С©4 ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-482-489 ДОБРОХОТОВ Леонид Николаевич,
NIION: 2018-0076-10/23-834 доктор философских наук, профессор,
MOSURED: 77/27-023-2023-10-834 профессор кафедры социологии
коммуникативных систем социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
КУЛЬТУРА КАК ЭПИЦЕНТР ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ БОРЬБЫ
РОССИИ С ЗАПАДОМ
Аннотация. В статье анализируются особенности современной геополитической ситуации, характеризующейся уходящим далеко в историю противоборством Запада с Россией не только по политическим, военным и экономическим, но и социокультурным параметрам. Обосновывается цивилизационный, носящий объективную основу характер этого противостояния, необходимость формирования качественно новой культурной политики нашей страны на основе ее национальных ценностей и традиций.
Ключевые слова: культура, геополитический кризис, цивилизационный кризис, либерализм, национальные приоритеты, культурные ценности, международные отношения.
DOBROHOTOV Leonid Nikolaevich,
Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Sociology of Communication Systems, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
CULTURE AS THE EPICENTER OF RUSSIA'S CIVILIZATIONAL STRUGGLE WITH THE WEST
Annotation. The article analyzes the features of the modern geopolitical situation, characterized by the confrontation of Russia with the West, led by the United States, going far back in history, not only in political, military and economic, but also socio-cultural parameters. Substantiates the civilizational, objectively based nature of this confrontation, the need to form a qualitatively new cultural policy of our country based on its national values and traditions.
Key words: culture, geopolitical crisis, civilizational crisis, liberalism, national priorities, cultural values, international relations.
Внаши дни Россия и мир стремительно меняются. Эти перемены также неоднозначны, как и сама действительность [4; 10; 19]. С одной стороны, Запад во главе с США впадает во все более очевидный и по всем признакам конечный кризис капитализма, проявляющийся в том числе в деградации культуры и нравственных ценностей, в наибольшей степени заметный в упадке элит. Это стало одним из последствий широко отпразднованного там в свое время «триумфа», связанного с крушением СССР и ликвидацией социалистического содружества в Европе и на этой основе, провозглашением одно-полярного мира под водительством США.
С другой стороны, после тридцати с лишним лет американского вождизма, мир оказался совсем не таким, каким он представлялся и американцам с их союзниками, и либеральной прозападной элите, пришедшей к власти в постсоветской России. Сегодня две трети человечества, проживающей в таких крупнейших странах мира как КНР, Вьетнам, Индия, Бразилия, Венесуэла, в других государствах Азии, Африки и Латинской Америки, отвергают навязываемые США правила жизни и руководствуется собственной моралью, традициями и национальными интересами. То же касается немалого числа европейцев, американцев и граждан других входящих в зону влияния
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023
США стран, задавленных неолиберальной пропагандой, западной массовой культурой и навязываемыми им «трансгендерными ценностями», но по-прежнему желающих жить в соответствии с традиционными представлении о морали своих народов.
И в России после разочарований населения, а в конечном счете, самой власти в избранной после уничтожения СССР модели компрадорского капитализма под диктовку Запада и прозападной олигархии, за последние четверть века происходит все более явное протрезвление как в целом народа, так и большей части политической и экономической элиты, что особенно заметно после начала Специальной военной операции российской армии.
Этот процесс с очевидной ясностью проявился в выступлениях Президента России В.В. Путина, начиная с его Мюнхенской речи 2007 г. и кончая Обращением к Федеральному Собранию 2023 г. [9; 3].
Так, в 2013 г. на Валдайской конференции он, полагая в то время, что Россия навсегда ушла от советской идеологии, одновременно констатировал, что приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие дореволюционную Россию, так же далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма. Президент РФ сделал тогда вывод: наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем справиться с глобальной конкуренцией. Среди ее основных направлений - конкуренция идейно-информационная.
При этом отсутствие государственной идеи, основанной на национальной идентичности, по мнению Президента РФ, было выгодно квазиколониальной части правящей элиты. Самоустранение государства от решения этой задачи не сработало, также, как и механическое копирование чужого опыта [13].
С сожалением надо отметить, что тогда, после столь значимого заявления Президента России, процесс создания национально-ориентированной идеологии в нашей стране не продвинулся вперед (клоунские призывы либералов типа Б. Немцова поручить решение данной задачи рекламному агентству лишь подчеркивали отсутствие реальных усилий на этом направлении).
