вальные жанры (лезгинки, пляски) насыщены социальными мотивами, в них много неподдельного юмора и сатиры, острых замечаний, они воплотили и любовную тематику, отражая присущие казакам чувства юмора, веселья, оптимизма и удальства. Исполнительская манера певческой традиции в речитативном характере произнесения зачинов использовании твердости звуков, придает исполнению особую лихость и темперамент [6].
Рядом с тремя ведущими тематическими комплексами (военная служба, семья и любовь) казачья лирическая песня разработала и сохранила множество других мотивов, и тем не замыкаясь в определенные законченные циклы. Все вышеотмеченные особенности, в сочетании с глубиной содержания, искренностью, простотой и эмоциональностью, придают казачьей песне самобытность, уникальность, обеспечивая ей особое место в общерусском фольклоре [7, с. 52-55].
На примере традиционного песенного фольклора терских и гребенских казаков мы имеем феноменальный пример целостного мировоззрения и мироощущения, воплотившего широчайшую гамму глубоких чувственных переживаний, философских размышлений на темы жизни и смерти, самоотверженного
служения отечеству, готовности пожертвовать своей жизнью и в то же время жаждой человеческого счастья, любви и преданности своему роду.
Примечания:
1. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора).- Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с.
2. Григорьев А.Ф. Концепция этнической картины мира гребенских казаков // Kant. - 2012. - №1 (4).-С. 103-107.
3. Григорьев А.Ф. Система мономифов в песенном фольклоре гребенских казаков // Kant. - 2011.
- №1 (1).-С. 153-156.
4. Григорьев А.Ф. Песенный фольклор в историософии гребенцов // Kant. - 2011. - №2 (2). - С.198-201.
5. Григорьев А.Ф. Песни терских казаков Ставрополь: Ставролит, 2015. - Выпуск 1. Станица Кали-новская. - 64 с.
6. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков: опыт культурологического анализа : дис... д. культурологии. - Краснодар, 2011.
- 437 с.
7. Григорьев А.Ф. Система ментальных ценностей гребенских казаков в песенном фольклоре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2011. - № 5 (11): в 4-х ч. 4.IV. - С. 52-55.
СО
1-Н
О CU
0-<
со
к^ С Ё
27
CULTURE REGION: STATUS AND TRENDS
Migunova Marina Crigorievna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article is devoted to the analysis of regional culture phenomenon. This article provides an analysis of its essential characteristics, specifics. Presents the definitions of "regional culture", "cultural nest" "cultural environment" "cultural heritage ".
Keywords: regional culture; cultural space; culture of the region; cultural heritage; cultural nest.
КУЛЬ ТУРА РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ УДК 304.4 ИЗМЕНЕНИЙ
Предлагаемый материал посвящен анализу феномена региональной культу- © Мигунова М.Г., 2016 ры. В данной статье дан анализ ее сущностных характеристик, специфики. Представлены определения понятий: "региональная культура", "культурное гнездо", "культурная среда" "культурное наследие".
Ключевые слова: региональная культура; культурное пространство; культура региона; культурное наследие; культурное гнездо.
Возрастающий интерес к культурному аспекту региона выступает основной тенденций онтогенеза современной социокультурной ситуации. Несмотря на то, что внимание к региональной культуре поддерживается в течение длительного времени, авторами отмечено отсутствие унифицированного определения данной дефиниции. Многими исследователями отмечается, что возникновение понятия "культура" как философской категории в работах таких исследова-
CK
О С;
О
3_
>
ь-
Q
С
>
ас
28
МИГУНОВА Марина Григорьевна,
преподаватель, кафедра Хорового дирижирования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
телей как И.Г. Гердер, Ш. Монтескье, Дж. Вико и др. выступает началом дискуссии об обоснованности культурного многообразия.
Радикальные процессы трансформации рубежа XX-XXI веков связанны с демократизацией и активизацией общественного сознания в регионах. Это выступает причиной повышенного внимания к региональному культурному аспекту. В работах B.C. Библера, М.М. Бахтина, М.С. Кагана, А.Ф.Лосева, Б.А. Успенского, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, В.Н. Торопова и др. представлено понимание культурных процессов определенных территориальных единиц, выступающих методологически ценными для ее понимания.
Обращаясь к изучению внутренней структуры культуры, авторами отмечено ее сущностное разнообразие, дифференцирован-ность составляющих единиц и их противоречивость. Так, в рамках единой территориальной единицы, общих административных границах, между социальными группами, осознающими свое единство, формируются специфические формы культурной и социальной жизнедеятельности. Этот сложный процесс формирования "вариантов" единой культуры, определяется авторами как поэтапное выделение из общего мира культуры, ее специфической универсалии - региональной культуры.
Как отмечает И.Л. Мурзина, под региональной культурой следует понимать специфическую форму существования социума, обладающую выраженной пространственно-географической локальностью, в основе которой лежит собственная историческая традиция и система ценностей. Региональная культура отражает аспект общенациональной культуры и в тоже время выступает самостоятельным явлением с индивидуальной логикой развития, закономерностью исторического бытия, способностью оказывать влияние на общенациональную культуру, не акцентируя свою специфичность, характеризующую локальный социум [7].
По мнению Л.Е. Фетисовой, основополагающей характеристикой региональной культуры выступает этнический признак. При этом автор рассматривает региональную культуру с точки зрения совокупности локальных традиций, способствующих формированию регионального культурного пространства. Л.Е. Фетисова подчеркивает, что одной из основополагающих отличительных черт региональной культуры является ее взаимообусловленность с другими культурами, взаимовлияние, взаимопроникновение и сохранение при этом собственной самобытности [10].
