Научная статья на тему 'СЕКУЛЯРНЫЙ ГЛОБАЛИЗМ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ'

СЕКУЛЯРНЫЙ ГЛОБАЛИЗМ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
46
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / информатизация / секуляризм / инклюзивный капитализм / расчеловечивание / цифровой профиль / дегуманизация / неолиберализм. / globalization / informatization / secularism / inclusive capitalism / dehumanization / digital profile / dehumanization / neoliberalism.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Акиева П. Х.

Статья посвящена актуальным проблемам многофакторного процесса глобализации и ее идеологической основы неолиберализма. Принимая неизбежность глобализации, как естественно-искусственного процесса, автор обращает внимание на ее разрушительные последствия, связанные с установлением наднациональных правил ведения бизнеса и определения политического вектора международными корпорациями, заложенные в трансгуманистической перспективе контроля и дегуманизации человека. В статье обосновывается тезис о том, что казуальные детерминанты глобализации (информатизация, цифровые технологии и различные типы социально-цифровых коммуникаций и т.п.) представляют экзистенциальную угрозу сильным государствам, таким как Россия, и всему человечеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECULAR GLOBALISM: MODERN CHALLENGES

The article is devoted to the topical problems of the multifactorial process of globalization and its ideological basis of neoliberalism. Accepting the inevitability of globalization as a natural and artificial process, the author draws attention to its devastating consequences associated with the establishment of supranational business rules and the definition of a political vector by international corporations, embedded in the transhumanistic perspective of human control and dehumanization. The article substantiates the thesis that the casual determinants of globalization (informatization, digital technologies and various types of socio-digital communications, etc.) pose an existential threat to strong states such as Russia and to all mankind.

Текст научной работы на тему «СЕКУЛЯРНЫЙ ГЛОБАЛИЗМ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОЛИТИКА И ПРАВО

АКИЕВА П.Х.,

доктор исторических наук, профессор кафедры Гражданско-правовых дисциплин АНО ВО «УМЦ» профессор кафедры Теории, истории права и публично-правовых дисциплин ФГБОУ ВО РГАИС e-mail: petim@yandex.ru

СЕКУЛЯРНЫЙ ГЛОБАЛИЗМ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам многофакторного процесса глобализации и ее идеологической основы неолиберализма. Принимая неизбежность глобализации, как естественно-искусственного процесса, автор обращает внимание на ее разрушительные последствия, связанные с установлением наднациональных правил ведения бизнеса и определения политического вектора международными корпорациями, заложенные в трансгуманистической перспективе контроля и дегуманизации человека. В статье обосновывается тезис о том, что казуальные детерминанты глобализации (информатизация, цифровые технологии и различные типы социально-цифровых коммуникаций и т.п.) представляют экзистенциальную угрозу сильным государствам, таким как Россия, и всему человечеству.

Ключевые слова: глобализация, информатизация, секуляризм, инклюзивный капитализм, расчеловечивание, цифровой профиль, дегуманизация, неолиберализм.

AKIEVA P.H.,

Grand PhD in Historical Sciences, Professor of the Department of Civil Law disciplines of the University of World Civilizations Professor of the Department of Theory, History of Law and Public Law Disciplines of the Russian State Academy of Intellectual Property

SECULAR GLOBALISM: MODERN CHALLENGES

Annotation. The article is devoted to the topical problems of the multifactorial process of globalization and its ideological basis of neoliberalism. Accepting the inevitability of globalization as a natural and artificial process, the author draws attention to its devastating consequences associated with the establishment of supranational business rules and the definition of a political vector by international corporations, embedded in the transhumanistic perspective of human control and dehuman-ization. The article substantiates the thesis that the casual determinants of globalization (informatization, digital technologies and various types of socio-digital communications, etc.) pose an existential threat to strong states such as Russia and to all mankind.

Key words; globalization, informatization, secularism, inclusive capitalism, dehumanization, digital profile, dehumanization, neoliberalism.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Сегодня современные общества, погруженные в различные сферы взаимодействия, переживают фазовый кризис мироустройства. В 2021 г. на XVIII ежегодном заседании Валдайского клуба, Президент В.В. Путин охарактеризовал настоящее время как кризисное в подходах, определяющих само существование человека на земле [5]. Эти фундаментальные перемены сравнимы с конфуцианской эпохой перемен. Процесс глобализации с навязыванием доминирующих стандартов жизни, становлением транснациональных корпораций (далее -ТНК), обслуживающих интересы крупного капитала и образованием технологических макросистем в сферах связи, транспорта, производства и т.д. вывел неравенство на международный уровень, усилив позиции определенных государств.

