Научная статья на тему 'Культура общения как средство преодоления отклоняющегося поведения'

Культура общения как средство преодоления отклоняющегося поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
893
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРА ВОСПРИЯТИЯ / КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА / КУЛЬТУРА ДИАЛОГА / КУЛЬТУРА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ (КУЛЬТУРА ВЫБОРА) / КУЛЬТУРА ПОСТУПКА / КУЛЬТУРА РЕФЛЕКСИИ / КУЛЬТУРА САМООЦЕНКИ / НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION CULTURE / DEVIANT BEHAVIOR / CULTURE PERCEPTION / CULTURE OF APPEARANCE / CULTURE OF DIALOGUE / CULTURE OF DECISION-MAKING (THE CULTURE OF CHOICE) / CULTURE IN ACTION / CULTURE OF REFLECTION / CULTURE SELF-ASSESSMENT / THE RULES AND PRINCIPLES OF A CULTURE OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпеева Ольга Владимировна

В статье рассматриваются возможности преодоления отклоняющегося поведения людей в процессе межличностного общения. Предложена оригинальная структура культуры общения как одного из средств преодоления отклоняющегося поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the ways of overcomimg of abnormal behaviour in the process of interpersonal communication. The original structure of communication standard as a way of overcoming of abnormal behaviour.

Текст научной работы на тему «Культура общения как средство преодоления отклоняющегося поведения»

д

УДК 808.5

Карпеева О.В.

культура общения как средство преодоления отклоняющегося поведения

the culture of communication as a means of overcoming deviant behavior

)статьерассматриваются возможности преодоления отклоняющегося поведения людей в процессе межличностного общения. Предложена оригинальная структура культуры общения как одного из средств преодоления отклоняющегося поведения.

Ключевые слова: культура общения, отклоняющееся поведение, культура восприятия, культура внешнего вида, культура диалога, культура принятия решения (культура выбора), культура поступка, культура рефлексии, культура самооценки, 122 нормы и принципы культуры общения 122

This article examines the ways of overcomimg of abnormal behaviour in the process of interpersonal communication. The original structure of communication standard as a way of overcoming of abnormal behaviour.

Key words: communication culture, deviant behavior, culture perception, culture of appearance, culture of dialogue, culture of decision-making (the culture of choice), culture in action, culture of reflection, culture self-assessment, the rules and principles of a culture of communication

Для цитирования: Карпеева О.В. Культура общения как средство преодоления отклоняющегося поведения //Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2017. Т.2 .№ 4. С.122-129.

Словосочетание «культура общения» достаточно часто употребляется в повседневной жизни. Обычно мы говорим о том, что человек проявляет культуру общения, если его общение с другими людьми соответствует нашему представлению о приличном, хорошем, правильном, нравственном поведении. Мы оцениваем человека исходя из усвоенной нами системы ценностей, моральных установок и принципов. Однако давая свою оценку, мы должны помнить, что общение человека обусловлено всем образом его жизни, а

не единичным поступком. Только учитывая условия жизни человека в прошлом и настоящем, мы можем понять, почему он поступил так, а не иначе. Освоенные ранее ценности культуры находят свое выражение в межличностном общении. В ходе общения эти ценности раскрываются, становятся явными, одновременно с ценностями культуры раскрывается и внутренний духовный мир человека [1, С. 77]. Так, именно от чувств, которые человек испытывает в определенный момент времени по отношению к своему оппо-

ненту, зависит то, в какой форме будет происходить их общение. На основе этих чувств, а также освоенных ценностей он вырабатывает стратегию общения и поведения, которая может соответствовать или не соответствовать интересам личности, помогать или мешать достижению поставленных целей [2, С. 20].

Толковый словарь С.И. Ожегова определяет общение как взаимное сношение или дружескую связь людей, а культуру как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Человек высокой культуры - это находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий этому уровню человек [3, С. 313-314, 440]. Т. Г. Грушевицкая пишет о культуре общения как форме поведения, соответствующей общепринятым моральным нормам, эстетическим представлениям и просто привычным ожиданиям [4, С. 12-13].

123 Справедливо будет отметить, что культура общения человека формируется в результате присвоения им культуры той социальной группы, в которой происходит его становление как личности. В процессе социализации человек овладевает языком, моделями поведения, нормами и правилами общения, узнает культурные идеалы, а также присваивает их. Впоследствии, овладев моделями поведения, человек использует их в своем поведении, учится понимать других людей, предвидеть чужие поступки, выстраивать и корректировать собственное поведение, тем самым создает внутреннюю систему ценностей. Однако для того чтобы культурные формы общения стали действительным достоянием личности, необходимо в полной мере познать их и овладеть этими культурными нормами и инструментами общения. Воплощение в поведении освоенной системы ценностей способствует эффективному формированию культуры общения человека [1, С. 79].

