УДК 327 ББК 66.4(0),30
Л.Х.З. Динь
Всеобъемлющее стратегическое партнерство России и Вьетнама как фактор формирования
«Большой Евразии»
В статье рассмотрена российская внешнеполитическая доктрина «Большой Евразии» в условиях нестабильности международной жизни. Анализируется роль всеобъемлющего стратегического партнерства России и Вьетнама как важного фактора формирования единого экономического пространства треугольника ЕАЭС - ШОС - АСЕАН.
Ключевые слова: внешняя политика, Большая Евразия, Россия, ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, всеобъемлющее стратегическое партнерство, российско-вьетнамские отношения.
На фоне нарастания международной нестабильности появляется новая российская внешнеполитическая доктрина «Большая Евразия», целью которой является наращивание многостороннего сотрудничества РФ с государствами на евразийском пространстве. Всеобъемлющее стратегическое партнерство между Россией и Вьетнамом считается важным фактором продвижения процесса создания «Большой Евразии» как второго полюса современного мира, а также формирования стратегического партнерства Россия - АСЕАН. На сегодняшний день Вьетнам является одним из крупнейших торговых партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, товарооборот РФ - СРВ достиг 4 млрд долл. США в 2016 г. Важно проанализировать, в какой мере это обусловлено сотрудничеством Москвы и Ханоя именно в формате всеобъемлющего стратегического партнерства.
Большая Евразия как географический проект РФ
В начале XXI в. правительство России уже работало над усилением восточного вектора российского внешнеполитического курса с сохранением тесных отношений со странами западной
© Динь Л.Х.З., 2018
цивилизации. Однако европоцентричная нацеленность российских "think-tanks" не давала максимальный политический толчок для сотрудничества с азиатскими государствами в полной мере.
Только после 2014 г., когда Россия столкнулась с внешним давлением и санкциями Запада, руководство страны вновь обратило внимание на Восточный вектор направления. В новых условиях международной жизни это стало стратегическим выбором Кремля. Концепция внешней политики, утвержденная Президентом РФ в 2016 г., указывает на то, что Россия рассматривает активизацию отношений с государствами АТР как стратегически важное направление своей внешней политики.
Целью поворота России к этому динамично развивающемуся геополитическому региону является использование максимальных его возможностей при реализации программ социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока как важного импульса для процветания всей страны. Трудно не признать тот факт, что наименее отсталый регион России - Дальний Восток, имеющий огромный производственный потенциал и природные ресурсы, граничит с регионом самой энергичной экономической интеграции в мире - АТР.
Приоритетная государственная задача - усиление процесса «интеграции интеграций» через евразийское пространство и укрепление позиции России как великой державы в трансформирующейся мировой системе. Безусловно, первый шаг России всегда начинается с СНГ, являющегося традиционным российским геополитическим регионом влияния. В 2015 г. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был создан с участием пяти государств - Белоруссии, Казахстана, России, Армении и Киргизстана. В настоящий момент это самое крупное и глубоко-интеграционное объединение на постсоветском пространстве. С активной поддержкой Москвы экономики этих стран начинают работать по единым законам. Снятие барьеров на пути движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы должно дать преимущество расширяющемуся рынку.
При повороте на Восток Россия, как и другие страны - участники ЕАЭС, еще может извлечь свою выгоду от стремления Китая на Запад, и это логично. Китайская инициатива «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) нацелена на направление транспортных потоков на Запад, с целью укрепить свои транзитные позиции, а также позиции ЕАЭС на сухопутных путях перевозки грузов между Европой и АТР. Россия должна в полной мере использовать весь этот потенциал для создания разветвленной транспортно-логисти-ческой сети, имеющей жизненное значение для подъема отсталых территорий Зауралья.
Стоит сказать, что взаимозависимость РФ и КНР постоянно усиливается. В контексте усиления конфронтации с Западом, китаист А. Габуев считает, что «Китай будет гораздо нужнее России, чем наоборот»1. Однако Москва не хочет стать «младшим братом» Пекина, а хочет быть одним из влиятельных центров современного мира в целом и АТР в частности. Чтобы избежать соперничества в Центральной Азии, Россия и Китай до сих пор ведут переговоры о
Младший брат или старшая сестра? [Электронный ресурс] // Ведомости. 2016, 27 июня. URL: https:// www.vedomosti.ru/opinion/ articles/2016/06/28/647005-mladshii-brat (дата обращения: 01.10.2017).
совмещении ЭПШП и ЕАЭС. Кроме того, Кремль работает над возможностью углубления сотрудничества с Индией, Японией, Южной Кореей и странами АСЕАН. Несомненно, России нужна новая форма региональной интеграции.
В 2016 г. на Петербургском международном экономическом форуме российский президент В.В. Путин выдвинул предложение о сопряжении ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, которое, он надеется, способно стать основой для формирования большого евразийского партнерства или Большой Евразии2. Этот мегапроект находится в тренде современного мира и является открытым для всех партнеров, в том числе для Европы.
