Научная статья на тему 'ЕВРАЗИЯ НА ПУТИ К НОВОМУ МИРОПОРЯДКУ'

ЕВРАЗИЯ НА ПУТИ К НОВОМУ МИРОПОРЯДКУ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
351
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИРОПОРЯДОК / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НЕЗАПАДНЫЕ РЕГИОНЫ / БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Панюжева Марина Михайловна

Статья посвящена изучению новых аспектов евразийской интеграции и формирования миропорядка на основе региональных объединений при лидерстве России. Анализируются причины поворота России на Восток, потенциал незападных стран, сущность мегапроекта «Большая Евразия» и повестка двусторонних и многосторонних отношений России с партнёрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIA ON TRACK TO MEET THE NEW WORLD ORDER

The article is devoted to scrutinizing the processes of relaunching Eurasian integration and forming the new world order on the basis of regional organizations under the Russian leadership. The reasons of changing Russian policy to the East, the potential of Non-Western countries, the essence of the mega-project “Greater Eurasia” and the agenda of bilateral and multilateral relations between Russia and its partners are analyzed.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗИЯ НА ПУТИ К НОВОМУ МИРОПОРЯДКУ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2023_2_62 УДК 327.7

Евразия на пути к новому миропорядку

Марина ПАНЮЖЕВА

На фоне современных событий - специальной военной операции на Украине и долгожданного воссоединения Донбасса, Запорожской и Херсонской областей с Россией - планомерно осуществляется закономерный поворот российской дипломатии на Восток.

Встречи на полях саммитов ПМЭФ*, БРИКС, ШОС, СНГ и СВМДА** вписываются в новую логику, которая должна привести к расширению мультипликативного влияния России в незападном мире и активному формированию нового миропорядка.

Через призму украинского конфликта

В свете рассыпания либерального миропорядка наблюдается яростное сопротивление Запада, пытающегося удержать бразды глобального лидерства и «отменить» русскую культуру.

По существу, многомерный кризис глобального управления вызван не-

эффективностью международных институтов и фиаско экстраполяции западной модели развития. Поэтому так важно перестроить международную систему с учётом возрастающей роли незападных регионов, которые имеют разные политические системы, но стремятся к устойчивому развитию.

ПАНЮЖЕВА Марина Михайловна - кандидат исторических наук, эксперт-международник Российского совета по международным делам (РСМД). SPIN-код: 5389-2399, E-mail: marina-panyuzheva@rambler.ru

Ключевые слова: многополярный миропорядок, глобальное управление, незападные регионы, Большая Евразия, транспортные коридоры.

* ПМЭФ - Петербургский международный экономический форум.

** СВМДА - Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

По-видимому, глобальные регионы и региональные объединения (БРИКС+, ШОС, АСЕАН+) способны влиять на правила международного общения. Перераспределение влияния в сторону АТР, на который приходится 54% населения (4,2 млрд чел.), 42,6% мирового ВВП и 53% международной торговли [1], обусловлено ростом экономики КНР и «азиатских тигров».

Помимо этих мегатенденций наблюдается укрепление и консолидация незападного мира на фоне спецоперации России по защите Донбасса. Наше гуманистическое миропонимание получило поддержку незападных стран, которые не присоединились к беспрецедентной антироссийской кампании Запада. По общим подсчётам, в этих странах проживает 2/3 населения мира. Как показало исследование, поддержка России наблюда-

ется в странах СНГ, Ближнего Востока и Латинской Америки [2]. В АТР прочно держат нейтралитет Китай и Индия, стратегические партнёры. На Западе немало голосов в поддержку сотрудничества с Россией.

Важным показателем нашего влияния являются многотысячные акции Россию» по всему миру. Очевидно, российская спецоперация воспринимается символом сопротивления глобальному доминированию Запада. На саммитах БРИКС, ШОС и СНГ Россия и её партнёры подтвердили намерение активно формировать справедливый многополярный миропорядок.

Через призму украинского конфликта сейчас выкристаллизовывается столкновение двух цивилизаци-онных общностей - Запад ив неЗапад за будущее миропорядка на евразийском пространстве.

Незападный мир на подъёме

По всей вероятности, США в современных кризисных условиях попытаются контролировать ход украинского конфликта и втянуть другие страны в новые конфликты. Цель США - сдерживать развитие всех стран, чтобы продлить существование либерального миропорядка на основе права сильного.

Тем не менее сопротивление незападных стран будет увеличиваться: многие уже не боятся высказывать свою позицию и переходят на торговые расчёты в национальных

валютах, и надо полагать, что рост национального самосознания продолжится.

