Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ МЛАДШИХ КУРСОВ'

КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ МЛАДШИХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ МЛАДШИХ КУРСОВ»

УДК 378.661:001.81

В. Ф. Стафеев, Н. Ф. Глебова

КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Петрозаводский университет им. О. В. Куусинена

Начиная с I курса, студентам необходимо прививать знания, приемы и навыки культуры самостоятельной работы (СР). Однако, к сожалению, в этой области студенты зачастую остаются самоучками [5]. Как известно, программа вузовской подготовки предусматривает чтение на I курсе лекций по дисциплине «Введение в специальность», одной из задач которой является знакомство студентов с основами организации и культуры СР. Предполагается, что совершенствование этих знаний осуществляется при преподавании конкретных дисциплин и, таким образом, уровень культуры СР от курса к курсу возрастает. Для успешного планирования деятельности по обучению студентов культуре СР необходимо отчетливо представить достигаемый при этом уровень. Но в литературе мы не нашли данных, которые бы указывали на эффективность работы по обучению и привитию навыков культуры СР у студентов медицинских вузов.

Для изучения этого вопроса нами была разработана специальная анкета, которая, на наш взгляд, достаточно полно отражала различные стороны культуры СР.

Методом фиксированного интервью было опрошено 447 студентов — 67,1 % от общего ;числа обучающихся на первых трех курсах.

В соответствии с принципом сознательности и самостоятельности обучения [2] важным разделом самостоятельной деятельности студентов является их работа на лекциях, продуктивность которой определяется предварительной подготовкой [9]. Однако, по нашим данным, только 5,4±1,1 % студентов первых трех курсов систематически интересуется темой предстоящей лекции, 61,7±2,3% это делают от случая к случаю и 31,1±2,2% приходят на лекцию, не зная ее темы, а 1,8±0,6% на этот вопрос не ответили. Следовало ожидать, что только незначительное число студентов просматривают материал по теме предстоящей лекции. Действительно, из общего количества обследованных 4,6±0,9 % систематически заранее просматривают литературу по теме, 30,2±2,2 % это делают от случая к случаю, 63,9±2,6 % никогда не делают и 1,3±0,4 % на вопрос не ответили. Приведенные показатели согласуются с данными о мотивации посещения лекций.

Примерно для половины (56,5±2,3%) студентов основная цель посещения лекций — получение информации, сравнительно незначительный (14,0±1,6%) процент студентов посещают лекции для того, чтобы иметь возможность осмыслить и разобраться в сложном материале.

Необходимо отметить, что от курса к курсу возрастает количество студентов, посещающих лекции только из боязни наказания за их пропуск; на I курсе таких студентов 1,6±0,8%, на II курсе 10,5±2,6%, на III курсе 11,9±2,8%. Большинство студентов приходят на лекции неподготовленными, в связи с чем плохо ориентируются в получаемой информации, им трудно выбрать главное из читаемого материала и еще труднее записать лекцию осмысленно в виде тезисов. Поэтому 70,0±2,2 % студентов вынуждены записывать материал непрерывно либо в виде фрагментов и лишь сравнительно небольшая часть (24,4±1,2%) фиксируют его в виде тезисов. В целом, по нашим данным, ведут записи на лекциях 91,3±1,3%, однако количество студентов, записывающих лекции, к III курсу снижается: на I курсе их 98,4±0,9 %, на II курсе 91,6±2,4%, а на III 80,5±3,4%. Не только с гигиенической [11], но и с психологической точки зрения целесообразно процесс усвоения материала рационально распределять во времени [7], особенно если самоподготовку студент ведет по близким дисциплинам. Для этого необходимо планировать самоподготовку по различным дисциплинам по дням недели. Более половины (62,7±2,3%) обследованных планируют самоподготовку по дням недели, но в то же время количество таких студентов от курса к курсу уменьшается: на I курсе их 70,7±3,9%, на II курсе 67,2±4,1 %, а на III курсе 47,4± ±4,3%.

Для прочного усвоения и запоминания материала необходимо пытаться логически организовать изучаемый материал и уметь выделить главное [10]. Наши данные показали, что 38,5±2,3 % студентов младших курсов ограничиваются при самоподготовке только чтением материала, сопровождают его выписками 38,3± ±2,3%, конспектируют 14,2±1,6% (при опросе не учитывали общественные дисциплины, по которым составление рефератов обязательно) и 13±1,6% при самоподготовке составляют план или схему.