В работах С.Н. Трубецкого прослеживается мысль о том, что "всякая дифференцированная культура, а значит и региональная, неизбежно заключает в себе две обязательные части, которые образно можно назвать верхом и низом здания данной культуры. Нижняя часть - запас культурных ценностей народных масс, а верхняя - создается привилегированным классом, причем верхняя составляющая во многом заимствует свое содержание из соседних культур, в том числе народной" [9, с. 96].
Итак, многими исследователями региональная культура трактуется как результат своеобразного социокультурного процесса в определенной историко-географической среде. Взаимодействие системного, полисферного и многоуровневого образования с общенациональной культурой понимается как тесная генетическая связь общего и особенного диалектического характера. В региональной культуре отражены как общие черты и закономерности развития общенациональной культуры, так и собственные феноменальные черты.
В работах таких исследователей, какЛ.П. Карсавин, H.H. Бердяев, П.Н. Милюков, В.В Розанов, B.C. Соловьев, Н.И. Костомарова, В.О. Клю-
чевский, М.П. Погодин, Г.П. Федоров, П.А. Флоренский и др., выделены категории, детально характеризующие культурно-исторические ценности региональной культуры: "культурная среда", "культурное гнездо", "культурное наследие".
Н.К. Пиксанов характеризует категорию "культурное гнездо" "не как механическую совокупность культурных явлений и деятелей, а ихтесное соединение между собой, некое органическое слияние" [8, с. 6].Е.И. Дергачева-Скоп, В.Н. Алексеева вносят дополнение в понимание концепта "культурное гнездо" и трактуют его с точки зрения "способа описания взаимодействия всех направлений культурной жизни региона в период его расцвета, когда этот регион становится не безразличным тому центру, к которому он тяготеет" [4, с. б]. Авторы подчеркивают, что при этом "выявляются как общий уровень культурного развития, так и специфически провинциальныезакономерности в совокупности с конкретно-региональными особенностями. Регион может рассматриваться как "особая культурная единица России" [4, с. б].
Рубеж XX-XXI веков характеризуется как период формирования в научном обороте понятий, выявляющих специфические признаки культуры относительно ее географического пространства. Это нашло отражение в исследованиях таких ученых, как Э.А. Баллер, А.И. Арнольдов, Н.И. Воронина, Н.С. Злобин, С.М. Ковалев, С.Н. Иконникова, A.A. Короткова, В.М. Межуев, И.К. Кучмаева, А.К. Хачиров, посвященных осмыслению дефиниции "культурное наследие".
По мнению Э.А. Баллера, под "культурным наследием" необходимо понимать "совокупность связей, отношений и результатов материального и духовного производства прошлых эпох" [2, с. 7].
А.И. Арнольдов отмечает, что данная категория - это "совокупность доставшихся человечеству культурных ценностей, практически осваиваемых, решаемых и используемых в контексте конкретно-исторических задач современности" [1, с.74].
В процессе изучения культурных процессов малых территориальных единиц такие исследователи, как О.Н. Андреева, Г.Н. Баженова, Н.В. Кирьянова, Л.В. Кошман, В.О. Куть-ев, И.Б. Стояновская и др. обращаются к понятию "культурная среда" и включают в его сущность образовательный аспект. Исследуя данное понятие, Н.В. Кирьянова обращает внимание на самобытность культуры локального пространства и определяет культурную среду как "определенную пространственную и вре-
менную локализацию предметных и личностных, объективных и субъективных факторов, определяющих создание, распространение, восприятие культурных ценностей" [5, с. 7].
А.Я. Флиер дополняет, что "культурная среда представляет собой саму культуру во всей ее полноте функций и процессов, форм и содержаний, но рассматриваемую под опреде-леннымуглом, сакцентом на ее пространственном воплощении. По его мысли, "культурная среда является комплексом культурных предпочтений общества, локализованного в границах определенного пространства" [11, с. 58].
Таким образом, рубеж XX-XXI века в научной мысли характеризуется прорывом в понимании сущности культуры и ее основополагающих характеристик. Результатом широких обсуждений сущности культуры в целом общепринятым мнением является признание факта ее регионального многообразия, а также этнической и религиозной неоднородности. В силу различных природно-географическихус-ловий, в регионах возникают первоначальные различия в укладе жизнедеятельности, а также в кросскультурных связях населения, которые выступают одним из факторов, обуславливающих специфические формы жизни.
Примечания:
1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 352 с.
2. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М.: Наука, 1987. - 225 с.
3. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гре-бенцов - через призму фольклорного сознания. // Kant. - 2011. - №2(2). - С.190-193.
4. Дергачева-Скоп Е. И., Алексеев В. Н. Концепт "культурное гнездо" и региональные аспекты изучения духовной культуры Сибири // Материалы I Сибирско-уральского исторического конгресса. -Тобольск, 1997. - С. б.
5. Кирьянова Н.В. Культурная среда г. Пензы второй половины XIX - начала XX в. и роль предпринимательства в ее формировании // Русская провинция XIX-XX вв.: реалии культурной жизни. -1993. Кн. 1,-С. 45.
6. Мигунова М.Г., Григорьев А.Ф. Теоретико-методологические подходы в анализе феномена провинциальной культуры. // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12. 4.9. - С. 2028-2031.
7. Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания. - Екатеринбург, 2003.
8. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. -М., 1928.
9. Трубецкой С.Н. Верхи и низы русской культуры. - София, 1921. - 267 с.
10. Фетисова Л.Е. Народная культура дальнего Востока в XX в. // Вестник Дальневосточного отд. РАН. 1997,-№6.-С. 74.
11. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000. - 496 с.