Научная статья на тему 'Изобразительное искусство как формирующий фактор воспитанияи сохранения национальных традиций казачества'

Изобразительное искусство как формирующий фактор воспитанияи сохранения национальных традиций казачества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАЧЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ART EDUCATION / NATIONAL TRADITIONS OF THE COSSACKS / FORMATION OF PERSONALITY / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянова Н. Б.

Статья посвящена проблеме сохранения традиций в современном художественном образовании. Анализируются металогические подходы и возможности формирования художественного образования средствами национальной художественной культуры. В свою очередь обосновывается необходимость внедрения в учебный процесс практических основ изобразительной грамоты, опирающийся на опыт исторического развития народного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство как формирующий фактор воспитанияи сохранения национальных традиций казачества»

Ульянова Н.Б.

кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Дизайн» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)

Изобразительное искусство как формирующий фактор воспитания и сохранения национальных традиций казачества

Ключевым фактором формирования художественного вкуса в современном обществе является развитие эстетического и художественного мировоззрения. Реализация этого процесса возможна только при особом внимании к национальной культуре и традициям.

Современное образование и социокультурное пространство находятся в постоянном взаимодействии, что требует пристального внимания к организации художественного воспитания, и создания условий для творчества и творческой деятельности. Проблематика обусловлена потребностью общества в культурном и духовном развитии, которое невозможно без сохранения национальных традиций.

Любое искусство участвует в формировании личности человека. Исходя из этого формирования самой личности, создающей произведения искусства и разнообразные объекты среды - процесс ответственный. Каким будет средовое пространство во многом зависит от путей и методов обучения будущего создателя и организатора эстетического пространства. Участвуя в формировании личности, человека, искусство активизирует и заставляет работать все струны души. Оно воздействует на восприятие, на эмоции, фантазию и мышление, а тем самым участвует в воспитании определенного эстетического мировоззрения. Без решения проблемы формирования практических основ изобразительной грамоты, опирающейся на опыт исторического развития народного искусства и народных промыслов, подготовка специалиста не может быть полной и эффективной. Основной целью введения данного элемента профессиональной подготовки, является формирование художественной культуры. С чего начинается образование и воспитание, конечно с семьи. Со сказки, игры, занятий трудом, первых рисунков. История всех народов и народно-

■■■; ,' Альманах «Казачество»

, стей содержит богатый опыт и знания основанные на национальном фольклоре и культуре своего народа.

Актуальность формирования этнохудожественной культуры будущих членов общества обусловлена тем, что деятель культуры призван являть собой истинного носителя национального самосознания, способного посредством своей художественной деятельности воспитывать вкус и внимательное отношение подрастающих поколений к истории и культуре собственной страны.

Таким образом, необходимость привлечения в образовательную систему дисциплины, модулей по изучению национальной культуры и истории, традиций народного искусства достаточно велика. Эта необходимость вызвана также и несовершенством теоретико-педагогических основ процесса формирования этнохудожественной культуры. Нужно признать, что существует проблема, связанная с недостаточным формированием, представлений и знаний современной молодежи о национальной художественной культуре. Необходимо формировать восприимчивость современных студентов к опыту народных традиций и народного искусства.

Современной высшей школе, нужны научно обоснованные методологические позиции с использованием современных педагогических технологий. Огромный пласт педагогической культуры, несомненно, соприкасается с историей культуры и искусства как отечественной, так и мировой. Выстраивая модель педагогического образования, каждая образовательная программа опирается на определенную структуру и совокупность профессиональных знаний, умений и компетенций.

Создание в Москве Первого казачьего Университета, был вопрос сложный и многогранный. Прежде всего, в организации учебного процесса, методики ведения направлений обучения, развития профилей и образовательных дисциплин. Система организации этой важной структуры образования многократно поднималась руководством МГУТУ, а именно ректором В.Н. Ивановой. Внедрение в современной высшей школе новых педагогических технологий основанных на принципах этнопедагогики, сохранении национальных традиций осуществляется обдуманно и целенаправленно.