Одним из условий продуктивного запоминания являются включение в этот процесс всех видов памяти и повторение проработанного материала [3]. При этом рекомендуется пересказать материал себе или товарищу, пользоваться тестами ответов, строить план или схему ответа и многократно повторять прочитанный материал. При опросе студентов установлено, что наиболее распространенным методом усвоения материала является пересказ его себе или товарищу

(57,1 %) и сравнительно редко используется построение плана ответа (10,1 %). Примерно пятая часть обследованных студентов не контролирует уровень усвоения учебного материала. К III курсу возрастает число студентов, которые не пользуются никакими методами контроля. Исследование также показало, что для закрепления в памяти прочитанного материала несколько раз повторяют его только 22,8±1,9% студентов, не используют повторение для запоминания 16,1±1,4%, а из тех студентов, которые повторяют выученный материал один раз, больше половины (57,8±2,3%) делают это сразу после проработки материала.

Известно, что эффективность запоминания зависит от цели, которую ставит перед собой обучающийся; более значимая практическая цель способствует более прочному усвоению [6]. Наши исследования показали, что для 47,2±2,3 % обследованных студентов основной целью самоподготовки является приобретение знаний для общей подготовки по специальности, для 20,4±1,9% конечная цель — подготовка к очередному занятию и экзамену, для 15,4± 1,7 % — быть готовыми только к очередному занятию, 16,5±1,7% студентов не дифференцируют цели при самоподготовке и 0,5±0,3 % на этот вопрос не ответили.

Показателем высокой культуры умственного труда является соблюдение режима труда и отдыха [4]. Сразу после окончания аудиторных занятий к самоподготовке приступают 2,7 % студентов, 39,1 % занимаются самоподготовкой поздно вечером и только 54,9 % приступают к ней после необходимого для отдыха перерыва. От курса к курсу возрастает число студентов, которые начинают заниматься поздно вечером, и уменьшается число студентов, начинающих занятия после необходимого перерыва. Для успешной и продуктивной умственной работы не менее важно уметь снимать утомление, используя для этой цели как различные виды отдыха, так и специальные приемы [1, 8]. Между тем, по нашим данным, 53,3±2,3 % студентов не владеют ими или не применяют их, а у тех, кто ими пользуется, наиболее популярными являются физические упражнения (18,1±1,8 %), однако редко прибегают к таким эффективным приемам, как аутотренинг и упражнения по системе йогов (2,9±0,7 и 1,8±0,5 % соответственно). Среди прочих видов отдыха между занятиями наиболее распространен сон.

Большинство (61,3±2,3%) обследованных высказались за необходимость проведения занятий по культуре СР. Становясь взрослее, студенты начинают в большей степени осознавать ее важность: если на I курсе высказались за необходимость совершенствовать знания по культуре СР 53,8±4,3%, на II курсе 63,1±4,2%, то на III курсе уже 69,2±4 %.

Таким образом, исследование показало, что в

целом культура СР студентов младших курсов медицинских вузов находится на довольно низком уровне. Среди отдельных ее элементов особенно низкий уровень организации СР при подготовке к лекции и малая продуктивность работы на лекции; у большинства студентов отсутствуют необходимые навыки планирования самоподготовки по дням недели, многие не умеют логически связать проработанный материал и выделять главное, не используют при самоподготовке рациональные формы контроля усвоения материала. При организации самоподготовки большинство студентов не руководствуются правилами гигиены умственного труда. Особенно следует подчеркнуть, что у значительной части студентов низкий уровень мотивации СР.

На наш взгляд, для повышения уровня культуры СР студентов младших курсов нужно направить усилия по двум путям. Во-первых, усилить данный раздел в курсе «Введение в специальность», во-вторых, уделять больше внимания этому вопросу при преподавании конкретных дисциплин. Так, при преподавании вопросов культуры СР в курсе «Введение в специальность» студенты должны получать не только необходимые знания, но и определенные навыки, в частности по технике личной работы. Одним из путей повышения уровня культуры СР при преподавании конкретных дисциплин могут явиться методические руководства к лабораторным (практическим) занятиям, которые направляли бы СР студентов, помогали бы логически связывать материал и выбрать главное, а также предлагали бы им различные формы контроля усвоения материала. Большую роль должны играть консультации, задачей которых является методическая помощь студентам в организации самоподготовки со стороны преподавателей. В отличие от студентов других вузов, студенты-медики имеют возможность познакомиться с вопросами гигиены умственного труда при изучении общей гигиены, и эта возможность должна быть максимально использована. В курс физического воспитания, вероятно, целесообразно включать специальные занятия, на которых бы студенты обучались приемам снятия утомления при умственной работе.

