Научная статья на тему 'Культура и традиции донского казачества, как важный фактор формирования национального самосознания'

Культура и традиции донского казачества, как важный фактор формирования национального самосознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1143
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / DON COSSACKS / FOLK CULTURE / PEDAGOGY / MORAL EDUCATION / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудкова А.В.

Статья посвящена проблеме сохранения и изучения традиций донского казачества в современном обществе. Анализируется влияние казачьего компонента на формирование личности и развитие национального самосознания. Раскрывается значение системы ценностей и установок культуры и традиций донского казачества на воспитание гармоничной личности. Обосновывается необходимость внедрения в педагогический процесс системы ценностей и установок морально-нравственного и духовно-эстетического компонента, опирающегося на исторический опыт и культурное наследия казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура и традиции донского казачества, как важный фактор формирования национального самосознания»

Гудкова А.В.

аспирантка МГУТУ имени К.Г. Разумовского, специалист по УМР кафедры «Дизайн» МГУТУ имени К.Г. Разумовского

Культура и традиции Донского Казачества, как важный фактор формирования национального самосознания

«Этническое возрождение» является неотъемлемой чертой развития общества конца 20 - начала 21 века. С одной стороны стираются культурные границы, что приводит к уравниванию всего самобытного, с другой появляется желания каждого народа сохранить свою идентичность, национальную культуру и традиции, принадлежность к тому или иному этносу. Актуальность сохранения культурного наследия и традиций казачества характерна для нашего времени, в котором всё изменяется с невероятной скоростью. Эти перемены носят глобальных характер. Всё большее значение приобретает внимание к взаимоотношению и взаимодействию между различными культурами того или иного этноса, населяющего нашу огромную страну. Этот процесс приводит к развитию демократизации и глобализации социальной жизни общества.

Происходит этническое возрождение, культура становится значимой характеристикой в современном мире. Через призму её многообразия строится личное пространство и мировоззрение современного гражданина, его мышление, углубляется понимание национального самосознания, возрастает межэтническая толерантность, что ведёт к гармоничному развитию многонационального общества. Культура помогает людям понять друг друга, сближает представителей разных этносов. Народное искусство использует для этого свою силу традиций, мудрость, глубокое мироощущение.

На 60-70 годы XX столетия приходится всплеск интереса к изучению народных корней, обычаев, фольклора, национального искусства. Эта тенденция крепнет, и всё чаще обращение происходит к народной культуре. Возрождение и изучение традиций помогает решить важные проблемы общества, построить эффективные взаимоотношения внутри него и избежать этноцентризма. Развития межкультурных комму-

| га/

никации возможно только тогда, когда изучается культура . отдельно взятого этноса, объясняется и излагается в форме, доступной для понимания представителя другой народности. Социолог Энтони Гидденс в своих работах говорит о том, что в каждой культуре приняты свои уникальные модели поведения, которые кажутся странными представителям других культурных образований. Чтобы понять их, нужно изучить культурное целое, частью которого они являются.

Проблеме межкультурного взаимодействия посвящено много работ в области психологии, социологии, культурологии, истории, этнографии, философии, языкознания, географии и других смежных областей научного знания. Особое место этому вопросу отводится в педагогике. Анализ психолого-педагогической литературы показывает важное значение кросс-культурных исследований, которые помогают глубоко осмыслить психологические и педагогические особенности формирования гармоничной творческой личности в современном обществе. Всё это закладывает основу для глубокого понимания и принятия другого мировоззрения, не теряя своей идентичности. Именно культура является важным фактором для развития здорового и устойчивого общества.

Поэтому процесс сохранения и развития национальной, духовной, языковой и ментальной среды, традиций отечественной культуры и науки является важнейшей задачей для системы воспитания и основным направлением в работе при формировании будущих специалистов в разных областях. Это залог воспитания успешной личности с высокими интеллектуальными, моральными и духовными качествами, специалиста - истинного патриота своего Отечества, способного сохранить и приумножить культурное наследие.

Учитывая вышесказанное, обращение к культуре донского казачества вполне закономерно и объяснимо, так как именно оно является самым древнем и многочисленным из всех казачьих войск в истории России. Ценностные ориентиры и традиции, мировоззрение со значимыми образами любви к Отечеству, можно считать обобщённой патриотической и национальной идеей, девизом, прошедшим сквозь века: «Жизнь за веру, за Отечество». Эти понятия выражены в декоративно-прикладном искусстве, фольклоре, семейно-бытовых устоях жизни казаков.