Но через год, на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, В.В. Путин, размышляя о том, как не растерять культурную и национальную идентичность России в глобальном мире, сохранить свои истоки, затронул данную тему еще в более определенном ключе. Говоря, что на советский период следовало обратить «самое пристальное внима-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023
ние», президент тогда согласился с мнением участников заседания в констатации достижений советского периода и заявил о том, что «ни в коем случае нельзя из идеологических соображений марать все, что было сделано нашей страной, нашими людьми за этот чрезвычайно важный период нашей жизни» [20].
На наш взгляд, возрождение России и одновременное углубление кризисных явлений на Западе, сопровождающееся очевидным разложением западных элит и деградацией их культурного и интеллектуального потенциала при усилении беспрецедентной конфронтации в отношении нашей страны, усилило радикализм президента в оценке складывающейся в мире обстановки.
Так, на Валдайской конференции 2021 г. глава государства, ссылаясь на происходящие на Западе социально-культурные потрясения, «вымарывание целых страниц собственной истории» и усиливающийся процесс отказа от базовых на протяжении тысячелетий понятий семьи и различия полов, предложил гражданам нашей страны опираться на свои духовные ценности, на культуру нашего многонационального народа [12].
Более того, В.В. Путин тогда констатировал, что существующая модель капитализма исчерпала себя («дикий капитализм не работает»), в ее рамках нет возможности выхода из лабиринта все более усиливающихся противоречий, растущего неравенства, что грозит глубокими общественными расколами [12].
«Мы должны строить социальное государство», - сделал из этого вывод президент России, признавая, что в постсоветские годы основные экономические преференции получила небольшая прослойка и без того богатых людей в сравнении даже со средним классом, не говоря уже о беднейшей части населения [12].
В июле 2022 г. он сделал еще один шаг вперед, заявив, что в социалистической идее «ничего плохого нет», если государственная деятельность в сфере экономики правильно сочетается с рыночными формами регулирования, и такая система достаточно эффективно работает. Главное, надо понимать, в чем интересы страны и людей [7].
На Валдайской конференции 2023 г. Президент продолжил ту же мысль, подчеркнув, что «нужно меньше заниматься критиканством, а больше ... глубоким, в данном случае даже научным, анализом реалий, которые происходили в то (советское) время, которые происходят сейчас. Во всяком случае. огульно всё выбрасывать на «свалку истории», всё, что происходило под руководством коммунистических партий того времени . огульно всё это мазать одной краской нецелесообразно и даже вредно» [21].
Понятно, что при таком продвижении вперед по мировоззренческим вопросам, руководитель нашего государства вновь не мог не вернуться к вопросу о состоянии культуры в нашей стране, что было подчеркнуто принятием 25 января 2023 г. Указа Президента Российской Федерации о внесении изменений в «Основы государственной культурной политики России» в принципиально новых внутренних и внешних условиях [1 ].
Согласно этому документу, мы должны исходить из того, что культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие государства и в первую очередь ее граждан, в том числе молодежи и студентов, как основу государственного суверенитета и циви-лизационной самобытности нашей страны [1].
Надо иметь в виду, что в недавнем прошлом (а именно, в период поздней перестройки, в годы после разрушения СССР), наша страна переживала гуманитарный кризис, следствием которого стало разрушение российских и советских духовно-нравственных ценностей - прежде всего общинности и коллективизма - падение интеллектуального и культурного уровня общества, и прежде всего молодежи, презрительное отношение немалой ее части к отечественной и прежде всего советской истории, возникновение ложного представления о якобы предопределенной исторической и культурной отсталости СССР/России и ее народов, рост проявлений индивидуализма и потребительства.
Для преодоления этих настроений в молодежной среде, необходима новая государственная культурная политика, которая бы обеспечивала приоритетное развитие социальных и гуманитарных наук, системы образования, воспитание молодежи, формирование нового информационного пространства.
При решении этих задач нам надо исходить из того, что внедряя понятие культурного суверенитета России в сознание студенчества, надо избегать их социально-психологической и культурной зависимости от западного влияния, от деструктивного идеологического и информационного воздействия со стороны наших противников, в том числе воспитывая у молодежи правильное отношение к традиционным семейным ценностям и к институту брака.
В Послании к Федеральному Собранию 25 февраля 2023 г., Президент декларировал, что российское государство будет поддерживать все формы творческого поиска. Дело не в жанрах и направлениях, заметил при этом он. Культура призвана служить добру, красоте, гармонии, она должна пробуждать лучшие человеческие качества, побуждая людей к размышлениям, в том числе и о сложных, противоречивых вопросах
жизни [2]. В этой связи, В. Путин подчеркивал, что исходя из подобных целей, мы должны серьезно повысить качество школьных и вузовских учебных курсов по гуманитарным наукам, прежде всего, используя лучшее из советской системы образования и опыта последних десятилетий [2].