Перед лицом глобальных вызовов Россия должна вовлечь широкий круг стран в мировые процессы и сформировать институционально-правовую базу глобального управления. Фактически это глобальные международные отношения на основе взаимного уважения, диалога культур и цивилизаций.

В контексте глобальной нестабильности потенциал незападных стран

1 То Ань Зунг. Поворот на Восток - поворот к миру // Международный дискуссионный клуб «Валдай». 15.10.2019 // URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/povorot-na-vostok-povorot-k-miru/

2 Панюжева М.М. Запад vs Незапад. Отношение стран мира к спецоперации РФ на Украине // Арсенал. Военно-промышленное обозрение. 2022. Т. 2. № 92. С. 16-17.

укрепляется, а мощь Запада слабеет, нет мировым лидером по экономической и техно-население которого стареет (табл.). логической мощи.

По данным МВФ, в 2023 г. рост развивающих На КНР и Индию приходится до 1/3 мирового стран составит 3,7%, а рост развитых стран - 1,1% [3]. населения. По прогнозам, через пять лет КНР ста- В 2027 г. доля ВВП стран Азии увеличится до 45%.

Таблица

Потенциал Запада и не-Запада в 2022 г.

Показатели Доля Запада и не-Запада в мировой экономике, %

Мировой ВВП, трлн долл., 104

в том числе:

Запад 42,2

не-Запад 57,8

Мировой экономический рост, в том числе: 3,2

Запад 2,4

не-Запад 3,7

Население мира, млрд чел., 8

в том числе:

Запад 14,9

не-Запад 85,1

Военные расходы, трлн долл., в том числе: 2,1

Запад 61,4

не-Запад 38,6

Общий объём добычи газа, млрд куб м, 206 205

в том числе:

Запад 10,4

не-Запад 89,6

Общий объём добычи нефти, млрд баррелей, 1551

в том числе:

Запад 4,8

не-Запад 95,2

Общий объём производства пшеницы, млн т, 761

в том числе:

Запад 34,2

не-Запад 65,8

Источники: АиФ. 2022. № 29 // URL: https://www.worldometers.info; https://www.imf.org; https://

sipri.org/

3 World Economic Outlook Report. Countering the Cost of Living Crisis. October 2022 // URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2022/10/11/world-economic-outlook-octo-ber-2022

Какое мировидение предлагает Россия?

Перераспределение влияния в

пользу не-Запада, спецоперация России на Украине и поворот на Восток, сулящий построение логистических цепочек и расширение рынков сбыта, вызвали вопрос: куда идёт мир?

На XXV Петербургском международном экономическом форуме президент России В.В. Путин заявил, что эпоха однополярного миропорядка завершилась, поэтому «всё более отчётливым становится отказ от глобализации в пользу многополярной модели роста» [4]. Именно поэтому можно приступать к системному моделированию сценариев развития.

По словам президента, «правила содержания нового миропорядка будут задавать именно сильные, суверенные государства - кто не двигается по уже намеченной кем-то траектории». К таким передовым странам относится Россия, мощная суверенная страна, чьё влияние неуклонно растёт.

При этом устойчивое развитие государств будет зависеть от уважения суверенного равенства и куль-турно-цивилизационного многообразия. Иными словами, ставка на «мягкую силу» способствует повышению имиджа государств и увеличению потенциала международного влияния.

По факту В.В. Путин противопоставил «неолиберальному тоталитаризму» «свободное, суверенное развитие с опорой на свою самобытность, традиции, ценности». При

этом инициатива «Большое евразийское партнёрство» на основе сети многосторонних организаций и интеграционных диалоговых площадок, выдвинутая Россией в 2016 г., получила однозначную поддержку незападных партнёров.

Согласно видению российского руководства, Москва - это главный концептуальный и координирующий центр притяжения, который формирует коллективный интерес и налаживает партнёрские связи между взаимопересекающимися региональными структурами, ключевыми составляющими мегапроекта «Большой Евразии» (рис. 1).

К основным задачам относятся развитие логистической инфраструктуры, сопряжение интеграционных проектов (например, ЕАЭС и «Экономический пояс Шёлкового пути»), углубление многостороннего взаимодействия (например, по линии ЕАЭС, ШОС и АСЕАН), в том числе через зоны свободной торговли (ЗСТ) со странами АТР в целом.

Важной особенностью нового крупного мегапроекта этого столетия, который предполагает когерен-цию политических и экономических процессов, отказ от санкций и иных форм давления, является учёт взаимных интересов и сохранение разных моделей развития.

Исходя из этого, перспективы ме-гапроекта прежде всего связаны именно с его кооперативным, интегрирующим характером, эффектом синергии, нацеленностью на интеграцию интеграций.

