Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕВУШЕК 16-18 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СИЛОВОГО ФИТНЕСА'

КОРРЕКЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕВУШЕК 16-18 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СИЛОВОГО ФИТНЕСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
161
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ / СИЛОВОЙ ФИТНЕС / СРЕДСТВА СИЛОВОГО ФИТНЕСА / ДЕВУШКИ 16-18 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мищенко Наталья Юрьевна

Представлена и обоснована эффективность экспериментальной программы коррекции телосложения девушек 16-18 лет средствами силового фитнеса в условиях тренажерного и фитнес-зала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF THE BODY OF GIRLS 16-18 YEARS TOOLS OF POWER FITNESS

The effectiveness of the experimental program for the correction of the physique of girls is 16-18 years to the means of power fitness in terms of the simulator and fitness room is presented and substantiated. The relevance of the study is due to the existing contradiction between low levels of motor activity and the need to attract the younger generation to systematic exercise classes, the presence of the problem of excess body weight in girls of 16-18 years old and the insufficient development of theoretical and organizational and methodological aspects of strength fitness in the gym. The purpose of the study was to develop and experimentally justify the program for the correction of the body of the girls 16-18 years with the means of power fitness in the conditions of the gym and fitness room. Research tasks: 1. Based on the analysis of scientific and methodical literature, to summarize information about the concept of «power fitness», «the correction of the physique». 2. Consider the features of the organization and conducting «power fitness» in the conditions of the simulator and the fitness hall of the girl 16-18 years. 3. Develop a program for the correction of the body of 16-18 years to the means of power fitness in the conditions of the simulator and fit-in-room, justify its effectiveness. Research methods: analysis, generalization and systematization of literature on the issue of research; Questioning; anthropometry; functional diagnostics; Pedagogical observation; PEDA-Gogic Testing; Pedagogical experiment, methods of mathematical-statistical data processing. Results and its discussion. In the process of the study, reliable results were obtained, characterizing the positive effects of the experimental fitness program of the force and aerobic orientation, built taking into account the interests of the girls of 16-18 years and their individual characteristics of the body. The structure of the motifs of the nesting fitness of the girls of the 16-18 years, studied by us, showed that the main motivational incentives for practicing a fitness of force for this category of girls are: body body correction (10 girls, or 100 %) and weight loss (10 girls Shek, or 100 %). As a result of the experiment, the effectiveness of the experimental fitness program for the correction of the physique of girls is 16-18 years by means of power fitness. Conclusions. 1 developed an experimental fitness program, aimed at the correction of the buildings of girls of 16- 18 years, built on the use of power and aerobic loads, taking into account the interests of engaged in the individual characteristics of the body, and providing their alternation during the week: the first training - classes in the gym (focus - Improving the general performance of the body); The second training is the classes in the FIT-Nes-Hall (focus - the study of various muscle groups, the increase in muscle mass, giving up relief muscles), the third training - classes in the gym (the direction is the development of physical abilities). 1. Developed specialized complexes of force fitness exercises for the correction of the buildings of the girls of 16- 18 years, providing for their shift (alternation) once every two months using simulators and various equipment (stepplatform, stuffed balls, dumbbells, weights, phytball balls, etc.). 2. Efficiency of the experimental program correction of the body of girls 16-18 years old.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕВУШЕК 16-18 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СИЛОВОГО ФИТНЕСА»

УДК 796 ББК 75.656

DOI 10.47475/2500-0365-2022-17115

КОРРЕКЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕВУШЕК 16—18 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СИЛОВОГО ФИТНЕСА

Н. Ю. Мищенко

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия

Представлена и обоснована эффективность экспериментальной программы коррекции телосложения девушек 16—18 лет средствами силового фитнеса в условиях тренажерного и фитнес-зала.

Ключевые слова: коррекция, телосложение, силовой фитнес, средства силового фитнеса, девушки 16—18 лет.

Актуальность. Известный физиолог, профессор И. В. Муравов, еще в 1973 году отмечал, что «... наиболее естественным из всех известных воздействий, способных реконструировать телосложение, является физическая тренировка. Самый же благоприятный период ее влияния на организм — детские годы. Чем раньше начаты занятия физическими упражнениями... тем больше выражен преобразующий эффект этих занятий» [7].

Учитывая, что для девушек 16—18 лет с пониженной двигательной активностью характерны функциональные изменения жирового обмена и дыхательной системы, «коррекция отклонений в состоянии здоровья может быть реализована с помощью фитнес-программ». В этой связи, как подчеркивает Т. К. Соха (2002), «популярность силовых видов спорта среди девушек, таких как силовой фитнес, атлетическая гимнастика, боди-фитнес, бодибилдинг, различные виды и направленности силовой подготовки с целью укрепления физического здоровья, воспитания силовых качеств или коррекции телосложения (лишний вес, неправильная осанка и др.) очень высока» [9].

