Научная статья на тему 'Духовная связь поколений через ценности православия'

Духовная связь поколений через ценности православия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2098
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ЦЕННОСТИ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / ORTHODOX / VALUES / RELIGION / RUSSIAN CULTURE / TRADITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Невлева И.М.

Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Говоря о православии, надо понимать, что речь идет о воспитании и образовании духовно-нравственной личности, идентичной национальной культуре, сыгравшей ключевую роль в возникновении и развитии государства Российского. Традиционная культура, основанная на ценностях православия, это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории, не зная национальных корней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The core of Russian culture have always been Orthodox foundations and traditions of the people's life. In order for society to survive and preserve their unique culture, should be the transfer of the spiritual values, which keep the society for hundreds of years. Speaking of Orthodoxy, we must understand that we are talking about education and formation of spiritual and moral personality, identical to the national culture, which played a key role in the origin and development of the Russian state. The traditional culture based on the values of Orthodoxy this is not a relic of the past and not anti-scientific fiction, and the condition of the nation's survival. It is impossible to instill a love for the country, not knowing its history without knowing the national roots.

Текст научной работы на тему «Духовная связь поколений через ценности православия»

68

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

УДК 37-013

ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИИ ЧЕРЕЗ ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ

SPIRITUAL CONNECTION GENERATION THROUGH VALUES OF ORTHODOXY

И.М. Невлева

I.M. Nevleva

Белгородский университет кооперации, экономики и права, Россия, 308023, г. Белгород, ул. Садовая, 116а Belgorod University of Cooperation, Economics & Law, 116a Gardening St, Belgorod, 308023, Russia

E-mail: kaf-srp@bukep.ru

Ключевые слова: православие, ценности, религиозность, русская культура, традиция.

Key words: Orthodox, values, religion, Russian culture, tradition.

Аннотация. Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Говоря о православии, надо понимать, что речь идет о воспитании и образовании духовно-нравственной личности, идентичной национальной культуре, сыгравшей ключевую роль в возникновении и развитии государства Российского. Традиционная культура, основанная на ценностях православия, - это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории, не зная национальных корней.

Resume. The core of Russian culture have always been Orthodox foundations and traditions of the people's life. In order for society to survive and preserve their unique culture, should be the transfer of the spiritual values, which keep the society for hundreds of years. Speaking of Orthodoxy, we must understand that we are talking about education and formation of spiritual and moral personality, identical to the national culture, which played a key role in the origin and development of the Russian state. The traditional culture based on the values of Orthodoxy - this is not a relic of the past and not anti-scientific fiction, and the condition of the nation's survival. It is impossible to instill a love for the country, not knowing its history without knowing the national roots.

Стержнем любой цивилизации является религия. Каждое новое поколение молодежи, вступая в жизнь, ориентируется на ценности и традиции сложившиеся в обществе.

Россия никак не может выбраться из болота “стихийных рыночных отношений”, в которое продолжают все больше погружаться духовность и нравственность нашего народа. Каковы же реальные пути выхода, которые позволят России встать на путь добра и высокой духовности? Реальным ориентиром является высокодуховная православная культура, ее нравственные ценности. Особенно это стало возможно сейчас, когда в условиях жесткой конкурентной борьбы, глобализации и прочих особенностей современного бытия, вечные человеческие ценности потеснили лженаучные инновации.

Выдающийся русский философ Николай Бердяев писал: “Хлеб для меня - это материальная забота, а хлеб для моего ближнего - забота духовная”.

Важно нам, ученым, преподавателям вузов искать новые пути воздействия на уже взрослого человека, пути к слагаемым образ, воспитывать любовь к ближнему, милосердие, высокую духовность, добро и сострадание. “Сегодня наука все больше обращается к богословию, а богословие овладевает научной методологией. Православие, как культурообразующая религия России, имеющая тысячелетнюю историю, всегда способствовало творческому диалогу науки и богословия, формированию духовно-нравственных личностей - патриотов нашего Отечества, просвещающих мир светом Христовой истины” (Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II).

Одна из наиболее известных работ, направленных на выявление традиционных установок русской культуры, бесспорно, принадлежит русскому философу XX века Н.О. Лосскому.

В своей книге “Характер русского народа” Лосский выделяет:

- религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни;

- способность к высшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, в общении.

И если попытаться обобщить и выделить установки, которые являются характерными для русской культуры, по мнению большинства исследователей это православие, духовность и русский патриотизм. Бездуховный путь развития - это трагедия общества.

П.А. Сорокин отметил, “самое страшное, когда умирают божественные ценности во мнении публики”.

