Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА РЕЧИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ'

КУЛЬТУРА РЕЧИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Искандарова А. М.

В данной статье рассматриваются характеристики коммуникативной компетентности современного исследователя. Основной акцент делается на необходимости владения в совершенстве навыками культуры речи и речевого этикета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА РЕЧИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ»

неформальным общением, которое поможет избежать страха, нерешительности и непонимания.

3. Нужно создавать условия для понимания своей профессии в свете новой работы. Кроме того, надо, чтобы новый сотрудник хорошо понимал свои профессиональные перспективы на новой работе: обучение, карьерный рост.

4. В организации должна быть принята программа процесса адаптации новых сотрудников, в которой должно быть указано, кто несет ответственность за подготовку нового рабочего места, объяснение правил внутреннего распорядка, обсуждение с новым сотрудником ряд его новых обязанностей и т. д.

5. Успех адаптации во многом зависит именно от человеческого отношения к новому сотруднику и от его отношения к новой работе. Успех адаптации зависит от обдуманных и последовательных действий всех связанных в процессе адаптации людей, от их искреннего интереса друг к другу, к командной работе, к качественным результатам деятельности[3].

Таким образом, система трудовой адаптации крайне необходима на любом предприятии. Только полное решение задач, связанных с прохождением каждым новым сотрудником периода адаптации на предприятии, может позволить организации функционировать на должном уровне, привлекать новые кадры, осуществлять успешную внутреннюю политику и способствовать сплочению коллектива. Последние годы вопросу трудовой адаптации уделяется достаточно много внимания, каждое уважающее себя предприятие стремится создать действенную систему трудовой адаптации. Вследствие чего появляется все больше вариаций данной системы, что позволяет совершенствовать способы осуществления адаптации и находить новые возможные решения поставленных перед предприятиями задач.

Использованные источники:

1. Дементьева, А.Г. Управление персоналом [Текс]: Учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 287 с.

2. Красова, Е. Успешная адаптация: свой среди своих [Текст]: Справочник по управлению персоналом / Е. Красова . - 2008.- 257 с.

3. Латуха М. О. Адаптация персонала [Текст] / М. О. Латуха

4. Справочник кадровика. - 2012. - N 4. - С. 109 - 116.

Искандарова А.М.

магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ» Россия, г. Уфа

КУЛЬТУРА РЕЧИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Аннотация: В данной статье рассматриваются характеристики коммуникативной компетентности современного исследователя. Основной акцент делается на необходимости владения в совершенстве навыками

культуры речи и речевого этикета.

Ключевые слова: деловое общение, культура речи, речевой этикет, коммуникативная компетентность.

Культура речи - один из главных показателей общей культуры человека. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения. Одним из направлений культуры речи является деловое общение - самый массовый вид социального общения. Оно обслуживает сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Особое внимание уделяется формированию умений в области устного и письменного делового общения.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [1; 8].

Культура речи включает в себя три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших. Язык располагает большим арсеналом средств. Главнейшее требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств для создания определенного текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации. Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. Еще один аспект культуры речи - этический. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Этические нормы, или, иначе, - речевой этикет, касаются, в первую очередь, обращения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени (Ваня или Иван Петрович), выбора обращений типа гражданин, господин и др., выбора способов того, как здороваются и прощаются (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго, всего, до встречи, пока и т. п.) [2].

Одним из значимых компонентов культуры делового общения является речевая культура: умение грамотно, ясно и логически последовательно излагать собственные мысли, учитывая при этом

социальные, профессиональные и индивидуально-психологические особенности партнера по общению.

Показателями культуры речи в деловом общении являются:

❖ Словарный запас - от него напрямую зависит яркость речи и способность человека внятно и красиво донести свои мысли, убедить партнеров и коллег в значимости своих идей.

❖ Состав речи - люди, которые разговаривают на чистом языке, уместно употребляют профессиональные термины, как правило, внушают больше доверия, чем те, кто часто использует не литературные выражения и жаргонизмы.

❖ Грамотность - фразы и предложения должны быть составлены с учетом стилистических и грамматических правил языка, на котором разговаривает человек.

❖ Произношение и интонация - важно не только ЧТО говорит человек, но и КАК он говорит. Неправильное или невнятное произношение слов и быстрая или слишком медленная однотонная речь способна свести на нет интерес к говорящему.

