С. 196-197.

3. Губанихина Е.В. Применение физических упражнений для коррекции женской фигуры / Е.В. Губанихина // Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). - С. 840-842. - URL : https://moluch.ru/archive/105/24292/ (дата обращения: 0109.2021).

4. Козлов А.В. Особенности коррекции телосложения у девушек-студенток в тренажёрном зале / А.В. Козлов, А.А. Ялыгина // Молодой ученый. - 2017. - № 27. - С. 165-169. - URL: https://moluch.ru/archive/161/45089/ (дата обращения: 0109.2021).

5. Мищенко Н.Ю. Оценка влияния интервального метода тренировки на динамику аэробных способностей женщин 25-30 лет, занимающихся в фитнес-клубе / Н. Ю. Мищенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 268-276.

6. Мосина Н. В. Коррекция телосложения женщин первого зрелого возраста средствами силового фитнеса / Н. В. Мосина, И. Ю. Аксарина // Научное обозрение. Педагогические науки. -2019. - № 6. - С. 91-96. - URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2256 (дата обращения: 0109.2021).

7. Муравов И.В. Физическая культура и активный отдых в разные возрастные периоды / И. В. Муравов. - Киев : Здоровье, 1973. - 131 с.

8. Hot Iron как метод повышения уровня физического развития студентов и формирования у них мотивации к регулярным занятиям физической культурой / А.Ю. Осипов, Н.Н. Гибаева, Ю.В. Качаева, О.В. Переус // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 4. - С. 82-86.

9. Соха, Т. Методология совершенствования педагогических систем спортивной подготовки женщин в аспекте полового диморфизма : дис. ... д-ра пед. наук / Соха Тереса. - Санкт-Петербург, 2002. - 266 с.

REFERENCES

1. Arefiev, V.G. (2005), "Modern fitness technologies to increase the level of physical condition of women of the first mature age", Physical education of students of creative specials, No. 1, pp. 73-79.

2. Bezlekin, D. N. and Kechkin, I. I. (2015), "Influence of the fitness of a powerful fiction on the physical preparation of women 18-25 years old", Physical Culture and Sports: Integration of Science and Practice: Mat-lies XII International. scientific and practice conference, Stavropol, pp. 196-197.

3. Gubanikhina, E.V. (2016), "Application of exercise for the correction of a female figure", Young scientist, No. 1 (105). pp. 840-842, available at: https://moluch.ru/archive/105/24292/.

4. Kozlov, A.V. and Yalgin A.A. (2017), "Features of the correction of the physique in girls-students in the simulator hall", Young scientist, No. 27, pp. 165-169, available at: https://moluch.ru/archive/161/45089/.

5. Mishchenko, N.Yu. (2020), "Assessment of the impact of the interval method of training on the dynamics of the aerobic abilities of women 25-30 years, which occupied in the fitness club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 268-276.

6. Mosina,, N.V. and Aksarina, I.Yu. (2019), "Correction of the physique of women of the first ripe age age with the means of power fitness", Scientific Review. Pedagogical sciences, No. 6, pp. 91-96, available at: https://science-pedagogy.ru/ru/Article/View?id=2256.

7. Muravov, I. V. (1973), Physical culture and active rest at the time of age periods, Health, Kiev.

8. Osipov, A.Yu. Hibayev N.N., Kachaeva, Yu.V., Rewash, O.V. (2014), :Hot Iron as a method for increasing the level of physical development of students and the formation of motivation to regular classes of physical culture", Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. named after V.P. Astafiev, No. 4, pp. 82-86.

9. Sokha, T.. (2002), Methodology for improving pedagogical Si-Stoms of women's training in the aspect of sexual dimorphism, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.11.2021

УДК 796.413

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ

Наталья Юрьевна Мищенко, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Дана характеристика экспериментальной методики и представлены комплексы физических упражнений с применением специального оборудования и тренажеров: «координационной лестницы», полусферы «Bosu», диска «Здоровье», акробатического батута, направленные на развитие координационных способностей девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой. Цель исследования заключалась в разработке и обосновании методики развития координационных способностей девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой. Задачи исследования: 1. Определить особенности развития координационных способностей на занятиях акробатикой девочек 11-12 лет. 2. Подобрать контрольные упражнения (тесты) адекватно характеризующие различные компоненты координационных способностей девочек 11-12 лет. 3 Разработать и обосновать экспериментальную методику, направленную на развитие координационных способностей девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой. Результаты и их обсуждение. Экспериментальная методика оказала существенное влияние на уровень развития координационных способностей девочек 11-12 лет по сравнению с традиционной программой спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная акробатика». Выводы. В процессе исследования установлено, что экспериментальная методика способствует повышению уровня развития координационных способностей юных спортсменок 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой.

Ключевые слова: координационные способности, спортивная акробатика, девочки 11-12 лет, специальное оборудование и тренажеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.