Рассматривая отклоняющееся поведение «как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбаланси-

рованности психических процессов, неадаптивности, нарушений процесса самоактуализации или в виде отсутствия нравственного и этического контроля за собственным поведением» [5, С. 31-32], ряд исследователей отмечает любые отклонения «от выработанных обществом социальных норм», другие «настаивают на включении в понятие отклоняющегося поведения только нарушения правовых норм» [5, С. 32]. По мнению третьих, это различные виды социальной патологии (убийства, наркомания, алкоголизм и др.), встречаются суждения о том, что к отклоняющемуся поведению может быть социальное творчество. К тому же, справедливо отмечается, что одной из причин отклоняющегося поведения являются деструктивные процессы в социальной, политической и экономической жизни общества [6].

Стоит отметить, что одной из причин отклоняющегося поведения человека яв- 123 ляется отсутствие в его сознании морали, представлений о добре и зле, отчужденность от норм человеческого общежития, неприятие свободы, чувств и интересов других людей.

Наглядным примером того, насколько личная ориентация человека соответствует принятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, является его поведение.

Культура общения как комплексное понятие имеет свою структуру. В связи с этим предпримем попытку представить следующую структуру культуры общения:

1) культура восприятия;

2) культура внешнего вида;

3) культура диалога;

4) культура принятия решения (культура выбора);

5) культура поступка;

6) культура рефлексии;

7) культура самооценки.

В качестве первого элемента структуры культуры общения выделим культуру восприятия. Каждый человек по-своему уникален и индивидуален, обладает совокупностью присущих только ему чувств,

эмоций и способностей. Способность восприятия зависит от многих факторов. Например, на нее оказывают влияние среда, в которой человек вырос, возраст, опыт, а также потребности и прочее. Восприятие - это процесс приема и переработки различной информации, которую человек получает через органы чувств. Источником информации для человека является окружающий его мир и вся действительность. В связи с этим восприятие каждого человека отличается неповторимостью и своеобразием. Завершается данный процесс формированием субъективного образа в сознании человека.

Процесс восприятия человека зависит от знаний, умений, задач выполняемой деятельности, склонностей, интересов, мотивов, а также от той культурной и социальной среды, в которой формируется личность [7, С. 30].

Многое о личности человека нам может сказать именно его внешность, лицо, походка, поза, движения рук, интонация голоса, частота дыхания. Личность как бы отпечатывается во внешнем облике. Решительность или тревожность, оптимизм или подавленность, доброжелательность или враждебность легко считываются с внешности партнера, заставляя нас вести себя и действовать определенным образом. В то же время мы зачастую судим о человеке по его делам и поступкам, хотя эти формы активности лишь косвенно свидетельствуют о внутренних характеристиках человека. [8, С. 39].

Для успешной коммуникации необходимо создать субъективный портрет своего оппонента. Признаки его внешности будут являться основанием для того, чтобы каждая из сторон установила и могла регулировать процесс общения, корректировала свое поведение и оказывала влияние на поведение собеседника [9, С. 136]. Так, например, движение тела, глаз, мимика и жесты - все это представляет собой знаки для общающихся людей. Мимика - выразительные движения мышц лица - несет информацию как о чувствах,

испытываемых партнером, так и о его способности их контролировать. Жесты - это выразительные движения рук, пальцев, которые также помогают передать эмоции, психические состояния и желания. По внешнему облику человека мы можем дать ему общую социальную характеристику. Опрятный внешний вид характеризует человека с точки зрения педантичности и точности совершаемых действий.

Кроме того, на характер коммуникативного воздействия оказывает влияние и положение субъектов общения, то, как они как они стоят, сидят, а также движения ног, рук, головы, то есть позы оппонента. Данные особенности, присущие той либо иной личности, могут являться способами маскировки личности, а также поддержания психологического контакта между партнерами.

Таким образом, глядя на своего собеседника, мы воспринимаем не только его внешность, но и внутренний мир, который, несомненно, находит свое отражение в признаках внешности, что дает нам основания оценить, насколько этот человек умен, общителен и эмоционален, какие чувства он переживает, и, самое важное, мы можем прогнозировать, в каком направлении он готов действовать. От этих оценок в дальнейшем зависит наше поведение и отношение к оппоненту в общении. Воспринимая своего собеседника, мы не только считываем информацию о нем, но и всей своей внешностью выражаем отношение к нему: согласие или несогласие, радость или печаль, одобрение или осуждение. Каждый из участников общения относится к партнеру как к субъекту, то есть как к подобному себе, обладающему мотивами, целями, индивидуально-психологическими особенностями личности, переживающему те или иные состояния. Участники общения воздействуют друг на друга, пытаясь направить поведение партнера в благоприятную для себя сторону. По внешней стороне поведения людей «прочитываются» мотивы, способности, темперамент, черты характера, и, в за-

висимости от результата восприятия, выстраивается тот или иной тип коммуникации или действий [9, С. 35].

