Щупленков О.В.
доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт
Роль семьи в воспитании казака-патриота
Развитие исторической парадигмы обусловлено современными тенденциями осмысления прошлого России, национально-культурным вкладом русского народа в общую систему российских ценностей. Заметную роль в изучении российской общности занимают вопросы взаимодействия казачества и власти, казачества и народов, населяющих приграничные территории. В этой связи особенно интересным является поиск духовных корней казачьей идентичности, глубинных основ самосознания, исторической памяти и культурной преемственности.
На наш взгляд, данная проблематика должна опираться на осмысление роли семейного воспитания в формировании личности казака, его будущем жизненном самоопределении.
Казаковедение, как самостоятельное научное направление изучения истории казачества, одним из своих концептуальных положений считает выяснение роли семьи в формировании защитника Отечества. Современная концепция патриотического воспитания молодого поколения в российском обществе нуждается в поиске духовного ядра, дающего возможность осуществить эффективную работу по воспитанию истинных патриотов своей страны, поэтому обращение к системе патриотического воспитания в казачьей семье является вполне обоснованным и закономерным.
Воспитание будущих казаков основано на сохранении глубоких традиционных преемственных связей между поко-лениями1. Выполнение важной функции казаками защиты национальных границ возлагает на старшее поколение особую миссию по передаче необходимых духовных и военных
1 Боднева Н. А. Становление и развитие системы семейного воспитания в Терском казачестве: вторая половина XIX - начало XX в.: дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2008; Гомзякова Н. Н., Коровин В. М. Кубанские казаки - лихие джигиты и пластуны // Военно-исторический журнал. №2, 2007; Холин И. В. Становление и развитие военного обучения Кубанского казачьего войска во второй половине XIX - начале XX веков: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
знаний, умений подрастающему поколению. Духовная связь поколений особенно ярко проявляется в трудные для страны периоды истории. Опыт старшего поколения, его умения и навыки по организации эффективной защиты рубежей страны, становятся востребованы и актуальны в деле казачьего воспитания и образования2.
Казаки, как защитники российской государственности, неизменно становились на защиту своей родины, не считаясь порой со своими внутренними социальными предубеждениями. Современная молодежная политика России нуждается в качественной подготовке будущих защитников Отечества, и обращение к опыту казачьей педагогики будет крайне своевременным и актуальным.
Традиционная казачья педагогика, охватывающая все сферы жизни общества, позволит максимально в быстрые сроки адаптировать подрастающее поколение к изменяющимся условиям жизни, создать физический и духовный задел воспитания гармонично развитой личности3.
Семейное воспитание будущего казака основывается на сохранении традиционных форм религиозного воспитания, приучения с малых лет к труду. Старшее поколение не только приобщает молодое поколение к хозяйственной жизни, но и считает обязательным обучение чтению и письму. Хотя образованность в казачьей среде не воспринимается как необходимость, но все же, научение грамотности всегда входило в основные обязанности казачьей общины. Основной обязанностью семьи являлось подготовка молодого человека к «Государевой службе», поэтому физические упражнения, конная выездка, работа с оружием занимали значительное время в ходе обучения4.
Казачье воспитание и образование на протяжении многих столетий концентрировалось на основной задаче служивого сословия - несение воинской службы. Подготовка мобилизационных ресурсов казачества заключалась в оснащении казака умениями и навыками ведения войны, работы с ору-
2 Щупленков О. В. Казачество как стабилизирующий фактор на юге России // Альманах Казачество. 2014. № 7.
3 Щупленков О. В. История и традиции казачества - основа патриотического воспитания молодежи // Альманах Казачество. 2014. № 8. С. 41-60.
4 Харузин М. Н. Сведения о казацких общинах на Дону: материалы для обычного права, собранные М. Н. Харузиным. М., 1885.
жием. Казак выполнял свой долг на протяжении всего периода службы, что требовало от него максимальных усилий по сохранению постоянной воинской готовности. Особенно актуальными становились готовность боевой подготовки казака в «периоды лихолетья», то и дело сотрясавшие российскую империю на протяжении нескольких столетий5. В такие периоды истории на защиту Отечества выступал стар и млад. Каждый казак всю свою сознательную жизнь считал за честь выступить в военный поход, чтобы продемонстрировать свою преданность отчизне, собственные воинские возможности.