На необходимость научно обоснованного подхода к коррекции телосложения девушек 16—18 лет средствами фитнеса в условиях образовательных учреждений и дополнительного образования указывают многие исследователи [1—5; 6; 8; 9—11]. Вместе с тем, как считают А. В. Козлов, А. А. Ялыгина (2017) «занятия девушек в тренажёрном зале требуют особого внимания, грамотного планирования физической нагрузки, обоснованный подбор физических упражнений. Многие же физические упражнения в большинстве случаев недооцениваются девушками, что снижает эффективность силовых видов спорта в воспитании силовых качеств и коррекции телосложения» [4].

В связи со сказанным, актуальность исследования обусловлена существующим противоречием

между низким уровнем двигательной активности и необходимостью привлечения подрастающего поколения к систематическим занятиям физическими упражнениями, наличием проблемы избыточного веса тела у девушек 16—18 лет и недостаточной разработанностью теоретических и организационно-методических аспектов занятий по силовому фитнесу в условиях тренажерного зала.

Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании программы коррекции телосложения девушек 16—18 лет средствами силового фитнеса в условиях тренажерного и фитнес-зала.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проведена на базе Муниципального учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» Копейского городского округа, с участием девушек 16—18 лет, в количестве 20 человек. Из количества всех участников эксперимента было сформировано две опытные группы, по десять человек в каждой. Занятия в опытных группах девушек 16—18 лет были организованы во внеурочное время три раза в неделю в период с сентября 2020 г. по май 2021 г. Продолжительность одного занятия составляла 60 минут. Девушки экспериментальной группы занимались по экспериментальной программе: первая и третья тренировки проводились в тренажерном зале, вторая — в фит-нес-зале. Контрольная группа девушек 16—18 лет занималась на основе традиционной программы дополнительного образования «Занятия в тренажерном зале» и фитнес-зале.

Результаты исследования. В результате социального опроса, проведенного перед началом эксперимента, в котором приняли участие девушки 16—18 лет экспериментальной группы в количестве 10 человек мы установили следующее.

На вопрос анкеты: «Цель прихода в тренажерный зал?» большинство девушек 16—17 лет — 8 человек, или 80 % ответили: «Снижение веса» и лишь 2 девушки, или 20 % выбрали ответ «Коррекция телосложения». На вопрос анкеты: «Хотели ли бы Вы скорректировать свое телосложение», все 10 девушек 16—18 лет ответили однозначно, что «Да». На вопрос: «Назовите, по Вашему мнению, наиболее важные составляющие программы по коррекции телосложения?» 8 девушек, или 80 % ответили «питание» и 8 девушек, или 80 % — «занятия на тренажерах»; 2 девушки, или 20 % — выбрали ответ «различные виды аэробики». На следующий вопрос: «Какие, на Ваш взгляд, физические упражнения наиболее эффективно способствуют коррекции телосложения?» большая часть респондентов — 7 девушек, или 70 % выбрали ответ «упражнения на укрепление мышц ног, ягодиц», 3 девушки, или 30 % — «упражнения на укрепления мышц живота». На вопрос: «Какие фитнес-программы тренировки Вы предпочитаете для коррекции телосложения?», большинство (8 девушек, или 80 %) выбрали «занятия в тренажерном зале». На вопрос: «Назовите, наиболее «проблемные зоны» («жировые ловушки») Вашей фигуры»: 10 девушек, или 100 % выбрали ответ «бедра» и 10 девушек, или 100 % — «жировая складка в области живота». На вопрос: «Доволь-

ны ли Вы своей фигурой?» — все девушки — 10 человек, или 100 % ответили, что «нет». На следующий вопрос: «Хотели бы Вы попробовать позаниматься по программе Hot Iron?» все девушки — 8 человек, или 100 % ответили, что «да».

Таким образом, основанием для разработки экспериментальной программы коррекции телосложения девушек 16—18 лет средствами силового фитнеса явилось:

— желание девушек (100 %) снизить жировую массу и увеличить мышечный компонент (100 %);

— обнаруженная «избыточная масса тела» по индексу Кетле у большинства девушек (60 %);

— выявленный «средний» (50%) и «ниже среднего» (40 %) уровни работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы у большинства испытуемых;

— определенный «средний» уровень физической и силовой подготовленности у значительного количества девушек 16—18 лет (60 %).

Разработанная экспериментальная программа для девушек 16—18 лет предусматривала проведение теоретических и практических занятий, а также выполнение контрольных нормативов. Учебный план для девушек 16—18 лет первого года представлен в табл. 1.