Таким образом, обладая возможностью правильного, адекватного восприятия, человек имеет возможность заблаговременно спрогнозировать исход конкретной коммуникативной ситуации и избежать непонимания, отклонения в моральном или социальном аспекте поведения.

В качестве второго элемента культуры общения выделим культуру внешнего вида. Стоит отметить, что внешний вид является важной частью невербального общения. Опрятность, естественное поведение, грамотная речь, достойные манеры являются характеристиками внешнего вида человека. Все элементы внешнего вида человека сигнализируют о его отношении к окружающему миру, в том числе и об отношении к самому себе, о его эмоциональном состоянии в конкретной жизненной ситуации. Люди составляют свое впечатление от первого знакомства с человеком именно по его внешнему виду. И изменить это впечатление в дальнейшем бывает очень трудно [10, С. 33].

Таким образом, напрашивается вывод, что изначально именно внешний вид определяет восприятие человека человеком.

Приятный и опрятный внешний вид человека, вызывающего симпатию, говорит о его привлекательности. Как утверждает Д.М. Рамендик, «фактором привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым и желание быть отнесенным к группе с социально одобряемыми характеристиками. В противном же случае нежелание человека выглядеть привлекательно заведомо провоцирует негативное отношение к себе. Неряшливость говорит о негативном, подавленном эмоциональном состоянии, что явно не способствует благоприятному исходу в общении. Так, напрашивается вывод, что внешний вид человека часто отражает еще и его внутреннее, нравственное содержание» [10, С. 46].

В качестве третьего элемента культу-

ры общения выделим культуру диалога. Диалог - это средство, которое само по себе обеспечивает общение. Диалог - логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей посредством выражения своих смысловых позиций [11, С. 27]. В процессе обмена мнениями участники диалога преумножают свой духовный и интеллектуальный багаж.

Культура общения неотделима от культуры речи. Чувство может проявляться в и жесте, но слова передают внутреннее переживание человека точнее и ярче. Речь в диалоге - это его основа. Речевой этикет - это правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой этикета является вежливость. Вежливость - это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Говоря о культуре речи, выделяют три ее стороны, а именно: языковую, психологическую, коммуникативную [12, С. 3].

Языковая культура речи предусматривает правильное произношение, верное употребление слов, строгое следование правилам грамматики и стилистики. Психологическая культура речи направлена на то, чтобы выступление было содержательным, понятным и выразительным. Коммуникативная культура речи предусматривает правила рациональной организации самого процесса общения, чтобы информация, которую один человек хочет донести до другого, была правильно воспринята.

В то же время в диалоге достаточно часто используются и вспомогательные средства языка, такие как жесты и мимика лица человека. Они выражают эмоциональное состояние человека в процессе общения. Однако, как отмечает В.А. Артемов, с развитием культуры человека жесты и мимика в процессе общения применяются реже. Они оказываются излишними, поскольку для ясного и правильного изложения мысли человеку достаточно

языка слов [12, С. 26].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммуникативный процесс напрямую зависит от многообразия языковых средств и приемов, а также стилистического многообразия и выразительности речи человека.

Кроме того, культура диалога в определенной степени влияет на процесс восприятия. В ходе диалога мы даем оценку друг другу, планируем дальнейшее общение. Культура речи отдельного человека предполагает его умение четко выражать свои мысли, строить фразы и обороты, сочетать их друг с другом, добиваясь ясности и логичности изложения. Необходимо правильно произносить слова, расставлять ударения, верно употреблять грамматические формы. [13, С. 54]. Обладая навыками культуры диалога, человек с большей степенью вероятности достигнет своей цели в общении, сможет избе-26 жать провокационных моментов, при наличии свести к нулю агрессию оппонента и при этом получить благоприятный исход коммуникативного взаимодействия.

В качестве четвертого элемента структуры культуры общения выделим культуру принятия решения. Обычно под принятием решения понимают процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных. Выбор решения для многих является непростым этапом, поскольку человек не всегда может верно спрогнозировать результат и последствия принятых решений. Поэтому главной задачей для человека является выбор лучшей альтернативы в принятии решения.