Результатом этих указаний Президента России стало издание к новому учебному году в 2023 г. качественно новых с содержательной точки зрения учебников по истории для старших классов средних школ и по основам государственности России, что вызвало одобрение депутатов Государственной Думы и педагогической общественности.
А в целом, согласно данным ВЦИОМ, 81% граждан России поддержали Послание, содержавшее эти и подобные им тезисы [8].
Более того, несмотря на известные негативные проявления, большая часть нашей молодежи в сложившейся ныне обстановке проявляет гражданскую зрелость, мужество и патриотизм, свойственные советской молодежи на фронтах и в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Впрочем, это коснулось не всех. Так, статья от имени редакции «Независимой газеты» через несколько дней покрыла Послание язвительными сарказмами, по значению сравнивая его с ненавистной этой редакции Октябрьской революцией и обвинив президента в воздвижении новой после большевиков стены с Западом, на этот раз во имя «защиты ценностей священных писаний» [18].
Все это наталкивает на сравнение с аналогичными примерами из истории нашей страны. Напоминая аллюзию восхищения Западом нашего офицерства и в целом дворянства после взятия русскими войсками Парижа в 1814 г., примерно то же с частью нашей интеллигенции произошло после взятия Красной армией Берлина и освобождения Европы в 1945 г. и как результат ее знакомства с западным образом жизни того времени, и как следствие союзнических отношений с англичанами и американцами в годы войны, приведшими к прекращению критики Запада и к хлынувшим в СССР на подмостки театральных сцен, в кинотеатры и литературные журналы потоком массовой западной культуры. Руководству ВКП(б) пришлось прибегать тогда к известным вынужденным и весьма противоречивым решениям, направленным на прекращение «низкопоклонства перед Западом».
После Второй мировой войны США, заняв лидирующие позиции и став сверхдержавой, начали активно расширять свою сферу влияния в политике, экономике и культуре. Начавшаяся по инициативе англосаксов «холодная война» с СССР, стала стимулом для США по расширению
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023
своего влияния и активной, можно сказать агрессивной американизации других культур [17].
Решающую ставка была сделана на «мягкую силу» в форме массовой культуры в борьбе против огромного, особенно в первые послевоенные годы, советского влияния на западную Европу как результат нашей Победы, да и на сам СССР, прежде всего на нашу молодежь и интеллигенцию.
12 марта 1947 г. Президент Г. Трумэн произнес в Конгрессе речь, в которой определялись принципы будущей внешней политики США. Вошедшая в историю как «Доктрина Трумэна», она стала одним из первых залпов холодной войны против СССР. Комментируя эту речь, профессор С. Лукас, автор книги «Война свободы: крестовый поход против Советского Союза» [25], определил ее основной посыл именно как призыв к «противоборству ценностей». Надо признать: столкновение ценностей, которое развернулось в сфере культуры и идеологии, помимо прочих факторов, действительно сыграло значимую роль в последовавшем через десятилетия поражении СССР.
А тогда, в октябре 1951 г., вышел специальный номер известного в то время американского журнала Collier's о будущем столкновении Запада с СССР. Все 132 страницы журнала были посвящены сценарию, согласно которому в 1952-1960 гг. будет идти Третья мировая война, которая закончится неизбежной победой «сил добра» (Запада) и столь же неизбежным поражением «сил зла» (России).
Номер иллюстрировался картой Советского Союза с городами, намеченными для американских ядерных бомбардировок. Финалом неминуемой, в глазах его издателей, военной победы над русскими была постановка в светоче мировой музыкальной культуры - Большом театре - в оккупированной американскими войсками Москве популярного тогда в Штатах попсового бродвей-ского мюзикла «Парни и куколки» (Guys and Dolls).
Этот сценарий позднее даже архитектор «холодной войны», посол США в СССР в 1952 г. Дж. Кеннан в своих мемуарах назвал вызывавшим у него чувство отвращения [24].
