Научная статья на тему 'Методика занятий физической культурой с применением комплексов упражнений «upper body» у школьников 10-11-х классов в период самоизоляции'

Методика занятий физической культурой с применением комплексов упражнений «upper body» у школьников 10-11-х классов в период самоизоляции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старший школьный возраст / уроки физической культуры в условиях самоизоляции / методика «upper body» / поддержание уровня силовых способностей / senior school age / physical culture lessons in terms of self-isolation / upper body methodology / supporting the level of power oriented abilities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Адамова Ирина Владимировна

В старшем школьном возрасте почти нет времени на занятия физической культурой, так как у девушек и юношей идет подготовка к выпускным экзаменам. Они перестают посещать занятия физической культурой и спортом, самостоятельно практически не занимаются, что негативно сказывается на их физическом состоянии. К общей тенденции за последний год мы столкнулись с таким явлением, как работа и учёба в удалённом режиме. Осуществление педагогического процесса в условиях самоизоляции потребовало пересмотра подходов в подаче учебного материала по программе физической культуры. Upper body – это фитнес-программа, относящаяся к силовому классу аэробики, направленная на развитие мышц верхней части туловища, развитие силовой выносливости мышц, отвечающих за сохранение правильной осанки и положение головы, Главными средствами являются упражнения с весом собственного тела и упражнения с небольшими отягощениями (гантели, body bar, гири, резиновые амортизаторы). Поиск новых средств и организационно-методических форм, способствующих решению главной задачи уроков физической культуры – укрепления и длительного сохранения здоровья учащихся в условиях ограниченного домашнего пространства, определяет актуальность исследования. Материалы. Выявление особенностей организации занятий «upper body» с учащимися 10-11-х классов в период самоизоляции для поддержания уровня физического состояния. Методы исследования. анализ научно-методической литературы и интернет-источников по теме исследования, пробы Руфье, Генчи, Штанге, индексы Кетле и Пинье, метод контрольных упражнений, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки данных. Результаты. По итогам педагогического тестирования учащихся 10-11-х классов общеобразовательной школы в ЭГ произошли положительные изменения в результатах тестов, определяющих силовые способности рук, уровень силы правой кисти, силу мышц верхней части туловища, силу мышц брюшного пресса за 1 минуту. В КГ изменения произошли на уровне тенденции. Заключение. Таким образом, в экспериментальной группе, занимающейся по разработанной методике с преимущественным использованием «Upper body», наблюдается улучшение показателей физического развития и физической подготовленности, а также улучшение силовых способностей, что говорит об эффективности данной методики, так как детям старшего школьного возраста необходимо совершенствовать именно данные способности. Практическая значимость исследования. Методика занятий «Upper body», адаптированная под условия ограниченного, домашнего пространства, может быть использована как средство поддержания физического состояния старшеклассников и применена как на уроках физической культуры в общеобразовательной школе при воспитании силовых способностей и силовой выносливости, так и при самостоятельных занятиях дома. Процесс передачи учебного материала и контроля его выполнения по предмету «Физическая культура» осуществлялся с использованием WhasApp, Zoom,электронной почты ученика; разработанные комплексы с использованием средств«Upper body» позволили не только сохранить, но и повысить уровень силы отдельных мышечных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Адамова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture lessons methodology using “upper body” complexes of exercises in schoolchildren of the 10th-11th form during the period of selfisolation

