БРИКС как инструмент «мягкой силы», культивирующий иммунитет к «гибридным войнам»
НИКИТЕНКО ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ,
старший научный сотрудник лаборатории НИЦ Военного института (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, кандидат военных наук, доцент
Аннотация: Статья посвящена наиболее актуальным вопросам сотрудничества стран БРИКС. Рассмотрены правовые аспекты взаимодействия государств объединения в условиях обострения современной системы международных отношений и совместного реагирования на проявления «гибридных действий». Подчеркнуто, что Группа БРИКС формировалась на основе свободного объединения крупных государств мира с развивающимися рынками, определяющими себя как государства, влияющие на мировые политические и экономические процессы. Изначально страны БРИКС имели целью создание самостоятельного экономического и, возможно, политического центра силы, альтернативного западному, стремясь инструментами «мягкой силы» противодействовать «гибридным войнам» и иным современным угрозам глобального характера.
Ключевые слова: международные отношения, вызовы и угрозы безопасности, национальная и международная безопасность, коллективное сотрудничество, мягкая сила, гибридные действия, гибридные войны
BRICS as a tool of "soft power", cultivating immunity to "hybrid wars"
NIKITENKO VALERY IVANOVICH,
Senior Researcher, Laboratory SIC Military Institute (National Defense Directorate) Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Candidate of Military Sciences, Associate Professor
Abstract: The article is devoted to the most pressing issues of cooperation of the BRICS countries. The article discusses the legal aspects of the interaction of the states of association in the context of the exacerbation of the modern system of international relations and joint response to manifestations of "hybrid actions". It was emphasized that the BRICS Group was formed on the basis of the free association of large states of the world with emerging markets that define themselves as states that influence world political and economic processes. Initially, the BRICS countries aimed at creating an independent economic and, possibly, political center of power, alternative to the Western, trying to counteract the "hybrid wars" and other modern threats of a global nature with the tools of "soft power".
Key words: international relations, security challenges and threats, national and international security, collective cooperation, soft power, hybrid actions, hybrid wars
Политико-правовые основы сотрудничества стран — членов БРИКС
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена динамичным и многовекторным развитием международного сотрудничества государств разных частей планеты, что приводит к усложнению архитектуры традиционных международных политических отношений, обострению старых и появлению новых глобальных проблем человечества (рис. 1).
Масштабность глобальных проблем, обусловленных новыми вызовами и угрозами на международном уровне, является трудно сопоставимой с потенциальной возможностью их разрешения даже крупными и развитыми государствами.
На международном уровне возникает понимание того, что национальная, региональная и международная безопасность нуждается в объединении союзнических усилий большинства стран мира на основе двусторонних и многосто-
ронних договоров о сотрудничестве и коллективном взаимодействии.
Таким перспективным направлением коллективного сотрудничества стало интеграционное взаимодействие государств разных регионов мира и даже континентов посредством многовекторного партнерства в формате международных организаций и объединений, таких как АСЕАН, СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС и др. (рис. 2).
Все без исключения объединения и их участники ориентированы на сохранение безопасности и национальной идентичности, взаимовыгодное сотрудничество и добрососедство, стабильность и процветание своих народов, а также демонстрируют приверженность к формированию равной для всех и одинаково справедливой системы миропорядка.
Американоцентричная однополярность
Стремление любой ценой удержать позиции глобального гегемона
Милитаризация космоса
Навязывание новой гонки вооружений
Модернизация тактического ядерного оружия
Управляемый хаос
Разрушение архитектуры миропорядка и международной безопасности
Глобальные проблемы человечества
Нехватка питьевой воды
Пандемии Голод
Экологические катастрофы
Вызовы и угрозы современности
Гибридные действия (войны)
«Мягкая сила»
«Смарт сила»
Преступность в сфере информационно-коммуникационных технологий
Международный терроризм
Наркоторговля
Киберпреступность
Рис. 1. Глобальные проблемы человечества
Рис. 2. Мировые интеграционные процессы
Важная роль в формировании новых участников полицентричной системы миропорядка отводится сотрудничеству государств в формате объединения БРИКС, созданного в 2006 г. по инициативе Российской Федерации и объединившего страны и народы разных континентов.
