Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

КУЛЬТУРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / УРОВЕНЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ / УРОВЕНЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / УРОВЕНЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ / УРОВЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюшенко Светлана Владимировна

Статья посвящена рассмотрению вопроса культуры дистанционного обучения. Автором статьи приводится понятие «культура дистанционного обучения», раскрывается его структура. По мнению автора, культура дистанционного обучения складывается из 4-х уровней: уровня преподавательского, уровня обучающихся, уровня технологического и уровня методического. В представленных материалах рассмотрен каждый из уровней культуры дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матюшенко Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF DISTANCE LEARNING

The article is devoted to the consideration of the issue of distance learning culture. The author of the article presents the concept of “distance learning culture”, reveals its structure. According to the author, the culture of distance learning consists of 4 levels: the level of teaching, the level of students, the level of technology and the level of methodological. In the presented materials, each of the levels of distance learning culture is considered.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Культура дистанционного обучения

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА МАТЮШЕНКО,

старший преподаватель кафедры уголовного процесса доктор педагогических наук, доцент Омская академия МВД России Российская Федерация, 644001, г. Омск, пр. Комарова, д. 7 E-mail: md.sinichka@mail.ru

Culture of Distance Learning

SVETLANA VLADIMIROVNA MATYUSHENKO,

Senior Lecturer Department of Criminal Procedure Doctor of Pedagogy, Associate Professor Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian Federation, 644001, Omsk, Komarova Ave., 7 E-mail: md.sinichka@mail.ru

УДК 37.011

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса культуры дистанционного обучения. Автором статьи приводится понятие «культура дистанционного обучения», раскрывается его структура. По мнению автора, культура дистанционного обучения складывается из 4-х уровней: уровня преподавательского, уровня обучающихся, уровня технологического и уровня методического. В представленных материалах рассмотрен каждый из уровней культуры дистанционного обучения.

Ключевые слова и словосочетания: культура дистанционного обучения; уровень преподавательский; уровень обучающихся; уровень технологический; уровень методический.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the issue of distance learning culture. The author of the article presents the concept of "distance learning culture", reveals its structure. According to the author, the culture of distance learning consists of 4 levels: the level of teaching, the level of students, the level of technology and the level of methodological. In the presented materials, each of the levels of distance learning culture is considered.

Keywords and phrases: distance learning culture; teaching level; students' level; technological level; methodological level.

Формирование культуры дистанционного обучения связано с двумя понятиями: «дистанционное обучение» и «культура дистанционного обучения».

Анализ понятия «дистанционное обучение» показывает, что разные ученые по-разному понимают, что такое дистанционное обучение. Е. С. Полат под дистанционным обучением понимает обучение на расстоянии, когда обучаемый отделен от обучающего расстоянием [4, с. 7]. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров рассматривают его как образовательную технологию, при которой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или уни-

верситета [3, с. 36], а Н. В. Елашкина считает, что это новая форма получения образования, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента [2, с. 34].

Мы считаем, что дистанционное обучение — это управляемый процесс, вид образовательной деятельности, организованный и осуществляемый образовательным учреждением с помощью медиатехнологий и различных образовательных ресурсов, которые выходят за рамки традиционных ограничений времени и пространства учебного заведения.

Понятие «культура дистанционного обучения» в практике современного образования только обсуждается и формируется. Исходя

из этого, сформулируем свое понятие. Под культурой дистанционного обучения предлагаем понимать сочетание знаний, убеждений и норм поведения людей, которые передаются преподавателем с помощью средств ИТ-технологий обучающимся.

Видится, что культура дистанционного обучения складывается из 4-х уровней: уровня преподавательского, уровня обучающихся, уровня технологического и уровня методического.

На сегодняшний день исследованию, прежде всего, подвергается уровень преподавательский. Как видно из анализа статей журнала «Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий» по направлению «Методика обучения и воспитания», из 40 присланных в журнал статей для опубликования за последние 2 года 25 статей было посвящено вопросу работы преподавателя в условиях дистанционного обучения.

Все, конечно, отмечают, что жизнь заставила преподавателей срочно перестраиваться, срочно искать выходы из сложившейся объективной ситуации обучения, но никто не отмечает, что преподаватель здесь оказался в самой сложной ситуации. Помимо быстрого освоения новых технологий обучения ему пришлось «подстроиться», чтобы под новыми обстоятельствами не потерять те наработанные убеждения и нормы поведения, которые также должны по-прежнему передаваться обучающимися.

