Научная статья на тему 'Культура мира как фактор социального развития личности'

Культура мира как фактор социального развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРА / SOCIAL DEVELOPMENT / UPBRINGING / PEDAGOGY / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинович Виктор Григорьевич

В статье раскрывается значимость культурного обогащения в процессе социального развития личности. Автор утверждает, что воспитание молодежи должно иметь поликультурную основу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинович Виктор Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World culture as personality social development factor

Cultural enrichment significance in personality social development process is revealed in the article. The author asserts, that youth upbringing should have poly-cultural base.

Текст научной работы на тему «Культура мира как фактор социального развития личности»

психолого-педагогических - воспитание у обучающихся чувства собственного достоинства, чувства профессиональной и образовательной свободы; воспитание стремления к самореализации не вопреки, а во благо общества и благодаря ему; стимулирование мотивов применения социальных знаний в учебно-профессиональной деятельности; смещение акцента на познающую деятельность, самоконтроль, самооценку, самоанализ, самокритику обучающихся; индивидуальная и групповая рефлексия мировоззрения и деятельности.

Среди большого количества факторов и условий формирований гражданской и правовой культуры юношества важнейшую роль играет личность педагога. Он - референтный взрослый, он реальный пример должного, убедительный образец реализации всего спектра функций взрослого человека. Однако его пример не всегда совпадает с позицией членов семьи юноши, - родители часто своими суждениями и оценками дискредитируют педагогов, ощутимо занижают их роль и социальный статус. Конечно, в после-

УДК 371.4

дние два десятилетия престиж педагогической деятельности в общественном мнении существенно снизился, а вместе с ним и значимость влияний педагогов на усвоение молодежью моральных и гражданско-правовых норм. Не выросла за эти же годы референтность и родителей с точки зрения гражданско-правового развития молодежи. Следовательно выход из сложившегося положения может быть найден только в совместном, заинтересованном взаимодействии семьи и педагогов, родителей и педагогического коллектива. Такое взаимодействие способно создать некую гражданско-правовую среду, в которой будут циркулировать общие, универсальные представления о норме, о должном, о границах социально-одобряемого поведения и отношений. Только в этом случае в самостоятельную, взрослую, социальную и профессиональную жизнь выйдет действительно зрелый, ответственный гражданин и специалист, воплощающий в своем поведении традиции и нормы гражданского общества, неравнодушный к перспективам жизни и развития своего народа, своей страны.

Литвинович Виктор Григорьевич

кандидат педагогических наук Минский государственный лингвистический университет, г. Минск, Беларусь

Шуп @yandex. т

КУЛЬТУРА МИРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье раскрывается значимость культурного обогащения в процессе социального развития личности. Автор утверждает, что воспитание молодежи должно иметь поликультурную основу.

Ключевые слова: социальное развитие, воспитание, педагогика, культура.

Стержневой проблемой социального развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью. Социальное самоопределение человека одинаково актуально для белоруса и россиянина, для жителя любой другой страны, но оно существенно зависит от социально-политической системы общества. Этому непрерывно меняющемуся по своему характеру процессу необходимы новые подходы к решению проблемы социализации подрастающего поколения, ибо демократические процессы, происходящие в обществе, которые с трудом набирают силу, и судьба которых ещё не определена, во многом зависят от социального развития детей и молодёжи, их возвышения до уровня понимания высших духовных достижений человечества.

Идёт постоянная связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда человек ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество даёт ему новые социальные предписания. Так на фоне социальной активности общественных институтов с одной стороны, и индивида, с другой, осуществляется принятие или отторжение личностью требований общества.

Ясно, что те общие положения молодежной политики, которые обозначены в документах ООН, не могут быть абсолютным эталоном для всех стран, ибо в каждой из них свои возможности и свои проблемы. Но есть тенденции в судьбах молодого поколения, которые переживает весь мир. Сегодняшняя молодежь - это первое поколение в новой истории, живущее не в условиях

глобальной конфронтации двух социально-политических систем, а во все более очевидной интеграции мирового сообщества. Это поколение может рассчитывать на открытый доступ к знаниям, опыту, технологиям и ресурсам всей планеты для того, чтобы сделать процесс социального развития более рациональным и эффективным. Это поколение, как никогда ранее являющееся проводником и ускорителем новых идей, инициатив, новых форм жизни, претендует и на доступ к политическим центрам принятия решений. Ведь цель молодости и заключается в реализации возможности саморазвития, самовыражения, признания