Масштабные процессы интеграции сопровождали историю человечества с древнейших времен, начиная с империи Александра Македонского и возникновения эллинистического мира, миграций населения периода географических открытий и соперничества держав колониальной эпохи. Современная глобализация наследница исторической: рассеянные западноевропейской цивилизацией по всем континентам зубы дракона (капитал, техника, язык...) породили два mondialisations, прежде чем возник мир американский [20]. «Сама глобализация, - как верно отмечает Т.П. Волков, - остается при этом явлением однонаправленным, превращаясь в вестерниза-цию, а разговоры о единении мира, стертых границах и равных возможностях являются не более чем "пряником", призванным оправдывать деятельность, ущемляющую интересы стран, находящихся за пределами "ядра", то есть - на периферии» [7, с. 578].

Исторически прямое военно-экономическое принуждение, основанное на земельном ресурсе, когда частная собственность определяла принадлежность к классу феодалов, трансформировалось в доминирование капитала. Буржуазный строй переформатировал обогащение в товарное, сделав владение капиталом предпосылкой возвышения социальных элит. Постиндустриальная экономика последней трети XX в. выдвинула на первые позиции интеллектуальный капитал, и в первую очередь его новую форму - информацию.

Тренд на информатизацию общества привлекал своей демократичностью, открывая казалось возможность свободного доступа к общественному производству неимеющим первоначальный капитал. Однако, стоит согласиться с тем, что информация «оказывается наименее демократичным фактором производства, ибо доступность отнюдь не то же самое, что обладание» [7, с. 579]. Конечно, научно-технический уро-

вень развития современного общества позволяет разрешить имеющиеся мировые материальные проблемы, но нацеленность капитала исключительно на накопление, создает неравенство в возможных преимуществах. Так, рожденная капитализмом демократия есть «демократия низкой интенсивности», т.е. не для всех. Даже завоеванные в ходе революция и войны политические права мало что дают населению, так как лишь прикрывают содержание власти: «Вы можете голосовать за кого угодно. Ваша судьба решается за пределами парламента - на рынке» [1, с. 66].

С другой стороны, информатизация привела к культурной перекодировке. Сопутствующий глобализации фактор информационного пространства с каждым днем увеличивает мобильность и коммуникационную плотность мира. Язык как идентификатор культуры народа заменяется цифрой, которая не нагружена национально-культурными смыслами, она максимально схематична. Данный процесс освобождения от традиционных культурных кодов рождает основу для моделирования общественным сознанием и внедрения в психику человека нужных конструктов. Так, если постепенный процесс ценностной секуляризации природы человека выразился в переходе от средневековой духовности к рациональности нового времени, то в настоящее время он определяется потребительской сущностью. Принцип пользы обращается в разумный расчет и господство целесообразности, в котором нет места морали. Исключение секулярным западным обществом в гносеологии любых ассиметричных оппозиций, смещение границ свободы в распоряжении «этой радостью всадника на лихом коне» [11, с. 480] породило различные социально-правовые мутации. Абсолютизация разума до религиозного культа, гуманизация меркантилизма без духовно-нравственных координат Бога и расчеловечивание человека уже сегодня изменило западное общество.

Мысль о том, что если личность формируется под влиянием социума, то ее можно сконструировать под воздействием иной среды или вообще не конструировать, рожденная в рамках радикального постмодернизма, сегодня эффективно воплощается в жизнь. Общество, все более погружающееся в цифровой мир, теряет свои функции социального регулятора, утрачивает связность существования человека во времени и пространстве. Информатизация меняет структуру мышления, меняет ткань социальной жизни. Участником коммуникации все больше становится не сам человек, с его имманентной способностью волеизъявления, а его облачная тень (цифровой профиль, информационное досье), сгенерированная на основе обработки Больших данных. Реаль-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

ность заменяется на продукцию массовой коммуникации или гипереальность, состоящую из симу-лякров, которая сама продуцирует те или иные события [4, с. 38]. «Современные 1Т-технологии и чрезмерное пользование Интернетом ускоряют процесс деструктивной десоциализации, трансформируют и дегуманизируют личность, которая зачастую не может восстановить уже освоенные ценности, нормы и роли в полном объеме» [4, с. 152].