Подход к обучению и воспитанию будущего казака в семье считался важным этапом социализации подростка, поэтому воспитанием мальчика занимался отец. Именно он прививал ребенку навыки воинского искусства, воспитывал чувство братской солидарности и ответственности перед односельчанами. Отношения между отцом и сыном отличались строгостью нравов, использованием системы принуждений, запретов и ограничений.
Строгость и справедливость воспитательных действий со стороны отца воспринимались детьми с пониманием, поэтому в казачьей семье редко можно было услышать жалобы детей на жестокость обращения со стороны родителей. Наряду с наказанием родители широко использовали методы поощрения, что создавало благоприятные условия для создания отношений привязанности и взаимной ответственности всех членов семьи6.
Старшее поколение семьи своим примером показывало детям как правильно себя вести в той или иной ситуации, не читая при этом нудных нотаций. Обучение и воспитание в казачьей семье происходило по правилу: «Делай как я!», что становилось лейтмотивом всего педагогического процесса. Наказание являлось методом ритуального действия, при котором провинившийся большей частью должен был сам осознать пагубность содеянного. Телесные наказания использовались казаками в воспитательных целях крайне редко, и носили как правило в большей степени предупрежда-
5 Рябова Е. Л., Щупленков О. В. Казачество юга России: история и современность : учебное пособие. М., «Этносоциум», 2011.
6 Основы Казачьей культуры : учебное пособие / Рябова Е. Л., Щуплен-ков О. В. М., «Этносоциум», 2015.
ющий характер. «Коли не слухает, то и посечь можно, спина дело наживное» 7.
Живя в казачьем сообществе, члены семьи постоянно находились в зоне внимания окружающих, что создавало атмосферу взаимного притяжения. Подчас вопросы воспитания выносились на всенародное обсуждение. Станичные органы власти - собрания и суды, брали на себя ответственность за воспитание своих односельчан. Существовала довольно разветвлённая система административных санкций против ослушников. Денежные штрафы, аресты до семи суток, письменные заверения в благочестии по отношению к своим родителям, общественные порки сопровождали общественный надзор за процессом воспитания будущего казака8.
На ранних этапах развития казачьей социальной общности, семья не воспринималась казаками как средство педагогического воздействия на подрастающее поколение. В Запорожской Сечи, Вольном Дону воспитанием будущего казака занималась сама община, культивируя в собственной среде необходимые элементы воспитательного цикла9.
Со временем, отношение к семье в казачьем сообществе коренным образом меняется. Патриархальные основы воспитания приходят на смену общинным, становятся более акцентированными на создание приоритета отца, его роли в формировании будущего защитника Отечества. Власть отца приобретает в семье некий сакральный смысл, поэтому подчас можно было услышать: «Отец в дому как Авраам в раю первый, а отец в дому первый и есть»10.
Наряду с отцом значительное воздействие на процесс воспитания детей оказывала мать. Роль женщины в формировании казачьей семьи достаточно значительна. Экономическая составляющая казачьей семьи основным грузом лежит на плечах женщины. Социальная составляющая казачьей об-
7 Харузин М. Н. Сведения о казацких общинах на Дону: материалы для обычного права, собранные М. Н. Харузиным. М., 1885.
8 Там же. С. 5
9 Дзюбан В. В. Традиции и обычаи казаков - многовековой нравственный стержень // Вопросы культурологии. №4, 2013; Коваленко В. В. Атаманство как социально-административный институт казачьего общества (на примере Запорожского, Донского и Кубанского казачества) // Теория и практика общественного развития. №3, 2013.
10 Харузин М. Н. Сведения о казацких общинах на Дону: материалы для обычного права, собранные М. Н. Харузиным. М., 1885.
щины основана на активной роли всех ее членов в участии в управлении. Поэтому не удивительно, что казачки на протяжении последних двух столетий принимали активное участие в общественной жизни сообщества, становясь важным социальным инструментом эффективного регулирования процесса образования и воспитания11.
В период несения казаком воинской службы, на плечи казачки ложились все хозяйственные и бытовые нужды, воспитание и образование подрастающего поколения12. Кроме этого, казачки наряду с мужчинами участвовали в военных походах, возглавляли казачьи отряды. Как пример можно привести жизнь калмыцкой княгини А. Тайшиной. Оставшись после смерти мужа вдовой, она с 2400 подданными обратилась к императрице Анне Иоанновне в 1739 году с просьбой выделить ей для оседлого поселения небольшой участок земли, на что получила разрешение основать город Ставрополь (Тольятти). Княгине были даны полномочия войскового атамана и положено жалованье в размере 500 рублей. Старшины Ставропольского Казачьего Войска также получали жалованье на уровне офицеров Войска Донского. Основной задачей вновь созданного казачьего воинского объединения была защита Самарско-Уфимской линии13. В настоящее время эффективно управляет казачьей общиной во Владимирской области Ю. П. Ткаченко14.
