УДК 070
КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ: ПСИХОЛОГО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
CULTURE AS A SYSTEM OF VALUES: PSYCHO-CULTUROLOGICAL FLASHBACK
И.М. Невлева, Ж.С. Кохан I.M. Nevleva, J.S. Kohan
Белгородский университет кооперации экономики и права, Россия, 308023, Белгород, ул. Садовая, 116а Belgorod University of Cooperation of Economics and Law, 116a Sadovaуa St., Belgorod, 308023, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена психолого-культурологическому анализу проблемы культуры как системы ценностей. Культура рассматривается как ценностно-нормативная структура, формирующая личность и общество. Автором приводится ряд подходов к исследованию понятий «культура», «ценность», «ценностные ориентации». Основой акцент сделан на том, что культура является транслятором социального опыта, социализатором личности. Благодаря культуре у человека вырабатывается картина мира, объединяющая ценности, смыслы, идеи, понятия в целостную систему.
Resume. The article is devoted to psychological and cultural analysis of the problem of culture as a system of values. Culture is seen as a value-regulatory structure, which forms the individual and society. The author cites a number of approaches to the study of the concepts of «culture», «value», «value orientation». The basis of the emphasis placed on the fact that culture is the translator of social experience, sotsializatorom personality. Due to the culture in humans produces a picture of the world, containing the values, meanings, ideas and concepts into a coherent system.
Ключевые слова: культура, ценность, система, личность, общество, ценностные ориентации, духовые ценности.
Key words: culture, value system, personality, society, values, spiritual values.
В настоящее время мировоззренческие, ценностно-ориентационные и духовно-нравственные основы русской культуры подвержены коренным изменениям. Модернизация социальной, экономической, культурной системы, ориентированная на опыт западных стран, привела к возникновению в российском обществе новых ценностей, связанных с американским типом мышления. Возрастающей проблемой для нашего общества становится разрыв морали и политики, развитие прагматизма, эгоцентризма, американизма.
В современной России наблюдается ослабление роли государства в определении национального идеала и путей дальнейшего его формирования. Возрастающий культ материальных ценностей и потребительства ломает нравственно-аксиологические основы российской культуры.
Поэтому важно изучить специфику проявления культуры, которая играет огромную роль в жизни человека, способствует закреплению наиболее ценных образцов поведения и трансляции следующим поколениям. Осмысливая мир, человек решает для себя, что в жизни для него представляется важным, а что нет, что существенно, а что несущественно.
Культура являются объектом исследования многих ученых: культурологов, философов, психологов и т.д. Проблемы культуры как системы ценностей рассматривали такие западные исследователи как Вебер М., Дюркгейм Э., Кант И., Парсонс Т., Риккерт Г. и др. Культурные ценности рассматривались сквозь призму религиозных ценностей такими отечественными мыслителями как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др. Данная проблематика анализируется в работах современных авторов: Н. Г., Большакова В.П., Выжлецова Г. П., Шевцовой Н. П. и др.
Для рассмотрения культуры как системы ценностей необходимо проанализировать понятие «культура». В широком смысле культура (от лат. еткге - «возделывать почву») представляет собой систему отношений между человеком и миром. Культура - творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она может рассматриваться как совокупность накопленных в том, или ином обществе знаний, умений, правил поведения, норм и ценностей. Культура выступа-
ет сложной самоорганизующейся системой, формирование которой обусловлено многообразием видов человеческой деятельности. Культура как ценностно-нормативная структура определенным образом формирует общество.
Н.Н. Зарубина дает широкое определение: «Культуру можно определить как духовную составляющую любой человеческой деятельности, как общую систему ценностных ориентаций, смыслов, мотивов, норм, обеспечивающих поддержание целостности и развития общества. Культура проявляется в любой форме деятельности и в любой социальной сфере как ее человеческое измерение, как полагание и реализация представлений о должном и совершенном» [7. С. 110].
По утверждению русского философа Н.А. Бердяева, культура имеет духовный примат в жизни общества. Состояние того или другого общества оценивается исходя из состояния его культуры [1. С. 246-261]. Так, «Русская культура и стала душой России, сформировала ее лицо, ее духовный облик. Не отличаясь, на наш взгляд, особым цивилизационным талантом, русский национальный гений с наибольшей яркостью выявил себя именно в сфере духовно-культурного творчества» [14. С. 440-441].
Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности; основная функция культуры - сохранение и воспроизводство духовного опыта человечества, передача этого опыта другим поколениям и его обогащение.
Для культуры как системы свойственно присутствие материальных и духовных ценностей, систематизированных на основе определенного идеала. Культура - транслятор социального опыта, социализатор личности. Благодаря культуре у человека вырабатывается картина мира, содержащая ценности, смыслы, идеи, понятия в целостную систему.