Но возникает серьезный вопрос: как это сделать? В условиях сложно-видимого дистанционного обучения, например, как в системе Bigblubaton, внешняя составляющая поведения преподавателя просто исчезла. То есть исчезли те эмоции, те внешние реакции, которые помогали преподавателю выстраивать цепь тех особых взаимоотношений, которые становились потом не только видимыми, но и закрепленными между преподавателем и обучающимися. Ведь внешнее поведение преподавателя всегда играло не меньшую роль, чем его слова.

Как быть сегодня? Ведь, по сути, у преподавателя остался один голос. И только он, голос преподавателя, сегодня должен не только передавать знания, но и формировать те убеждения и нормы поведения, которые должны появиться у будущего профессионала в процессе получения профессионального обучения.

Наблюдая за учебными занятиями в новых условиях, видно и слышно, как сложно преподавателям «не видеть себя» на занятии, действовать, чтобы обучающийся не только появился в чате, но и остался на занятии. Не имея возможности видеть обучающихся, преподаватель все же пытается донести до них не только требу-

емые по программе и тематическому плану знания, но и сформировать оценочные действия и суждения, понимание правильности выбора при принятии профессионального решения, помочь определиться в той или иной профессиональной ситуации.

Получается, что формирование культуры дистанционного обучения на этом этапе связано с вербализацией поведения преподавателя, когда его речь через систему дистанционного обучения должна стать ведущим средством обучения и формирования не только знаний, но и убеждений и норм поведения у обучающихся.

Речь преподавателя часто называется способом вербализации знаний. При этом, как отмечает Л. В. Ухова, «носители элитарной речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой дифференциации литературного языка и каждый функциональный стиль используют в соответствии с ситуацией. При этом переключение с одного стиля на другой происходит как бы автоматически, без особых усилий со стороны говорящего. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении» [6, с. 70]. Таким образом, преподаватель, обладающий яркой, красивой и литературной речью, более успешно справляется с задачами обучения, вставшими перед ним в процессе переключения на дистанционное обучение.

Имея при дистанционном обучении в системе Bigblubaton практически один инструмент — свою речь, преподаватель, который трепетно к ней относится, действительно полностью выражает в речи себя: свою душу, интеллект, эмоции, волю, характер, темперамент, ораторское искусство, отношение к учащимся и предмету [5].

Устная речь, безусловно, является средством преподавания и обучения. Для обучающихся речь выступает средством усвоения новых знаний. Однако при обучении в дистанционном режиме речь преподавателя является не только средством изложения учебной информации, средством управления вниманием, но и средством образования представлений и понятий. И от того, насколько эмоционально, темпераментно преподаватель ведет с обучающимися диалог на расстоянии, будет зависеть полнота и красочность образов, возникающих в сознании слушателей. Отсутствие прямого, непосредственного контакта учителя с учеником в значительной степени должно подменяться особенностью устной речи педагога. Например, целесообразно использовать простые,

понятые термины, выражения, выбрать приемлемую скорость речи. Важные суждения, выводы желательно проговаривать, возможно, неоднократно, с одновременным повышением тембра голоса. Целесообразно информационный элемент в речи менять на призывающий, убеждающий, воодушевляющий и, местами, на развлекающий элементы. Это особенно важно при проведении лекционных занятий в дистанционном режиме, когда информация обучающимися воспринимается только на слух, что ведет к довольно быстрому снижению степени восприятия слушателями сказанного.

Но нужно обратить внимание и на то, что не только устная речь может быть задействована при работе с обучающимися в системе Bigblubaton. Данная система позволяет использовать и письменные варианты речи преподавателя при проведении учебных занятий. Прежде всего, это общий чат, который необходимо использовать для, казалось бы, таких простых вещей, как написание изучаемой темы.

Также в общий чат могут выкладываться учебные задания и задачи, требующие своего изучения и разрешения. И здесь преподаватель должен обращать внимание на правильное речевое изложение письменного материала, предложенного к обучению, а также на корректность формулирования заданий для обучающихся. Не стоит обходить вниманием и приватный чат, который организует общение индивидуальное, с отдельно взятым обучающимся. Письменные задания, предложенные для индивидуального обучения, позволяют более точно оценить уровень сформированных знаний, убеждений, норм поведения обучающихся по профилиза-

ции. Очень успешно приватный чат можно использовать при раздаче контрольных заданий на зачет или экзамен.

