МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КНР. РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
DOI: 10.24411/2618-6888-2019-10001
С.В. Уянаев
РОССИЯ—КИТАЙ: 70-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ТЕКУЩЕМ СТОЛЕТИИ
Аннотация. В статье рассматриваются различные вопросы российско-китайского стратегического партнерства в XXI в. на фоне и в контексте 70-летнего юбилея установления дипломатических отношений между Москвой и Пекином.
Автор анализирует эволюцию двустороннего взаимодействия, исследует значение подписанного в 2001 г. Большого российско-китайского договора, характеризует достижения сотрудничества в межгосударственной, экономической, внешнеполитической и других областях. Главными успехами здесь называются: укрепление взаимного доверия в построении стратегического диалога, в том числе на высшем и высоком уровне; совершенствование практического сотрудничества в целом ряде хозяйственно важных областей; расширение взаимодействия по вопросам безопасности, включая противодействие традиционным и новым угрозам; улучшение коор-
динации работы по вопросам глобальной и региональной повестки; развитие многоплановых гуманитарных контактов.
Статья содержит анализ существующих расхождений сторон и пока не решенных вопросов, среди которых: несбалансированность товарной структуры двусторонней торговли из-за в основном сырьевого характера экспорта РФ в Китай, недостаточная совместимость кредитно-финансовых и управленческих моделей двух стран, несовершенство инвестиционного климата, «забюрократизованность» ряда торговых процедур; несовпадение некоторых целеполагающих ориентиров инициативы «Пояс и путь» (ИПП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), например, по вопросу создания зон свободной торговли, а также унаследованные от прошлого пробелы в знаниях друг о друге, чреватые сохранением «реликтовых» исторических обид.
Автор приходит к итоговому выводу о том, что интересам РФ отвечает прагматичное развитие отношений с Китаем, причем есть основания утверждать, что эти отношения имеют несомненные позитивные перспективы.
Ключевые слова: Россия, Китай, юбилей установления дипломатических отношений, всеобъемлющее партнерство, взаимодействие, Большой российско-китайский договор, координация, вызовы и риски, перспективы.
Автор: Уянаев Сергей Владимирович, кандидат исторических наук, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН. E-mail: svuyav@yahoo.com
S.V. Uyanaev
Russia—China: the 70-th anniversary of the establishment of diplomatic relations and the interaction in the current century
Abstract. Taking the 70th anniversary of diplomatic relations between Moscow and Beijing as a background the article considers various issues of the Russian-Chinese strategic partnership in the current century. The author analyzes the evolution of bilateral cooperation, explores the significance of the Great Russian-Chinese Treaty signed in 2001, shows achievements of the cooperation in interstate, economic, international and other fields, among which are: strengthening mutual trust in the strategic dialogue at the high and highest levels inclusively; improving practical cooperation in a number of economically important areas; expanding cooperation on security issues, i.e. in countering traditional and
new threats; enhancing coordination on global and regional agenda; developing multifaceted humanitarian contacts.
The article also includes analysis of existing discrepancies and still unsolved issues, including: the imbalance in the commodity structure of bilateral trade due mainly to the raw material nature of Russia's exports to China, the lack of compatibility of credit, financial and management models of the two countries, the unsatisfactory investment climate, the "bureaucratization" of a number of trade procedures; the mismatch of some target orientations of the BRI and the EAEU — for example, on the establishment of free trade zones; the inherited from the past lack of knowledge of each other, fraught with "relic" historical grievances.
As a result, the author comes to the conclusion that the interests of the Russian Federation are met by the pragmatic development of relations with China, and that these relations have indubitable positive prospects.
Keywords: Russia, China, anniversary of the establishment of diplomatic relations, comprehensive partnership, cooperation, Great Russian-Chinese Treaty, coordination, challenges and risks, prospects.
Author: Sergey V. UYANAEV, Ph.D. (History), Deputy Director, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences (e-mail: svuyav@yahoo.com).
В 2019-й год — год 70-летнего юбилея установления дипломатических отношений между Китайской Народной Республикой и Россией/СССР — два государства вступили как добрые соседи, близкие, доверяющие друг другу партнеры, идущие по пути стратегического взаимодействия.
Непростые десятилетия
Однако путь в семь десятилетий, прошедших со времени официального признания нашей страной «Нового Китая», не всегда был простым и гладким. Сначала, в 1950-е годы, звучавшие тогда лозунги о «нерушимой советско-китайской дружбе», казалось, во многом отвечали действительности, поскольку в ней имели место и искренняя помощь северного «старшего брата», и ответная благодарность
строителей новой жизни на древней китайской земле, и общая уверенность «братьев навек» в светлом коммунистическом будущем.
Но затем пришло четвертьвековое «безвременье», дошедшее в конце 1960-х годов до прямого вооруженного конфликта.
К счастью, осознание обеими сторонами губительности «дороги в никуда» помогло покончить со взаимным отчуждением, и концу 1980-годов Москва и Пекин вновь вступили на путь доброжелательного диалога.
Однако, едва пережив непростую нормализацию, отношения двух столиц оказались перед новым вызовом. Драматичный уход с мировой арены Советского Союза породил неопределенность перспектив отношений между КНР и теперь уже новой Россией.
К очевидной пользе двух государств, этот период оказался очень недолгим, и, несмотря на видимый прозападный крен в российской внешней политике в начале 1990-х, отношения с Пекином, начиная с середины того десятилетия, развивались только по нарастающей. В результате заметного расширения разнообразных контактов на политическом (включая высший) и других уровнях, отношения двух стран весьма быстро прошли сразу несколько знаковых этапов. Миновав начальный этап отношений «дружественных государств», они довольно скоро вступили в стадию «конструктивного партнерства» (1994 г.), а в 1996 г. обрели статус «стратегического партнерства».
В этом качестве российско-китайские отношения и вошли в ХХ! век.
70-летний юбилей — хороший повод путем хотя бы беглой характеристики почти уже 20-летней хронологии российско-китайских отношений, проследить их развитие и тенденции в текущем столетии и попытаться пусть немного, но все же заглянуть в будущее.
