Научная статья на тему 'Геополитические последствия распада СССР и место России в современном мире'

Геополитические последствия распада СССР и место России в современном мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
360
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ялтинско-Потсдамская система международных отношений / биполярный мир / многополярный мир / «центы силы» / постсоветское пространство / кризис международных отношений / ООН / БРИКС / Yalta-Potsdam system of international relations / bipolar world / multipolar world / “cents of power” / postSoviet space / international relations crisis / UN / BRICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Александр Леонидович Худобородов, Анна Владимировна Самохина

Исследуются геополитические последствия распада СССР, и прежде всего крах Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и биполярного мира. Анализируются исторические причины и корни враждебного отношения Запада, особенно США, к России. Значительное внимание уделяется необходимости становления многополярного мира и месту России в современной системе международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geopolitical consequences of the collapse of the USSR and Russia’s place in the modern world

The aim of this article is to explore the geopolitical consequences of the collapse of the USSR, and above all the collapse of the Yalta-Potsdam system of international relations and the bipolar world, to analyze the historical causes and roots of the hostile attitude of the West, especially the United States, towards Russia. Particular attention is paid to the need for the formation of a multipolar world and the place of Russia in the modern system of international relations. In the process of studying this topic, normative documents of international law, periodicals, and memoirs were used. In preparing and writing the article, problem-chronological, formal-legal, system-structural and other research methods were used. The main consequence of the collapse of the USSR was that the collapse of the Soviet state radically changed the balance of power on the world stage and led to the collapse of the bipolar world. The collapse of the USSR had the most catastrophic consequences for the Russian Federation, when new international problems arose in the sphere of Russia’s national security. At the same time, it should be taken into account that throughout the 20th and early 21st centuries the United States consistently and persistently sought to undermine and destroy the USSR and Russia. There are deep historical roots for such a policy, which are associated with the traditions of the formation of the American nation, the ideology of the exclusivity of Americans on Earth, as well as with national politics, mentality, mores, Orthodox religion, Russia’s behavior in the international arena, which have always determined a complete gap in values between Russia and the West. An analysis of the events of recent years shows that the unipolar world is becoming obsolete, and there is an urgent need to strengthen the multipolar world. This provision is especially relevant in connection with the practice of applying sanctions policy unilaterally by the United States against Russia and other sovereign states, as well as with the unleashing of armed conflicts by the United States around the world. Under these conditions, it is very important for Russia to expand its influence in such international organizations as the Shanghai Cooperation Organization, BRICS, the Collective Security Treaty Organization, and to develop bilateral relations with the CIS countries. In order to successfully solve the foreign policy tasks of Russia, a number of internal problems must be urgently solved. This is the strengthening of the internal unity of society on a solid ideological basis; strengthening the efficiency of resource management, especially in the context of a mobilization economy; improving the quality of decisions made, including in the social sphere.

Текст научной работы на тему «Геополитические последствия распада СССР и место России в современном мире»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 490. С. 153-159 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 490. рр. 153-159

Научная статья

УДК 93. 327.7

doi: 10.17223/15617793/490/17

Геополитические последствия распада СССР и место России в современном мире

Александр Леонидович Худобородов1, Анна Владимировна Самохина2

12Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

1 hudoborodoval@cspu.ru 2 samokhinaav@cspu.ru

Аннотация. Исследуются геополитические последствия распада СССР, и прежде всего крах Ялтинско-Потс-дамской системы международных отношений и биполярного мира. Анализируются исторические причины и корни враждебного отношения Запада, особенно США, к России. Значительное внимание уделяется необходимости становления многополярного мира и месту России в современной системе международных отношений. Ключевые слова: Ялтинско-Потсдамская система международных отношений, биполярный мир, многополярный мир, «центы силы», постсоветское пространство, кризис международных отношений, ООН, БРИКС

Для цитирования: Худобородов А.Л., Самохина А.В. Геополитические последствия распада СССР и место России в современном мире // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 490. С. 153-159. doi: 10.17223/15617793/490/17

Original article

doi: 10.17223/15617793/490/17

Geopolitical consequences of the collapse of the USSR and Russia's place in the modern world

