В.Г. ЛИТВИНОВИЧ
КУЛЬТУРА МИРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Мир, в котором живет современный человек, вое более динамично и радикально изменяется. Эш изменения затрагивают глобальный, региональный и локальный уровни и связаны с революционными преобразованиями в сфере культуры, экономики, социальных отношений, политики и тд. Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают человека, его сознание и образ жизни.
Изменения весьма быстро находят отражение в восприятии мира молодыми людьми (освоение новой информационной техники и возможностей овладения новыми формами социально-экономической и культурной жизни, стилевыми особенностями общения, поведения и др.)
Другой особенностью современного мира отражающейся на образе жизни молодых людей, является глобализация.
С одной стороны, глобализация является про-щхюм сближения разных сторон и народов, всех людей живущих на планете. Основные факторы глобализации проявились в середине XX столетия. Они связаны, прежде всего, с культурно-историческим и социально-экономическим разви-тигм человечества.
К таким факторам, ведущим человечество по пути возрастающей взаимосвязи, можно отнести нарастающие масштабы созидательной материально-предметной и духовной деятельности современного общества, интегрирующий эффект коммуникационный культуры, а также массовой миграции населения. С другой стороны, унификация образа жизни людей, игнорирование самобытности культур разных народов и групп также характеризуют процессы глобализации.
Глобализация известна, как воплощение идеи, по которой все государства и народы сольются в единое планетарное образование. В связи с этим вполне закономерен вопрос, что именно глобализация изменяет в человеке, в его сознании и поведении? Тем более, что одна из форм глобализации: глобальное сознание.
Глобализация расширяет возможности человека, предоставляет ему больше шансов для оп-
ределения места приложения своих сил. Но в то же время глобализация, как показывает практика, стимулирует потребительство, эгоизм, уменьшает роль духовных потребностей, открывает дорогу массовой культуре, нивелирует и унифицирует традиции и обычаи, придает рыночный характер даже межличностным отношениям.
Следует отметить, что полем сражения «за» и «против» глобализации, какой будет глобализация, является сознание человека, его гуманитарные знания, духовное богатство. Главный вопрос глобализации заключается в том, сможет ли человек противостоять изменениям его психики под давлением глобализации? Или человек, совершенствуясь, внесет изменения в природу глобализации, адекватные его предназначению, истории, перспективам?
В новых, стремительно развивающихся современных условиях личная и коллективная ответственность человека за свои поступки, действия и слова из категории морали и нравственности индивидуальной, персональной, личного отношения человека к природе, обществу и человеку переходит в категорию безусловного, глобального, нравственного императива, в условие существования каждого человека и всего человеческого сообщества.
Мир меняется кардинально, и представители всех основных религий мира охарактеризовали эти изменения очень четко: «Мы живем в мире беспрецедентной мобильности людей и переплетения культур. Мы все взаимозависимы и разделяем неизбежную ответственность за благосостояние всего мира» («Декларация о роли религии в содействии культуре мира» принята в Барселоне 18 декабря 1994 г.).
Еще одной особенностью современного мира, с которой непосредственно связаны изменения в личности и мировосприятии человека, является переоценка ценностей. Для традиционных ценностей характерен акцент на материальной обеспеченности и экономической надежности (обороноспособность, закон и порядок, стабильная экономика и др.). Экзистенциальный тип
©В.Г. Литвинович, 2008 1 49
ценностей ориентирован на внеэкономические и духовные приоритеты (сохранение природы, создание духовного общества, глубокое осознание своего социума и др.).
На становление молодых людей в современном мире существенное влияние оказывают: научно-техническая революция, новые формы освоения мира природы, социальные противоречия и конфликты и др. Влияние современного мира на мировосприятие человека может быть обусловлено глобальными и религиозными кризисами, разнообразными конфликтами, угрожающими человеку, его жизни и здоровью.
Под социализацией понимается процесс включения растущего человека, в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры.
Целью социализации в эпоху глобализации может быть становление личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и интеллектуальному усилию, уважающего себя и других, терпимому к представителю других культур и национальностей, независимого в суждениях, открытого для иного мнения.