Но из чисто пропагандистских целей, Западу было необходимо создать себе самому максимально привлекательный образ. Этим тогда занялся созданный в 1950 г. по инициативе и усилиями ЦРУ США так называемый «Конгресс за свободу культуры» (далее - КСК), ставший на время главным западным инструментом в важнейшей сфере идеологии в ходе начавшейся «холодной войны». Характерно, что уже тогда тщательно подобранные американскими спецслужбами активисты Конгресса в большинстве своем были предавшими свою идею левыми,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023
социалистами, троцкистами и бывшими западными коммунистами, что не мешало им быть не только антисоветчиками, но людьми, отрицавшими принципиальную разницу между СССР и фашистской Германией (удивительное сходство с тем, что мы слышим сегодня на Западе уже по адресу постсоветской России и русских).
Еще одним сходством с днем сегодняшним было то, что КСК был, по сути, культурным эквивалентом НАТО с самого своего основания до распада, при неведении об этом большинства привлеченных в Конгресс деятелей - об этом свидетельствует книга Ф. Сондерс «ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны» [26].
В 1950-51 гг. КСК был превращен в постоянное учреждение со штаб-квартирой в Париже. Были открыты его представительства в тридцати пяти странах. Конгресс развернул широкую деятельность: у него было свое информационное агентство, он финансировал издание более двадцати престижных журналов, организовывал художественные выставки, фестивали и международные конференции по всему миру, учреждал и присуждал премии для деятелей искусств. Тесно сотрудничал с рокфеллеровским Музеем современного искусства в Нью-Йорке, вместе с которым продвигал абстрактное искусство в качестве флагманского направления. Поддержка предоставлялась также академическому авангарду в музыке, возникшему в послевоенные годы.
Правда, авторитет КСК был неожиданно подорван. В 1966 г. газета «The New York Times» предала огласке причастность ЦРУ к финансированию КСК. Об этом газета напечатала тогда одну за другой пять статей. Одна из них подробно рассказывала о подставных фондах, используемых для тайного финансирования различных организаций и начинаний, в том числе самого КСК и нескольких связанных с ним журналов и издательств.
После этого КСК прекратил свое существование (вернее, он был переименован в «Международную ассоциацию за свободу культуры» IACF, полностью финансируемую частным Фондом Форда). Обновленная организация унаследовала все структуры старой, но ее моральная легитимность была непоправимо поколеблена и деятельность резко сократилась.
В 1979 г. ассоциация самораспустилась. Ее дочерняя структура «Фонд взаимопомощи европейских интеллектуалов» продолжила существование до 1991 г., слившись затем с фондом «Открытое общество»1 Джорджа Сороса, начавшем действовать еще в перестроечном СССР.
1 Объявлен Генеральной прокуратурой РФ нежелательной организацией
Наиболее активную подрывную активность этот фонд и лично Сорос развернули уже в постсоветской России, где и был за это в 2015 г. объявлен Генпрокуратурой РФ нежелательной организаций, представляющей угрозу конституционному строю России и безопасности государства. Это решение выглядит более чем оправданным сегодня, когда в речи на Мюнхенской конференции по безопасности 16 февраля 2023 г. Сорос прямо заявил, что цель войны Запада на Украине - «уничтожение русской империи» [11].
Но в 50-х гг. ХХ века противопоставление «тоталитаризму» именно «культурной свободы» имело еще довоенные корни, в первую очередь связанные с троцкизмом. Понятно, что интеллектуалов из КСК не интересовало культурное развитие основной массы населения. Идея разделен-ности человечества на глобальную элиту и управляемую массу при этом естественно подразумевалась.
Подобная роль интеллектуалов была позитивно воспринята вновь народившимися уже в советской России прозападными либералами. Ю. Афанасьев, Ю. Левада, Е. Боннер уже тогда начали утверждать, что в «новой России» интеллигенции не должно быть и не будет, а будут настоящие интеллектуалы - то есть, элита, «как у них».
Возвращаясь к послевоенному прошлому напомним, как на конференции немецких писателей 1947 г., на которой присутствовала и советская делегация, один из будущих отцов-основателей КСК, американский журналист М. Ласки говорил о несвободе писателей в СССР, о «трагической» судьбе М. Зощенко и А. Ахматовой и восклицал, цитируя ставшего антисоветчиком после визита в СССР прежде левого французского писателя А. Жида, что всякий большой писатель — «нонконформист» и «сопротивленец».
По инициативе КСК, уже в 1963 г. на Западе опубликовали антологию «Новые голоса русской литературы» с переводами произведений А. Вознесенского, Б. Ахмадуллиной, В. Аксенова, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, и других. Сопредседатель КСК Н. Набоков в 1963 г. устроил первое западное турне советского виолончелиста Мстислава Ростроповича [15]. Впоследствии все они под чутким водительством западных «доброжелателей» один за другим превратились в диссидентов.
