Социальная концепция глобального конституционализма как фактор развития национальных обществ и государств в современном мире
Гончаров Виталий Викторович
кандидат юридических наук
исполнительный директор, юридическая консалтинговая корпорация "Ассоциация независимых
правозащитников"
350051, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Гаражная, 93
Goncharov Vitalii Viktorovich PhD in Law
director at Scientific Research Institute of Issues of Globalization, Economics and Development of Civil
Society
350051, Russia, Krasnodarskii krai, g. Krasnodar, ul. Garazhnaya, 93
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию социальной концепции глобального конституционализма как фактора развития национальных обществ и государств в современном мире. Автор обосновывает позицию, согласно которой современное общественно-политическое, финансово-экономического и государственно-правовое развитие национальных обществ и государств осуществляется в условиях западной военно-политической, финансово-экономической, культурно-творческой и информационной экспансии, проводимой посредством навязывания национальным государствам при помощи сформированных единых управляющих центров регулирования и контроля западных государственно-правовых, общественно-политических институтов, принципов, связей, отношений, идей с целью планомерной и всесторонней защиты и продвижения финансово-экономических интересов и потребностей стран ядра мировой капиталистической системы. В работе использован ряд методов научного исследования, в частности: сравнительно-правовой; историзма; материалистической диалектики; анализа; синтеза. По мнению автора статьи, сохранение государственной независимости и территориальной целостности национальных государств (включая и Российскую Федерацию) в условиях стремительно глобализирующегося мира невозможно без исследования основных причин возникновения и становления, а также тенденций развития глобального конституционализма как социальной концепции. Это позволит оперативно рассчитывать направления и негативные последствия развития процессов глобализации, их влияние на национальные государства с тем, чтобы осуществлять разработку и реализацию эффективных системных мероприятий по противодействию им.
Ключевые слова: глобальные элиты, социальная неоконсерватизм, неолиберализм, марксизм, Российская конституционализм, глобальный управляющий класс, народ
концепция, экспансия, Федерация, глобальный
DOI: 10.7256/2409-7144.2017.2.21812
Дата направления в редакцию: 30-01-2017
Дата публикации: 16-03-2017
Abstract. This article is devoted to the study of the social concept of global constitutionalism as a factor of development of national societies and States in the modern world. The author substantiates the position that the contemporary socio-political, financial-economic and state-legal development of national societies and States is carried out in terms of Western military-political, financial-economic, cultural, creative and information expansion, pursued through the imposition of national states with a single governing centers for the regulation and control of the Western state and legal, sociopolitical institutions, principles, relations, relations, ideas for planned and comprehensive protection and promotion of the economic and financial interests and needs of the countries that form the core of the world capitalist system. According to the author, the preservation of national independence and territorial integrity of nation-States (including the Russian Federation) in the context of a rapidly globalizing world is impossible without studying the main causes and formation and tendencies of development of global constitutionalism as a social concept. This will allow determining the directions and negative effects of development processes of globalization, as well as their impact on national States to develop and implement effective system of action to combat them.