Так опираясь на многолетний опыт внедрения в учебный процесс национальной и самобытной культуры казачества, . можно привести опыт МГУТУ имени К.Г. Разумовского перво-

го казачьего университета. Основные положения, результаты . исследований в области национальной культуры, сохранении традиций отечественной культуры и самобытной народной художественной культуры докладывались и обсуждались на заседаниях Ученого совета, Учебно-методического совета кафедр Университета. Исследовательские программы, научные конференции, круглые столы объединяют педагогический и студенческий коллективы в единую систему сохранения истоков российской национальной культуры. Ряд диссертационных исследований были апробированы и реализованы в учебном процессе кафедры «Дизайн».

Формирование этнохудожественной культуры представляет собой интегральную систему, обеспечивающую подготовленность будущих художников и дизайнеров к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Включает три взаимосвязанных друг с другом компонента: профессиональный, кросскультурный и личностный. Реализуемая функциональная модель профессиональной подготовки состоит из взаимодополняющих модулей: процессуально-деятельност-ного, субъективно-организационного, целостно-смыслового, каждый из которых обеспечивает активизацию существующих компонентов, формирующих художественную культуру обучающихся.

Хорошей и плодотворной школой сохранения национальной культуры стали ежегодные Международные Рождественские образовательные чтения. Выступления и доклады которые посвящены развитию государства и общества в деле образования духовно-нравственного и патриотического воспитания и иных значимых направлений общественной жизни. Такие собрания выступают мощным толчком в создании художественных проектов. Проекты «Россия Православная», «Казачество - опора Отечества» были эстетическим сопровождением международных и всероссийских конференций. Принимая участие в таких мероприятиях, студенчество МГУТУ имени К.Г.Разумовского получает школу нравственности и огромный опыт в представлении художественных произведений на общественных собраниях. Содержательные и методологическая сложность деятельности творческого человека, значимость социальной функции искусства требует комплексной, универсальной, профессиональной подготовки.

В современных условиях развития изобразительного ис- .

Альманах «Казачество»

. кусства возникает сложность обусловленная фактором разобщения видов искусства. Отсутствие единой системы работы, в которой все художественные структуры формируют социальный заказ. Все это, в свою очередь, требует разработки новых подходов к формированию педагогических задач и воспитанию будущих художников. Следуя определению искусства, как деятельности по конструированию социокультурного пространства с целью придания дизайн-объектам и предметам искусства высоких потребительских свойств, эстетических качеств, национальной самобытности, необходимо помнить о синхронизации этих свойств и качеств с человеком и обществом. Успешное осуществление этой социально значимой деятельности требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов художественной и дизайнерской сфер. В существующем историческом и социокультурном контексте, квалификационные требования, предъявляемые к художнику весьма высоки. Особенно это касается сохранения и приумножения национальной культуры. В современном мире нет необходимости доказывать важность сохранения национальной культуры и искусства. Уважение и бережное отношение к национальным традициям нужно воспитывать.

Список литературы:

1. Некрасова М.А. Образ всадника-воина - Святого Георгия змееборца: его сакральный смысл в искусстве славянских народов как источника жизненных начал. СПб. Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2009

2. Тагунова И.А. Развитие национального образования в условиях глобализации мирового пространства. М. Теоретические и практические проблемы психологии № 1, 2008

3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М. Совершенство, 1998

Bibliography

1. Nekrasov M.A. The image of the warrior horseman - St. George zmeebortsa: its sacred meaning in the art of the Slavic peoples as a source of life began. SPb. Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. Saint Petersburg State University of Culture and Arts, 2009

2. Tagunova I.A. The development of national education in the conditions of globalization of world space. M. Theoretical and practical problems of psychology № 1, 2008

3. Gershunsky B.S. Philosophy of Education for the XXI century. M. Excellence, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.