Научная статья на тему 'Гуманитарное сотрудничество в рамках БРИКС: путь к новому миропорядку'

Гуманитарное сотрудничество в рамках БРИКС: путь к новому миропорядку Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
998
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / "МЯГКАЯ СИЛА" / ТРАНСРЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БРИКС / ПОЛИЦЕНТРИЗМ / ЦЕНТРЫ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хаткевич Александра Анатольевна

Новый миропорядок должен формироваться с учетом постепенного смещения ценностей. Современные центры силы должны конкурировать не только по количеству природных ресурсов и боеспособности, но и по результативности решения гуманитарных проблем человечества: нищеты, голода, социальной маргинализации, неравенства, инфекционных заболеваний, неграмотности, потери культурного разнообразия и др. В статье на примере гуманитарного сотрудничества в формате БРИКС показана связь между политикой «мягкой силы» и процессом становления полицентричного мироустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное сотрудничество в рамках БРИКС: путь к новому миропорядку»

ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ БРИКС: ПУТЬ К НОВОМУ МИРОПОРЯДКУ

Аннотация

Новый миропорядок должен формироваться с учетом постепенного смещения ценностей. Современные центры силы должны конкурировать не только по количеству природных ресурсов и боеспособности, но и по результативности решения гуманитарных проблем человечества: нищеты, голода, социальной маргинализации, неравенства, инфекционных заболеваний, неграмотности, потери культурного разнообразия и др. В статье на примере гуманитарного сотрудничества в формате БРИКС показана связь между политикой «мягкой силы» и процессом становления полицентричного мироустройства.

Ключевые слова: гуманитарное сотрудничество, «мягкая сила», трансрегиональные международные организации, БРИКС, полицентризм, центры силы.

Автор

Хаткевич Александра Анатольевна

Студентка факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

За последние несколько десятилетий гуманитарное сотрудничество стало неотъемлемой частью международных отношений. Укрепление гуманитарных связей между государствами мира является основополагающим элементом политики «мягкой силы». Согласно национальной политической энциклопедии, гуманитарное сотрудничество «имеет целью сохранение жизни на Земле, создание благоприятных условий для образа жизни, достойного человека, содействие развитию способностей людей всех стран, регионов и континентов» [2]. Примечательна формулировка «всех стран, регионов и континентов», которая подчеркивает, что важный принцип гуманитарного сотрудничества — всеобщность, то есть стремление охватить все человечество. Данная идея близка с концепциями многополярности и полицентризма. Следует сразу разграничить эти два понятия. Многополярность предполагает наличие отдельных эко-

номических, политических, военных и цивилизационных полюсов, а полицентризм — центров силы, сочетающих несколько видов полюсов [7].

Одним из механизмов перехода к полицентричной модели мира являются трансрегиональные международные организации и объединения. Лидеры стран одного из ведущих, активно развивающихся международных клубов — БРИКС — в июле 2018 г. встретились на юбилейном десятом саммите в Йоханнесбурге (Южно-Африканская Республика).

Международное объединение было основано в июне 2006 г. в рамках Петербургского экономического форума с участием четырех стран: Бразилии, России, Индии, Китая — и получило название БРИК (BRIC). В дальнейшем, после присоединения ЮАР в 2011 г., международный клуб стал носить название БРИКС (BRICS).

В настоящее время деятельность БРИКС многогранна: она охватывает

политическую, экономическую, социальную и духовную сферы жизни общества. Стоит отметить, что изначально организация была нацелена в основном на экономическую интеграцию стран для преодоления мирового финансово-экономического кризиса, обострившегося в 2008 г., и его последствий. В дальнейшем объединение начало приобретать политический характер. Совместная работа по вопросам гуманитарного сотрудничества велась членами организации не так активно, как по вопросам мировых экономических и политических процессов, но тем не менее в этом направлении организации удалось добиться некоторых результатов.

Именно сейчас, после X саммита БРИКС, актуально подвести промежуточные итоги работы организации и определить, какова роль гуманитарного сотрудничества стран БРИКС в построении нового миропорядка. Для этого необходимо:

• сделать обзор статей документов, принятых по итогам каждого из саммитов, в которых затрагиваются области гуманитарного сотрудничества;

• оценить возможности государств БРИКС стать центрами силы по каждому из аспектов;

• выделить направления гуманитарного сотрудничества в рамках БРИКС;

• систематизировать информацию о реализуемых в этих направлениях проектах;

• выявить вклад данных проектов в формирование стран БРИКС как новых центров силы. Важнейшими проектами международного гуманитарного сотрудничества начала XXI в. стали программы Организации Объединенных Наций «Цели развития тысячелетия» и «Цели устойчивого развития». Необходимость достижения этих целей нашла отражение в совместных заявлениях и декларациях стран БРИКС. Кроме того,

в итоговых документах часто фиксируются взгляды государств организации на совместное сотрудничество в области науки, образования, культуры, а также продвигаются идеи всеобщего гражданского равенства. Рассмотрим значимые положения, связанные с гуманитарным сотрудничеством и отраженные в итоговых документах каждого из десяти саммитов организации.