Alexander L. Khudoborodov1, Anna V. Samokhina2

12 South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk, Russian Federation

1 hudoborodoval@cspu.ru 2 samokhinaav@cspu.ru

Abstract. The aim of this article is to explore the geopolitical consequences of the collapse of the USSR, and above all the collapse of the Yalta-Potsdam system of international relations and the bipolar world, to analyze the historical causes and roots of the hostile attitude of the West, especially the United States, towards Russia. Particular attention is paid to the need for the formation of a multipolar world and the place of Russia in the modern system of international relations. In the process of studying this topic, normative documents of international law, periodicals, and memoirs were used. In preparing and writing the article, problem-chronological, formal-legal, system-structural and other research methods were used. The main consequence of the collapse of the USSR was that the collapse of the Soviet state radically changed the balance of power on the world stage and led to the collapse of the bipolar world. The collapse of the USSR had the most catastrophic consequences for the Russian Federation, when new international problems arose in the sphere of Russia's national security. At the same time, it should be taken into account that throughout the 20th and early 21st centuries the United States consistently and persistently sought to undermine and destroy the USSR and Russia. There are deep historical roots for such a policy, which are associated with the traditions of the formation of the American nation, the ideology of the exclusivity of Americans on Earth, as well as with national politics, mentality, mores, Orthodox religion, Russia's behavior in the international arena, which have always determined a complete gap in values between Russia and the West. An analysis of the events of recent years shows that the unipolar world is becoming obsolete, and there is an urgent need to strengthen the multipolar world. This provision is especially relevant in connection with the practice of applying sanctions policy unilaterally by the United States against Russia and other sovereign states, as well as with the unleashing of armed conflicts by the United States around the world. Under these conditions, it is very important for Russia to expand its influence in such international organizations as the Shanghai Cooperation Organization, BRICS, the Collective Security Treaty Organization, and to develop bilateral relations with the CIS countries. In order to successfully solve the foreign policy tasks of Russia, a number of internal problems must be urgently solved. This is the strengthening of the internal unity of society on a solid ideological basis; strengthening the efficiency of resource management, especially in the context of a mobilization economy; improving the quality of decisions made, including in the social sphere.

Keywords: Yalta-Potsdam system of international relations, bipolar world, multipolar world, "cents of power", postSoviet space, international relations crisis, UN, BRICS

© Худобородов А.Л., Самохина А.В., 2023

For citation: Khudoborodov, A.L. & Samokhina, A.V. (2023) Geopolitical consequences of the collapse of the USSR and Russia's place in the modern world. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 490. рр. 153-159. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/490/17

Двадцатый век явился периодом крупнейших социальных потрясений, мировых войн и политических катаклизмов. Однако после Второй мировой войны удалось на несколько десятилетий в определенной мере стабилизировать международную обстановку, в мире возникла Ялтинско-Потсдамская система международных отношений. В документах Ялтинской и Потсдамской международных конференций был закреплен новый миропорядок, основанный на исключительной роли ООН и Совета Безопасности, были выработаны основы и принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН. В Уставе ООН, в частности, были подтверждены такие принципы международного права, как мирное разрешение споров между государствами, запрещение применения силы в международных отношениях, право наций на самоопределение, принцип территориальной целостности государства и др. [1].

В 1960-1970-е гг. установилось военно-политическое равновесие СССР и США, ракетно-ядерный паритет между ними, что привело к определенной стабильности в мире. И хотя холодная война продолжалась, налицо была разрядка международной напряженности. Таковы были положительные последствия биполярного мира. Однако после распада СССР наша страна и весь мир были ввергнуты в глубокий социальный и политический кризис. Не случайно распад Советского Союза В. В. Путин назвал крупнейшей геополитической катастрофой XX в. [2].

В исторической и политологической литературе получило определенное освещение место России в мире в условиях краха Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений [3-9], однако гораздо слабее исследованы геополитические последствия распада СССР и борьба современной России за становление многополярного мира.

Поэтому авторы данной статьи поставили задачу исследовать исторические корни враждебности Запада к России и СССР, геополитические последствия распада Советского Союза и борьбу Российской Федерации за многополярный мир.

В качестве источников были использованы нормативные документы международного права, периодическая печать, мемуары. Был проанализирован широкий круг литературы отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме.

Главным последствием распада СССР было то, что крушение Советского государства в корне изменило соотношение сил на мировой арене, привело к краху биполярного мира. Об этом в октябре 1995 г. прямо заявил президент США Б. Клинтон в Объединенном комитете начальников штабов: «Последние 10 лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения <.. .> мы сумели бескровно

вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке» [10. С. 450].

В этом же ключе высказалась профессор парижского Института международных и стратегических исследований Катрин Дюранден. Она оценила сдачу внешнеполитических позиций Советского Союза в конце 1980-х гг. со стороны М.С. Горбачева и Э.А. Шеварднадзе как «трагический момент истории СССР», который «спровоцировал последующий обвал, закончившийся крахом Союза» [11. С. 3].

Распад СССР оказал огромное воздействие на весь мир. Система международных отношений стала менее стабильной, резко ослабла эффективность ООН. Известный американский политик Г. Киссинджер не случайно отметил: «Советский Союз не должен был так быстро уходить из Восточной Европы. Мы очень быстро меняем баланс в мире, и это может привести к нежелательным последствиям» [12. Р. 79].