4 Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. 17.06.2022 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/68669

Рис. 1. Мегапроект «Большая Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что в «эпоху регионализации» актуальным видится сопряжение евразийской интеграции с китайской концепцией «Один пояс - один путь». В рамках мегапро-

Евразия» (российский вариант)

екта «Большая Евразия» он предложил создание общего пространства для равноправного сотрудничества региональных организаций (ШОС, АСЕАН, ЕАЭС), где СНГ станет подходящей базой (рис. 2).

Рис. 2. Мегапроект «Большая Евразия» (казахстанский вариант)

В целом Большая Евразия - большой цивилизационный проект, который будет реализовываться в ближайшее время без явного участия стран Запада. Для России важно активно и последовательно осуществлять намеченные цели на практике.

На повестке стоит совместная разработка комплексной стратегии развития и общей концепции безопасности и равноправного сотрудничества, которая отвечала бы национальным интересам стран Евразийского региона.

Поворот на Восток

Отдельные шаги по активизации азиатской внешней политики России наблюдались в 90-х годах. Тогда министр иностранных дел Е.М. Примаков выступил за создание стратегического треугольника Москва - Дели - Пекин. Однако отсутствие системности шагов и экономическая ситуация не позволили выстроить стратегию взаимодействия России со странами АТР.

При президенте В.В. Путине Россия активизировала восточную дипломатию, основанную на приоритете её экономических интересов.

На фоне конфронтации Запада с Россией, принятия санкций, непризнания целей СВО и «отмены» русской культуры поворот на Восток - это стратегический российский выбор в условиях разрыва производственных и логистических цепочек и поиска рынков сбыта.

Подчеркнём, что Россия является евразийской державой со значительной азиатской частью территории, транзитным потенциалом и запасом природных ресурсов.

Практическим воплощением поворота на Восток станет рост товарооборота России со странами Азии, который может вырасти на 50 млрд долл. в ближайшее время. В 2021 г. товарооборот увеличился до 162 млрд долл.

Для российской продукции, прежде всего сельскохозяйственной, имеются возможности на азиатских рынках. В Сибири и на Дальнем Востоке есть уникальные ресурсы для развития инфраструктуры, ориентированной именно на страны АТР и Ближнего Востока.

К целям поворота России на Восток следует отнести следующее:

- усиление экономического и политического влияния России в АТР;

- углубление и диверсификацию двустороннего и многостороннего взаимодействия в АТР;

- расширение возможностей транспортной инфраструктуры;

- развитие несырьевого экспорта;

- опережающее развитие Сибири и Дальнего Востока;

- укрепление глобального статуса России как великой евразийской державы;

- формирование евразийского пространства совместного развития;

- переформатирование международных институтов торговли и финансов.

Итак, поворот на Восток напрямую соотносится с целями и задачами российской внешней и внутренней политикой и полностью вписан в рамки проекта «Большая Евразия».

БРИКС как одна из главных опор нового миропорядка

Важной частью проекта «Большая Евразия» является БРИКС (Бразилия, Россия, Китай, Индия, ЮАР).

Неслучайно это трансрегиональное объединение называют «концертом незападных держав».

На БРИКС приходится 40% населения мира, 25% мирового валового внутреннего продукта (23,5 трлн долл.), 20% торговли, 25% прямых инвестиций.

БРИКС как «глобальный регион» обеспечивает основные потребности в сырье и товарах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На XIV саммите БРИКС 2324 июня 2022 г. В.В. Путин отметил углубление взаимодействия по всему спектру вопросов глобальной и региональной повестки и поддержку стран, стремящихся к независимой политике.

Лидерство БРИКС в «новую эпоху глобального развития» необходимо для выработки «объединяющего, позитивного курса», который, вероятно, будет состоять из новых инициатив мирового значения.

В целом Москва готова развивать тесное многоплановое взаимодействие с партнёрами, которые не приемлют разрушительную логику санкций. В 2022 г. товарооборот России с БРИКС увеличился до 45 млрд долл.

В Пекинской декларации подчёркивалось сотрудничество в формате БРИКС-аутрич/БРИКС+ с целью реформирования глобального управления и участия развивающихся и наименее развитых стран в глобаль-

ных процессах и структурах принятия решений [5].

В формате БРИКС+ участники выступили за утверждение «подлинно демократического многополярного порядка», основанного на принципах равноправия, справедливости и уважения.

К перспективным направлениям относятся вопросы безопасности, устойчивого развития, цифровиза-ции и торговых платежей с помощью национальных валют. В рамках БРИКС+ будет создана финансовая система при опоре на резервную валюту.

