известия вгпу
Pravitel'stva RF ot 4 okt. 2000 g. № 751. URL: https:// rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (data obrashhenija: 16.04.2018).
11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ (poslednjaja redakcija). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 16.04.2018).
12. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture: utv. VS RF 09 okt. 1992 g. № 3612-1) (red. ot 05 dek. 2017 g.). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1870/ (data obrashhenija: 17.04.2018).
Ethno-pedagogical features of intercultural communication of youth
The article deals with the issue of ethno-pedagogical features of intercultural communication of the youth. It describes the features of the main regulatory and methodological documents that reveal the process of ethnopedagogization in education.
Key words: ethnopedagogic features, intercultural communication, youth, ethnopedagogization, ethnicity, tolerance.
(Статья поступила в редакцию 01.06.2018)
в.в. путиловская, в.я. семенов
(Волгоград)
музыкальное образование детей разных национальностей: Этнокультурный и тендерный аспекты
Дано определение понятию «культура межнационального общения», выделены уровни воздействия одной культуры на другую в процессе межкультурного взаимодействия детей разных национальностей, описаны формы музыкального образования детей различных национальностей.
Ключевые слова: культура межнационального общения, общее музыкальное образование, обучение детей различных национальностей, эт-нокультура, гендерный подход.
В настоящее время проблема межнационального общения актуальна как никогда. В современных российских общеобразовательных школах обучаются дети разных нацио-
нальностей и большая часть их - это дети беженцев, жителей бывших союзных республик, а также государств, в которых происходят вооруженные конфликты. Для успешной реализации образовательного процесса и снижения количества возможных конфликтных ситуаций, возникающих на межэтнической основе, необходимо закладывать в детях положительное отношение к культурам различных народов. В связи с этим возникает острая потребность в возрождении системы этнокультурного образования.
Необходимость знакомства детей школьного возраста с народной культурой отражена в ряде нормативных документов, современных концепций и национальных проектов: закон об образовании Российской Федерации и Национальная доктрина образования в российской Федерации нацеливают на формирование патриотизма и бережного отношения к культуре своего народа, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования провозглашает идею погружения в культурные традиции своего народа.
Межкультурное и межнациональное общение создает новые формы коммуникации и способствует приобретению положительных результатов деятельности в том случае, если это общение основывается на знаниях психологических особенностей культуры. В иной ситуации возникают конфликты, а межнациональное общение превращается в негативное. Негативными проявлениями общения являются грубость, неуступчивость, а главное, национальное высокомерие и превосходство, которое проявляется в том, что кто-то восхищается успехами своего народа, своего государства или населенного пункта, не признавая, что эти успехи являются результатом труда многих народов. Сложную структуру в таких условиях имеют и гендерные отношения, которые дифференцированы в зависимости от принадлежности к тому или иному классу, этнично-сти, национальности, религиозному вероисповеданию и другим социальным группам, дающим основания для существования коллективных идентичностей. Мальчики и девочки подвергаются специфическому давлению со стороны своих этнических сообществ, перед ними ставятся разные «национальные задачи». В связи с этим гендер не может анализироваться без учета его этнической составляющей, равно как и этничность не может изучаться без учета гендерной композиции этноса.
О Путиловская В.В., Семенов В.Я., 2018
В школьном возрасте конфликты на национальной почве возникают не реже, чем во взрослом обществе. Современные школьники ярче понимают свою национальную идентичность, в отличие от своих сверстников второй половины прошлого века. В связи с этим важным становится обучение молодого поколения положительному отношению к различным национальным традициям и одновременно бережному отношению к культуре своего народа. Проблемы общения подрастающего поколения различных национальностей имеют колоссальную значимость для нашего государства - одной из крупнейших многонациональных стран мира. Важной целью воспитания и образования в таком случае становится формирование культуры межнационального общения.
Говоря о диалоге культур, стоит обратиться к понятию «межкультурная коммуникация». По определению А.П. Садохина, межкультурная коммуникация представляет собой «совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам» [2, с. 21]. Ряд исследователей понимает под межкультурной коммуникацией «контакт двух или более культурных традиций (канонов, стилей), в ходе и результате которого контрагенты оказывают существенное взаимное влияние друг на друга, в соответствии с характером этого влияния определяется тип межкультурного взаимодействия» [5, с. 17].