Члены КСК также участвовали в публикации и распространении на Западе романа «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Лишь в 2009 г. выяснилось, что к раскрутке этого не самого удачного в литературном отношении романа выдающегося советского писателя (в основном силами вещавших на СССР западных радиоголосов и перевоз-
ивших в нашу страну его экземпляры на русском языке дипломатов и туристов) было прямо при-частно ЦРУ. То же агентство позаботилось тогда о вызвавшем в СССР скандал присуждении этому роману Нобелевской премии, от которой Пастернак после резкой критики вынужден был отказаться [16].
Одновременно на Западе, а потом и в СССР, то же ЦРУ взяло под свою опеку абстрактное искусство. Это направление в изобразительном творчестве идеально соответствовало задачам западных элит: оно могло символизировать аполитичность (идеологию отсутствия идеологий), нонконформизм, автономию искусства и индивидуальную свободу. Подобное «свободное искусство» отлично сочеталось с понятием «свободного общества» — антитезой «тоталитаризма». Оно было прямой противоположностью соцреализма и бросало вызов всем установкам по отношению к искусству, которые культивировались в СССР.
В конце марта 1949 г. в Нью-Йорке состоялась «Культурная и научная конференция за мир во всем мире». В качестве ее спонсора выступал американский Национальный совет искусств, наук и профессий (NCASP). Принявшая участие в подготовке конференции советская сторона рассчитывала тогда на укрепление авторитета нашей страны через демонстрацию своих миролюбивых намерений и культурных достижений. Делегацию СССР возглавлял председатель Союза советских писателей Александр Фадеев. Ее гордостью был композитор Дм. Шостакович, широко исполняемый и почитаемый в США. И именно вокруг него на этой конференции была организована скандальная манифестация ненависти к СССР и к советской идеологии в области искусства.
ЦРУ праздновало победу, которая к тому же окончательно прояснила идеологическую и тактическую конфигурацию будущей антисоветской борьбы, доказав действенность идеологемы защиты «культурной свободы», попираемой в «тоталитарных» обществах.
Тут надо признать, что образ ошельмованного на нью-йорской конференции великого Шостаковича возник не на пустом месте, а был сознательно раздут западниками из кампании борьбы с «формализмом», развернувшейся в СССР в 1948-1949 гг. Она началась в 1946 г. с постановлений Оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» и «О кинофильме «Большая жизнь».
Эти документы и развернувшаяся в их свете резко агрессивная, в ряде случаев оскорбительная по тональности кампания против части творческой интеллигенции, в том числе ее выдаю-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023
щихся представителей (даже при обоснованности части критических замечаний в отношении ряда их произведений и в целом проводимого тогда курса на суверенность нашей культурной политики), нанесла политический и моральный ущерб не только ей, но и авторитету самой партии. Главным его выражением стало даже не предоставление аргументов противникам СССР в холодной войне, а оформление внутреннего разлома в духовном пространстве советской культуры по традиционному для нашей страны признаку противостояния западников и славянофилов, которое сохранялось вплоть до ликвидации СССР.
А тогда, в июне 1959 г., в ежемесячнике Encounter — главном печатном органе КСК — была опубликована статья вернувшегося из поездки в СССР британского журналиста Э. Бойда «Московские заметки» [23]. В ней автор называл Москву «столицей раздвоенного сознания». То есть, болезнь «западизма», по выражению А. Зиновьева, начала вновь разъедать нашу творческую элиту.
Понятно, что эта раздвоенность советской интеллигенции еще больше усилилась после антисталинского доклада Хрущева в заключительный день ХХ съезда КПСС (1956 г.), последовавшей кампании десталинизации и культурной оттепели, а затем - с разгромным в отношении страны и ее великого искусства результатом - в ходе горбачевской перестройки и последовавшей за ней ликвидации СССР.
Инициированный сверху идейный погром страны горбачевским секретарем ЦК по идеологии Александром Яковлевым (по его собственному признанию, ставшим антисоветчиком еще во время стажировки в Колумбийском университете в Нью-Йорке в 57-58 гг. минувшего века и даже раньше), нанес сильнейший удар по отечественной культуре, превзошедший самые смелые ожидания наших злейших врагов на Западе.