Смешанный вариант речи преподавателя при проведении занятий в дистанционной системе Bigblubaton, когда имеется письменный вариант учебного задания в общем чате и ведется обсуждение его решения устно с обучающимися, позволяет преподавателю достичь соединения передачи знаний, убеждений и норм поведения, что очень важно при формировании компетенций у будущего профессионала.

Таким образом, преподавательский уровень культуры дистанционного обучения на сегодняшний день очень сильно зависит от предыдущей наработанности учебных навыков и знаний самого преподавателя, так как перевод того опыта, что имеет преподаватель, не только возможен, но и необходим, именно он позволит не снизиться планке качества обучения в современных условиях высшего образования.

Далее проанализируем такой уровень культуры дистанционного обучения как уровень обучающихся. Выделение данного уровня связано с основным ракурсом обучения: преподаватель — обучающийся. Отнесение обучающихся или к объекту или к субъекту обучения дает основание для рассмотрения его как ключевой фигуры процесса обучения. Ведь давно известно: нет обучающихся — нет обучения.

Уровень обучающихся включает в себя следующие компоненты: самих обучающихся, наличие у них коммуникативных навыков, умение работы с обучающимися системами. Схематически это выглядит следующим образом (рисунок 1):

Рис. 1. Уровень обучающихся культуры дистанционного обучения

Характеристика современных обучающихся позволяет сказать, что, с одной стороны, у них есть одинаковые черты, с другой — они различаются по отношению к обучению. Одинаковые

черты у обучающихся были сформированы в условиях трансформации российского образования, которое выставило планку обученности, под которой несложно понимать появившийся

пласт новых знаний, умений и навыков. В современных условиях обучения в массовой школе такой пласт новых знаний, умений и навыков закладывается в процессе подготовки к ЕГЭ. Поэтому у обучающихся наблюдается наличие знаний только о тех явлениях и предметах, о которых будут заданы вопросы в процессе итогового тестирования в 11-м классе, сформированы умения в области письменной речи, поиска правильного ответа на заданный вопрос из предлагаемых ответов, а также присутствуют навыки пользователя компьютерной техники. Параллельно имеет место слабое владение умениями и навыками учебной коммуникации и дискуссии, выделять главное и толкования смысла и сущности явлений и предметов, аргументации своих доводов.

У современных обучающихся наблюдается очень «веерное» отношение к обучению: от супер ответственного до супер безответственного. Конечно, каждое отношение к обучению имеет право на существование, тем более что выделяется множество причин такого положения дел [7], но разноплановость в этом вопросе у обучающихся приводит к необходимости учета таких проявлений со стороны профессорско-преподавательского состава образовательных организаций.

В процессе дистанционного обучения профессорско-преподавательский состав образовательных организаций подает пример учебной коммуникации и дискуссии, учит выделять главное и уметь толковать смысл и сущность явлений и предметов, формулировать аргументацию своих доводов. Данные моменты позволяют формировать у обучающихся те необходимые убеждения и нормы поведения для обучения, которые постепенно позволят и получать знания, и сменить отношение к обучению, особенно от негативного к позитивному. Данный ракурс важен с точки зрения формирования культурного поведения у обучающихся как будущих профессионалов и в виде цифрового этикета в деловой коммуникации при работе «на удаленке».

Коммуникативные навыки современных обучающихся включают в себя различные варианты. Среди них выделяются как опосредованные, так и непосредственные коммуникативные навыки.

К опосредованным коммуникативным навыкам обучающихся относят, прежде всего, навыки работы с телефонными устройствами. Обычно современные обучающиеся владеют несколькими видами такой работы: это умение общаться с помощью аудиозаписи, умение общаться с помощью смс-сообщений, умение

общаться в мессенджерах. Высокая скорость общения — главный показатель данных коммуникативных умений. И можно заметить, что не играет при этом роли, какой уровень грамотности имеется у обучающихся. В условиях дистанционного обучения имеющиеся опосредованные коммуникативные навыки очень помогают обучающимся. В частности, они очень быстро умеют набирать текст в общем чате, реагировать на заданные вопросы через чаты и давать ответы на поставленный вопрос в предлагаемой для решения задаче.