После 1991 г. усилилось продвижение НАТО на восток, к границе России. Польша, Чехия и Венгрия, затем и бывшие советские республики Эстония, Латвия и Литва вошли в состав НАТО. Все это усилило геополитическую уязвимость России.

Распад СССР усилил центробежные тенденции в политике и экономике многих стран, например, привел к активизации «евроскептиков» в Великобритании, в результате эта страна к 2020-2021 гг. вышла из Европейского союза [13. С. 24]. Еще более разрушительные последствия победы центробежных сил, сторонников децентрализации власти и политического хаоса проявились в странах Ближнего Востока и Африканского Рога. В исторически дружественных Советскому Союзу и России Ливии, Тунисе, Йемене, Египте произошли арабские революции, в которых к власти пришли проамериканские силы. То же самое произошло в Ираке и Афганистане.

Одним из важных последствий распада СССР стало превращение Китая во второй крупнейший центр мирового развития. Если в 1991 г. экономика РСФСР втрое превышала китайскую, то в конце 2013 г. китайская экономика уже в 4 раза превысила размеры экономики Российской Федерации [14. С. 127]. Это вынуждено учитывать современное российское руководство, налаживая стратегическое партнерство и сотрудничество с Китайской Народной Республикой.

Огромные геополитические последствия имел распад СССР для бывших советских республик и стран СНГ из-за разрыва традиционных, хозяйственных связей в масштабах СССР. Прежде всего, это резкое падение уровня развития экономики. Так, в 2000 г., по сравнению с 1991 г., наиболее значительно валовой внутренний продукт снизился в Таджикистане, Молдавии, Грузии и Украине - на 52-59%, в Азербайджане -на 40%, Киргизии - на 28%. В Армении, Казахстане и Белоруссии снижение объемов ВВП было в пределах

10-23% [15. С. 1]. За последние 30 лет наблюдается рост социальной напряженности и негативное влияние исламистского экстремизма и терроризма на страны Центральной Азии и Казахстана. На постсоветском пространстве имеет место активизация экономической экспансии таких государств, как Китай и Турция.

Нужно учесть, что некоторые самопровозглашенные республики на постсоветском пространстве вообще не признаны мировым сообществом (Нагорно-Карабахская Республика и Приднестровская Молдавская Республика), а две республики - Южная Осетия и Абхазия - признаны лишь некоторыми государствами - членами ООН (Россией, Нидерландами, Венесуэлой, Науру и Вануату).

Наиболее катастрофические последствия распад СССР оказал на Российскую Федерацию. В начале 1990-х гг. возникли новые международные проблемы в сфере национальной безопасности России. За пределами России оказалось более 20 млн человек русского населения, в бывших советских республиках. Притеснение и ущемление их прав на территориях этих республик заставило российское руководство признать независимость таких самопровозглашенных республик, как Донецкая и Луганская народные республики, и позднее принять их в состав России, а также Запорожскую и Херсонскую области. Российскому государству пришлось поддержать и обеспечить безопасность Приднестровской Молдавской Республики. Крайний национализм грузинского руководства и его агрессивная политика по отношению к абхазам и осетинам вынудили Россию признать независимость Республики Абхазии и Южной Осетии.

Среди последствий распада СССР для современной России нужно отметить геополитическое оттеснение России в северо-восточный узел Евразии, потерю прямого сухопутного выхода к Центральной и Западной Европе. Серьезной проблемой остается необустроенность границ России с бывшими советскими республиками длиною более 11 тыс. км. Одной из острых демографических проблем для России является крайне малочисленное население Дальнего Востока, всего 8,1 млн человек [16. С. 2]. В условиях экономической слабости региона вызывает озабоченность рост китайской и вьетнамской эмиграции в район российского Дальнего Востока. По оценкам специалистов, здесь уже проживает до 500 тыс. китайцев и вьетнамцев [17. С. 77].

На протяжении всего XX в. и начала XXI в. Соединенные Штаты Америки последовательно и настойчиво стремились подорвать, уничтожить СССР и Российскую Федерацию. И для такой политики есть глубокие исторические корни. Бывший сотрудник посольства России в США А. Л. Доброхотов в 2018 г. так объяснил эти корни: «Первые переселенцы в Северную Америку считали, что Господь Бог назначил их избранной нацией, которая должна всему миру указывать единственный правильный путь. Считали, что у них с Господом Богом заключен некий договор, договорные отношения, и в соответствии с ними они и выполняют эту миссию поводыря для всего человече-

ства. Это осталось в американском сознании, это просто на уровне генетической памяти. Это надо понимать, когда имеешь дело с этой страной. Они в этом смысле до сих пор глубоко религиозные люди, даже те, которые считают себя атеистами» [18. С. 1].