Опасения Хосе Ортега-и-Гассета о потенциальной угрозе человека дегуманизации оказались провидческими. В трансгуманистической перспективе заложены возможности контроля за человеком: как социальным существом на уровне душевно-эмоционального состояния, что избавляет по-оруэлловски «Большому брату» постоянно физически "смотреть" за всеми, и биологическим - на уровне генной инженерии, способной моделировать природу человека и природу его детей. Введение на уровне государственных интересов ряда стран порочных практик, десакрализация семьи, пола и т.п. очерчивают риски глобализаци-онных процессов в социокультурном пространстве.

Принимая неизбежность глобализации, очевидными условиями дальнейшего развития должны быть устойчивые ориентиры неизменности человеческой сущности, уважения к достоинству человека, традиционным этическим ценностям «иначе "прекрасный новый мир" вместо благоденствия и перспектив для каждого может обернуться тоталитаризмом, кастовым обществом, конфликтами и ростом противоречий» [9].

Процесс глобализации, как многофакторное явление, сказался на всех сторонах жизни человека, общества и государства. Сменивший постиндустриальную эпоху информационно-цифровой мир открыл иной уровень технологического и телекоммуникационного взаимодействия - надго-сударственный, существенно облегчив продвижение капиталов и международное кооперирование. Взаимозависимость сократила расстояние между суверенными государствами и привела к усилению кооперации на макроуровне. По сути, данный процесс привел к лидерству ТНК, окутавших мир паутиной глобальных сетевых структур.

Неолиберализм как идеологическая база глобализации и ведущая доктрина США есть не что иное, как скрытое «стремление к мировому господству» [18, с. 132], где царит «демократическая несвобода», «лояльное "счастливое сознание", которое удовлетворено контролируемым комфортом» и одномерное мышление, систематически насаждающееся изготовителями политики» [8]. Эти потенциально возможные последствия отмечали многие исследователи конца XX

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

в. - начала XXI вв. (Дж. Най-мл., Р. Кохэн, У. Бек и др.) указывая, что за благовидной риторикой глобализации (экономика, рынки, борьба за рабочие места, производство, товары и услуги, финансовые потоки, информация, стили жизни) всегда скрываются политические процессы [2, с. 9].

Такие лозунги, заявлялись, например в докладах Римского клуба 1991 г., когда, победив социализм, «Запад быстро забыл о своих социальных обязательствах перед обществом, и тем самым взрастил капиталистических монстров» [10, с. 131], 2018 г. об обновлении капиталистической парадигмы мира из-за необходимости стабилизации численности населения по экологическим и социо-экономическим причинам [14]. Продолжением глобалистической риторики стало активное внедрение с 2022 г. модели инклюзивного капитала, когда под лозунгом Нового Просвещения заявлялось о придании капитализму моральных ориентиров. Устами главы Совета по инклюзивного капитализму, основанному в конце 2020 г. с участием Ватикана при поддержке Демократической партии США и Британской королевской семьи [12], Линн Форестер де Ротшильд провозглашается создание «более справедливой» экономической системы, выходящей за рамки погони за прибылью», способной принести большее процветание для всех [16]. По факту модель инклюзивного капитализма подразумевает «... передачу реальной власти на Земле корпорациям, резкое ограничение потребления, переход к «зеленой энергетике», «зеленой экономике», «к цифровому фашизму» [13].

Расширение интеракций глобализации, с легкостью преодолевающих локальные государственные рамки, демонстрируют сегодня глобальную экспансию стран-ядра, лидерство которых обусловлено преимуществами в инновационно-технологической и информационно-коммуникативной сферах.

Потенциал современных ТНК, во многом превосходящий возможности большинства стран мира, за последние десятилетия позволил этим «гигантам среди карликов» [17, с.158] сформировать новый тип поведения в бизнесе и, как следствие, в политике. ТНК «глобально воздействует на функционирование и развитие мирового производства продуктов, услуг, знаний, информации, интеллектуального капитала, глобального рынка рабочей силы» [15, с. 51]. Всеобщая информатизация и компьютеризация позволяют учитывать произведенные блага и распределять их сообразно своим целям.