Для преподавателей вузов и педагогов школ приобретает первостепенное значение поиск ответов на следующие вопросы:
• какие содержательные идеи и ценности мировой и отечественной культуры могут быть восприняты большинством общества не только в качестве ориентиров общественного развития, но и как некоторый элемент уже сложившейся со-цио-культурной практики.
• как в рамках обучения и воспитания обеспечить необходимые навыки, способность и готовность молодежи к успешной интеграции в современное общество в условиях глобализации?
• что является интегрирующим звеном между теоретической и практической подготовкой в организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на социализацию молодежи в современный мир?
Развитие цивилизации диктует необходимость периодической модернизации образования и, как следствие, - изменение его ценностного содержания. Модернизация - социальный и культурный процесс, включающих работу по созданию новой системы ценностей и новых моделей образования. Контуры современной цивилизации
формируют иную систему ценностей. В цетре ее - свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Именно образование работает на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а следовательно, в конечном итоге - экономический, интеллектуальный, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом.
Образование и общество неразделимы. Это одна система, и истинные масштабы этой системы людьми еще не осознанны сполна. Ясно одно: любые сколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказывается и на становлении сфер образования. И вместе с тем именно сфера образования, откликаясь на общественные и цивилизационные (глобальные) проблемы, будучи чувствительным к ним, способна и обязана оказывать своё внимание на развитие тех или иных тенденций в обществе, поддерживать или, напротив, тормозить их, находить свои специфически возможности решения глобальных или локальных социальных проблем, упреждать нежелательные развития событий.
В настоящее время существенная роль в решении противоречий глобального и регионального уровня отводятся образованию человека, которое понимается как целостный процесс и результат обучения и воспитания. Любая эпоха в соответствии со специфическими для неё проблемами, задачами, поисками нравственного, культурного и социального развития испытывает потребность в человеке с определенным уровнем образования, возможностей, принципов поведения, восприятие мира в человеке определенного качества. Образование как фактор социализации формирует человека эпохи, в процессе преобразования старых смыслов и значений, способов существования в мире.
Ведущие международные организации ООН и ЮНЕСКО провозгласили: культура мира и ненасилия становится определяющей идеей жизни и развития человечества в 21-м веке и в третьем тысячелетии. 2000 год был объявлен Международным годом культуры мира, а первое десятилетие текущего века провозглашено Декадой ненасилия и культуры мира в интересах детей пла-
1 0 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова • 2008, том 14
неты.
Культура мира, как социальный, психологический, социально-педагогический, интеллектуальный и нравственный базис основа жизни и развития общества, могла начать формироваться только во второй половине 20-го века после провозглашения ООН Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. В основании Кулыуры мира лежит безусловное признание и уважение достоинства и прав каждой личности.
Одной из основных задач воспитания и образования в современных условиях становится утверждение и развитие Культуры мира во взаимоотношениях между людьми, сообществами и государствами как основной общечеловеческой ценности. Эта задача может решаться усилиями всех институтов общества, в первую очередь школой, всех государственных и общественных, национальных и международных учреждений и организаций. Осуществление этой задачи требует от педагогической теории и практики педагогического обеспечения культуры мира, то есть разработки целей, содержания, методики и технологии воспитательно-образовательного процесса, направленного на воспитание культуры мира во всех слоях общества, во всех возрастных группах. Новое формирующееся направление педагогики - педагогика мира - становится реальным и эффективным средством этой деятельности (Кабатченко М.В.).
Педагогика мира направлена на формирование гуманистически ориентированной личности с соответствующими отношениями и навыками творческого, активного поведения, основанного на понимании и терпимости к чужому мнению на диалоге, компромиссе, самоуважении и уважении окружающих. Появлении педагогики мира, так же как и культуры мира, стало одним из следствий формирования планетарного сознания. Планетарное сознание - это новый социальнопсихологический феномен, особый вид общественного и индивидуального сознания. Планетарное сознание преодолевает национальные, региональные, конфессиональные, этнические, идеологические и другие границы и ограничения, охватывает и отражает глобальные процессы, происходящие на Земле, которые с недавнего времени в той или иной мере затрагивают личные и групповые интересы каждого жителя планеты.