В Совместном заявлении лидеров стран БРИК (Россия, 2009), принятом по итогам I саммита в Екатеринбурге, подчеркивается, что финансовый кризис не должен препятствовать достижению Целей развития тысячелетия, что справедливый миропорядок основан «на верховенстве международного права, равноправии, взаимном уважении». Государства БРИК подтверждают готовность развивать сотрудничество «в социально значимых областях и укреплять усилия по предоставлению международной гуманитарной помощи и уменьшению опасности стихийных бедствий» [5].

Совместное заявление глав государств и правительств стран — участниц II саммита БРИК (Бразилия, 2010) содержит призыв к международному сообществу «предпринять все необходимые усилия для борьбы с бедностью, социальной маргинализацией и неравенством». В документе выражается поддержка инициативы ООН «Альянс цивилизаций» [5].

В 2011 г. к организации присоединилась Южно-Африканская Республика, поэтому особое внимание БРИКС стало уделять проблемам африканского континента. Согласно Саньянской декларации (Китай, 2011) III саммита, искоренение крайней нищеты «является этическим, социальным, политическим и экономическим императивом человечества и одной из важнейших глобальных задач, стоящих сегодня перед миром, особенно в наименее развитых странах Африки и других регионах» [5]. В декларации 2011 г. новой областью сотрудниче-

ства в формате БРИКС было провозглашено здравоохранение.

В Делийской декларации (Индия,

2012), принятой на IV саммите, в плане гуманитарного сотрудничества поддерживается расширение каналов связи, программ обменов и контактов между людьми в рамках БРИКС, в том числе в области молодежных обменов, образования, культуры, туризма и спорта [5].

Этеквинская декларация (ЮАР,

2013) по итогам V саммита «БРИКС и Африка: партнерство в целях развития, интеграции и индустриализации» из-за ухудшения гуманитарной ситуации в Сирии, Мали и Центрально-Африканской Республике призывает предоставить беспрепятственный доступ для оказания гуманитарной помощи этим государствам [5].

В Форталезской декларации (Бразилия, 2014) обращено внимание на «важность учета гендерных аспектов в рамках усилий по предотвращению и урегулированию конфликтов, миро-строительству, поддержанию мира, восстановлению и реконструкции» [5]. На VI саммите было подтверждено решение о создании сетевого Университета БРИКС.

По итогам VII саммита в Уфимской декларации (Россия, 2015) по случаю семидесятой годовщины окончания Второй мировой войны страны БРИКС взяли на себя обязательство «решительно отвергать продолжающиеся попытки искажения итогов Второй мировой войны» [5].

В Декларации Гоа (Индия, 2016) государства БРИКС заявили, что обязуются «подавать пример в реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. с учетом национальных условий и контекста развития в соответствии со спектром политических возможностей» [5].

Гуманитарный аспект сотрудничества был обозначен в Сямэньской декларации (Китай, 2017), где страны отметили, что придают «большое

значение культурному разнообразию, которое является достоянием сотрудничества в рамках БРИКС», и подчеркивают «роль культуры и культурного разнообразия в поощрении устойчивого развития» [5].

В Йоханнесбургской декларации X саммита (ЮАР, 2018) лидеры стран БРИКС «признали необходимость ускорения перехода на использование альтернативных источников энергии, в том числе в сфере транспорта, теплоэнергетики и промышленности», «с удовлетворением отметили прогресс в укреплении сотрудничества и взаимодействия между их народами посредством гуманитарных обменов, включая Совет экспертных центров, Академический форум, Гражданский форум, Форум молодых дипломатов, Молодежный форум, Форум молодых ученых» [5].

