открытых и закрытых площадках позволяют эффективно решить весь комплекс взаимосвязанных педагогических задач по формированию профессиональной культуры обучающихся. Метод проекта дает возможность реализовать организационные, коммуникативные и художественные способности обучающихся. Алгоритм творческого проекта аналогичен этапам театрализованного представления: рождение идеи - возникновение замысла - написание сценария - этап реализации (постановки) - подведение итогов (выводы).
Так в рамках дисциплины «Современная праздничная культура России» практические занятия заканчиваются творческим проектом, в котором принимает участие все группа с привлечением педагога-хореографа. Подготовка проекта ведется с самых первых занятий. Педагог лишь обозначает тему исследования так, чтобы обучающиеся сумели развить идею и успешно воплотить ее в проекте. Обучающиеся могут проявить инициативу и предложить свою тему и начинают собирать материал: игры, танцы, музыкальный материал. Далее начинается самый продолжительный по времени этап работы над проектом - работа с различными источниками информации, формирования собственного мнения и суждения по предмету исследования. И когда материал собран, группой придумывается сюжет игровой театрализованной программы, выстраивается собранный материал. Следующий этап: подготовка декораций, костюмов и реквизита. Завершающий этап - реализация проекта. Местом для реализации творческих проектов являются открытые и закрытые площадки. Завершающий этап: оценка индивидуального вклада обучающихся в совместные усилия к реализации проекта. Таким
Библиографический список
образом, обучение режиссёров праздников в режиме технологических инноваций обеспечивает реализацию динамично формирующихся теоретических и практических знаний и умений в художественно-предметной деятельности. В данном случае, хореография и музыка выступают в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. В этом контексте является важным формирование ценностных ориентиров, связанных с пониманием духовно-нравственных основ мировоззрения и художественных ценностей не только музыкального и хореографического искусства, но и культуры в целом. Научить как творчеству, так и культуре нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь достичь высокой профессиональной культуры каждого обучающегося - это обязанность педагога. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, педагоги помогают проявлению его креативности, что вносит вклад в решение проблемы профессиональной культуры специалиста. Процесс формирования профессиональной культуры обучающихся во многом обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между дисциплинами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем. Это играет важную роль в формировании духовно-нравственных и эстетических ценностей, а также ценностных ориентаций на них средствами искусства, а именно музыки и танца. Инновационное обучение ориентируется на готовность субъектов к быстро наступающим переменам в хореографической и музыкальной практике. Таким образом, учебный процесс является непрерывно инновационным.
1. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. Вопросы психологии, 1984; 1.
2. Сухомлинский В.А. О воспитании. Москва: Политическая литература, 1982: 270.
3. Телеева И.И. Педагогические особенности музыкального воспитания режиссёров театрализованных представлений и праздников. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Санкт-Петербург, 2012; 2: 170 - 174.
4. Гусева Э.В. Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссёров-педагогов. Волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т, 2011: 220.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва: Академия, 1991: 276.
References
1. Babanskij Yu.K. Lichnostnyj faktor optimizacii obucheniya. Voprosy psihologii, 1984; 1.
2. Suhomlinskij V.A. O vospitanii. Moskva: Politicheskaya literatura, 1982: 270.
3. Teleeva I.I. Pedagogicheskie osobennosti muzykal'nogo vospitaniya rezhisserov teatralizovannyh predstavlenij i prazdnikov. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstv. Sankt-Peterburg, 2012; 2: 170 - 174.
4. Guseva 'E.V. Formirovanie scenarnoj kul'tury kak professional'no-lichnostnogo kachestva buduschih rezhisserov-pedagogov. Volgograd: Volgogr. gos. ped. un-t, 2011: 220.
5. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moskva: Akademiya, 1991: 276.
Статья поступила в редакцию 09.08.18
УДК 378.14[612/78+81'342.2]
Semykina R.S., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), Е-mail: bazuurita@mail.ru
CULTURE OF SPEECH AS A FACTOR OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS. The article presents a study of problems in the field of speech culture of university students. Becoming a professional for a student largely depends on the level of his speech culture. The author considers speech problems of the students, the reasons for the problems and the ways to solve them. The article analyzes the main components of the culture of speech, which are of great practical importance for the successful professional self-realization of students. The author shares his practical experience of working on voice, training diaphragmatic breathing, development of intonational expressiveness and dictionary clarity of students' speech. Particular attention is paid to the way how to form the value attitude of students to sounding of words and the steady motivation to improve the level of the culture of speech.