Примерный учебный план первого года обучения

Таблица 1

девушек 16—18 лет

Название раздела Количество часов Форма контроля

Всего Теория Практика

Вводное занятие 2 2 — Опрос, тест

Основы теоретических знаний 20 20 —

Общая физическая подготовка (ОФП) 16 — 16 Анализ правильного выполнения упражнений

Упражнения силовой направленности (анаэробный тренинг) 16 — 16 Анализ правильного выполнения упражнений

Упражнения для развития верхнего плечевого пояса 16 — 16 Анализ правильного выполнения упражнений

Упражнения для развития грудных мышц и бицепса рук 16 — 16 Анализ правильного выполнения упражнений

Упражнения для развития мышц спины и пресса 26 — 26 Анализ правильного выполнения упражнений

Упражнения для развития мышц ног и трицепса рук 26 — 26 Анализ правильного выполнения упражнений

Упражнения для тренировки сердца и легких (аэробная тренировка) 16 — 16 Анализ правильного выполнения упражнений

Упражнения на кардио-тренажерах 16 — 16 Анализ правильного выполнения упражнений

Итоговое занятие 2 — 2 Анализ правильного выполнения упражнений

Всего часов: 180 20 150

Недельный план специализированных тренировок по силовому фитнесу, направленных на коррекцию телосложения девушек 16—18 лет, представлен в табл. 2. Длительность проведения экспериментальных комплексов составляла 1—2 месяца, затем менялись физические упражнения и методы тренировки.

После внедрения экспериментальной программы коррекции телосложения девушек 16—18 лет средствами силового фитнеса было проведено повторное тестирование антропометрических показателей и проведена оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек 16—18 лет. Было определено, что в полученных результатах, произошли статистически достоверные отличия между результатами девушек 16—18 лет контрольной и экспериментальной групп во всех исследуемых контрольных упражнениях, кроме роста (см), массы тела (кг), индекса Кетле (ИМТ) (табл. 3).

После проведения эксперимента была проведена повторная оценка индекса массы тела (индекса Кетле) девушек контрольной группы. Было выявлено, что в процессе занятий у девушек контрольной группы из 5 имеющих избыточную массу (50 %) нормализовалась масса тела лишь у двух (20 %), т.е. количество девушек с нормальной массой тела стало в конце исследования 70 %, имеющих избыточную массу тела — 30% (рис. 1).

Также, была проведена после эксперимента повторная оценка индекса массы тела (индекса Кет-ле) девушек экспериментальной группы, которая выявила, что девушек с избыточной массой тела не было обнаружено (рис. 1).

Значительно уменьшились объем запястья (см), увеличился объем левого плеча (бицепс) и правого плеча (бицепс), снизились объем груди (см), объем талии (см), объем бедер (см) у девушек экспериментальной группы (рисунок 2). Наибольший прирост результатов составил в следующих показателях объемных размеров: объем левого плеча (см) — 11,9 %; объем правого плеча (см) — 17,5 %; объем талии (см) — 10,2 % (рис. 2). У девушек контрольной группы, также произошли положительные изменения в перечисленных выше объемных размерах, но в меньшей степени (рис. 2).

Оценка работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы девушек 16—18 лет опытных групп, проведенная в конце исследования показала, что в экспериментальной группе снизилось количество девушек с «низким» уровнем работоспособности деятельности сердечнососудистой системы с 1 человека, или 10 % до 0 человек, или 0 % и «ниже среднего» с 5 человек, или 50 % до 0 человек, или 0 %, со «средним» уровнем количество девушек осталось как и в начале эксперимента и составило 4 девушки,

Таблица 2

Планирование тренировочных программ для коррекции телосложения девушек 16—18 лет в недельном цикле подготовки средствами силового фитнеса

Название фитнес-программы / место проведения Недельный цикл подготовки/Направленность тренировки

1 тренировка (понедельник) 2 тренировка (среда) 3 тренировка (пятница)

«Силовой фитнес» (тренажерный зал) Улучшение общих показателей Основные методы: раздельный метод

Система упражнений Hot Iron (фитнес-зал) Проработка раз- личных мышечных групп, наращивание мышечной массы, придание рельефа мышцам

«Силовой фитнес» (тренажерный зал) Развитие силовых способностей, выносливости, гибкости, координационных способностей. Основные методы: круговой, комбинированный, интервальный, суперсеты, метод с чередующимися суперсетами и трисетами

Таблица 3

Сравнительный анализ антропометрических показателей и работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы девушек 16—18 лет опытных групп после проведения эксперимента

Показатели физического развития Контрольная группа (n = 10) Экспериментальная группа (n = 10) t Достоверность различий