В каждом социуме и культуре воспитание обретает свою специфическую предметность и объект, предполагает особые методы и средства. Уже в силу поликультурной ситуации в обществе оно не может быть раз и навсегда однозначно определённым и единым. В одном случае ставка делается на усвоение групповых образцов и норм коллективной деятельности, стиля мышления той или иной общности.; в другом - на духовное развитие личности в соответствии с теми или иными идеалами; в третьем - на развитие структуры потребностей и способностей в зависимости от стадии развития личности, имеющих биологическую, психологическую и социальную основу. Современная ситуация подсказывает, что воспитание должно иметь поликультурную основу. Социальная обусловленность воспитания позволяет говорить о социальном воспитании как важнейшей функции социальной педагогики. Современная воспитательная парадигма предполагает сохранение естественного характера и порядка социализации индивида, освоения им культурных форм поведения, начиная от своей повседневной культуры, непосредственного социального окружения, естественной среды, формирующих структуру потребностей и интересов личности и развиваясь посредством постепенного наполнения этих потребностей соответствующим духовным содержанием, нравственным и научным смыслом, приобщением к более широким социокультурным горизонтам. При этом в государстве воспитание выступает первоочередной гражданской общегуманной заботой, которая проявляется в интеграции усилий всех субъектов культурно-образовательного пространства (учреждений образования, семьи, политических партий, структур производства и бизнеса, кон-

фессий, государственных, общественных организаций и объединений).

Современная воспитательная парадигма предполагает:

- установку на равенство различных видов социально-приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);

- направленность педагогических усилий на построении самим воспитанником социально приемлемых ценностных ориентаций;

- терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;

- диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;

- освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;

- ориентация на формирование научного мышления;

- рассмотрения культуры как поликультурного образования, аккумулирующего в себе разноголосие эпох, народов, различных подходов к миру;

- использование в воспитании народной педагогики;

- обеспечение прав ребёнка и человека;

- предоставление ребёнку (учащемуся, студенту) свободы выбора и принятия ответственности и самостоятельности;

- единство индивидуального и коллективного опыта.

Стержневой идеей новой педагогической технологии должно выступать управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогического взаимодействия.

Новую культуру и новую ментальность невозможно построить по приказу сверху, они «выращиваются» по инициативе снизу, на себе и своих детях, своих учениках. Нужна очень хорошо продуманная работа, опирающаяся на опыт и достижения педагогики, психологии, конфликтологии, чтобы убедить молодых людей в необходимости смены парадигм и стереотипов мышления, ненавязчиво, но умно - в расчете на здравый смысл юношей и девушек - показать преимущества и выгоды ненасильственного урегулирования конфликтов, компромисса и созидательного сотрудничества. Это не может не вызвать «встречного движения» со стороны молодежи, ибо в согласии, содружестве и мире более всего заинтересована сама молодежь. В огне войн, независи-

мо от их причин, характера и масштабов, гибнут прежде всего молодые люди. Войны и конфликты превращают их жизнь в предмет страха и не-сбывшихся надежд. Поэтому не стоит смотреть на молодое поколение лишь как на объект воспитания, оно может и должно стать активным автором истории, деятельным субъектом в распространении и утверждении культуры ненасильственного разрешения конфликтов, терпимости, мира.

Важную научно-педагогическую базу образовательной программы воспитания учащейся молодёжи в духе культуры мира создали такие современные педагогические движения и теории:

- «педагогика мира», призванная объединить мир людей на основе доброжелательных отношений, гармонии взаимосвязей. На основе общечеловеческих ценностей. Педагогика мира выступает одним из аспектов воспитания молодёжи в духе культуры мира, связанным с сохранением мира;

- «педагогика ненасилия» выступает одной из сторон воспитания в духе культуры мира которая связана с отказом от насилия, агрессии, национальной и социальной розни, признанием устойчивого развития общества, отношений и личности в нём;

- «гуманистическая педагогика» отражает сущность гуманистических отношений между людьми, основывающихся на признании ценности человека, открытом выражении чувств, личностных интересов, активном доброжелательном взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса. Связь гуманистической педагогики с воспитанием в духе культуры мира проявляется в гуманном уважительном отношении к другим людям, в осуществлении свободного воспитания, в углублении позитивного опыта социальных отношений. Гуманистическая педагогика пронизана любовью к человеку, верой в духовные силы человека, способного добиться гармонии с миром;