Можно предположить, что каждая из стран БРИКС является определенным полюсом. По классификации, представленной в материалах конференции «Футурологический конгресс: будущее России и мира», экономические полюса — это «большая семерка золотого миллиарда» и «семерка полупериферийных государств», военные — члены Ядерного клуба, цивилизационные — страны с ярко выраженной цивилизационной идентичностью и спецификой национального менталитета, политические — политически самодостаточные государства, способные контролировать обширное геополитическое пространство [7]. К экономическим полюсам относятся Бразилия, Россия, Индия и Китай, к военным — Россия, Индия и Китай. Согласно многим источникам, Россия и Китай относятся к политическим полюсам.

Если ориентироваться на общепринятые классификации А. Тойнби, О. Шпенглера и Н. Данилевского, то отдельными цивилизациями являются Россия, Индия и Китай [3; 6; 9]. По С. Хатингтону, Бразилия принадлежит

к латиноамериканской цивилизации [8], ЮАР — к африканской [8], поэтому эти страны также можно считать ци-вилизационными полюсами. Россия и Китай аккумулируют в себе все аспекты центров силы (экономический, политический, военный, цивилизационный), Индия — три из четырех аспектов. Экономика Бразилии и ЮАР бурно развивается, увеличивается их активность в принятии общемировых решений, и в будущем данные государства можно будет отнести к экономическим и политическим полюсам.

Таким образом, на статус центров силы, наряду с США и ведущими государствами Европейского Союза, в настоящее время могут претендовать только Россия и Китай, но для перехода к справедливому мироустройству этого недостаточно. В идеальной модели мира центрами силы должны стать сильнейшие державы каждого крупного макрорегиона или объединения небольших макрорегионов. Индия, исходя из ее текущей активности в ООН, в перспективе сможет приобрести качества политического полюса и тоже стать центром силы. Бразилия и ЮАР — ведущие страны своих континентов, и именно они имеют право представлять интересы Южной Америки и Африки в глобальных политических процессах. Однако трансформации Бразилии и ЮАР в полноценные центры силы препятствует тот факт, что они, по официальным данным, не обладают ядерным оружием. Для формирования государства в качестве военного полюса требуются огромные ресурсы.

Ввиду этого постепенно назревает необходимость создания альтернативных критериев центров силы, которые дополнили бы существующие. Разумно будет посмотреть на четыре аспекта центров силы: экономический, военный, цивилизационный и политический — сквозь призму набирающих популярность гуманистических ценностей. Критерии центров силы,

переведенные в плоскость концепции культуры мира, разработанной ООН на рубеже XX и XXI вв., частично совпадают с направлениями международного гуманитарного сотрудничества, в том числе в формате БРИКС. Принципы культуры мира — практический отказ от насилия посредством образования, диалога, сотрудничества, уважение и поощрение права на развитие, уважение, поощрение равных прав и возможностей женщин и мужчин, культурное разнообразие [4].

Рассмотрим таблицу. В первой строке представлены направления гуманитарного сотрудничества, заявленные странами БРИКС, во второй — аспекты центров силы, которые частично соответствуют данным направлениям. Это соответствие можно обосновать прежде всего общностью конечных целей.

Центры силы должны быть экономически развитыми, чтобы повышать качество жизни населения планеты, ведь идея социально ориентированной экономики достаточно популярна в наши дни; эту же цель преследуют страны БРИКС, оказывая помощь государствам с трудной гуманитарной ситуацией, работая в сфере ресурсосбережения и здравоохранения.

Главный признак военного полюса — наличие ядерного оружия, которое является основным рычагом сдерживания масштабных военных действий; еще одним средством предотвращения военных конфликтов может стать искоренение дискриминации по расовому, этническому, религиозному и другим признакам, к этому стремятся все страны БРИКС.

Цивилизационная идентичность и специфический менталитет нужны для сохранения культурного разнообразия мира и противодействия процессу радикальной культурной глобализации.

Политический аспект центра силы проявляется в возможности государства оказывать значительное влияние на принятие общемировых решений.

1. Направление гуманитарного сотрудничества стран БРИКС Улучшение качества жизни населения мира Противодействие разным видам дискриминации Сохранение культурного разнообразия Публичная дипломатия

2. Соответствующий аспект центров силы Экономический Военный Цивилизационный Политический

3. Документально закрепленные планы и цели - искоренение крайней нищеты, - поиск альтернативных источников энергии, - повсеместное развитие системы здравоохранения - борьба с социальной маргинализацией и неравенством, - учет тендерных аспектов в поддержании мира - Культурный обмен - укрепление сотрудничества посредством гуманитарных политических обменов, - создание положительного имиджа организации в мире

4. Совместные проекты - консультативное совещание БРИКС по Ближнему Востоку и Северной Африке, - Профсоюзный форум, - БРИКС плюс, - встречи министров труда и занятости, - сетевой университет, - конкурс исследовательских проектов, - форум молодых ученых, - водный форум, - встречи, министров здравоохранения, - международное телемедицинское сообщество - семинар-совеща-ние молодых лидеров, - гражданский форум - Ассоциация художественных музеев и галерей, - фестиваль театральных школ, - кинофестиваль стран БРИКС, - симфонический оркестр БРИКС без дирижера, - Альянс сотрудничества библиотек, - Ассоциация детских и юношеских театров - форум молодых дипломатов, - молодежный саммит

5. Результаты - увеличение гуманитарной помощи Сирии, - решение об организации центра подготовки специалистов металлургической отрасли стран БРИКС, - разработка перечня рекомендаций органам государственной власти, научным коллективам и академическому сообществу стран БРИКС по эффективному использованию водных ресурсов, - создание по одной рабочей группе в каждой из стран организации, - начало создания комплексных телемедицинских систем - принятие антропологической хартии, - создание Делового альянса женщин стран БРИКС - выставка из собраний галерей стран — членов БРИКС в Национальном художественном музее Китая, - постановка одновременно на пяти языках спектаклей «Ромео и Джульетта» и «Слуга двух господ», - фильм «Куда ушло время?», снятый совместно режиссерами всех стран БРИКС, - на 2018 год запланирован дебютный концерт оркестра - разработка практических рекомендаций странам БРИКС по обмену между исследователями международных отношений и мозговыми центрами

I

к

0

1

й

л я №

сл а

■о

о о

Я

О

Ь=|

ч о Ь=| о -1

л

й л> й о

м щ

Я

Я »

§ а * >

а Р

Я О

° я

я Ъ

н о

О М ■

о ^

м о

о м

М 00

Повышение политической состоятельности стран БРИКС за счет публичной дипломатии является одним из направлений гуманитарного сотрудничества организации.

В таблице конкретизируется работа, проделанная совместно странами БРИКС в вышеперечисленных направлениях, которые перекликаются с Целями развития тысячелетия и Целями устойчивого развития. В третьей строке перечислены краткие формулировки ранее упомянутых в данной статье и других документальных положений, в четвертой — некоторые проекты, способствующие реализации планов и достижению целей гуманитарного сотрудничества, в пятой — видимые результаты этих проектов.

Итак, новыми акторами для достижения пропорционального баланса сил должны стать ведущие государства каждого из макрорегионов или региональных подсистем. В число этих стран-лидеров входят все государства БРИКС (Бразилия — в Южноамериканской подсистеме, Россия — в Восточной Европе, Индия — в Южной Азии, Китай —

в Восточной Азии, ЮАР — в Южной Африке). С точки зрения классического подхода к определению центров силы, большинство сильных региональных держав не сможет претендовать на статус центров силы из-за неполного соответствия военному аспекту.

Возможно, мировому сообществу стоит взглянуть на критерии центров силы по-новому, опираясь на принципы культуры мира. Безусловно, предложенные в статье направления-критерии не станут реальной альтернативой существующим аспектам центров силы, однако, судя по результатам гуманитарного сотрудничества, страны БРИКС уже становятся центрами «мягкой силы», и в этом направлении у организации есть серьезные перспективы развития. Д. Най, автор термина «мягкая сила», заявлял, что и «твердая», и «мягкая сила» — составляющие способности достигать целей, влияя на поведение других людей [1]. Следовательно, и на равномерное распределение ведущих ролей на мировой арене они гипотетически могут влиять с одинаковой эффективностью.

Литература

1. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. — N.Y.: Public Affairs, 2009.

2. Гуманитарное сотрудничество // Национальная политическая энциклопедия. — URL: http://politike.ru/termin/gumanitarnoe-sotrudnichestvo.html (дата обращения: 22.08.2018).

3. Данилевский Н. Россия и Европа. — М.: Книга, 1991.

4. Культура мира. — URL: http://www.un.org/ru/peace/culture/culture.shtml (дата обращения: 24.08.2018).

5. Саммиты и документы. — URL: http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs (дата обращения: 23.08.2018).

6. Тойнби А. Постижение истории. — М.: Айрис-Пресс, 2010.

7. Футурологический конгресс: будущее России и мира. (Москва, 4 июня, 2010 г.): Сборник докладов / Под ред. С.С. Сулакшина [и др.]. — М.: Научный эксперт, 2010.

8. Хатингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2003.

9. Шпенглер О. Закат Европы. — М.: Эксмо, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.