Основу воспитания культуры межнационального общения в системе любого образования составляют принципы, способствующие преодолению этноцентризма и формированию знаний, умений, отношений, необходимых для разумного решения межнациональных проблем. Говоря о культуре межнационального общения, мы имеем в виду особый момент проявления культуры как уникального общественно-исторического события. Все, из чего состоит общая культура, напрямую или косвенно сказывается на культуре межличностных и межнациональных отношений как морально-этической форме проявления внутренней общей культуры. Современные психологи отмечают, что «культура межнационального общения - это качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур; способность учитывать их национальную специфику; деликатность, терпимость в любых ситуациях; дан-
кие науки -
ное качество представляет систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей и вероисповедания» [5, с. 29].
Выделим главные элементы, входящие в понятие «культура межнационального общения»:
• этика межнационального поведения -уважительное отношение к другим народам без национального высокомерия и превосходства;
• тактичность в подходе к национальным различиям (необходимо помнить, что люди одной национальности разные, а иностранцы в большинстве случаев, особенно вне своей страны, испытывая ностальгические чувства, стараются особо чутко чтить и сохранять свои национальные традиции, о чем свидетельствуют их одежда, поведение, этикет, обычаи и пр.);
• психологическая предрасположенность человека к восприятию традиций и особенностей других наций (здесь важно понимание и уважение, стремление понуждать себя проникнуться культурой другого народа, понять и принять ее особенности).
Нами выделен ряд уровней воздействия одной культуры на другую в процессе межкультурного взаимодействия детей разных национальностей:
• биологический - воздействие определенных ритмов, характерных для той или иной народной культуры;
• психологический - демонстрация различных поведенческих установок, отраженных, в частности, в народной хореографии;
• социальный - воздействие с помощью трансляции различных форм этнического группового поведения, отношения меньшинства и большинства, отношений лидера и общества в целом.
Формирование у человека сознания общности исторических судеб всех народов нашего государства, чувства единой семьи народов - вот что должна включать в себя культура межнационального общения, где знания о происхождении и своеобразии народов, с которыми мы вместе живем, этикета, традиций, обряда, быта представляют особую значимость. Способность находить привлекательное для себя в культуре другого народа, в дру-
известия вгпу
гой религии через знания, кругозор, чувственную сферу и есть подход к взаимодействию и пониманию.
Нельзя не отметить воспитательный потенциал народной культуры. Концептуальные положения духовно-нравственного воспитания, основанного на традиционной народной культуре, характеризуются такими понятиями, как взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Отметим, что под термином традиционная культура мы понимаем культуру, основанную на многовековых традициях народа.
Основой положительного межкультурного взаимодействия выступают невербальные средства коммуникации: мимика, движение тела, глаз, рук, подающие определенные сигналы, передаваемые в ходе общения слова. Выделим совокупность ситуаций этнокультурного развития детей в условиях занятий музыкальным фольклорным творчеством. Логика этапов формирования интереса детей средствами народной культуры и фольклора обусловлена последовательностью выделенных ситуаций. Сюда мы относим следующие ситуации:
• собственных проб, в которой ребенок переходит от освоения произведений музыкального фольклора к первым самостоятельным шагам и получает признание по поводу своих первых успехов в данной художественной области;
• открытия музыкального фольклора как самоценной сферы художественного творчества, как нового и увлекательного приложения своих творческих сил;
• становления личностной позиции в области занятий музыкальным фольклором, что выражается в обретении устойчивого интереса к данной художественной сфере;
• превращения интереса к фольклорному творчеству в доминанту творческого развития ребенка, что выражается в осознании занятий в творческом коллективе как доминирующей сферы его самореализации.
Обратимся к формам музыкального образования детей различных национальностей. Богатым дидактическим потенциалом, несомненно, обладают игры различных народов. Народные игры могут выступать в роли раз-миночного или организационного фрагмента урока, а также его завершения. Их использование поможет ребятам отвлечь внимание, отдохнуть, развить мелкую моторику; запомина-
ние простого текста тренирует память, а простые музыкальные попевки, используемые в играх, помогают развитию музыкального слуха, интонации и импровизации. Отличительная особенность народных игр заключается в народной мудрости, они учат ребят справедливости, честности - это прекрасная школа сотрудничества, где дети учатся радоваться успеху сверстника, переносить свои неудачи. Игры прививают навыки старания, усердия, так необходимые учащимся начальной школы. Использование народных игр с тендерными ролями («Селезень утицу догонял», «Шел король по лесу, нашел себе принцессу», «Купец и невеста» и др.) помогает продемонстрировать детям, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе.