Участники БРИКС активно наращивают свое присутствие во всех ключевых сферах международной политики, экономики, безопасности и настойчиво заявляют, что эпоха одностороннего принятия решений без учета интересов большинства стран уходит в прошлое. Сотрудничество государств объединения отвечает жизненно важным интересам всех ее участников, положено в основу системы, официально принятых в государствах БРИКС взглядов, закреплено во внешнеполитических доктринах субъектов правоотношений и используется в качестве инструментария для достижения заявленных целей.
Группа БРИКС формировалась как свободное объединение крупных развивающихся или разви-
тых стран, желающих создать альтернативный западному экономический и, возможно, политический центр силы1.
История появления этого интеграционного объединения отражает объективные тенденции мирового развития, идущего по пути «формирования полицентричной системы международных отношений»2, и говорит о его уникальности. Сам факт формирования нового мирового актора, объединившего государства, расположенные на разных континентах и представляющие разные цивилизации, предполагает геополитическое, геоэкономическое и геостратегическое разнообразие.
В качестве приоритетных направлений сотрудничества государства БРИКС выбрали движение в направлении Евразийской интеграции и стремление торговать и вести коммерческие дела в собственных валютах.
Реализация выбранных направлений сотрудничества осуществляется посредством системы различных форматов взаимодействия. В их чис-
1 О БРИКС / Центр исследований международных институтов РАНХиГС. https://www.ranepa.ru/ciir/sfery-issledovanij/briks/o-briks . БРИК - неформальное межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики. Инициатором создания объединения выступила Россия. Первая министерская встреча в формате БРИКС состоялась по предложению Президента России В.В. Путина 20 сентября 2006 г. в рамках сессии ГА ООН в Нью-Йорке.
2 Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. Принята 09.02.2013 г. Ст. 4.
ле ежегодные плановые саммиты, встречи лидеров на «полях» саммитов «Группы двадцати», встречи высоких представителей, курирующих вопросы национальной безопасности, встречи министров иностранных дел на «полях» сессии Генассамблеи ООН, министров финансов и руководителей центральных банков на «полях» сессий управляющих Международного валютного фонда и всемирного банка, а также другие форматы различного уровня.
Результатом взаимодействия в рамках перечисленных форматов являются совместно разработанные и принятые всеми участниками правоотношений Концепции, Заявления, Декларации и иные нормативные правовые документы, которые составляют правовую основу сотрудничества государств - участников БРИКС.
Политико-правовые основы межгосударственного сотрудничества стран - участников БРИКС сформулированы3:
• Совместным заявлением глав государств стран БРИКС от 16 июня 2009 г., принятым по итогам I Саммита БРИК в г. Екатеринбург, Россия;
• Совместным заявлением глав государств и правительств БРИК от 15 апреля 2010 г., принятым в итоге II Саммита БРИК в г. Бразилия, Бразилия);
• Декларацией, принятой по результатам III Саммита БРИКС 14 апреля 2011 г. в г. Санья, о. Хайнань, Китай;
• Делийской Декларацией, принятой 29 марта 2012 г. по итогам IV Саммита БРИКС в г. Нью-Дели, Индия;
• Этеквинской Декларацией от 27 марта 2013 г., приятой по итогам V саммита БРИКС в г. Дурбан, ЮАР;
• Форталезской Декларацией от 15 июля 2014 г., приятой по итогам VI саммита БРИКС в г. Форта-леза, Бразилия;
• Уфимской Декларацией от 9 июля 2015 г., приятой по итогам VII саммита БРИКС в г. Уфа, Россия;
• Декларацией Гоа от 16 октября 2016 г., приятой по итогам VIII саммита БРИКС в г. Гоа, Индия;
• Сямэньской Декларацией от 4 сентября
2017 г., приятой по итогам IX саммита БРИКС в г. Сямэнь, Китай;
• Йоханнесбургской Декларацией от 26 июля
2018 г., приятой по итогам VIII саммита БРИКС в г. Йоханнесбург, ЮАР.
Содержание перечисленных Деклараций и Совместных заявлений свидетельствует, что объединение не рассматривается его участниками в качестве ключевого элемента внешней политики и не предусматривает наличие какой-либо блоковой дисциплины, свойственной военно-политическим альянсам. Напротив, в принятых документах, имеющих характер норм «мягкого права», подчеркнут финансово-экономический характер деятельности объединения, целью создания которого является поддержание межгосударственных связей и улучшение имиджа каждого из его участников.
Организация никому ничего не навязывает и в числе приоритетов рассматривает ключевые вопросы политики, экономики и гуманитарной повестки, позиции по которым близки или практически совпадают.