Большой Договор как фундамент взаимодействия
Накопление в 1990-е годы позитивного опыта двустороннего сотрудничества позволило в июле 2001 г. закрепить достижения российско-китайского диалога в официальном межгосударственном
документе фундаментального характера. Им стал заключенный 16 июля 2001 г. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (его называют еще Большим договором), который открыл важный и принципиально новый этап в последующем развитии отношений. После того как истекло действие не продленного в свое время Советско-китайского договора от 14 февраля 1950 г., был создан новый юридический фундамент двусторонних отношений, закреплены их концептуальные основы, определены главные направления и сферы сотрудничества сторон на длительную перспективу [Договор о добрососедстве, дружбе...].
Прежде всего, Договор четко зафиксировал базовое определение, которое с тех пор в той или иной форме применяется для характеристики нынешних двусторонних отношений; — это «равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие». Документ также высветил основные принципы российско-китайских отношений, основанные на общепризнанных нормах международного права, включая уважение суверенитета и территориальной целостности друг друга, мирный путь разрешения проблем. Стороны заявили о взаимной поддержке в деле защиты целостности государства и в вопросе об «уважении выбора пути ... развития, сделанного каждой из сторон». Важнейшим пунктом Договора стала юридическая фиксация отсутствия «взаимных территориальных претензий».
Кроме того, было сформулировано положение, свидетельствующее о высокой степени взаимного доверия. Так, стороны договорились, что в случае возникновения ситуации, которая может создать угрозу миру или затронуть интересы их безопасности, а также при рисках агрессии против одной из договаривающихся сторон, они незамедлительно «проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы».
Документ выдвинул по существу новаторскую модель двусторонних связей. Стратегическое партнерство, не требующее создания союза или блока, не направленное против третьих стран, являет собой деидеологизированную, долговременную и основанную на общепризнанных принципах международного права форму отношений, которая, как показывает практика, оказалась востребованной далеко за рамками собственно российско-китайского диалога.
Наполнение содержанием
Последовавшие за принятием Договора почти два десятилетия стали периодом, когда стороны шаг за шагом, преодолевая подчас непростые барьеры и трудности, решали весьма серьезную задачу: как эту новую модель отношений наиболее эффективно воплотить в жизнь.
С этой точки зрения первая декада нового столетия может быть определена как особый этап — этап становления и начального наполнения стратегического партнерства практическим содержанием.
Крупные двусторонние документы этого периода развивали продекларированные в июльском Договоре 2001 г. формулу и принципы сотрудничества, а главное — заложили механизмы реализации Договора. Назовем хотя бы некоторые из них: Совместная декларация 2002 г., утвердившая механизм встреч на высшем уровне; План действий по реализации положений Договора-2001 на 2005—2008 гг. и решение о проведении в 2006—2007 гг. перекрестных национальных годов (все принято в 2004 г.); Совместная декларация-2006, в которой стороны заявили о «стремлении к совместному развитию». Позже был запущен российско-китайский энергетический диалог, проведены перекрестные годы китайского и русского языков (2009— 2010), приняты (в 2009 г.) План инвестиционного сотрудничества и Программа сотрудничества между российскими регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири и Северо-Востока КНР до 2018 г. (подробно см. [Уянаев, 2019]).
«Новый этап»
В документах очередного двустороннего саммита в Москве (июнь 2011 г.), стороны обобщили опыт 10-летнего (после подписания Большого договора) развития двусторонних связей. Была обновлена формула стратегического партнерства двух стран, которая теперь включила определения «всестороннее» и «всеобъемлющее» [Пресс-конференция по итогам...]. Это говорит о новой фазе отношений, которая может быть определена как этап качественных пе-
ремен в уровне и диапазоне российско-китайского сотрудничества. Соответствующие перемены обрели в 2011 г. и практическое подтверждение: в рамках крупнейшего в истории двусторонних отношений контракта начались российские поставки по нефтепроводу «Сковородино—Мохэ» [Нефтепровод «Сковородино—Мохэ»...].
В феврале 2012 г. в то время кандидат в президенты РФ, глава правительства страны В.В. Путин опубликовал предвыборную статью по вопросам внешней политики, уделив большое внимание развитию российско-китайских отношений. Он отметил, что «Россия нуждается в развивающемся и стабильном Китае, а КНР нужна сильная и успешная Россия» [Путин В.В.]. А 5 июня 2012 г. в Пекине, уже в качестве Президента РФ, В.В. Путин вместе с Председателем КНР Ху Цзиньтао подписал Совместное заявление о дальнейшем углублении «отношений всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия» [Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении российско-китайских отношений... от 5 июня 2012 г.]. Отраженная в названии документа обновленная формула отношений, ознаменовавшая одновременно и их новый, более высокий этап, стала основной на последующие годы.
Одним из наиболее значимых событий российско-китайских отношений явился официальный визит в РФ Председателя КНР Си Цзиньпина (март 2013 г.). Было подписано более 30 документов, стороны вновь подтвердили, что российско-китайские отношения принадлежат к числу важнейших внешнеполитических приоритетов двух государств [Российско-китайские переговоры 23 марта ...].
Середина 2010-х: поворот или ускорение?
В 2014—2015 гг. развитие российско-китайских отношений проходило под знаком двух ключевых обстоятельств.
Первое из них имело внешнеполитическое измерение и было связано с украинским кризисом и масштабной антироссийской кампанией, развязанной Западом.
Позиция, занятая Китаем по украинскому вопросу, в целом отвечала интересам РФ. Еще в апреле 2014 г. КНР выступила против антироссийских санкций и позже не раз «категорически» заявляла об этом на высоком уровне [Китай выступает против...]. Вместе с тем руководство КНР, оглядываясь, видимо, на ситуацию в Тибете и СУАР, воздержалось от прямой поддержки РФ, хотя и не раз делало симптоматичные оговорки об «особых причинах» кризиса на Украине. И это стало знаком в пользу «понимания» Пекином российской политики.
Западные санкции обусловили рост заинтересованности РФ в сотрудничестве со странами за пределами Атлантического блока в Азии и прежде всего с Китаем. Некоторые наблюдатели поспешили назвать это «разворотом (поворотом)» РФ на Восток. Хотя на фоне определившегося еще в начале 1990-х базового вектора политики России (которым стал Китай) было и так достаточно видно, что речь шла не о некой резкой, «на 180 градусов», смене направления движения, а о прежнем курсе, но получившем, однако, явное ускорение, «триггером» которого выступили украинские события.