- «педагогика сотрудничества» выступает одним из практических источников воспитания в духе культуры мира на основе межличностного общения, построенного на доверии и уважении другого мнения. Основоположником гуманизации педагогического процесса, учёта интересов, способностей личности воспитанника на основе сотрудничества, является В.А. Сухомлинский. Исходный постулат педагогики сотрудничества -оптимистический и гуманный взгляд на человека, что в свою очередь, меняет всю стратегию

и тактику воспитания личности. Роль педагога при этом возрастает потому, что он принимает на себя личную, профессиональную ответственность за диалектическое соединение интересов личности и воспитательного коллектива с интересами и идеалами общества. Принципы педагогики сотрудничества - это принципы полноценного межличностного общения, построенного на уважении чужого мнения, на доверии, освобождении от взаимных подозрений, недоброжелательства, страха;

- «социальная педагогика» по отношению к культуре мира ставит своей целью гармонизацию отношений между личностью и обществом, личностью и личностью как на макро-, так и на микроуровнях. Она направляет свои усилия на содействие процессу социализации, на создание безопасных, цивилизованных условий для развития человека.

Объективная сложность и глобальность проблемы социального развития личности в духе культуры мира требует чётко сформулированных социально-педагогических принципов и условий, которые в своей совокупности и последовательности могут рассматриваться в качестве алгоритма воспитания учащейся молодёжи в духе культуры мира. Это могут быть практико-ориентиро-ванные и достаточно конструктивные следующие социально-педагогические принципы:

- связь сферы воспитания и сферы базовой культуры личности;

- связь образования и воспитания с политикой;

- связь сферы образования и воспитания с религией;

- связь образования и воспитания с процессом глобализации;

- связь сферы образования и воспитания с межкультурным взаимодействием и сотрудничеством;

- связь образования и воспитания с правами человека;

- связь сферы образования и воспитания с информационной культурой личности.

Мы исходим из того, что условия социального развития личности в духе культуры мира у учащейся молодёжи базируются на следующих положениях:

- государство и общество - сложная самоорганизующаяся система, устойчивость которой обусловливается межличностными, межнациональными, межгосударственными связями; культура мира составляет одну из фундаментальных

основ достижения социального согласия в современном мире;

- гуманизм может выступать общим методологическим принципом изучения феномена культуры мира, то есть ни при каких обстоятельствах культура мира не приемлет зло, насилие, социальную несправедливость, посягательство на права и свободу человека и т. д.;

- культура мира формируется на базе культуры, а точнее социокультурного опыта того или иного народа, в связи с чем она проявляется в различных формах с учётом этого опыта;

- культура мира выступает в качестве аксиологического основания миротворческого (планетарного) сознания;

- воспитание в духе культуры мира - это отношения между людьми, предполагающие умения их общаться на эмпатической основе, разрешать конфликты (личные и межличностные, групповые и межгрупповые), развивать в себе такие качества как миролюбие, толерантность, соучастие, активность, нацеленность на преодоление жизненных проблем;

- воспитание в духе культуры мира - это фактор формирования «Я-концепции». Она определяет складывающиеся отношения человека к самому себе, к внутреннему «Я», к окружающим людям, к существующему миру. Это внутренний каркас, обеспечивающий целостность личности, стабильность её поведения;

- воспитание в духе культуры мира - это культура совместной деятельности взрослых и молодёжи через разнообразие форм и методов деятельности, через приобретённый опыт и социализацию личности;

- воспитание в духе культуры мира - это миротворчество, т.е. создание условий реализации молодёжи как «граждан мира», осознание ими своей миссии как хранителя жизни на Земле, воспитание позитивного мироощущения, уверенности в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен и гуманен.