Особую нишу среди многообразия жанров фольклора занимают песни и танцы. Основу детского фольклора составляют хороводно-плясовые, плясовые, календарные обрядовые, шуточные (игровые, диалоговые) песни для девочек и мальчиков, воинские (строевые и походные) для мальчиков, хороводные для девочек. Традиционные танцы «Полька», «Краковяк», «Карапет», «Казачок», «Казачий галоп» и др. могут разучиваться в облегченном варианте. Для разнообразия и в подготовках к народным праздникам вводятся хороводы, сопровождающиеся народными наигрышами и пением самих ребят. Во время исполнения плясовых песен поощряется приплясывание, время от времени предлагается солирование, взаимодействие детей в парах, проходки, переплясы и пр. Вступая в сложный процесс взаимодействия во время исполнения хореографического номера, девочки и мальчики различных национальностей учатся общаться друг с другом по средствам невербального общения, при этом у каждого из них есть своя гендерная роль, обусловленная влиянием хореографической композиции.
Неотъемлемыми элементами занятий являются просмотр, обсуждение и инсценировка народных сказок, постановка этномузыкаль-ных спектаклей с последующим их анализом, просмотр видеозаписей с носителями традиций, где они демонстрируют культурное богатство предков. Ребята могут увидеть в записях элементы быта, одежду, обустройство и убранство жилищ. Видеоматериалы и фотографии, привезенные из фольклорных экспедиций, вызывают интерес к традиционной культуре, прививают чувства патриотизма,
любви к малой родине и своей истории. Просмотр видеоматериалов можно использовать в качестве замены игровой деятельности. На занятиях музыкой важно комбинировать фольклор с привычными компонентами урока, такими как слушание, разучивание песен по программе и подготовка к внеклассным мероприятиям. Это избавит от утомляемости, разнообразит программу и будет способствовать разностороннему развитию личности ребенка.
Школьники, узнавая праздники и традиции народов, живущих рядом, постепенно начинают проявлять интерес к истории своего народа, к его бытовым и духовным традициям. Положительные плоды приносит воспитание в пространстве традиций, т. е. организация жизнедеятельности, осуществляемой при взаимодействии культуры и образования, воспи-туемых и воспитателей, а также самих воспи-туемых друг с другом как полноправных субъектов освоения идеалов, ценностей, стереотипов духовного наследия прошлого. В рамках воспитания в пространстве традиций педагог организует знакомство обучающихся с культурами иных народов. Например, внеклассные мероприятия в формате национального праздника, в национальных костюмах, с блюдами национальной кухни, рассказами о традициях народа, играми и забавами.
Кратко поделимся своим опытом в проведении подобных мероприятий. С 2011 г. в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ) проводится Открытый конкурс-фестиваль «Праздники и традиции народов России». Учредителями и организаторами этого проекта являются ВГСПУ, факультет исторического и правового образования ВГСПУ, Центр культуры и досуга. Ежегодно в конкурсе принимают участие академические группы, сборные команды студентов и магистрантов нашего университета, студенческие творческие коллективы и представители студенческой молодежи университетов и учащиеся школ города Волгограда.
В муниципальном образовательном учреждении «Средняя школа № 128 Дзержинского района Волгограда» традиционной стала декада семьи и школы, в рамках которой учащиеся вмести со своими семьями демонстрируют особенности национальной кухни, традиционные костюмы, танцы и песни. Отличительной особенностью проведения данной декады является участие родителей, т. к. именно они в первую очередь должны быть привлечены к
кие науки -
проблеме возрождения родного языка и этнической культуры в условиях полиэтнической школы. Если ребенок находится в иноязычном окружении, важно, чтобы его родители не только принимали активное участие в приобщении детей к родному языку при общении в семье, но и привили интерес к своим традициям, читали фольклорные произведения, пели, играли в игры и пр. Первые образы типичного мужчины или женщины ребенку также дает семья. Что за образ для подражания будет продемонстрирован, зависит от типа и вида семьи, представлений членов семьи о роли и месте женщины и мужчины в обществе, значимости культурных норм и требований, которых придерживаются члены семьи и которые культивируются в ней
Данные мероприятия преследуют цель воспитания толерантного отношения к культурным различиям, эстетического вкуса и активизации воспитательной деятельности факультетов / институтов педагогического университета, создания благоприятной и эффективной основы в рамках конкурса-фестиваля для обмена творческим опытом, а также знакомства с певческими, танцевальными и обрядовыми традициями народов России и народов, проживающих на территории России.
