Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ'

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2044
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД / ИННОВАЦИЯ / ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ / PEDAGOGY / EDUCATION / TECHNOLOGY / METHOD / INNOVATION / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алаева Зарнигор Махмудовна

В статье рассматривается теоретико-методологический аспект педагогики как самостоятельной науки в процессуально-описательном контексте феномена «педагогика-искусство» на примере произведений художественного слова. На основе многомерных научных определений обосновывается сущностное значение науки педагогики, которое находит деятельностное подтверждение в объекте и предмете исследования. Целью исследования является попытка современного определения термина «духовно-нравственная культура» на основании анализа его толкований такой наукой, как педагогика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY AS A SCIENCE AND ART OF EDUCATION

The article examines the theoretical and methodological aspect of pedagogy as an independent science in the procedural and descriptive context of the phenomenon of "pedagogy-art" on the example of works of the artistic word. On the basis of multidimensional scientific definitions, the essential value of the science of pedagogy is substantiated, which finds activity confirmation in the object and subject of research. The aim of the research is an attempt to define the term “spiritual and moral culture” up-to-date on the basis of analysis of its interpretations by such a science as pedagogy.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ»

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ Алаева З.М. Email: [email protected]

Алаева Зарнигор Махмудовна - ассистент, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается теоретико-методологический аспект педагогики как самостоятельной науки в процессуально-описательном контексте феномена «педагогика-искусство» на примере произведений художественного слова. На основе многомерных научных определений обосновывается сущностное значение науки педагогики, которое находит деятельностное подтверждение в объекте и предмете исследования. Целью исследования является попытка современного определения термина «духовно-нравственная культура» на основании анализа его толкований такой наукой, как педагогика.

Ключевые слова: педагогика, образования, технология, метод, инновация, процессе обучения.

PEDAGOGY AS A SCIENCE AND ART OF EDUCATION

Alayeva Z^.

Alayeva Zarnigor Mahmudovna - Assistant, DEPARTMENT OF MUSICAL EDUCATION, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the theoretical and methodological aspect of pedagogy as an independent science in the procedural and descriptive context of the phenomenon of "pedagogy-art" on the example of works of the artistic word. On the basis of multidimensional scientific definitions, the essential value of the science of pedagogy is substantiated, which finds activity confirmation in the object and subject of research. The aim of the research is an attempt to define the term "spiritual and moral culture" up-to-date on the basis of analysis of its interpretations by such a science as pedagogy. Keywords: pedagogy, education, technology, method, innovation, learning process.

УДК 37.02

Занятия изобразительным искусством и музыкой обогащают школьников и помогают овладеть особым методом художественного познания, характерным именно для художника, скульптора, графика, живописца и т.д. Учитель в школе лишь приоткрывает перед учеником дверь в бескрайний и бесконечно прекрасный мир искусства. Как важно сделать это так, чтобы у ребенка на всю жизнь осталась потребность жить в искусстве.

Наука - это сфера человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания действительности. Педагогическая действительность - это часть общей действительности, это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то что написано в них и т.д. Педагогика изучает особый вид деятельности целенаправленной: гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д. Ясно и понятно, что это - деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передать новым поколениям ранее накопленный общественный опыт.

Педагогика - это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. К.Д.Ушинского видел задачу педагогики в «изучении человека во всех

проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» И «воспитания музыки».

Педагогика, как и всякая наука, развивается, обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием. Педагогика, как наука, подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

Общая педагогика.

Возрастная педагогика.

Педагогика - дефектология.

Частная методика (исследование специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельного предмета).

Педагогическая наука - это многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Основа учительского мастерства - знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса.. Д.И. Менделеев.

А.С. Макаренко утверждал, что «всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным». Понятие воспитание охватывает весь процесс подготовки подрастающих поколений к жизни, включая образование и обучение. Задачи воспитания обширны и многогранны. Под влиянием Н.К. Крупской в педагогике утвердилось представление о единстве о единстве учебной и разнообразной внеучебной деятельности учащихся как важном условии их воспитания. Воспитание должно продолжаться и после школы.

В широком педагогическом смысле воспитание понимается как целенаправленная деятельность, которая охватывает весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле под воспитанием понимается специальная воспитательная работа. В еще более узком значении, когда имеется ввиду решение определенной задачи (например, эстетическое воспитание).

К.Д. Ушинский писал: «Во всех областях воспитания мы стоим только при начале великого, тогда как факты науки указывают на возможность для него самой блестящей будущности, и важно надеяться что человечество устает гнаться за внешними удобствами жизни и пойдет создавать гораздо прочнейшие удобства в самом человеке».

Ю.П. Азаров в своем труде «Искусство воспитывать» пишет о целостном подходе к воспитанию, которое является одним из главных дел нашей жизни.

Педагог - это человек, имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь - путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

Как взаимосвязаны педагогическая деятельность и художественная в процессе воспитания школьников.

Область прекрасного многоаспектна. Искусство формирует эмоциональный строй души, развивает творческое воображение, оно способно придать трудовому и умственному воспитанию высокую творческую одухотворенность. Но самое главное в эстетическом развитии - это связь с формированием духовного мира школьника. Как он относится к жизни? В каком цвете он видит окружающий мир?

