Научная статья на тему 'Культура образовательной организации как интегративное свойство ее воспитательной системы: обзор публикаций научной школы Л. И. Новиковой'

Культура образовательной организации как интегративное свойство ее воспитательной системы: обзор публикаций научной школы Л. И. Новиковой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / CULTURE OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / НАУЧНАЯ ШКОЛА / RESEARCH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакурова М.В.

В статье обосновывается необходимость и возможность анализа культуры образовательной организации как результата интеграционных процессов, инициируемых проектированием, построением, развитием воспитательной системы. Культура образовательной организации, ее обновление может рассматриваться как новообразование воспитательной системы, свидетельствующее о стремлении системы к целостности. Выделены особенности подхода научной школы Л. И. Новиковой к анализу воспитательных систем, определяющих своеобразие характеристики элементов культуры образовательной организации. К таковым можно отнести: внимание к управлению воспитательной системой как механизму культурных изменений; заданную идеализацию установок и образцов в сочетании с максимальным приближением к педагогической реальности образовательной организации; влияние процессов самоорганизации, образования общности, взаимодействия сообществ; личность как базовую ценность культуры образовательной организации в воспитательных системах гуманистического типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of the Educational Organization as Property of Integration of its Educational System: the Review of Publications of Research School of L. I. Novikova

In article necessity and possibility of the analysis of culture of the educational organization as result of the integration processes initiated by designing, construction, development of educational system is proved. The culture of the educational organization, its updating can be considered as the new growth of educational system testifying to aspiration of system to integrity. Features of the approach of research school of L. I. Novikova to the analysis of the educational systems defining an originality of the characteristic of elements of culture of the educational organization are allocated. To that it is possible to carry attention to management of educational system as to the mechanism of cultural changes; the set idealization of installations and samples in a combination to the maximum approach to a pedagogical reality of the educational organization; influence of processes of self-organizing, formation of a generality, interaction of communities; the person as base value of culture of the educational organization in educational systems of humanistic type.

Текст научной работы на тему «Культура образовательной организации как интегративное свойство ее воспитательной системы: обзор публикаций научной школы Л. И. Новиковой»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 37.0+316.7

Шакурова Марина Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, shakurova@mail.ru, Воронеж

КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ СВОЙСТВО ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Л. И. НОВИКОВОЙ1

К 100-летнему юбилею академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л. И. Новиковой

Аннотация. В статье обосновывается необходимость и возможность анализа культуры образовательной организации как результата интеграционных процессов, инициируемых проектированием, построением, развитием воспитательной системы. Культура образовательной организации, ее обновление может рассматриваться как новообразование воспитательной системы, свидетельствующее о стремлении системы к целостности. Выделены особенности подхода научной школы Л. И. Новиковой к анализу воспитательных систем, определяющих своеобразие характеристики элементов культуры образовательной организации. К таковым можно отнести: внимание к управлению воспитательной системой как механизму культурных изменений; заданную идеализацию установок и образцов в сочетании с максимальным приближением к педагогической реальности образовательной организации; влияние процессов самоорганизации, образования общности, взаимодействия сообществ; личность как базовую ценность культуры образовательной организации в воспитательных системах гуманистического типа.

Ключевые слова: образовательная организация, воспитательная система, культура образовательной организации, интеграционные процессы, научная школа.

Современная социокультурная ситуация развития отечественного образования, общества в целом обуславливает повышенное внимание к воспитательным явлениям, процессам, системам. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [18]). Использование в новых социокультурных условиях признанных теорий в сфере воспитания, их развитие с учетом актуальных теоретико-методологических основ позво-

лит модернизировать и повысить эффективность существующих воспитательных практик. К числу получивших признание как научного сообщества, так и массовой практики в сфере образования можно отнести теорию воспитательных систем, разработанную в научной школе академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Людмилы Ивановны Новиковой и члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Наталии Леонидовны Селивановой (далее по тексту - научная школа Л. И. Новиковой).

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-013-00613а «Социально-педагогические детерминанты формирования интегративных свойств воспитательных систем».

