а I
Пахарь В.В.
Аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета.
Педагогические патриотические традиции казаков Оренбуржья как основа социального туризма
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач любого общества.
В педагогической науке под патриотическим воспитанием понимается:
- сфера духовной жизни, которая проникает во все, что узнает, делает, к чему стремится, что любит и ненавидит человек (В. А. Сухомлинский [4]);
- формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими граждански-активными, социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой (В. И. Лутовинов [2]);
- религиозное познание, которое приобщает национально-патриотические чувства к категории высших ценностей (И. А. Ильин [1]);
В начале 70-х годов XX века на первый план в патриотическом воспитании выдвигается преданность и верность Родине, содружеству социалистических стран, провозглашается дружба народов. В детях наряду с чувством любви к малой Родине воспитывается любовь к многонациональному государству. Патриотическое воспитание приобретает характер интернационально-патриотического, поскольку подлинный патриотизм неотделим от пролетарского интернационализма, международной солидарности пролетариата.
С распадом Советского Союза появляются новые подходы к формированию личности, возникают различные варианты (в том числе и негативные) в трактовке понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
В настоящее время суверенитет России, ее национальная безопасность напрямую связаны с состоянием патриотического воспитания, с теми фактами, которые определяют его социальные перспективы, ибо современная социокультурная ситуация, характеризующаяся перманентным процессом «сти-
№
рания» традиционных российских ценностей из сознания де- р тей и подростков, не способствует формированию патриотического ценностно-смыслового пространства.
Глобализация, стремление к цивилизационной унификации, экономические преобразования приводят к тому, что русская национальная культура, являющаяся основой патриотизма, воспринимается как периферийная, подвергается опасности в связи с экспансией европейских и американских ценностей.
Образовательный процесс, лишенный аксиологического начала, поддерживает дезинтеграционные процессы в патриотическом развитии человека. Используемые формы и методы патриотического воспитания не учитывают характера перемен в личности современного ребенка и подростка.
Зачастую формально реализуемые воспитательные мероприятия не формируют у школьников чувство гордости за свою Родину, государство и свой народ, уважение к его великим свершениям и героическим страницам прошлого.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», основной целью которой является совершенствование и развитие системы патриотического воспитания у граждан России [3]. В ходе реализации программы наблюдалась положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастала социальная и трудовая активность граждан (особенно у молодежи).
Следует отметить, что общественность неоднозначно оценила основные положения программы патриотического воспитания. Критике подвергся как объем затрат на реализацию программы, так и ее качество. Отмечалась содержательная невозможность решения проблемы патриотического воспитания.
Российская культурно-патриотическая парадигма содержит такой феномен как казачество. Традиционная казачья культура - это культура патриотизма, веротерпимости и толерантности. В условиях девальвации культурно-исторических ценностей русского народа возрождение казачества является доказательством существования в России патриотических традиций.
В процессе возрождения казачества актуализировался педагогический потенциал культуры казачества, который основан на
(О;
патриотизме как ценности. Основными компонентами воспитательного потенциала культуры казачества являются казачья идея, основанная на русских традициях, воспитательный идеал, высшая цель общественных устремлений казачества и воспитательные ценности казачьей культуры, под которыми мы понимаем принятые и осознанные смыслы казачьего существования.
Система казачьего воспитания основана на идее и педагогических традициях казачьей этнопедагогики. Ментальную совокупность ценностных ориентаций казачьего воспитания составляют: патриотизм, служение Отечеству и приверженность идеалам православной веры. Они определяют аксиологическое ядро казачьей культуры. Это позволяет конкретизировать цели воспитательного процесса, формировать в сознании детей и подростков положительный образ - идеал.
Целью системы воспитания выступает позитивный образ человека казачьей культуры с идеалами, качествами и ценностями личности, ориентированной на военно-прикладные аспекты жизнедеятельности.
Система казачьего воспитания основана на принципах культуро- и природосообразности, традиционности, патриотизма, народности, духовности. Сегодня она приобретает характер целенаправленной педагогической деятельности по созданию условий, способствующих усвоению детьми и подростками идеалов, смыслов и ценностей казачьей культуры, и прежде всего патриотизма как ценности.
Традиционная ценностная система и современное культурное уникальное своеобразие оренбургского казачества позволяют рассматривать его как потенциальный источник новых форм социализации личности.
С развитием тенденции активизации общественной деятельности оренбургского казачества и реализации им культуры, ориентированной на формирование патриотического сознания детей и подростков, связываются экспектации на реанимирование традиционных казачьих педагогических норм и ценностей как условий предупреждения противоправного поведения у подрастающего поколения.
