КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В ЭПОХУ АМИРА ТЕМУРА
И ТЕМУРИДОВ Хасанов Х.Р. Email: [email protected]
Хасанов Халим Равшанович - преподаватель, кафедра музыки, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье освещено построение Амиром Темуром сильного централизованного государства, поднятие на высокий уровень культурного развития региона. Отмечено, что Амир Темур оставил огромный след в мировой истории не только как великий государственный деятель и полководец, но и как покровитель искусства, культуры, литературы и архитектуры. В мировой истории период Амира Темура и Темуридов занимает особое место. Исследователям давно известно наличие множества исторических произведений, являющихся первоисточниками в освещении истории Средней Азии и стран Среднего Востока времен Темура и Темуридов, относящихся к XIV-XV вв.
Ключевые слова: культура, развитие, мастер, литература, искусство, ремесло, архитектурные памятники, покровитель науки и культуры.
CULTURE AND ART IN THE AGE OF AMIR TEMUR AND
TEMURID Khasanov Kh.R.
Khasanov Khalim Ravshanovich - Teacher, DEPARTMENT OF MUSICAL EDUCATION, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article highlights the construction by Amir Temur of a strong centralized state, raising the cultural development of the region to a high level. Noted that Amir Temur left a huge mark in world history, not only as a great statesman and commander, but also as a patron of art, culture, literature and architecture. In world history, the period of Amir Temur and Temuridov occupies a special place. Researchers have long known the presence of many historical works that are the primary sources in the coverage of the history of Central Asia and the countries of the Middle East during the times of Temur and Temurids, dating back to the XIV-XV centuries.
Keywords: culture, development, master, literature, art, craft, architectural monuments, patron of science and culture.
УДК 398
Духовное наследие эпохи Темуридов - одна из ярчайших страниц мировой истории. Блистательный взлет науки, архитектуры, градостроительства, изобразительных и прикладных искусств, литературы, поэзии, музыки являет собой уникальный феномен мирового масштаба.
В богатейшем духовном и культурном наследии Амира Темура и Темуридов, сохранившемся до наших дней, отчетливо проявляется его тесная связь с набиравшими все большую силу идеями гуманизма, освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы созидающей личности, единства человека и природы. В годы своего правления Амир Темур, положив конец междоусобицам и кровопролитным войнам, объединил разрозненные феодальные владения Мовароуннахра в единое централизованное государство.
Историки пишут о том, что Темур был повелителем великой империи, его называли властелином мира, но он сам глубоко осознавал ту истину, что «могущество
не в силе, а в справедливости». По мнению зарубежных исследователей, «Амир Темур вошел в историю как великий государственный деятель, дипломат и меценат. Личность этого выдающегося сына узбекского народа и по сей день продолжает вызывать огромный интерес у историков. Несомненно, это великая историческая личность». В ряде публикаций, в частности, отмечается, что «огромное впечатление оставило его наследие как покровителя искусств и архитектуры. Его цитата «Если сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки» по истечении нескольких сотен лет продолжает отражаться на стенах замечательных архитектурных сооружений, построенных в эпоху Амира Темура и его потомков».
В период правления Амира Темура музыканты и певцы являлись постоянными участниками официально-дипломатических, военных и других торжеств, народные представления и массовые праздники не проходили без них. А в свою очередь это привело к тому, что музыкальное искусство смогло получить особое место в ряде других жанров искусства. Как правильно подчеркивается в источниках, что наряду с узбекской народной музыкой, также развивались военно-официальный жанр музыки, классические макомы, также фольклор не только узбекского народа, но и других народов региона [1-22]. Самое важное в том, что музыкальные инструменты превратились в символ храбрости, отваги и мужества. "Я прикал, пишет Амиру Темур в своем "Уложении", - что если какой нибудь амир завоевывает какое либо государство, или победит вражеское войско, пусть наградят его тремя вещами: почетным возгласом, знаменем и литавром, и называть его богатырем (бахадир).
В "Уложении" Амира Темура ярко выражено его отношение к народным музыкальным инструментам. В частности там говориться, что "я приказал дать по одному знамени и литавру двенадцати старшим амирам. А амир-ул умаро (самому старшему амиру) дать знамя и литавр, также знамя десятитысячника и чортуг. Мингбаши (главам тысячников в в войске) дать знамя и трубу (карнай), юзбаши и унбаши дать большой литавр. А амирам аймаков дать по одному бургу (большой горн). Каждого из четырех бекларбеги обеспечить по одному знамени, литавром, чортугом и большим горном (бургу)".
