Научная статья на тему 'Культура обращения с огнестрельным оружием: педагогический аспект'

Культура обращения с огнестрельным оружием: педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
618
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ОРУЖИЕ / WEAPON / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY MEASURES / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ОРУЖИЯ / SOCIAL ROLE OF WEAPON / СФЕРА ОБОРОТА ОРУЖИЯ / SPHERE OF TRAFFIC IN WEAPONS / ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ / USE OF WEAPONS / НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА / JUSTIFIABLE DEFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Витольник Владимир Николаевич, Попов Антон Александрович

В статье показано понятие, содержание и значение культуры обращения с оружием. Анализируется литература по исследуемой проблеме, рассматривается уровень сформированности культуры обращения с оружием в современном обществе. Поднимается вопрос о том, что в процессе изучения учебной дисциплины «Огневая подготовка» в образовательных учреждениях курсантам необходимо прививать культуру обращения с оружием, особенно в рамках соблюдения мер безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Витольник Владимир Николаевич, Попов Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURE OF HANDLING FIREARMS: PEDAGOGICAL ASPECT

The concept, contents and value of culture of weapon handling is shown in article. Literature on the studied problem is analyzed, the level of formation of culture of weapon handling in modern society is considered. The question that in the course of studying of a subject matter "Fire preparation" in educational institutions cadets need to impart the culture of weapon handling, especially within observance of security measures is brought up.

Текст научной работы на тему «Культура обращения с огнестрельным оружием: педагогический аспект»

Рассмотрим значение каждого из указанных компонентов в системе педагогического такта.

Наблюдательность является одной из важнейших профессиональных черт педагога. Данное качество позволяет замечать, оценивать и контролировать все, что происходит в аудитории. Наблюдательный педагог может глубоко заглянуть во внутренний мир обучающихся, понять их душевное состояние, выделить их индивидуальные особенность, что позволяет подобрать наиболее верные, оптимальные в каждом конкретном случае обучающие и воспитательные средства.

Одной из необходимых черт личности для реализации педагогической деятельности является внимательность. Невнимательность педагога может привести не только к упущению реакции обучающихся на его воздействие, непониманию обучающимися информации и т.д., но и к тому, что воспитанники могут быть обижены невнимательным отношениям наставника, потерять мотивацию к изучению его предмета и тому подобное.

Педагогический такт предполагает наличие у педагога полного доверия к внутренним силам обучающихся, веры в их возможности, которая должна переноситься и на воспитанников.

Справедливость педагога должна реализовываться через чувство меры в оценивании как личностных, так и учебных достижений обучающихся. По данным социологических исследований, справедливость является доминирующим качеством, по которому обучающиеся оценивают авторитет педагога.

Важнейшими в структуре педагогического такта являются такие качества, как выдержка и самообладание, составляющие его сущностное ядро и позволяющие обрести высокий уровень педагогического мастерства путем развития собственных волевых качеств.

Выводы. Проблема формирования педагогического такта является совершенно не новой для отечественной педагогики, однако ее актуальность не снижается с течением времени, так как данное профессионально значимое качество является одним из важнейших компонентов педагогического мастерства и профессиональной компетентности учителя.

Формирование педагогического такта предполагает знание его структурных компонентов. Однако в современной педагогике не существует единого подхода к определению составляющих структуры педагогического такта.

На основе анализа научных подходов относительно сущности педагогического такта и определения его структуры мы выявили наиболее необходимые качества, которые по нашему мнению являются обязательными компонентами педагогического такта. К этим качествам мы отнесли наблюдательность, внимательность, доверие, справедливость, выдержку и самообладание, формирование которых, по нашему мнению, является необходимым условием профессиональной подготовки педагогов в высшей школе.

Литература:

1. Гусоев В.И. Проблема педагогического такта в концепции A.C. Макаренко // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2007. - № 3. - С. 27-31.

2. Денисенко С.И. Педагогический такт и его проявление в деятельности преподавателя вуза // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 16. - С. 43-50.

3. Кайдалова Л.Г. Профессиональная компетентность и имидж современного преподавателя // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - №. -С. № 1. - С. 72-75.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 19-е изд., испр. М., 1987. С. 643.

5. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

7. Страхов И.В. Психология педагогического такта. - Сартов: Изд-во Саратовского ун-та, 1965. - 282 с.

8. Тимонина И.В. Педагогическая этика: Учебно-методическое пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 136 с.