В конце 1980-х - начале 1990-х годов в сложной ситуации оказалась педагогическая теория, которая столкнулась с неприятием отдельных своих постулатов (идеи о незыблемых ценностях, предлагаемых в рамках моноидеологии; приоритета коллективизма над индивидуализмом; представлений об общественной активности как ведущего элемента в становлении человека-гражданина и т. п.). Как следствие, снизился интерес к разработке проблем воспитания. На этом фоне научная школа Л. И. Новиковой сохраняет активность в изучении воспитательных явлений и процессов, предлагает ряд кардинальных решений общенаучного и методологического плана, продвигающих теорию воспитания и позволяющих заявлять базовые положения самостоятельной теории воспитательных систем. Как отмечают А. В. Мудрик и Н. Л. Селиванова, «своеобразным брэндом Л. И. Новиковой (как сейчас принято говорить) стала разработка идей теории воспитательных систем, которые впоследствии послужили основой для создания концепции воспитательного пространства. Вернуться к идее системности в воспитании (первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 70-е годы ХХ столетия Ф. Ф. Королевым, А. Т. Куракиным, А. В. Мудриком, Л. И. Новиковой) Л. И. Новикову заставила возникшая в 90-е годы ситуация поиска неких универсальных методик в обучении и воспитании, которые, по мнению их авторов, практически гарантировали решение проблем в этих областях» [11, с. 7].

В теории воспитательных систем нашел развитие вывод о продуктивной интеграции компонентов, составляющих воспитательную систему, следствием которой становятся различные новообразования. В ставшем классическим определении воспитательной системы в качестве таковых называются образ жизни коллектива, его психологический климат [3, с. 30]. Эти и иные новообразования не только

самоценны, но и служат индикаторами нарастающей целостности воспитательной системы. В силу избранной логики изучения системных явлений в воспитании эти новообразования, равно как и процесс их зарождения, объективизации, трансформации до настоящего времени не входил в число приоритетных направлений исследования специалистами научной школы Л. И. Новиковой. Обращение к указанному спектру вопросов было инициативным и разрозненным, что обусловило необходимость специального обращения к указанной проблематике, систематизации уже имеющихся научных представлений в контексте теории воспитательных систем.

Очевидно, что большинство новообразований как результатов интеграционных процессов в рамках образовательной организации есть ответ системы на стоящие перед ней задачи [7, с. 13-14]. Ведущим механизмом, обеспечивающим интеграцию, по мнению В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, выступает управление воспитательной системой «как трехаспектный процесс: управление процессом ее развития как целостной системы, управление, нацеленное на создание и укрепление этой целостности, и управление корректирующее (весьма условное название), направленное на включение каждого ребенка и взрослого в систему коллективных отношений в наиболее для него благоприятной позиции» [7, с. 15-16]. Управление вносит и удерживает элементы упорядоченности, в том числе, переформатируя в русле развивающийся воспитательной системы отдельные базовые характеристики образовательной организации. Именно с этих позиций уместно относить к числу новообразований культуру образовательной организации.

Специально вопрос культуры образовательной организации в контексте теории воспитательных систем представителями научной школы Л. И. Новиковой не рассматривался. Вместе с тем целый ряд ба-

зовых выводов имплицитно относят нас к отдельным проявлениям данного явления в жизнедеятельности образовательной организации. Так, П. В. Степанов отмечает: «В школе как воспитательной системе считается, что порядочность, интеллигентность, благородство гораздо важнее академических знаний. А потому приоритетной целью признается здесь создание благоприятных условий для развития ценностных отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе» [17, с. 24]. У А. В. Мудрика читаем: «Изо дня в день в процессе выработки, совершенствования, реализации идеального образа будущего организации вовлекается все большее количество ее членов. В соответствии с образом будущего планируются и реализуются элементы быта, содержание и формы жизнедеятельности, формируются отношения между членами организации. Со временем часть из них, "отобранных жизнью", "затвердевают", превращаются в традиции, на их базе складывается поле интеллектуально-морального напряжения коллектива (его ценностные ориентации, нормы поведения, представления о допустимом и недопустимом во взаимоотношениях и т. д.» [10, с. 161].