В объединении нет секретариата, устава и других официально установленных органов и норм. Председательство переходит поочередно от страны к стране, что видно из хронологии про -ведения ежегодных Саммитов БРИКС (рис. 3).
Ежегодные встречи лидеров государств -участников БРИКС и очередность председательства установлены не случайно. В ходе встреч и Саммитов осуществляется обмен историческими и современными достижениями государств «пятерки» в области культуры, искусства, науки, образования и спорта. И несмотря на культурно-гуманитарные различия страны БРИКС имеют широкий потенциал взаимодействия и привлече-
3 См. Все Документы саммитов БРИКС 2009-2018 гг. http://www.kremlin.ru/events/president/news/
Рис. 3. Хронология проведения Саммитов БРИКС
ния сторонников именно за счет наиболее активно развиваемых сфер.
Так, во всем мире с Бразилией принято отождествлять футбол и карнавалы. Россия славится своим искусством: балет, музыка и литература. Индия известна благодаря набирающей популярность йоге. Китай воспринимается как кладезь мудрости, жизненной философии и тибетской медицины. ЮАР олицетворяет Африканский континент, насыщенный аутентичной культурой.
Перечисленные особенности, а также неповторимая природа,культура, архитектура, достопримечательности и богатый выбор блюд национальной кухни привлекают множество туристов. В результате, диалог и культурно-гуманитарный обмен между странами БРИКС превращает объединение в важный канал «мягкой силы», вырабатывающей иммунитет против гибридных воздействий («гибридных войн») со стороны США и их сателлитов.
Продвижение «мягкой силы» в сотрудничестве стран БРИКС для дальнейшего противодействие «<гибридным войнам», ведущимся против стран БРИКС
Успешные примеры продвижения «мягкой силы» в странах БРИКС уже есть. К ним можно отнести, например, ежегодное проведение так называемых форматов расширенного диалога («аутрич»), которые каждое государство в период председательства в БРИКС проводит для разных целевых групп (например, в 2015 г. Российское председательство в БРИКС расширило тради-
ции встреч гражданского общества, молодежи, ученых). Также крупным событием, отражающим политику «мягкой силы», явилась инициатива России по развитию парламентского измерения БРИКС (первый Парламентский форум БРИКС прошел в Москве 8 июня 2015 г.).
Китай позиционирует открытость и транслирует свои ценности и культуру посредством со-
трудничества в рамках Института Конфуция в Пекине. В России роль «скульптора» публичной дипломатии принадлежит Россотрудничеству, которое приемами «мягкой силы» содействует идеям развития гуманизма, мира и взаимопонимания.
Следует отметить, что ученые из стран БРИКС работают во многих частях мира, утверждая позиции своих стран как «кузниц» высококвалифицированных научных кадров. Это способствует привлечению талантливых ученых в страны БРИКС, чему содействует во многом Сетевой университет БРИКС, аккумулирующий на своих площадках новейшие научные подходы и достижения.
Важно организовать умелое позиционирование и пропаганду значительных успехов стран БРИКС в защите прав человека, обусловленных, в числе прочих, весомыми достижениями по предотвращению общечеловеческих экологических угроз и вызовов в сфере обеспечения глобальной безопасности, жизни, здоровья граждан. Россия и Китай расширяют функционирование международной информационно-вещательной сети «Russia Today», «CCTV», которые, выполняя задачи донесения широкой мировой общественности альтернативной точки зрения на события в мире, «мягкой силой» продвигают идеи мира, безопасности, уважения прав всех народов на достойную жизнь.
Приведенные примеры свидетельствуют, что разнообразие и развитие институтов сотрудничества в формате БРИКС ориентировано на создание «справедливого многополярного миропорядка, основанного на верховенстве международного права, равноправии, взаимном уважении, сотрудничестве, скоординированных действиях и коллективном принятии решений всеми государствами»4.
Успех БРИКС настолько стал столь тревожным событием для сторонников западных демократических ценностей, что всем участникам объединения суждено было оказаться в числе первых мишеней гибридной воздействия. Механизмы гибридного воздействия, используемые как разновидность комплексных социальных явлений, в эпоху глобализации и развития Интернета получили не только небывалое развитие, но и стали эффективным инструментом давления.