Именно традиционные духовные ценности и нравственные идеалы являются заслоном бездуховности и нравственной деградации.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

69

В своем выступлении “Восстановим единство духовного и светского начала” Архимандрит Иоанн (Экономцев), ректор Российского православного университета, председатель отдела катехизации и религиозного образования Московской патриархии, подчеркнул: “Беда в том, что вместе с такими понятиями как “Бог”, “Церковь”, “Молитва” из программ вузов, а особенно и из жизни большого числа молодых людей выпадает понимание данного человеку свыше нравственного закона, представление о том, ради каких ценностей он живет, трудится, овладевает профессией. Сознание человека теряет цельность, гармонию, становится расщепленным. Нравственные ценности в нашем обществе, особенно среди молодежи, существенно сместились в сферу переживания собственной неудачи измеряемой сухим практикумом, опирающимся на бездушный рационализм. В результате этого усиливается разобщенность людей, рушатся духовно-нравственные принципы семьи, криминализируется сознание, расширяется социальная среда девиантного поведения (наркомания, алкоголизм, половая распущенность, бродяжничество). Такие негативные процессы создают реальные предпосылки духовно-нравственной деградации общества”.

Деятельность носителей культуры должна стать реализацией духовного измерения экономики, только когда эта деятельность станет служением Богу, приобретет ярко выраженное духовное измерение.

Большим поучительным смыслом наполнены слова святителя Василия Великого, “бытие христианина - это зла отчуждение, языка воздержание, гнева отвращение, похотей отлучение, многоглаголания, лжи и клятвы воздержание”.

Это особенно важно помнить в наше время, вызовы которого зачастую оставляют молодого человека без возможности выбора между добром и злом, без понимания - что есть добро и зло.

Современная система ценностей, побуждающая человека к приложению все больших усилий для постоянного повышения уровня личного потребления материальных благ, является греховной и порочной. Опираясь на духовный опыт христианства, нравственные и исторические ценности своего народа, накопленные в православии, личность ярче и полнее раскрывается для общества.

Зависть, зло возникают в мире в результате отклонения людей от Божественного добра. Главный источник зла - своевольное неподчинение человека Божественному Промыслу. Инструментом нравственной оценки человеческих поступков является совесть, которую Бог дал всем людям.

Мерилом каждого человеческого делания и поступка должна быть наша человеческая совесть, данная нам Богом, сделать качественно, честно, значить сделать по-совести.

В Белгородском университете потребительской кооперации студенты проявляют глубокий интерес к изучению культуры православия. Мы видим единую задачу духовного и светского воспитания в раскрытии красоты, богатства содержания православия и привитии студентам высоких общечеловеческих ценностей.

Церковь учит, что требовать совершенного или хотя бы удовлетворительного, с точки зрения нравственности, поведения других, не предъявляя подобных требований к себе самому - фарисейство. Поэтому главным в нравственном климате общества является стремление каждого к совершенству, к умению сделать добро ближнему.

С христианской точки зрения стремление к совершенству есть усилие человека, направленное к уподоблению себя Богу: “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный”.

Православные ценности являлись всегда методологической основой сложившегося в обществе института помощи. История развития человеческого общества немыслима вне института помощи.

Хочется подчеркнуть, что без собственного волевого усилия человек не может даже начать “внутреннее делание”. И здесь ему на помощь приходят подвижники, уже накопившие опыт борьбы со страстями. Особенно преуспевших из них называют преподобными, то есть уподобившимися Спасителю в высшей, превосходной степени. Таковым является высокодуховный жизненный подвиг Иоасафа Епископа Белгородского.

Девизом его жизненного пути

Было с любовью к Богу

И ближним идти.

В центре философского осмысления мира всегда стояла проблема человека. Проблема человека и его будущего предполагает особую роль философии при обращении к анализу сущности и существования человека, к развитию его творческих способностей, его социальной реализации, к миру его нравственной жизни, гуманистическим принципом всей системы человеческой деятельности.

В истории философии, четко просматривается мысль, что человек - не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свои письмена: он существо наделенное энергией и определенным образом организованное, умеющее соответствующе реагировать на внешние условия.

70

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

В философии существует некоторая традиция, преемственность взглядов на сущность человека. Аристотель считал, что человек не только природный дар но и результат его же деятельности. В процессе деятельности раскрываются новые побудители человеческих возможностей, создаются условия, реализуются возможности. Демокрит рассматривал человека как часть космоса, характеризовал его как отражение Вселенной, её символ. Христианство основало свою идеологию на дуализме души и тела, утверждая в качестве главного мотива любовь к Богу, раскрывающаяся через милосердие, сострадание вспомоществование.

Христианство выдвинуло главным признаком человека - любовь. Любовь как единственная и подлинная сила, которая вместе с верой, надеждой способна двигать горы.

Отличительными признаками философии русской культуры являются такие черты, пришедшие из православия, как соборность, вселенскость, общинность.

Действительно славянофильство - это первая попытка русской мысли сформулировать, что такое русский человек.