Сегодня мы имеем дело с последствиями всех этих событий. При этом, к большому сожалению, до сих пор нельзя считать их преодоленными. Как показали дебаты на Пленарном заседании Государственной Думы 12 апреля 2023 г., даже откорректированный в соответствии с указаниями президента Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» пока мало влияет на деятельность Министерства культуры РФ и его представителей на местах.
С одной стороны, министерство обещает формировать агитбригады, выступающие за СВО в сотрудничестве с Министерством обороны (и это хорошо, если будет обеспечено соответствующим идейным содержанием). Но с другой, как отмечали депутаты Думы, в России до сих пор отсутствует государственная культурная политика
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023
в отношении детей и подростков. Много вопросов вызывает кадровая политика в отношении директоров ведущих учреждений культуры [14].
Нельзя не обратить внимание и на то, что в бесконечной череде телесериалов, ежедневно обновляющихся на главных федеральных телеканалах (а они с одобрения Минкультуры финансируются государством), сюжеты, посвященные советскому периоду, носят подчеркнуто негативный в отношении истории и действительности СССР характер. И это при том, что на информационных каналах тех же СМИ в последнее время этот период нашей истории освещается в основном позитивно.
Выступая с думской трибуны, народный артист РФ, депутат Госдумы Н. Бурляев призвал «навести порядок в кадровой политике Минкультуры, системно внедряющего на руководящие посты либералов, которые тормозят традиционные проекты, изгоняют из культуры мастеров, оберегающих наши великие традиции» [5].
Обращает на себя внимание тот факт, что проблемы в культурной политике государства не преодолеваются в нашей стране и в момент военной кампании, требующей полной мобилизации народа на победу. Не наблюдается соответствующей этому моменту деятельности работников культуры, как это и было в годы Великой Отечественной войны с нашими великими соотечественниками - от работавшего в блокадном Ленинграде Дм. Шостаковича до проживавшего в то время в США и передававшего свои гонорары в фонд Красной Армии С. Рахманинова.
Имеющиеся в этой сфере в современной России исключения (не стесняющийся своего патриотизма выдающийся российский дирижер Валерий Гергиев и возглавляемый им коллектив Мариинского театра, есть и другие примеры), лишь подчеркивают слабое распространение их примера в целом в современной творческой среде.
При этом необходимо учитывать тот факт, что ныне Запад упорно пытается загнать нашу страну в условия культурной изоляции, одновременно воздействуя на сознание молодежи через влияние враждебной духовному миру России массовой культуры.
Задача состоит в эффективном противодействии подрывным действиям наших цивилизаци-онных и геополитических противников, а также проводников их интересов внутри страны (антисоветизм был лишь прикрытием подлинных целей этих враждебных нам сил). Важно не повторять былых ошибок, защищать и развивать отечественную культуру, воспитывать молодежь в духе ее великих достижений и традиций.
Список литературы:
[1] Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 г. № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014. № 808 [Электронный ресурс]. Президент России. - URL: http://kremlin. ru>acts/bank/48855 (дата обращения: 07.09.2023).
[2] Послание Президента Российской Федерации от 21.02.2023 г. б/н (Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации) [Электронный ресурс]. Президент России. - URL: http://kremlin.ru>acts/bank/49010 (дата обращения: 07.09.2023).
[3] Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Президент России. 2023. 21 февраля. - URL: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/70565 (дата обращения: 07.09.2023).
[4] Балацкий Е.В. Россия в эпицентре геополитической турбулентности: гибридная война цивилизаций // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 15. № 6. - С. 52-78.
[5] Бурляев Н. Очистим культуру от русофобии и пошлости. Выступление на пленарном заседании Госдумы // Советская Россия, 2023. 6 апреля.
[6] Встреча с генеральным директором «ДОМ.РФ» Виталием Мутко [Электронный ресурс]. Президент России. 2023. 13 апреля. -URL: http://www. kremlin.ru/events/p resident/ transcripts/70565 (дата обращения: 07.09.2023).
[7] Встреча с руководством Госдумы и главами фракций [Электронный ресурс]. Президент России. 2022. 7 июля. - URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/68836 (дата обращения: 07.09.2023).
[8] ВЦИОМ: 81% россиян положительно восприняли послание Путина [Электронный ресурс]. Радио Спутник. - URL: https://radiosputnik.ria. ru/20230223/opros-poslanie-1853940602.html (дата обращения: 07.09.2023).
[9] Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности [Электронный ресурс] // Президент России. 2007. 10 февраля. - URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/24034 (дата обращения: 07.09.2023).