Линия на уничтожение СССР (или России, как называли Советский Союз американцы) была четко сформулирована послом США в СССР Джорджем Кеннаном, который в своей телеграмме-шифровке в Вашингтон в 1946 г. подчеркивал: «Меня не интересует, является ли Россия коммунистической, антикоммунистической страной, это все не имеет никакого значения, главное, что Россия - это наследница Византии: нравы, психология, национальные цели, менталитет, особенности поведения на международной арене, внутри страны. Это все от Византии, которая глубоко враждебна западному человеку, западному миру. Второе, на протяжении всей истории царской России - это наследие Византии, и самое главное тот трагический момент, когда русские избрали именно православную религию, а не западные формы христианства, определило полный ценностный разрыв навсегда между Россией и Западом» [18. С. 3].

Делая вывод, Джордж Кеннан подчеркивает, что СССР является глубоко враждебной американцам страной по своей национальной психологии, ценностным установкам, целям, по своему мировоззрению. В то же время это огромная страна, которая расположена на гигантских территориях, населенных талантливым народом, и с огромными природными ресурсами. Эта страна контролирует своих соседей и способна к постоянной экспансии: военной, географической, территориальной. Поэтому - это наш главный враг. Что может предотвратить эту опасность - развал этого государства.

Известный эмигрантский православный мыслитель и философ И. А. Ильин также отмечал враждебность не только США, но и Западной Европы к России и к русскому народу. В своем сборнике статей «Наши задачи», изданном в 1956 г. в Париже, он писал: «Живя в дореволюционной России, никто из нас не учитывал, до какой степени организованное общественное мнение Запада настроено против России и против Православной Церкви. Мы посещали Западную Европу, изучали ее культуру, общались с представителями ее науки, ее религии, ее политики и наивно предполагали у них то же самое дружелюбное благодушие в отношении к нам... Ныне мы обязаны точно ответить себе на все эти вопросы. Западные народы боятся нашего числа, нашего пространства, нашего единства, нашей возрастающей мощи, нашего душевно-духовного уклада, нашей веры и Церкви, наших намерений и нашего хозяйства, и нашей армии. Они боятся нас и для самоуспокоения внушают себе при помощи газет, книг, проповедей и речей, конфессиональной, дипломатической и военной разведки, закулисных и салонных нашептов, что русский народ есть народ варварский, тупой и ничтожный, привыкший к рабству и деспотизму...» [19. С. 536]. «Русская история, видите ли, была сплошным потоком унижения и рабства. Именно поэтому русский, как раб, ищет себе компенсации в

виде завоевания в мире: этому рабу снится сон о всемирной деспотии и эксплуатации других народов. Агрессивность сидит в русской крови, как воля к экспансии» [19. С. 536]. Поэтому надо русский народ «расчленить, чтобы подмять, и подмять чтобы переделать по-своему навязав ему свою черствую рассудочность, свою "веру" и свою государственную форму» [19. С. 537].

И в наши дни, в XXI в., США и в целом Запад стремятся к монопольному господству на планете, к укреплению однополярного мира и не допустить создания многополярного мира. Поэтому западные страны стремятся задушить Россию экономическими и политическими санкциями, особенно в условиях специальной военной операции на Украине. В связи с этим Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул в сентябре 2022 г. в своем обращении к российскому народу: «Цель этого Запада - ослабить, разобщить и уничтожить в конечном счете нашу страну. Они уже прямо говорят о том, что в 1991 г. смогли расколоть Советский Союз, а сейчас пришло время и самой России, что она должна распасться на множество смертельно враждующих между собой регионов и областей» [20].

Говоря о столкновении позиций России и США на Украине, посол России в США А. И. Антонов заявляет: «Сейчас мы боремся не с Украиной, а на украинской территории за равноправные отношения, за мировой порядок, основанный на международном праве и Уставе ООН при практической реализации принципа неделимости безопасности для всех» [21. С. 6].

Нужно отметить, что Россия в ходе военной операции на Украине защищает не только свои государственные интересы, но и интересы русскоязычного населения Донбасса, Запорожской и Херсонской областей, точнее их права на самоопределение. В «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., так сказано о принципе равноправия и самоопределения народов: «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение» [22].

В наши дни приобретает особую актуальность научное наследие в области геополитики бывшего главы правительства Российской Федерации и министра иностранных дел академика Е. М. Примакова. Анализируя ситуацию 1980-1990-х гг., Е.М. Примаков считал, что Россия для проведения великодержавной политики сильно ограничена в ресурсах, поэтому он полагал, что для продвижения своих основных интересов Российская Федерация должна находить союзников на международной арене, проводя активную внешнюю политику. Концепция национальных интересов России Е. М. Примакова основывалась на двух важных положениях: интеграция под руководством Москвы

стран на постсоветском пространстве и сдерживание в коалиции с другими государствами однополярных амбиций США. По его мнению, единственный путь сохранения влияния России на мировую политику - это путь полного прагматизма в отношениях с другими странами во имя реализации собственных национальных интересов. Государство может влиять на других игроков только с позиции силы, и одной из главных целей внешней политики России является эту силу обрести. Е. М. Примаков видел Россию как евразийский полюс силы, объединяющий в сфере своего влияния все постсоветское пространство, успешно извлекающий геополитические выгоды из противоречий между Востоком и Западом.