Формирование Большой Евразии позволит реализовать уникальный шанс - создать единое пространство сотрудничества от Атлантики до Тихого океана в горизонтальном измерении, и от Санкт-Петербурга до Сингапура - в меридиональном как один полюс мирового порядка. Будущее Большой Евразии «должно изменить политический и экономический ландшафт континента, принести Евразии мир, стабильность, процветание, принципиально новое качество жизни»3.
Таким образом, с доктриной Большой Евразии Российская Федерация стремится не только поддерживать равноправные отношения с Европой и в какой-то мере с Китаем, но и позиционировать себя как ядро «интеграции интеграций» на евразийском пространстве, и при этом играть роль жизненно важного моста между Европой и динамично развивающимся АТР. То есть Москва продолжает играть историческую роль «Хартленда», только не с помощью оружия, но экономического сотрудничества.
Евразийский вектор сотрудничества России и АСЕАН
Россия стала полноправным партнером по диалогу АСЕАН с 1996 г., но в течение следующих нескольких лет большинство проектов сотрудничества, согласованных с АСЕАН, оказались лишь декларациями без последующей реализации. Интерес Кремля к этому региону был непостоянным. Ситуация изменилась только когда российская элита начала новую внешнюю политику с более диверсифицированным подходом. Москва понимала необходимость укрепления связей с мощными игроками в АТР, таких как АСЕАН.
В настоящее время Ассоциация стран ЮВА, в которой проживают 635 млн человек, их совокупный ВВП - 2.57 трлн долл., внешнеторговый оборот - 2.2 трлн долл., является одной из крупнейших региональных организаций. Очевидно, она имеет огромный потенциал сотрудничества. Вокруг «десятки» концентрируется ряд многосторонних региональных механизмов и структур, осуществляющих взаимодействие в сфере безопасности, экономического сотрудничества и либерализации торговых режимов в АТР, таких как Восточноазиатский саммит (БЛ8), Региональный форум АСЕАН по безопасности (ЛИБ), Встреча министров обороны АСЕАН и пар-
Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/52178 (дата обращения: 01.10.2017). Международный форум «Один пояс, один путь» [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/54491 (дата обращения: 01.10.2017).
2
3
тнеров по диалогу (АБММ+). Эти «асеаноцентричные» форматы получают поддержку российского правительства.
В условиях кризиса евроатлантической модели глобализации странам АСЕАН нужна новая модель развития. Такой проект, как Транстихоокеанское партнерство (ТТП), в котором участвуют только четыре страны АСЕАН, не поддерживает единство внутри АСЕАН по вопросам, связанным с экономическим сотрудничеством. А платформа Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП), которая рассматривается как проки-тайская организация в противовес США4, только создает больше трудностей для АСЕАН, их интересов в многостороннем сотрудничестве. Страны ЮВА считают, что «будущее региональной безопасности не может зависеть от двух великих держав»5. Соответственно, присутствие России в управлении безопасностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе приведет к разделению концентрации власти в регионе. Чем более крупные державы задействованы, тем труднее для одной страны добиваться соблюдения своих национальных интересов.
Во время исторического саммита 2016 г. в Сочи Президент РФ В.В. Путин поделился с лидерами стран ЮВА идеей развития отношений между государствами в новом формате евразийского экономического партнерства на основе треугольника ЕАЭС - ШОС -АСЕАН6. Идея формирования единого пространства стала привлекательной для правительств стран - членов АСЕАН.
План партнерства по линии ЕАЭС - ШОС - АСЕАН показывает тренд развития мира «XXI век - век Азии». Поворот России на Восток с созданием Евразийского экономического союза, устремленность Китая на Запад с инициативой ЭПШП, формирование Сообщества АСЕАН с развивающимся потенциальным рынком, все это дает возможность выработать совместную взаимовыгодную повестку сотрудничества. Евразийское экономическое партнерство сосредоточилось на «вопросах защиты капиталовложений, оптимизации процедур движения товаров через границы, совместной выработки технических стандартов для продукции следующего технологического поколения, на взаимном открытии доступа на рынки услуг и капиталов»7. Пока это трудоемкий сложный процесс. По итогам сочинского саммита В.В. Путин резюмировал, что «нужно объединять усилия интеграционных объединений, во всяком случае, по тем направлениям, где это возможно, для того, чтобы устранить дублирование, параллельную работу - и в целом создавать более благоприятные условия развития бизнеса»8.
Согласно данным Федеральной таможенной службы РФ на 2015 г., совокупный товарооборот России и государств АСЕАН составил 13.7 млрд долл., увеличившись более чем в три раза по сравнению с показателями 2005 г.9 Однако эта цифра «не отвечает имеющемуся потенциалу и нынешнему уровню инвестиционного взаимодействия»10. Либерализация торговли в рамках формирования единого евразийского экономического пространства по формуле ЕАЭС - ШОС - АСЕАН предполагает увеличение взаимного товарооборота.