Keywords: social concept, expansion, neoconservatism, neoliberalism, marxism, Russian Federation, global constitutionalism, global elite, global manager, people
Современное развитие российской государственности протекает в эпоху глобальных политических перемен. В условиях фактически сформировавшегося после 1991 года однополярного мира общепланетарным гегемоном - США - сброшены маски общечеловеческих ценностей и осуществляется планомерная экспансия с целью подчинения всех общественно-политических, государственно-правовых и финансово-
экономических институтов человечества воле и интересам Запада. [2, с- 4-5] Впервые в человеческой истории данная экспансия носит системный характер, включая в себя совокупность военно-политических, финансово-экономических, культурно-творческих и информационных мероприятий и технологий, реализуемых Западом по всему миру посредством навязывания национальным государствам при помощи сформированных единых управляющих центров регулирования и контроля западных государственно-правовых, общественно-политических институтов, принципов, связей, отношений, идей с целью планомерной и всесторонней защиты и продвижения финансово-экономических интересов и потребностей стран ядра мировой капиталистической системы. Подобная экспансия была вряд ли возможна, если бы в рамках западной социально-философской, политико-правовой и финансово-экономической науке и практике не была разработана система знаний, прежде всего, социально-философского и политико-правового характера, основанная на фундаментальных общемировых демократических ценностях относительно необходимости организации межгосударственной, государственной и общественной жизни в общепланетарном масштабе в соответствии с идеологической основой современного этапа развития капитализма в мире, которая обосновывает минимизацию негативных последствий в развитии капиталистической системы путем экспорта издержек от центра (ядра) к ее периферии, опирается на единую систему разделения труда в рамках мирового рынка, направлена на обеспечение развития мирового капиталистического финансово-экономического базиса и его общественно-политической надстройки. Эта система знаний, реализованная в социальной концепции глобального конституционализма, в своих истоках имеет неолиберальные и неоконсервативные социальные концепции, которые на рубеже 20 и 21 веков,
выхолостившись в своей внутренней философской онтологической идентичности, сблизились, обслуживая свою главную цель - сохранение и развитие мировой капиталистической системы как наиболее оптимальной на современном этапе развития человечества социально-экономической организации общества в общепланетарном масштабе, позволяющей сохранять власть и собственность в руках глобальной политической элиты в лице глобального управляющего класса. [3, с- 1~13'1 Глобальный конституционализм как социальную концепцию можно типологизировать: а) по критерию распределения по временным этапам формирования и развития на этапы: -формирования условий для появления глобального конституционализма; - создания международных и надгосударственных политико-правовых институтов, выступающих в роли единых управляющих центров регулирования и контроля; - насильственного экспорта ценностей конституционной демократии в общепланетарном масштабе; б) по критерию функционального анализа на: - реальный (действительный); - мнимый; -номинальный; в) по критерию формально-типологического анализа как западную модель глобального конституционализма, которая во многом базируется на американской и евро-континентальной моделях конституционализма (ей противостоят различные модели антиглобалистской картины мира). Социально-исторические условия возникновения и развития глобального конституционализма как социальной концепции можно классифицировать по трем временным этапам: формирования условий для появления; создания международных и надгосударственных политико-правовых институтов, выступающих в роли единых управляющих центров регулирования и контроля; насильственного экспорта ценностей конституционной демократии в общепланетарном масштабе. Социальное функционирование глобального конституционализма как идеологии определяется общественно-политическими, государственно-правовыми и финансово-экономическими обоснованиями, сформированными глобальной управляющей элитой в лице глобального управляющего класса, стремящейся реализовать свои интересы путём задействования, в том числе, дискурсивно-смысловых механизмов власти на международном и национальном уровне с целью навязывания изменений в национальное законодательство в части закрепления социально-экономической и политико-правовой базы глобального конституционализма как идеологии. Онтологические принципы глобального конституционализма являются следствием эволюционирования и сближения идей неолиберальных и неоконсервативных социальных концепций, выхолостившихся к концу 20 века в своей внутренней философской онтологической идентичности, и направлены на обслуживание интересов и потребностей глобальной политической элиты в лице глобального управляющего класса. Антропологические установки глобального конституционализма состоят в актуации представлений о человеке, во-первых, как о экономическом существе, смыслом существование которого является потребление (преобладание модели «человека потребляющего»), во-вторых, как