Процесс выбора зависит от личностных характеристик человека. Человек, склонный к анализу, рассуждает и анализирует ситуации перед принятием решения, человек сообразительный принимает решение в кратчайшие сроки, при этом, возможно, не самое обдуманное, а есть люди, которые принимают решения на основе своих чувств и эмоций, такие решения называют интуитивными. Интеллектуальные решения имеют место тогда,

когда на первый план выступает задача нахождения в ситуациях скрытых и неявных альтернатив. В ситуациях конфликта противоположных тенденций и мнений имеют место быть принятыми волевые решения [14, С. 289]. Исходя из этого, можно выделить следующие стадии принятия решения: постановка вопроса (возникновение проблемы), формулировка гипотезы, принятие решения, его оценка и проверка [15, С. 205].

Таким образом, итогом активности субъекта принятия решения будет являться его качественный результат, за который субъект должен нести ответственность. Поэтому субъекту, принимающему решение, необходимо мобилизовать свои мыслительные процессы, приложить нравственные усилия и волю и своевременно спрогнозировать результат принятия своего решения [16, С. 32]. Правильно принятое решение, несомненно, будет являться средством урегулирования ситуации, по- 126 может избежать конфликта.

В качестве пятого элемента структуры культуры общения выделим культуру поступка. Поступок самым непосредственным образом связан с культурой принятия решения. М.В. Волкова определяет, что поступок всегда в конечном счете зависит от выбора, предпочтения, которому отдано в ходе общения. Выбор (моральный выбор) - это акт деятельностно-поведенческой активности автономного субъекта, основанный на приоритете моральных ценностей и норм, смысл которого заключается в самоопределении личности в системе отношений и поведенческих координат и определении вектора (само) развития. Таким образом, можно сделать вывод, что понятия «поступок» и «моральный выбор» являются синонимами. Поступок воспринимается как критерий воспитанности человека и единица воспитания. Моральный выбор (поступок) включает в себя следующие компоненты: потребности, побуждения, ценностные ориентации, нормы, анализ ситуации, план действий, цель, средство, принятие решения,

действия и результаты. По совершенному поступку дают оценку характера человека, его нравственных качеств, культурного уровня. Умение и способность человека владеть собственными эмоциями по отношению к окружающим говорит о культуре общения. Поведение человека должно соотноситься с этическими нормами. Культурный человек всегда знает, о чем и как можно спросить у собеседника, можно ли обратиться в данный момент к человеку с той либо иной просьбой. Любой человек может поддаться различным, в том числе отрицательным эмоциям. Культура общения, поступка, поведения и проявляется в умении управлять своими эмоциями, сдерживать их и даже стараться изжить отрицательные черты характера [2, С. 96].

М.В. Волкова выделяет следующие характеристики поступка (морального выбора): «Во-первых, в поступке, как выборе реализуется право выбирать. Во-вторых, 27 поступок является первичным элементом морали. В-третьих, поступок служит средством выбора, учит пользоваться свободой выбора в рамках моральных норм. В-четвертых, поступок обеспечивает нравственную устойчивость личности и одновременно является ее показателем. В-пятых, поступок наиболее проявляется в ситуациях конфликта. В-шестых, поступок является единицей нравственного поведения, а поведение это совокупность поступков человека. В-седьмых, в основе поступка лежит решение действовать. В-восьмых, поступок обладает определенной направленностью и задачей. В-девятых, ценность поступка определяется через соотношение целей и средств. В-десятых, поступок воспитывается, регулируется и корректируется. С точки зрения морали и нравственности личность отражается в качестве носителя моральных норм и правил поведения» [16, С. 29].

Существующее в обществе состояние неопределенности и нравственной размытости обусловливает потребность человека в нравственной устойчивости. Состояние нравственной устойчивости

дает возможность быть ответственным за выбранные варианты и формы поведения, а также и их результат. Установка на осознанный выбор, обусловленный нравственными ценностями и моральными нормами, позволяет человеку реализоваться как нравственно устойчивой личности и актуализировать свой моральный потенциал. Нравственная устойчивость блокирует ситуативность в принятии решения, так как является внутренним регулятором поведения, направляет субъект на активные поиски решения и ориентирует на предвидение его последствий для окружающих и самой личности. Поэтому в развитии нравственно устойчивой личности динамически сочетаются активность, направленность и ответственность, которые являются процессуальными характеристиками морального выбора (поступка) [16].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что культура поступка - это сово- 127 купность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура поступков составляет в целом культуру поведения.