Нужно отметить, что концепция Е. М. Примакова не всегда находила поддержку у российского руководства. В 1990-е гг. президент Б.Н. Ельцин и министр иностранных дел А. В. Козырев исходили из того, что Россия должна стать неформальной частью коллективного Запада (без членства в НАТО и ЕС), выступающей в роли его младшего партнера. Это, в свою очередь, предполагало, что Россия должна была обеспечивать страны Запада необходимыми им ресурсами, а также предоставлять им свой обширный внутренний рынок для их товаров. С такой Россией иногда могли советоваться по некоторым вопросам и даже учитывать ее отдельные подходы, но в целом она должна поддерживать Запад. Однако к концу 1990-х - началу 2000-х гг. такой подход был отвергнут политической элитой России и подавляющим большинством ее граждан.

В наши дни Россия - это самодостаточная страна. Россия занимает первое место в мире по запасам нефти и газа. Этот фактор уже играет и будет продолжать играть существенную роль в разворачивающемся противостоянии в мире. Россия - самостоятельный центр силы, который расположен в Евразии - ключевом регионе мира. Для того чтобы интегрироваться в другие геополитические системы, Россия слишком велика. Кроме того, анализ современных событий показывает, что, «однополярный мир» постепенно умирает. Как образно выразился В. В. Путин в своем выступлении на Валдайском форуме осенью 2022 г., «ситуация в известной степени революционная: верхи не могут, а низы не хотят так уже жить» [23].

В этих условиях России очень важно расширить влияние в таких растущих международных организациях, как Шанхайская организация сотрудничества и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика).

Особо нужно обратить внимание на организацию БРИКС. Это группа стран, обладающих полным суверенитетом, т.е. способных проводить полностью независимую политику. Участие в БРИКС становится знаком принадлежности к миру, формирующемуся за пределами западного доминирования. В 2022 г. страны, входящие в БРИКС, не только дистанцировались от западной кампании борьбы против России, но и фактически ее отвергли. О желании вступить в БРИКС в 2022 г. заявили Саудовская Аравия, Иран, Аргентина. Это имеет исключительное значение, так как Саудовская Аравия является одним из главных союзников США на Ближнем Востоке, она в настоящее

время показывает самые высокие темпы экономического роста среди стран «Большой двадцатки». В целом расширение состава БРИКС может стать переломным моментом в геоэкономической и геополитической динамике первой половины XXI в. Пресса Саудовской Аравии не случайно отметила, что «импульс к расширению БРИКС усилился на фоне продолжающегося конфликта между Россией и Украиной, обостряя конкуренцию между Китаем и США, а также все более напряженную конфронтацию между Востоком и Западом. И Восток, и Запад стараются укрепить свои лагеря, расширяя свои сети друзей и партнеров» [7. С. 14].

Таким образом, несмотря на сопротивление США и в целом стран коллективного Запада, на планете формируется многополярный мир, появляются новые «центры силы» в лице России, Китая, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки.

Одним из приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации является укрепление ее позиций на постсоветском пространстве. На это направлены усилия российского руководства по повышению эффективности таких организаций, как Содружество Независимых Государств (СНГ), интеграция государств в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕвразЭС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Особенно активно укрепляется таможенное и экономическое сотрудничество России в рамках ЕвразЭС с Казахстаном, Белоруссией, Киргизией и Арменией. Усиливаются интеграционные процессы в масштабах союзного государства России и Беларуси, осуществляются десятки совместных проектов белорусских и российских предприятий и учреждений в области промышленности, транспорта, науки, высшего образования и культуры.

Исключительное внимание в последние годы уделяется усилению эффективности ОДКБ. Этого требует и сложная международная обстановка: украинский кризис, армяно-азербайджанский конфликт, напряженная обстановка в Афганистане, продвижение НАТО к границам стран ОДКБ. В январе 2022 г. в Казахстане была успешно осуществлена миротворческая операция ОДКБ, которая позволила предотвратить захват власти экстремистами, стабилизировать внутриполитическую ситуацию в республике.