Антропометрические показатели

«Рост» (см) 165,3 ± 5,31 166,3 ± 5,39 0,39 Р > 0,05

«Масса тела» (кг) 64,5 ± 2,39 64,3 ±2,31 0,39 Р > 0,05

«Объем запястья», см 13,6 ±0,73 12,6 ± 0,87 3,31 Р < 0,05

«Объем левого плеча (бицепс)», см 20,2 ± 3,62 22,2 ± 4,14 3,15 Р < 0,05

«Объем правого плеча (бицепс)», см 21,0 ±3,28 23,6 ± 3,29 3,36 Р < 0,05

«Объем груди», см 84,6 ± 4,43 81,0 ±4,49 2,24 Р < 0,05

«Объем талии», см 72,0 ± 3,25 69,0 ± 3,96 2,67 Р < 0,05

«Объем бедер», см 97,2 ± 5,21 95,0 ± 5,49 2,51 Р < 0,05

«Индекс Кетле» (ИМТ) 23,5 ±2,41 23,2 ± 2,16 0,67 Р > 0,05

Оценка работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС)

«Индекс Руфье» 6,0 ± 2,85 4,0 ± 1,75 3,28 Р < 0,05

70 60 50 40 30 20 10 0

60

50

30

0

□ КГ ■ ЭГ

1 этап

2 этап

20 15 10 5 0

Рис. 1. Изменение количества девушек, имеющих избыточную массу тела в процессе эксперимента

(оценка ИМТ по индексу Кетле)

17,5

11,9

9,8 ___ Щ 10,2

П| 6,5 4,7 ■ 4,7 6,4

| | | | ■ Д |

0,5 0,7 0,6

Рост, см Масса тела, Объем Объем Объем Объем Объем Объем Индекс кг запястья, см левого правого груди, см талии, см бедер, см Кетле плеча, см пл еча, см

□ КГ ИЭГ

Рис. 2. Изменение антропометрических показателей и работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы девушек 16—18 лет опытных групп в процессе проведения эксперимента (в %)

или 40 % и увеличилось количество девушек с «выше среднего» уровнем с 0 человек, или 0 % до 4 человек, или 40 % и «высоким» уровнем с 0 человек, или 0 % до 2 человек, или 20 % (рис. 3).

В контрольной группе снизилось количество девушек с «низким» уровнем работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы с уровнем «ниже среднего» до 2 человек, или 20 %, увеличилось со «средним» уровнем с 5 девушек, или 50 % до 7, или 70 % и увеличилось количество девушек с «выше среднего» уровнем с 0 человек, или 0 % до 1 человека, или 10 %, с «высоким» уровнем работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы девушек обнаружено не было — 0 % (рис. 3).

Произошли статистически достоверные отличия между полученными результатами физи-

ческой подготовленности девушек 16—18 лет контрольной и экспериментальной групп во всех контрольных тестах (табл. 4).

Выявлены в конце эксперимента более значительные темпы прироста показателей физической подготовленности у девушек 16—18 лет экспериментальной группы, по сравнению с темпами прироста девушек контрольной групп. Наибольший прирост результатов физической подготовленности был отмечен у девушек 16— 18 лет экспериментальной группы в тестах — «Наклон вперед из и.п. стоя на гимнастической скамье» — 80,0 %, «Подъем туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой (кол-во раз за 1 мин.) — 72,0 %, «Подтягивание из виса на низкой перекладине» (кол-во раз) — 54,5 % (рис. 4).

Таблица 4

Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность девушек 16—18 лет опытных групп после проведения исследования

Название контрольного упражнения (теста) Контрольная группа (п = 10) Экспериментальная группа (п =10) г Достоверность различий

1. «Бег на 100 м» (с) 18,0 ± 5,12 17,4 ± 4,31 2,39 Р < 0,05

2. «Бег на 2 км» (м, с) 11,42 ± 5,25 10,21 ± 5,19 2,48 Р < 0,05

3. «Подтягивание из виса на низкой перекладине» (кол-во раз) 11,0 ± 4,56 14,0 ± 4,79 3,17 Р < 0,05

4. «Подъем туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой (кол-во раз за 1 мин) 27,0 ± 5,51 34,0 ± 6,19 3,47 Р < 0,05

5. «Наклон вперед из и.п. стоя на скамье» (см) 12,0 ± 5,54 16,0 ± 5,68 3,72 Р < 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. «Прыжок в длину с места» (см) 312,6 ± 13,21 323,7 ± 13,59 4,25 Р < 0,05

80 70 60 50 40 30 20 10 0

70

0 0

50 50 50

^ 40 40

. II

40

20

10

П 0 0 0 0

"Низкий" "Ниже среднего" "Средний"

■ КГ ПКГ2 ИЭГ ИЭГ2

"Выше среднего"

"Высокий"

Рис. 3. Изменение уровня работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы девушек 16—18 лет в процессе эксперимента (по индексу Руфье)

