психолого-педагогических - воспитание у обучающихся чувства собственного достоинства, чувства профессиональной и образовательной свободы; воспитание стремления к самореализации не вопреки, а во благо общества и благодаря ему; стимулирование мотивов применения социальных знаний в учебно-профессиональной деятельности; смещение акцента на познающую деятельность, самоконтроль, самооценку, самоанализ, самокритику обучающихся; индивидуальная и групповая рефлексия мировоззрения и деятельности.
Среди большого количества факторов и условий формирований гражданской и правовой культуры юношества важнейшую роль играет личность педагога. Он - референтный взрослый, он реальный пример должного, убедительный образец реализации всего спектра функций взрослого человека. Однако его пример не всегда совпадает с позицией членов семьи юноши, - родители часто своими суждениями и оценками дискредитируют педагогов, ощутимо занижают их роль и социальный статус. Конечно, в после-
УДК 371.4
дние два десятилетия престиж педагогической деятельности в общественном мнении существенно снизился, а вместе с ним и значимость влияний педагогов на усвоение молодежью моральных и гражданско-правовых норм. Не выросла за эти же годы референтность и родителей с точки зрения гражданско-правового развития молодежи. Следовательно выход из сложившегося положения может быть найден только в совместном, заинтересованном взаимодействии семьи и педагогов, родителей и педагогического коллектива. Такое взаимодействие способно создать некую гражданско-правовую среду, в которой будут циркулировать общие, универсальные представления о норме, о должном, о границах социально-одобряемого поведения и отношений. Только в этом случае в самостоятельную, взрослую, социальную и профессиональную жизнь выйдет действительно зрелый, ответственный гражданин и специалист, воплощающий в своем поведении традиции и нормы гражданского общества, неравнодушный к перспективам жизни и развития своего народа, своей страны.
Литвинович Виктор Григорьевич
кандидат педагогических наук Минский государственный лингвистический университет, г. Минск, Беларусь
Шуп @yandex. т
КУЛЬТУРА МИРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье раскрывается значимость культурного обогащения в процессе социального развития личности. Автор утверждает, что воспитание молодежи должно иметь поликультурную основу.
Ключевые слова: социальное развитие, воспитание, педагогика, культура.
Стержневой проблемой социального развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью. Социальное самоопределение человека одинаково актуально для белоруса и россиянина, для жителя любой другой страны, но оно существенно зависит от социально-политической системы общества. Этому непрерывно меняющемуся по своему характеру процессу необходимы новые подходы к решению проблемы социализации подрастающего поколения, ибо демократические процессы, происходящие в обществе, которые с трудом набирают силу, и судьба которых ещё не определена, во многом зависят от социального развития детей и молодёжи, их возвышения до уровня понимания высших духовных достижений человечества.
Идёт постоянная связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда человек ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество даёт ему новые социальные предписания. Так на фоне социальной активности общественных институтов с одной стороны, и индивида, с другой, осуществляется принятие или отторжение личностью требований общества.
Ясно, что те общие положения молодежной политики, которые обозначены в документах ООН, не могут быть абсолютным эталоном для всех стран, ибо в каждой из них свои возможности и свои проблемы. Но есть тенденции в судьбах молодого поколения, которые переживает весь мир. Сегодняшняя молодежь - это первое поколение в новой истории, живущее не в условиях
глобальной конфронтации двух социально-политических систем, а во все более очевидной интеграции мирового сообщества. Это поколение может рассчитывать на открытый доступ к знаниям, опыту, технологиям и ресурсам всей планеты для того, чтобы сделать процесс социального развития более рациональным и эффективным. Это поколение, как никогда ранее являющееся проводником и ускорителем новых идей, инициатив, новых форм жизни, претендует и на доступ к политическим центрам принятия решений. Ведь цель молодости и заключается в реализации возможности саморазвития, самовыражения, признания
В каждом социуме и культуре воспитание обретает свою специфическую предметность и объект, предполагает особые методы и средства. Уже в силу поликультурной ситуации в обществе оно не может быть раз и навсегда однозначно определённым и единым. В одном случае ставка делается на усвоение групповых образцов и норм коллективной деятельности, стиля мышления той или иной общности.; в другом - на духовное развитие личности в соответствии с теми или иными идеалами; в третьем - на развитие структуры потребностей и способностей в зависимости от стадии развития личности, имеющих биологическую, психологическую и социальную основу. Современная ситуация подсказывает, что воспитание должно иметь поликультурную основу. Социальная обусловленность воспитания позволяет говорить о социальном воспитании как важнейшей функции социальной педагогики. Современная воспитательная парадигма предполагает сохранение естественного характера и порядка социализации индивида, освоения им культурных форм поведения, начиная от своей повседневной культуры, непосредственного социального окружения, естественной среды, формирующих структуру потребностей и интересов личности и развиваясь посредством постепенного наполнения этих потребностей соответствующим духовным содержанием, нравственным и научным смыслом, приобщением к более широким социокультурным горизонтам. При этом в государстве воспитание выступает первоочередной гражданской общегуманной заботой, которая проявляется в интеграции усилий всех субъектов культурно-образовательного пространства (учреждений образования, семьи, политических партий, структур производства и бизнеса, кон-
фессий, государственных, общественных организаций и объединений).