В центре нашего внимания будет понимание культуры образовательной организации как набора «базовых представлений, поведенческих норм и артефактов, базирующихся на присущей сообществу организации системы ценностей, социальном партнерстве и социально-этической ответственности, определяющий поведение сообщества и характер его деятельности» [8]. Уточним, что исследовательский интерес в данном случае вызывает «узкое» толкование культуры. Отметим при этом, что широкий контекст понимания «культуры» закономерно удерживается представителями научной школы Л. И. Новиковой, в частности, в понимании самого понятия «воспитание» [16, с. 8-9]; трактовке базовых методологических подходов, на ко-

торые опирается теория воспитательных систем [14, с. 7-13; 15]; опоре на принцип культуросообразности воспитания [14, с. 28]; обращении к пониманию детства как элемента культуры [5]; введении понятия «гуманистическая воспитательная система» и использования «для построения типологии воспитательных систем <...> параметра ценности» [2]; разработке вопросов аксиологии воспитания [6] и т. п.

Особенности понимания культуры образовательной организации в контексте теории воспитательных систем связаны, с одной стороны, с пониманием процесса развития воспитательной системы как самоорганизующейся [7, с. 17]; с другой стороны, с признанием своеобразия детской жизнедеятельности («внутренней жизни детей», неорганизованной общности) в рамках образовательной организации, многие из которых слабо управляемы или неуправляемы. М. В. Воропаев подчеркивает: «Л. И. Новикова и ее ученики начали изучать особенности воспитательной системы как системы неравновесной и тем самым определили стихийность как неотъемлемое свойство воспитательных систем» [1, с. 16].

Как следствие, культура образовательной организации предстает в единстве субкультур, соприкасающихся в рамках повседневной реальности детско-взрослой общности [19; 20], культурных выборов микрогрупп, а также направленно формируемой культуры единого коллектива. Л. И. Новикова вводит понятие «поле интеллектуально-морального напряжения», с помощью которого можно неформально взглянуть на общешкольный коллектив, его влияние на развитие личности всех его участников. «В нашем понимании поле интеллектуально-морального напряжения (или просто "поле коллектива") - особое интегральное свойство, характеризующее состояние коллектива как целостной системы. Выражая складывающиеся в коллективе отношения, нормы поведения,

ценности, установки, общественное мнение, поле является одной из основных характеристик как субъекта воспитания, ибо эти образования действуют на ребенка не как отдельные факторы, а в определенной целостности. <.. .> На практике о поле того или иного коллектива можно судить по его ценностным ориентациям, общественному мнению, традициям поведения, эмоциональному настрою. Его основу составляют морально-интеллектуальное содержание, стиль и тон деловых и избирательных отношений; его направленность проявляется в общественном мнении, в ценностных ориентациях; устойчивость обеспечивается коллективными традициями» [11, с. 48].

Культура образовательной организации должна формироваться как личностно-центричная, поскольку именно личность выступает целью, объектом, субъектом и результатом воспитания [9]. При этом особое внимание в контексте воспитательной системы уделяется отношениям как образующим и поддерживающим культурные характеристики. «В рамках школьной воспитательной системы в процессе деятельности и внедеятельностного, свободного общения складываются определенные отношения между детьми и различными их общностями, между детьми и взрослыми (педагогами, родителями). <...> Чтобы стать гуманистом, ребенок должен получить опыт отношений, основанных на взаимной помощи, взаимной ответственности, взаимопонимании, терпимости и уважении» [9, с. 276-277]. Вместе с тем воспитательная система выстраивается целенаправленно [7; 17], уточняются и культивируются отношения определенного типа: «В школе как воспитательной системе пытаются создать атмосферу идеальных (или хотя бы приближенных к ним) отношений между людьми - может быть, даже такую, которую ребенок в будущем больше никогда не встретит. Школа воспитания, как правило, характеризуется особой атмосферой романтики. Здесь одина-

ково развиты и деловые, и неформальные отношения между детьми и взрослыми. <.> Здесь превалируют коллективистские отношения, сотворчество, сотрудничество, сопереживание, событие детей и взрослых. <...> Полученный в школе опыт проживания в таком справедливом сообществе может стать для ребенка неким образцом для выстраивания собственных отношений к миру, к людям, к себе и за пределами школы» [17, с. 25-26].