During senior school age there is almost no time for physical culture, as girls and boys are preparing for the final exams. They stop attending physical culture and sports lessons, they do not practice independently and it negatively affects their physical state. During recent year we faced such phenomenon as distance study and work. Pedagogical process realization in terms of self-isolation required reconsideration of the approaches to educational material presentation in physical culture program. Upper body is a fitness program. It belongs to power oriented class of aerobics, directed toward the upper torso muscles development, power endurance of muscles improvement. They condition correct bearing and head position preservation. The main means is the exercises with own body weight and the exercises with some weight (dumbbells, body bar, weights, rubber shock absorbers). The search for new means, organizational and methodological forms contributing to the solution of the main task of physical culture lessons, students’ health strengthening and long-term preservation in a limited home space conditions the relevance of the research. Materials. To reveal the peculiarities of “upper body” lessons organization with 10th-11th form pupils during the period of self-isolation for physical heath state preservation. Research methods. Internet and scientific-methodical sources analysis, Ruffier, Genchi, Stange tests, Ketle and Pignet indices, method of control exercises, pedagogical experiment, methods of mathematical-statistical data handling. Results. According to the results of the pedagogical test in the pupils of the 10th -11th forms of a secondary school there were positive changes in test results in the EG. These tests condition power oriented hands abilities, power level of the right hand, the power of the body upper part muscles, power of abdominal muscles within one minute. In the CG changes were at the level of a tendency. Conclusion. There was physical development and physical readiness indices, power oriented abilities improvement in the experimental group, where students trained according to the created methodology with “Upper body” use. It proves the effectiveness of the presented methodology, as senior schoolchildren have to improve directly these abilities. Practical significance. The methodology of the “Upper body” lessons, adapted to the conditions of the restricted home territory can be used as the means of physical fitness support among senior schoolchildren and be used at physical culture lessons at a secondary school during power oriented abilities and power endurance development and in terms of independent training at home. The process of transferring educational material and its fulfillment control in “Physical culture” subject was carried out using WhatsApp, Zoom, student’s e-mail. The created complexes using "Upper body" means allowed not only to preserve, but also increased strength level of the separate muscle groups.

Текст научной работы на тему «Методика занятий физической культурой с применением комплексов упражнений «upper body» у школьников 10-11-х классов в период самоизоляции»

УДК 372.8 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-57-61

Методика занятий физической культурой с применением комплексов упражнений «upper body» у школьников 10-11-х классов в период

самоизоляции

Адамова И. В. *

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-5320-3771, ilona-adamova@rambler.ru*

Аннотация: В старшем школьном возрасте почти нет времени на занятия физической культурой, так как у девушек и юношей идет подготовка к выпускным экзаменам. Они перестают посещать занятия физической культурой и спортом, самостоятельно практически не занимаются, что негативно сказывается на их физическом состоянии. К общей тенденции за последний год мы столкнулись с таким явлением, как работа и учёба в удалённом режиме. Осуществление педагогического процесса в условиях самоизоляции потребовало пересмотра подходов в подаче учебного материала по программе физической культуры. Upper body - это фитнес-программа, относящаяся к силовому классу аэробики, направленная на развитие мышц верхней части туловища, развитие силовой выносливости мышц, отвечающих за сохранение правильной осанки и положение головы, Главными средствами являются упражнения с весом собственного тела и упражнения с небольшими отягощениями (гантели, body bar, гири, резиновые амортизаторы). Поиск новых средств и организационно-методических форм, способствующих решению главной задачи уроков физической культуры - укрепления и длительного сохранения здоровья учащихся в условиях ограниченного домашнего пространства, определяет актуальность исследования. Материалы. Выявление особенностей организации занятий «upper body» с учащимися 10-11-х классов в период самоизоляции для поддержания уровня физического состояния. Методы исследования. анализ научно-методической литературы и интернет-источников по теме исследования, пробы Руфье, Генчи, Штанге, индексы Кетле и Пинье, метод контрольных упражнений, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки данных. Результаты. По итогам педагогического тестирования учащихся 10-11-х классов общеобразовательной школы в ЭГ произошли положительные изменения в результатах тестов, определяющих силовые способности рук, уровень силы правой кисти, силу мышц верхней части туловища, силу мышц брюшного пресса за 1 минуту. В КГ изменения произошли на уровне тенденции. Заключение. Таким образом, в экспериментальной группе, занимающейся по разработанной методике с преимущественным использованием «Upper body», наблюдается улучшение показателей физического развития и физической подготовленности, а также улучшение силовых способностей, что говорит об эффективности данной методики, так как детям старшего школьного возраста необходимо совершенствовать именно данные способности. Практическая значимость исследования. Методика занятий «Upper body», адаптированная под условия ограниченного, домашнего пространства, может быть использована как средство поддержания физического состояния старшеклассников и применена как на уроках физической культуры в общеобразовательной школе при воспитании силовых способностей и силовой выносливости, так и при самостоятельных занятиях дома. Процесс передачи учебного материала и контроля его выполнения по предмету «Физическая культура» осуществлялся с использованием WhasApp, Zoom,электронной почты ученика; разработанные комплексы с использованием средств«Upper body» позволили не только сохранить, но и повысить уровень силы отдельных мышечных групп.

Ключевые слова: старший школьный возраст, уроки физической культуры в условиях самоизоляции, методика «upper body», поддержание уровня силовых способностей.