Повышение кооперационного настроя РФ нашло встречный отклик китайской стороны (подробнее см. [Уянаев, 2014]). Как бы то ни было, но в ходе состоявшегося в мае 2014 г. визита В. Путина в КНР (г. Шанхай) стороны подписали рекордное количество документов. Главным достижением стало заключение «прорывного» соглашения, в котором стороны договорились о поставках природного газа в Китай по восточному маршруту. Рекордный в мировой торговой практике контракт на сумму 400 млрд долл. был заключен сроком на 30 лет [Российско-китайские переговоры...].
Вторым важным обстоятельством для российско-китайских отношений того времени стало выдвижение осенью 2013 г. китайских инициатив по строительству Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Морского Шелкового пути XXI века (позже они получили общее название «Инициатива Пояс и Путь» — ИПП).
Целый спектр сопутствующих вопросов, включая место, отводимое России в китайских начинаниях, обсуждался на неформальной встрече Президента РФ с Председателем КНР в феврале 2014 г. в Сочи. А 8 мая 2015 г. стороны подписали специальное Совместное
заявление РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ЭПШП.
Значение этого документа обусловлено тем, что работа по сопряжению двух проектов способна надолго стать одним из ключевых приоритетов в общей системе двустороннего партнерства. Принципиально важно то, что стороны приняли политическое решение, выразившее бесспорный взаимный настрой на сотрудничество в указанной сфере [Совместное заявление... о сотрудничестве по сопряжению...]. Кроме того, стороны вновь подчеркнули значение «нового этапа» «всеобъемлющих» отношений, которые «стали важным фактором развития двух стран» [Совместное заявление... о дальнейшем углублении российско-китайских отношений всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства...], обретя возросшие возможности для конвертации высокого уровня политического диалога в практические результаты.
Продвижение сотрудничества
В 2016—2017 гг. была продолжена совместная работа по совершенствованию партнерства, в том числе в рамках механизма встреч высших руководителей. Причем была закреплена сложившаяся «логистика» такого механизма, когда помимо ежегодного саммита непременно проводятся еще три-четыре встречи — на полях G20, БРИКС, ШОС, АТЭС либо ряда самостоятельных форумов.
Важным пунктом в Совместном заявлении, подписанном в июне 2016 г. на саммите в Пекине, стало согласованное видение выдвинутой в 2015—2016 гг. новой российской евразийской инициативы. КНР и РФ, подчеркивалось в заявлении, «выступают за создание Евразийского всеобъемлющего партнерства, в том числе с возможным подключением стран — членов ЕАЭС, ШОС и АСЕАН» [Совместное заявление... от 25 июня 2016 г.]. На следующем официальном саммите в Москве в июле 2017 г. было подписано 28 документов о сотрудничестве в самых разных областях [Документы, подписанные по итогам официального визита...]. МИДы двух стран опубликовали заявление, выражающее единую позицию по ситуации на
Корейском полуострове, и выдвинули общую инициативу в отношении ядерной проблемы Корейского полуострова.
Новой переговорной площадкой стал представительный Форум «Один пояс, один путь» (Пекин, май 2017 г.), принявший лидеров 29 государств, во время которого состоялась встреча В.В. Путина с китайским руководством. Примечательной была встреча в ноябре того же года в Дананге (саммит АТЭС), где В.В. Путин поздравил Си Цзиньпина «с успешным проведением XIX съезда Компартии Китая и переизбранием на должность Генерального секретаря» [Встреча Си Цзиньпина с В. Путиным во Вьетнаме...].
Прибывший в апреле 2018 г. в Москву спецпосланник председателя КНР и министр иностранных дел КНР Ван И был принят президентом РФ, которому Ван И «повторно передал поздравления Си Цзиньпина в связи с переизбранием на очередной президентский срок». Президент РФ передал встречные поздравления Си Цзиньпи-ну, который второй раз был избран Председателем КНР [В. Путин встретился с Ван И. Информационный портал Президента РФ].
Новый пакет документов был подписан в ходе июньского (2018 г.) визита В.В. Путина в Китай. Тогда сторонами была в очередной раз подчеркнута приоритетность российско-китайских отношений для обеих стран [В. Путин встретился с Ван И. Информационный портал агентства Синьхуа].
На пороге 70-летия установления дипломатических отношений
В феврале—марте 2019 г. глава МИД КНР в очередной раз дал высокую оценку связям Китая с РФ. Напомнив, что отмечается не только 70-летний юбилей КНР, но и такая же дата в двусторонних отношениях, Ван И заявил: «Мы будем в полной мере использовать празднование 70-летия установления дипломатических связей для того, чтобы высокоуровневая стратегическая координация с Россией продвигалась по всем направлениям» [Ван И. В 2019 г. китайско-российские отношения непременно возьмут новую высоту; Ван И. Сплоченность Китая и России...].
В 2018—2019 гг. РФ и КНР продолжили насыщенный диалог, ставший, несомненно, знаковым в свете его многопрофильности и многоярусности.
Прежде всего, новые встречи провели высшие руководители. В 2018 г., в добавление к упомянутому июньскому саммиту в Пекине и встречам на полях традиционных международных форматов, состоялась личная встреча лидеров двух стран в ходе Экономического форума во Владивостоке (сентябрь). В Пекине и Владивостоке были подписаны важные документы (всего 23), в том числе в сферах инвестиций, транспорта, энергетики, космических исследований и совместных проектов на Дальнем Востоке РФ, рассчитанные на 2018— 2024 гг.
На встрече на полях G-20 в Аргентине (ноябрь 2018 г.) стороны коснулись повестки уже 2019 г.: В.В. Путин пригласил Си Цзиньпи-на принять участие в Петербургском экономическом форуме-2019, а в ответ получил приглашение председателя КНР стать участником Второго Форума высокого уровня по сотрудничеству в рамках Пояса и Пути в апреле 2019 г. в Пекине [Си Цзиньпин и Путин встретились...].
В ноябре 2018 г. в КНР с участием Д.А. Медведева и Ли Кэцяна, в рамках действующего с 1996 г. механизма, состоялась 23-я регулярная встреча на уровне глав правительств. По ее итогам было подписано 12 документов, в том числе в торгово-экономической, сельскохозяйственной и других областях [Документы, подписанные по завершении 23-й...].