Так, со стороны США предпринимались и продолжают предприниматься попытки использования в отношении государств - участников БРИКС современных информационно-коммуникационных ресурсов и механизмов «гибридных войн», объединяющих в себе «жесткую силу», «мягкую силу», «смарт силу», «гибридные действия» и ки-бератаки.
Термин «гибридные действия» придуман на Западе давно. Западные эксперты рассматривают «гибридные действия» как некую начальную фазу войны перед ее горячей стадией. В редакторском предисловии «The Military Balance 2015» гибридная война трактуется как «использование комплексного потенциала военного и невоенного содержания в интегрированных компаниях, направленных к достижению внезапного и инициативного захвата общественного сознания и территорий как сфер влияния для получения психологического преимущества, в том числе использующимися дипломатическими возможностями в будущих военных кампаниях. Такие интегрированные компании, как „гибридные действия" характеризуются масштабными и стремительными информационными, электронными, киберопера-ционными приемами воздействия на общество, армию, государство для прикрытия и сокрытия их военного и разведывательного характера в сочетании с экономическим давлением»5.
4 Совместное заявление лидеров стран БРИК. Принято в Екатеринбурге, Россия по итогам I саммита БРИК 16.06.2009 г. Ст. 12.
5 Рейтинг военных потенциалов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.nvo.ng.ru/ forces/2015-03-27/13_rating.html, свободный. - Загл. с экрана.
Зарубежные СМИ для оправдания своих агрессивных приемов ведения информационной, психологической, экономической войны против России прикрываются концепцией «гибридный войн» как якобы возникшей еще в Советском Союзе и ныне применяемой современным руководством России в лице Президента РФ В.В. Путина6.
Так, Джонатан Маркус, обозреватель Би-би-си по дипломатическим вопросам, в своей статье «Гибридная война Путина - головная боль НАТО» терминологически гибридную войну определяет, как «симбиоз открытого и тайного военно-политического воздействия, когда сочетаются вместе провокационные приемы, диверсионные акты при отрицании какого-либо непосредственного участия воздействующей стороны, что осложняет возможность противодействия этому»7.
В подтверждение его слов вышеупомянутый источник «The Military Balance 2015» указывает, что в ходе крымской операции русскими силами «продемонстрированы приемы сочетания быстро развернутых оперативных действий, электронного военного воздействия, информационного обеспечения операций, приемы оперативного действия морского пехотного базирования, десантно-штурмовых подразделений, спецназа, включая масштабность использования кибер-пространства и стратегических связей, чтобы обеспечить многонаправленную, эффективную информационную компанию, которая выглядит достаточно правдиво как для внутренней , так и для внешней аудитории»8.
На самом же деле, как свидетельствует исторический опыт, именно Запад с колониальных времен действовал и продолжает действовать в духе высказываний Д. Маркуса. Произвольно
используя правила, навязываемые только одним игроком, наиболее развитые страны Запада порабощают огромное количество людей: колонизация - империализация - информатизация, и таким образом поддерживают свою гегемонию.
В реалиях современной действительности пальма первенства в навязывании правил игры только в свою пользу принадлежит США. Уповая на право силы и преследуя исключительно собственные интересы, США разрабатывают и культивируют различные проекты: «Большая Центральная Азия», «Каспийский страж», «теория управляемого хаоса», «ассиметричные войны», «цветные революции», «гибридные войны», «мягкая сила», и др., в рамках которых развивают свою военную политику. Результатом таких синтетических и комплексных гибридных образований стали: революция «зонтиков» в Гонконге; волнения в Индии и ЮАР; протестные движения в Бразилии; беспрецедентная по своим масштабам и циничности информационная, финансово-экономическая, санкционная, правовая и социокультурная война против России; торгово-экономическая травля Китая, вынужденного расходовать свыше 50 млрд долл. США в год на оплату завышенных таможенных пошлин на целый ряд ввозимых в США китайских товаров (в планах США - установить непомерные торговые пошлины на всю продукцию, поступающую из Китая) и ограничения по притоку китайских инвестиций в американские компании. Более того, Россия и Китай оказались в верхней части списка угроз национальной безопасности США в «Стратегии обороны США-2018»9.
Но наиболее США преуспели в давлении на Бразилию. Вашингтон был явно раздражен уси-
6 Фрэнк Хоффман «Гибридные угрозы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.geopolitica.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
7 Дж. Маркус «Гибридная война Путина - головная боль НАТО» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.bbc.co.uk/, свободный. - Загл. с экрана.
