Научная статья на тему 'Поликультурное образование как условие воспитания детей и учащейся молодежи в духе идей культуры мира'

Поликультурное образование как условие воспитания детей и учащейся молодежи в духе идей культуры мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование как условие воспитания детей и учащейся молодежи в духе идей культуры мира»

в течение всей стажировки в рамках заключенного партнерства.

К преимуществам данного документа можно отнести его доступность (он заполняется в электронном варианте) и «обозреваемость» (индивидуальное описание приобретенного уровня квалификации и компетенций). Более подробная информация находится на сайте http:// www.europass-info.de/de/europass-mobiHtaet.asp. f4, с.227-230].

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что мобильная личность - межкультурно подкованная личность, и это позволяет ей в дальнейшем эффективно взаимодействовать с представителями других культур, приобретать необходимые для профессии специальные знания, «безболезненно» приспосабливаться к новому, чужому. Очевидно, что вероятность столкновения с межкультурными недоразумениями, вступления в межкультуриые конфликты среди мобильных людей существенно ниже, чем среди иемобиль-ных. Для развития академической мобильности на уровне преподавания иностранного языка следует, на наш взгляд, учитывать межкулыурный аспект, подготавливая студентов к меж культурной коммуникации. Помня, что scientia potentia esl, необходимо все учебные мероприятия (в школе или в вузе) сопровождать межкулътурным просвещением с целью привития ученикам, студентам, будущим и действующим специалистам межкультурной грамотности. Очень целесообразными являются в этой связи изучение иностранных языков и культуры страны изучаемого языка, ознакомительные поездки за границу, общение с представителями иной культуры. Также необходимо обеспечить для студентов и пре-

подавателей высокий уровень информации о программах мобильности.

Библиографический список

1. Болонский процесс. Основополагающие материалы : Пер. с англ. / Сост. А. К. Бурцев, В. -А. Звонова. - М. : Финансы и статистика, 2007.

2. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

3. Счастливого пути'. Gute Reise!: [фактическое пособие для выезжающих в Германию / J1. -Н. Ваулина, Т. М. Денисова, Т. А. Казначеева, О.

Н. Новосельцева, И. Г. Самойлова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006.

4. Bologna-Reader И: Neue Texte und Hilfestellungcn zur Umsetzung der Ziele des Bologna-Prozesses an deutschen Hochschulen / HRK 5/2007.

5. Das Fischer Hochschullexikon: Begriffe / Studienfacher / Anschriften. George Turner. -Frankfurt am Main, 1994.

6. Duden: Das gro?e Fremdworterbuch: Herkunft und Bedeutung der Fremdworter. 4., aktualisierte Auflage: Dudenverlag, 2007.

7. Em Modell fur alle? Konvergenzen und Divergcnzen der Umsetzung des Bologna-Prozesses in Deutschland und Europa / HRK 14/2007.

8. Glossary on the Bologna Process: English -German - Russian / HRK 7/2006.

9. Gundolf Seidenspinner. Hochschullexikon. -Munchen, 1991.

10. Laboratorium fur IS: Begriffe und Вedeutungen. - Кострома : КГУ им. H. А. Некрасова; Дармштадт; 2006. - (Лаборатория межкуль-турных исследований; т. 1).

В.Г. литвииович

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ДУХЕ ИДЕЙ КУЛЬТУРЫ МИРА

Сохранение культурного разнообразия как живого, постоянного возобновляемого сокровища должно возобновляться мировым сообществом не как застывшее явление, а как процесс, гарантирующий выживание человечества.

Каждый человек должен научиться признавать не только различия во всех их формах, но и

многообразие самобытных различий в мировом сообществе, которые называются плюрализмом.

Всеобщая декларация о культурном разнообразии (2001 г.) содержит следующие разделы: самобытность, разнообразие и плюрализм;

культурное разнообразие и права челове-

ка;

культурное разнообразие и творчество;

культурное разнообразие и международная солидарность.

В каждом из этих разделов даются объяснения сущности, культурного разнообразия, целей и задач, необходимых для сохранения понимания между людьми живущих на планете. Всеобщая декларация о культурном разнообразии и принятый к ней План действий является важным инструментом гуманизации процессов глобализации и поликультурного образования.