Казачья педагогика включает в себя не только семейное воспитание, но и значительную роль атаманства15. Данная форма военно-административного управления позволяет эффективно осуществлять педагогический процесс опираясь на широкие демократические принципы. В то же время нельзя и преувеличивать роль общественного контроля над
11 Прошло 5 лет, пора спросить с Вр.и.о. Атамана -президента ДКР Юдина А. Н. результаты по выполнению решения съезда Казачьего народа и что сделано для восстановления ДКР! [Электронный ресурс] // Донская Казачья Республика. 2016. Режим доступа: http://sites.google.com/site/donrepublika/
12 Там же.
13 Кузьмин А. Г. Татищев. М., 1981.
14 Данилов Д. Атаман Юлия Ткаченко: «Если ты казак, то должен иметь и шашку» [Электронный ресурс] // Уфимские городские казаки. - Режим доступа: http://www.ufakazak.ru/article/page/439
15 Коваленко В. В. Атаманство как социально-административный институт казачьего общества (на примере Запорожского, Донского и Кубанского казачества) // Теория и практика общественного развития. №3. 2013; Шишов А. В. Казачьи атаманы. М., 2008.
А т> ■игл nun v //Кпъп-иргтйл»
Семья кубанца. Фото неизвестного автора, 1891 г.
Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (5) [Электронный ресурс] // zidanio's Journal. 2013. Режим доступа: http://zidanio.livejournal.com/17791.html
семейным воспитанием.
В каждом отдельно взятом казачьем войсковом образовании имеется собственная оценка эффективности образования и воспитания. С позиции регионоведческого анализа, казачьи педагогические методики имеют совершенно разные подходы и формы достижения результата, поэтому важным на современном этапе становится сохранение самобытности казачьей педагогики, ее достижений в целях воспитания истинных патриотов страны. Унификация казачьей педагогики уничтожит уникальный пласт народного творчества, исторического наследия прошлого16. В каждой отдельной взятой казачьей области существует свой неповторимый подход к
16 Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции. Армавир, 2012.
Семья уральского казака. Фото неизвестного автора, 1867 г.
Там же.
системе образования и воспитания. В частности, на Верхнем Дону сохраняются патриархальные порядки гораздо более тщательнее, чем на Нижнем17.
В современных казачьих семьях все чаще наблюдаются случаи нарушения традиций семейного воспитания. Родители игнорируют право взрослого сына на самостоятельное ведение хозяйства, заведение семьи, переезд на другое место жительства. Участились случаи вмешательства родителей в воспитание внуков, не учитывая мнения родителей. Подобные случаи свидетельствуют о разрушении прежних семейных устоев, создании прецедентов нежелательных тенденций развития казачьей культуры.
Необходимо внимательно и бережно относиться к культурно-образовательному наследию казачества. Казак находился на передовой позиции русской цивилизации, поэтому органично впитал в себя природные и социальные
17 Харузин М. Н. Сведения о казацких общинах на Дону: материалы для обычного права, собранные М. Н. Харузиным. М., 1885.
особенности русского народа: любопытство, коллективизм,упорство, настойчивость, ответственность за ближнего, сострадание, терпимость и храбрость.
Из казачьей среды вышло немало видных деятелей культуры, политики, науки, производства: В.Д. Сухо-руков, А.Ф. Щербина,
A.Ф. Лосев, А.Н. Краснов, Д-И. Иловайский, Д.П. Косоротов, П.С. Фролов, М.Б. Греков, B.C. Рубашкин,
B.И. Суриков, A.A. Хан- жонков, Г.Я. Седов и
Казачье семейство многие другие. Уровень
Цимлянской станицы. й
образования и воспи-Там же. г
тания в казачьей семье
позволял молодым людям получать необходимый жизненный опыт, позволивший им достичь определенных успехов в жизни. Казачья педагогика, используя как традиционные формы обучения и воспитания, так и современные тенденции, смогла обеспечить формирование глубоких мировоззренческих убеждений у многих выходцев из казачьей среды.