Традиционно плотными были контакты по линии руководства внешнеполитических ведомств. С.В. Лавров и Ван И в апреле 2018 г. обменялись визитами и до конца года провели не менее шести-семи встреч на полях ряда международных мероприятий. Уже в 2019 г. (конец февраля, КНР) прошли их переговоры на полях заседания министерского уровня формата РИК.
Продолжала действовать система плановых консультаций на уровне заместителей министров и директоров департаментов МИД. Это отражает не только высокую степень совпадения или близости позиций по ключевым международным проблемам, в том числе ситуации на Украине, Ближнем Востоке, Корейском полуострове,
в Латинской Америке, но и соответствующую тесную координацию практических действий. Одним из ее многих примеров стали консультации по борьбе с терроризмом, новый раунд которых прошел в декабре 2018 г. на уровне заместителей глав МИД.
В числе тех аспектов российско-китайского диалога, которые свидетельствуют о высокой степени взаимодоверия, находится сфера обороны и военно-технического сотрудничества (ВТС). В апреле 2018 г. в Москве с визитом находился министр обороны КНР Вэй Фенхэ, а Пекин посетил министр обороны РФ С. Шойгу. Позже состоялись неоднократные встречи других высокопоставленных представителей армий двух стран [Москва и Пекин обсудят безопасность планеты; Российские военные готовы...].
Начало нового этапа оборонного сотрудничества было ознаменовано в сентябре участием в крупнейших российских стратегических учениях «Восток-2018» примерно 3200 китайских военнослужащих, более 900 единиц техники, 30 вертолетов и другой авиатехники.
А месяцем раньше в Челябинске состоялся очередной этап проводимых с середины 2000-х годов (как правило, под эгидой ШОС) совместных маневров «Мирная миссия» [Военное сотрудничество...]. С 2012 г. проводятся совместные учения ВМФ «Морское взаимодействие».
Что касается сферы ВТС, то весной 2019 г. был выполнен подписанный в 2015 г. контракт на поставку в КНР 24 истребителей СУ-35С. До конца 2020 г. будет завершен и контракт на поставку в Китай двух полковых комплектов зенитных систем С-400 «Триумф». КНР продолжала занимать заметное место на российском рынке экспорта вооружений (12 % в 2013—2017 гг.).
Важнейшей составляющей двусторонних отношений является торгово-экономическое взаимодействие, основные особенности которого также достаточно четко проявили себя в течение последних двух лет [Факты и цифры..., 2019].
Китай является крупнейшим торговым партнером РФ с 2010 г. В 2018 г. взаимный товарооборот достиг рекордной отметки — более 108 млрд долл. (данные ФТС России). Главами двух государств поставлена задача по его увеличению до 200 млрд долл. к 2020 г.
Показатели взаимных инвестиций пока значительно отстают от объемов двусторонней торговли и оцениваются в 12—13 млрд долл. При этом капиталовложения Китая в российскую экономику значительно превосходят инвестиции РФ в КНР. По линии Межправко-миссии по инвестиционному сотрудничеству реализуются более 70 приоритетных проектов на сумму свыше 20 млрд долл. Среди них — проекты в сфере топливной и ядерной энергетики, гражданского авиастроения (широкофюзеляжный самолет и тяжелый вертолет), ракетного двигателестроения, спутниковых навигационных систем, сооружения объектов инфраструктуры (завершение строительства в 2019 г. железнодорожного мостового перехода «Нижнеленинское — Тунцзян» и в 2020 г. — автомобильного моста «Благовещенск — Хэйхэ» [Межгосударственные отношения России...].
Россия является для КНР крупнейшим поставщиком нефти (71,5 млн т в 2018 г., то есть 15,5 % импортных потребностей КНР) [Межгосударственные отношения России...]. Стороны совместно участвуют в проекте по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ». Начав работу в декабре 2017 г., это предприятие менее чем за год отгрузило 4 млн т СПГ потребителям в 14 странах мира, включая КНР.
В конце 2019 г. будет пущен в эксплуатацию газопровод «Сила Сибири», который, по планам, обеспечит поставку из РФ в КНР 38 млрд куб. м газа в год. Дан новый импульс проекту поставок газа и по «западному маршруту» («Алтай»). Там речь идет о поставках еще 30 млрд куб. м газа в год [Одна труба хорошо, а две — лучше...].
Другая традиционная статья экспорта в Китай — деловая древесина. Ее поставки из РФ удовлетворяют более 30 % соответствующих импортных потребностей Китая.
Большая работа проводится в рамках созданной в 2017 г. Меж-правкомиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Востока Китая. Согласно статистическим данным, китайские предприятия инвестировали в 28 проектов на Дальнем Востоке около 4 млрд долл. Речь здесь идет о таких сферах, как лесное и сельское хозяйство, стройматериалы, легкая и горнодобывающая промышленность, торговля [Межгосударственные отношения России...].
Активно развиваются российско-китайские связи в области гуманитарного сотрудничества, включая сферы образования, науки и культуры, туризма и спорта. Так, по итогам 2017 г., РФ посетили почти 1,5 млн туристов из КНР.
Достижения и вызовы
Переходя от анализа хронологии событий к обобщениям и выводам, нельзя не увидеть, что за почти два десятилетия XXI в. российско-китайские отношения прошли немалый и плодотворный путь. Создав многоярусный и многопрофильный механизм сотрудничества, стороны в текущем столетии активно продвигали комплекс двусторонних связей по целому ряду важных направлений. Среди достижений взаимодействия можно назвать:
Во-первых, всемерное укрепление взаимного доверия, включая развитие стратегического диалога на высшем и высоком уровне. Все последнее десятилетие встречи в формате «Президент РФ — Председатель КНР», как уже отмечалось, организуются в среднем 4—5 раз в год. С 2001 г. их было проведено уже около ста.
Подсчитано, что к 70-му, юбилейному году дипотношений между КНР и Россией/СССР только с 2013 г. лидеры двух государств встречались порядка 30 раз. Отличительная черта этих встреч — особая атмосфера взаимопонимания и обоюдной поддержки в вопросах обеспечения коренных интересов двух стран, включая защиту суверенитета и укрепление международных позиций РФ и Китая. Фундаментальное значение для становления и укрепления взаимодоверия имело решение пограничного вопроса.