Вовлечение детей в традиции своей народной культуры в современных российских полиэтнических образовательных учреждениях, на наш взгляд, будет идеальным при создании непрерывной системы образования, во взаимосвязи всех педсистем: дошкольного образовательного учреждения, школы (гимназии, лицея), училища (колледжа), системы дополнительного образования, школы выходного дня (воскресной школы).
Таким образом, музыкальное образование детей разных национальностей основывается на принципах, способствующих преодолению этноцентризма и формированию знаний, умений, отношений, необходимых для разумного решения межнациональных проблем. к основным формам музыкального образования детей разных национальностей относятся народные игры, внеклассные и внешкольные мероприятия в форматах национальных праздников, участие в народных играх, исполнение народных песен и танцев. У мальчиков и девочек в процессе исполнения народных песен и танцев в рамках народной игры, а также участия в национальных фестивалях четко формируется представление о своей гендерной роли в обществе. Гендерная роль в данном случае об-
известия вгпу
условливается влиянием традиционной культуры общества и вместе с тем учитывает необходимость сочетания в личности мужских и женских качеств для успешного развития и реализации обучающегося в социуме. Основная задача педагога заключается в стремлении к тому, чтобы учащиеся, не принадлежащие к народам, традиционно проживавшим в данной местности, хорошо знали историю и культуру коренных для данного региона народов, их этнографию, деятелей культуры, искусства, науки, спорта и др.
список литературы
1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. СПб.: Изд-во «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009.
2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садо-хин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3. Путиловская В.В. Образовательные программы по духовно-нравственному и художественно-эстетическому направлению. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. Ч. 2.
4. Семенов В.Я. Особенности гендерного подхода в музыкальном образовании школьников // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 8 (121). С. 50-54.
5. Ярмахов Б.Б. Межкультурная коммуникация: аспект социальной идентичности // Коммуникация: теория и практика в различных социальных
контекстах. Пятигорск: дрозд, 2002.
* * *
1. Afanas'eva A.B. Jetnokul'turnoe obrazovanie v Rossii: teorija, istorija, konceptual'nye osnovy. SPb.: Izd-vo «Universitetskij obrazovatel'nyj okrug Sankt-Peterburga i Leningradskoj oblasti», 2009.
2. Grushevickaja T.G., Popkov V.D., Sadohin A.P. Osnovy mezhkul'turnoj kommunikacii: uchebnik dlja vuzov / pod red. A.P. Sadohina. M.: JuNITI-DANA, 2003.
3. Putilovskaja V.V. Obrazovatel'nye program-my po duhovno-nravstvennomu i hudozhestven-no-jesteticheskomu napravleniju. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2008. Ch. 2.
4. Semenov V.Ja. Osobennosti gendernogo pod-hoda v muzykal'nom obrazovanii shkol'nikov // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 8 (121). S. 50-54.
5. Jarmahov B.B. Mezhkul'turnaja kommunika-cija: aspekt social'noj identichnosti // Kommunikacija: teorija i praktika v razlichnyh social'nyh kontekstah. Pjatigorsk: Drozd, 2002.
Musical education of children of various nationalities: ethno-cultural and gender aspects
The article deals with the concept "culture of international communication", describes the levels of influence of one culture on another in the process of intercultural communication of children of various nationalities, the forms of musical education of children of various nationalities.
Key words: culture of interethnic communication, general musical education, education of children of various nationalities, ethnic culture, gender approach.
(Статья поступила в редакцию 10.05.2018)
A.А. лОщилОВА (дзержинск)
н.Ф. винокурова
(нижний новгород)
B.А. ШЕМАнАЕВ (Арзамас)
технология формирования экологической ответственности учащихся при изучении курса «география России» на уроке по Фгос
Раскрыта проблема формирования экологической ответственности у школьников при изучении курса «География России», обусловленная ориентацией современного образования на личностное развитие учащихся, а также тенденцией интеграции в его содержание вопросов устойчивого развития. Обосновываются последовательность и технология формирования экологической ответственности, представлены методические рекомендации по реализации технологии на уроке по ФГОС.
Ключевые слова: экологическая ответственность, география России, урок по ФГОС, устойчивое развитие, система ответственных дел.
Приоритетность проблемы формирования экологической ответственности обусловлена общемировой тенденцией интеграции вопросов устойчивого развития в структуру наци-
© Лощилова А.А., Винокурова Н.Ф., Шеманаев В.А., 2018