Научная статья на тему 'Теоретические основы изучения традиционной народной культуры'

Теоретические основы изучения традиционной народной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4089
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / КУЛЬТУРНОЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / TRADITIONAL CULTURE / GLOBALIZATION / VALUES / CULTURAL AND ETHNIC REVIVAL / SOCIAL AND CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Невлева И.М., Кохан Ж.С.

В статье рассматривается проявление форм традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях. Осуществляется анализ категории «традиционная народная культура». Исследование посвящено проблеме сохранения форм народной культуры в современном глобализирующемся пространстве. Автором сделан акцент на значимости возрождения традиционной народной культуры, коренным образом воздействующей на духовно-нравственный мир человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the manifestation of forms of traditional folk culture in the contemporary socio-cultural conditions. It analyzes the "traditional culture" category. Research is devoted to the problem of preserving the forms of popular culture in the modern globalized space. The author emphasizes the importance of the revival of traditional folk culture, radically acting on the spiritual and moral world of man.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы изучения традиционной народной культуры»

УДК 008

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ

КУЛЬТУРЫ

THEORETICAL BASIS OF STUDY OF TRADITIONAL FOLK CULTURE

И.М. Невлева, Ж.С. Кохан I.M. Nevleva, J.S. Kohan

Белгородский университет кооперации экономики и права, Россия, 308023, Белгород, ул. Садовая, 116а

Belgorod University of Cooperation of Economics and Law, 116a Sadovaуa St., Belgorod, 308023, Russia

E-mail: zgolovko99@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматривается проявление форм традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях. Осуществляется анализ категории «традиционная народная культура». Исследование посвящено проблеме сохранения форм народной культуры в современном глобализирующемся пространстве. Автором сделан акцент на значимости возрождения традиционной народной культуры, коренным образом воздействующей на духовно-нравственный мир человека.

Resume. The article deals with the manifestation of forms of traditional folk culture in the contemporary socio-cultural conditions. It analyzes the "traditional culture" category. Research is devoted to the problem of preserving the forms of popular culture in the modern globalized space. The author emphasizes the importance of the revival of traditional folk culture, radically acting on the spiritual and moral world of man.

Ключевые слова: традиционная народная культура, глобализация, система ценностей, культурно-этническое возрождение, социокультурная идентичность.

Key words: traditional culture, globalization, values, cultural and ethnic revival, social and cultural identity.

В современных исследованиях остро повысился интерес к проблеме традиционной народной культуры, что напрямую связывается с эпохой глобализации и информатизации, когда традиция превращается в связующее звено с исторической памятью и способствует сохранению национально-культурной идентичности. Еще раз отметим, что тенденция повышения национального самосознания народов мира, их своеобразное культурно-этническое возрождение, особенно четко обнаруживается на фоне процессов всеобщей глобализации. В этой связи возрастает потребность русских людей в осмыслении своей духовно-этнической самости как почвенной среды для дальнейшего духовно-нравственного формирования, гармонизации отношений в системе «человек - семья - общество».

Вобрав в себя тысячелетний духовно-практический опыт народа, русская традиционная культура ярко отразила его этические, религиозные, эстетические, мировоззренческие представления, менталитет, систему ценностей. Осмысление русской народной культуры в контексте ее развития и существования в качестве полноправного самодостаточного явления национальной культуры и социального бытия народа (быт, психология, идеология), актуализируется в эпоху затянувшегося глубокого нравственного кризиса, который поразил основные сферы духовной жизни современного российского общества.

Значимость возрождения народной культуры обусловлена его воздействием на духовно-нравственный мир человека. Сохранение форм народной культуры способствует развитию чувства принадлежности к своему народу, вырабатыванию социокультурной идентичности, консервации норм, ценностей, принципов, традиций, созданных предшествующими поколениями.

В научной литературе существует несколько определений понятия «традиционная народная культура». В философском энциклопедическом словаре традиционная народная культура представлена как «механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором поддержание последних обосновывается, узаконивается самим фактом их существования в прошлом» [5. С. 253]. Традиционная народная культура обеспечивает воспроизводство в структуре современной культуры образцов прошлой деятельности, испытанных временем и апробированных в социокультурных условиях. Основными формами трансляции этой культуры являются народные традиции, семейно-бытовые обряды, фольклорные формы и ритуалы.

Исследователями выделяются в традиционной культуре блоки, которые включают «нормы-ценности-смыслы-символы» [4. С. 18]:

«- представления о природе, космосе, месте человека в мире;

- религиозно-мифологические понятия об отношениях человека с высшими и низшими силами;

- представления об идеалах мудрости, красоты, добра и зла;

- представления о формах «правильного» и «неправильного» поведения» [4. С. 18].