В научной литературе структурный анализ культуры мира, на наш взгляд, носит весьма ограниченный характер. Чаще всего он сводится к характеристике лишь тех основных ценностей, которые связаны с культурой мира. Проанализировав характер социальных ожиданий государства и общества к высшей и средней школе, направления развития философии образования для XXI века, изучив тенденции развития образова-

ния и воспитания в новом тысячелетии, мы смоделировали структуру социального развития личности в духе культуры мира по логике видового строения человеческой деятельности: аксиологическая, гносеологическая, творческая, коммуникативная, эстетическая. Реализация данного условия направлена на:

Гносеологический потенциал, который предусматривает: осознание целостности и взаимозависимости человека и биосферы; осознание места и роли педагогической деятельности в воспитании личности в логике субъектно-гуманистического формирования личности; понимание многообразия уровней развития личности как многомерности жизни; осмысление объёма информации, позволяющей отражать мир целостно и видеть место воспитательной деятельности во взаимосвязи с жизнедеятельностью общества, человечества; возможность отражать существующий уровень многомерного познания человека; формирование исторического мышления учащейся молодёжи, проявляющегося в понимании принципов развития науки, культуры мира, цивилизации.

Аксиологический потенциал, как следовательно: осознание человека высшей ценностью жизни.; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; ответственность за сохранение целостности ноосферы; осознание себя как субъекта культурно-исторического процесса; осознание воспитательной деятельности как наилучшего способа самореализации духовных сил и способностей; осознание себя как творца нравственно-духовного мира личности; ценностное отношение к содержанию современного образования и воспитания как средству гармоничного развития личности.

Творческий потенциал который предопределяет: способность организовать время своей жизни как пространства непрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность выявлять ведущие противоречия в системе воспитания и образования, осознавать необходимость их разрешения, находить в самом себе средства для их разрешения; способность создавать педагогическое общение в постоянно меняющихся обстоятельствах; способность организовать воспитательную деятельность как процесс раскрытия личностного смысла основных принципов формирования культуры мира; способность в содержании воспитания

сформировать восхищение человеческим интеллектом, его безграничными возможностями; умение сформировать ценностное отношение личности ко времени её жизни.

Коммуникативный потенциал, который предусматривает: способность мыслить в системе диалога; способность создавать педагогически целесообразные отношения; потребность и способность устанавливать отношения, утверждающие человека в другом; способность понимать замыслы другого, предвидеть его поступки, строить взаимоотношение с учётом этого понимания; умение находить компромиссы в конфликтных ситуациях; умение вести дискуссию, диспут; умение опредметить знания в новых материальных и духовных ценностях в духе идей культуры мира.

Эстетический потенциал, который предвосхищает: способность осознать культурно-творческие функции образования и воспитания, включающие формирование базовой культуры личности, создание миротворческой среды развития личности; осознание деятельности в воспитании как общения людей в историческом времени; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляются диалог культур, диалог поколений, диалог внешних и внутренних взаимодействий; способность формировать эстетические критерии оценки явлений действительности и искусства по логике оптимального, целесообразного отношения к человеку как органической части биосферы, своей уникальностью предназначенного охранять природу, её целостность и гармоничность; способность формировать ценностное отношение к ино-бытийной сущности человека; формирование эстетического отношения к человеческой жизни, её хрупкости, неповторимости, потребности бережного отношения к человеку.

Из всей совокупности отношений индивида с обществом можно выделить направленность личности (или её отсутствие) на предмет социальных отношений. Ибо направленность, характеризующаяся доминирующими у индивида интересами, убеждениями, ценностями и идеалами указывает на социальную активность, причём активность преобразовательного и созидающего, а не разрушительного характера. К ним относятся:

- уважать жизнь и достоинство каждого человека без какой бы то ни было дискриминации и предубеждения;

- настойчиво проводить в жизнь ненасилие, отвергая любое насилие - физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, социальное - прежде всего в отношении самых обездоленных, а также людей, находящихся в наиболее уязвимом положении;

- делиться своим временем и материальными ресурсами и быть щедрым, дабы положить конец отчуждению, несправедливости, политическому и экономическому угнетению;

- отстаивать свободу выражения мнений и культурное многообразие, неизменно прислушиваясь к другим людям, вступая с ними в диалог, никого не отвергая;

- выступать против безудержного потребления, за такое развитие, при котором уважались бы все формы жизни и обеспечивалось сохранение природного равновесия на планете;

- вносить свой вклад в развитие мирового сообщества, уважению демократических принципов, дабы способствовать совместному созданию новых форм солидарности.

Культура мира открывает возможности для созидания мира, исполненного гармоничного и всестороннего развития потенциала Человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.