Научная статья на тему 'К вопросу организации самостоятельной работы студентов в учебном процессе вуза'

К вопросу организации самостоятельной работы студентов в учебном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ / COGNITIVE SELF-RELIANCE / PRIVATE STUDY OF STUDENTS DURING THE EXTRACURRICULAR TIME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова С. Н., Хусаинов Р. Н., Кузьмина Л. П.

В статье рассматривается познавательная самостоятельность студентов на занятиях при участии преподавателя и работа студентов во внеаудиторное время. Изложены элементы познавательной самостоятельности. Подчеркнуто влияние самостоятельной работы студентов в учебном процессе на формирование профессионально важных качеств будущих специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова С. Н., Хусаинов Р. Н., Кузьмина Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-reliance of students during the classroom attendance with the participation of lecturers and students work during extracurricular time are considered in the article. The elements of cognitive selfreliance are outlined. The influence of independent work of students during the learning process on the formation of professionally important qualities of future specialists was emphasized.

Текст научной работы на тему «К вопросу организации самостоятельной работы студентов в учебном процессе вуза»

УДК 378.147

С. Н. Михайлова, Р. Н. Хусаинов, Л. П. Кузьмина

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, самостоятельная работа студентов во внеаудиторное

время.

В статье рассматривается познавательная самостоятельность студентов на занятиях при участии преподавателя и работа студентов во внеаудиторное время. Изложены элементы познавательной самостоятельности. Подчеркнуто влияние самостоятельной работы студентов в учебном процессе на формирование профессионально важных качеств будущих специалистов.

Keywords: cognitive self-reliance, private study of students during the extracurricular time.

Self-reliance of students during the classroom attendance with the participation of lecturers and students work during extracurricular time are considered in the article. The elements of cognitive selfreliance are outlined. The influence of independent work of students during the learning process on the formation of professionally important qualities of future specialists was emphasized.

Для подготовки компетентных специалистов особое значение имеет повышение эффективности учебного процесса. В решении данной проблемы важная роль отводится активной самостоятельной работе студентов (СРС) в процессе их учебной деятельности. Эффективность процесса изучения учебных дисциплин в ВУЗе зависит от отношения студентов к обучению, от развития у них познавательных способностей и организации их самостоятельной работы в аудиторное и во внеаудиторное время.

Самостоятельность рассматривается в психологии как волевая черта характера, как качество личности человека, которое выражается в его умении ставить перед собой определенные цели и достигать их собственными силами без посторонней помощи и поддержки. В литературе вводится также понятие познавательной самостоятельности. Она проявляется, на взгляд М.А.Ивановой [1], только в учебной деятельности и носит относительный характер. Познавательная самостоятельность воспитывается при участии преподавателя. Оно выражается в объяснении материала, ведении беседы, чтении лекций. На занятиях студенты самостоятельно решают задачи под руководством преподавателя, самостоятельно работают с учебником, справочной литературой и раздаточным материалом, что приводит к усвоению различных знаний, приобретению умений и навыков, опыта творческой деятельности и выработке систем поведения. Постепенно самостоятельная работа превращается в ведущую и эффективную форму организации учебного процесса.

Главным отличием, по мнению М.А.Ивановой, между самостоятельностью и познавательной самостоятельностью состоит в том, что первая проявляется в умении управлять своей деятельностью на всех этапах ее осуществления: мотивации, целеполагания, программирования, организации, исполнении, контроля и оценки, а вторая подразумевает самостоятельное выполнение студентом хотя бы одного из этих этапов. Эти два понятия не противоречат, а дополняют друг друга. Познавательная самостоятельность характеризует СРС младших курсов, когда студент не может сам эффективно управлять учебной деятельностью и поэтому нуждается в руководстве преподавателя. Самостоятельность же отражает СРС старшекурсника. Участие преподавателя в процессе осуществления СРС старших курсов продолжается, но уже в минимальной степени.

До сих пор среди современных авторов нет единства в трактовке понятия самостоятельной работы студентов. Некоторые исследователи под СРС понимают творческую работу студентов, в основе которой лежит умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, самому видеть проблемы, ставить новые задачи и

находить подходы к их решению. Как считает Л.Н.Разумова, самостоятельная работа - это организованная система обучения под руководством преподавателя [2]. Преподаватель выступает в качестве организатора работы студентов и в качестве консультанта по их самообразованию.

Многие студенты при выполнении самостоятельной работы испытывают определенные трудности, что приводит к сдерживанию темпов занятия и затруднению в руководстве их деятельностью.

Исходя из задачи развития познавательной самостоятельности у студентов, преподаватель должен организовывать свою работу таким образом, чтобы сформировать у будущих специалистов следующие ее компоненты [3].