Современная воспитательная парадигма предполагает:
- установку на равенство различных видов социально-приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);
- направленность педагогических усилий на построении самим воспитанником социально приемлемых ценностных ориентаций;
- терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;
- диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;
- освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;
- ориентация на формирование научного мышления;
- рассмотрения культуры как поликультурного образования, аккумулирующего в себе разноголосие эпох, народов, различных подходов к миру;
- использование в воспитании народной педагогики;
- обеспечение прав ребёнка и человека;
- предоставление ребёнку (учащемуся, студенту) свободы выбора и принятия ответственности и самостоятельности;
- единство индивидуального и коллективного опыта.
Стержневой идеей новой педагогической технологии должно выступать управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогического взаимодействия.
Новую культуру и новую ментальность невозможно построить по приказу сверху, они «выращиваются» по инициативе снизу, на себе и своих детях, своих учениках. Нужна очень хорошо продуманная работа, опирающаяся на опыт и достижения педагогики, психологии, конфликтологии, чтобы убедить молодых людей в необходимости смены парадигм и стереотипов мышления, ненавязчиво, но умно - в расчете на здравый смысл юношей и девушек - показать преимущества и выгоды ненасильственного урегулирования конфликтов, компромисса и созидательного сотрудничества. Это не может не вызвать «встречного движения» со стороны молодежи, ибо в согласии, содружестве и мире более всего заинтересована сама молодежь. В огне войн, независи-
мо от их причин, характера и масштабов, гибнут прежде всего молодые люди. Войны и конфликты превращают их жизнь в предмет страха и не-сбывшихся надежд. Поэтому не стоит смотреть на молодое поколение лишь как на объект воспитания, оно может и должно стать активным автором истории, деятельным субъектом в распространении и утверждении культуры ненасильственного разрешения конфликтов, терпимости, мира.
Важную научно-педагогическую базу образовательной программы воспитания учащейся молодёжи в духе культуры мира создали такие современные педагогические движения и теории:
- «педагогика мира», призванная объединить мир людей на основе доброжелательных отношений, гармонии взаимосвязей. На основе общечеловеческих ценностей. Педагогика мира выступает одним из аспектов воспитания молодёжи в духе культуры мира, связанным с сохранением мира;
- «педагогика ненасилия» выступает одной из сторон воспитания в духе культуры мира которая связана с отказом от насилия, агрессии, национальной и социальной розни, признанием устойчивого развития общества, отношений и личности в нём;
- «гуманистическая педагогика» отражает сущность гуманистических отношений между людьми, основывающихся на признании ценности человека, открытом выражении чувств, личностных интересов, активном доброжелательном взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса. Связь гуманистической педагогики с воспитанием в духе культуры мира проявляется в гуманном уважительном отношении к другим людям, в осуществлении свободного воспитания, в углублении позитивного опыта социальных отношений. Гуманистическая педагогика пронизана любовью к человеку, верой в духовные силы человека, способного добиться гармонии с миром;
- «педагогика сотрудничества» выступает одним из практических источников воспитания в духе культуры мира на основе межличностного общения, построенного на доверии и уважении другого мнения. Основоположником гуманизации педагогического процесса, учёта интересов, способностей личности воспитанника на основе сотрудничества, является В.А. Сухомлинский. Исходный постулат педагогики сотрудничества -оптимистический и гуманный взгляд на человека, что в свою очередь, меняет всю стратегию
и тактику воспитания личности. Роль педагога при этом возрастает потому, что он принимает на себя личную, профессиональную ответственность за диалектическое соединение интересов личности и воспитательного коллектива с интересами и идеалами общества. Принципы педагогики сотрудничества - это принципы полноценного межличностного общения, построенного на уважении чужого мнения, на доверии, освобождении от взаимных подозрений, недоброжелательства, страха;
- «социальная педагогика» по отношению к культуре мира ставит своей целью гармонизацию отношений между личностью и обществом, личностью и личностью как на макро-, так и на микроуровнях. Она направляет свои усилия на содействие процессу социализации, на создание безопасных, цивилизованных условий для развития человека.