Между тем заявки на присоединение к БРИКС подали Саудовская Аравия, Турция, Египет, Иран и Аргентина. Необходимо отметить потенциал расширения у БРИКС за счёт меж- и трансрегиональных связей с региональными объединениями АТР, Африки и Ближнего Востока.

ШОС как арена борьбы с Западом

На саммите ШОС (15-16 сентября 2022 г., Самарканд, Узбекистан) собрались лидеры держав Евразии, на котором были приняты Самаркандская декларация, дорожная карта по постепенному увеличению доли национальных валют во взаимных расчётах и ещё более 40 документов.

Вслед за подписанием меморандума о вступлении Ирана в ШОС на очереди стоят Белоруссия, Афганистан и Монголия - страны-наблюдатели; Египет, Катар, Саудовская

Аравия, Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка - партнёры по диалогу; ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Мальдивы, Мьянма, которым скоро предоставят статус партнёра по диалогу.

Таким образом, ШОС ждёт крупная волна расширения за счёт стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. По сути, ШОС, основанная 21 год назад как региональная структура, превращается в крупнейшую международную организацию по обеспечению евра-

5 Пекинская декларация XIV саммита БРИКС. 23.06.2022 // URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/5819

зийской безопасности. Её нейтральный характер позволяет обсуждать проблемы международной безопасности, торгово-инвестици-онные и транспортно-инфраструк-турные проекты.

Поскольку экономики стран-членов развиваются темпами выше мировых показателей, то потенциал ШОС (более 40% населения, 25% мирового ВВП, товарооборот в 800 млрд долл.) будет увеличиваться. Кстати, в организацию входят два постоянных члена Совета Безопасности ООН - Китай и Россия и четыре страны, обладающие ядерным оружием, - Россия, Китай, Индия и Пакистан.

Кроме того, востребованность ШОС на мировой арене обусловлена несогласием многих стран с доминированием США, санкциями и блоко-во-конфронтационными подходами. По сути, ШОС предлагает альтернативу западному миропорядку в виде «представительного, демократического, справедливого и многополярного миропорядка» [6].

В долгосрочном периоде В.В. Путин отметил «возрастающую роль новых центров силы, взаимодействующих между собой не на основе неких навязываемых извне правил, а на общепризнанных принципах верховенства международного права и Устава ООН» [ 7].

Встреча двух евразийских гигантов

Российско-китайские переговоры определили тональность саммита ШОС. Президент В.В. Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подтвердили важность ШОС как «площадки конструктивного и созидательного взаимодействия» [8]. «Внешнеполитический тандем Москвы и Пекина играет ключевую роль в обеспечении глобальной и региональной стабильности», - отметил Путин. Москва считает, что попытки создания однополярного мира «абсолютно неприемлемы для подавляющего числа государств на планете».

В США восприняли углубление стратегического партнёрства Рос-

сии и Китая с опасениями. Как считают обозреватели The Washington Post, Пекин не предложит больше поддержки и не пойдёт наперекор санкциям. Однако, по мнению эксперта К. Синглтона, в геополитическом плане Китай многое выиграет от победы России и тогда пойдёт на нарушение санкций.

В условиях санкций лидеры России и Китая обсудили многоплановые торгово-экономические связи.

За 2021 г. товарооборот между странами увеличился на 35,8% и составил 146,8 млрд долл. По итогам первого квартала 2022 г. доля расчётов в нацвалютах выросла до 27,5%.

6 Самаркандская декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, 16.09.2022 // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5841

7 Заседание Совета глав государств - членов ШОС. 16.09.2022 // URL: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/deliberations/69361

8 Встреча с председателем КНР Си Цзиньпином. 15.09.2022 // URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/69356

К 2024 г. лидеры намерены довести товарооборот до 200 млрд долл.

Ранее Си Цзиньпин обозначил отметку 250 млрд долл.

Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой. Сейчас реализуется 79 инвестиционных проектов на сумму 161 млрд долл.

К 2025 г. мощность газопровода «Сила Сибири» составит 38 млрд куб. м, а мощность «Силы Сибири - 2» - 50 млрд куб. м.

В условиях санкций Пекин стал первым покупателем российской нефти и зерна. На Дальнем Востоке разрабатываются месторождения «Саха-лин-1» и «Сахалин-2». Соглашение с China Chengtong подразумевает поставки зерна на сумму 1,9 трлн руб.

На встрече В. В. Путина и Си Цзиньпина с президентом Монголии обсуждался переход на национальные платёжные системы, строительство российско-китайско-монгольского экономического коридора и газопровода «Союз Восток».