Образовательная организация открыта, в силу этого ее культура зависима от средо-вых влияний. «Ребенок как личность формируется и развивается не только под влиянием системы школы, но и под влиянием окружающей школу среды. В этой среде много негативных явлений, привлекающих внимание и побуждающих любопытство. В итоге нередко получается, что школа с ее воспитательной системой, творческими делами, гуманистическими отношениями, классической культурой вступает в конкуренцию с яркой, пестрой, необычной средой с ее запредельными моральными и ультрасовременными "ценностями"» [11, с. 226-227]. Процесс формирования и развития воспитательной системы учитывает средовые влияния, более того, в теории воспитательных систем освоенная образовательной организацией среда выступает полноправным компонентом. И именно в оценке этого компонента действительностью становится тезис о педагогизации среды. В научной школе Л. И. Новиковой для понимания действенных механизмов педагогизации вводится понятие «воспитательное пространство», разрабатывается концепция воспитательного пространства, анализируются и моделируются соответствующие практики [13; 17].

Базовые характеристики культуры образовательных организаций представлены в описаниях воспитательных систем, неоднократно предпринимаемых членами научной школы Л. И. Новиковой [4; 7]. Именно в описаниях становятся очевидны контуры

культуры образовательной организации, в которой формируется или развивается воспитательная система. В качестве примера приведем подборку описаний, иллюстрирующих доминирующую ценностную установку в той или иной образовательной организации, поддерживаемую практикой построения и развития воспитательной системы.

В московской школе № 825 концепция школы, ее цель, системообразующая деятельность и культивируемые отношения концентрируются вокруг «проекта общечеловеческих ценностей, разработанного В. А. Караковским и включающего в себя такие ценности, как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, культура. В педагогическом плане этот проект привлекателен тем, что в нем ценности представлены как объекты ценностного отношения, они легче «схватываются» сознанием и более адекватны к опредмечиванию, чем, скажем, такие аксиологические понятия, как Добро, Истина, Красота» [4, с. 5-6].

Пушкинская школа в г. Новомосковске Тульской области наполняет повседневную реальность школы пушкинским наследием через установки на «укрепление национальных корней, национальной самобытности посредством приобщения детей к русской национальной культуре, в центре которой стоит А. С. Пушкин» [4, с. 30] и культивирование традиционных дел (событий). «В школе стремятся к тому, чтобы в каждом из этих коллективов ребенок мог получить то, что С. С. Гейченко называл «пушкинской прививкой». Каким бы непродолжительным ни было событие, собравшее вместе нескольких детей, здесь создаются такие условия, когда не "про-

питаться" Пушкиным ребенок не может. И именно эта духовная "пропитка" и объединяет собравшихся» [4, с. 39].

В лицее № 87 имени Л. И. Новиковой Нижнего Новгорода выстраивается воспитательная система, системообразующим видом деятельности которой выступает интеллектуальное творчество. Как следствие, «чрезвычайно важно признание общей ценности знания как ресурса развития ребенка и педагога. <.> Концепция воспитательной системы основывается на претворении в жизнь ценности "сильный ум должен быть воспитан"» [4, с. 62].

Подобные подборки можно сделать, задав в качестве определяющего такие составляющие культуры образовательной организации, как традиции образовательной организации, нормы жизнедеятельности, нормы самоуправления, ожидания сообщества и т. п.

Таким образом, мы можем констатировать имплицитно содержащуюся в теории воспитательных систем установку на выделение и описание новообразований, возникающих в результате интегративных процессов, объединяющих в целостность базовые компоненты воспитательной системы. Одним из таковых новообразований выступает культура образовательной организации. Представители школы Л. И. Новиковой характеризуют ее через призму методологии и концептуального своеобразия, свойственной данной научной школе. Как следствие, много внимания уделяется самоорганизации, коллективо-образованию и складыванию различных общностей, интеллектуально-моральному полю сообщества образовательной организации и доминированию ценностно наполненных отношений.

Библиографический список

1. Воропаев М. В. К проблеме онтологии С. 15-23. стихийности // Стихии, стихийность и сти- 2. Воропаев М. В. Теоретические основы по-хиальность в образовании: сборник научных строения типологии воспитательных систем: ав-статей. - Нижний Новгород: Растр-НН, 2007. - тореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 48 с.