Семейное казачье воспитание и образование за многие столетия своего существования сформировало стройную систему институтов социализации, отличающейся практической направленностью. Уникальность казачьей семьи заключается в особой роли консолидирующей функции значительного количества людей, выполняющих важную миссию в несении воинской службы. Институт казачьей семьи постоянно изменяется, приобретает новые черты, соответствующие современному духу времени, отвечает социально-политическим требованиям российского государства.
Казачье семейство Цимлянской станицы. Там же.
Семы Гребенских катков станицы Червлёная. 1879г.
Семья Гребенских казаков станицы Червлёная. 1879 г.
Кулебякин И. Гребенички [Электронный ресурс] // Некоммерческое партнерство «Историко-культурное наследие Кубани». Режим доступа: http://www.gipanis.ru/?level=679&type=page
Семейное воспитание в казачьих семьях готовит будущих защитников Отечества, готовых в любую минуту встать на ее защиту. Социальный характер казачьей педагогики подтверждает демократические основы российской государственности, подчеркивает важность незыблемых казачьих заветов и символов.
Казачья семейная педагогика предполагает соблюдение ряда важных принципов патриотического воспитания. Одним из главных является формирование внутренней убежденности казака в незыблемости исторических традиций славного казачьего рода, гордости за героическое прошлое своей страны. Неотъемлемой основой казачьего воспитания служит передача подрастающему поколению основных норм и правил поведения казака. Соблюдение высокой внутренней культуры и духовности, основанной на почитании старших, уважения к жене и внимания к детям. Непрестанная работа над своим физическим и военным совершенством, готовностью выполнить требования воинской службы.
Список литературы:
1. Боднева Н. А. Становление и развитие системы семейного воспитания в Терском казачестве: вторая половина XIX - начало XX в. : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Наталья Александровна Боднева. Пятигорск, 2008. 204 с.
2. Гомзякова Н. Н., Коровин В. М. Кубанские казаки - лихие джигиты и пластуны // Военно-исторический журнал. 2007. № 2. С. 63-66.
3. Данилов Д. Атаман Юлия Ткаченко: «Если ты казак, то должен иметь и шашку» [Электронный ресурс] // Уфимские городские казаки. Режим доступа: http://www. ufakazak.ru/article/page/439
4. Дзюбан В. В. Традиции и обычаи казаков - многовековой нравственный стержень // Вопросы культурологии. 2013. № 4. С. 57-61.
5. Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н. Н. Великой, С. Н. Лукаша. Армавир, 2012. 216 с.
6. Коваленко В. В. Атаманство как социально-административный институт казачьего общества (на примере Запорожского, Донского и Кубанского казачества) // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 130-132.
7. Коваленко В. В. Атаманство как социально-административный институт казачьего общества (на примере Запорожского, Донского и Кубанского казачества) // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 130-132
8. Кузьмин А. Г. Татищев (Жизнь замечательных людей). М.: Молодая гвардия, 1981. 351 с.
9. Кулебякин И. Гребенички [Электронный ресурс] // Некоммерческое партнерство «Историко-культурное наследие Кубани». Режим доступа: http://www.gipanis. ru/?level=679&type=page
10. Основы Казачьей культуры : учебное пособие / Рябова Е. Л., Щупленков О. В. М.: «Этносоциум», 2015. 192 с.
11. Прошло 5 лет, пора спросить с Вр.и.о. Атамана -президента ДКР Юдина А. Н. результаты по выполнению решения съезда Казачьего народа и что сделано для восстановления ДКР! [Электронный ресурс] // Донская Казачья Республика. 2016. Режим доступа: http://sites.google.com/site/donrepublika/ (Заголовок с экрана, дата обращения 31.03.2016).
12. Рябова Е. Л., Щупленков О. В. Казачество юга России: история и современность : учебное пособие. М.: «Этносоциум», 2011. 256 с.
13. Харузин М. Н. Сведения о казацких общинах на Дону: материалы для обычного права, собранные М. Н. Харузиным. М., 1885. Т. 1. 429 с.
14. Холин И. В. Становление и развитие военного обучения Кубанского казачьего войска во второй половине XIX - начале XX веков : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Игорь Владимирович Холин. М., 2007. 286 с.
15. Шишов А. В. Казачьи атаманы. М.: Вече, 2008. 416 с.
16. Щупленков О. В. История и традиции казачества - основа патриотического воспитания молодежи // Альманах Казачество. 2014. № 8. С. 41-60.
17. Щупленков О. В. Казачество как стабилизирующий фактор на юге России // Альманах Казачество. 2014. № 7. С. 41-60.
18. Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (5) [Электронный ресурс] // zidanio's Journal. 2013. Режим доступа: http://zidanio.livejournal. com/17791.html
19. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Миграционные процессы и межнациональные межконфессиональные отношения в России: взаимовлияние и роль СМИ // Этносо-циум и межнациональная культурам. 2016. № 2 (92). С. 9 - 20.
20. Суздалева Т.Р. Миграционная политика: практика XXI века // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 1 (79). С. 9 - 15.
21. Суздалева Т.Р. Был ли СССР империей: национальный аспект // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 7 (61). С. 61 - 67.
22. Дзуцев Х.В. Этносоциологический портрет республик Северо-кавказского федерального округа Российской Федерации. М., РОССПЭН, 2012.
Bibliography
1. Bodneva N.A. Formation and development of family education system in the Terek Cossacks: the second half of XIX - early XX century. : Dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01: Natalia Bodneva. Pyatigorsk, 2008. 204 p.
2. Gomzyakova N.N., Korovin V.M. Kuban Cossacks - scouts and dashing horsemen // Military History magazine. 2007. № 2. p. 63-66.
3. Daniel D. Ataman Yulia Tkachenko: "If you're a Cossack, he must have a sword and" // Ufa city Cossacks: http://www.ufakazak.ru/article/page/439
4. Dzyuban V.V. Traditions and customs of the Cossacks - the centuries-old moral core // Questions of Cultural Studies. 2013. № 4. p. 57-61.
5. From the history and culture of the North Caucasus Line Cossack: materials Eighth Kuban-Terek scientific conference / Edited. Great N.N., S.N. Lukas. Armavir, 2012. 216 p.
6. Kovalenko V.V. chieftanship as a social and administrative institutions of the Cossack society (for example, Zaporozhye, Don and Kuban Cossacks) // Theory and practice of social development. 2013. № 3. p. 130-132.
7. Kovalenko V.V. chieftanship as a social and administrative institutions of the Cossack society (for example, Zaporozhye, Don and Kuban Cossacks) // Theory and practice of social development. 2013. № 3. p. 130-132
8. Kuzmin A.G. Tatishchev (Lots of great people). M.: Young Guard, 1981. 351 p.
9. I. Kulebyakin Grebenichki // Non-Profit Partnership "The Historical and Cultural Heritage of Kuban": http://www.gipanis.ru/?level=679&type=page
10. Fundamentals of Cossack culture: a tutorial / Ryabova E.L., Schuplenkov O.V. M.: "Etnosotsium", 2015. 192 p.
11. It has been 5 years, it is time to ask Vr.i.o. Ataman -President DKR Yudin A.N. results for the implementation of decisions of the Cossack congress and the people what has been done to restore trees and shrubs! // Don Cossack Republic. 2016: http://sites.google.com/ site/donrepublika/ (03.31.2016).
12. Ryabova EL., Schuplenkov O.V. Cossacks of Southern Russia: History and Modernity: a tutorial. M .: "Etnosotsium", 2011. 256 p.
13. Kharuzin MN Information about the Cossack communities in the Don: materials for customary law, collected M.N. Kharuzin. M., 1885. T. 1. 429 p.
14. Choline I.V. Formation and development of military training of the Kuban Cossack army in second half XIX - early XX centuries: Dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01: Igor Holin. M., 2007. 286 p.
15. SHishov A.V. Cossack chieftains. M.: Veche, 2008. 416 p.
16. Schuplenkov O.V. history and traditions of the Cossacks - the basis of patriotic education of youth // Almanac Cossacks. 2014. № 8. p. 41-60.
17. Schuplenkov O.V. Cossacks as a stabilizing factor in the south of Russia // Almanac Cossacks. 2014. № 7. p. 41-60.
18. Ethnographic overview - Russia second half XIX century (5) // zidanio's Journal. 2013: http://zidanio.livejournal.com/17791.html
19. Suleymanov S.S., Ryabova E.L. Migration processes and ethnic-confessional relations in Russia: interaction and the role of the media. M.: International Publishing Center Etnosotsium. 2016.
20. Suzdaleva T.R. Migration policy: the practice of the XXI century // Etnosotsium and international culture. 2015. № 1 (79). P. 9 - 15.
21. Suzdaleva T.R. It was the Soviet empire: the national aspect // Etnosotsium and international culture. 2013. № 7 (61). P. 61 - 67.
22. Dzutsev H.W. Ethnosociological portrait of the republics of the North Caucasus Federal District of the Russian Federation. M. ROSSPEN 2012.