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

80

4,9 7,7

12,6

20

Г

1,5

54,5

I

48,8

72

44,9

5,3

8,6

Г

"Бег на 100 м", с "Бег на 2 км", с "Подтягивание на "Подъем "Наклон вперед", "Прыжок в длину

низкой туловища в сед", см с места", см

перекладине", раз

раз

□ КГ ИЭГ

Рис. 4. Прирост показателей физической подготовленности девушек 16—18 лет опытных групп в процессе эксперимента, в %

О ценка полученных результатов силовой подготовленности, проведенная в конце исследования, позволила определить, что междуполученны-ми результатами девушек 16—18 лет произошли суатистмчески досдоверные отличия вовсех контрольных упражнениях (табл. 5). Лучшие из-меьашн в темпах щзироуче нчк^отелей силотой подготовленности произошли у девушек экспериментальной группы (рис. 5). Наибольший прирост показателей силовой подготовленности девушек 16—18 лет экспериментальной группы отмечен в ьоятряльном ммражне ньи «Пианкмс, се к — 92,7 %; «Выпрыгивания из и. п. — присед», раз — 80,0 П>;«Н«д на перекладин на п«ммнх руках», сек. — 76,3 %; «Приседание с бодибаром 10 раз», баьл — «-« ИМ рейс. О).

Выводы

« X ремультат е сд«нлль«чмо ахросе, хрове-денного перед началом эксперимента, в котором

приняли участие девушки 16—18 лет экспериментальной группы в количестве 10 человек мы аоIявил»иаы«щуюc« мр«иваимю мв«сх »частниц эксперимента — 10 девушек, или 100 % на коррекцию мвочко «еьусложесля и енижехме вена — 10 девушек, или 100 %. Из наиболее важных состав-лею щих программы по коррькц«» теночсожения большинство девушек назвали (8 девушек, или 8° %) «дитала«» м е девушек, или е0% — «занятия на тренажерах». По мнению большинства респонденток (7 девушек, или 70 %) наиболее эф-Некдивно спруобствнюо кмнрекции тепоспожения «упражнения на укрепление мышц ног, ягодиц», а та«ое «упраьшениялчмчрепленю» мыш« щивота» (3 девушки, или 30 %). Наибольшее количество человек (Ьдесушек. кчм 80 %) длн кьпрекции телосложения предпочитают «занятия в тренажерном змке»,отакжсбыло в ыявлено огромное желание у всех участниц (10 девушек, или 100 %)

Таблица 5

Сравнительный анализсомазатсч ей, харакоа«хзгю щки силовую подготовленность девушек 16—18 лет опытных групп после проведения исследования

Название контрольного упражнения (теста) Контрольная группа (п =1ил Экспериментальная группа (пн10) t Достоверность различий

1. «Выпрыгивания из и. н. — пресед», наз 1Р,0 ±4,23 ои,т±б,зт 3,22 Р < 0,05

2. Упражнение «планка», сек 45,«Л4,И0 6 4,9 ± 3,27 4,21 Р < 0,05

3. «Вис на перекладине на прямых руках», сек 26,« я 4,50 :38,4 ± 3,89 4,27 Р < 0,05

4. «Прыжки на скмкалке за 1 м«нл, раз 5Ь,2»С,Р1 7 8,2 ± 5,11 5,12 Р < 0,05

5. «Бдзонла«ммнжнение кроссфита «бе°пи», раз 6,2 и 2,23 7,8 ± 3,2 5 3,31 Р <з 0,05

6. «Прнсаданмен »идибаром 10 раз»,Юелл 5,6 Р 2,28 8,9 ± 3,Я 1 3,28 Р< 0,05

7. «Подъел бодибара над головой 1 мин» (7 кг), раг 26,8 ± 4,74 35,6 ± 4,29 3,25 Р < 0,05

8. «Становая тяга 10 раз», балл 5,6 ± 3,14 7,8 ± 4,51 3,14 Р < 0,05

9. «Стульчик у стенки», сек 58,6 ± 6,62 79,9 ± 6,79 4,34 Р < 0,05

100 80 60 40 20 0

92,7

63'7 60,8 57 .

Н51.6 57,1

23

□ КГ ■ ЭГ

"Выпрыгивания "Планка", с "Вис на прямых "Прыжки на "Берпи", раз "Приседание с "Подъем "Становая тяга", "Стульчик у из и.п. -присд", руках", с скакалке", раз бодибаром", 10 бодибара над 10 раз, балл стены", с

раз раз, балл головой", раз

Рис. 5. Прирост показателей, характеризующих силовую подготовленность девушек 16—18 лет

опытных групп в процессе эксперимента (в %)

позаниматься по инновационной программе Но1 I гоп?». Наиболее «проблемными зонами» («жировыми ловушками») в фигуре девушек являются «бедра» (уЮдевушек, или 100 %) и «жировая складка в области живота» (10 девушек, или 100 %). Все опрошенные д евушки (10 чело век, или 100 %) «не довольны своей фигурой». Полученные данные проведенного анкетного опроса учитывались при разработке программы занятий, а также разработки экспериментальных комплексов с применением средств силового фитнеса.