Для повышения уровня мотивации внеаудиторной самостоятельной работы, несомненно, важное значение имеет усиление профориентаци-онной работы на всех этапах обучения, но особенно необходимо усилить ее на младших курсах, на которых преподавание клинических дисциплин только начинается.

Мы далеки от мысли, что обсудили все вопросы, связанные с повышением культуры самостоятельной внеаудиторной работы, но, на наш взгляд, использование отмеченных резервов будет способствовать повышению ее уровня. Изучение эффективности этой работы — наша дальнейшая задача.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова Н. А.— В кн.: Проблемы умственного труда. М., 1979, вып. 5, с. 91.

2. Аткинсон Р. Человеческая память н процесс обучения. М., 1980.

3. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.

4. Вейн А. М„ Каменецкая Б. И. Память человека. М., 1973.

5. Гарунов М. Г. Активизация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. М., 19721

6. Зинченко П. И, Непроизвольное запоминание. М., 1961.

7. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.

8. Нагорный В. Э. Гимнастика для мозга. М„ 1975.

9. Пискунов М. У. Организация учебного труда студентов. Минск. 1982.

10. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

11. Саркисянц Э. Э. — В кн.: Введение в специальность. М., 1980, с. 207.

Поступила 13.12.33

УДК 613.6:621

Ж. С. Каневская, Д. П. Зуихин, Н. В. Догле, Е. С. Ширяева, А. В. Ильницкая, И. К. Рапопорт, Т. В. Карпинская, Е. Л. Синева

М. Б. Георгиева

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

На Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ) в 1981 г. был составлен и утвержден администрацией план оздоровительных мероприятий на 1981 —1985 гг. (как раздел плана социального развития завода), включающий комплекс мероприятий: организационных санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, фармакологической профилактики, по психогигиеническому воспитанию и совершенствованию профессиональной подготовки. Такой план — результат системного подхода к развитию профилактического направления здравоохранения на заводе.

Большую роль сыграло издание ряда приказов, которые во многом внесли ясность в вопросы, касающиеся здравоохранения на заводе (организация неотложной медицинской амбулатор-но-поликлинической помощи, создание и состав врачебно-инженерных бригад, упорядочение отчетности по заболеваемости, проведение дней здоровья и донора, улучшение диетического питания, состояние и меры по улучшению условий труда и снижению производственного травматизма, создание комиссии по рациональному трудоустройству, организация и проведение предварительного и периодических медицинских осмотров и др.).

Создание врачебно-инженерных бригад (ВИБ) на заводе (ранее только заводской, а с начала 1982 г. во всех цехах) с определением их целей, задач, примерного плана работы и необходимой документации позволило в ряде случаев оперативно устранить недостатки санитарно-гигиени-ческого состояния цехов, бытовых помещений, организации медицинских осмотров. Опыт работы показал необходимость создания ВИБ в цехах и отделах для изучения причин заболевае-

мости и принятия мер, непосредственно их касающихся.

Задачами ВИБ завода являются осуществление общего руководства деятельностью цеховых ВИБ, сосредоточение влияния на общезаводских мероприятиях (централизованное устранение источников шума, загазованности, по охране окружающей среды и территории завода, подготовка организационных общезаводских приказов по здравоохранению и контроль за их выполнением). Организацию качественных и эффективных профилактических медицинских осмотров мы считаем одним из ведущих направлений работы медико-санитарных частей, поликлинических учреждений, а сами осмотры — основным методом раннего активного выявления больных. В настоящее время выявление профессионального заболевания при обращении за медицинской помощью — показатель плохо организованной работы.

Первичной профилактике должна принадлежать главенствующая роль. Установление факторов риска заболеваний, а к ним относятся социальные (условия труда, образ жизни), биологические и индивидуальные у каждого человека (наследственные и приобретенные) и их влияние на заболеваемость приобретают особое значение. Цель первичной профилактики — выявление также состояний, пограничных между здоровьем и болезнью [1].

Состояние плана периодических медицинских осмотров — особая забота администрации медико-санитарной части, завода и санэпидстанций, ибо в нем необходимо предусмотреть все цехи и отделы с профессиональными вредностями, определить число лиц, работающих в этих условиях, установить объем осмотра. План должен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.