Key words: culture of speech, student, intonation, diction, voice.
Р.С. Семыкина, ст. преп., Алтайский государственный институт искусств и культуры, г. Барнаул,
Е-mail: bazuurita@mail.ru
культура речи как фактор профессиональной подготовки студентов
Статья посвящена исследованию проблем в области культуры речи студентов вуза. Становление студента как профессионала в значительной степени зависит от уровня его культуры речи. Автор рассматривает речевые проблемы обучающихся, причины их возникновения и способы устранения. В статье анализируются основные компоненты культуры речи, которые имеют большое практическое значение для успешной профессиональной самореализации студентов. Автор делится практическим опытом работы над постановкой голоса, тренировкой диафрагмального дыхания, развития интонационной выразительности и дикционной четкости речи студентов. Особое внимание в статье уделено вопросу формирования ценностного отношения обучающихся к звучащему слову и устойчивой мотивации к повышению уровня культуры речи.
Ключевые слова: культура речи, студент, интонация, дикция, голос.
Культура речи - это показатель общей культуры человека, его интеллектуального развития. Владение культурой речевого общения является важным условием будущей профессиональной самореализации студентов вуза. В настоящее время на рынке труда востребована творческая личность, способная эффективно осуществлять речевое взаимодействие. Конкурентоспособность, карьерный рост напрямую зависят от организаторских и ораторских способностей человека, умения устанавливать и поддерживать деловые контакты с партнерами. «Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые с учетом ситуации общения и при соблюдении собственно языковых, коммуникативных и этических норм позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных целей» [1, с. 10]. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Например:
- «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- способностью и готовностью владеть культурой мышления, к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умением логически верно и аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
- способностью к осмыслению и анализу идей и явлений в современном обществе, искусстве и культуре, умением выстраивать аргументацию (как в письменной, так и в устной форме) для обоснования и защиты соей точки зрения;
- владением навыками коммуникации, свободным и уверенным использование профессиональное терминологии, с целью доведения художественной информации до сознания участников художественно-творческого процесса в доступной форме, владение профессиональной терминологией различных видов спорта» [2].
В Алтайском государственном институте культуры получают образование студенты из Алтайского края, Сибири, стран СНГ. Речь студентов неоднородна, имеет множество говорных отклонений. На культуру речи обучающихся оказывают влияние и другие факторы: телевидение, радио, Интернет, окружающая речевая среда. Речь современных телерадиоведущих приближена к бытовой, невнятна, тороплива, носит развлекательный характер. Российские СМИ постепенно теряют своё значение по формированию всесторонне развитой личности, а, наоборот, способствуют падению уровня культуры речи молодого поколения.
Студенты вуза предпочитают проводить свободное время на просторах сети Интернет. Общаясь в социальных сетях, они активно употребляют сленг, иностранные слова. Студенты пользуются ограниченным словарным запасом, игнорируют знаки препинания, сокращают до минимума слова. Результатом такого интернет-общения становятся неудачи при установлении контакта с реальными людьми.
Многие обучающиеся испытывают страх перед публичными выступлениями, не могут точно сформулировать и грамотно выразить собственную мысль, теряются в ситуации живого общения. Речь студентов маловыразительна, невнятна, сбивчива, засорена словами-паразитами. При этом показательным является тот факт, что среди студентов вуза велик процент тех, кто не задумывается о качестве своей звучащей речи и не имеют мотивации к повышению уровня культуры речи. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает проблема формирования профессиональной культуры студентов вуза и ее компонента -культуры речи.
Техника речи - важный элемент культуры речи. Основные разделы техники речи: дыхание, дикция, голос, интонация. Доктор филологических наук Н.М. Шанский выделил следующие качества выразительной речи: «...полетный, свободно управляемый голос, ясная и чистая дикция, владение интонационным богатством русской мелодики, знание законов логики речи» [3, с. 310].