Однако анализ объективно складывающейся ситуации (отсутствие образовательной инфраструктуры, недостаток квалифицированных педагогических кадров, в том числе носителей традиций народной казачьей педагогики, территориальная не-
равномерность размещения казачьих сел и хуторов, отсутствие р. координационно-образовательного центра казачьей культуры и др.), не позволяет утверждать, что комплекс социально-педагогических проблем воспитания социально-неблагополучных детей и подростков может быть решен в ближайшее время.
В то же время социальный туризм, одной из категорий которого являются дети и подростки, характеризующиеся деви-антным поведением, может рассматриваться:
- как эффективная технология воспитания патриота на традициях оренбургского казачества;
- как способ передачи культурного наследия российского казачества, результатов духовной деятельности, интериориза-ции ценностей, норм и традиций, способствующих социализации личности;
- как организационно-педагогическая форма воспитательной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- определить характер перемен в развитии личности современного ребенка (подростка) как субъекта воспитания;
- выявить причины психологических отклонений в личности ребенка (подростка), способствующих проявлению деви-антного поведения;
- изучить особенности народной казачьей педагогики как культурной ценности;
- оценить соответствие традиционных казачьих форм и методов воспитания социальным параметрам личности современного ребенка и подростка;
- изучить современное состояние образовательных возможностей социального туризма и его инфраструктуры;
- разработать содержание туристических маршрутов в казачьи села и хутора для социально дезориентированных детей и подростков.
Итогом реализации проекта социального туризма в воспитательном пространстве культурного казачьего сообщества будут изменения в личностных смыслах и ценностях подростков и детей, которые характеризуются девиантным поведением. Это будет приводить к возможности личности самой активно влиять на окружающую среду, изменяя ее во благо общественных интересов. Результатом таких преобразований выступает качественно новый личностный образ ребенка и подростка,
который будет ориентирован на социально-значимые ценности казачьей культуры, способный реализовать в жизни пассионарную, деятельную сущность казачьей ментальности.
По нашему мнению, педагогические традиции оренбургского казачества как основа социального туризма для детей и подростков с отклоняющимся поведением, будут способствовать преодолению ими негативных внутренних установок, проявляемых в конкретных видах девиантного поведения и формированию патриотического сознания.
Понимание феномена казачества и патриотизма как национальной идеи, воспитательного потенциала казачества и социального туризма как новой организационно-педагогической формы воспитательной работы даёт возможность действующим региональным властям создать эффективную систему патриотического воспитания молодого поколения.
Список литературы:
1. Ильин И. А. Путь к очевидности [Текст]: сборник / И.А. Ильин. Послесл. В.И. Ку-раева; примеч. Р.К. Медведевой. - М.: Республика, 1993. - 430 с.
2. Лутовинов, В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России / В.И. Лутовинов. -М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999.- 94 с.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 г. Москва «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»». Режим доступа: http://base. garant.ru/199483/.
4. Сухомлинский В. А. Чтобы в сердце жила Родина. М.: «Знание» 1965. - 80 с.
5. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Миграционные процессы и межнациональные межконфессиональные отношения в России: взаимовлияние и роль СМИ // Этно-социум и межнациональная культурам. 2016. № 2 (92). С. 9 - 20.
6. Колесникова H.A., Рябова Е.Л. Гражданское общество в современной России: Монография. - М.: Этносоциум, 2016. 266 с.
Bibliography:
1. Ilyin I.A. Path to the evidence [Text]: a collection /1.A. Ilyin. Afterword. IN AND. Kuraeva; Note. R.K. Medvedeva. - M:. Republic, 1993 - 430 p.
2. Lutovinov V.I. patriotism in young people - the future of Russia / V.I. Lutovinov. - M:. "The Foundation of St. Andrew", 1999 - 94 p.
3. Russian Federation Government Resolution dated October 5, 2010 № 795 Moscow "On the state program" Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2011-2015. Access: http://base.garant.ru/199483/.
4. Sukhomlinsky V. A. To live in the heart of the homeland. M: "Knowledge", 1965 - 80 p.
5. Suleymanov S.S., Ryabova E.L. Migration processes and ethnic-confessional relations in Russia: interaction and the role of the media // Etnosotsium and international culture. 2016. № 2 (92). P. 9 - 20.
6. Kolesnikova N.A., Ryabova E.L. Civil society in modern Russia: Monograph. - M.: Etnosotsium, 2016. 266 p.