Для цитирования: Адамова И.В. Методика занятий физической культурой с применением комплексов упражнений «upper body» у школьников 10-11-х классов в период самоизоляции. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(2): 57-61. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-57-61

Physical culture lessons methodology using "upper body" complexes of exercises in schoolchildren of the ioth-iith form during the period of self-

isolation

Ilona V. Adamova*

Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism

Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-5320-3771, ilona-adamova@rambler.ru*

Abstract: During senior school age there is almost no time for physical culture, as girls and boys are preparing for the final exams. They stop attending physical culture and sports lessons, they do not practice independently and it negatively affects their physical state. During recent year we faced such phenomenon as distance study and work. Pedagogical process realization in terms of self-isolation required reconsideration of the approaches to educational material presentation in physical culture program. Upper body is a fitness program. It belongs to power oriented class of aerobics, directed toward the upper torso muscles development, power endurance of muscles improvement. They condition correct bearing and head position preservation. The main means is the exercises with own body weight and the exercises with some weight (dumbbells, body bar, weights, rubber shock absorbers). The search for new means, organizational and methodological forms contributing to the solution of the main task of physical culture lessons, students' health strengthening and long-term preservation in a limited home space conditions the relevance of the research. Materials. To reveal the peculiarities of "upper body" lessons organization with ioth-iith form pupils during the period of self-isolation for physical heath state preservation. Research methods. Internet and scientific-methodical sources analysis, Ruffier, Genchi, Stange tests, Ketle and Pignet indices, method of control exercises, pedagogical experiment, methods of mathematical-statistical data handling. Results. According to the results of the pedagogical test in the pupils of the 10th -11th forms of a secondary school there were positive changes in test results in the EG. These tests condition power oriented hands abilities, power level of the right hand, the power of the body upper part muscles, power of abdominal muscles within one minute. In the CG changes were at the level of a tendency. Conclusion. There was physical development and physical readiness indices, power oriented abilities improvement in the experimental group, where students trained according to the created methodology with "Upper body" use. It proves the effectiveness of the presented methodology, as senior schoolchildren have to improve directly these abilities. Practical significance. The methodology of the "Upper body" lessons, adapted to the conditions of the restricted home territory can be used as the means of physical fitness support among senior schoolchildren and be used at physical culture lessons at a secondary school during power oriented abilities and power endurance development and in terms of independent training at home. The process of transferring educational material and its fulfillment control in "Physical culture" subject was carried out using WhatsApp, Zoom, student's e-mail. The created complexes using "Upper body" means allowed not only to preserve, but also increased strength level of the separate muscle groups.

Key words: senior school age, physical culture lessons in terms of self-isolation, upper body methodology, supporting the level of power oriented abilities.

For citation: Ilona V. Adamova*. Physical culture lessons methodology using "upper body" complexes of exercises in schoolchildren of the ioth-iith form during the period of self-isolation. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(2): 57-61. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-57-61

ВВЕДЕНИЕ

Уроки физической культуры должны повышать устойчивость организма школьников к физическим нагрузкам, способствовать всестороннему гармоническому развитию личности и быть направлены на улучшение физического и функционального развития, увеличение работоспособности, сохранение и

укрепление здоровья учащихся [1,2,4,8].

Дефицит двигательной активности может привести к гиподинамии, что существенно ухудшает здоровье растущего организма, ослабляет его защитные силы и, как следствие, полноценное физическое развитие ни по формам, ни по функциям не достигается.[з, 5,7] В возрасте 17-18 лет особое внимание

уделяют развитию собственно силовых и скоростно-силовых способностей.

[6,8,9,10,11,12,13]

Цель исследования - выявить особенности организации занятий «upper body» с учащимися 10-11-х классов в период самоизоляции для поддержания уровня физического состояния.

Для решения поставленных

задач применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы и интернет-источников по теме исследования, пробы Руфье, Генчи, Штанге, индексы Кетле и Пинье, метод контрольных упражнений, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Педагогический эксперимент

проводился с октября 2020 года по январь 2021 года. В эксперименте приняли участие несколько классов общеобразовательной школы № 902 «Диалог», юноши и девушки, но в статье будут представлены результаты только юношей.

Разработанное содержание методики воспитания силовых способностей с преимущественным использованием «Upper body» состоит из 4 комплексов. Каждое занятие направлено на укрепление мышц верхней части туловища. Данные комплексы разделены по воздействию на разные мышечные группы верхней части туловища (мышцы спины, рук, груди и живота) с целью достижения наибольшей эффективности [ 9,10,11,12].