Во-вторых, укрепление и совершенствование практического сотрудничества в торгово-экономической, финансовой, научно-технической и других практических областях. РФ и КНР удалось наладить стабильные торгово-экономические связи: с 2001 г. почти в 10 раз увеличился объем товарооборота, причем с хорошей перспективой на будущее. Сформирован стратегический энергоальянс. Расширяется кооперация в сфере финансов, а также в области инноваций и высоких технологий. Стороны полны решимости продолжить ак-
тивную работу в рамках подписанного в мае 2018 г. в Астане Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Тем самым Китай и Россия намерены всемерно содействовать сопряжению евразийских инициатив обеих стран (ИПП и ЕАЭС соответственно). Это сопряжение может стать прологом к более широкой интеграции в рамках инициированного РФ Большого Евразийского партнерства.
В-третьих, последовательно расширяется сотрудничество по вопросам безопасности, включая противодействие традиционным и новым вызовам. По этому направлению развивается взаимодействие оборонных и силовых ведомств, в том числе в форме проведения консультаций, обмена информацией, организации антитеррористических и иных маневров.
В-четвертых, совершенствуется координация сотрудничества по вопросам глобальной и региональной повестки. Российско-китайское внешнеполитическое взаимодействие стало весомым фактором международной жизни, способствовало продвижению многополярного миропорядка и демократизации международных отношений. В документах двустороннего саммита-2018 поставлена задача «выводить двустороннюю внешнеполитическую координацию и взаимную поддержку на мировой арене на качественно новый уровень» [Россия и Китай продолжат наращивать стратегическое взаимодействие...]. Стороны намерены еще решительнее отстаивать центральную роль ООН на мировой арене, участвовать в формировании архитектуры равной и неделимой безопасности, наращивать координацию в приведенных выше важных международных форматах ^20, БРИКС и т. п.), усиливать при этом практическое взаимодействие в решении актуальных глобальных и региональных проблем, включая урегулирование в «горячих точках».
Нынешняя турбулентность мировой обстановки ставит перед двумя странами новые вызовы, связанные с деструктивным курсом США, одновременно оказывающих давление и на РФ, и на КНР.
В-пятых, последовательно реализуется задача по развитию гуманитарных контактов. Многократно возросли масштабы культурных, образовательных, туристических обменов. В 2016 и 2017 г. прошли,
например, Годы российских и китайских средств массовой информации.
Тем не менее ясно, что уже состоявшиеся достижения и обоюдная решимость и впредь развивать плодотворный диалог не исчерпывают всей повестки взаимодействия: 70-летний юбилей установления дипотношений между нашими странами не проходит исключительно под аккомпанемент победных фанфар. В контактах сторон продолжает наблюдаться определенная «облачность», которую дипломатично называют также «шероховатостями» и «еще не решенными вопросами». Это совершенно нормально и естественно для двух крупных стран, каждая из которых следует принципу независимости и самостоятельности своей политики. Однако это не снимает необходимости четко представлять себе не только возможности, но и вызовы и риски в отношениях двух государств.
Вызовов немало, причем в разных сферах. Чаще речь идет об экономике. Так, по-прежнему настораживает несбалансированность товарной структуры двусторонней торговли, где РФ пока не удается преодолеть сырьевую направленность ее экспорта в Китай, в то время как из КНР Россия стабильно импортирует большой объем продукции машиностроения.
Не удается выйти и на достойный уровень инвестиционного сотрудничества. Здесь недостаточная совместимость кредитно-финансовых и управленческих моделей продолжает служить фактором торможения, так же, как и неудовлетворительный для сторон инвестиционный и административный климат, различные бюрократические проволочки. Это сказывается и на состоянии сотрудничества по объявленному системным сопряжению китайской Инициативы Пояс и Путь (ИПП) с российскими экономическими проектами. Во многом нацеленное на инвестиционное сотрудничество, это сопряжение вынуждено «проходить через горнило» всех перечисленных сложностей «традиционного» двустороннего формата.
Вызовы и риски диалога проявляются и в необходимости поиска взаимоприемлемого соотношения между установкой китайской инициативы на максимальные торговые свободы и задачами интеграции в пределах ЕАЭС, где, например, еще не созрели условия для вхождения Союза в широкие региональные зоны свободной торгов-
ли. Такое несовпадение ориентиров, особенно на фоне продвижения Китаем соблазнительных для отдельных участников ЕАЭС двусторонних форматов, не способствует внутренней консолидации Евразийского союза и способно «подтолкнуть» конкуренцию, прежде всего в Центральной Азии. Рост конкуренции возможен и в связи с неопределенностями в развитии Транссиба, значение которого как главного железнодорожного моста «Восточная Азия — Европа» может снижаться на фоне продвижения Китаем альтернативных маршрутов через Казахстан и другие страны ЦАР и Западной Азии.
Вместе с тем объявленному обеими странами сопряжению ЕАЭС и ИПП разумная альтернатива не просматривается. По возможности купируя вызовы, необходимо максимально использовать связанные с ИПП шансы. Речь, во-первых, речь идет о потенциальном прорыве в давнем вопросе о привлечении китайских инвестиции на российский Дальний Восток (Пекин официально называет региональное сотрудничество на Дальнем Востоке «частью инициативы ИПП») и использовании их на благо подъема важного российского региона. Осторожный оптимизм здесь (как и в двустороннем экономическом формате в целом) внушает декларируемая в год 70-летия установления дипотношений готовность партнеров к инвестированию в инновационные и высокотехнологичные проекты.
Во-вторых, далеко не исчерпан потенциал продуманного и выгодного для РФ встраивания в транзитные железнодорожные и автомобильные коридоры, которые Китай намерен развивать для транспортировки грузов в Европу и обратно. Кроме того, с точки зрения системного ухода от рисков, шагом в правильном направлении, безусловно, является выдвижение Россией концепции Большой Евразии (Большое евразийское партнерство). Важно, что общее одобрение этой концепции китайскими партнерами, как уже отмечалось, зафиксировано в официальных российско-китайских документах.
Продолжая разговор о «шумах» в отношениях, нельзя не сказать о тех из них, которые унаследованы от непростого прошлого. «На плаву» в РФ остается тезис о «желтой опасности», которая «грозит» сибирским лесам и байкальским водам. А в Китае нередко напоминают о себе реликтовые обиды по поводу «захвата китайских территорий царской Россией». Часто это объясняется все еще недостаточ-
ным знанием друг друга, а также провокационной политикой третьих сил, зачастую намеренно нагнетающих в отношениях РФ и КНР всякого рода фобии.