[10] Григорьев Н.Ю., Родюков Э.Б. Культура и цивилизация. Российская цивилизация в диалоге западной и восточной культур // Вестник Университета. 2014. № 21. - С. 232-238.
[11 ] Дугин А. Сорос в деталях // Завтра. № 10 (1522). 2023. Март.
[12] Заседание дискуссионного клуба «Валдай» [Электронный ресурс] // Президент России. 2021. 21 октября. - URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/deliberations/66975 (дата обращения: 07.09.2023).
[13] Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай». [Электронный ресурс] // Президент России. 2013. 19 сентября. - URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/ news/19243 (дата обращения: 07.09.2023).
[14] Излом культурного фронта // Правда. 2023. 14-17 апреля.
[15] Комов С., Лобанов И., Канунников В., Зиверт Т. Культурная война. Троянский конь культурной свободы // Суть времени. № 439. 2021. 24 июля.
[16] Королев А. Секретный триумф ЦРУ и Пастернака [Электронный ресурс]. РИА Новости. 16.01.2009. - URL: https://ria. ru/20090116/159383331.html (дата обращения: 07.09.2023).
[17] Кнутов Ю.А. Противостояние сверхдержав в холодной войне. - М.: Наше завтра, 2022. - 304 с.
[18] О новой фазе и цели санкций // Независимая газета. 2023. 27 февраля.
[19] Сергейцев Т.Н. Русская культура и цивилизация в обмене и конкуренции с западным миром - современная ситуация и её исторические предпосылки [Электронный ресурс]. Московская Школа Конфликтологии. - URL: https:// conflictmanagement.ru/russkaya-kultura-i-tsivilizatsiya-v-obmene-i-konkurentsii-s-zapadnyim-mirom-sovremennaya-situatsiya-i-eyo-istoricheskie-predposyilki/ (дата обращения: 07.09.2023).
[20] Совместное заседание Госсовета и Совета по культуре и искусству [Электронный ресурс] // Президент России. 2014. 24 декабря. -URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/47324 (дата обращения: 07.09.2023).
[21] Стенограмма заседания дискуссионного клуба «Валдай» [Электронный ресурс]. Prezident. org. 2023. 05 октября. - URL: http://prezident.org/ tekst/stenogramma-zasedanija-diskussionnogo-kluba-valdai-05-10-2023.html (дата обращения: 08.10.2023).
[22] Путин назвал единство народа залогом победы [Электронный ресурс]. Lenta.ru. 2023. 23 февраля. - URL: https://lenta.ru/news/2023/02/23/ putinn/ (дата обращения: 07.09.2023).
[23] Boyd A. Moscow Notebook // Magazine «Encounter». 1959. June.
[24] Kennan G.F. Memoirs 1950-1963. - N.Y.: Pantheon Books, 1972. - Р. 100-101.
[25] Lucas S. Freedom's War: The US Crusade Against the Soviet Union, 1945-56. - Manchester: Manchester University Press, 1999. - P. 301.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023
[26] Saunders F. CIA and the World of Arts and Letters. Intelligence in Recent Public Literature. -N.Y.: The New Press, 2000. - 509 p.
Spisok literatury:
[1] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 25.01.2023 g. № 35 «O vnesenii izmenenij v Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki», utverzhdennye Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24.12.2014. № 808 [Elektronnyj resurs]. Prezident Rossii. - URL: http://kremlin.ru>acts/bank/48855 (data obrashcheniya: 07.09.2023).
[2] Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.02.2023 g. b/n (Vystuplenie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina s Poslaniem Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii) [Elektronnyj resurs]. Prezident Rossii. - URL: http://kremlin.ru>acts/ bank/49010 (data obrashcheniya: 07.09.2023).
[3] Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu [Elektronnyj resurs] // Prezident Rossii. 2023. 21 fevralya. - URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/70565 (data obrash-cheniya: 07.09.2023).
[4] Balackij E.V. Rossiya v epicentre geopolit-icheskoj turbulentnosti: gibridnaya vojna civilizacij // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, ten-dencii, prognoz. T. 15. № 6. - S. 52-78.
[5] Burlyaev N. Ochistim kul'turu ot rusofobii i poshlosti. Vystuplenie na plenarnom zasedanii Gos-dumy // Sovetskaya Rossiya, 2023. 6 aprelya.
[6] Vstrecha s general'nym direktorom «DOM. RF» Vitaliem Mutko [Elektronnyj resurs]. Prezident Rossii. 2023. 13 aprelya. - URL: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/70565 (data obrash-cheniya: 07.09.2023).