Объективная сложность и глобальность проблемы социального развития личности в духе культуры мира требует чётко сформулированных социально-педагогических принципов и условий, которые в своей совокупности и последовательности могут рассматриваться в качестве алгоритма воспитания учащейся молодёжи в духе культуры мира. Это могут быть практико-ориентиро-ванные и достаточно конструктивные следующие социально-педагогические принципы:
- связь сферы воспитания и сферы базовой культуры личности;
- связь образования и воспитания с политикой;
- связь сферы образования и воспитания с религией;
- связь образования и воспитания с процессом глобализации;
- связь сферы образования и воспитания с межкультурным взаимодействием и сотрудничеством;
- связь образования и воспитания с правами человека;
- связь сферы образования и воспитания с информационной культурой личности.
Мы исходим из того, что условия социального развития личности в духе культуры мира у учащейся молодёжи базируются на следующих положениях:
- государство и общество - сложная самоорганизующаяся система, устойчивость которой обусловливается межличностными, межнациональными, межгосударственными связями; культура мира составляет одну из фундаментальных
основ достижения социального согласия в современном мире;
- гуманизм может выступать общим методологическим принципом изучения феномена культуры мира, то есть ни при каких обстоятельствах культура мира не приемлет зло, насилие, социальную несправедливость, посягательство на права и свободу человека и т. д.;
- культура мира формируется на базе культуры, а точнее социокультурного опыта того или иного народа, в связи с чем она проявляется в различных формах с учётом этого опыта;
- культура мира выступает в качестве аксиологического основания миротворческого (планетарного) сознания;
- воспитание в духе культуры мира - это отношения между людьми, предполагающие умения их общаться на эмпатической основе, разрешать конфликты (личные и межличностные, групповые и межгрупповые), развивать в себе такие качества как миролюбие, толерантность, соучастие, активность, нацеленность на преодоление жизненных проблем;
- воспитание в духе культуры мира - это фактор формирования «Я-концепции». Она определяет складывающиеся отношения человека к самому себе, к внутреннему «Я», к окружающим людям, к существующему миру. Это внутренний каркас, обеспечивающий целостность личности, стабильность её поведения;
- воспитание в духе культуры мира - это культура совместной деятельности взрослых и молодёжи через разнообразие форм и методов деятельности, через приобретённый опыт и социализацию личности;
- воспитание в духе культуры мира - это миротворчество, т.е. создание условий реализации молодёжи как «граждан мира», осознание ими своей миссии как хранителя жизни на Земле, воспитание позитивного мироощущения, уверенности в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен и гуманен.