Безусловно, между Россией и Китаем имеются разногласия, а именно: в уровнях ВВП, различиях в экспорте (например, китайские высокотехнологичные товары и российские энергоресурсы), демографическая экспансия, конкуренция за развитие транспортных коридоров и влияние в мире. Зачастую китайские компании не спешат с реализацией проектов, чтобы извлечь двойную выгоду.

«У Китая глубокие карманы, а у России оружие», - считает Тереза Фаллон, директор Центра исследований России, Европы и Азии в Брюсселе.

В.В. Путин заявил, что укрепление торговых, экономических и инвестиционных связей между Россией, Китаем и Монголией станет важной составляющей интеграционных процессов на евразийском пространстве.

Иранский вектор

Встреча В.В. Путина с президентом Ирана Эбрахимом Раиси (15 сентября 2022 г.) показала важность двусторонних связей по всем векторам [9].

Москва продвигала подписание меморандума о вступлении Ирана в ШОС, которое придаст импульс торговли и развитию транспортных коридоров. В стадии завершения находится новый договор России с Ираном, который знаменует выход отношений на уровень стратегического партнёрства.

В качестве примера сотрудничества Э. Раиси выделил реализацию проекта коридор «Север - Юг», а В.В. Путин отметил запуск спутника дистанционного зондирования Земли «Хайям» с космодрома Байконур.

С начала СВО Иран резко осудил США и НАТО, предложив посреднические услуги. Предлагая «отодвинуть на обочину» западные санкции, Э. Раиси привёл пример своей страны, которая смогла их нивелировать в ключевых секторах.

9 Встреча с президентом Ирана Сейедом Эбрахимом Раиси. 15.09.2022 // URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/69354

Объём торговли между Россией и Ираном в 2021 г. превысил 4 млрд долл., а в первом полугодии 2022 г. - 2,8 млрд долл.

Объём иранских поставок уже вырос на 70%. Планируется увеличить товарооборот до 10 млрд долл.

Безусловно, Иран может освоить оставленные западными компаниями ниши в России.

Например, Тегеран скоро будет поставлять автомобили и может стать импортёром расширенной линейки продукции из России.

В 2021 г. Иран приобрёл 7 млн т зерна, выйдя на первое место в российском импорте.

Ожидается увеличение зернового импорта до 20 млн т.

В 2022 г. была заключена сделка стоимостью 44 млрд долл. с целью разработки шести нефтяных и двух газовых месторождений. Тегеран выразил намерение экспортировать вместе с Россией газ в Оман и Пакистан.

В сфере атомной энергетики крупным проектом является сооружение АЭС «Бушер».

На юге Ирана создаётся ТЭС «Сирик» мощностью 1,4 ГВт.

Иран с большой армией (900 тыс. чел.) является потенциальным покупателем новейшего российского оружия.

У Москвы Тегеран намерен закупить многофункциональные истребители Су-35, ранее приобретя ЗРС С-300.

В ноябре глава МИД Ирана под нажимом западной дипломатии официально признал факт передачи России партии ударных БПЛА, подчеркнув, что это было сделано до начала спецоперации на Украине.

Конечно, ввиду расхода средств поражения в ходе СВО представляет интерес покупка отдельных видов иранского вооружения и создание совместных военных предприятий.

Среди препятствий торгово-экономическому сотрудничеству между Россией и Ираном отметим незначительный потребительский спрос, отсутствие доступа стран к Международной межбанковской системе передачи информации и совершения платежей (SWIFT) и неразвитые логистические маршруты.

В условиях санкций наметилось расширение российско-иранского сотрудничества. Страны двигаются в направлении отказа от доллара, доказывая, что можно преодолеть санкции и найти новый путь развития за счёт стимулирования промышленности и изменения макроэкономической модели.

Новые возможности союза России и Индии

По окончании саммита ШОС (16 сентября 2022 г.) состоялась встреча В.В. Путина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди.

«Российско-индийские отношения развиваются, носят характер особо привилегированного страте-

гического партнёрства и продолжают активно развиваться», - заявил В.В. Путин [10].

В свою очередь Н. Моди отметил, что «отношения между Россией и Индией значительно улучшились... сейчас не эпоха войн... демократия,

10 Встреча с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. 16.09.2022 // URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/69362

дипломатия, диалог - важные инструменты». Похоже, Индия рассматривает ШОС как инструмент благополучия и диалога культур.

Российско-индийские отношения носят привилегированный характер.

Товарооборот между странами вырос до 12 млрд долл. в 2021 г., а в 2022 г. он вырос за счёт увеличения поставок удобрений. К 2025 г. партнёры намерены его увеличить до 15 млрд долл. Стимулом станет создание транспортного коридора «Север - Юг».