8 Рейтинг военных потенциалов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.nvo.ng.ru/ forces/2015-03-27/13_rating.html, свободный. - Загл. с экрана.
9 Стратегии обороны США - 2018 (National Defense Strategy, NDS). // Принята администрацией Дональда Трампа и опубликована 19.01.2018 г.
ливающимися военными связями Южной Америки с Россией и торгово-экономической экспансией Китая, который вкладывает в Бразилию огромные деньги и остается для нее главным торговым партнером. Поэтому в недрах ЦРУ был срежиссирован и в 2016 г. через поощрение про-тестных акций организован заговор против действующего президента Бразилии Дилма Вана Роуссефф. В результате Роуссефф за свою независимую от США политику поплатилась подрывом авторитета и была отстранена от власти. 31 августа 2016 г. страну возглавил Мишел Те-мер, который сразу же взял курс на сближение с США. В конце 2018 г. после проведения выборов на пост президента Бразилии был избран Жаир Болсонару, который также ориентирован на США. По своим политическим убеждениям Болсонару является представителем консервативной социал-либеральной партии правых убеждений, а за репутацию крайне правого радикала получил прозвище «бразильский Дональд Трамп»10.
Бразилия в качестве первоочередной мишени гибридного воздействия из общего числа участ-
ников БРИКС была выбрана не случайно. Во-первых, Вашингтон таким образом напомнил, что в той части света только США являются глобальным игроком, который может проводить мировую политику. Во-вторых, США в очередной раз продемонстрировали всему миру, что латиноамериканские страны они считают своим «задним двором»11 и поэтому только Вашингтон по признакам абсолютной гегемонии осуществляет за ними контроль. В-третьих, контролируя Бразилию США делают эту страну самым слабым звеном объединения БРИКС, через которое легче всего дискредитировать саму организацию.
Необходимо признать, что гибридные воздействия со стороны США действительно оказали негативное влияние на деятельность БРИКС. Но испытывая столь пристальное внимание со стороны Вашингтона, сопровождающееся использованием всего спектра инструментов гибридного воздействия, государства - участники БРИКС консолидируют свои усилия и посредством коллективной позиции пытаются противостоять агрессивной стратегии доминирования США.
Основные направления взаимодействия государств — участников БРИКС по вопросам противостояния гибридным войнам
Основными направлениями взаимодействия государств - участников БРИКС по вопросам противостояния гибридным войнам, как стратегии доминирования, объединяющей классические войны, информационные войны, малые во-
йны, кибервойны, мягкую силу и смарт силу, являются:
• активное участие в глобальных мировых процессах, направленных на изменение архитектуры мироустройства и построение справедливого
10 Многие западные СМИ за крайне правые, националистические взгляды и ярую приверженность военной диктатуры и репрессий 1964-1985 гг. называют 39-го Президента Бразилии Жаира Болсонару «ухудшенным Бразильским Дональдом Трампом».
11 Декларация принципов внешней политики США, получившая название «Доктрина Монро». Провозглашена 02.12.1823 г. в послании американского президента Джеймса Монро Конгрессу. Это первая геополитическая доктрина США, выдвинувшая принципы разделения политического влияния в мире между Европой и США в связи с угрозой интервенции Священного союза в Латинскую Америку и возможного восстановления господства Испании в ее владениях. Доктрина провозгласила главенствующую роль США в Латинской Америке, отделила Северную и Южную Америку от Старого Света по признакам абсолютной гегемонии США и Латинскую Америку провозгласила как «задний двор» Вашингтона, осуществляющего на нем военно-политический, экономический и демократический контроль.
многополярного миропорядка, основанного на равноправии, взаимном уважении, сотрудничестве и верховенстве международного права;
• коллективное принятие решений и скоординированные действия по сближению позиций стран в оценке роли «силы», цифровой дипломатии и киберпространства, как ключевых и стремительно развивающихся терминов международных отношений, способных вывести объединение на принципиально новый уровень, обусловленный требованиями эпохи гибридных информационных, цифровых и экономических войн;
• дальнейшее развитие сотрудничества в сфере культурно-гуманитарных отношений и расширенного диалога («аутрич»);
• формирование новых форматов взаимодействия, которые в свете возросшей актуальности противодействия реальным и киберугрозам международной безопасности отвечают угрозам «гибридной силы»;
• кооперация в сфере научно-технологического и инновационного сотрудничества участников объединения;
• реализация совместных политических и экономических проектов, сопровождаемая интеграцией с другими форматами, такими как ШОС, направленных на достижение синергетического эффекта взаимодействия и совместного противостояния гибридным действиям и др.