❖ Невербальные составляющие - мимика, жесты, поза говорящего играют значимую роль в культуре делового общения. Если поза и жесты человека выказывают его неуверенность в себе, растерянность или страх, его значимость в глазах собеседника с большой вероятностью снизится [3; 7].

Особых знаний, умений и навыков требует искусство исследователя выступать публично. Сообщение оратора обычно вызывает различную реакцию слушателей: понимание, одобрение или, наоборот, непонимание, несогласие. Хороший оратор обладает способностью по ходу корректировать свою речь, добиваясь положительной реакции слушателей. Конечно, делать это непросто.

Возможность получения опыта ораторского искусства достигается только с помощью практических методов. Именно практические навыки способствует развитию способности искусства выстраивать свою речь грамотно.

Внешний облик и поведение также является неотъемлемой частью его деловой культуры.

Как известно, первое и, как правило, самое сильное впечатление о человеке складывается на основании оценки его внешнего облика, манеры держаться. Необходимость появляться на работе внешне аккуратным и хорошо одетым каждый день обусловлена тем, что люди склонны распространять внешнюю аккуратность и на рабочие качества, такие как ответственность, порядочность, обязательность и аккуратность в делах. Кроме того, выполнение правил этикета внешнего облика говорит об уважении человека по отношению к окружающим его людям [4].

Не менее важным компонентом культуры делового общения, на наш взгляд, является коммуникативная компетентность исследователя, в состав которой входят следующие навыки:

^ умение вступать в контакт; ^ умение задавать вопросы; ^ умение вести «малый разговор»;

^ умение стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений;

^ умение услышать и понять интенции партнера; ^ умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить;

^ умение передать партнеру, что его услышали и поняли; ^ умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе и др. В заключение отметим, знание о культуре речи и деловом общении лишь тогда превратятся в конкретные умения и навыки руководителя, специалиста, когда станут неотъемлемым элементом его деятельности, и он начнет постоянно применять их везде, где это возможно. Эти знания должны служить не только залогом высокой профессиональной деятельности исследователя [5].

Безусловно, карьера любого специалиста многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, стать высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров [6;

9].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам.// Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 -С.53 - 55.

2. Введенская Л.А. Культура и искусство речи: Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Ростов-на / Д : Феникс, 1995. - 576с.

3. Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: учеб. Пособие/ М.В.Колтунова.-М.: Логос, 2005. - 346с.

4. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов / Х. Леммерман. - М.: Уникум Пресс, 2002. - 290с.

5. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С.122 - 124.

6. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 - 62.

7. Игебаева Ф.А. Социальные проблемы воспроизводства населения и укрепления городской семьи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 1989.

8. Игебаева Ф.А. Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Северо-Кавказский федеральный университет. Георгиевск, 2013. Том Книга 2. № 11. С. 59-60.

9. Игебаева Ф.А. Методы развития творческого мышления у студентов аграрного университета .Paradigmata poznani. 2016. № 1. С. 72-74.

Исмагилова Д.Р. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ПРОБЛЕМА МОББИНГА В СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация: Статья посвящена одной из серьезнейших проблем современной организации - проблеме моббинга. В случаях неблагоприятного морально-психологического климата в некоторых трудовых коллективах может наблюдаться психологическое притеснение сотрудника со стороны руководства организации или отдельных работников. В предотвращении этого явления важнейшую роль принадлежит руководству организации.

Ключевые слова: профессиональная карьера, морально-психологический климат, моббинг, стрессы

Профессиональная деятельность - одна из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные и профессиональные качества, добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей и для общества в целом. Однако в коллективах с неблагоприятным морально -психологическим климатом человек может столкнуться с одной из серьезнейших психологических проблем профессиональной карьеры личности - моббингом. В служебном коллективе под моббингом понимается коллективное психологическое притеснение, эмоциональное насилие, плохое обращение, осуществляемые (прямо или косвенно) в отношении кого-либо из сотрудников со стороны его коллег или начальства, с целью заставить работника уйти с места работы или ослабить степень его социального или профессионального влияния в коллективе [1; 8].

В организации моббинг проявляется в систематичной и часто необоснованной критике одного из сотрудников, в распространении слухов, призванных нарушить профессиональную репутацию. Он также может выражаться в насмешках, провокациях, прямых оскорблениях, бойкоте и демонстративном игнорировании. Фактически человек прямо или косвенно подвергается эмоциональному насилию, результатом которого всегда является психологическая травма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.