МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070 УДК 39
Н.Б. Ульянова
К.п.н., профессор МГУТУ им КГ. Разумовского (ПКУ) г. Москва, Российская Федерация
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСИЕ ТРАДИЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы состояния национальной культуры в современном обществе. Анализируются возможности сохранения национальных традиций и развития этнопедагогики. В контексте новых тенденций педагогической культуры.
Ключевые слова Этнопедагогика, традиции, культура, воспитание, фольклор.
Традиции определяются состоянием национальной культуры, саму же традицию определяют стабильность и надежная преемственность в жизни общества и народа. В современном поликультурном мире мы часто забываем своих «пророков» , хватая зарубежные инновации ,стремимся к изменениям собственной жизни и жизни общества. А.С. Макаренко отмечал, « Ничего так не скрепляет коллектив, как традиция.» Это утверждение справедливо и в отношении этносов, наций, народов как и исторически сложившихся коллективов. Традиции во многом определяют судьбу народов и стран, Поэтому каждому обществу в целом и любому народу совершенно необходимо знать меру инновационности и традиционности в отношениях и ценить традиции, как выражение обобщенного опыта жизни сообщества своих предков [1, с. 3]
Этнопедагогическими мы называем национально ориентированные традиции воспитания, где человек обретает национальную индивидуальность.
Возможно, утверждать, что национальное воспитание - больше чем просто воспитание, оно содержит различные черты воспитания. В свою очередь, этнопедагогические традиции больше чем просто педагогические. Так как воспитательная идея каждого народа содержит сложный механизм, приводящий в действие основные принципы национальной культуры и народного искусства.
У каждого народа существуют праздники, объединяющие в себе одни и те же принципы: красоты, единства, добра, радости. Основная идея праздников - уважение к предкам, почитания культуры и традиций. У всех народов можно обнаружить множество уникальных педагогических открытий. Говоря о русской культуре, следует отметить сказки. В современном мире эта традиция не исчерпала себя, а, напротив, стала основной в воспитании и развитии современной начальной педагогики. К.Д. Ушинский отмечал, что никто не в состоянии соревноваться с педагогическим гением народа. Поэтому, говоря о воспитании, нужно отметить основные принципы - это мудрость, диалог, культура. Этнопедагогические традиции это воспитание традиций всеобщей любви, ориентированных на личность.
Так в статье Ульяновой Н.Б. «Изобразительное искусство как формирующий фактор воспитания и сохранения национальных традиций казачества», отмечалось, что современное образование и социокультурное пространство находится в постоянном взаимодействии, что требует пристального внимания к организации художественного воспитания, и создания условий для творчества и творческой деятельности [2, с. 17] «...изобразительное искусство - формирующий фактор воспитания подрастающего поколения...» [2,с.18] .
Современной высшей школе необходимо не возводить принципы этнопедагогики в ранг воспоминаний
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070
о достижения прошлых лет, а формировать учебный процесс и процесс воспитания, основываясь на основных принципах этнопедагогических традиций: «Таким образом необходимость привлечения в образовательную систему дисциплин, модулей по изучению национальной культуры и истории, традиций народного искусства достаточно велика. » [2, с. 18] «Современное общество нуждается в сохранении традиций...»[5, с 48].
Содержательную сторону этнопедагогических традиций составляют народные сказания, песни, танцы, пословицы и загадки. Заслуживают специального внимания произведения народного искусства и творчества.
Создание особого культурного пространства, в котором значительное место занимает человек, творящий произведения искусства, имеет огромное значение. В современном образовании эта особенность утратила остроту и стала подменяться задачами необходимости целесообразности экономической потребности. Утрата духовности, отсутствие красоты и замена этих принципов удобством и практицизмом приведёт к бездуховности и безликому однообразному мировосприятию. «Реформы, происходящие в системе российского образования, невозможны без формирования мировоззренческих ориентиров и ценностных реалий личности, а особенно её духовной культуры». [3, с. 132]
Суждения об этнопедагогике и современном образовании сосредоточены в формуле этнопедагогики и её основных принципах: без памяти исторической - нет традиций, без традиций- нет культуры, без культуры-нет воспитания, отсутствие воспитания- ведёт к отсутствию духовности. А все вышеперечисленные принципы лежат в основе формирования личности, которая является представителем нации. «Изучение традиций народной этнохудожественной педагогики в учебных заведениях способствует реализации концепции национального состояния, в основе которой лежит формирование духовно-нравственной личности и развитие национального самосознания.», Ульянова Н.Б. [3, с. 133] В статье, «Этнохудожественная культура в становлении и развитии духовной культуры общества», Пономарева М.Н., пишет: « Нужно отметить, что в последние годы, художники, реставраторы, архитекторы, строители, неустанно трудятся над восстановлением древних святынь.»[4,с.137]. Формирование этнохудожественной культуры представляет собой интегральную систему, обеспечивающую подготовленность будущих художников и дизайнеров к эффективному осуществлению профессиональной деятельности.[2,с.19 ].
Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими становятся педагогические. В последние годы много говорят о возрождении народных традиций. В основе культуры лежит традиционная культура воспитания, основанная в глубокой древности. Педагогика в контексте общечеловеческой культуры неизбежно сочетается с воспитанием, говоря о взаимодействии традиционности и современности в воспитании и образовании, непременно подразумеваем педагогическую культуру. Однако, само понятие «культура» (cultura- лат.) несло в себе первоначально значение : возделывание, воспитание, образование, развитие. Мудрость народная и культура народного творчества- незаменимое средство воспитания подрастающих поколений.
Список использованной литературы:
1. Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: учеб. Пособие / С.К. Бондырева , Д.В. Колесов. Воронеж. 2004.
2. Ульянова Н.Б. Изобразительное искусство как формирующий фактор воспитания и сохранения национальных традиций казачества. Казачество. 2016. № 15. С. 17-20.
3. Ульянова Н.Б. Роль искусства и национальной культуры в становлении эстетического мировоззрения молодежи. В сборнике: Личность как объект психологического и педагогического воздействия Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016.с.132-135.
4. Пономарёва М.Н. Этнохудожественная культура в становлении и развитии духовной культуры общества Инновационная наука. 2016. № 3-4. С.136-138.
5. Ульянова Н.Б. Изобразительное искусство как формирующий фактор эстетикисоциокультурного пространства Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 12 (90).с.48-50.
© Ульянова Н.Б, 2016