В качестве средств использовались упражнения с отягощениями в сочетании с упражнениями на растягивание и расслабление. В силу того что учащиеся находятся на дистанционном обучении, было предложено использовать в качестве инвентаря небольшие гантели весом по 4 кг для мальчиков и по 2 кг для девочек. При отсутствии данного инвентаря можно заменить его на книги, 2- или 5-литровые бутылки, либо другой доступный инвентарь. Важно, чтобы нагрузка была достаточной для достижения положительного тренировочного эффекта.

Занятия проводились по видеосвязи под четким контролем и руководством. Для поднятия эмоционального фона и эффективности тренировки использовалось музыкальное сопровождение.

Разработанная методика включала в себя 4 комплекса упражнений:

комплекс № 1, направленный на развитие и укрепление мышц спины;

комплекс № 2, направленный на укрепление и развитие мышц груди;

комплекс № 3, направленный на укрепление и развитие мышц рук;

комплекс № 4, направленный на укрепление и развитие мышц живота.

Уроки физической культуры

проводились 2 раза в неделю по 45 минут. Они состояли из 3 частей.

Подготовительнаячастьбыланаправлена на подготовку организма к предстоящей работе, активизацию работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также всех групп мышц, задействованных, в частности, в основной части урока.

Основная часть была направлена на решение поставленных задач. Применялся комплекс упражнений по воспитанию силовых способностей с преимущественным использованием Upper body. В качестве средств можно было использовать упражнения с отягощениями (гантели, диски, книги, бутылки), либо выполнять комплекс с весом собственного тела.

В заключительной части использовались упражнения на расслабление, растягивание задействованных в основной части групп мышц, так как рост силы мышц отрицательно сказывается на их эластичности и подвижности; упражнения на восстановление дыхания. Осуществлялся переход организма из состояния активности в состояние покоя.

Так как занятия по физической культуре проходили 2 раза в неделю, то все 4 комплекса повторялись на протяжении всего педагогического эксперимента. На первой неделе - комплекс №1 и комплекс №2, на второй неделе - комплексы № 3 и № 4. Далее

комплексы упражнений повторялись, в связи с чем совершенствовалась техника выполнения упражнений, наблюдался прирост силовых способностей и укрепление мышечных групп верхней части туловища.

На начало педагогического исследования были получены фактические результаты:

1. Проба Руфье. В начале исследования у контрольной и экспериментальной групп средние величины работоспособности сердечнососудистой системы при наличии физической нагрузки в экспериментальной группе составили 10,47±3,93, в контрольной группе - 10,07±3,75; при сравнении с табличными значениями Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, О.Н. Кривощекова, 2015 г. результаты соответствовали уровню «ниже среднего».

2. Проба Генчи. В начале исследования у контрольной и экспериментальной групп средние величины - 26,73±4,27 и 27,б0±5,40 соответственно, при сравнении с табличными данными Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, О.Н. Кривощекова, 2015 г. соответствовали норме (нетренированных людей).

3. Проба Штанге. В начале исследования у контрольнойиэкспериментальнойгруппсредние величины составили 45,87±9,03 и 47,27±9,72 соответственно; при сравнении с табличными значениями Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, О.Н. Кривощекова, 2015 г. соответствовали норме (здоровые нетренированные люди).

При сравнении средних

результатов юношей между контрольной и экспериментальной группами с табличными значениями уровня физического развития было выявлено, что достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами нет (при р > 0,05). Испытуемые выполнили нормативные требования, показали средний результат.

В тестах, характеризующих уровень физической подготовленности, на начало учебного года были показаны следующе результаты:

1. В контрольном упражнении «сгибание-разгибание рук в упоре лежа», оценивающем силу мышц рук, полученные средние значения

24,86±5,79 юношей контрольной группы и 26,29±7,67 юношей экспериментальной группы, при сравнении с табличными данными В.И. Лях, А. А. Зданевич 2010 г. соответствуют среднему уровню развития для 10 и 11-х классов.

2. В контрольном упражнении «кистевая динамометрия», выявляющем уровень силы правой кисти, полученные средние значения 46,21±4,23 юношей контрольной группы и 48,77±3,36 юношей экспериментальной группы при сравнении с данными Прониной Н.В. 2016 г. соответствуют норме для данной возрастной группы.