В научной литературе структурный анализ культуры мира, на наш взгляд, носит весьма ограниченный характер. Чаще всего он сводится к характеристике лишь тех основных ценностей, которые связаны с культурой мира. Проанализировав характер социальных ожиданий государства и общества к высшей и средней школе, направления развития философии образования для XXI века, изучив тенденции развития образова-
ния и воспитания в новом тысячелетии, мы смоделировали структуру социального развития личности в духе культуры мира по логике видового строения человеческой деятельности: аксиологическая, гносеологическая, творческая, коммуникативная, эстетическая. Реализация данного условия направлена на:
Гносеологический потенциал, который предусматривает: осознание целостности и взаимозависимости человека и биосферы; осознание места и роли педагогической деятельности в воспитании личности в логике субъектно-гуманистического формирования личности; понимание многообразия уровней развития личности как многомерности жизни; осмысление объёма информации, позволяющей отражать мир целостно и видеть место воспитательной деятельности во взаимосвязи с жизнедеятельностью общества, человечества; возможность отражать существующий уровень многомерного познания человека; формирование исторического мышления учащейся молодёжи, проявляющегося в понимании принципов развития науки, культуры мира, цивилизации.
Аксиологический потенциал, как следовательно: осознание человека высшей ценностью жизни.; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; ответственность за сохранение целостности ноосферы; осознание себя как субъекта культурно-исторического процесса; осознание воспитательной деятельности как наилучшего способа самореализации духовных сил и способностей; осознание себя как творца нравственно-духовного мира личности; ценностное отношение к содержанию современного образования и воспитания как средству гармоничного развития личности.
Творческий потенциал который предопределяет: способность организовать время своей жизни как пространства непрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность выявлять ведущие противоречия в системе воспитания и образования, осознавать необходимость их разрешения, находить в самом себе средства для их разрешения; способность создавать педагогическое общение в постоянно меняющихся обстоятельствах; способность организовать воспитательную деятельность как процесс раскрытия личностного смысла основных принципов формирования культуры мира; способность в содержании воспитания
сформировать восхищение человеческим интеллектом, его безграничными возможностями; умение сформировать ценностное отношение личности ко времени её жизни.
Коммуникативный потенциал, который предусматривает: способность мыслить в системе диалога; способность создавать педагогически целесообразные отношения; потребность и способность устанавливать отношения, утверждающие человека в другом; способность понимать замыслы другого, предвидеть его поступки, строить взаимоотношение с учётом этого понимания; умение находить компромиссы в конфликтных ситуациях; умение вести дискуссию, диспут; умение опредметить знания в новых материальных и духовных ценностях в духе идей культуры мира.
Эстетический потенциал, который предвосхищает: способность осознать культурно-творческие функции образования и воспитания, включающие формирование базовой культуры личности, создание миротворческой среды развития личности; осознание деятельности в воспитании как общения людей в историческом времени; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляются диалог культур, диалог поколений, диалог внешних и внутренних взаимодействий; способность формировать эстетические критерии оценки явлений действительности и искусства по логике оптимального, целесообразного отношения к человеку как органической части биосферы, своей уникальностью предназначенного охранять природу, её целостность и гармоничность; способность формировать ценностное отношение к ино-бытийной сущности человека; формирование эстетического отношения к человеческой жизни, её хрупкости, неповторимости, потребности бережного отношения к человеку.
Из всей совокупности отношений индивида с обществом можно выделить направленность личности (или её отсутствие) на предмет социальных отношений. Ибо направленность, характеризующаяся доминирующими у индивида интересами, убеждениями, ценностями и идеалами указывает на социальную активность, причём активность преобразовательного и созидающего, а не разрушительного характера. К ним относятся:
- уважать жизнь и достоинство каждого человека без какой бы то ни было дискриминации и предубеждения;
- настойчиво проводить в жизнь ненасилие, отвергая любое насилие - физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, социальное - прежде всего в отношении самых обездоленных, а также людей, находящихся в наиболее уязвимом положении;
- делиться своим временем и материальными ресурсами и быть щедрым, дабы положить конец отчуждению, несправедливости, политическому и экономическому угнетению;
- отстаивать свободу выражения мнений и культурное многообразие, неизменно прислушиваясь к другим людям, вступая с ними в диалог, никого не отвергая;
- выступать против безудержного потребления, за такое развитие, при котором уважались бы все формы жизни и обеспечивалось сохранение природного равновесия на планете;
- вносить свой вклад в развитие мирового сообщества, уважению демократических принципов, дабы способствовать совместному созданию новых форм солидарности.
Культура мира открывает возможности для созидания мира, исполненного гармоничного и всестороннего развития потенциала Человека.