Непосредственные коммуникативные навыки обучающихся играют большую роль при обучении в дистанционном формате. При этом такие навыки, как прямое общение через аудиоформат, умение слышать вопрос, задаваемый преподавателем, и умение на него отвечать через обучающуюся систему, казалось бы, просто перенеслись из традиционной системы обучения, но так как дистанционное обучение возможно только через специально организованные обучающиеся системы, то данные навыки должны быть соизмерены с возможностями таких систем. Например, для дистанционного обучения сложно использовать подкрепление словесного общения мимикой и жестами, что в обычных условиях преподавания и общения с обучающимися играло очень важную роль, особенно в плане реагирования на ответы и поведение обучающихся. Сейчас использование непосредственных коммуникативных навыков обучающихся требует постоянной корректировки со стороны профессорско-преподавательского состава, чтобы нормы коммуникативного поведения при дистанционном общении не только принимались, но и использовались правильно и адекватно. Таким образом, дистанционный формат обучения способствует развитию культуры поведения в новых условиях обучения и таких качеств личности, как гибкость, оперативность и мобильность.

Третья составляющая рассматриваемого уровня культуры дистанционного обучения — наличие у обучающихся умений работать с обучающими системами — является наиболее новой для самих обучающихся и обучающего их профессорско-преподавательского состава образовательных организаций. Необходимость перехода на дистанционное обучение, продиктованная эпидемиологической обстановкой, заставила всех быстро изучить используемую платформу для дистанционного обучения. Но обучающиеся в этом плане изначально оказались в выигрышной ситуации, потому что они были с компьютером уже на «ты»

(в отличие от многих представителей профессорско-преподавательского состава образовательных организаций), так как уже в средней общеобразовательной школе они имели достаточный набор необходимых компетенций для работы с техникой, а соответственно, с обучающимися системами. Действительно, многие обучающиеся даже оказали помощь профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций в освоении обучающих систем дистанционного обучения. Однако преподаватель был бы не преподавателем, если бы и здесь не научил своих обучающихся новым знаниям и умениям. В ходе освоения платформ дистанционного обучения зачастую профессорско-преподавательский состав образовательных организаций был более внимателен к инструкциям данных обучающих систем и уже имею-

щемуся практическому опыту их применения, поэтому знал некоторые нюансы, на которые обучающиеся сразу не обратили внимание. Например, как размещать письменные работы в ЭИОС, как общаться через индивидуальный чат.

Таким образом, на уровне обучающихся культуры дистанционного обучения возникает необходимость учета и отслеживания возможностей обучающихся, чтобы формирование знаний, убеждений и норм поведения происходило прицельно и качественно.

Технологическим уровнем культуры дистанционного обучения станем определять наличие и овладение техническими средствами обучения, которые используются при дистанционном обучении. Схематически данный уровень выглядит следующим образом (рисунок 2).

Рис. 2. Технологический уровень культуры дистанционного обучения

Обеспеченность техническими возможностями для осуществления дистанционного обучения обозначает наличие тех технических средств, которые предполагают бесперебойную работу техники и связи. К ним относят компьютеры и системы связи, с помощью которых возможно проведение учебных занятий с обучающимися.

В условиях профессионального обучения в образовательных организациях МВД России переход на дистанционное обучение был стремителен. Поэтому только по истечении определенного количества времени создалась необходимая техническая база для поддержки обучения в дистанционном формате относительно обеспечения компьютерной техникой. Поэтому можно выделить 3 этапа обеспеченности компьютерной техникой для дистанционного обучения в образовательных организациях МВД России:

1. Работа на рабочих компьютерах ввиду отсутствия качественной техники дома у профессорско-преподавательского состава.

2. Сочетание работы на рабочих и домашних компьютерах.

3. Переход на работу в дистанционном формате дома.

Выделение данных этапов обеспечено сложившейся ситуацией, когда по истечении небольшого количества времени стало ясно, что из-за пандемии дистанционного формата проведения учебных занятий не избежать. Поэтому профессорско-преподавательский состав образовательных организаций МВД России был вынужден позаботиться о своих технических возможностях для обеспечения непрерывного учебного процесса путем приобретения качественной компьютерной техники. По проведенному исследованию это сделали 76 % опрошенных.