1) Накопление определенного объема знаний, приобретение умений и навыков. Усвоив основной материал в соответствии с требованиями учебной программы, студент может пользоваться знаниями в различных ситуациях. Приобретая определенные умения и навыки, он может ориентироваться в предстоящей работе, принимать и намечать задачи собственной деятельности, целесообразно планировать свои действия, работать с различными источниками информации, контролировать свои действия и корректировать их.

2) Развитие самостоятельного мышления, т. е. способности самостоятельно выполнять умственные действия. Проведя анализ задания вместе с преподавателем, студенты выполняют его самостоятельно. Выдвинув предположения, они предлагают разные способы выполнения задания и применяют полученные знания в новых ситуациях.

3) Проявление интереса к предмету, развитие своих творческих способностей и

желания найти кратчайшие пути решения задач. Если у студента возник интерес к предмету, то ему нравится выполнять задания, решать задачи. Он испытывает потребность в приобретении новых знаний, имеет желание высказать свое мнение, заинтересован ответами товарищей, проявляет интерес к содержанию учебной деятельности, стремится

самостоятельно получить новые знания или найти способ познавательной деятельности.

4) Выработка целеустремленности, организованности, деловитости, настойчивости к выполнению определенных действий. Активно участвуя в процессе обучения, студент при постановке проблемного вопроса задумывается, оживляется, осененный догадкой, реагирует на высказывание товарищей (выражает сомнение, радуется и удивляется), вдохновенно работает над решением, преодолевает трудности, достигает результаты и ликует, огорчается неудачам, испытывает удовлетворение от успешной работы, делится успехом с товарищем по группе или преподавателем, проявляет инициативу в учебе.

Для успешной организации СРС, по мнению С.В.Коноваловой и А.Ф.Амирова [4], необходимы определенные условия - это готовность студентов к самостоятельной учебнопознавательной деятельности, их заинтересованность, умение рационально использовать время на самоподготовку, планировать и организовывать свою внеучебную деятельность и т. д.

В настоящее время в странах Болонского процесса отмечается устойчивая тенденция к снижению общего времени на аудиторное занятие и увеличению (примерно в три раза) времени на самостоятельную работу студентов. Такой подход усиливает значимость самостоятельной работы и повышает ее роль в улучшении качества подготовки специалистов.

Вопрос организации СРС становится сегодня еще более актуальным в связи с переходом России на двухуровневую систему образования и введением новых Федеральных

ГОСов ВПО третьего поколения, целью которых является дальнейшее совершенствование всей системы обучения. А поскольку будущему специалисту предстоит осуществлять самостоятельную целенаправленную деятельность по решению профессиональных задач в течение своей жизни за пределами студенческой аудитории, то серьезный акцент должен быть сделан на организацию самостоятельной учебной деятельности студентов именно во внеаудиторное время.

В самостоятельную работу студентов во внеаудиторное время входит проработка лекционного материала, подготовка к практическим и лабораторным занятиям, повторение пройденного материала, а также изучение нового, отведенного на самостоятельное освоение. Даже самое простое задание во внеаудиторное время можно отнести к самостоятельной работе, т.к. здесь студент проявляет самостоятельность уже на этапе планирования своей учебной деятельности. При формировании заданий для СРС следует помнить и о трех уровнях формирующих процессов в деятельности студентов: репродуктивном (тренировочном), реконструктивном и творческом (поисковом) уровнях

Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется здесь в ознакомлении, осмыслении, запоминании. Цель подобных работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков. В ходе реконструктивных самостоятельных работ происходит перестройка решений, составление тезисов, аннотирование. На этом уровне выполняются, например, рефераты. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения. Это уровень исследовательских заданий, курсовых и дипломных проектов.

Регулярные самостоятельные занятия позволяют структурировать знания, укрепляют память, развивают мыслительную способность. В результате знания приобретаются не на короткий период (на время сдачи экзамена или зачета), а имеют возможность на долгосрочное существование. Таким образом, процент остаточных знаний у студентов значительно возрастает с использованием в учебном процессе их самостоятельной работы. Внеаудиторная работа студентов способствует развитию самостоятельности за рамками учебного процесса. А это, в свою очередь, приводит к желаемому результату подготовки компетентных инженернотехнических и других работников для химической, машиностроительной, легкой промышленности и других отраслей хозяйства [5].

Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что труд современного инженера носит междисциплинарный характер, а именно, - требует четко взаимосвязанных знаний и умений из различных областей науки и техники. В учебном же процессе эти знания формируются в ходе изучения отдельных самостоятельных дисциплин. Отсюда, важным условием при разработке заданий для самостоятельной работы по конкретной дисциплине должна быть их формулировка, предполагающая при выполнении заданий использование студентами знаний, также из других учебных дисциплин. К сожалению, иногда преподаватели концентрируют внимание на формировании у студентов знаний и умений только по своей дисциплине. А ведь формирование этой важной способности одновременного применения комплекса разноплановых знаний позволит студенту уже во время учебы в ВУЗе научиться самостоятельному поиску необходимых знаний различной содержательной направленности при решении в будущем конкретных инженерных задач.

Инженерная работа предполагает также возможность руководить хотя бы небольшим коллективом, а в условиях современного мира, насыщенного новыми технологиями, требует от руководителей разного уровня большого объема знаний во многих областях науки и техники, умений и навыков пользоваться литературой, владеть компьютером и многое другое. Знания облегчают жизнь, экономят время на поиски нужной информации, поэтому необходимо тренировать и развивать память. В этом большую помощь, как известно, может оказать повторение пройденного материала, являющееся важной составляющей самостоятельной работы студентов.

В современном быстротечном мире появляется потребность и в постоянном накоплении и пополнении знаний. Их черпают отовсюду. В последнее время резко возросло освоение учебного материала с использованием Интернета. В необозримом будущем можно будет, не выходя из дома, найти в Интернете всю необходимую учебную литературу. Поэтому информационный поиск материала по учебной дисциплине в современный период занимает

определенную часть внеаудиторной работы студентов при их самоподготовке. Необходимо подчеркнуть, что в контрольных и учебных заданиях вопросы следует ставить таким образом, чтобы студенты не могли автоматически копировать из Интернета ответы на них или готовый материал для реферата, а прикладывали бы умственные усилия для выполнения задания, обращаясь к Интернету лишь за справочной помощью. Несмотря на широкое использование электронных средств для поиска учебной информации, основными источниками знаний остаются лекционные материалы, рекомендуемая литература и методические разработки преподавателей.

Масштабная компьютеризация в современном мире требует от инженерного работника умений и навыков самостоятельной работы с компьютером, как минимум, на уровне пользователя. По этой причине уделяется должное внимание при подготовке будущих специалистов их обучению дисциплинам, связанных с программным обеспечением (информатике, компьютерным технологиям, компьютерной графике, и т.д.), создается широкая сеть дополнительных компьютерных курсов.

Важным условием организации самостоятельной работы студентов и повышения эффективности СРС является наличие и доступность учебно-методического и справочного материала. Обеспеченность студентов литературой библиотечного фонда должна быть достаточной. Кроме того, отвечая требованиям сегодняшнего дня, студентам необходим доступ к электронным ресурсам.

Как видим, с помощью самостоятельной работы можно сформировать у студентов профессионально важные качества инженера. В существующих рыночных условиях умелая организация учебного труда будущего специалиста, рациональное планирование и распределение времени на самоподготовку к занятиям по различным дисциплинам, несомненно, пригодится в его профессиональной деятельности. Отсюда, в рамках инновационной модели образования самостоятельная работа студентов, безусловно, оказывает и в дальнейшем будет оказывать полноценное влияние на процесс формирования профессиональных компетенций специалистов при ответственном подходе к ее организации.

Литература

1. Иванова, М.А. СРС: всегда ли она действительна самостоятельная? / М.А.Иванова // Высшее образование в России. - 2010. - №6.- С.159-163.

2. Разумова, Л.Н. Активизация самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки/Л.Н.Разумова. - Челябинск: УВВАКИУ 2008.- 158 с.

3. Ахметов, К.С. Самостоятельная работа учащихся на уроках химии/ Ахметов К.С., Гребенюк О.С., Куликова Д.М.//Метод. указания для слушателей ФПК ССУЗ. - Казань: Изд-во КХТИ, 1983. - 31 с.

4. Коновалова, С.В. Самостоятельная работа студентов медицинского вуза / С.В.Коновалова, А.Ф.Амиров //Высшее образование в России.-2010.- №6.- С. 156-158.

5. Зинурова, О.В. Повышение конкурентоспособности будущих специалистов-

нефтяников/О.В.Зинурова //Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №7. -С.277-278.

© С. Н. Михайлова - канд. техн. наук, доц. каф. инженерной компьютерной графики и автоматизированного проектирования КГТУ, grafikamihailova@mail.ru; Р. Н. Хусаинов - канд. техн. наук, доцент той же кафедры КГТУ, xysainov57@mail.ru; Л. П. Кузьмина - канд. пед. наук, доцент каф. инженерного менеджмента КГЭУ, lpkazan@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.