Опасность в вытеснении и доминировании экономических рычагов управления над политическими, высказывалась в свое время критиками неолиберального подхода экономической глоба-

лизации. Сложившаяся сегодня международная ситуация подтверждает мнение У. Бека, рассматривавшего под глобализмом идеологию господства мирового рынка, когда суверенитет национальных государств подчиняется властным возможностям транснациональных акторов [3, с. 23-26]. Рассуждая о вирусе либерализма, С. Амин отмечал, что экономическая экспансия стран-ядер обязательно сопровождается политической (а может быть и военной), вот почему «современное вмешательство Соединенных Штатов является империалистическим в ничуть не меньшей степени, чем все колониальные завоевания XIX столетия» [3, с. 168]. Солидарные позиции высказывает Ю.В. Яковец, характеризуя неолиберальную глобализацию «неототалитарную» и «неоколониальную». Насаждаемая западными цивилизациями модель однополярного мироустройства ведет к большему экономическому неравенству между богатыми и бедными странами, цивилизациями и социальными слоями [19, с. 405].

Современный западный капитал в неолиберальных одеждах глобализации нуждается в постоянных конфликтах и войнах. Недавно В.В. Путин очень четко высказался по этому поводу, охарактеризовав западную историю, как хронику бесконечной экспансии. «Западное влияние в мире - это огромная военно-финансовая пирамида, ей всё время нужно новое топливо для поддержания себя самой - природные, технологические, человеческие ресурсы, принадлежащие другим» [6].

Таким образом, очевидно, что в рамках неолиберальной доктрины и господства ТНК невозможно построить справедливый мир. Указанные факторы глобализации заставляют сегодня ускоренными темпами наращивать технологический и когнитивный суверенитеты, как необходимые для выживания и дальнейшего национального роста России. Абсолютизации свободы индивида, технологической рациональности, индивидуализации, гедонизму и другим этическим ценностям западной модели неолиберализма противостоят сегодня мировоззренческие установки культурных и религиозных традиций, представленных другими странами и народами.

Список литературы:

[1] Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. М.: Европа, 2007. С.66

[2] Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию // Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника; Общ. ред. А. Филиппова. М., 2001. 304 с

[3] Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия

// Пер. с нем. А.Б. Григорьева, В. Д. Седельника.

- М.: Прогресс-традиция. 2007. 464 с.

[4] Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: ПОСТУМ, 2016. 238 с.

[5] В.В. Путин описал ситуацию в мире китайской поговоркой // URL: https://lenta.ru/ news/2021/10/21/presid/?ysclid=lpfi7n8 eik621938339 (дата обращения: 12.09.2023)

[6] Выступление Президента РФ Путина В.В. на заседании дискуссионного клуба «Валдай». 05.10. 2023 // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/copy/72444 (дата обращения: 12.11.2023)

[7] Волков Т.П. Глобализация и неравенство // Вестник МГТУ. Т.11. Вып.4. 2008. С. 576-580.

[8] Маркузе Г. Одномерный человек. Сост. О.А. Митрошенков. С. 196 - 208 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gerbert-markuze-odnomernyy-chelovek/viewer (дата обращения: 12.08.2023)

[9] Мир будущего: через столкновение к гармонии. Выступление Президента РФ Путина В.В. на итоговой пленарной сессии XIV ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/55882 (Дата обращения: 11.10.2023)

[10] Московкин В.М. Доклад римского клуба: оргии самокритики // Наука. Искусство. Культура. Вып. 2 (18). 2018. С. 126-145

[11] Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е. Герцык и др.

- М.: Культурная Революция, 2005. - 880 с

[12] Открытие Совета по инклюзивному капитализму с Ватиканом (англ.). Bank of America // URL: http://newsroom.bankofamerica.com (дата обращения: 22.10.2023)

[13] Петров М.Н., Филиппов Я.С. Технологический суверенитет: основные принципы концепции национальной научно-технологической безопасности // Вопросы инновационной экономики. -2023. - Том 13. - № 3. - С. 1185-1198

[14] Римский Клуб уполномочен заявить // URL: https://www.livejournal.com/about/ (дата обращения: 18.11.2023).

[15] Ромашкин Т.В. Становление и развитие ТНК в условиях глобализации. - Саратов: ООО Изд. центр «Наука», 2016. - 160 с.

[16] Форестер де Ротшильд Л. Технология искусственного интеллекта может создать прекрасный мир // От 16 ноября 2023 г. URL: https:// www.inclusivecapitalism.com/news-insights/artificial-intelligence-technology-can-create-a-wonderful-world/ (дата обращения: 18.11.2023).

[17] Хасбулатов Р.И. Международные корпорации в мировой экономике: учеб. для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 395 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

[18] Хомский Н. Прибыль важнее людей: Неолиберализм и мировой порядок. Пер. с англ. Б. М. Скуратова. М. 2002. 248 с.