Н. Моди признал важность обеспечения продовольственной и энергетической безопасности, а В.В. Путин выделил масштабные проекты в нефтегазовом секторе и атомной энергетике. В условиях санкций Россия стала вторым поставщиком нефти для Индии.

В перспективе Дели намерен увеличить поставки нефти, угля, продуктов сельского хозяйства. При этом для Москвы важно расширить импорт индийских товаров химической и лёгкой промышленности, а также продовольствия.

Высокотехнологичную продукцию готовы поставлять в Россию 1Т-компании Индии, которая стала одним из мировых лидеров. В отличие от госкорпораций Китая индийскому малому и среднему бизнесу проще выйти на российский рынок, что позволило в короткий срок перейти к взаимным расчётам в национальных валютах.

Объём заказов на поставку российского оружия в Индию составил 15 млрд долл. С конца декабря 2021 г. Россия начала поставки в Индию ракетных систем С-400 «Триумф». Кроме того, Индия может приобрести новейшие ракетные системы С-500.

Турецкий фактор

Переговоры президента В.В. Путина с президентом Турции Редже-пом Эрдоганом прошли в конструктивном ключе 16 сентября 2022 г. Главы государств обсудили «зерновую сделку», запуск АЭС «Аккую» (2023 г.), работу газопровода «Турецкий поток», поставки газа и рост товарооборота [11].

В.В. Путин, положительно отметив вклад Турции, уверен, что вывоз украинского зерна «всё-таки пойдёт по продовольственной программе ООН для беднейших стран». «Турция является надёжным партнёром... и может обеспечить надёжные поставки через

свою территорию во все страны мира, в том числе в страны Азии, Латинской Америки, страны Африки», -считает президент России.

Товарооборот между Москвой и Анкарой в 2021 г. достиг 33 млрд долл. За 2022 г. он составил 47 млрд долл. У сторон имеются планы в области промышленности и торговли.

При этом Турция скоро начнёт оплачивать 25% стоимости газа в рублях. Анкара стала одним из самых надёжных маршрутов поставок российских энергоносителей, в том числе газа для стран Евросоюза.

11 Встреча с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. 16.09.2022 // URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/69364

Неслучайно В.В. Путин предложил строительство новой газопроводной системы и создание на территории Турции газового хаба для продаж газа в третьи страны.

«Мы готовы существенно нарастить наши поставки в Турецкую Ре-

спублику по всем направлениям, которые представляют для вас интерес», - уточнил российский президент. По итогу встречи он высказался за вступление Турции в ШОС, которая сменила ориентацию на азиатский вектор.

Постсоветские страны и Пакистан в фокусе внимания России

Президент России В.В. Путин провёл встречи с главами трёх постсоветских государств - Узбекистана, Киргизии, Туркмении (15-16 сентября 2022 г.).

Важным событием стало подписание Декларации о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве с Узбекистаном. В 2021 г. товарооборот между Россией и Узбекистаном за девять месяцев 2022 г. вырос на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. и достиг 5,3 млрд долл.

Предполагается вывести отношения России и Туркмении на новый уровень за счёт реализации 14 межправительственных и межведомственных документов.

Помимо работы «Газпрома», «Татнефти» и 190 предприятий в Ашхабаде стороны наметили диверсифицировать торговые связи в области сельского хозяйства и текстильной промышленности.

Россия также является крупнейшим поставщиком энергоресурсов на беспошлинной основе для Киргизии. Во время встречи В.В. Путина с президентом Киргизии был обозначен рост товарооборота на 46,6% в 2021 г. и 30% в 2022 г., а также поддержка Москвы (свыше 22 млн долл.).

Кроме того, президент Казахстана констатировал «серьёзное обо-

стрение международной ситуации, где на первый план вышли методы санкционного давления».

В целом России важно расширять сотрудничество в Центральной Азии.

Во время переговоров с президентом Азербайджана стороны обсудили рост объёма торговли и инвестиций и оперативное реагирование на эскалацию конфликта в зоне армяно-азербайджанской границы.

Важным событием стало решение Совета глав государств о приёме в ШОС Белоруссии, стратегического партнёра и ближайшего союзника РФ.

Президент Белоруссии выступает за превращение ШОС в глобальную организацию, создание финансовых механизмов и расширение взаимодействия с ОДКБ, СНГ, ЕАЭС (рис. 3).

Необходимо также отметить переговоры с премьер-министром Пакистана, во время которых обсуждалось строительство «Пакистанского потока» и газопровода Россия - Казахстан - Узбекистан - Афганистан -Пакистан.