3. Григорьев Д. В. Перспективы развития теории воспитательных систем // Научное наследие академика Л. И. Новиковой: классика и современность: сб. материалов I областных Новиковских чтений (14-15 марта 2007 г., Тула). - Тула: ИПКиППРО ТО, 2008. - С. 29-40.

4. Гуманистические воспитательные системы сегодня: сб. статей / ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. - М.: Виарт, 2011. - 296 с.

5. Демакова И. Д. Педагогическое управление процессом гуманизации пространства детства // Управление в сфере воспитания: генезис, идеи, теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Тверь, 21-23 ноября 2012 г.). - Тверь: Виарт, 2012. - С. 53-58.

6. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса [Электронный ресурс]. - URL: http://mognovse.ru/wbv-v-a-karakovskij-state-chelovekom.html (дата обращения: 28.10.2017).

7. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.

8. Ладыгин О. О. Корпоративная культура организаций в системе ценностей современной России: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -М., 2014. - 22 с.

9. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания / ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. - М.; Тверь: ИПФ «Виарт», 2004. - 336 с.

10. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сласте-нина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

11. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. - М.: ПЕР СЭ, 2010. - 336 с.

12. Развитие личности школьника в воспи-

тательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н. Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 284 с.

13. Селиванова Н. Л., Баранова Н. А., Баранов А. Е., Шакурова М. В. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография. - М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. - 192 с.

14. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П. В. Степанов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 32 с.

15. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. науч. статей / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев, ред. Е. И. Соколова. - Пермь: Пермский областной институт повышения квалификации работников образования, 2001. - 201 с.

16. Современный образовательный процесс в образовательной организации: в 2 ч. / под ред. И. В. Руденко, Л. В. Алиевой. - Ч. 2: Словарь-тезаурус ключевых понятий. - Тольятти: Кассандра, 2015. - 63 с.

17. Степанов П. В. Развитие школы как воспитательной системы. - М.: Педагогический поиск, 2009. - 240 с.

18. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 28.10.2017).

19. Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность и ее роль в воспитании школьника // Воспитание в контексте междисциплинарного подхода: материалы вторых Всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию Л. И. Новиковой (г. Владимир, 12-16 октября 2009 г.) / под ред. А. В. Гаврили-на и Н. Л. Селивановой. - Владимир-М.: Изд-ль И. Шалыгина, 2009. - С. 187-192.

20. Шустова И. Ю. Фактор детско-взрос-лой общности в воспитании и развитии субъ-ектности юношества: автореф. дис. ... д-р пед. наук. - М., 2009. - 50 с.

Поступила в редакцию 10.11.2017

Shakurova Marina Viktorovna

Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Chairperson of the chair of General and Social Pedagogic, Voronezh State Pedagogical University, shakurova@mail.ru, Voronezh

CULTURE OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION AS PROPERTY OF INTEGRATION OF ITS EDUCATIONAL SYSTEM: THE REVIEW OF PUBLICATIONS OF RESEARCH SCHOOL OF L. I. NOVIKOVA

Abstract. In article necessity and possibility of the analysis of culture of the educational organization as result of the integration processes initiated by designing, construction, development of educational system is proved. The culture of the educational organization, its updating can be considered as the new growth of educational system testifying to aspiration of system to integrity. Features of the approach of research school of L. I. Novikova to the analysis of the educational systems defining an originality of the characteristic of elements of culture of the educational organization are allocated. To that it is possible to carry attention to management of educational system as to the mechanism of cultural changes; the set idealization of installations and samples in a combination to the maximum approach to a pedagogical reality of the educational organization; influence of processes of self-organizing, formation of a generality, interaction of communities; the person as base value of culture of the educational organization in educational systems of humanistic type.

Keywords: The educational organization, educational system, culture of the educational organization, integration processes, research school.

References

1. Voropayev, M. V., 2007. To a problem on-tologii spontaneity. Elements, spontaneity and stihialnost in formation: the collection of scientific articles. Nizhni Novgorod: Rastr-NN Publ., pp. 15-23. (In Russ.).