В ноябре 2022 г. на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в Ереване Президент России В. В. Путин подчеркнул прямое влияние сложной обстановки в Афганистане на жизнь в странах ОДКБ: «Опасность проникновения боевиков различных международных террористических организаций на территорию государств ОДКБ по-прежнему велика, а распространение экстремистской идеологии среди населения стран Центральной Азии повышает риск активизации радикального подполья в регионе» [24. С. 2]. Тогда же на саммите ОДКБ были приняты решения: о совершенствовании системы кризисного реагирования; об оснащении миротворческих сил современными вооружениями и техникой; о совместном формировании радиационной, биологической, химической защиты и медицинского обеспечения ОДКБ; о

налаживании системы связи в организации. К сожалению, в 2022 г. ОДКБ не удалось разрешить военные конфликты между Арменией и Азербайджаном, а также между Киргизией и Таджикистаном.

Правительство Российской Федерации постоянно уделяет внимание такой проблеме, как привлечение на российский рынок труда трудовых мигрантов, «га-старбайтеров» из Центральной Азии, в частности из Узбекистана, они привлекаются к работе в основном в строительстве и агропромышленном комплексе. С ноября 2022 г. принимаются меры по облегчению режима проживания трудовых мигрантов на территории Российской Федерации, в частности отменяется разрешение на их временное проживание. Вместо него устанавливаются три разных миграционных режима. Краткосрочный режим, который ограничивает проживание в России 90 днями в течение календарного года, долгосрочный режим - позволяет находиться на территории страны свыше 90 дней и режим постоянного проживания, по которому в России можно находиться бессрочно. В свою очередь, каждого мигранта обяжут подписать соглашение о лояльности, содержащее обещание не участвовать в деятельности террористических, экстремистских или других запрещенных организаций, несанкционированных митингах, собраниях, демонстрациях. В случае нарушения соглашения иностранца ожидает выдворение на родину за его счет.

Нужно отметить, что «только за первый квартал 2022 г. было оформлено трудовых патентов мигрантами в 2 раза больше, чем за тот же период 2021 г.» [25. С. 5].

В целом позитивно развиваются и двусторонние отношения России со странами СНГ. Можно привести пример отношения с Азербайджаном. В феврале 2022 г. президенты России и Азербайджана подписали Декларацию о союзническом взаимодействии [26]. Россия является одним из основных внешнеэкономических партнеров Азербайджана. В Азербайджане работает более 900 совместных компаний, треть из них - со стопроцентным российским капиталом. По итогам 2021 г. объем взаимной торговли вырос на 16%, за 10 месяцев 2022 г. взаимный товарооборот увеличился на 20% и достиг 3 млрд долл. [27. С. 2]. Свыше 70 субъектов Российской Федерации развивают сотрудничество с Азербайджаном, у четверти подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном взаимодействии. Сотрудничество в первую очередь развивается в сферах промышленности, транспорта, судостроения, сельского хозяйства, инвестиций.

Расширяются культурно-гуманитарные связи двух стран. В Азербайджане работают около 340 русскоязычных школ, около 11 тыс. азербайджанских студентов обучаются в России [27. С. 2]. В Баку успешно работают филиалы МГУ им. Ломоносова и Первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова.

Конечно, усиление позиций России на постсоветском пространстве идет сложно и противоречиво. Часть стран, с которыми сотрудничает наша страна,

проводят многовекторную внешнюю политику, стремясь быть на равном удалении от России, США, Евросоюза, что часто противоречит российским государственным интересам. Не способствуют расширению образовательного и культурного сотрудничества и такие шаги Казахстана и ряда центральноазиатских стран, как переход алфавита с кириллицы на латиницу, ущемление русского языка как языка межнационального общения.

В заключение следует подчеркнуть, что строительство нового, многополярного мира не будет происходить автоматически. Для успешного решения внешнеполитических задач России надо срочно решить ряд внутренних проблем. Это укрепление внутреннего единства общества на прочной идеологической базе; усиление эффективности управления ресурсами, особенно в условиях мобилизационной экономики; повышение качества принимаемых решений, в том числе в социальной сфере.

Список источников

1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения:

02.01.2023).

2. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/

president/transcripts/22931 (дата обращения: 02.01.2023).

3. Зиновьев В.П. Россия: исторические традиции и вызов времени // Вестник института России государственного университета Джинг-джи.

Тайбэй, 2001. Вып. 1. С. 233-237.

4. Кислицын С.А., Петрова С.В., Репинская О.В. Проблемы прикладной геополитики Евразии. М. : ЛЕНАНД, 2016. 416 с.

5. Зюганов Г.А. Россия под прицелом глобализма. М. : Эксмо, 2018. 384 с.

6. Тренин Д. Новый баланс сил: Россия в поисках внешнеполитического равновесия. М. : Альпина Паблишер, 2021. 471 с.

7. Пушков А. «Ледяная война» против России и новый миропорядок // Российская газета. 2022. № 252 (8900). 9 ноября.