Соотношение в личностном развитии человека биологического и социального является одной из актуальных проблем. Эта проблема выступает, с одной стороны, разделительным барьером по мировоззренческим основаниям; с другой — обуславливает понимание, определение, оценку развития человека как личности, условия и возможности целенаправленного влияния на этот процесс. В этом плане в системе психо-лого-педагогических знаний особое значение приобретает определение смысла и характера связей социальной сущности человека и общества. Исходной может быть позиция, согласно которой социальное обладает единой природой и поэтому выступает имманентным свойством не только для общества, но и человека как совокупности и смысла общественных отношений и одновременно как образующей их в своих функциональных связях. «Человеческую личность,

— обоснованно отличал Э.В. Ильенков, можно по праву рассматривать как единичное, воплощение культуры, то есть всеобщее в человеке».

Принцип равенства культур означает, что все культуры, развивающиеся на планете разные, каждая из них имеет богатую историю, традиции, но, не смотря на это, каждая культура занимает определенное место в развитии конкретного народа, этнической группы, каждая из культур имеет право на признание своего равенства среди других.

Международная конференция «Образование и культура, организованная ЮНЕСКО (1995), отметила духовный компонент наиболее значимым в раскрытии понятия “культура”, трактуя культуру как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации.

Для понимания, что такое поликультурное

образование, важно выделить наличие следующих признаков культуры:

разнообразия культур, что способствует реализации личности в идентификации, формировании устойчивости и адекватности в восприятии мира;

культурных паттернов, с помощью которых личность распознает мир и себя в мире, вырабатывает толерантное отношение к иному;

ценностей как национальных, так и интернациональных, способствующих формированию личности как гражданина своего отечества и как гражданина мира.

Определения «межкультурный, многокультурный, мультикультурный, поликультурньж * чаще всего в различных научных и популярных источниках используются как синонимы.

Так, например, поликультурное образование рассматривается как приобщение подрастающего поколения к этнической общенациональной и мировой культурам в целях духовного обогащения, а также как развитие планетарного сознания и формирование готовности молодежи к изменениям для жизни в много культурной среде.

Межкулыурное образование ряд ученых рассматривают как знания, умения и ценности, приобретаемые личностью и способствующие развитию межличностных отношений с представителями других стран и взаимообогащенига, как собственной культуры, так и культуры этого сообщества, к которому принадлежит личность. Межкультурное образование с присущими ему целями и задачами уровнями и критериями.

Российский ученый Ю.В. Кочергина также определяет поликультурное образование как педагогический феномен и выделяет несколько сфер измерения данного явления: интеграция содержания; процесс конструирования знаний; преодоление предубеждений; справедливая педагогика; стимулирование среды и социальной организации образовательного учреждения.

Процесс межкультурного взаимодействия А. Тряницыной рассматривается как соприкосновение, влияние, взаимодействие на людей, принадлежащим к разным культурам, в сфере, как профессиональной деятельности, таки межличностных отношений. Автор перечисляет компоненты межкультурного взаимодействия: речевая культура; культура общения; информационная культура; стили культурного поведения; куль-

тура творчества; профессиональная культура; культура труда и быта; культура самореализации; правовая культура; нравственная культура; культура управления и др.

Сторонники поликультурной модели сходятся во мнениях, что поликультурное образование предполагает создание условий для сохранения культурной самобытности народов и развитие интеграционных процессов.

Идеи поликультурности и поликулыурного образования зародились за рубежом, Наиболее полно проблемы поликулыурного образования рассматриваются в зарубежных концепциях таких авторов, как Д. Бэнкс, П. Бателаан, Г. Ауерн-хаймср, В. Никеи, Р. Хенви.

Задачи, которые необходимо решать в процессе поликулыурного образования, сводятся к следующему:

изучение различных культурных моделей (через религию, традиции, обряды);

формирование убеждений о равенстве всех культур и относительности любой ценностной иерархии;

формирование творческого отношения к собственной культуре и уважения к иной культуре;

формирование толерантности как инструмента межнационального общения;

изучение демократических ценностей и уважение прав человека при сохранении его самобытности.

Известные российские и белорусские ученые и практики в сфере культуры, образования, воспитания, социальной педагогики осуществляют свои теоретические разработки в следующих направлениях:

воспитание культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов);

• многокультурное образование (Г. Д. Дмит-риев, Г.М. Дынич, В.В, Величко);

поликультурное образование в школе (В.А. Макаев, З.А. Малькова Л.Л. Супрунова);

воспитание национального сознания и межэтнической толерантности (В.Х. Абелеп, Д.В. Зиновьев, З.Ф. Мубинова, В.В. Шалин, И.И. Калачева, М.А.Станьчиц);

воспитание культуры мира (М.В. Кабат-ченко, З.К. Шнекендорф, В.Т. Кабуш,

Т.В. Трухачева, Э.С. Соколова, В. Г. Литвинович);

психология и педагогика ненасилия (А.Г. Козлова, В.Г. Маралос, В.А. Ситаров);

• этнопедагогическое наследие народов (Г.Н. Волков, И.И. Валиев, М.Г. Тайчинов,

А.П. Орлова).