3. В контрольном упражнении «подтягивание» средние величины 4,57±2,94 юношей контрольной группы и 7,00±3,38 юношей экспериментальной группы при сравнении с табличными данными В.И. Лях, А. А. Зданевич 2010 г. и нормами ГТО соответствуют низкому уровню развития мышц верхней части туловища в КГ и среднему уровню развития мышц верхней части туловища в ЭГ для 10 и 11-х классов.

4. В контрольном упражнении «подъем туловища из положения лежа за 1 минуту», оценивающем силу мышц брюшного пресса, полученные средние значения 48,86±5,93 юношей контрольной группы и 50,29±6,24 юношей экспериментальной группы при сравнении с табличными данными В.И. Лях, А. А. Зданевич 2010 г. и нормами ГТО соответствуют среднему уровню развития скоростно-силовых способностей для 10 и 11-х классов.

После проведенного педагогического исследования показатели контрольной и экспериментальной групп достоверно улучшились (при p<0,05).

Выявлена эффективность занятий «upper body» для физического состояния школьников старших классов.

По результатам педагогического тестирования учащихся 10-11-х классов общеобразовательной школы, произошли следующие положительные изменения в ЭГ в отличие от КГ, где изменения произошли на уровне тенденции:

- в тесте №1 для определения силовых

способностей рук (кол-во раз) средние показатели улучшились у юношей с 26,29 до 43,00; в тесте № 2, выявляющем уровень силы правой кисти (кг), средние показатели у мальчиков улучшились с 48,77 кг до 54,27 кг;

- в тесте № 3 для определения силы мышц верхней части туловища (кол-во раз) средние показатели улучшились у мальчиков с 7,00 до 17,71;

- в тесте № 4, оценивающем силу мышц брюшного пресса за 1 минуту, средние величины улучшились у мальчиков с 50,29 до 60,71.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в экспериментальной группе, занимающейся по разработанной методике с преимущественным использованием «Upper body», наблюдается улучшение показателей физического развития и физической подготовленности, а также улучшение силовых способностей, что говорит об эффективности данной методики, так как детям старшего школьного возраста необходимо совершенствовать именно данные способности.

Методика занятий «Upper body», адаптированная под условия ограниченного ,домашнего пространства, может быть использована как средство поддержания физического состояния старшеклассников и применена как на уроках физической культуры в общеобразовательной школе при воспитании силовых способностей и силовой выносливости, так и при самостоятельных занятиях дома.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гузь, С.М. Педагогическая оценка силовой подготовки школьников. Физическая культура в школе. 2012; 4: 50-53.

2. Гришина Ю.И. Основы силовой подготовки: знать и уметь: метод. Пособие.

Ростов н/Д : Феникс. 2011; 123.

3. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 10-11-е классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение. 2012; 237.

4. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов физической культуры. М.: Физическая культура. 2009: 496.

5. Матвеев Ю.А. «Возрастная физиология» : учебное пособие для студентов педагогических высших учебных учреждений физической культуры и спорта, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 44.03.01 - Педагогическое образование; профиль подготовки «Физическая культура». М.: МГПУ. 2018.

6. Ревенко Е.М., Зелова Т.Ф., Кривоцекова О.Н. Оценка физического развития и функциональной подготовленности человека: методические указания к выполнению контрольной работы [Электронный ресурс]. Омск: СибАДИ. 2015.

7. Аронова Т.В., Королева О.П. Формирование мотивации у школьников 9-11-х классов к физкультурной деятельности. Семейный психолог. 2014. URL: http://lib. sp0rtedu.ru/Press/SP/2014N4/p85-87.pdf.

8. Неймышев А.В., Неймышева С.А. Развитие силовых способностей у старшеклассников на уроках физкультуры для выполнения нормативов ВФСК «ГТО». Интернет-журнал «Мир науки». 2018; 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN618.pdf.

9. URL: http://atletik-fitnes.ru/directions/ upper-body

10. URL: https://cyberpedia.su/12x10d7d.

html

11. URL: https ://cutt.us/Irivz

12. URL: https://clck.ru/U2SJ4

13. Листкова М.Л. Закаливание в системе самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодёжи. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(2): 55-60. DOI: 10.14526/2070-47982020-15-2-55-60.

Статья поступила в редакцию: 13.05.2021

Адамова Ирина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: ilona-adamova@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.