Научная статья на тему 'Культура как социальный и воспитательный феномен'

Культура как социальный и воспитательный феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1309
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура как социальный и воспитательный феномен»

РАЗДЕЛ IV. МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Е.Б. Горлова

КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ

ФЕНОМЕН

Ключевые слова: социализация, воспитание, культура, культура личности, соци-ализированность, инкультурация.

Культура личности является основным определяющим понятием процессов воспитания и социализации. Иначе говоря, в центре воспитания и социализации должна стоять культура личности как отражение на индивидуальном уровне культуры общества.

Исследования проблем воспитания и социализации значительно изменили представления о воспитательных воздействиях, которые стали рассматриваться не как изолированные социальные действия, а как специфическая часть всей совокупности общественных влияний на развитие личности. Социализация дает возможность с помощью специфических средств и способов получить "личностный прирост" всего общества, в социальных пространствах которого и происходит таинство воспроизведения и дальнейшего развития национальных культур. Социализация - это совокупность всех социальных процессов, которые помогают усваивать (адаптировать) готовые формы и способы социальной жизни и вырабатывать собственные ценностные ориентации (самоактуализироваться и самореализовываться). Социализация - есть процесс усвоения социального опыта, освоение и присвоение общественных отношений. Для нее характерны две стадии: становление и развитие личности.

Основным результатом социализации личности принято считать социализирован-ность, т. е. сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе. На всех ступенях становления личность формируется и развивается, решая жизненно важные, социально детерминированные, все более усложняющиеся задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие.

Говоря о задачах, которые должна решать целенаправленная социализация, нельзя не коснуться понятия "воспитание", стоящего рядом с понятием "социализация". Воспитание - одна из центральных категорий педагогики. Однако общепринятого определения воспитания нет, что доказывает его многозначность. Воспитание можно рассматривать

© Горлова Е.Б., 2013

и как процесс, и как деятельность, и как общественное явление, и как воздействие, и как взаимодействие и т.д.

Существует четыре основных подхода к определению объема понятия «воспитание»:

- воспитание в широком смысле, которое подразумевает воздействие на личность общества в целом (отождествление с социализацией);

- воспитание в широком педагогическом смысле предполагает целенаправленное воспитание, осуществляемое всей системой учебно-воспитательных учреждений;

- воспитание в узком педагогическом смысле сводится к воспитательной работе с целью формирования у детей определенных взглядов, убеждений и качеств;

- воспитание в еще более узком значении заключается в решении конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного качества).

Воспитание представляет собой часть процесса социального становления человека, а именно - сознательное и целенаправленное воздействие на личность, социальную группу со стороны отдельных личностей, коллективов, представляющих субъект воспитательной деятельности, которые ставят перед собой цель - выработать у воспитуемых определенные социальные качества. Процесс воспитания часто понимается как процесс формирования личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Традиционно целью воспитания принято считать всестороннее и гармоничное развитие личности человека. Эта цель является идеалом, к которому всегда будет стремиться общество в целом и система образования и воспитания в частности. Более конкретную цель современного воспитания предлагает Е. В. Бондаревская, которая видит ее в формировании человека культуры. Человеком культуры она считает гуманную, свободную, духовную и творческую личность [1]. На уровне понятия "культура" определяется и содержание воспитания. Интересным представляется мнение О. С. Газмана, который считает целью воспитания - дать каждому человеку базовое образование и культуру, и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание, способности, потребности) и объективные возможности семьи, школы, общественности [ 2].

Базисные параметры культуры позволяют выделить ведущие направления содержания воспитания личности как целенаправленной социализации. Это, прежде всего, культура самости и культура социумности [3]. Культура самости обеспечивает гармонию личности с собой и состоит из интеллектуальной культуры, эмоционально-чувственной, физической, психорегулятивной, творческой и духовной. К культуре социумности, которая характеризуется гармонией личности с обществом, относится политическая культура, правовая, нравственная, эстетическая, экономическая, экологическая и семейная культура. Содержание каждой из этих культур является составной частью содержания общего процесса социализации и воспитания личности.

Существует мнение, что воспитание является своеобразным механизмом управления процессом социализации. При таком подходе воспитанию присущи две основные функции. Первая заключается в упорядочении всего спектра влияний на личность (физических, социальных, психологических и др.), вторая - в создании условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социали-

Менеджмент в социальной сфере

зации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Социализация и воспитание выступают как подсистемы целостного процесса формирования личности. Чтобы подтвердить этот факт, можно рассмотреть свойства, которые характеризуют взаимосвязь подсистем целостности - единство, тождество и противоречивость данных процессов. Единство социализации и воспитания предполагает, что без связи друг с другом эти процессы существовать не могут. Тождество социализации и воспитания характеризуется тем, что эти процессы не абсолютны, а относительны и при определенных условиях могут переходить друг в друга.