о субъекте, утратившем привязку к национальным и государственным границам (модель «человек глобальный»); в-третьих, как о индивидууме, не связанном рамками человеческих норм и правил поведения морально-этического и нравственного характера (модель «человек новой морали (антиморальный)»); в-четвертых, как о субъекте, активно противодействующем любым религиозным догмам, нормам и правилам (модель «человек антирелигиозный»). В рамках социальной концепции глобального конституционализма человеку уготовано место субъекта, полностью манипулируемого со стороны глобального управляющего класса, а главным человеческим качеством при этом выступает его готовность неукоснительно соблюдать правила поведения, навязываемые национальным обществам и государствам в рамках процессов глобализации их общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического устройства. В качестве
основных принципов социально-экономического устройства общества в концепции глобального конституционализма можно выделить, во-первых, усложнение социально-экономического устройства общества; во-вторых, установление права в качестве основания социально-экономического устройства общества; в-третьих, закрепление системы демократических ценностей западного образца в качестве высшей ценности социально-экономического устройства общества; в-четвертых, установление конкуренции и рыночного отбора (свободного рынка) в качестве основы социально-экономического устройства общества. Модель эволюции мироздания в философии глобального конституционализма определена в качестве конструкции образования и развития окружающей действительности (материального и нематериального мира), имеющей прогрессистский, ярко выраженный дарвинистский характер, осуществляющей сакрализацию и мифологизацию демократических ценностей и права как общественных институтов современного государственно организованного общества, заимствующей у неоконсервативных моделей концептуальные положения относительно неравенства народов, социально-политических классов, отдельных стран, по факту выступающей в виде инволюционной конструкции мирового развития, содержащей элементы неолиберального инвайронментализма. Общественное развитие в трактовке концепции глобального конституционализма предполагает реализацию ряда фундаментальных законов: во-первых, приоритета свободы человека во всестороннем общественном развитии (развитие индивидуализма, экономической свободы, симбиоза эгалитарных и элитарных тенденций в общественном развитии); во-вторых, номократии, представляющей собой возведённую в Абсолют власть законов, а не людей; в-третьих, рационализма, согласно которому общественное развитие подчинено политике рационального расчета, в котором нет места гуманности, состраданию, бескорыстию и т.п.; в-четвертых, возведение свободного рынка в Абсолют общественного развития (обеспечение наличия открытых рынков, неприкосновенности частной собственности, постоянства экономической политики, основанной на стабильности валют, конкуренции во всех видах производственной, финансово-экономической, общественно-политической и государственно-правовой жизни общества, осуществления предпринимательской деятельности под свой страх и риск с возложением на хозяйствующие единицы материальной ответственности, симбиоза неомеркантилизма и экономического либерализма во внутренней и внешней политике государства); в-пятых, возведение демократических ценностей, идеологем и институтов в Абсолют общественного развития, при котором они уже воспринимаются не в качестве инструмента и методологии общественного развития, но в качестве самоцели существования общества и его жизнедеятельности (обеспечение прав и свобод человека как социальной основы рыночного хозяйства; закрепление демократических процедур в организации и функционировании как социально-политической, так и финансово-экономической жизни государств для обеспечения гармоничного развития мировой капиталистической системы; закрепление основ социально ориентированной рыночной экономики). В рамках концепции глобального конституционализма диалектическая модель в доктрине социальных изменений: а) выступает в качестве системы методов аргументации обоснования естественного эволюционного характера происхождения мировой капиталистической системы (ее экономического базиса и социально-политической надстройки) как высшей точки общественного развития, а также необходимости ее сохранения и развития в интересах всего человечества; б) предлагает различные направления эволюционных социально-экономических преобразований, связанных с возможным диалектически-синтезным путем развития Западного общества с учетом социально-экономических потребностей большинства населения, но при условии, во-первых, сохранения и развития капитализма в качестве социально-экономической