Очевидно, это далеко не весь перечень вопросов взаимодействия участников БРИКС по противодействию современным вызовам и угро-
зам. По мере развития ситуации в мире будут совершенствоваться и развиваться технологии гибридного воздействия. Они, в свою очередь, будут вносить коррективы в направления сотрудничества и влиять на его содержательную часть. В стремлении занять достойное место в глобальной полицентричной мировой системе координат используемые странами объединения БРИКС модели «мягкой», «смарт» и «гибридной силы» будут, с одной стороны, пересекаться и конкурировать с дипломатией других наиболее развитых государств и их союзов, с другой - призваны помочь странам БРИКС добиться нового уровня интеграции и привлекательности в глазах международного сообщества. Конечной целью интеграционных процессов БРИКС является стремление упрочить свои позиции в мирополи-тическом и мироэкономическом измерениях глобальных процессов.
Каковы же взгляды и позиция России на перспективы БРИКС?
Во-первых, расширение круга государств для формирования дружеских, партнерских и союзнических отношений, развитие с ними сотрудничества на основе общих интересов и объединение усилий для укрепления национальной, региональной и международной безопасности являются одними из приоритетных направлений деятельности России.
Во-вторых, Россия считает межгосударственное объединение БРИКС одной из площадок для обсуждения проблем глобальной безопасности и важнейшим стабилизирующим фактором в мировых делах. Отношения с партнерами по объединению Москва «выстраивает на основе принципов открытости, прагматизма, солидарности, внеблокового характера и ненаправленности против третьих сторон»12.
В-третьих, Россия по отношению к партнерам по БРИКС опирается на твердую политическую волю лидеров стран БРИКС, учитывая, что пер-
12 Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. Принята 09.02.2013 г. Ст. 7.
спективы БРИКС включают стремление развивать ключевые элементы нового механизма по глобальному управлению, прежде всего в финансово-экономическом секторе мирового хозяйства.
Страны БРИКС охватывают более 40% жителей Земного шара, более 20% мирового ВВП, приблизительно 14% оборота мировой экспортной и столько же процентов оборота импортной продукции, сырья, товаров, услуг. Российская Федерация рассматривает БРИКС как новую модель глобального сотрудничества, строящуюся на более прогрессивных принципах многополярного мира, чем модель традиционного разделения сотрудничества на Восток-Запад или Север-Юг»13.
Основные цели сотрудничества Российской Федерации в сфере международной безопасности с партнерами по БРИКС достигаются:
• развитием механизмов взаимных диалогов, выработкой и реализацией перспективных проектов взаимодействия по координационных практическим действиям обеспечения международной безопасности;
• согласованием условий по подходам к предотвращению незаконного оборота наркотиков, включая психотропные вещества и их прекурсоры, в рамках совместных мер с ООН и региональными организациями;
• выработкой единства и базового подхода к противодействию актам международного терроризма;
• сотрудничеством по обеспечению защиты международного информационного простран-ства,обеспечением кибербезопасности, использованием потенциала БРИКС в продвижении проектов информационной безопасности в сотрудничестве с ООН и другими международными организациями;
• коллективным противостоянием и сотрудничеством во имя интересов, связанных с противо-
13 Там же. Ст. 11.
14 Там же. Ст. 16.
действием ведению гибридных войн и иных проявлений «мягкой силы» военного назначения;
• сотрудничеством по борьбе с морскими пиратами, наращиванием совместного потенциала для создания международных судебных механизмов по преследованию и наказанию участников пиратских действий;
• сотрудничеством по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в рамках Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег и групп, созданных по ее модели, в том числе на двусторонней основе;
• сотрудничеством в области урегулирования проблем, связанных с нелегальными мигрантами;
• согласованием стратегий формирования безопасного и стабильного международного и регионального миропорядка, обеспеченного нераспространением оружия массового уничтожения, урегулированием региональных конфликтов и поддержанием региональной стабильности14.