Русские философы развивали эту мысль, дополняя и обогащая свое историческое видение. Славянофилы стремились к созданию русской философии, отражающей исконно русские духовные идеи.

A. Ф. Лосев писал, что “славянофилы выросли на русской почве, они сотворены из русской земли, они наполнены основательным, непреклонным духом земли, они прочно связаны с землей, их нельзя от нее отделить, не повредив их существа”.

Подражая духовным писателям Древней Руси, славянофилы видели в религии важнейшее проявление человеческого духа. Славянофилы действительно искали правду жизни, пытаясь найти её в достойной для народа философии и религии, а именно - в христианской духовности. Славянофилы утверждали преимущества коллективной, общинной, кооперативной общности людей. Славянофилы превозносили духовную культуру православия, признавая добрые задачи человеческой натуры, отбрасывая зло, творимое человеком в этом мире.

Славянофилы ностальгически относились к духовным ценностям прошлого. Н.А. Бердяев отмечал, что славянофильство принадлежало к мировому потоку, который вел все народы к национальному самосознанию, к органичности, к историзму. Они плоть от плоти и кровь от крови русской земли, русской истории, русской души; живой источник их самосознания национального и религиозного представляла русская община и православие.

B. В. Зеньковский высоко оценил особенности философских идей славянофилов за из подлинно русский, самобытный, национальный характер, за их верность православной культуре, при этом подчеркивал, что каждый из них был яркой индивидуальностью, развитие которой было вполне и до конца индивидуально.

Славянофилы признавали особый образ жизни в России, подчеркивая единение сословий, соборность и моральное доверие между государством и народом. Их объединяла ориентация на учение православной церкви, на верование и идеалы русского народа.

Русское философское сознание проникнуто глубоким чувством общинности, ему чуждо индивидуалистическое толкование этики, оно ратует за жизнь всего человечества, оно ищет пути спасения и преобразования мира, ответственности каждого человека за все несовершенства жизни. Славянофилы называли это общинное чувство соборностью. Соборность означает сочетания единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям.

Духовность оказывает преобразующее воздействие на общество и проявляется в виде общечеловеческих духовных ценностей. По мнению Н.О. Лосского, “вся жизнь движется любовью к ценностям”.

В целом духовная история Российской культуры имеет свои особенности - это поиски правды, смысла земного существования, обращения к небесному царству Святого Духа. Собрав в единое целое духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, нравственный опыт и религиозное сознание - человек начинает понимать истинное бытие мира.

Русский философ П.А. Флоренский считал, что достижения науки не могут формировать душу человека, что накопление знания ещё не создают богатый мир личности, что самое страшное для человека - это бездуховность. По мнению ученого, сила религиозных обрядов проявляется в том, что формирует у человека его душу, культуру общения и духовный мир личности.

Раскрывая содержание социальной среды как определяющего фактора развития личности, необходимо выделить из неё “микросреду”, как среду ближайшего окружения личности.

Социальная среда может значительно отличаться по объему и содержанию от “среды личности”. Понятие социальной среды составляет совокупность всех общественных отношений, включая материальные и духовные компоненты, которые по отношению к личности существуют объективно, то есть идейная среда личности есть объективный фактор ее формирования. Духовная атмосфера общества складывается из различных факторов, включая состояние общественного сознания, его содержание и

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

71

формы, средства и методы воздействия на человека в системе обучения и воспитания, средства массовой коммуникации, а также психологию коллектива, в котором личность живет, работает, учится, те нормы и системы ценностей, которыми регулируется поведение людей в этих коллективах.

Русский писатель Ф.М. Достоевский сказал, что красота спасет мир, подразумевая красоту внутреннего духовного мира личности. Вселенский учитель Василий Великий писал: “Следует в пост воздержаться от пищи, нравственной пост же в поступках ищи”.

В этом раскрывается смысл человеческой жизни - делать добро, учиться у православной церкви выполнять свой нравственный долг: любовь к ближнему, помощь обездоленному, сострадание, милосердие вспомоществование.

Ядром структуры личности является мировоззрение. Индивидуальное мировоззрение - это свойство личности как социального и мыслящего существа. Каждое мировоззрение выявляет единство своего содержания охватывая определенный круг вопросов: что такое вне нас существующий мир? Разделен ли он на материю и дух? Как дух соотносится с сознанием? Что такое человек, и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий мир и самого себя?

Мировоззрение человека - это его взгляд на окружающий мир: на явления природы, общества и самого себя, его убеждения, социальные, нравственные и эстетические ценности, принципы познания и оценки материальных и духовных событий.

Существует ряд общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности - не лги, не воруй, не чини насилия, которые человек возводит в свой императив поведения. Действительно только на нравственном базисе утверждается личностная независимость индивидуума, развивается его умение руководить своей деятельностью, строить свою жизнь осмысленно и ответственно.

Нравственность является не только средством общественного регулирования индивидуального поведения, но и средством духовно-персонального выживания человека.

Поиск смысла жизни - одна из сложных задач, стоящих перед личностью. Самореализоваться, развернуть свой талант можно только в обществе. Человеку заданы предпосылки и задатки.

Философская концепция смысла человеческой жизни исходит, прежде всего, из ее самоценности и самоцельности, при этом важно не только видеть смысл жизни человека в самой жизни, но и отвечать на вопрос: “Для чело жить?”. Такое научное понимание жизни человека органически соединяется с ценностным подходом. Человеческая жизнь оказывается не случайной и бессмысленной, поскольку личность рассматривается как часть целого человеческого общества.

Процесс формирования духовной культуры длительный и сложный. Исторически меняется социально-экономическая структура общества, ценностные же ориентации людей, однако нравственные принципы доброты, справедливости являются абсолютными.

Обращение к идеалам и мыслям отцов церкви, их добрым и ярким суждениям раскрывает сущность православного нравственного опыта.

Святые угодники прошли путь послушания, земного общения, духовного подвига во имя высшей нравственности. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал, что “Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества”. В основе общечеловеческих ценностей лежат принципы православия, это идеи сострадания, милосердия, вспомоществования, любви к ближнему, бескорыстной помощи бедному, нуждающемуся. Примером высшего гуманного служения людям являются деяния Иоасафа Епископа Белгородского:

Любвеобильный пастырь был:

Народ церковный свято чтил.

Как мог, он людям помогал,

Но в строгой тайне все держал.

Он был бессребреником В жизни и смерти,

Ушел, не оставив наследства поверьте,

Другое наследство он нам завещал:

Он дух благодатный народу давал.

Жизнь Иоасафа - это Нравственная чистота,

Правдивость, ревность о святости,

И пастырская доброта.

72

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

О, Русь Великая Святая,

Своих паломников ты чти,

И веру, свято соблюдая,

О благодати их моли.

Богоподобие человека реализуется в труде, в творчестве, в культуре и истории, ибо человек призван быть на земле “соработником” самого Творца. Через культуру человек движется по пути духовного восхождения. Путь святости и путь культуры здесь сближаются, просветляя, освящая порывы духа и обыденную, повседневную жизнь.

Главное назначение великих подвижников и святых вести человека к Богу.

Жертвенный подвиг святых - это главное, что Церковь несет людям, пример творения культурных ценностей - подвиг Иоасафа Белгородского. Святые несут на себе печать иного мира, одаренные таинственным избытком жизненной силы, без которой невозможно преображение нации и культуры.

В “духовном полете” святых формируется культурная элита - “ядро, совесть, самосознание любой нации”.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источником традиции в России было то, что разошлись пути святости, церковной власти, светской власти и культуры. Но все же русская культура во многом осталась религиозной.

Творцы культурных ценностей в России часто обращаются к Слову Божию как источнику обновления жизни.

Нравственный долг людей становится решающим фактором во всех сферах жизни. Нравственное оздоровление должно сыграть немалую роль в семейных, национальных отношениях, в этике труда, хозяйстве, экологии, милосердии. Хочется верить в победу разума, свободы, человечности. Нравственность есть часть культурной традиции, которая связывает личность с духовным наследием народа и человечества, помогает осознать и осмыслить духовный опыт.

Согласно православной культуры у Вселенной и у человека есть цель - приближение к своему Первообразу, к Творцу. Эта цель достигается на путях любви к Богу и к людям. Апостол Павел говорил, если человек познал все тайны, совершил немыслимые подвиги, но, не имея любви, он -“медь звенящая”.

Обращение к великому учению отцов церкви, примеру их бескорыстного Служения Богу, чистоте их помыслов, благородству де и поступков делает человека чище, обогащает духовно.

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

Berdyayev N.A. O naznachenii cheloveka. - M., 1993.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990.

Berdyayev N.A. Sud'ba Rossii. - M., 1990.

3. Зеньковский В.В. История русской философии. - Ленинград, 1991. Zen'kovskiy V.V. Istoriya russkoy filosofii. - Leningrad, 1991.

4. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.

Losskiy N.O. Istoriya russkoy filosofii. - M., 1991.

5. Невлева И.М. История русской философии: Монография. - Харьков, 2003. Nevleva I.M. Istoriya russkoy filosofii: Monografiya. - Khar'kov, 2003.

6. Невлева И.М. Русская философия: Монография. - Белгород, 2001.

Nevleva I.M. Russkaya filosofiya: Monografiya. - Belgorod, 2001.

7. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М., 1978.

Sorokin P.A. Chelovek, tsivilizatsiya, obshchestvo. - M., 1978

8. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - М., 1914.

Florenskiy P.A. Stolp i utverzhdeniye istiny. - M., 1914.

Список литературы References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.