Наконец, вряд ли возможно достижение предела взаимодоверия, в том числе стратегического, где, похоже, всегда будет иметься «пространство для дальнейшей работы». Речь, прежде всего, идет о сохраняющемся значении пристального мониторинга ситуации в треугольнике «РФ—КНР—США». Глубокий кризис в отношениях РФ и США объективно расширяет маневр Китая, ибо потребность в сотрудничестве с ним растет у двух других «углов» «треугольника». Хотя с усилением напряженности по китайско-американской линии (торговые войны) расширяется и встречная заинтересованность Пекина в связях с Москвой. Поэтому для РФ особо актуальной задачей становится верная оценка динамики соотношения тенденций конкуренции и сотрудничества в нынешних сложных отношениях Китая и США.
Интересам России отвечает проведение деликатной, но настойчивой и последовательной линии на дальнейшее развитие всесторонних связей с КНР в рамках формулы всеобъемлющего стратегического партнерства и гибкий «уход» от антикитайских настроений. Вместе с тем стратегически важно, чтобы эту безусловную линию РФ проводила, параллельно предпринимая необходимые попытки по налаживанию равноправного диалога с США, хотя на фоне продолжающегося ужесточения антироссийских санкций эта задача видится крайне трудной и не сулит скорого успеха. Тем не менее очевидно, что такой универсальный подход является для России наиболее предпочтительным вариантом самопозиционирования в подобного рода внешнеполитических конфигурациях, поскольку развитие связей с обоими партнерами — это еще и «страховка» для РФ от гипотетического риска оказаться «на обочине» каких-либо китайско-американских проектов вроде предположительной реанимации идеи <^-2». Более того, именно такой подход укладывается в представление, что для России, как евро-тихоокеанской державы, вопросом экзистен-ционального характера является проведение реально диверсифицированной политики. Политики, где и западный, и восточный векторы имели бы равновеликое и самоценное значение.
Немаловажно осознание и Россией, и Китаем того, что все еще существующие трудности в принципе не могут умалить значение диалога сторон. Вызовы не должны драматизироваться, они могут планомерно преодолеваться во имя добрососедства и на благо развития двух стран. Очевидно, что для России в ее конструктивных связях с самой динамично развивающейся экономикой мира, государством, продолжающим неуклонно набирать политический вес, содержится возможность укрепления ее международных позиций, столь важного в непростое для РФ «санкционное» время.
Библиографический список
Аналитическая справка и статистические данные по внешней торговле России и Китая в 2018 г. // Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ. URL: http://www.ved.gov.ru/files/images/2018%2002%2013.docx (дата обращения: 19.04.2019).
В. Путин встретился с Ван И // Информационный портал Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/catalog/persons/351/events/57696 (дата обращения: 18.04.2019).
В. Путин встретился с Ван И. 06.04.2018 // Информационный портал агентства Синьхуа. URL: http://russian.news.cn/2018-04/06/c_137090872.htm (дата обращения: 18.04.2019).
Ван И. В 2019 г. китайско-российские отношения непременно возьмут новую высоту и станут еще лучше. 02.02.2019 // Жэньминь жибао. URL: http://russi an.people.com.cn/n3/2019/0202/c31521-9543724.html (дата обращения: 19.04.2019).
Ван И. Сплоченность Китая и России даст больше гарантии мира, безопасности и стабильности. 08.03.2019 // Жэньминь жибао. URL: http://russian. people.com.cn/n3/2019/0308/c31521-9553984.html (дата обращения: 19.04.2019).
Военное сотрудничество свидетельствует о близости отношений между Китаем и Россией. 20.09.2018 // Китайский информационный интернет-центр. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2018-09/20/content_63675640.htm (дата обращения: 19.04.2019).
Встреча Си Цзиньпина с В. Путиным во Вьетнаме свидетельствует о достигнутом высоком уровне двусторонних отношений — эксперты. 12.11.2017 // Информационный портал агентства Синьхуа. URL: http://russian.news.cn/2017-11/ 12/c_136746771.htm (дата обращения: 18.04.2019).
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой 16 июня 2001 года // Сборник
российско-китайских документов. 1999—2007 гг. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. С. 143—151.
Документы, подписанные по завершении 23-й регулярной встречи глав правительств России и КНР. 07.11.2018 // Информационный портал Правительства РФ. URL: http://government.ru/news/34600/ (дата обращения: 19.04.2019).
Документы, подписанные по итогам официального визита Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина в Российскую Федерацию. 4 июля 2017 года // Информационный портал Президента РФ. URL: http:// kremlin.ru/supplement/5217 (дата обращения: 18.04.2019).
Китай выступает против санкций США и Запада в отношении России. 1 сентября 2014 г. // Информационный портал РИА Новости. URL: http://ria.ru/ economy/20140901/1022298306.html (дата обращения: 18.04.2019).
Межгосударственные отношения России и Китая. 30.11.2018 // Информационный портал РИА Новости. URL: https://ria.ru/spravka/20181130/1533679097. html?inj=1 (дата обращения: 19.04.2019).
Москва и Пекин обсудят безопасность планеты. 6 апреля 2018 г. // Независимая газета. URL: http://nvo.ng.ru/nvoevents/2018-04-06/2_991_moscow.html (дата обращения: 19.04.2019).
Нефтепровод «Сковородино—Мохэ» // Информационный портал компании «Траснефть». URL: https://www.transneft.ru/about/projects/realized/nefteprovo d-skovorodino-mohe/ (дата обращения: 18.04.2019).
Одна труба хорошо, а две — лучше. Москва и Пекин ударили по рукам. 17.09.2019 // Информационный портал РИА Новости. URL: https://ria.ru/econo my/20180917/1528586622.html (дата обращения: 19.04.2019).
Пресс-конференция по итогам российско-китайских переговоров. 16 июня 2011 года // Информационный портал Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/ events/president/transcripts/11594 (дата обращения: 18.04.2019).
Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 28.02.2012.
Российские военные готовы углублять сотрудничество с китайской армией. 03.07.2018 // Информационный портал РИА Новости. URL: https://ria.ru/defen se_safety/20180703/1523822654.html (дата обращения: 19.04. 2019).
Российско-китайские переговоры. 20 мая 2014 года, Шанхай // Информационный портал Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 17725 (дата обращения: 18.04.2019).