Обеспеченность техническими возможностями для осуществления дистанционного обучения обозначает наличие и тех технических средств, которые предполагают бесперебойную работу связи. Здесь мы тоже видим, что медленно, но верно осуществлялся переход от одной системы связи к другой. Данные поиски привели к осуществлению дистанционного профессионального обучения в образовательных организациях МВД России на платформе Bigblubaton. Поддержка платформы связи в условиях дистанционного обучения очень важна, потому что если нет связи, то нет и образовательного процесса. К сожалению, серверы

платформы Bigblubaton не всегда выдерживают техническую нагрузку, и поэтому часть учебного времени не обеспечивается необходимым общением обучающихся с преподавателем.

Третья составляющая обеспеченности техническими возможностями дистанционного обучения состоит в необходимости наличия качественного Интернета. Особенно это стало ясно, когда произошел переход большей части профессорско-преподавательского состава на дистанционную работу в домашних условиях. Поэтому достаточно большому количеству профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России пришлось поменять провайдеров. Из опроса, проведенного автором статьи, на такой шаг пошли 43 % опрошенных преподавателей.

Сложный вопрос о том, где же все же должен работать профессорско-преподавательский состав, когда осуществляет свою деятельность в дистанционном формате. В образовательных организациях МВД России сумели обеспечить техническую возможность преподавания дистанционно. Но выявились некоторые особенности, которые приводили к снижению качества обучения. Одной из таких особенностей стало то, что профессорского-преподаватель-скому составу предлагалось вести занятия в аудиториях, обеспеченных компьютерной техникой. Причем компьютеров на одну аудиторию было не менее 7. Получалось, что одновременно работали 7 человек из профессорско-преподавательского состава. Даже при наличии наушников, это создавало не только некомфортную обстановку, но и повышало уровень шума, что влияло на восприятие учебного материла обучающимися. Также пандемия внесла свои коррективы относительно дистанции в общении. Поэтому переход на домашний вариант дистанционного обучения и для профессорско-преподавательского состава, и для обучающихся стал закономерен.

Сформированность технологических умений и навыков как вторая часть технологического уровня культуры дистанционного обучения включает в себя две составляющие: наличие технологических умений и навыков для качественной работы с техническими средствами и наличие технологических умений и навыков обеспечения проведения учебных занятий в дистанционном режиме. Рассмотрим их.

Наличие технологических умений и навыков для качественной работы с техническими средствами обозначает знание и владение алгоритмом подключения компьютерной техники к системе Интернет и к платформе Bigblubaton. Также знание порядка и владение умениями

устранения небольших сбоев в виде отключения звука, выхода с сервера, перезагрузки техники, переподключения к Интернету. К сожалению, профессорско-преподавательскому состава образовательных организаций МВД России овладевать данными технологическими умениями пришлось в буквальном смысле «на ходу», работая при этом в серьезной связке со службами технической поддержки учебного процесса образовательных организаций.

Наличие новых технологических умений и навыков обеспечения проведения учебных занятий в дистанционном режиме стало возможным из-за сложившихся реалий. Дистанционный формат существенно расширил перечень умений и навыков профессорско-преподавательского состава. В частности, произошел перенос акцентов преподавания на так называемый «слуховой эффект», потому что на платформе Bigblubaton, к сожалению, часто сложно работать из-за невозможности визуализации личности преподавателя. Остается только работа с учебным материалом в виде презентационных вариантов или работа в чатах с группой или индивидуально с обучающимся. Здесь и проявляются новые умения и навыки преподавателя, например, умение работать с чатом. Оно предполагает грамотную письменную речь, уменение постановки письменных вопросов и заданий, навыки чтения ответов обучающихся и реакции на них в виде устных или письменных комментариев.

Формирование знаний, убеждений и норм поведения людей, которые передают новые технологические умения и навыки с помощью средств ИТ-технологий обучающимся, на технологическом уровне культуры дистанционного обучения происходит непосредственно при реализации работы с компьютерной техникой и демонстрации новых технологических умений и навыков. Поэтому все действия преподавателя должны быть проверены и выверены. Профессорско-преподавательский состав должен постоянно держать в поле зрения поведение обучающихся, делать замечания при некорректном ответе, реагировать на нештатные ситуации спокойно и взвешенно, демонстрируя тем самым уважение и корректное поведение. Именно так будут формироваться убеждения и нормы поведения, необходимые для будущих профессионалов.