основы современного общества, во-вторых, сохранения глобальных управляющих элит в лице глобального управляющего класса в качестве гарантов эволюционного поступательного развития общества, в-третьих, подчиненности социально-экономических преобразований на уровне национальных государств общей логике и демократическим ценностям развития мировой капиталистической системы. При этом, процесс снятия качественно разнородных противоположностей, накапливаемых в процессе общественного развития в рамках концепции глобального конституционализма, также подчинен общей логике развития мировой капиталистической системы, то есть направлен на ее качественное более совершенное развитие. В качестве основных статутарных аспектов организации и функционирования политической системы общества в рамках концепции глобального конституционализма выступают: во-первых, свобода как предоставление любым субъектам политической системы общества возможности для проявления своей воли на основе осознания объективно существующих законов общественного развития; во-вторых, приоритет демократических ценностей в построении и функционировании политической системы общества на уровне национальных государств; в-третьих, равенство возможностей, которые предоставляются в рамках политической системы общества национальных государств всем ее субъектам; в-четвертых, равный доступ любых субъектов к правовым и государственным институтам; в-пятых, не допущение тоталитаризма на уровне национальных государств; в-шестых, не допущение политического насилия, а также иных форм дискриминации в отношении любых политических субъектов. Система права на международном и национальном уровне в контексте глобального конституционализма выступает в качестве необходимого и базового его элемента, без которого не возможна практическая реализация процессов глобализации общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического устройства национальных государств. При этом, национальные правовые системы подвергаются существенной трансформации: - путем взаимной интеграции; -посредством столкновения концепций «верховенства права» и «правового государства»; - путем размывания ядра конституционализма на уровне национального государства, при котором нормы и принципы конституционного права отдельных стран все чаще подменяются международными нормами и принципами, зачастую противоречащими национальной правовой традиции, особенностям организации и функционирования государственного аппарата, национальной политической системе общества; -посредством вестернизации. С позиции концепции глобального конституционализма насилие в контексте политических отношений представляет из себя проявление власти, облеченное в политическую форму (то есть осуществляемое по поводу управления государством и обществом на национальном или международном уровне), а правовое регулирование, в свою очередь, выступает как разновидность политического насилия, осуществляемого от имени государства (или международного сообщества) и под защитой его авторитета. Глобальный конституционализм как социальная концепция, с одной стороны, являет в себе цели социально-политической и исторической трансформации социально-политической, государственно-правовой организации общества в общепланетарном масштабе, оказывая влияние на их практическую реализацию в жизнедеятельности общества, а с другой стороны, практика осуществления вышеназванных трансформаций в национальных государствах современного мира оказывает влияние на глобальный конституционализм как социальную концепцию, трансформируя его как систему знаний социально-философского и политико-правового характера. Глобальный конституционализм оказывает значительное влияние на содержание и развитие современных российских социальных концепций, которые, в зависимости от отношения к процессам глобализации общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического устройства Российской
Федерации можно поделить на три большие группы: а) обосновывающие позитивный характер глобального конституционализма для нашей страны (российские неолибералы); б) подвергающие критике процессы глобализации по западному образцу: - марксисты; -участники «Изборского клуба» (сторонники консервативно-евразийского пути развития России; умеренные консерваторы; умеренные марксисты и неомарксисты; умеренные националисты; имперцы; национал-большевики; представители религиозных философских течений); - сторонники православно-монархического типа государственности; - сторонники националистического развития страны; - неомарксисты и левые антиглобалисты; в) разрабатывающие альтернативные проекты по участию России в процессах глобализации (умеренные консерваторы; сторонники власти; либеральные консерваторы; умеренные националисты; сторонники особого пути;
исламские радикалы). ^———37-521 Основные тенденции развития глобального конституционализма как социальной концепции определяются динамикой развития мировой финансово-экономической системы и ее социально-политической надстройки в лице национальных государств, их объединений, международных организаций, а также общества в целом. Она не потеряет свою актуальность по мере сохранения на политической карте мира капиталистических государств в связи с тем, что обосновывает наиболее эффективную систему институциональных принципов, обеспечивающих развитие мирового капиталистического финансово-экономического базиса и его общественно-политической надстройки. Однако, по мере углубления финансово-экономического кризиса, вызванного ростом издержек и противоречий в развитии мировой капиталистической системы она будет подвергаться ревизии в части ужесточения форм и способов военно-политической, финансово-экономической, культурно-творческой и информационной экспансии Запада в общепланетарном масштабе в части навязывания национальным государствам западных государственно-правовых, общественно-политических институтов, принципов, связей, отношений, идей с целью защиты и продвижения финансово-экономических интересов и потребностей ядра капиталистической системы. После развала СССР в 1991 году история Российской Федерации была сложной и противоречивой. Первый этап ее развития после обретения независимости охарактеризовался стремительным падением объемов ВВП, сокращением жизненного уровня населения, возрастающей поляризацией уровня доходов беднейшей и богатейшей части общества, децентрализацией системы государственного управления, повлекшей сепаратизм региональных элит и потерю управляемости государственного механизма, деградацией военно-промышленного комплекса и вооруженных сил страны. Однако, с избранием главой государства В.