Как показали встречи на полях ШОС, Россия продвигает позитивную повестку на евразийском пространстве в отличие от США и Европы, которые спровоцировали энергетический и продовольственный кризис.

Рис. 3. Мегароект«Большая Евразия» (белорусский вариант)

Если на саммите ШОС в фокусе были экономические вопросы, то на встрече В.В. Путина с руководителями органов безопасности и разведывательных служб стран - членов СНГ (29 сентября 202 г.) основное внимание уделялось вопросам укрепления коллективной безопасности и стратегического партнёрства.

«В нынешней сложной и напряжённой международной обстановке внешняя безопасность и внутренняя стабильность - это важнейшие условия поступательного экономического и социального развития наших государств», - заявил президент России. При этом В.В. Путин объяснил, что поскольку на Западе прорабатываются сценарии разжигания конфликтов на пространстве СНГ, то «страны должны действовать чётко и слаженно, постоянно усиливать взаимную поддержку», добавив, что ввиду рисков дестабилизации АТР требуется обеспечивать мир и стабильность, укреплять национальный суверенитет и содействовать развитию интеграционных связей.

В заключение своей речи российский президент подчеркнул необхо-

димость активного развития многопланового сотрудничества: от обмена информацией до совместных спецопераций и подготовки кадров.

Очевидно, что Россия вместе с партнёрами формирует региональный комплекс безопасности на евразийском пространстве за счёт укрепления конкурентоспособного потенциала и многопланового сотрудничества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вслед за этим заседанием последовала неформальная встреча лидеров СНГ (7 октября 2022 г.). Упор был сделан на развитие двусторонних и многосторонних кооперационных связей в торговле и промышленности и «энергичный переход» на национальные валюты во взаимных расчётах.

На встрече не остались без внимания и вопросы безопасности, в частности, В.В. Путин выступил за выработку мер разрешения конфликтов на постсоветском пространстве.

В целом неформальный саммит стал важным мероприятием в контексте подготовки к Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии, саммиту СНГ и первому саммиту в формате Россия - Центральная Азия в Астане.

Что решали на саммитах в Астане

В Астане (13-14 октября 2022 г.)

прошла целая серия саммитов с участием России: VI саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия стран Азии (СВМДА), заседание Совета глав государств СНГ и первый саммит Россия - Центральная Азия.

Важно, что на саммите СВМДА было принято решение о трансформации форума в международную организацию. В.В. Путин выступил за формирование системы равной и неделимой безопасности, широкого пространства торгово-инвестицион-ного сотрудничества, а также за пересмотр принципов мировой финансовой системы [ 12].

На саммите состоялись встречи В.В. Путина с лидерами Катара, Палестины, Турции, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана.

После саммита СВМДА состоялся саммит СНГ, на котором был одобрен пакет из 18 документов, включая программу сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом, соглашение о международной организации по поддержке и продвижению русского языка.

Было отмечено, что переориентация экспорта и импорта России стимулирует развитие логистических коридоров («Восток - Запад», «Север -Юг»), а также подчёркнута важность взаимодействия СНГ с ОДКБ и ШОС.

На саммите «Россия - Центральная Азия» (14 октября 2022 г.) страны-участницы смогли обсудить вопросы наращивания взаимодействия в разных областях.

Странам - участницам саммита было предложено развивать инициативы по импортозамещению, созданию производственно-сбытовых цепочек и выстраиванию логистических схем. При этом Россия является ведущим инвестором в экономику стран ЦАР. Общий объём прямых инвестиций составляет порядка 5 млрд долл.

Бесспорно, эти данные говорят о том, что Центрально-Азиатский регион является важным направлением для российской дипломатии в современных условиях. По факту страны ЦАР могут стать ещё одной опорой для евразийских интеграционных процессов.

Таким образом, ШОС, как новому центру силы, предстоит оказать значимое влияние на мировую политику и сформировать консенсусное евразийское пространство. Потенциал России, стран АТР и Ближнего Востока однозначно придаёт ШОС глобальный характер.

ШОС, БРИКС, СНГ, ЕАЭС - диалоговые площадки для реализации стратегии полицентричного мира и свободного выбора странами своего пути развития.

В рамках многонаправленной дипломатии Россия, используя стратегическое планирование, должна учесть интересы таких игроков, как Китай, Индия, Иран, Турция, при построении справедливого миропорядка и вовлечь их в глобальное управление.

Новые акторы должны иметь право обсуждать будущую модель

12 Саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). 13.10.2022 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69587

организации евроатлантической безопасности, чтобы предотвратить консолидацию блоков НАТО и ЕС [13]. Этому должны способствовать широкие дискуссии на новом концептуальном уровне, которые позволят сформировать коллективный интерес за счёт новых инициатив общемирового уровня.