В большинстве научных исследований под традиционной культурой подразумевается «вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура» [6. С. 303], которая определяет «качественные, наиболее устойчивые и проявившие свою безусловную ценность параметры, ставшие общезначимыми для всех или, по крайней мере, для большинства социальных групп» [3. С. 18].

Традиционная народная культура определяется рядом исследователей как совокупность духовных и материальных ценностных установок и ориентиров, сформированных тем или другим народом (этносом). Традиционная народная культура включает транслируемые из поколения в поколение комплексы празднично-обрядовых, семейно-бытовых традиций, а также народную художественную культуры (художественные ценности народа, формы их бытования).

Современный автор Е.Г. Вакуленко отмечает: «Отечественная традиционная культура в содержательной части имеет, прежде всего, духовно-нравственные ценности, соборность и объединительную функцию. В практическом освоении народной отечественной культуры необходимо знание ее тысячелетнего опыта. Учитывая то, что отечественная традиционная культура относится к одной из мировых культур, необходимо признать ее фундаментальной частью культуры России как гаранта стабильности в обществе» [1. С. 398].

Народную культуру можно определить как собирательное понятие, которое не имеет четких граней и включает культурные пласты различных эпох. Функционирование народной культуры определяется осознанием принадлежности к своему народу, этносу. «Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентация на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики -есть проявления народной культуры» [8. С. 550].

Народная культура включает в себя способы понимания окружающей реальности и взаимодействия с ней, идущих из практической жизни того или иного народа, из особенностей духовности этого народа, его менталитета. Народная культура объединяет такие аспекты как система идей, ценности, нормы, традиции, образцы социального поведения, религиозные верования, отображенные в массовом сознании людей в целом и сознании отдельного человека в частности.

Следует подчеркнуть, что центральное качество народной культуры - традиционность, как определенная ценностно-смысловая составляющая содержания этой культуры, как механизм передачи культурного опыта. «Традиционная народная культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, обряды, обычаи, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор и т.д.» [8. С. 551].

В современном понимании «народная культура» интерпретируется как область отражения константных форм (традиции, образцы, ценности), сформированных в рамках древней культуры и явившихся базисными для развития традиций, ценностей, образцов в последующее время. Устное народное творчество, народная музыка и песня, народный танец, декоративно-прикладное творчество, фольклорный театр и т.д. - важнейшие элементы традиционной народной культуры. «Народная культура носит анонимный характер, образовывается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает в себя: мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы» [6. С. 326].

Традиционные народные праздники, обрядовая сфера, художественное творчество извечно воплощали систему духовно-нравственных ценностей и идеалов народа (этноса), форму его самосознания, характер, модели и стереотипы поведенческих практик, передаваемые из одного поколения в другое поколение. Таким образом, на протяжении длительного периода времени народная культура образовала свой, всецело оригинальный мир, отличающийся представлениями, ценностями, нормами, символами и способами их олицетворения и осуществления в общественных условиях жизни народа.

Как известно, в кризисный период нарушается главная функция культуротворчества -функция сохранения и передачи культурной традиции как иммунной системы культуры. Поэтому в условиях глобализации, когда культурные образцы, выработанные в рамках одного культурно-цивилизационного типа (русская культура), заменяются культурными образцами, выработанными в рамках другого цивилизационного типа (западная культура) - понятие «сохранение культуры» должно иметь не менее глобальное значение сохранения культурно-цивилизационной идентичности в молодежной среде. Основная проблема - нарушение «цепочки» опривычивания, типологи-

зации и интериозации, в рамках которой транслируется культура. У молодого поколения, не обладающего жизненным опытом, первые два звена, адаптирующие чужые образцы культуры к национальной, отсутствуют - «действует» исключительно интериоризация. Поэтому в переходные периоды, нарушаются, прежде всего, межпоколенные связи, отчего напрямую интериоризируются нетрадиционные (чужие) образцы культуры. Это обстоятельство учитывается при разработке Западом социальных технологий по изменению идентичности.

В наши дни, на пути «глобального перехода» к «общечеловеческим ценностям», главной становится проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности. Этому есть логическое объяснение. Если в ретроспективе кризисы переходных периодов заключались в противостоянии традиции нарождающимся - современным - тенденциям в культуре (модерну), то в период глобализации наблюдается обратная картина: теперь «современные тенденции» - «новации» -противостоят традиции как механизму передачи установившегося «культурного порядка», что ставит под угрозу сохранение культуры наций.

На современном этапе государственная политика в области культуры имеет своей главной задачей сохранение и развитие духовных традиций, национальных форм и методов культурно-досуговой деятельности российского общества. Сохранение историко-культурной самобытности русского народа является существенной частью коллективной памяти, связывающей глубокими корнями современного человека с его прошлым. Особая роль в сохранении непреходящих культурных ценностей, передающихся от поколения к поколению, от рода к роду, от семьи к семье, принадлежит культурно-досуговой деятельности, обусловленной спецификой и комплексом культурных традиций русского народа. Особенность современной культурно-досуговой деятельности населения многих регионов России проявляется в интеграции накопленного веками народного опыта.