В. Путина развитие страны вступило в новый этап, ознаменовавшийся всесторонней модернизацией и оптимизацией общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического устройства Российской Федерации. В этой связи, сохранение российской государственности, ее независимости и территориальной целостности, от притязаний иностранных государств и международных надгосударственных образований возможно лишь при условии пров е де ния де та льного с о циа льно-филос о фс ко г о а на лиз а г ло б а льного конституционализма как социальной концепции, изучения социально-исторических условий и факторов его возникновения и развития в современном мире, исследования онтологических и антропологических принципов формирования и функционирования, особенностей социально-политической институализации. Это позволит оперативно рассчитывать направления и негативные последствия развития процессов глобализации, их влияние на Российскую Федерацию с тем, чтобы осуществлять разработку и реализацию эффективных системных мероприятий по противодействию им. Как справедливо отметил Президент России В.В. Путин в своем выступлении на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 22.10.2015: «Окончание «холодной
войны» положило конец идеологическому противостоянию, но основа для споров и геополитических противоречий не исчезла. У все государств всегда есть и будут свои, порой разнонаправленные, интересы. А развитие мировой истории всегда сопровождала конкуренция держав и их союзов. И, на мой взгляд, это абсолютно естественно. Главное, чтобы такая конкуренция строилась в рамках определенных правовых, политических, моральных норм и правил. Иначе соперничество, столкновение интересов чревато острыми кризисами и драматическими срывами. Попытки любыми средствами продвигать модель одностороннего доминирования ... привели к разбалансировке систем международного права и глобального регулирования, а значит есть угроза, что
конкуренция - политическая, экономическая, военная - может стать неуправляемой». Библиография
1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 22.10.2015 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50548 (дата обращения: 01.02.2017).
2. Гончаров В.В. Глобальный конституционализм: социально-философский анализ. Монография. М.: «Спутник+», 2016. 280 с.
3. Гончаров В.В. Диалектическая модель в доктрине социальных изменений философской концепции глобального конституционализма // Философская мысль. 2016. № 11. С. 75-86. DOI: 10.7256/2409-8728.2016.11.20235. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_20235.html.
4. Гончаров В.В. Влияние глобального конституционализма на формирование социально-философских концепций в России // Мировая политика. 2016. № 3. С. 3752. DOI: 10.7256/2409-8671.2016.3.19841. URL: http://e-notabene.ru/wi/article_19841.html.
5. Грудцына Л.Ю., Петров С.М. Власть и гражданское общество в России: взаимодействие и противостояние // Административное и муниципальное право. 2012. № 1. C. 19-29.
6. Деметрадзе М.Р. Проблемы несоответствия социокультурной политики России процессов глобальной модернизации // Право и политика. 2014. № 1. C. 23-30. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.1.9546.
References (transliterated)
1. Vystuplenie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii V.V. Putina na zasedanii mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdai» 22.10.2015 [Elektronnyi resurs].-Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50548 (data obrashcheniya: 01.02.2017).
2. Goncharov V.V. Global'nyi konstitutsionalizm: sotsial'no-filosofskii analiz. Monografiya. M.: «Sputnik+», 2016. 280 s.
3. Goncharov V.V. Dialekticheskaya model' v doktrine sotsial'nykh izmenenii filosofskoi kontseptsii global'nogo konstitutsionalizma // Filosofskaya mysl'. 2016. № 11. S. 7586. DOI: 10.7256/2409-8728.2016.11.20235. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_20235.html.
4. Goncharov V.V. Vliyanie global'nogo konstitutsionalizma na formirovanie sotsial'no-filosofskikh kontseptsii v Rossii // Mirovaya politika. 2016. № 3. S. 37-52. DOI: 10.7256/2409-8671.2016.3.19841. URL: http://e-notabene.ru/wi/article_19841.html.
5. Grudtsyna L.Yu., Petrov S.M. Vlast' i grazhdanskoe obshchestvo v Rossii:
vzaimodeistvie i protivostoyanie // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2012. № 1. C. 19-29.
6. Demetradze M.R. Problemy nesootvetstviya sotsiokul'turnoi politiki Rossii protsessov global'noi modernizatsii // Pravo i politika. 2014. № 1. C. 23-30. DOI: 10.7256/18119018.2014.1.9546.