Какой бы вариант действий не выбрало правительство, основным фактором, влияющим на экономический кризис, является стоимость нефти. Если цена «черного золота» поднимется хотя бы до 60 долларов, то Россия сможет выйти из кризиса в течение двух-трех лет. Но чтобы спасти банковскую систему страны, придется потратить не менее 3 триллионов рублей [3].
Таким образом, перспективы выхода из кризиса для России зависят почти исключительно от изменения ситуации на мировых рынках сырья. Меры, направленные на увеличение объема внутреннего спроса, сами о себе важны, но в краткосрочном периоде не могут дать эффект, так как генеральная модификация экономической структуры страны за короткий период невозможна. Тем более, она невозможна в условиях кризиса, когда ощущается нехватка ресурсов даже для поддержания уже функционирующей производственной структуры. Но учет лишь цен на нефть для анализа влияния внешних условий недостаточно. Большое значение имеет динамика экономического роста в странах-торговых партнерах [2]. В данный момент значительное негативное влияние на рост ВВП России оказывает нарушение экспортных и финансовых потоков вследствие роста внешнеэкономической неопределенности.
Использованные источники:
1. Докаев В.Д., Вазаров Х. Экономический кризис 2014/2015 в России: причины и последствия // Молодой ученый. - 2016. №2. С.480-485.
2. Мингалимова А.В. Влияние внешних условий на экономику России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. №12-1. С.179.
3. Финансовый кризис в России в 2015 году: мнения экспертов // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bs-life.ru.
Латыпова Л.Р. аспирант
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
КУЛЬТУРА РЕЧИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Аннотация: В данной статье рассматриваются характеристики коммуникативной компетентности современного исследователя. Основной акцент делается на необходимости владения в совершенстве навыками культуры речи и речевого этикета.
Ключевые слова: деловое общение, культура речи, речевой этикет, коммуникативная компетентность.
Культура речи - один из главных показателей общей культуры человека. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности
подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения. Одним из направлений культуры речи является деловое общение - самый массовый вид социального общения. Оно обслуживает сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Особое внимание уделяется формированию умений в области устного и письменного делового общения.
Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [1, с.53-54].
Культура речи включает в себя три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших. Язык располагает большим арсеналом средств. Главнейшее требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств для создания определенного текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации. Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. Еще один аспект культуры речи - этический. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Этические нормы, или, иначе, - речевой этикет, касаются, в первую очередь, обращения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени (Ваня или Иван Петрович), выбора обращений типа гражданин, господин и др., выбора способов того, как здороваются и прощаются (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго, всего, до встречи, пока и т. п.) [2, с. 238].
Одним из значимых компонентов культуры делового общения является речевая культура: умение грамотно, ясно и логически последовательно излагать собственные мысли, учитывая при этом социальные, профессиональные и индивидуально-психологические особенности партнера по общению.
Показателями культуры речи в деловом общении являются:
❖ Словар ный запас - от него напрямую зависит яркость речи и способность человека внятно и красиво донести свои мысли, убедить партнеров и коллег в значимости своих идей.
❖ Состав речи - люди, которые разговаривают на чистом
языке, уместно употребляют профессиональные термины, как правило, внушают больше доверия, чем те, кто часто использует не литературные выражения и жаргонизмы.
❖ Грамотность - фразы и предложения должны быть составлены с учетом стилистических и грамматических правил языка, на котором разговаривает человек.
❖ Произношение и интонация - важно не только ЧТО говорит человек, но и КАК он говорит. Неправильное или невнятное произношение слов и быстрая или слишком медленная однотонная речь способна свести на нет интерес к говорящему.
❖ Неверба льные составляющие - мимика, жесты, поза говорящего играют значимую роль в культуре делового общения. Если поза и жесты человека выказывают его неуверенность в себе, растерянность или страх, его значимость в глазах собеседника с большой вероятностью снизится [3, с.38].
Особых знаний, умений и навыков требует искусство исследователя выступать публично. Сообщение оратора обычно вызывает различную реакцию слушателей: понимание, одобрение или, наоборот, непонимание, несогласие. Хороший оратор обладает способностью по ходу корректировать свою речь, добиваясь положительной реакции слушателей. Конечно, делать это непросто.
Возможность получения опыта ораторского искусства достигается только с помощью практических методов. Именно практические навыки способствует развитию способности искусства выстраивать свою речь грамотно.
Внешний облик и поведение также является неотъемлемой частью его деловой культуры.
Как известно, первое и, как правило, самое сильное впечатление о человеке складывается на основании оценки его внешнего облика, манеры держаться. Необходимость появляться на работе внешне аккуратным и хорошо одетым каждый день обусловлена тем, что люди склонны распространять внешнюю аккуратность и на рабочие качества, такие как ответственность, порядочность, обязательность и аккуратность в делах. Кроме того, выполнение правил этикета внешнего облика говорит об уважении человека по отношению к окружающим его людям [4, с.159].
Не менее важным компонентом культуры делового общения, на наш взгляд, является коммуникативная компетентность исследователя, в состав которой входят следующие навыки:
^ умение вступать в контакт;
^ умение задавать вопросы;
^ умение вести «малый разговор»;
^ умение стимулировать партнера к прояснению его
позиции, предложений;
^ умение услышать и понять интенции партнера;
^ умение воспринять и понять то, что партнер не в
состоянии выразить;
^ умение передать партнеру, что его услышали и поняли;
^ умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе
и др.
В заключение отметим, знание о культуре речи и деловом общении лишь тогда превратятся в конкретные умения и навыки руководителя, специалиста, когда станут неотъемлемым элементом его деятельности, и он начнет постоянно применять их везде, где это возможно. Эти знания должны служить не только залогом высокой профессиональной деятельности исследователя [5, с.123-124].
Безусловно, карьера любого специалиста многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, стать высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров [6, с.62].
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам.// Социально -политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 -С.53 - 55.
2. Введенская Л.А. Культура и искусство речи: Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Ростов-на / Д : Феникс, 1995. - 576с.
3. Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: учеб. Пособие/ М.В.Колтунова.-М.: Логос, 2005. - 346с.
4. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов / Х. Леммерман. - М.: Уникум Пресс, 2002. - 290с.
5. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С.122 - 124.
6. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 - 62.