В речи студентов выявляется большое разнообразие дик-ционных недостатков. Эти искажения носят органический и неорганический характер. Органические нарушения связаны с неправильным развитием речевого аппарата. Наиболее распространенными являются: отклонения в прикусе, короткая уздечка языка, дефекты зубного ряда. Такие физиологические особенности порождают неверное произношение звуков. При подобных дефектах чаще всего нарушение проявляется в виде шепелявости и сигматизма. Когда анатомический недостаток выражен не
слишком резко, его позволяют исправить специальные упражнения. В более сложных случаях требуется медицинское вмешательство и консультация логопеда. Неорганические недостатки не связаны с анатомическими нарушениями речевого аппарата. Они являются следствием неверной артикуляции и привычной небрежной манеры речи. Вялость органов артикуляции приводит к невнятной дикции, а неточная артикуляционная установка провоцирует дикционный недостаток.
Одной из причин невнятности речи студентов является зажатая нижняя челюсть. Зажим создаёт излишнее напряжение для работы языка, от которого зависит артикуляция звуков. В процессе формирования дикционной выразительностью большое внимание должно уделяться освобождению нижней челюсти. Снятию зажимов способствуют артикуляционные упражнения, которые разогревают и подготавливают речевой аппарат к звучанию.
Исправление дикционных недостатков у студентов процесс более сложный, чем воспитание верных навыков у детей. Это объясняется тем, что у молодых людей уже сложилась устойчивая связь между слуховыми анализаторами и речевым аппаратом. Они обладают прочными артикуляционными и произносительными навыками. Г.А. Тумашова пишет: «С первых же занятий в учебной группе необходимо создать так называемую «критическую речевую среду», то есть обратить внимание студентов на то, как они говорят сами и как - окружающие их люди» [4, с. 63]. Дикционная выразительность подразумевает наличие четкого и ясного произношения, точной звуковой артикуляции, развитого фонематического слуха, активного сфокусированного дыхания.
Бедность голосового диапазона приводит к монотонности, которая затрудняет восприятие сути разговора и притупляет внимание слушателей. Неотъемлемой частью работы над культурой речи является постановка голоса. «Поставить голос» -это значит выявить природные данные студента и улучшить их. У обучающихся диагностируются следующие недостатки голоса: носовой или горловой призвук, глухое или наоборот резкое звучание, инфантильный голос. Они не умеют находить оптимальную громкость звучания, быстро утомляются, говорят «на связках». Работа над постановкой голоса проводится в комплексе с дикционным и дыхательным тренингом. Активное смешанно - диафрагмальное дыхание - основа сильного, полётного, красивого голоса и чёткости речи. Упражнения по технике речи позволяют научиться управлять своим голосом, развить координацию слуха, голоса, дыхания и дикции. Постоянная го-лосо-речевая тренировка необходима как для формирования верных голосовых навыков, так и для профилактики заболеваний голосового аппарата.
Необходимым элементом в формировании культуры речи студентов является совершенствование интонационной культуры. Интонационная оформленность звучащей речи имеет большое значение, обеспечивая эффективность, легкость общения, способствуя лучшей передаче мыслей. Наблюдение за речью обучающихся позволило обнаружить целый комплекс проблем, касающихся интонационно-выразительного оформления речи. Можно выделить следующие: неумение интонационно завершить высказывание; неумение разделять высказывание на интонационно-смысловые отрезки; неверная расстановка логических ударений; наличие неоправданных пауз; монотонность и блеклость речи. Воспитать художественный вкус, овладеть законами логики, интонационной выразительностью речи студентам помогает работа над литературным текстом и прослушивание аудиозаписей с голосами великих мастеров художественного слова.
Все системы голосо-речевого аппарата настолько взаимосвязаны, что нарушение в работе какой-либо одной из них, приводят к общему сбою. Индивидуальные качества речи каждого обучающегося определяют выбор предлагаемых упражнений, их последовательность и длительность работы над ними.
Поставленный голос, приятный тембр, четкая дикция, многообразие интонационных оттенков помогают установлению межличностного контакта, повышают эффективность общения. Высокий уровень культуры речи является одним из основных показателей профессиональной пригодности бакалавров. Следует отметить, что формированию культуры речи современная система высшего образования не уделяет должного внимания. На наш взгляд, до конца не определена роль культуры речи в образовательном процессе и ее значение для развития личности студента. Необходимо создание условий для активизации рече-
вой деятельности обучающихся, а также формирование у них мотивации к улучшению качества звучащей речи. Основная цель культуры речи - интеграция речемыслительного, интеллектуального и духовного развития студентов.