Семейно-бытовая сфера и культурно-досуговая деятельность русского общества характеризуется связью с традиционной религией - православием, способствующим формированию традиционных нравственных ценностей личности. Православие является высшей ценностью духовной культуры. Святая Русь - это монумент славы и величия, бережно охраняемый духовной культурой России. Святая Русь - образ глубокой признательности и благодарности праматери русской земли ее славным делам и свершениям. Православная культурная традиция, вобравшая в себя многовековое духовное наследие русского народа, всегда играла неоценимую роль в жизни общества, благотворно воздействовала на морально-нравственный облик человека, фиксировав приоритетный характер семьи в укреплении и сохранности этико-нравственных устоев общества. Духовная культура Православия - особый пласт русской национальной культуры, незаслуженно потерянный во времени, драгоценные жемчужины которой постепенно возвращаются в купель мировых духовных ценностей.

Традиционные формы досуга населения выступают ведущим звеном, фиксирующим в себе множество аспектов жизнедеятельности, становясь основным фактором развития личности, трансляции социального опыта и исторической памяти народа, консервации и обогащения культурных традиций.

В современных условиях глобализационных процессов, традиционная семья выступает главным условием сохранения народной художественной культуры. Следует сказать, что сегодня в некоторых русских семьях наблюдается постепенное возвращение к религиозным верованиям, культурным идеалам своих предков, сохраняются основы исторической памяти. «Так, из духа семьи и рода, из духовного и религиозно-осмысленного приятия своих родителей и предков - родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства» - утверждал И.А. Ильин [2].

Итак, в период глобализации, урбанизации существует реальная опасность потери связи исторической памяти, национальных корней, самобытности, духовности. Расширение культурных границ, вызвало в обществе мировоззренческую проблему, связанную с поиском основ этнонаци-ональной идентичности. Важнейшей особенностью российского общества на современном этапе является стремление к поиску общенационального идеала, просматривается тенденция возрождения своей традиционной истории, культуры, возвращение к истокам и переосмыслению прошлого, собственных национальных корней, так необходимых сегодня для сохранения историко-культурных целостностей. В связи с этим повышенный интерес к традиционной народной культуре как важному аспекту многонациональной российской панорамы.

Главное качество народной культуры - традиционность, определяющее ценностно-смысловое содержание, передаваемая по наследству. Отметим, что за последние несколько лет население России стало уделять больше внимания традиционной народной культуре и заниматься народным художественным творчеством. Сохранение историко-культурной самобытности русского народа являются существенной частью коллективной памяти, связывающей глубокими корнями современного человека с его прошлым.

Список литературы References

1. Вакуленко Е. Г. Отечественная традиционная культура в системе ценностей славянских народов. Материалы международной научно-практической конференции «Культура и искусство: традиции и современность», Чебоксары, 2013. С. 398.

Vakulenko EG Patriotic traditional culture of the Slavic peoples in the system of values. Proceedings of the international scientific-practical conference Culture and Art: Tradition and Modernity, Cheboksary, 2013. P. 398.

2. Ильин И. О семье (Из книги «Путь духовного обновления») Педагогическая классика. В доме Отца Моего. М., Храм Трех Святителей на Кулишках, Благотворительный фонд «Северная обитель», 2001. С. 47.

I. Ilyin Family (From the book The path of spiritual renewal) Educational classic. In my Father's house. M .,The Temple of the Three Saints in Kulishki, Charity North abode Foundation, 2001. P. 47.

3. Каргин А.С. Народная художественная культура. М., 1997.

Kargin AS Folk art culture. M., 1997.

4. Народная культура в современных условиях. М., 2000.

Popular culture today. M ., 2000.

5. Традиция / / Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Tradition Philosophical Encyclopedic Dictionary. M., 1983.

6. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов н/Д, Феникс, 1997. С. 326.

Khoruzhenko K.M. Cultural. Encyclopedic Dictionary. Rostov n / D, Phoenix, 1997. P. 326.

7. Чистов К. В. Фольклор в культурологическом аспекте // Гуманитарий: Ежегодник Петербургской гуманитарной академии. СПб., 1995. С. 164-175.

Chistov K.V. Folklore in the cultural aspects of humanities Yearbook of the St. Petersburg Academy of the Humanities. SPb ., 1995. P. 164-175.

8. Юлдашева М.Р.Народная художественная культура в профессиональном образовании культурологов Материалы международной научно-практической конференции «Культура и искусство: традиции и современность», Чебоксары, 2013. С. 550.

Yuldashev M.R.Narodnaya artistic culture in professional education in cultural studies Proceedings of the international scientific-practical conference Culture and Art: Tradition and Modernity, Cheboksary, 2013. P. 550.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.