Культура представляет собой специфический способ организации и развития жизнедеятельности человека. Культура через такие свои элементы как язык, ценности, нормы, идеалы, символы устанавливает человеку определенный способ видения мира. В этой связи многочисленные различия между странами, народами, социальными группами относятся в первую очередь к существенным расхождениям именно в системе культурных значений. Они воплощаются в действующих в той или иной стране или социальной общности языковой картине, системе обычаев, обрядов, традиций, стиле и образе жизни и быта.
Итак, культура представляет собой совокупность духовных и материальных продуктов человеческой деятельности. Она является совокупностью социально значимых человеческих ценностей; методом ценностного освоения реальности посредствам системы норм, оценок, образцов поведения.
Исследуя ценности в культуре, рассмотрим саму категорию «ценность». Ценности - мировоззренческий ориентир. Они обладают идеально-духовной природой, воплощаются в деятельности людей. Ценности выявляются во внутреннем самоопределении человека к жизни, к другим людям и к миру в целом.
Впервые термин «ценность» был употреблен И. Кантом в его фундаментальном труде «Критика практического разума». Философ сопоставляет понятия «нравственности» (свободы) и «природы» (необходимости), показывает, с одной стороны, «должное» - мир ценностей, с другой - «сущее» - мир вещей. По Канту нравственность - основа для модификации сознания человека. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству, и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда бы не относился к нему только как к средству. Именно с благотворения не по склонности, а из чувства долга и начинается моральная и вне сравнения высшая ценность характера» [9. С. 168].
По Э. Дюркгейму ценности являются некими идеалами, управляющими человеческим поведением. Основной механизм, регулирующий поведение человека в социуме, по его мнению, является внутреннее принятие им общественных ценностей: «мы явственно ощущаем, что не являемся хозяевами наших оценок, что мы связаны и принуждаемы. Нас связывает общественное сознание» [6. С.290].
М. Вебером ценность рассматривается как установка того или другого исторического периода, как характерное ему направление интереса [3. С. 167].
Т. Парсонс называет культуру «высшей реальностью» [12. С. 270].
По утверждению Г. Риккерта, «во всех явления культуры, мы найдем воплощение какой-нибудь признанной человеческой ценности» [13].
По мнению П.А. Сорокина, «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» [15].
Н. Чавчавадзе преломляет ценность сквозь призму понятия «должное»: «культура есть явление ценностное, а ценность есть, то, что должно быть, есть нечто должное» [18].
По утверждению ряда исследователей, ценности - это идеалы, высшие цели личности. Так, исследователь в области психологии ценностей В. П. Тугаринов отмечает, что, «значимость ценностей опосредована ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы» [16. С. 39]. Ученый выделил психологическую сущность цен-
ностей как объекта направленности личности, употребил категорию «ценностные ориентации», состоящие в направленности человеческой личности на те или другие ценности [16].
Анализируя культуру через призму ценностей, В.П. Большаков говорит: «Культура - это обработка, оформление, одухотворение, облагораживание людьми окружающей среды и самих себя, своих разнообразных отношений, своей деятельности: ее процессов, целей, способов, результатов. Когда мы в таком ракурсе характеризуем культуру, то предполагается именно особое оформление природы, самого человека: его тела, движений, мыслей, чувств, намерений, отношений с другими людьми. Оформление, имеющее ценностный смысл, ценностное содержание» [2. С.45].
Как известно, культура воздействует на личность через единицу ценностей, содержание которых глубоко отображает сущность эффективности положительных действий человека.
Г. В. Малинин пишет: «Всякая ценность - это предметная форма проявления социальных отношений» [10. С. 271].
Итак, роль ценностей в строении и функционировании культуры бесспорна. Культура определяется через ценностные ориентации личности.
Следует подчеркнуть, что культура формируется через созидание системы ценностей. Она емко влияет на развитие социальных взаимосвязей через заложенные в ее системе ценности и нормы. Прогресс синтеза индивидуализации ценностей - процесс способствующий развитию культуры. Культурно-жизненный опыт, содержащийся в мировоззрении личности - это результат процесса социальной трансляции ценностей культуры, отражающийся в реальном поведении человека. Центральная проблема здесь заключена в уровне индивидуального принятия и понимания ценностей и обозначается понятием «ценностные ориентации».
Ценностные ориентации, как отмечает М.М. Хан, «отражают относительно устойчивое и социально обусловленное, избирательное отношение к объектам как ценностям» [17].
По мнению русских религиозных философов НА. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, И.А. Ильина и др., в сфере ценностных ориентаций сущностное значение занимает «вера». Мыслители рассматривают веру как результат Божественного Откровения, которая не нуждается в аргументации. «Можно принимать или не принимать религиозную веру, однако нельзя отрицать ценности христианства, нельзя не видеть его величия и всемирно-исторического значения» [11]. Сфера ценностей носит идеальный, абсолютный характер и определяется через понятие «духовность», имеющее божественное происхождение. Каждая ценность связана с религиозной ценностью. «Всякая великая религия содержит в себе и открывает некоторую систему ценностей» [4. С. 75].
В любой культуре ценности размещаются в определенной иерархии. На верху пирамиды ценностей расположены ценности, которые составляют ядро культуры. К существенным элементам культуры относятся нормы, совокупность которых представляет нормативную систему культуры. Культурные нормы - это идеальные образцы, указывающие на то, как человек должен поступать в тех или иных ситуациях. Нормы, которые предписывают образцы поведения, транслируются человеку в процессе инкультурации.
Нормы и ценности являются консервативным элементом любой культуры, ее цивилизаци-онный код. Культурному ядру общества присущ ряд норм, которые проявляются в традициях, передаваемых из поколения в поколение.
Таким образом, мы видим, что культура - творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она выступает сложной самоорганизующейся системой, формирование которой обусловлено многообразием видов человеческой деятельности. Культура является транслятором социального опыта, социализатором личности. Благодаря культуре у человека вырабатывается картина мира, содержащая ценности, смыслы, идеи, понятия в целостную систему. Культура как ценностно-нормативная структура формирует личность и общество. Культурные ценности - результат творческой деятельности всей человеческой истории.
Список литературы References
1. Бердяев Н.А. О культуре / / Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.
Berdyaev N.A. On Culture. NA Berdyaev Philosophy of inequality. M ., 1990.
2. Большаков В. П. Культура как форма человечности. Великий Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
Bolshakov V.P. Culture as a form of humanity. Novgorod: Novgorod State University them. Yaroslav the Wise, 2000.
3. Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990.
Weber M. Selected works. M ., Progress, 1990.
4. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. - 1996. - № 1. - С. 75-99.
Vyzhletsov G.P. Axiology: formation and main stages of development / / Socio-political magazine. - 1996. -№ 1. P. 75-99.
5. Гончарова Ю. А. Ценностный мир современной российской студенческой молодежи: дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2008.
Goncharov Yu. Valuable world of modern Russian students: Thesis. ... Cand. Sociology. Sciences. Stavropol, 2008
6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Канон, 1995.
Durkheim E. Sociology. Its subject matter, method, purpose. M., Canon 1995.
7. Зарубина Н. Н. Социология хозяйственной жизни: Проблемный анализ в глобальной перспективе. М., Логос, 2006. 443с.
Zarubin N.N. Sociology of economic life: Problem analysis from a global perspective. M .: Logos, 2006. 443 p.
8. Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В. Эмиграция и репатриация в России. М., 2001. 198 с.
Iontsev V.A., Lebedeva NM, Nazarov MV, AV Hams Emigration and repatriation to Russia. M ., 2001. p. 198.
9. Кант И. Основоположение метафизики нравов // Кант И. Соч.: в 8 т. М., 1994.
Kant I. Fundamental principle of morals metaphysics / / Kant I. Vol .: 8. M., 1994.
10. Малинин Г. В. Мировоззренческие и социокультурные основания межнационального согласия: Дис. ... д-ра филос. наук. Алмаата, 1997. 271 с.
Malinin G.V. philosophical and socio-cultural foundation of interethnic consent: Dis. ... Dr. Philosophy. Sciences. Almaata, 1997. 271 p.
11. Невлева И.М., Соловьева Л.В. Философия духовного творчества: Монография. Белгород, Издательство БУКЭП, 2012. 381 с.
Nevleva I.M. Solovieva LV spiritual creativity philosophy: Monograph. Belgorod, BUKEP Publishing, 2012. 381 p.
12. Парсонс Т. Система современных обществ; пер. с англ. М., Аспект Пресс, 1998. 270 с.
Parsons T. The system of modern societies; per. from English. M ., Aspekt Press, 1998. 270 p.
13. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
G. Rickert sciences of nature and the science of culture. M ., 1998.
14. Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов. / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., Академический Проект, 2003.
Russian Civilization: A manual for schools. / Pod Society. Ed. MP Mchedlova. M., Academic Project, 2003.
15. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Sorokin P.A .Human. Civilization. Society. M ., 1992.
16. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., Изд-во ЛГУ, 1968.
Tugarinov V.P. Value Theory of Marxism. L ., Leningrad State University, 1968.
17. Хан М. М. Этнорегиональные особенности ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Алматы, 1993. 23 с.
Khan M.M. Ethnoregional features of valuable orientations of the person: Author. Dis. ... Cand. Sociology. Sciences. Almaty, 1993. 23 p.
18. Чавчавадзе Н. Культура и ценности. Тбилиси:,1984.
N. Chavchavadze culture and values. Tbilisi, 1984.
19. Шевцова Н. П. Проблема ценности в творчестве Н. А. Бердяева и И. А. Ильина: общее и особенное: общее и особенное: Дис. ... канд. филос. наук, М., 2005. 204 с.
Shevtsova N.P. value problem in the work of Berdyaev and IAIlyin: general and particular: the general and the particular: Dis. ... Cand. Philosophy. Sciences, M., 2005. 204 p.