9. Якушева С.Д. Педагогическая этика как элемент мастерства преподавателя вуза // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2011. - № 64. - С. 69-79

Педагогика

УДК:378.2

доцент кафедры огневой подготовки, кандидат педагогических наук, доцент Витольник Владимир Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург);

заместитель начальника кафедры огневой подготовки Попов Антон Александрович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

КУЛЬТУРА ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье показано понятие, содержание и значение культуры обращения с оружием. Анализируется литература по исследуемой проблеме, рассматривается уровень сформированности культуры обращения с оружием в современном обществе. Поднимается вопрос о том, что в процессе изучения учебной дисциплины «Огневая подготовка» в образовательных учреждениях курсантам необходимо прививать культуру обращения с оружием, особенно в рамках соблюдения мер безопасности.

Ключевые слова: культура, оружие, меры безопасности, социальная роль оружия, сфера оборота оружия, применение оружия, необходимая оборона.

Annotation. The concept, contents and value of culture of weapon handling is shown in article. Literature on the studied problem is analyzed, the level of formation of culture of weapon handling in modern society is considered.

The question that in the course of studying of a subject matter "Fire préparation" in educational institutions cadets need to impart the culture of weapon handling, especially within observance of security measures is brought up.

Keywords: culture, weapon, security measures, social role of weapon, sphere of traffic in weapons, use of weapons, justifiable defense.

Введение. Что же мы понимаем под словом «культура»? Это слово встречается практически во всех сферах жизни и деятельности человека, в изданиях периодической печати и художественной литературе и даже на телевидении есть целый канал с аналогичным названием. Но всегда ли мы знаем, что понимается под словом «культура»? Древние под этим словом воспринимали абсолютно всё, созданное человеком. Уже в I в. до н.э. Цицерон применил понятие «культура» к человеку, после чего культура стала пониматься как образование и воспитание человека, идеального гражданина. При этом признаками культурного человека считались его добровольное самоограничение, подчинение моральным, религиозным, правовым, и другим нормам. В настоящее время насчитывается более тысячи определений понятия «культура», что не удивительно, так как культурой является весь человеческий мир, все созданное человеком. Но каждое из рассматриваемых определений не является универсальным, так как ограничивает это понятие узкими рамками исследования. Культура в широком смысле предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура духовная - «культура возделывания души».

В вопросах культуры обращения с оружием мы так же выделяем, как минимум, два аспекта. Во-первых, само по себе оружие, его разработка, конструирование, испытание и есть искусство, и оно является одним из самых древних. Во-вторых, культура обращения с оружием - это, прежде всего, отношение к оружию и использование его в точном соответствии с его целевым назначением - правильное использование (заряжание, стрельба, разряжание), вопросы мер безопасности, и приобретаемые навыки обращения с оружием.

Изложение основного материала статьи. Культура обращения с оружием должна включать не только элементарные меры безопасности, но также правильное техническое обслуживание и строгое отношение к оружию. Если человек берет в руки оружие, то он должен не только уметь с ним обращаться, должна быть культура обращения с оружием.

Есть еще один аспект - это так называемая социальная роль оружия. В вооружённом обществе это культура восприятия права другого человека быть вооружённым и применять это оружие для самообороны.

Сфера оборота огнестрельного и травматического оружия и споры о том, как повысить культуру обращения с оружием у населения не утихают ни на секунду. Оружие, призванное защищать своего владельца или предназначенное для охоты, всё чаще используется для совершения противоправных действий. Сфера оборота огнестрельного и травматического оружия требует строжайшего контроля и ужесточения правил его хранения и использования.

Использование оружия в рамках правового поля должно стимулироваться, поощряться и признаваться. Какими бы ни были штаты правоохранительных органов, в основном свои функции они начинают выполнять уже после совершенного преступления. Никаких оснований полагать, что кто-то может обеспечить повседневную безопасность человека лучше, чем он сам, пока не имеется. В России право на необходимую оборону - неотъемлемый атрибут правового статуса личности. В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ сказано, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»1.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13. 12. 1996г. №150 ФЗ "Об оружии" «граждане РФ могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья, собственности, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам»2. В общей части УК РФ необходимая оборона (ст.37 УК РФ) и крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) являются обстоятельствами, исключающими преступность деяния. «Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия»3. Крайняя необходимость (ч.1 ст. 39 УК РФ) также является обстоятельством, исключающими преступность деяния. «Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости. То есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости»4. В Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» ст. 23 (действующая редакция от 13.07.2015) сказано, что «запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции»5. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

1 Конституция Российской Федерации. Комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие и вступление в силу поправок к Конституции РФ. - М., Юрайт, 1998 - 144 с., ч. 2 ст. 45, с. 27.