А. П. Чехов писал: «И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры... «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным. Быть может, и мы когда-ни-
Библиографический список
будь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным» [5, с. 266].
1. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. Под редакцией Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. Москва, 2003.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Available at: http://fgosvo.ru/news/5/1078
3. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. Москва: Просвещение, 1975: 310.
4. Тумашова Г.А. Прямое воздействие на речевой слух (методы воспитание речевого слуха). Художественное слово: автор, рассказчик, слушатель: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский государственный театральный институт, 2015: 62 - 76.
5. Чехов А.П. Хорошая новость. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Москва: Наука, 1979; Т. 16: 266 - 267.
References
1. Kul'tura russkoj rechi. 'Enciklopedicheskij slovar'-spravochnik. Pod redakciej L.Yu. Ivanova, A.P. Skovorodnikova, E.N. Shiryaeva i dr. Moskva, 2003.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.05 «Rezhissura teatralizovannyh predstavlenij iprazdnikov». Available at: http://fgosvo.ru/news/5/1078
3. Shanskij N.M., Ivanov V.V., Shanskaya T.V. Kratkij 'etimologicheskijslovar'russkogo yazyka. Moskva: Prosveschenie, 1975: 310.
4. Tumashova G.A. Pryamoe vozdejstvie na rechevoj sluh (metody vospitanie rechevogo sluha). Hudozhestvennoe slovo: avtor, rasskazchik, slushatel': Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2015: 62 - 76.
5. Chehov A.P. Horoshaya novost'. Polnoe sobranie sochinenijipisem: V 30 t. Moskva: Nauka, 1979; T. 16: 266 - 267.
Статья поступила в редакцию 08.08.18
УДК 373. 2
Skitskaya L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Transnistrian State University (Tiraspol, Transnistria),
E-mail: Skitskaja@mail.ru
Shcherbakov Yu.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academy of Labor and Social Relations (Moscow, Russia),
E-mail: drpmgopu@bk.ru
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE CHILD IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS A METHOD OF INTERACTION WITH FAMILY. The article deals with a problem of psychological and pedagogical support of the child in conditions of preschool educational organization of the Pridnestrovian Moldavian Republic in connection with the introduction of state educational standards of preschool education. The author focuses on the resolution of the contradiction between the need for psychological and pedagogical support of preschool children and the low need of parents to become full participants in this process. The article presents the data of diagnostics carried out among teachers and parents to identify their level of knowledge and skills of psychological and pedagogical support of the child in a preschool educational organization. The author presents a "Cooperation" mini-program approved in the preschool educational organizations of the Pridnestrovian Moldavian Republic, which allows to increase the level of knowledge and skills of both teachers and parents in the field of psychological and pedagogical support of the child in the conditions of each pre-school educational organization of Pridnestrovie.
Key words: psychological and pedagogical support, State educational standard, preschool education, teachers, parents, preschool children, preschool educational organization.
Л.В. Скитская, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента,
Приднестровский государственный университет, г. Тирасполь, E-mail: Skitskaja@mail.ru
Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» г. Москва,
E-mail: drpmgopu@bk.ru
психолого-пеДагогическое сопровождение ребёнка
в дошкольной образовательной организации
как метод взаимодействия с семьёй
В данной статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации Приднестровской Молдавской Республики в связи с введением Государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Основное внимание в работе автор уделяет разрешению противоречия между необходимостью психолого-педагогического сопровождения дошкольников и низкой потребностью родителей стать полноправными участниками этого процесса. В статье приводятся данные диагностики, проведённой среди педагогов и родителей по выявлению у них уровня знаний и навыков психолого-педагогического сопровождения ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации. Автором представлена апробированная в дошкольных образовательных организациях Приднестровской Молдавской Республики мини программа «Сотрудничество», позволяющая повысить уровень знаний и навыков, как педагогов, так и родителей в области психолого-педагогического сопровождения ребёнка в условиях каждой дошкольной образовательной организации Приднестровья.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, Государственный образовательный стандарт, дошкольное образование, педагоги, родители, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация.