Научная статья на тему 'О сущности профессионального общения в офицерской среде вооруженных сил РФ'

О сущности профессионального общения в офицерской среде вооруженных сил РФ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
618
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕНИЯ / ДИАЛОГ / MILITARY / COMMUNICATION CULTURE / DEFINITIONS OF COMMUNICATION / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хоменков Василий Николаевич

В статье проводится исследование ряда актуальных проблем культуры профессионального общения офицеров. Специфика общения в воинском коллективе должна способствовать выработке наиболее эффективных путей и методов управления и организации службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies a number of urgent problems of culture in professional communication between officers. The specificity of communication in military collective has to promote development of the most effective ways and methods of management and the service organization.

Текст научной работы на тему «О сущности профессионального общения в офицерской среде вооруженных сил РФ»

Василий ХОМЕНКОВ

О СУЩНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ОФИЦЕРСКОЙ СРЕДЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

В статье проводится исследование ряда актуальных проблем культуры профессионального общения офицеров. Специфика общения в воинском коллективе должна способствовать выработке наиболее эффективных путей и методов управления и организации службы.

The article studies a number of urgent problems of culture in professional communication of officers. The specificity of communication in military collective has to promote the development of the most effectve ways and methods of management and the service organization.

Ключевые слова:

военнослужащие, культура общения, определения общения, диалог; military, communication culture, definitions of communication, dialogue.

Общение является составной частью культуры взаимоотноше -ний и поведения человека в обществе. Естественным спо -собом существования человека является его связь с другими людьми, которая ведет к установлению межличностных отношений. Способность к общению всегда относилась к числу важнейших чело -веческих качеств. Коллективный характер воинского труда требует согласованного взаимодействия военнослужащих, что предполагает их общение друг с другом.

Служебные отношения командира и подчиненного строго регла ментированы общевоинскими уставами. Предусмотренные уставами взаимосвязи военнослужащих не всегда устанавливаются легко и просто, а в процессе руководства воинскими коллективами офице -рам приходится сталкиваться с проблемами, которые невозможно решить только административно - волевыми методами. В первую очередь, это связано с тем, что любые, в т.ч. и служебные, человече -ские отношения носят субъект - субъектный характер и представляют результат общения.

В современной науке существует более 100 определений понятия «общение»1. Вот некоторые из них: а) общение — сторона предмет -ной деятельности индивида; б) общение — один из видов социальной деятельности личности; в) общение и деятельность — две стороны общественного бытия, представляющих одно целое; г) общение — совокупность различных видов психологических контактов между людьми; д) общение есть сторона совместной деятельности, в кото рой происходит обмен информацией и действиями в целях понять намерения собеседника, и др.

При психологическом подходе общение определяется как специ фическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаи модействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социаль -ная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. В связи с этим психология рассматривает потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одно университета МО, временно и источником формирования данной потребности. г. Москва В отечественной психологии многие исходят из принципа единства

Khomenkov79@ -----------

mail.ru 1 Куницына В.Н. Межличностное общение. — СПб., 2001, с. 8—15.

ХОМЕНКОВ Василий Николаевич — адъюнкт кафедры социальнокультурной деятельности Военного

общения и деятельности1. С.Л. Рубинштейн считал, что общение является деятельно -стью в тех случаях, когда оно выступает как взаимодействие.

А.Н. Леонтьев понимает общение «как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека». Таким образом, общение может выступать в одно и то же время и как процесс взаи -модействия людей, и как отношение друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного понимания.

Представители другого подхода выде -ляют общение в самостоятельную соци альную категорию. Они рассматривают де -ятельность и общение не как параллельно существующие взаимосвязанные про цессы, а как две стороны бытия человека, его образ жизни.

Основным отличительным признаком, разводящим категории общения и дея -тельности, являются: в деятельности — «субъект - объект», а в общении — «субъект -субъект». Разведение общения и деятель ности как относительно самостоятельных категорий по характеру раскрываемых в них отношений достаточно условно, по -скольку в «чистом» виде не могут суще ствовать субъект объектные отношения без субъект субъектных отношений.

Для определения сущности общения важным является преставление о струк турной, функциональной и уровневой его организации. Следует выделить 3 главных социальных уровня общения, из которых вырабатываются специфические нормы и правила поведения.

1. Общение людей как граждан данного государства, где отношения регулируются, прежде всего, нормами поведения, кото -рые имеют силу закона.

2. Общение в функционально -ролевой сфере деятельности. Здесь поведение, помимо правовых норм, регулируется также особыми правилами, которые исхо дят из данного вида труда, профессии. У военнослужащих — это особые требова -ния, выраженные в уставах, инструкциях, наставлениях и т.д.

3. Межличностное общение, которое распространяется на все сферы жизни.

1 Леонтьев А.А. Психология общения.— М. : Смысл; ИЦ «Академия», 2005.

На этом уровне отношения людей регу лируются нормами морали, которые дей ствуют независимо от служебного поло жения людей, их профессии, знаний и т.д. Нормы морали не имеют юридической силы. Профессиональное общение воен нослужащих строится на таких мораль ных качествах личности, как честность, долг, совесть, достоинство, которые при дают деловым отношениям нравственный характер.

Непосредственное общение исторически является первой формой общения людей друг с другом. На основе непосредствен ного общения на более поздних этапах раз вития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опо средованное общение, связанное с исполь зованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), телевиде -ния, радио, телефона, Интернета и других современных способов организации обще ния и обмена информацией. Прямое обще ние — это естественный контакт «лицом к лицу», информация передается лично одним собеседником по принципу: «ты — мне, я — тебе». Косвенное общение предусматривает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация. Массовое общение — это множественные связи и контакты незна комых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (Интернет, телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.). Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразуме вает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта дея -тельности, сопереживания и понимания.

Выделяются 3 основных типа межлич -ностного общения военнослужащих: импе ративное, манипулятивное и диалогиче -ское. Императивное общение — это автори -тарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принужде ние к определенным действиям и реше -ниям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему либо не скрывается. В качестве средств

влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п.

Манипулятивное общение сходно с императивным. Манипуляцию и импера тив объединяет стремление добиться кон троля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что при манипулятивном типе партнер по обще нию не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменя ются другими. При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он явля ется носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

Нередко человек в конечном итоге сам становится жертвой собственных мани пуляций. Самого себя он тоже восприни -мает как фрагмент, руководствуется лож ными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отно шение к другому приводит к разрушению доверительных связей, построенных на дружбе, товариществе, взаимной при вязанности. Императивная и манипуля тивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Диалогическое общение является аль тернативой императивному и манипуля тивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Диалог возможен лишь в случае соблю -дения ряда правил взаимоотношений:

— психологический настрой на эмоцио -нальное состояние собеседника и собствен -ное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т.е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);

— доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип довери тельности);

— восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритет ности);

— общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);

— разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авто ритеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифи цирования общения)1.

По своему назначению общение много функционально. Выделяются 5 основных функций.

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.

3. Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с дру гими мы можем понять, познать и утвер дить себя в собственных глазах.

4. Функция организации и поддержа -ния межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанав ливаем эмоциональные отношения, при чем один и тот же человек в разных ситуа циях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отно -шения встречаются в профессиональном общении и накладывают на деловые отно шения военнослужащих особый отпечаток.

5. Внутриличностная функция обще ния — это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые поступки.

Структура общения состоит из 3 взаи мосвязанных сторон: 1) коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по обще нию, передаче и приеме знаний, мнений, чувств; 2) интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимо -действия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, иде ями, но и действиями; 3) перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Коммуникативными качествами явля ются уважительность, доступность, при влекательность, внимательность, справед ливость, дипломатичность, доброжела тельность и др. Развитие коммуникативных качеств офицера является важнейшей зада чей всего процесса воспитания и обучения в рамках повседневной и боевой деятель ности.

1 Лавриненко В.Н.Психология и этика делового общения. — 2- е изд., перераб. и доп. — М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.