4 Kanaev E.A. Russia and ASEAN in Eurasia: Value-Added for Russia-ROK Cooperation [Электронный ресурс] // Studies in Comprehensive Regional Strategies Collected Papers (International Edition). Seul: Korea Institute for International Economic Policy, 2016. P. 287-332. URL: https:// publications.hse.ru/mirror/ pub s/share//direct/207481972 (дата обращения: 02.10.2017).
5 ASEAN and Russia: Creating a New Security Architecture [Электронный ресурс] // The Diplomat. URL: https:// thediplomat.com/2016/06/ asean-and-russia-creating-a-new-security-architecture/ (дата обращения: 02.10.2017).
6 Пресс-конференция по итогам саммита Россия - АСЕАН [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/51954 (дата обращения: 02.10.2017).
7 Путин выступил за создание экономического партнерства стран ЕАЭС, ШОС и АСЕАН [Электронный ресурс] // ТАСС. 2015, 3 окт. URL: http://tass.ru/ ekonomika/2495153 (дата обращения: 02.10.2017).
8 Путин: все члены АСЕАН единогласно высказались за интеграцию с ШОС [Электронный ресурс] // РИА-новости. 20.05.2016. URL: https://ria.ru/economy/ 20160520/1437062151. html (дата обращения: 02.10.2017).
9 Россия и АСЕАН: главные тезисы двухдневного диалога [Электронный ресурс] // ТАСС. 2016, 20 мая. URL: http://tass.ru/ ekonomika/3301849 (дата обращения: 03.10.2017).
10 Там же.
Всеобъемлющее стратегическое партнерство РФ - СРВ
На майском саммите 2016 г. Россия - АСЕАН министры стран договорились о возможности создания зоны свободной торговли между двумя организациями. В действительности «у России не было позитивной истории отношений с большинством стран ЮВА, поэтому сегодня у нее отсутствует развитая партнерская сеть в регионе»11. В настоящее время Вьетнам является единственным государством из десятка стран АСЕАН, подписавшим соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС. Все это благодаря близким позициям России - Вьетнама, отношения которых носят характер всеобъемлющего стратегического партнерства.
На фоне нарастания проблем в отношениях РФ с Западом «разворот России в Азию» не сможет полностью состояться без содействия СРВ. Вьетнам - влиятельный региональный игрок с независимой внешней политикой и растущим влиянием в АСЕАН. Со своей стороны, СРВ нуждается в поддержке и содействии РФ при выстраивании отношений с другими крупными игроками АТР, в частности КНР.
В настоящий момент Вьетнам является крупнейшим торговым партнером России среди стран АСЕАН. Оборот российско-вьетнамской торговли оставался на высоком уровне. В 2016 г. товарооборот России с Вьетнамом составил 3,8 млрд долл. США, уменьшившись лишь незначительно (1,4%) по сравнению с предыдущим годом12. Это не предел, так как экономическое сотрудничество между двумя странами не вышло на максимум своих возможностей. Большинство существующих эффективных совместных проектов Москвы и Ханоя пока только находится в области энергетики.
Руководители РФ и СРВ стремятся повысить масштабы и качество торгово-экономических обменов. Интенсификация диалога торгово-экономической тематики с динамично развивающейся экономикой Вьетнама дает России дополнительные возможности в реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Ярким примером является инвестиционный проект вьетнамской компании TH True Milk, намеренный вложить в российскую молочную сферу 2,7 млрд долл., 65% средств из которых достанутся Дальнему Востоку.
Вьетнам, таким образом, служит мостом между Россией и странами Юго-Восточной Азии, а его успешное партнерство с Москвой может побудить другие асеановские страны последовать их примеру. Безусловно, посредством развития взаимодействия с СРВ расширяются возможности РФ инвестировать в экономики других стран - членов АСЕАН с позитивным многогранным эффектом для российско-вьетнамских отношений. Укрепление такого сотрудничества является одним из ключевых факторов обеспечения мира, безопасности и устойчивого развития Азиатско-Тихоокеанского и евразийского регионов.
11 Цветов А. Россия и АСЕАН: поиски экономической синергии и политического единомыслия [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. URL: http:// carnegieendowment.org/ files/Article_Tzvetov_Russ. pdf (дата обращения: 03.10.2017).
12 Торговля между Россией и Вьетнамом в 2016 г. [Электронный ресурс] // Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-02/torgovlya-mezhdu-ro ssiey-i-vetnam om-v-2016-g/ (дата обращения: 03.10.2017).
Исходя из этого, можем сделать следующие выводы: Большая Евразия - это мегапроект, объединяющий интересы стран ЕАЭС - ШОС - АСЕАН, который требует большого количества ресурсов и политической воли. В настоящей стадии сотрудничество России - АСЕАН пока не соответствует тому потенциалу, который оно может иметь. И здесь очень нужен процесс либерализации торгово-экономических связей между РФ и странами ЮВА. Близки позиции Москвы и Ханоя, отношения которых затрагивают все стратегические сферы и играют важную роль в формировании отношений стратегического партнерства России - АСЕАН в частности и в создании Большой Евразии в целом.