2 Федеральный закон "Об оружии" от 13. 12. 1996г. №150 - ФЗ ч. 1 ст. 24

3 Уголовный кодекс Российской Федерации. - 13-е изд. М.: «Ось - 89», 2005г. 192с., ст. 37.

4 Уголовный кодекс Российской Федерации. - 13-е изд. М.: «Ось - 89», 2005г. 192с., ст. 39.

5 Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» ст. 23

Одним из шагов повышения культуры обращения с оружием должно стать нормативно правовое регулирование оборота стрелкового оружия. Вспомним Цицерона, его добровольное самоограничение, подчинение правовым, религиозным, моральным и другим нормам. Вне всякого сомнения, двойственность законопослушания, когда с одной стороны наличествует правовая норма, а с другой она неукоснительно соблюдается, остается краеугольным камнем культуры обращения с оружием.

При этом культура обращения с оружием у граждан остается крайне низкой. Это наглядно подтверждают несколько произошедших в последнее время инцидентов, когда участники свадебных торжеств открывали стрельбу на улицах крупнейших городов страны, когда с помощью оружия пытались решать споры и конфликты на дорогах, когда на охоте происходили ранения и гибель людей в результате нарушения элементарных мер безопасности. Подобные действия выходят за рамки обычного хулиганства, так как речь идет о применении травматического и огнестрельного оружия и о смертельной опасности для граждан. В криминальных сводках, чаще всего встречаются факты неправомерного применения оружия со стороны молодежи. Можно предположить, что это результат длительного отрыва российской молодежи от оружия. Система стрелковых клубов ДОСААФ России находится в упадке, поэтому стремление к владению оружием удовлетворяется в нелегальных условиях. По оценке экспертов, сегодня рынок оружия представлен в пропорции 40 к 60, где 40% занимает официально зарегистрированное оружие. Это достаточная серьезная проблема, которую не разрешить одними лишь административными ресурсами. Важно, что бы культура обращения с оружием прививалась не через компьютерные игры, которые, напротив, формируют безответственное поведение. Необходимо возрождать стрелковые секции, клубы, в средней школе обучать правилам безопасного обращения с оружием на уроках ОБЖ, факультативах, удовлетворять потребность человека в стрелковой подготовке, проводить занятия по соблюдению мер безопасности при обращении с оружием.

Кроме того общеобязательными для всех граждан и особенно, для сотрудников полиции и военнослужащих, а также других лиц чья деятельность связанна с оружием, должны стать правила культурного обращения с данным оружием, которые выступают в органическом единстве и тесно переплетаются с мерами безопасности.

Прежде всего - это четкое знание и умение выполнять действия с оружием по командам, подаваемым руководителем стрельб при проведении занятий со стрельбой, а также определение чем достигается безопасность при стрельбе и что запрещается при проведении стрельб. Все и особенно сотрудники полиции должны твердо знать, что «безопасность при проведении стрельб обеспечивается:

1. Точным соблюдением сотрудниками установленных мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

2. Правильной организацией стрельб и высокой дисциплинированностью сотрудников.

3. Четким и грамотным руководством проводимых мероприятий с оружием и стрельб.

4. Исправностью оружия, боеприпасов, имитационных средств, полигонного, тирового и противопожарного оборудования, освещения, средств усиления речи и передачи команд»6.

Наизусть знать, что «при проведении стрельб запрещается:

1. Расчехлять оружие или извлекать его из кобуры без разрешения руководителя (помощника руководителя)стрельб.

2. Направлять оружие, независимо от того, заряжено оно или нет, в сторону, где находятся люди, или в направление их возможного появления.

3. Заряжать оружие боевыми или холостыми патронами без команды руководителя (помощника руководители) стрельб.

4. Открывать и вести огонь без команды руководителя (помощника руководителя) стрельб, из неисправного оружия, в опасных направлениях, при поднятом белом флаге (фонаре) на командном пункте тира, стрельбища или полигона.

5. Оставлять оружие, боеприпасы на огневом рубеже или где бы то ни было, а также передавать их другим лицам без разрешения руководителя (помощника руководителя) стрельб»7.

В случае нарушения сотрудниками этих требований ведение огня немедленно прекращается.

Также стреляющие должны четко знать, что «разрешение на открытие огня дает только руководитель (помощник руководителя) стрельб. Стрельба прекращается по командам «Стой, прекратить огонь» или «Отбой» либо самостоятельно при:

1. При появлении на мишенном поле людей, машин, животных, а также низко летящих летательных аппаратов над районом стрельб.

2. При обнаружении неисправностей мишенного оборудования препятствующих выполнению упражнения.