Как социально-психологический феномен
планетарное сознание заключается в мироощущении, в восприятии мира значительными массами людей, как единого целого и событий, в нём происходящих, в их взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. Сохраняющееся у этих же самых людей традиционное, многовековое, этническое, национальное и религиозное сознание, существует параллельно или вступает в противоречия с новыми знаниями, с новой обширной, мгновенно поступающей информацией о событиях из всех уголков планеты с помощью средств массовой информации. У людей возникает ощущение сопричастности с этими событиями, особенно если они несут в себе какую-нибудь угрозу или, наоборот, надежду на избавление от какой-нибудь опасности, что происходит в последние десятилетия все чаще и чаще. На базе новых знаний формируется общественная реакция, общественные отношения к этим знаниям, к этим событиям, где бы они ни происходили.
Формирующиеся постепенно на основе новых глобальных знаний и соответствующих им отношений планетарное сознание представляет собой объективное явление нашего времени, которое должны учитывать в своей деятельности все, кто работает с людьми, а особенно педагоги и преподаватели.
Призыв к формированию единого образовательного пространства культуры мира - это вовсе не дань своеобразной моде на интеграцию, а реальный и самое главное наиболее доступный шаг на спасительном пути к целостной человеческой цивилизации.
Можно предположить, что именно единое образовательное пространство культуры мира может служить той основой, на которой будут разворачиваться в будущем единственно приемлемые, а поэтому неизбежные для выживания и прогрессивного развития человечества процессы конвергенции и духовной интеграции социумов. Это подчеркивает особую роль образовательной сферы в решении стратегических проблем цивилизации, тем более что интеграционные процессы в этой сфере будут предварять более широкие и интегративные акции планетарного масштаба по социализации молодежи в современный мир.
Библиографический список
1. Гуманность, национальное самосознание в эпоху глобализации: Материалы междунар.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2008 151
науч.-практич. конф. 25-26 января 2007 года. Эстония. -Кохтла-Ярве, 2007.
2. Гершунский Б. С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и вера. — М.,2001.
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА
Создание педагогически целесообразной и эффективной системы воспитательной работы невозможно без специально осуществляемой деятельности по ее моделированию и построению. Прежде всего, возникает необходимость уточнения сущности исходных понятий, раскрывающих объект исследования: «воспитательная работа», «система воспитательной работы», «моделирование».
В одной из своих работ Е.Н. Степанов дает подробную характеристику процессу моделирования (раскрывает его содержание, структуру, этапы, используемые операции). В связи с этим можно не останавливаться на анализе данной категории, а в качестве рабочего возьмем определение И.Б. Новика. Исследователь трактует моделирование как «метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте». Из определения следует, что метод моделирования является средством и направлением деятельности по управлению системой. В связи с этим использование метода моделирования особенно необходимо на стадиях построения или преобразования системы. Не случайно понятие «модель» определяется академиком Л.И. Новиковой и сотрудниками ее научного коллектива как
3. На пути к культуре мира: (документы и ма-териалы).-М., 1999.
4. Кабуш В. Т., Литвинович В.Г. Учимся и учим культуре мира. - Минск, 1998.
И. А. ГОРЧАКОВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ИДЕЙ ОЛИМПИЗМА
«описание будущей системы, которую намерены создать педагоги, школьники и их родители» или как «умозрительное целостное представление строящейся или преобразуемой системы, внутреннее видение ее». Поэтому моделирование можно рассматривать как систему, составными частями которой являются:
Цель моделирования.
Объект моделирования. В нашем исследовании объектом моделирования выступает система воспитательной работы на основе идей олимпизма.
Субъект моделирования - сообщество преподавателей, мастеров производственного обучения, учащихся и родителей.
Процесс формирования и реализации модельных представлений в познавательной и управленческой деятельности;
• Результаты, достигнутые при использовании модели в практической деятельности.
«Воспитательнаяработа — это целенаправленная работа по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного саморазвития и самореализации учащихся» [Сласте-нйнВ.А.,2002].
Воспитательная работа, как отмечает М.М. -Поташник, представляет собой сложную динамическую систему, которая задается целью, принципами воспитания, Уставом, другими документами, на основе которых функционирует образовательное учреждение и которые являются системными по самой своей сути [Поташник М.М., 1987].
152 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова • 2008, том 14
©И.А. Горчакова, 2008