Вероятно, в скором времени потребуются иные форматы и механизмы безопасности в АТР и на Ближнем Востоке.

Поскольку Россия является связующим звеном между Западом и Востоком, она должна оставаться мировым лидером, выдвигающим конструктивные решения.

Библиография • References

АиФ. 2022. № 29 // URL: https://www.worldometers.info; https://www.imf.org; https://sipri.org/

[AiF. 2022. № 29 // URL: https://www.worldometers.info; https://www.imf.org; https://sipri.org/]

Встреча с председателем КНР Си Цзиньпином. 15.09.2022 // URL: http://www.

kremlin.ru/events/president/news/69356 [Vstrecha s predsedatelem KNR Si Czin'pinom. 15.09.2022 // URL: http://www.

kremlin.ru/events/president/news/69356] Встреча с президентом Ирана Сейедом Эбрахимом Раиси. 15.09.2022 // URL:

http://www.kremlin.ru/events/president/news/69354 [Vstrecha s prezidentom Irana Sejedom Ebrahimom Raisi. 15.09.2022 // URL: http://

www.kremlin.ru/events/president/news/69354] Встреча с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. 16.09.2022 // URL:

http://www.kremlin.ru/events/president/news/69364 [Vstrecha s prezidentom Turcii Redzhepom Tajipom Erdoganom. 16.09.2022 // URL:

http://www.kremlin.ru/events/president/news/69364] Встреча с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. 16.09.2022 // URL:

http://www.kremlin.ru/events/president/news/69362 [Vstrecha s prem'er-ministrom Indii Narendroj Modi. 16.09.2022 // URL: http://www.

kremlin.ru/events/president/news/69362] Заседание Совета глав государств - членов ШОС. 16.09.2022 // URL: http://www.

kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/69361 [Zasedanie Soveta glav gosudarstv - chlenov SHOS. 16.09.2022 // URL: http://www.

kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/69361] Панюжева М.М. Евроатлантическая безопасность в треугольнике США -Евросоюз - Россия и фактор Трампа // Вестник МГИМО-Университета. 2019. Т. 12. № 6. С. 78-108. [Panyuzheva M.M. Evroatlanticheskaya bezopasnost' v treugol'nike SSHA - Evrosoyuz -Rossiya i faktor Trampa // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2019. T. 12. № 6. S. 78-108] Панюжева М.М. Запад vs Незапад. Отношение стран мира к спецоперации РФ на Украине // Арсенал. Военно-промышленное обозрение. 2022. Т. 2. № 92. С. 16-96.

13 Панюжева М.М. Евроатлантическая безопасность в треугольнике США - Евросоюз - Россия и фактор Трампа // Вестник МГИМО-Университета. 2019. Т. 12. № 6. С. 103.

[Panyuzheva M.M. Zapad vs Nezapad. Otnoshenie stran mira k specoperacii RF na Ukraine // Arsenal. Voenno-promyshlennoe obozrenie. 2022. T. 2. № 92. S. 16-96] Пекинская декларация XIV саммита БРИКС. 23.06.2022 // URL: http://www.

kremlin.ru/supplement/5819 [Pekinskaya deklaraciya XIV sammita BRIKS. 23.06.2022 // URL: http://www.

kremlin.ru/supplement/5819] Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума.

17.06.2022 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/68669 [Plenarnoe zasedanie Peterburgskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma.

17.06.2022 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/68669] Самаркандская декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, 16.09.2022 // URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/5841

[Samarkandskaya deklaraciya Soveta glav gosudarstv - chlenov SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva, 16.09.2022 // URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/5841]

Саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

13.10.2022 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69587 [Sammit Soveshchaniya po vzaimodejstviyu i meram doveriya v Azii (SVMDA).

13.10.2022 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69587] То Ань Зунг. Поворот на Восток - поворот к миру // Международный дискуссионный клуб «Валдай». 15.10.2019 // URL: https://ru.valdaiclub.com/a/ highlights/povorot-na-vostok-povorot-k-miru/ [To An' Zung. Povorot na Vostok - povorot k miru // Mezhdunarodnyj diskussionnyj klub «Valdaj». 15.10.2019 // URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/ povorot-na-vostok-povorot-k-miru/] World Economic Outlook Report. Countering the Cost of Living Crisis. October 2022 // URL: https://www.imf.org/en/Publications/WE0/Issues/2022/10/11/world-economic-outlook-october-2022

Статья поступила в редакцию 18 ноября 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.