Российско-китайские переговоры. 23 марта 2013 г. // Информационный портал Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/catalog/persons/351/events/17725 (дата обращения: 18.04.2019).
Россия и Китай продолжат наращивать стратегическое взаимодействие // Информационный портал РИА Новости. URL: https://ria.ru/20180608/1522343 165.html (дата обращения: 22.01.2019).
Си Цзиньпин и Путин встретились на полях саммита G20. 01.12.2018 // Информационный портал Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/pre sident/news/59279 (дата обращения: 19.04.2019).
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики. 25 июня 2016 года // Информационный портал Президента РФ. URL: http://www.kremlin.rU/supplement/5100http://www.kremlin.ru/supplement/5100 (дата обращения: 18.04.2019).
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества. 8 мая 2015 года // Информационный портал Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/supplement/ 49694971 (дата обращения: 18.04.2019).
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении российско-китайских отношений всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия. 5 июня 2012 г. // Информационный портал Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/supplement/1230 (дата обращения: 18.04.2019).
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. 8 мая 2015 г. // Информационный портал Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/supplement/4971 (дата обращения: 18.04.2019).
Уянаев С.В. Россия—Индия—Китай: в контурах нового миропорядка. М.: ИД «ФОРУМ», 2019. 322 с.
Уянаев С.В. РФ—КНР: куда подталкивает ветер с майдана // Независимая газета. 28.04.2014. URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2014-04-28/9_ru_cn.html (дата обращения: 18.04.2019).
Факты и цифры: китайско-российские отношения на пути ускоренного развития. 13.09.2018 // Информационный портал агентства Синьхуа. URL: http:// russian.news.cn/2018-09/12/c_137463418.htm (дата обращения: 19.04.2019).
Remarks by H.E. Wang Yi State Councilor and Minister of Foreign Affairs at the MFA 2019 New Year Reception. 2019/01/31 // Site of the Foreign Ministry of the PRC. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjb_663304/wjbz_663308/2461_663310/t1 634534.shtml (accessed: 19.04.2019).
References
Analiticheskaya spravka i statisticheskie danniye po vneshnei torgovle Rossii i Kitaya v 2018 g. (2018) [Analytical reference and statistical data on foreign trade of Russia and China in 2018], Foreign Economic Information Portal of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: http://www.ved.gov.ru/files/ images/2018%2002%2013.docx (accessed: 19 April, 2019). (In Russian).
Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu Rossiyskoy Federatsiyey i Kitayskoy Narodnoy Respublikoy ot 16 iyulya 2001 goda (2001) [Treaty of Good Neighborhood, Friendship and Cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China, 16 July, 2001], Collection of Russian-Chinese documents. 1999—2007. M.: OLMA Media Group, 2007: 143—151. (In Russian).
Dokumenty, podpisannyye po itogam ofitsial'nogo vizita Predsedatelya Kitayskoy Narodnoy Respubliki Si TSzin'pina v Rossiyskuyu Federatsiyu 04 iyulia 2017 goda (2017) [Documents signed following the official visit of the President of the People's Republic of China Xi Jinping to the Russian Federation. 06/04/2017], Information portal of the President of the Russian Federation. URL: http://kremlin.ru/supplement/5217 (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
Dokumenty, podpisannyye po zavershenii 23-y regulyarnoy vstrechi glav pravitel'stv Rossii i KNR. 07.11.2018 (2018). [Documents signed at the end of the 23rd regular meeting of the heads of government of Russia and China. 2018/11/07/], Information portal of the Government of the Russian Federation. URL: http://govern ment.ru/news/34600/ (accessed: 19 April, 2019). (In Russian).
Fakty i tsifry: kitaysko-rossiyskiye otnosheniya na puti uskorennogo razvitiya. 13.09.2018. (2018) [Facts and figures: Sino-Russian relations on the road to accelerated development. 13.09.2018], Xinhua News Agency Information Portal. URL: http://russi an.news.cn/2018-09/12/c_137463418.htm (accessed: 19 April, 2019). (In Russian).
Kitay vystupayet protiv sanktsiy SSHA i Zapada v otnoshenii Rossii. 1 sentyabrya 2014 g. (2014) [China opposes US and Western sanctions against Russia. September 1, 2014], Information Portal of the RIA Novosti Agency. URL: http://ria.ru/economy/20140 901/1022298306.html (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
Mezhgosudarstvennyye otnosheniya Rossii i Kitaya30.11.2018 (2018) [Interstate relations of Russia and China. 11/30/2018], Information Portal of the RIA Novosti Agency. URL: https://ria.ru/spravka/20181130/1533679097.html?inj=1 (accessed: 19 April, 2019). (In Russian).
Moskva i Pekin obsudyat bezopasnost' planety. 6 aprelya 2018 g. (2018) [Moscow and Beijing will discuss the security of the planet. April 6, 2018], Nezavisimaya Gazeta [Independent Gazette]. URL: http://nvo.ng.ru/nvoevents/2018-04-06/2_991_moscow. html (accessed: 19 April, 2019). (In Russian).
Nefteprovod «Skovorodino — Mohe» (2019) [Skovorodino-Mokhe oil pipeline], Transforft company information portal. URL: https://www.transneft.ru/about/projects/ realized/nefteprovod-skovorodino-mohe (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
Odna truba khorosho, a dve — luchshe. Moskva i Pekin udarili po rukam 17/09/ 2019 (2019) [One pipe is good, but two is better. Moscow and Beijing shook hands. 09/ 17/2019], Information Portal of the RIA Novosti Agency. URL: https://ria.ru/economy/ 20180917/1528586622.html (accessed: 19 April, 2019). (In Russian).
Press-konferentsiya po itogam rossiysko-kitayskikh peregovorov. 16 iyunya 2011 goda (2011) [Press conference following Russian-Chinese talks. June 16, 2011], Information portal of the President of the Russian Federation. URL: http://kremlin.ru/ events/president/transcripts/11594 (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
Putin, V.V. (2012). Rossiya i menyayushchiysya mir [Putin V.V. Russia and the changing world], Moskovskiye novosti [Moscow news], February 28. (In Russian).
Remarks by H.E. Wang Yi State Councilor and Minister of Foreign Affairs at the MFA 2019 New Year Reception. 2019/01/31, Site of the Foreign Ministry of the PRC. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjb_663304/wjbz_663308/2461_663310/t1 634534.shtml (accessed: 19 April, 2019).