Самое интересное в том, что по мнению Амира Темура обычные национальные музыкальные инструменты широко распространенные среди народных масс являлись символами, определяющими социальное и военное положение полководцев на законной основе. Духовный подъём, свойственный эпохе Темура, создал благоприятные условия для развития всех сфер музыкального искусства: развивались музыкальное исполнение и пение, музыкальное образование, творчество композиторов, в целом музыкальная наука. Широко распространилась традиционная обучательная система "мастер-ученик", имевшая глубокие многовековые исторические корни. По своей сущности данный процесс, превратившийся в итоге в настоящий Ренессанс протекал не только в Самарканде, который являлся столицей Темуридской империи, а также в Бухаре, Хиве, Балхе, Кабуле и других городах не только в эпоху Амира Темура но и в периоды правления его потомков Шахруха, Улугбека, Хусейна Байкаро, Бабура и др. По традициям средневековье городское население по своей профессии и ремеслу объединялось на отдельные общины в махаллях. Деятели искусства, имевшие славу среди народа по приказу правителей или в целях создания удобств для себя предпочитали жить в одной общине со своими коллегами. В связи с этим, в городах той эпохи можно было встретить "квартала певцов", "махалли музыкантов", "улицы композиторов" и т.п. Представители этих профессий пользовались особым почетом у народа, и они в свою очередь создавали специальные творческие школы, в которых преподавали секреты творчества, исполнения и навравлений искусства.
Амир Темур сам хорошо понимал воздействие музыки на душевное состояние человека и стремился умело воспользоваться этим процессом в практике. Как подчеркнули его современники, Амир Темур в торжествах, организованных во дворце
внимательно и особым интересом слушал исполнение музыкантов, а также любил обсуждать с ними новые продукты их творчества.
Таким образом, Амир Тимур не только создал централизованное государство, но и способствовал развитию культуры, науки, экономики, литературы и искусства. Празднование юбилейных торжеств, посвященного Амиру Тимуру в годы независимости, народами Центральный Азии с мировым сообществом является свидетельством признания огромных заслуг в развитии мировой культуры и науки, а также бесценного вклада в общечеловеческие ценности.
Список литературы /References
1. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in The Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2 (09), 2020. Pp. 855-963.
2. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания // ACADEMY. 54:3 (2020). С. 640-647.
3. Норова Ш. У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // ACADEMY. 56:5 (2020). С. 55-57.
4. Мадримов Б.Х., Дустов С.Д. Древнее искусство "Шашмакома" Бухары в системе музыкального образования студентов // Современное музыкальное образование: традиции и инновации, 2018. С. 104-106.
5. Мадримов Б.Х. Эпическое своеобразие творчества народного сказителя бола бахши Абдуллаева (на основе музыкального фольклора Хорезма) // Народная художественная культура: вызовы XXI, 2014. С. 114-117.
6. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017. №2. С. 138-139.
7. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль Фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.
8. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020, С. 6-7.
9. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
10. Ярашев Ж.Т. Songs of composite cycles of and mavrichi as musical values for uzbek people // Актуальные проблемы современной науки, 2 (64), 2012, С. 93-95
11. Каюмов И.Ф., Жураева М. Место музыки в воспитании духовно-нравственных качеств учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ // Проблемы педагогики, 2020. С. 17-19.
12. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. Pp. 434-437.
13. Ражабов Т.И. Педагогические возможности использования детских фольклорных песен в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Вестник науки и образования. № 5 (83), 2020. Часть 2. С. 34-37.
14. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.
15. Ражабов Т.И. Описание вековых ценностей в песне «тутовое дерево - балх» и его место в воспитании учащейся молодежи // Международные образовательные и социально-культурные технологии, 2019. 243.
16. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Pp. 7125-7130.
17. Mirshayev U., Samiyeva Sh., Cherniavskyi V., Asadova S., Aslanova N. The important tendencies in the development of creative and creative potentials in youth // International Journal of Recent Technology and Engineering. Vol. 8, Issue 3-3, 2019. Pp. 497-500.
18. Ramazonova U.H., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020, С. 87-88.
19. Madrimov B.Kh., Rajabov T.I., Nurullaev F.G. Teaching Bukhara children folk songs in music lessons as an actual problem // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. Vol. 24. Issue 04, 2020. Pp. 6049-6056.
20. Норова Ш., Нуруллаев Ф. Психология музыкальных дидактических игр на интеграливанных занятиях // Вестник интегративной психологии. № 17 (2018). С.295-299.
21. Ruziev D., Mirshaev U. Phychological and pedagogical bases of the organization of problem-based education through Folk songs // Vol. 24, Issue 4, 2020. Pp. 6834-6838.
22. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal, 2019. Pp. 118-122.