2. Разработана экспериментальная фитнес-про-грамма, направленная на коррекцию телосложения девушек 16—18 лет, построенная на использовании силовых и аэробных нагрузок с учетом интересов занимающихся и индивидуальных особенностей организма, и предусматривающая их чередование в течение недели: первая тренировка — занятия в тренажерном зале (направленность — улучшение общих показателей организма); вторая тренировка — занятия в фитнес-зале (направленность — проработка различных мышечных групп, наращивание мышечной массы, придание рельефа мышцам), третья тренировка — занятия в тренажерном зале (направленность — развитие физических способностей).

3. Разработаны специализированные комплексы упражнений силового фитнеса для коррекции телосложения девушек 16—18 лет, предусматривающие их смену (чередование) один раз в два месяца с использованием тренажеров и различного оборудования (степ-платформа, набивные мячи, гантели, гири, фитбол-мячи и др.). При разработке специализированных комплексов учитывалось ряд факторов, такие как пол, возраст, антропометрические показатели, уровень работоспособности сердечно-сосудистой системы, физической, силовой подготовленности, желаемый результат.

4. В рт^л^т^ете проведения эксперимента обоснована эффективность экспериментальной фит-нес-программы коррекции телосложения девушек 16—18 лет средствами силового фитнеса, что выражено в следующем:

— мчссд тдла девушке 1Д— 18 лет е начале эксперимента составила 67,6 ± 2,65 кг, в конце эксперимента — 64,3 ± 2,31 кг (р < 0,05);

— индекс Кетле в начале эксперимента составил 24,73 ± 1,58 усл. ед., в конце эксперимента 23,2 ± 2,16 усл. ед. (р<0,05), при этом девушек с избыточной массой тела обнаружено не было (0%); прирост изменения индекса Кетле за период эксперимента составил 6,4 %;

— произошли положительные изменения в об-хватных размерах девушек 16—18 лет: значительно уменьшились объем запястья (см) на 9,8 %, увеличился объем левого плеча (бицепс) на 11,9 % и правого плеча (бицепс) на 17,5 %, снизились объем груди (см) на 6,5 %, объем талии (см) на 10,2 %, объем бедер (см) на 4,7 %;

— индекс Руфье (ИР) в начале эксперимента составил 8,0±4,56 усл. ед., в конце 4,0 ± 1,75 усл. ед.; прирост изменения в сторону его улучшения индекса Руфье (ИР) за период эксперимента составил 66,6 %;

— изменился уровень работоспособности сердечно-сосудистой системы девушек 16—18 лет, оцененный по индексу Руфье (ИР): снизилось количество девушек с «низким» уровнем работоспособности деятельности сердечно-сосудистой системы с 1 человека, или 10 % до 0 человек, или 0 % и «ниже среднего» с 5 человек, или 50 % до 0 человек, или 0 %, со «средним» уровнем количество девушек осталось как и в начале экс-

перимента и составило 4 девушки, или 40% и увеличилось количество девушек с «выше среднего» уровнем с 0 человек, или 0 % до

4 человек, или 40 % и «высоким» уровнем с 0 человек, или 0 % до 2 человек, или 20 %;

— повысился уровень физической подготовленности девушек 16—18 лет; прирост показателей физической подготовленности составил в тесте: 1 «Бег на 100 м» (с) — 7,7 %; 2 «Бег на 2 км» (м, с) — 12,6 %; 3 «Подтягивание из виса на низкой перекладине» (кол-во раз) — 54,5 %; 4 «Подъем туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой (кол-во раз за 1 мин.) — 72,0 %;

5 «Наклон вперед из и.п. стоя на скамье» (см) — 80,0 %; 6 «Прыжок в длину с места» (см) — 8,6 %;

— значительно улучшились показатели силовой подготовленности девушек 16-18 лет; прирост составил в тесте: 1 «Выпрыгивания из и. п. — присед», раз — 80,0 %; 2 Упражнение «планка», сек — 92,7 %; 3 «Вис на перекладине на прямых руках», сек — 76,3 %; 4 «Прыжки на скакалке за 1 мин», раз — 45,5%; 5 «Базовое упражнение кросс-фита «берпи», раз — 40,0 %; Приседание с бодибаром 10 раз», балл — 63,7 %; 7 «Подъем бодибара над головой 1 мин» (7 кг), раз — 60,8 %; 8 «Становая тяга 10 раз», балл — 51,6 %; «Стульчик у стенки», сек — 57,1 %.