[19] Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2003. 411 с.

[20] Revel J.F. The anti-American obsession: Its functioning, its causes, its inconsequentialness. San Francisco, Encounter Books. 2003

Spisok literatury:

[1] Amin S. Virus liberalizma: permanentnaya vojna i amerikanizaciya mira. M.: Evropa, 2007. S. 66

[2] Bek U. CHto takoe globalizaciya? Oshibki globalizma - otvety na globalizaciyu // Per. s nem. A. Grigor'eva i V. Sedel'nika; Obshch. red. A. Filippova. M., 2001. 304 s

[3] Bek U. Vlast' i ee opponenty v epohu globalizma. Novaya vsemirno-politicheskaya ekonomiya // Per. s nem. A.B. Grigor'eva, V. D. Sedel'nika. - M.: Progress-tradiciya. 2007. 464 s.

[4] Bodrijyar ZH. Simulyakry i simulyacii. M.: POSTUM, 2016. 238 s.

[5] V.V. Putin opisal situaciyu v mire kitajskoj pogovorkoj // URL: https://lenta.ru/news/2021/10/21/ presid/?ysclid=lpfi7n8eik621938339 (data obrash-cheniya: 12.09.2023)

[6] Vystuplenie Prezidenta RF Putina V.V. na zasedanii diskussionnogo kluba «Valdaj». 05.10. 2023 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/copy/72444 (data obrashcheniya: 12.11.2023)

[7] Volkov T.P. Globalizaciya i neravenstvo // Vestnik MGTU. T.11. Vyp.4. 2008. S. 576-580.

[8] Markuze G. Odnomernyj chelovek. Sost. O.A. Mitroshenkov. S. 196 - 208 // URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/gerbert-markuze-odno-mernyy-chelovek/viewer (data obrashcheniya: 12.08.2023)

[9] Mir budushchego: cherez stolknovenie k garmonii. Vystuplenie Prezidenta RF Putina V.V. na itogovoj plenarnoj sessii XIV ezhegodnogo zase-

daniya Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj» // URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/55882 (Data obrashcheniya: 11.10.2023)

[10] Moskovkin V.M. Doklad rimskogo kluba: orgii samokritiki // Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. Vyp. 2 (18). 2018. S. 126-145

[11] Nicshe F. Volya k vlasti. Opyt pereocenki vsekh cennostej / Per. s nem. E. Gercyk i dr. - M.: Kul'turnaya Revolyuciya, 2005. - 880 s

[12] Otkrytie Soveta po inklyuzivnomu kapital-izmu s Vatikanom (angl.). Bank of America // URL: http://newsroom.bankofamerica.com (data obrash-cheniya: 22.10.2023)

[13] Petrov M.N., Filippov YA.S. Tekhnologich-eskij suverenitet: osnovnye principy koncepcii nacion-al'noj nauchno-tekhnologicheskoj bezopasnosti // Voprosy innovacionnoj ekonomiki. - 2023. - Tom 13. - № 3. - S. 1185-1198

[14] Rimskij Klub upolnomochen zayavit' // URL: https://www.livejournal.com/about/ (data obrashcheniya: 18.11.2023).

[15] Romashkin T.V. Stanovlenie i razvitie TNK v usloviyah globalizacii. - Saratov: OOO Izd. centr «Nauka», 2016. - 160 s.

[16] Forester de Rotshil'd L. Tekhnologiya isk-usstvennogo intellekta mozhet sozdat' prekrasnyj mir // Ot 16 noyabrya 2023 g. URL: https://www.inclusive-capitalism.com/news-insights/artificial-intelli-gence-technology-can-create-a-wonderful-world/ (data obrashcheniya: 18.11.2023).

[17] Hasbulatov R.I. Mezhdunarodnye korpo-racii v mirovoj ekonomike: ucheb. dlya vuzov. - M.: YUrajt, 2020. - 395 s.

[18] Homskij N. Pribyl' vazhnee lyudej: Neolib-eralizm i mirovoj poryadok. Per. s angl. B. M. Skura-tova. M. 2002. 248 s.

[19] YAkovec YU. V. Globalizaciya i vzaimode-jstvie civilizacij / 2-e izd., pererab. i dop. M.: ZAO «Izdatel'stvo «Ekonomika». 2003. 411 s.

[20] Revel J.F. The anti-American obsession: Its functioning, its causes, its inconsequentialness. San Francisco, Encounter Books. 2003

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.