Стратегические цели участия России в БРИКС определяются:
• укреплением международного мира и безопасности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности других государств, невмешательства в их внутренние дела и за счет последовательного расширения внешнеполитического сотрудничества с государствами - участниками объединения;
• укреплением многовекторного характера внешней политики Российской Федерации и усиление устойчивости ее международного положения за счет участия в БРИКС;
• развитием привилегированных двусторонних отношений с партнерами России по объединению, что позволит полнее задействовать преимущества взаимодополняющих возможностей сотрудничества с государствами - участниками БРИКС в различных сферах15.
Таким образом, в условиях нарастания глобальных проблем человечества, усиления конкуренции и соперничества ценностных ориентиров и моделей развития происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Объединение БРИКС, являясь одним из таких потенциальных центров, активно развивает свои финансово-экономические отношения, культурно-гуманитарную область, сферу
коллективного противостояния гибридным войнам, совместную борьбу с любыми проявлениями терроризма и демонстрирует «поддержку происходящих изменений в мире по переходу к более справедливому, демократичному и многополярному международному порядку на основе центральной роли ООН и уважения международного права»16.
Появление и наличие связей в формате БРИКС является естественной защитной реакцией на существующую неопределенность в развитии мировой системы безопасности и приносит свою пользу всем участника объединения. При наличии реальной возможности эскалации угроз и опасностей, в основе которых лежит использование гибридных войн, добрососедские отношения и партнерское сотрудничество по-прежнему остаются объективной потребностью государств и одним из условий сохранения стабильности и равной безопасности для всех государств.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Совместное заявление глав государств стран БРИКС от 16.06.2009 г. по итогам I Саммита БРИК в г. Екатеринбург, Россия. http://www.kremlin.ru/ events/president/news/4478
2. Совместное заявление глав государств и правительств БРИК от 15.04.2010 г. в итоге II Саммита БРИК в г. Бразилия, Бразилия. http://kremlin.ru/ events/president/news/7475
3. Декларация по результатам III Саммита БРИКС 14.04.2011 г. в г. Санья, о. Хайнань, Китай. http://russian.china.org.cn/news/txt/2011-04/14/ content_22361831.htm;
4. Делийская Декларация 29.03.2012 г. по итогам IV Саммита БРИКС в г. Нью-Дели, Индия. http:// www.kremlin.ru/supplement/1189;
5. Этеквинская Декларация 27.03.2013 г. по итогам V саммита БРИКС в г. Дурбан, ЮАР. http://www. kremlin.ru/supplement/1430;
6. Форталезская Декларация 15.07.2014 г. по итогам VI саммита БРИКС в г. Форталеза, Бразилия. https://www.socionauki.ru/almanac/noo21v/ питЬег_3/3_6^! ;
7. Уфимская Декларация 09.07.2015 г. по итогам VII саммита БРИКС в г. Уфа, Россия. ^МрУ^^с. kremlin.ru/media/events/files/ru/YukPLgicg4mqAQIy7J RB1HgePZrMP2w5.pdf;
8. Декларация Гоа 16.10.2016 г. по итогам VIII саммита БРИКС в г. Гоа, Индия. http://www.kremlin.
15 Там же. Ст. 12.
16 Декларация Гоа. Принята 16.10.2016 г. по итогам VIII саммита БРИКС. - Ст. 6.
9. Сямэньская Декларация 04.09.2017 г. по итогам IX саммита БРИКС в г. Сямэнь, Китай. http:// www.kremlin.ru/events/president/news/55515
10. Йоханнесбургская Декларация 26.07.2018 г. по итогам VIII саммита БРИКС в г. Йоханнесбург, ЮАР. http://www.kremlin.ru/supplement/5323.
11. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. 15.04.2013 г. https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70257510/
12. Рейтинг военных потенциалов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.nvo.ng.ru/ forces/2015-03-27/13_rating.html, свободный. - Загл. с экрана.
13. Фрэнк Хоффман «Гибридные угрозы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www. geopolitica.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
14. Дж. Маркус «Гибридная война Путина - головная боль НАТО» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.bbc.co.uk/, свободный. - Загл. с экрана.
15. Рейтинг военных потенциалов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.nvo.ng.ru/ forces/2015-03-27/13_rating.html, свободный. - Загл. с экрана.
16. Стратегии обороны США - 2018 (National Defense Strategy, NDS). Принята администрацией Дональда Трампа и опубликована 19.01.2018 г.
17. Декларация принципов внешней политики США, получившая название «Доктрина Монро». Провозглашена 02.12.1823 г. в послании американского президента Джеймса Монро Конгрессу / Первая геополитическая доктрина США.