[7] Vstrecha s rukovodstvom Gosdumy i gla-vami frakcij [Elektronnyj resurs]. Prezident Rossii. 2022. 7 iyulya. - URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/68836 (data obrashcheniya: 07.09.2023).
[8] VCIOM: 81% rossiyan polozhitel'no vosprin-yali poslanie Putina [Elektronnyj resurs]. Radio Sputnik. - URL: https://radiosputnik.ria.ru/20230223/ opros-poslanie-1853940602.html (data obrash-cheniya: 07.09.2023).
[9] Vystuplenie i diskussiya na Myunhenskoj konferencii po voprosam politiki bezopasnosti [Elektronnyj resurs] // Prezident Rossii. 2007. 10 fevralya. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/tran-scripts/24034 (data obrashcheniya: 07.09.2023).
[10] Grigor'ev N.Yu., Rodyukov E.B. Kul'tura i civilizaciya. Rossijskaya civilizaciya v dialoge zapad-noj i vostochnoj kul'tur // Vestnik Universiteta. 2014. № 21. - S. 232-238.
[11] Dugin A. Soros v detalyah // Zavtra. № 10 (1522). 2023. Mart.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023
[12] Zasedanie diskussionnogo kluba «Valdaj» [Elektronnyj resurs] // Prezident Rossii. 2021. 21 okt-yabrya. - URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/transcripts/deliberations/66975 (data obrashcheniya: 07.09.2023).
[13] Zasedanie mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj». [Elektronnyj resurs] // Prezident Rossii. 2013. 19 sentyabrya. - URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/19243 (data obrashcheniya: 07.09.2023).
[14] Izlom kul'turnogo fronta // Pravda. 2023. 14-17 aprelya.
[15] Komov S., Lobanov I., Kanunnikov V., Zivert T. Kul'turnaya vojna. Troyanskij kon' kul'turnoj svobody // Sut' vremeni. № 439. 2021. 24 iyulya.
[16] Korolev A. Sekretnyj triumf CRU i Paster-naka [Elektronnyj resurs]. RIA Novosti. 16.01.2009. - URL: https://ria.ru/20090116/159383331.html (data obrashcheniya: 07.09.2023).
[17] Knutov Yu.A. Protivostoyanie sverhder-zhav v holodnoj vojne. - M.: Nashe zavtra, 2022. -304 s.
[18] O novoj faze i celi sankcij // Nezavisimaya gazeta. 2023. 27 fevralya.
[19] Sergejcev T.N. Russkaya kul'tura i civi-lizaciya v obmene i konkurencii s zapadnym mirom -sovremennaya situaciya i eyo istoricheskie predpo-sylki [Elektronnyj resurs]. Moskovskaya SHkola Konf-liktologii. - URL: https://conflictmanagement.ru/russ-kaya-kultura-i-tsivilizatsiya-v-obmene-i-konkurent-sii-s-zapadnyim-mirom-sovremennaya-situatsi-ya-i-eyo-istoricheskie-predposyilki/ (data obrashcheniya: 07.09.2023).
[20] Sovmestnoe zasedanie Gossoveta i Soveta po kul'ture i iskusstvu [Elektronnyj resurs] // Prezident Rossii. 2014. 24 dekabrya. - URL: http://www.krem-lin.ru/events/president/news/47324 (data obrashcheniya: 07.09.2023).
[21] Stenogramma zasedaniya diskussionnogo kluba «Valdaj» [Elektronnyj resurs]. Prezident.org. 2023. 05 oktyabrya. - URL: http://prezident.org/tekst/ stenogramma-zasedanija-diskussionnogo-kluba-val-dai-05-10-2023.html (data obrashcheniya: 08.10.2023).
[22] Putin nazval edinstvo naroda zalogom pobedy [Elektronnyj resurs]. Lenta.ru. 2023. 23 fevralya. - URL: https://lenta.ru/news/2023/02/23/ putinn/ (data obrashcheniya: 07.09.2023).
[23] Boyd A. Moscow Notebook // Magazine «Encounter. 1959. June.
[24] Kennan G.F. Memoirs 1950-1963. - N.Y.: Pantheon Books, 1972. - R. 100-101.
[25] Lucas S. Freedom's War: The US Crusade Against the Soviet Union, 1945-56. - Manchester: Manchester University Press, 1999. - P. 301.
[26] Saunders F. CIA and the World of Arts and Letters. Intelligence in Recent Public Literature. -N.Y.: The New Press, 2000. - 509 p.