Список литературы

1. Арефьев, В. Г. Современные фитнес-техно-логии повышения уровня физического состояния женщин первого зрелого возраста / В. Г. Арефьев // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — 2005. — № 1. — С. 73—79.

2. Безлепкин, Д. Н. Влияние фитнеса силовой направленности на физическую подготовленность женщин 18—25 лет / Д. Н. Безлепкин, И. И. Кечки-на // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. — Ставрополь, 2015. — С. 196—197.

Поступила в редакцию 19 октября 2021 г.

3. Губанихина, Е. В. Применение физических упражнений для коррекции женской фигуры / Е. В. Губанихина // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 840—842.

4. Козлов, А. В. Особенности коррекции телосложения у девушек-студенток в тренажёрном зале / А. В. Козлов, А. А. Ялыгина // Молодой ученый. — 2017. — № 27. — С. 165-169.

5. Мищенко, Н. Ю. Оценка влияния интервального метода тренировки на динамику аэробных способностей женщин 25—30 лет, занимающихся в фитнес-клубе / Н. Ю. Мищенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2020. — № 2 (180). — Ч. 1. — С. 268—276.

6. Мосина, Н. В. Коррекция телосложения женщин первого зрелого возраста средствами силового фитнеса / Н. В. Мосина, И. Ю. Аксарина // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 6. — С. 91—96.

7. Муравов, И. В. Физическая культура и активный отдых в разные возрастные периоды / И. В. Муравов. — Киев : Здоровье, 1973. — 131 с.

8. Осипов, А. Ю. Hot Iron как метод повышения уровня физического развития студентов и формирования у них мотивации к регулярным занятиям физической культурой / А. Ю. Осипов, Н. Н. Ги-баева, Ю. В. Качаева, О. В. Переус // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2014. — № 4. — С. 82—86.

9. Соха, Т. К. Методология совершенствования педагогических систем спортивной подготовки женщин в аспекте полового диморфизма : дисс. ... доктор. пед. наук / Т. К. Соха. — С-Пб., 2002. — 266 с.

10. Hot Iron — «горячее железо» с научным подходом // Fitnessplus.ru. — URL: http://fitnessp-lus.ru/blog/ hot-iron-goryachee-zhelezo-s-nauchnym-podkhodom

11. Iron System — система групповых силовых тренировок // Школа фитнеса Варвары Медведевой. — URL: http://www.itsfitness.ru/ education/ iron-system

Для цитирования: Мищенко, Н. Ю. Коррекция телосложения девушек 16—18 лет средствами силового фитнеса / Н. Ю. Мищенко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 1. — С. 94—103.

Сведения об авторе

Мищенко Наталья Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания. Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия, ORCID: 0000-0001-8405-5348, Author ID: 386492 E-mail: NUMishenko@yandex.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2022, vol. 7, no. 1, pp. 94—103.

Correction of the body of girls 16—18 years tools of power fitness Mishchenko N.Yu.

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia. NUMishenko@yandex.ru

The effectiveness of the experimental program for the correction of the physique of girls is 16—18 years to the means of power fitness in terms of the simulator and fitness room is presented and substantiated.

The relevance of the study is due to the existing contradiction between low levels of motor activity and the need to attract the younger generation to systematic exercise classes, the presence of the problem of excess body weight in girls of 16-18 years old and the insufficient development of theoretical and organizational and methodological aspects of strength fitness in the gym.

The purpose of the study was to develop and experimentally justify the program for the correction of the body of the girls 16-18 years with the means of power fitness in the conditions of the gym and fitness room. Research tasks:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Based on the analysis of scientific and methodical literature, to summarize information about the concept of «power fitness», «the correction of the physique».

2 Consider the features of the organization and conducting «power fitness» in the conditions of the simulator and the fitness hall of the girl 16-18 years.

3 Develop a program for the correction of the body of 16—18 years to the means of power fitness in the conditions of the simulator and fit-in-room, justify its effectiveness.

Research methods: analysis, generalization and systematization of literature on the issue of research; Questioning; anthropometry; functional diagnostics; Pedagogical observation; PEDA-Gogic Testing; Pedagogical experiment, methods of mathematical-statistical data processing.

Results and its discussion. In the process of the study, reliable results were obtained, characterizing the positive effects of the experimental fitness program of the force and aerobic orientation, built taking into account the interests of the girls of 16-18 years and their individual characteristics of the body. The structure of the motifs of the nesting fitness of the girls of the 16-18 years, studied by us, showed that the main motivational incentives for practicing a fitness of force for this category of girls are: body body correction (10 girls, or 100 %) and weight loss (10 girls Shek, or 100 %). As a result of the experiment, the effectiveness of the experimental fitness program for the correction of the physique of girls is 16-18 years by means of power fitness.