8. Fischer B. US Foreign policy under Reagan and Bush // Cambridge History of the Cold War. 2010. Vol. 3. P. 267-289.

9. Schweizer P. Victory: The Reagan Administration's Secret Strategy that Hastened the Collapse of the Cold War. New York : Atlantic Monthly Press,

1994. 304 p.

10. Бахтурина А.Ю. История России XX - начало XXI века. Москва : АСТ; Владимир : Астрель, 2010. 526 с.

11. Правда. 2023. № 4 (31353). 20-23 января.

12. Lord W. Kissinger on Kissinger. Reflections on Diplomacy, Grand Strategy, and Leadership. New York : Macmillan, 2019. 176 p.

13. Напалкова И.Е. Brexit спустя год: жизнь после «развода» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2022. № 3. С. 22-28.

14. Карпенкова Т.В. Кардинальные изменения в мире, вызванные распадом СССР // Известия Тульского государственного университета. 2013. № 4. С. 124-135.

15. Топилин А. Страны СНГ: социально-экономические итоги десятилетия. URL: https://polit.ru/article/2002/04/08/464303/ (дата обращения: 28.03.2023).

16. Алексеева В.С., Гильманов Р.И. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 г. (статистический бюллетень). М. : Федеральная служба государственной статистики, 2022. 215 с.

17. Семёнов А.Б. Перспективы китайской миграции на русский Дальний Восток // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2011. № 4. С. 71-79.

18. Угланов А. Кто такой Путин для США и Британии? // Аргументы недели. 2018. № 17-18. 7 мая.

19. Ильин И.А. Наши задачи: историческая судьба и будущее России: статьи 1948-1954 гг. Париж : Рарог, 1956. Т. 2. 616 с.

20. Путин В.В. Обращение Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/69390 (дата обращения: 10.01.2023).

21. Антонов А. Эгоизм с дубинкой // Российская газета. 2022. № 239 (8887). 21 октября.

22. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 12.01.2023).

23. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» 27 октября 2022 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69695 (дата обращения: 12.01.2023).

24. Герейханова А. Путин: В работе ОДКБ есть проблемы, но Организация помогает защищать интересы наших стран // Российская газета. 2022. № 267 (8915). 23 ноября.

25. Выжутович В. Трудовая родина зовет // Российская газета. 2022. № 261 (8909). 18 ноября.

26. Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 22 февраля 2022 г. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5777 (дата обращения: 12.01.2023).

27. Кузьмин В. Партнеры по Каспию // Российская газета. 2022. № 261 (8909). 18 ноября.

References

1. United Nations. (1945) Charter of the United Nations of June 26, 1945. [Online] Available from: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text

(Accessed: 02.01.2023). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Putin, V.V. (2005) PoslanieFederal'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii ot 25 aprelya 2005 g. [Address to the Federal Assembly of the Russian

Federation of April 25, 2005]. [Online] Available from: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22931 (Accessed: 02.01.2023).

3. Zinov'ev, V.P. (2001) Rossiya: istoricheskie traditsii i vyzov vremeni [Russia: historical traditions and the challenge of time]. Vestnik instituta Rossii

gosudarstvennogo universiteta Dzhing-dzhi. 1. pp. 233-237.

4. Kislitsyn, S.A., Petrova, S.V. & Repinskaya, O.V. (2016) Problemy prikladnoy geopolitiki Evrazii [Problems of Applied Geopolitics of Eurasia].

Moscow: LENAND.

5. Zyuganov, G.A. (2018) Rossiya podpritselom globalizma [Russia under the Gun of Globalism]. Moscow: Eksmo.

6. Trenin, D. (2021) Novyy balans sil: Rossiya v poiskakh vneshnepoliticheskogo ravnovesiya [New Balance of Power: Russia in search of foreign

policy balance]. Moscow: Al'pina Pablisher.

7. Pushkov, A. (2022) "Ledyanaya voyna" protiv Rossii i novyy miroporyadok ["Ice War" against Russia and the new world order]. Rossiyskaya gazeta.

252 (8900). 9th November.

8. Fischer, B. (2010) US Foreign policy under Reagan and Bush. In: Leffler, M.P. & Westad, O.A. (eds) Cambridge History of the Cold War. Vol. 3.

Cambridge: Cambridge University Press. pp. 267-289.

9. Schweizer, P. (1994) Victory: The Reagan Administration's Secret Strategy that Hastened the Collapse of the Cold War. New York: Atlantic Monthly

Press.

10. Bakhturina, A.Yu. (2010) Istoriya Rossii XX — nachalo XXI veka [History of Russia of the 20th - early 2st1 Centuries]. Moscow: AST; Vladimir: Astrel'.

11. Pravda. (2023). 4 (31353). 20th - 23rd January. (In Russian).

12. Lord, W. (2019) Kissinger on Kissinger. Reflections on Diplomacy, Grand Strategy, and Leadership. New York: Macmillan.