Rossiya i Kitajprodolzhat narashchivat' strategicheskoe vzaimodejstvie [Russia and China will continue to increase strategic cooperation], Information Portal of the RIA Novosti Agency. URL: https://ria.ru/20180608/1522343165.html (accessed: 22 January, 2019). (In Russian).
Rossiyskiye voyennyye gotovy uglublyat' sotrudnichestvo s kitayskoy armiyey. 03.07.2018 (2018) [The Russian military is ready to deepen cooperation with the Chinese army. 07/03/2018], Information Portal of the RIA Novosti Agency. URL: https://ria. ru/defense_safety/20180703/1523822654.html (accessed: 19 April, 2019). (In Russian).
Rossiysko-kitayskiye peregovory 20 maya 2014 goda, Shankhay (2014) [Russian-Chinese negotiations. May 20, 2014, Shanghai], Information portal of the President of the Russian Federation. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 17725 (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
Rossiysko-kitayskiye peregovory 23 marta 2013 g. (2013) [Russian-Chinese negotiations. March 23, 2013], Information portal of the President of the Russian Federation. URL: http://kremlin.ru/catalog/persons/351/events/17725 (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
Sovmestnoye zayavleniye Rossiyskoy Federatsii i Kitayskoy Narodnoy Respubliki. 25 iyunya 2016 goda (2016) [Joint Statement of the Russian Federation and the People's Republic of China. June 25, 2016], Information portal of the President of the Russian Federation. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5100http://www.kremlin.ru/sup plement/5100 (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
Sovmestnoye zayavleniye Rossiyskoy Federatsii i Kitayskoy Narodnoy Respubliki
0 dal'neyshem uglublenii rossiysko-kitayskikh otnosheniy vseob'yemlyushchego ravnopravnogo doveritel'nogo partnerstva i strategicheskogo vzaimodeystviya 5 iyunya 2012 goda (2012) [A joint statement of the Russian Federation and the People's Republic of China on the further deepening of Russian-Chinese relations of a comprehensive, equitable, trusting partnership and strategic interaction. June 5, 2012], Information portal of the President of the Russian Federation. URL: http://kremlin.ru/ supplement/1230 (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
Sovmestnoye zayavleniye Rossiyskoy Federatsii i Kitayskoy Narodnoy Respubliki o sotrudnichestve po sopryazheniyu stroitel'stva Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i Ekonomicheskogo poyasa Shelkovogo puti 8 maya 2015 goda (2015) [A joint statement of the Russian Federation and the People's Republic of China on cooperation in the conjunction of the construction of the Eurasian Economic Union and the Silk Road Economic Belt. May 8, 2015], Information portal of the President of the Russian Federation. URL: http://kremlin.ru/supplement/4971 (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
Sovmestnoye zayavleniye Rossiyskoy Federatsii i Kitayskoy Narodnoy Respubliki ob uglublenii vseob'yemlyushchego partnerstva i strategicheskogo vzaimodeystviya i o prodvizhenii vzaimovygodnogo sotrudnichestva. May 8, 2015 (2015) [A joint statement of the Russian Federation and the People's Republic of China on deepening a comprehensive partnership and strategic interaction and promoting mutually beneficial cooperation. May 8, 2015], Information portal of the President of the Russian Federation. URL: http://kremlin.ru/supplement/49694971 (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
Uyanayev, S.V. (2014). RF-KNR: Kudapodtalkivayet veter s maydana [RF-PRC: Where the wind is pushing from the Maidan], Nezavisimaya Gazeta [Independent Gazette], 04/28/2014. URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2014-04-28/9_ru_cn.html (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
Uyanayev, S.V. (2019). Rossiya—Indiya—Kitay: v konturakh novogo miropo-ryadka. [Russia—India—China: in the contours of the new world order]. M.: «FORUM» PH, 2019. 322 p. (In Russian).
V. Putin vstretilsya s Wang Yi (2018) [V.Putin met with Wang Yi], Information portal of the President of the Russian Federation. URL: http://kremlin.ru/catalog/ persons/351/events/57696 (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
V. Putin vstretilsya s Wang Yi. 06.04.2018 (2018) [V.Putin met with Wang Yi. 04/ 06/2018], Xinhua News Agency Information Portal. URL: http://russian.news.cn/2018 -04/06/c_137090872.htm (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
Voyennoye sotrudnichestvo svidetel'stvuyet o blizosti otnosheniy mezhdu Kitayem
1 Rossiyey. 20.09.2018 (2018) [Voyennoye sotrudnichestvo svidetel'stvuyet o blizosti otnosheniy mezhdu Kitayem i Rossiyey. 09/20/2018], Chinese Internet Information
Center. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2018-09/20/content_63675640. htm (accessed: 19 April, 2019). (In Russian).
Vstrecha Si Jinpina s V. Putinym vo Vyetname svidetel'stvuyet o dostignutom vysokom urovne dvustoronnikh otnosheniy — eksperty. 12.11.2017 (2017) [The meeting of Xi Jinping with V. Putin in Vietnam testifies the achieved high level of bilateral relations — experts.12.11.2017], Xinhua news Agency Information Portal. URL: http:// russian.news.cn/2017-11/12/c_136746771.htm (accessed: 18 April, 2019). (In Russian).
Wang Yi (2019). Splochennost' Kitaya i Rossii dast bol'she garantii mira, bezopasnosti i stabil'nosti.08.03.2019 [The cohesion of China and Russia will give more guarantees of peace, security and stability. 03/08/2019], Renmin Ribao [People's Daily]. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2019/0308/c31521-9553984.html (accessed: 19 April, 2019). (In Russian).
Wang Yi (2019).V 2019 godu kitaysko-rossiyskiye otnosheniya nepremenno voz'mut novuyu vysotu i stanut yeshche luchshe [In 2019, Sino-Russian relations will certainly take a new height and become even better. 02/02/2019], Renmin Ribao [People's Daily]. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2019/0202/c31521-9543724. html (accessed: 19 April, 2019). (In Russian).
Xi Jinping i Putin vstretilis' napolyakh sammita G20. 01.12.2018 (2018) [Xi Jinping and Putin met on the margins of the G20 summit 12/01/2018], Information portal of the President of the Russian Federation. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/59279 (accessed: 19 April, 2019). (In Russian).