Опыт работы и общения с детьми говорит о том, что, если ребенок не видит красоты в малом, он не научится видеть прекрасное и в большом; если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в творении красоты, то это приведет к излишней экзальтированности, а если эстетическое не будет соединяться с нравственным, то такой разрыв неизбежно приведет к пагубным формам эстетства. Незаменимую роль в этом играет воспитатель - наставник, который должен много знать и уметь. Конечно же, быть художником - уметь рисовать и писать красками, владеть всевозможными изобразительными средствами и материалами и т.д.

Возможности изобразительного искусства развивают у детей эстетическое восприятие природы и окружающего мира, обогащают их жизненный опыт и наблюдательность, дают представление о практическом значении художественной деятельности в жизни людей и общества.

Активные методы обучения на занятиях изобразительного искусства представляют технологию, направленную на формирование и развитие творческой личности. Основа - способности сопереживания и творческой деятельности. Цель активных методов обучения - стимулирование и развитие творческого поиска учащихся. Предусмотрена и совместная художественная и образовательная деятельность ученика и учителя, т.е их сотворчество в учебном процессе. Совместная творческая работа учителя и ученика основывается на активной деятельности, непосредственности, эмоциональной увлечённости и смелости. Это залог педагогического и изобразительного творчества во всестороннем развитии школьника, это воздействует на личность ученика.

Список литературы /References

1. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in The Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations. 2 (09), 2020. Pp. 855-963.

2. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания // ACADEMY. 54:3 (2020). С. 640-647.

3. Норова Ш. У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // ACADEMY. 56:5 (2020). С. 55-57.

4. Мадримов Б.Х., Дустов С.Д. Древнее искусство "Шашмакома" Бухары в системе музыкального образования студентов // Современное музыкальное образование: традиции и инновации, 2018. С. 104-106.

5. Мадримов Б.Х. Эпическое своеобразие творчества народного сказителя бола бахши Абдуллаева (на основе музыкального фольклора Хорезма) // Народная художественная культура: вызовы XXI, 2014. С. 114-117.

6. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017. № 2. С. 138-139.

7. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.

8. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.

9. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

10. Ярашев Ж.Т. Songs of composite cycles of and mavrichi as musical values for uzbek people // Актуальные проблемы современной науки. 2 (64), 2012. С. 93-95.

11. Каюмов И.Ф., Жураева М. Место музыки в воспитании духовно-нравственных качеств учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ // Проблемы педагогики, 2020. С. 17-19.

12. Ражабов Д.З., Ражабов Т.И. Формирование и развитие узбекской народной лирики // Международная образовательная деятельность как фактор развития и сотрудничества высших учебных заведений в современном поликультурном мире. Материалы конф., 2018. С. 207-212.

13. Ражабов Т.И. Педагогические возможности использования детских фольклорных песен в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Вестник науки и образования. № 5 (83), 2020. Часть 2. С. 34-37.

14. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.

15. Ражабов Т.И. Описание вековых ценностей в песне «тутовое дерево - балх» и его место в воспитании учащейся молодежи // Международные образовательные и социально-культурные технологии, 2019. 243.

16. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 2020. Pp. 7125-7130.

17. Mirshayev U., Samiyeva Sh., Cherniavskyi V., Asadova S., Aslanova N. The important tendencies in the development of creative and creative potentials in youth // International Journal of Recent Technology and Engineering. Vol. 8. Issue 3-3, 2019. Pp. 497-500.

18. Ramazonova U.H., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020, С. 87-88.

19. Madrimov B.Kh., Rajabov T.I., Nurullaev F.G. Teaching Bukhara children folk songs in music lessons as an actual problem // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. Vol. 24. Issue 04, 2020. Pp. 6049-6056.

20. Норова Ш., Нуруллаев Ф. Психология музыкальных дидактических игр на интеграливанных занятиях // Вестник интегративной психологии. № 17 (2018). С. 295-299.

21. Ruziev D., Mirshaev U. Phychological and pedagogical bases of the organization of problem-based education through Folk songs // Vol. 24. Issue 4, 2020. Pp. 6834-6838.

22. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal, 2019. Pp. 118-122.

ПЕДАГОГ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - ЭТО ПОНЯТИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Атамурадов Р.Э. Email: [email protected]

Атамурадов Рустам Элмурадович - ассистент, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: речь идёт о внедрении на уроках музыки новых, современных технологий, организации творческого процесса, разработке уроков музыки в общеобразовательных школах и сценариях внеклассных музыкальных занятий по предмету «Технология и проектирование музыкального обучения», включенного в эти стандарты образования бакалавра. Технологии музыкального обучения и проектирования ищут пути, методы и методы, формы обучения, методы и ситуации, которые удобны для самого ученика и студента, опираясь на современные педагогические технологии, повышают эффективность учебного процесса. Ключевые слова: педагогика, образования, технология, метод, инновация, процессе обучения.

THE TEACHER OF MUSICAL CULTURE IS THE CONCEPT OF PEDAGOGICAL CREATIVITY AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGY Atamuradov R^.

Atamuradov Rustam Elmuradovich - Assistant, DEPARTMENT OF MUSICAL EDUCATION, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.