Проблема поликулыурного образования нашла отражение в ряде нормативно-правовых документов, свидетельствует о социальном заказе на её решение в сфере образования.

Чтобы идти к достижению этих целей через образование, необходимо придать поликультурности статус одного из важных дидактических принципов, в ряду с такими, как научность, системность, последовательность, связь обучения и воспитания с жизнью и др.

В современном мире за поликультурным образованием будущее, прежде всего потому, что оно противостоит негативным последствиям процессов глобализации и в то же время не выпячивает на передний план национальные и религиозные различия.

Поликультурное образование - сравнительно новая область педагогического знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и общественность, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на такие острые проблемы, как развитие процессов глобализации в современном мире, межличностные, межгругшовые и межэтнические конфликты, политические и религиозные антагонизмы. Развитие этого направления педагогической науки и практики обусловлено самой сутью процессов демократизации общественной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируется уважительное отношение к личности, зашита достоинства и прав каждою человека.

Необходимо научить с детского возраста уважать конструктивную, не угрожающую жизни и благополучию других людей, культуру личности, любой социальной группы: уметь принимать её такой, какая она есть; реагировать на культурные отличия не сколько эмоционально, сколько рационально; стимулировать желание познавать разные культуры и терпимо относиться к тем, кто не такой, как все и не такой как ты.

Сама практика еще раз убеждает, все обра-зовательпые системы возникают как синтез составляющих своей страны и других стран. Использование опыта и знаний других стран, естественно, имеет место, но важно определить степень этого «процесса заимствования”, ведь слепое копирование и имитация всегда ведет за со-

бой непредсказуемые результаты и потери.

Имеющиеся исследования показывают, что диалог культур - это вопрос не только о гуманистических контактах больших культур, но и о способе приобщения отдельно взятой личности к духовному миру этих культурных образований. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы.

Во первых, богатая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой культуре; во вторых, творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых исходной культурой. Будучи творцом культуры, человек способен найти способ диалога между различными культурами. Осуществление диалога культур - приобщение к другим культурам, иным смысловым мирам, но не растворения в них. Только таким путем происходит взаимообогаще-ние культур.

Современное развитие идей культуры мира было предложено международной организацией ЮНЕСКО. Автор концепции Дэвид Адамс в своих обращениях к мировому сообществу отмечал, что культура мира - это уважение прав человека, народа, нации, отказ от любых форм насилия. Это приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, терпимости, солидарности, культурного разнообразия и взаимопонимания между народами.

2001-2010 гг. объявлены Генеральной Ассамблеей ООН Международным десятилетием культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты. В XXI веке концепция культуры стала приобретать более глубокое нравственное значение и осмысливаться как новая глобальная этика. Однако такое понимание мира требует глубоких перемен в коллективном и индивидуальном сознании, искоренения из сознания и подсознания элементов войн, враждебности, насилия и нетерпимости.

В Республике Беларусь в 1998 году зародилось движение «Педагоги за мир и взаимопонимание”, в 1992 году получившее статус международного. Концептуальной основой движения стало новое формирующееся направление педагогики и практики - педагогика единого и целостного мира.

Педагогика единого и целостного мира ос-

новывается на понимании мира как целостности и единства природной, социальной и духовной среды обитания человека, как плодотворного сотрудничества народов и государств.

Беларусь активно участвует в работе международных организаций по актуализации идей по-ликультурного образования. По инициативе российских и белорусских ученых и практиков в 1997 году был дан старт российско-белорусскому проекту «Учимся и учим культуре мира”. В рамках проекта были осуществлены следующие мероприятия:

разработаны концептуальные основы программы формирования культуры мира в системе воспитания и образования в России и Беларуси;

- проведена международная научно-практическая конференция “Личность ребенка: развитие творческих способностей и формирование культуры мира” (Беларусь);

проведены недели культуры мира, дни культуры мира, проблемные семинары, круглые столы в учреждениях образования и общественных организациях;

проведен международный фестиваль «Сябры - Друзья” (г. Слоним, Беларусь);

проходит ежегодный фестиваль «На пути к культуре мира” (г. Минск);

разработаны научно-методические материалы и учебно-тематические планы спецкурсов по проблемам культуры мира для преподавателей школ, гимназий, университетов.