13. Napalkova, I.E. (2022) Brexit spustya god: zhizn' posle "razvoda" [Brexit a year later: life after the "divorce"]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Sotsial'no-gumanitarnye nauki". 3. pp. 22-28.

14. Karpenkova, T.V. (2013) Kardinal'nye izmeneniya v mire, vyzvannye raspadom SSSR [Dramatic changes in the world caused by the collapse of the USSR]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. 4. pp. 124—135.

15. Topilin, A. (2002) Strany SNG: sotsial'no-ekonomicheskie itogi desyatiletiya [CIS countries: socio-economic results of the decade]. Polit.ru. 8th April. [Online] Available from: https://polit.ru/article/2002/04/08/464303/ (Accessed: 28.03.2023).

16. Alekseeva, V.S. & Gil'manov, R.I. (2022) Chislennost' naseleniya Rossiyskoy Federatsii po munitsipal'nym obrazovaniyam na 1 yanvarya 2022 g. (statisticheskiy byulleten') [Population of the Russian Federation by municipalities as of January 1, 2022 (statistical bulletin)]. Moscow: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki.

17. Semenov, A.B. (2011) Perspektivy kitayskoy migratsii na russkiy Dal'niy Vostok [Prospects for Chinese migration to the Russian Far East]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya "Mezhdunarodnye otnosheniya". 4. pp. 71-79.

18. Uglanov, A. (2018) Kto takoy Putin dlya SShA i Britanii? [Who is Putin for the USA and Britain?]. Argumenty nedeli. 17-18. 7th May.

19. Il'in, I.A. (1956) Nashi zadachi: istoricheskaya sud'ba i budushchee Rossii: stat'i 1948—1954 gg. [Our Tasks: The historical fate and future of Russia: articles 1948-1954]. Vol. 2. Paris: Rarog.

20. Putin, V.V. (2022) Obrashchenie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21 sentyabrya 2022 g. [Address of the President of the Russian Federation of September 21, 2022]. [Online] Available from: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69390 (Accessed: 10.01.2023).

21. Antonov, A. (2022) Egoizm s dubinkoy [Selfishness with a Baton]. Rossiyskaya gazeta. 239 (8887). 21st October.

22. United Nations. (1970) Declaration of Principles of International Law concerning Friendly Relations and Cooperation among States in accordance with the UN Charter of October 24, 1970. [Online] Available from: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_ principles.shtml (Accessed: 12.01.2023). (In Russian).

23. President of Russia. (2022) ZasedanieMezhdunarodnogo diskussionnogo kluba "Valday" 27 oktyabrya 2022 g. [Valdai International Discussion Club meeting on October 27, 2022]. [Online] Available from: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69695 (Accessed: 12.01.2023).

24. Gereykhanova, A. (2022) Putin: V rabote ODKB est' problemy, no Organizatsiya pomogaet zashchishchat' interesy nashikh stran [Putin: There are problems in the work of the CSTO, but the Organization helps to protect the interests of our countries]. Rossiyskaya gazeta. 267 (8915). 23rd November.

25. Vyzhutovich, V. (2022) Trudovaya rodina zovet [The working homeland is calling]. Rossiyskaya gazeta. 261 (8909). 18th November.

26. President of Russia. (2022) Deklaratsiya o soyuznicheskom vzaimodeystvii mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Azerbaydzhanskoy Respublikoy ot 22 fevralya 2022 g. [Declaration on allied interaction between the Russian Federation and the Republic of Azerbaijan of February 22, 2022]. [Online] Available from: http://www.kremlin.ru/supplement/5777 (Accessed: 12.01.2023).

27. Kuz'min, V. (2022) Partnery po Kaspiyu [Partners in the Caspian]. Rossiyskaya gazeta. 261 (8909). 18th November.

Информация об авторах:

Худобородов А. Л. - д-р ист. наук, профессор кафедры отечественной истории и права Южно-Уральского государственного

гуманитарно-педагогического университета (Челябинск, Россия). E-mail: hudoborodoval@cspu.ru

Самохина Анна Владимировна - канд. ист. наук, доцент кафедры отечественной истории и права Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (Челябинск, Россия). E-mail: samokhinaav@cspu.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

A.L. Khudoborodov, Dr. Sci. (History), professor, South Ural State University of Humanities and Education (Chelyabinsk, Russian

Federation). E-mail: hudoborodoval@cspu.ru

A.V. Samokhina, Cand. Sci. (History), associate professor, South Ural State University of Humanities and Education (Chelyabinsk,

Russian Federation). E-mail: samokhinaav@cspu.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.03.2023; одобрена после рецензирования 09.04.2023; принята к публикации 31.05.2023.

The article was submitted 14.03.2023; approved after reviewing 09.04.2023; accepted for publication 31.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.