Научная статья на тему 'ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ'

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
807
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЬ / ФУНКЦИИ РЕЧИ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / СЛУШАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сайранова Ю.С.

Вербальная коммуникация является ключевым элементом человеческого общения. Владение речью сегодня - важнейшая профессиональная составляющая делового человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

3. Серегина И.И. «Профессиональная карьера». -http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/17054673.html

4. Котоманова О.В. Там же, - С. 243.

5. Игебаева Ф.А. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции, ТОМ 1, в 2-х томах. Курск, 2011. С.118 - 119.

Сайранова Ю. С. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация: Вербальная коммуникация является ключевым элементом человеческого общения. Владение речью сегодня - важнейшая профессиональная составляющая делового человека.

Ключевые слова: вербальная коммуникация, речь, функции речи, устная речь, письменная речь, слушание, коммуникативная компетентность.

Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредованное или воображаемое.

Общение является атрибутивным свойством человека, основным способом его жизнедеятельности в обществе. А для делового человека искусство общения представляет собой важнейшее профессиональное качество, так как коммуникация выступает главным средством реализации задач управления, бизнеса. Поэтому овладение искусством делового общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, экономистов, менеджеров, людей, занятых в сфере управления.

Выделяют два вида общения - вербальное и невербальное. Они тесно переплетены и дополняют друг друга.

Для передачи любой информации используются вербальные (выраженные словами) знаки и невербальные (мимика, пантомимика, жестикуляция, дистанцирование, интонирование и т.д.). Поэтому тот, кто хочет достичь успеха в деловом общении, успешно продвигаться по карьерной лестнице, должен овладеть определенными знаниями и навыками в области деловых коммуникаций. От взаимопонимания будут зависеть не только эффективность работы с другими людьми, но и карьера специалиста,

его реноме и профессиональный имидж.

Вербальная коммуникация осуществляется при помощи речи и языка. Не случайно нашу эру называют эрой «говорящего человека». Как считают специалисты в области менеджмента, современному деловому человеку в день приходится произносить примерно 30 тысяч слов, или более 3 тысяч слов в час [1, с. 85].

Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь - это конкретная деятельность человека, выражающаяся либо в устной, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности в зависимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.).

Отличия речи от языка состоят в следующем. Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве. Во-вторых, речь активна, в отличие от языка менее консервативна, более динамична, подвижна. В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.

Каждое высказывание в процессе коммуникации выполняет ту или иную функцию (установление контакта, привлечение внимания, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называются функциями речи. Обычно выделяют следующие функции речи:

• Коммуникативную, или репрезентативную (репрезентация -представление, изображение), которая является доминирующей;

• Аппелятивная (аппеляция - призыв, обращение, т. е. воздействие), которая грамматически выражается в основном в повелительном наклонении и звательной форме;

• Экспрессивная - выражение выразительности речи;

• Фатическая, т.е. контактоустанавливающая. Затрагивает область речевого этикета и осуществляется посредством обмена ритуальными формулами;

• Метаязыковая, т.е. функция толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом;

• Волюнтативная, т. е. функция волеизъявления [2, с.156].

Вербальное общение является наиболее исследованной

разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык

можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как «проезд закрыт», «остановитесь»; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как «прошу дополнительную минуту перерыва» в спортивных состязаниях и т.п.

То, как мы говорим, дает представление другому коммуниканту (т.е. «собеседнику»), о том, кем мы являемся. Можно переформулировать известную поговорку: Скажи мне, и я скажу, кто ты.

Используя речь, мы можем признавать социальный статус собеседника, либо не признавать его.

Важнейшее требование к вербальному общению - это ясность содержания, изложение мысли таким образом, чтобы вас могли понять. Надо признать, что это не всегда просто: мало кто умеет излагать свои мысли четко и ясно, сразу формулируя главное, что он (или она) хочет сказать. А в это же время, когда один человек говорит неясно, другой (обычным образом) слушает его невнимательно, отвлекаясь, думая о своем или понимая его сквозь призму своих эмоций и предубеждений...

Очень важная характеристика вербальной информации - ценность. Под ценностью понимается новая информация, получаемая от реализации информативности, содержащейся в языковом знаке. Ценность информации содержательного характера определяется ее новизной и неожиданностью.

Источником информации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект.

Вербальная коммуникация подразделяется:

> Устно-речевые средства коммуникации;

> Письменно-речевая коммуникация;

> Слушание.

Устная речь: это речь звучащая, в ней используются система фонетических средств выражения; она создается в процессе говорения; для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли).

Письменная речь: это речь, графически закрепленная; она может быть заранее обдумана и исправлена; для нее характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Слушание - одно из самых сложных коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения.

В заключение отметим, что, тот, кто хочет достичь успеха в деловом общении, успешно продвигаться по карьерной лестнице, должен овладеть определенными знаниями и навыками в области культуры речи и делового

общения, поскольку речь - лучший паспорт человека. От взаимопонимания будут зависеть результаты совместной работы, ее эффективность [3, с.124].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 - 113.

2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий - СПб.:Издательскийц Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. - 288 с.

3. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С.122 - 124.

Свирская Н. А.

Ростовский государственный строительный университет

Россия, г. Ростов-на-Дону N. A. Svirskaya Rostov State University of Civil Engineering

Rostov-on-Don

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Аннотация. Методика построения на предприятии системы оценки эффективности логистических операций, основанной на современных взаимодополняющих управленческих концепциях: процессном подходе и сбалансированной системе показателей, не только практически гарантирует получение позитивного синергетического эффекта от совмещения двух перспективных управленческих концепций, но и отвечает жестким требованиям практической логистики, позволяет развить теоретический аппарат современной логистики.

Ключевые слова: логистика, логистическая система, оценка эффективности, показатели эффективности.

В сложившихся рыночных условиях главным направлением развития и совершенствования обслуживания, распределения и потребления продукции на транспортных предприятиях является логистика. «Логистика — новое направление научно-практической деятельности, целевой функцией которого является сквозная организационно-аналитическая оптимизация экономических потоков процессов».

Для оценки эффективности функционирования логистической системы в зависимости от целей исследования обычно применяется один из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.