2. Voropayev, M. V., 2003. Theoretical bases of construction of typology of educational systems. Dr. Sci. (Pedag.). Moscow, 48 p. (In Russ.).

3. Grigoriev, D.V., 2008. Prospect of development of the theory of educational systems. The Scientific heritage of academician L. I. Novikovoj: classics and the present: the Collection of materials of I regional novikovskih readings, on March, 14-15th, 2007, Tula. Tula: IPKiPPRO TO Publ., pp. 29-40. (In Russ.).

4. Selivanov, N. L., Sokolova, E. I., ed., 2011. Humanistic educational systems today: the collection of articles. Moscow: Viart Publ., 296 p. (In Russ.).

5. Demakova, I. D., 2012. Pedagogical management of process of a humanization of space of the childhood. Management in education sphere: genesis, ideas, the theory and practice: materials of

the All-Russia scientifically-practical conference (Tver, on November, 21-23st, 2012). Tver: Viart Publ., pp. 53-58. (In Russ.).

6. Karakovsky, V. A. Stat the person. Universal values - a basis of complete teaching and educational process. Available at: http://mognovse. ru/wbv-v-a-karakovskij-state-chelovekom.html (accessed 28.10.2017). (In Russ.).

7. Karakovsky, V. A., Novikova, L. I., Seliva-nova, N. L., 1996. Education? Education ... Education! The theory and practice of school educational systems. Moscow: New school Publ., 160 p. (In Russ.).

8. Ladygin, O. O., 2014. Corporate culture of the organizations in system of values of modern Russia. Cand. Sci. (Philos.), 22 p. (In Russ.).

9. Selivanov, N. L., Sokolova, E. I., ed., 2004. The person of the schoolboy as the purpose, object, the subject and result of education. Moscow, Tver: IPF "Viart" Publ., 336 p. (In Russ.).

10. Mudrik, A. V., 2000. Social pedagogics: the textbook for students of pedagogical high schools. Moscow: Academy Publ., 200 p. (In Russ.).

11. Novikova, L. I., 2010. Pedagogic of education: the Selected pedagogical works. Moscow: PER SE Publ., 336 p. (In Russ.).

12. Selivanova, N. L., ed., 2001. Development of the person of the schoolboy in educational space: management problems. Moscow: Pedagogical society of Russia, 284 p. (In Russ.).

13. Selivanova, N. L., Baranova, N. A., Bar-anov, A. E., Shakurova, M. V., 2017. Educational space of high school in personal and professional formation of the student: the monograph. Moscow: FGBNU ISRO RAO Publ., 192 p. (In Russ.).

14. Stepanov, P. V., comp., 2002. The dictionary-directory under the theory of educational systems. Moscow: Pedagogical society of Russia, 32 p. (In Russ.).

15. Grigoriev, D. V., comp. and editor-in-chief, Sokolova, E. I., ed., 2001. Modern humanitarian approaches in the theory and education practice: the collection of scientific articles. Perm: Perm regional institute of improvement of professional skill of educators, 201 p. (In Russ.).

16. Rudenko, I. V., Alieva, L. V., ed., 2015.

Modern educational process in the educational organisation: in 2 parts. The Part 2: the Dictionary-thesaurus of key concepts. Tolyatti: Cassandra Publ., 63 p. (In Russ.).

17. Stepanov, P. V., 2009. Development of school as educational system. Moscow: Pedagogical search Publ., 240 p. (In Russ.).

18. Strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025 process. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospit-anie-dok.html (accessed 28.10.2017). (In Russ.).

19. Shustova, I. Ju., 2009. The children's-adult generality and its role in education of the schoolboy. Education in a context of the interdisciplinary approach: materials of the second All-Russia pedagogical readings devoted to a creative heritage of L. I. Novikovoj (Vladimir, on October, 12-16th, 2009). Vladimir, Moscow: I. Shalygina Publ., p. 187-192. (In Russ.).

20. Shustova, I. Ju., 2009. The factor of a children's -adult generality in education and development the subject of youth. Dr. Sci. (Pedag.). Moscow, 50 p. (In Russ.).

Submitted 10.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.