Таким образом, история развития идей поликультуризма и поликультурного образования в зарубежных странах, России и Беларуси имеет как сходные положения, так и свои особенности механизма ннедрения в общественное сознание и образовательный процесс.

Опираясь на выше обозначенные положения в качестве глобальной цели современного воспитания можно рассматривать человека культуры мира.

Человек культуры мира - свободная личность, способная к самоопределению в современном мире. С педагогической точки зрения это означает воспитание у детей и молодежи таких качеств, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситу-

ациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственно сть за свои поступки.

Человек культуры мира - гуманная личность. Гуманность - вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, готовностью оказывать помощь, пониманием ценности и неповторимости каждош человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласно, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных качеств.

Цель воспитания человека культуры мира включает и практическую подготовку его к жизни в условиях глобализации. Современная молодежь готовится к жизни в условиях рыночно-т хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли частной жизни. Адаптация к этим условиям требует от неё практического освоения основами рыночной экономики, компьютерной грамотностью, языками мира, навыками общения, знаниями религиозных праздников, народных традиций и обычаев и т.д.

Именно качество поликулыурного образования является в совремепном мире показателем уровня жизни населения , позволяющим человеку либо быть открытым миру, судьбам других людей и народов, сокровищам мировой культуры, либо, наоборот, вести изолированное, ограниченное существование “среднего человека”, сведенного лишь до уровня потребителя продуктов цивилизации, но не созидателя.

Правильно организованное поликулыурное образование позволяет каждому человеку выявить огромный потенциал собственных творческих способностей, учиться на протяжении всей жизни и участвовать сердцем, разумом и волей в жизни других людей на планете.

Для того чтобы человек принадлежал современному пространству цивилизаций и кулыур и при этом не потерял свою индивидуальность, сохранил личность, современное поликультур-ное образование должно содержать ряд важнейших функций:

• ввести человека в традицию своего народа, помочь ему освоить родной язык и культуру,

одновременно познакомив с традициями других этносов и религий;

научить человека понимать иноязычную

речь;

познакомить человека с важнейшими вызовами и требованиями мировой цивилизации на рубеже третьего тысячелетия (экология и охра- ■ на окружающей среды, международная безопасность, развитие и сотрудничество, насилие и преступность, социальное неравенство);

позволить человеку пользоваться современными цивилизационными технологиями;

ввести человека в мир искусства, сформировать у него способность воображения и понимания прекрасного с позиции разных культур и разных народов;

сформировать у человека способность постоянно развиваться на протяжении всей своей жизни, осваивая и обнаруживая для себя все новые сокровища культуры - национальной и мировой.

Все перечисленные компоненты поликуль-турного образования позволяют рассматривать его как особую гуманитарную технологию, призванную сделать человека интересным собеседником в межцивилизованном диалоге в третьем тысячелетии.

Почти в каждую историческую эпоху имело место обращение к идее гуманизма. Поликультурность современного мира, глобализация его развития обусловили новые контексты её существования и реализации, в том числе и в области образования. Процесс глобализации играет роль сильного социального прессинга, общество стало воздействовать на индивид сильнее, чем ип-дивид на общество. Как подчеркнул английский историк А. Тайнби, человеку брошен вызов, для того, чтобы нейтрализовать разрушительную тенденцию (на грани противоборства кулыуры и цивилизации), необходимо ценить творческую, созидательную энергию человека Следует направить её на поиск путей гуманизации общественных отношении, на создание нового индивидуального менталитета, который должен совершенствоваться под знаком созидания ценностного сознания человека.

Ученые отмечают, что человечество находится только в самом начале пути осознания себя частью органичной целостной системы, способной функционировать на собственной основе, и оно находится лишь на пороге своей социаль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной истории.

Иными словами, человечество молодо и “впереди у него - самоидентификация, в процессе которой оно осознает себя в качестве планетарной разумной системы, являющейся частью Универсума”.

Библиографический список

1. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о куль-

турном разнообразии. - Париж, 2002.

2. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Юнг К.Г. Самосознание европейской культуры XX века - М. Политиздат, 1991.

3. КалачеваИ.И. Молодежь поликультурное образование в высшей школе Беларуси. — Минск: Тесей, 2003.

4. Учим и учимся культуре мира / под ред.

В.Т.Кабуша, В.ГЛитвиновича. - Минск, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.