В качестве шестого элемента структуры культуры общения выделим культуру рефлексии. Рефлексию понимают как процесс пересмотра, переосмысления и трансформации субъектом содержания своего опыта, знания о себе. Ускоренные темпы развития современного общества практически лишают человека возможности остановиться и обдумать свои поступки, мысли, переживания. Однако умение анализировать, обдумывать и подводить итоги своим поступкам имеет существенное значение для развития самодостаточной личности. Рефлексируя, человек осознает свою уникальность, формирует свои мысли, цели и свое предназначение в этом мире.

Процессуальная сторона рефлексии - рефлексивность. Она означает спо-

собность исследования своего сознания. Рефлексируя, человек производит анализ мотивов совершенных поступков, произведенных действий, обстоятельств, в которых эти поступки и действия были совершены. На этом этапе можно говорить и о культуре рефлексии. От того, насколько человеку присущи морально-нравственные ценности, насколько он овладел культурой общения (восприятия, диалога, выбора, поступка), будут зависеть те выводы, которые субъекты общения сделают для себя, ответив, например, на вопросы: «по какой причине возникла агрессия», «по какой причине я поступил так, а не иначе», «по какой причине я выразился так, а не иначе» и др. Не рефлексируя, человек не сможет полностью осознать и осмыслить результаты своей деятельности, поступков и поведения. Критически осмысливая свое поведение, человек самосовершенствуется. Через умение осмысливать свое 128 сознание, действия, поступки человек приобретает жизненный опыт, который позволит в будущем не допустить новых ошибок, позволит избежать сложных жизненных ситуаций.

В качестве седьмого элемента культуры общения выделим культуру самооценки. По мнению Т.В. Галкиной, самооценка личности - это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. В то же время самооценка проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в том, как он относится к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других людей, а также его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. [17, С. 23].

Таким образом, от того насколько чело-

веком освоены моральные ценности и его поведение соответствует нормам нравственности, напрямую зависит уровень самооценки. В своей практической деятельности человек стремиться к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению и нормализации. Самооценка невозможна без самопознания, невозможно дать оценку своему поступку без анализа причин и условий, способствующих принятому решению.

Самооценка не является врожденным свойством личности. Самооценка личности формируется по мере социализации, в ходе общения с окружающими людьми. Говоря о самооценке, можно выделить ее параметры, среди которых высота и устойчивость в зависимости от влияния на нее неблагоприятных факторов окружающей среды.

По степени устойчивости выделенных параметров мы можем судить об уровне 128 культуры самооценки человека.

Справедливая самооценка поддерживает чувство собственного достоинства человека, а анализ допущенных в прошлом ошибок будет способствовать недопущению отклоняющегося поведения.

Определив компоненты культуры общения, мы пришли к выводу, что ни один из них не присущ человеку от рождения. Только в процессе социализации человек приобретает форму поведения и общения, которая соответствует общепринятым моральным нормам.

Обладание достаточно развитыми компонентами предложенной нами структуры культуры общения, следование нормам и правилам культурного общения формирует у человека способность к коммуникативности, которая заключает в себе потенциал преодоления отклоняющегося поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильяева И.А. Культура общения (Опыт философско-методологического анализа): монография. ВГУ, 1989. 168 с.

2. Ночевник М.Н. Человеческое общение. М.: Политиздат, 1988. 127 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. 944 с.

4. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учеб. для вузов. М.: Юни-ти-ДАНА, 2003. 352 с.

5. Новик Н.Н. Формирование коммуникативных способностей у подростков с отклоняющимся поведением: дис. ...канд.пед.наук. Казань, 2012. 213 с.

5. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Ежемесячный научный и общественно политический журнал Российской академии наук. 1995. № 11. С. 2635.

6. Зиннуров Ф.К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 472 с.

7. Барабанщиков В.А. Восприятие выражений лица. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 449 с.

8. Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психологический практикум: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 192 с.

9. Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Культура диалога: учеб.-метод. пособие. Мн.: Новое знание, 202. 152 с.

10. Артемов В.А. Языковая культура речи. М.: Знание, 1961. 73 с.

11. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.

12. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. 2-е изд. М.: Логос, 2010. 392 с.

13. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 464 с.

14. Волкова М.В. Моральный выбор как системообразующая основа воспитания нравственно устойчивой личности: опыт экспериментального доказательства. Чебоксары: Изд-во НИИ педагогики, 2007. 136 с.

15. Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 399 с.

Карпеева Ольга Владимировна, преподаватель кафедры уголовного процесса Казанского юридического института МВД России, e-mail: ol.karpeeva@yandex.ru © Карпеева Е.В., 2017

Статья получена: 14.10.2017. Статья принята к публикации: 17.10.2017. Статья опубликована онлайн: 27.11.2017.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.