/Ям

-

. Чтобы понять глубину культурных традиций донско-

го казачества, нужно обратиться к истории. Этот вопрос спорный и неоднозначный. Насчитывается более 20 версий происхождения казачества. Многие историки изучали и систематизировали этот вопрос. Ефграф Петрович Савельев в своих многочисленных трудах доказывает, что донское казачество феномен самобытный и не случайный. Анализируя огромный исторический материал и приводя множество доказательств, опираясь на летописные источники, писатель и краевед доказывает древние корни казачества, уходящие в глубину тысячелетий. Он находит множественные свидетельства упоминания донского казачества в более ранних исторических источниках, нежели XV век. Это свидетельствует о проживании Казаков на Дону испокон веков о том, что их культура не случайна. Во главу угла Савельев ставит морально-этические качества людей, отстаивавших наше отечество ценой собственных жизней, волевой характер, истинный патриотизм, преданность отчизне. Историк приводит такой аргумент: «Были ли когда в истории примеры, чтобы бежавшие в одиночку холопы и преступники за тысячи вёрст от своей родины, среди чужого и враждебного им народа могли основать особое государство, составить сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно- идейную общину, целый народ, с его своеобразным правлением, где старшего не было, а младший равен всем, с особыми воинскими приемами, с особенным говором, другими нравами и обычаями, а главное - рыцарской идеей лечь костьми за обиженных и угнетённых, за свои родные земли и православную греческую веру, на удивление всему миру и на славу своим потомкам» [3, с. 16]. Другие авторы А. А. Гордеев, П.Н.Краснов, М. Примаков, А.Д. Беглов, придерживаются того же взгляда, что самобытные традиции и культура казачества является уникальным мировым феноменом, в котором идейный дух патриотизма и заступничества за Русскую землю является наследием славных предков воинов, насчитывающее не одно тысячелетие. Следовательно, обращение к традициям донского казачества, как к действенному механизму воспитания личности, является закономерным. Культурная среда, методы воспитания в семьях донских казаков помогают развитию всех качеств гармоничной личности.

. Аспекты духовного и морально нравственного воспитания

развития личности Казаков являются примером эффектив- . ной педагогической модели . В ней важно выделить развитие морально-нравственного воспитания, эмоционально-волевой направленности, системе ценностей и установок художественно-эстетического компонента. При условии опоры на казачий компонент в формировании личности, народное воспитание становится главным, основополагающим фактором педагогики. Впервые понятие «Этнопедагогика» вводит Г.Н. Волков в 1972 году. Он формирует и обозначает значение и суть этнопедагогики, как науки. Учёный озвучивает, что эт-нопедагогика - наука. В своих работах Г.Н. Волков осуществляет переход от исследовательских деятельности народного воспитания к обоснованию сущности народной педагогики, доказывает эффективность модели воспитание личности через национальную культуру и историко-культурные традиции народа, которые являются важнейшим фактором в формировании педагогической среды и установок, как единой системы воспитания.

В статье Н.Б. Ульяновой «Этнополитические представления региональной элиты как фактор конструирования этнополитической культуры» рассматривается актуальная проблематика межкультурного взаимодействия и важности изучения культурной среды отдельно взятого этноса [4, с. 9]., а так же в работе «Формирование этнохудожественной культуры у будущего дизайнера в вузе». [5, с. 125-127]

Опираясь на этот опыт, а так же на уникальную историческую систему культуры донского казачества и интегрируя её в современный учебный процесс образования высшей школы, возможно воздействовать на потребностно - мотивацион-ный, мировоззренческий, интеллектуально-эмоциональный и деятельностный компонент в формировании современной личности. Это яркий пример педагогического воздействия, при котором формируется способность свободно и творчески развиваться с опорой на нравственные, культурные и духовные ценности своей страны, вырабатывается созидательная позиция по отношению к обществу и государству, обретается гармония с окружающим миром, возникает патриотически обоснованная позиция каждого обучающегося.

Сохранение, а так же изучения традиций и культуры донского казачества является важной задачей для современного общества. Этот вопрос на данный момент остаётся недоста- .

точно исследованным и является интересным примером отражения многовекового опыта образовательно-воспитательных концепций в системе казачьей общины, где основным условием педагогического воздействия на личность являются богатейшие историко-культурные традиции народа, с ярким образцом патриотических и морально-нравственных идеалов. Богатое культурное наследие искусства Казаков в процессе морально-духовного воспитания через творчество, оптимизирует воспитательный процесс. Влияет на подсознательные установки и осознанные нравственные эталоны, меняя поведение человека. Закладывает фундаментальную основу активной жизненной позиции.

Таким образом, формируется гармоничная высокодуховная личность, способная созидать и гармонизировать общество своей социальной и профессиональной деятельностью.

Список литературы:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика М. Издательский центр «Академия», 1999

2. Гидденс Э. Социология М. Эдиториал УРСС, 1999

3. Савельев Е.П. Древняя история казачества М. ВЕЧЕ, 2015

4. Ульянова Н.Б. Этнополитические представления региональной элиты как фактор конструирования этнополитической культуры М. Этносоциум и межнациональная культура №10 (64), стр. 9, 2013 г.

5. Ульянова Н.Б. Формирование этнохудожественной культуры у будущего дизайнера в вузе М. Этносоциум и межнациональная культура № 4 (46), стр. 125-127, 2012 г.

Bibliography

1. Volkov G.N. Ethnopedagogics M. Publishing Center "Academy", 1999

2. GiddensE. Sociology M. Editorial URSS, 1999

3. Savelyev E.P. The ancient history of the Cossacks M. VEChE 2015

4. Ulyanov N.B. Ethno-political representation of the regional elite as a factor in the construction of the ethno-political culture of M. Etnosotsium and transnational culture №10 (64), p. 9, 2013

5. Ulyanov N.B. Formation ethnoart culture at the future of the designer at the university M. Etnosotsium and transnational culture number 4 (46), p. 125-127, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.