Conclusions. 1 developed an experimental fitness program, aimed at the correction of the buildings of girls of 16— 18 years, built on the use of power and aerobic loads, taking into account the interests of engaged in the individual characteristics of the body, and providing their alternation during the week: the first training — classes in the gym (focus — Improving the general performance of the body); The second training is the classes in the FIT-Nes-Hall (focus — the study of various muscle groups, the increase in muscle mass, giving up relief muscles), the third training — classes in the gym (the direction is the development of physical abilities).

2 Developed specialized complexes of force fitness exercises for the correction of the buildings of the girls of 16— 18 years, providing for their shift (alternation) once every two months using simulators and various equipment (step-platform, stuffed balls, dumbbells, weights, phytball balls, etc.).

3 Efficiency of the experimental program correction of the body of girls 16—18 years old. Keywords: correction, physique, power fitness, power fitness, girls 16—18 years old.

References

1. Arefyev V.G. Sovremennye fitnes-tehnologii povyshenija urovnja fizicheskogo so-stojanija zhenschin pervogo zrelogo vozrasta [Modern fitness technology improve the physical condition of women of the first mature age]. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskih spetsialnostej [Physical

training of students of creative disciplines], 2005, no. 1, pp 73—79. (In Russ.).

2. Bezlepkin D.N., Kechkin I.I. Vlijanie fitnesa silovoj napravlennosti na fizicheskuju podgotovlennost' zhenschin 18—25 let [Impact Fitness power orientation on phi phe- preparedness of women 18—25 years]. Fizicheskaja kultura i

sport: integratsija nauki i praktiki [Physical culture and sports: the integration of science and practice : Materials of XII Intern. scientific and practical. Conf.]. Stavropol, 2015. Pp. 196—197. (In Russ.).

3. Gubanihina E.V. Primenenie fizicheskih uprazhnenij dlja korrektsii zhenskoj figury [Application of physical exercises for the correction of the female figure]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2016, no. 1 (105), pp. 840—842.

4. Kozlov A.V., Yalygina A.A. Osobennosti korrektsii teloslozhenija u devushek-studentok v trenazhjornom zale [Features Body correction in female students in the gym]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2017, no. 27, pp. 165—169. (In Russ.).

5. Mishchenko N.Y. Otsenka vlijanija interval'nogo metoda trenirovki na dinamiku aerobnyh sposobnostej zhenschin 25—30 let, zanimajuschihsja v fitnes-klube [Assessing the impact of the method of interval training on the dynamics of aerobic abilities of women 25-30 years, holding, smiling in a fitness club]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes behalf of the University PFLesgaft], 2020, no. 2 (180), Part 1, pp. 268—276. (In Russ.).

6. Mosina N.V., Aksarina I.Y. Korrektsija teloslozhenija zhenschin pervogo zrelogo vozrasta sredstvami silovogo fitnesa [Correction build the first mature age women by means of the power of fitness]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki [Scientific review. Pedagogical sciences], 2019, no. 6. Pp. 91—96. (In Russ.).

7. Muravov I.V. Fizicheskaja kultura i aktivnyj otdyh v raznye vozrastnye periody [Physical culture

and active rest in different age periods]. Kiev, 1973. 131 p.

8. Osipov A.Yu., Gibaeva N.N., Kachaeva Y.V., Pereus O.V. Hot Iron kak metod povyshenija urovnja fizicheskogo razvitija studentov i formirovanija u nih motivatsii k reguljarnym zanjatijam fizicheskoj kul'turoj [Hot Iron as a method of increasing the level of physical development of students and the formation of motivation to regular physical training]. VestnikKrasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafeva [Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev], 2014, no. 4, pp. 82—86. (In Russ.).

9. Soha T.K. Metodologija sovershenstvovanija pedagogicheskih sistem sportivnoj podgotovki zhenschin v aspekte polovogo dimorfizma : diss. ... doktor. ped. nauk [Methodology of improvement of pedagogical systems of sports training women in the aspect of sexual dimorphism. Thesis]. St. Petersburg, 2002. 266 p. (In Russ.).

10. Hot Iron — «gorjachee zhelezo» s nauchnym podhodom [Hot Iron — «hot iron» with a scientific approach]. Fitnessplus.ru [Fitnessplus. ru]. Available at: http://fitnessplus.ru/blog/hot-iron-goryachee-zhelezo-s-nauchnym-podkhodom (In Russ.).

11. Iron System — sistema gruppovyh silovyh trenirovok [Iron System — system of group strength training]. Shkola fitnesa Varvaryi Medvedevoy [Varvara Medvedeva Fitness School]. Available at: http://www.itsfitness.ru/education/iron-system (In Russ.).

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/40/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.