Противоречивость предусматривает непрерывность процессов социализации и воспитания. В своем единстве они непрерывны, но каждый в отдельности может быть прерван. Следовательно, воспитание отражает процесс становления и развития отдельных свойств и качеств личности, в то время как «социализация» - более широкое понятие - процесс доминирования сущности человека. Поэтому воспитание входит в структуру процесса социализации как одна из важнейших форм взаимосвязи общества и личности.

Научные изыскания по поводу понятия «культуры» многообразны и многоаспектны, но очевидным представляется тот факт, что культура как социальный феномен, существует не автономно как самостоятельное явление, не «рядом» с обществом или «внутри» него, а выступает как характеристика всей совокупности свойств общества или отдельных его сторон. Культура отражает, хранит и передает индивидуальное начало в рамках данного социума. Она обеспечивает хранение и трансляцию от поколения к поколению информации, правил и норм, гарантирующих историческую воспроизводимость и самоидентичность социума. Ядро культуры вырабатывается веками и обретает устойчивость и прочность социокультурно-генетического аппарата. Оно определяет способ реагирования социума на инновации, обеспечивает адаптационные механизмы, дает возможность приспособления к меняющимся условиям материального и духовного бытия данного общества [4].

В научной литературе очень часто понятия культура и личность рассматриваются в неразрывном единстве. Культура личности - это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет ей жить в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности. Усматривая прямую зависимость индивидуальной культуры от культуры социума, необходимо отметить, что культура общества несводима к сумме индивидуальных культур членов этого общества, а индивидуальная культура не является механическим срезом с культуры общества. Вместе с тем, культура личности не только некий результат воздействия культуры социума, но и источник ее развития. Без человека, воспринимающего культуру и ведущего диалог с ней, она существовать и развиваться не может. «Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и, творя ее», - считает Е.В. Бондаревская [1].

Поскольку педагогика изучает те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества, то культура в педагогике должна рассматриваться как мера усвоения и использования личностью достижений общества и как среда, в которой происходит развитие личности, при этом культуру личности следует понимать как результат вышеуказанных процессов (усвоение, использование, развитие). Происходит воспроизводство системы

культуры на единичном уровне, а самый верный способ, которым это осуществляется -процесс социализации. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей [6].

Однако реальность такова, что в последнее время появилось много молодых людей, знающих в этой жизни все ходы, умеющих выйти из любой ситуации. Но их культурный уровень очень низок. Это результат социализации, оторванной от истинной культуры. Необходимо учитывать, что три процесса - приобщение к культуре, воспитание и социализация - развиваются по разным законам и для каждого есть свой сензитивный возраст. Инкультурация (срастание с культурой) достигает своего максимума к старости, социализация - в молодости и зрелости, воспитание - в детстве и юности. Но, несмотря на это, социализация и воспитание должны быть всегда связаны с усвоением некоторого обязательного культурного минимума.

Что следует понимать под определенным уровнем культуры, воспитанности и со-циализированности? В первую очередь - это степень соответствия личностного развития молодого человека поставленной педагогической цели. Цель выступает некоторым общим мерилом, позволяющим судить о степени ее педагогического успеха. Мерой воспитанности можно считать меру соответствия определенным критериям и показателям. Прежде всего, это такие показатели, которые доступны наблюдению педагога. К ним можно отнести внешний вид, речь, поведение, которое складывается из наблюдаемых отдельных поступков, это также реакция на социальные явления, система его взаимоотношений с окружающими, качественность его предметной деятельности, его идеалы. Человек должен уметь отличать истинные ценности от псевдоценностей, выбирать в жизни те ценностные ориентиры, которые позволяли бы ему воспроизводить и развивать общественную действительность.

Лишь при всей совокупности общественных влияний на развитие личности можно ожидать нужный конечный результат - человека культуры как личности целостной, самобытной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство культурных ценностей в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. - Ростов-на-Дону, 1995.

2. Опыт разработки концепций воспитания / Под ред. Е.В.Бондаревской. - Ростов-на-Дону, 1993.

3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов-на Дону, 1997.

4. Базовая культура личности. Сб. научных трудов / Под ред. О.С. Газмана. - М., 1989.

5. Соколов Э.В. Культура и личность. - М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.