3. При возникновении пожара, задержек при стрельбе, поднятии белого флага (фонаря) на командном пункте или блиндаже (укрытии), при подаче сигнала ракетой белого огня, а также при иных обстоятельствах, препятствующих выполнению упражнения стрельб»8.

Общеобязательными для всех без исключения должны стать правила культуры обращения с оружием:

1) Относится к оружию так, как будто оно всегда заряжено и готово к стрельбе.

2) Соблюдать меры безопасности, изложенные в паспорте (инструкции к оружию).

3) До и после выстрелов проверять канал ствола.

4) В случае осечки ждать 2-3 секунды во избежание "затяжного выстрела".

5) Транспортировать оружие разряженным, в специальном чехле.

6) Хранить оружие в сейфе, подальше от горючих веществ, исключить доступ других лиц.

6 «Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». п. 72.

7 «Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». п. 75.

8 «Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». п. 74

7) Запрещается наводить оружие на человека, даже если оно не заряжено.

8) Запрещается досылать патрон в патронник силой.

9) Запрещается стрелять из неустойчивых положений.

10) Запрещается использовать патроны от других моделей.

11) Запрещается использовать патроны с истекшим сроком годности.

12) Запрещается самостоятельно производить ремонт оружия.

13) Запрещается хранить оружие и патроны рядом с горючими материалами.

14) Запрещается носить оружие в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Как легко заметить все аспекты культуры обращения с оружием без самого оружия самостоятельно не возникают. Культура появляется вместе с оружием и с ним же иссякает. Культура обращения с оружием приходит с опытом. Опытные стрелки, которые постоянно связаны не с ношением, а именно обращением с оружием, обращаются с ним достаточно безопасно в силу своего профессионализма, высокой культуры обращения с ним.

Культура обращения с оружием в нашем обществе далека от совершенства. Наиболее опасна та категория людей, которая постоянно имеет дело с оружием, они свыкаются с ним, и начинают обращаться с оружием бездумно. Культура обращения с оружием не возникает на ровном месте, ее нужно воспитывать.

Выводы. Для успешного выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач, предотвращения ранений и не боевых потерь все граждане, сотрудники полиции, военнослужащие и другие лица связанные с оружием должны обладать необходимыми теоретическими знаниями, прочными навыками владения оружием и меткой стрельбы, твердо знать и выполнять меры безопасности при обращении с оружием, а также его правильного и правомерного применения при решении задач различного рода деятельности, обладать высокой культурой и ответственностью в обращении с оружием.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. Комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие и вступление в силу поправок к Конституции РФ. - М., Юрайт, 1998 - 144 с.

2. Федеральный закон "Об оружии" от 13. 12. 1996г. №150 - ФЗ

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. - 13-е изд. М.: «Ось - 89», 2005 г. 192 с.

4.Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (действующая редакция от 13.07.2015).

5. «Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». п. 72, 74-75.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"). Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464

7. Падурин Д.Ф. К вопросу об инновациях в огневой подготовке сотрудников силовых структур / Д.Ф. Падурин, С.Г. Кучин // Молодой ученый. - 2015. - №15.

8. Сериков С.Н. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников силовых структур, необходимые для качественного выполнения оперативно - служебных задач // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2014. - №3(70). - С. 3-5.

9. Педагогика: учебник / под общ. ред. А.А. Кочина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - С. 273.

10. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд. стер. - М.: КНОРУС, 2013. - С. 263.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы патриотического воспитания младших школьников. В работе рассмотрены основные методологические аспекты патриотического воспитания как педагогического процесса, а также структурные компоненты патриотической воспитанности. В исследовании обосновывается роль этнопедагогических средств воспитания и развития личности младшего школьника, в частности изучен воспитательный потенциал народных подвижных игр относительно проблемы реализации патриотического воспитания обучающихся в начальной школе.

Ключевые слова: народная педагогика, этнопедагогика, народные игры, народные подвижные игры, народная система физического воспитания, патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическая воспитанность, начальное образование, младшие школьники.

Annotation. The article is devoted to the problem of Patriotic education of younger schoolchildren. The paper deals with the main methodological aspects of Patriotic education as a pedagogical process, as well as structural components of Patriotic education. The study substantiates the role of ethnopedagogical means of education and personal development of Junior schoolchildren, in particular, the educational potential of popular outdoor games on the problem of the implementation of Patriotic education of students in primary school.

Keywords: folk pedagogics, ethnopedagogics, folk games, folk outdoor games, the national system of physical education, patriotism, Patriotic education, Patriotic education, primary education, Junior schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.