Таким образом, технологический уровень культуры дистанционного обучения задает особую планку отношений преподаватель — обучающийся, позволяющую влиять на становление нравственной сферы и поведения обучающихся и в ситуации неклассического обучения.

Под методическим уровнем культуры дистанционного обучения будем понимать складывающуюся методическую систему преподавания, позволяющую сформировать необходимые знания, умения, навыки, убеждения и нормы

поведения у обучающихся с помощью средств ИТ-технологий.

Схематично методический уровень культуры дистанционного обучения выглядит следующим образом (рисунок 3).

Рис. 3. Методический уровень культуры дистанционного обучения

Основой рассмотрения методического уровня культуры дистанционного обучения должно стать понимание необходимости особого методического обеспечения дистанционного обучения. При этом базой такого методического обеспечения являются классические варианты методики преподавания учебной дисциплины, с одной стороны, и новые методические подходы и возможности при преподавании учебной дисциплины с помощью ИТ-технологий, с другой.

Классические варианты методики преподавания учебной дисциплины даже в условиях дистанционного обучения почти не отличаются от преподавания учебной дисциплины в обычных условиях. Также читаются лекции по учебной дисциплине, также проходят занятия в форматах «семинар» и «практическое занятие». При этом используются все те имеющиеся методические наработки, которые всегда обладали научностью, логичностью, доступностью и актуальностью. Так как данные методические наработки давно переведены в формат компьютерный, то не составляет труда их использовать. Тем самым преподаватель по-прежнему работает в привычном методическом режиме, что позволяет ему формировать необходимые знания, умения, навыки и убеждения.

Новые методические подходы и возможности при преподавании учебной дисциплины с помощью ИТ-технологий, прежде всего, связаны с визуализацией учебного материала. Одним из таких вариантов стали презентации. И если ранее презентации были фактом подтверждения сказанного преподавателем,

то сейчас они перешли в ранг основного методического обеспечения. Именно презентации позволяют компактно, доступно, логично и научно преподнести необходимый учебный материал для обучающихся. Актуальным стало и использование инфографики, главной целью которой является совершенствование процесса восприятия информации. Использование ин-фографики в образовательном процессе позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.

Перенос промежуточной аттестации в дистанционный формат поставил перед преподавателями вузов задачу оформления новых контрольных вариантов, прежде всего, в виде тестов. Обучающие и контрольные тесты стали необходимой составляющей методического обеспечения учебного процесса. Процесс их составления, разработки, корректировки и оформления привел к формированию у преподавателей новых умений и навыков, а у обучающихся к появлению не только новых знаний, умений и навыков по учебной дисциплине, но и таких качеств личности, как порядочность, ответственность и самостоятельность. Сложный тест заставляет не только дать простой ответ на простой вопрос, но и предлагает подумать и выставить в логике ответы. И если обучающийся сам готовился,

сам прорабатывал варианты теста, то ему не составит труда ответить на вопросы. Здесь специальное методическое обеспечение учебной дисциплины должно соотноситься и с принципами дидактики, и с принципами изучаемой науки, и с принципами нравственности. Тесты должны быть доступны, корректны и не заставлять обучающихся принимать чью-то сторону.

Особняком стоит вопрос об оформлении методического обеспечения в рамках дистанционного обучения. Данное оформление касается двух аспектов: разработка презентаций и подготовка учебных материалов для общего и приватного чатов. Разработка презентаций для их постоянного использования в учебном процессе при дистанционном обучения должна опираться на целенаправленное конструирование содержательных и доступных структурных модулей, позволяющих поэтапно выстроить процесс обучения наиболее эффективно.

Подготовка учебных материалов для общего и приватного чатов имеет следующие особенности:

1. Они должны быть небольшие по объему.

2. В них должна содержаться как учебная информация по теме учебного занятия, так и актуализированная с современностью.

3. Они должны быть грамотно написаны и красиво оформлены.

Таким образом, методическое обеспечение дистанционного обучения приобрело новые черты и позиции.

Перейдем к рассмотрению второго блока методического уровня культуры дистанционного обучения — методическим приемам. Под методическими приемами будем понимать совокупность конкретных действий взаимодействия педагога и обучающихся (воспитуемых) в процессе реализации обучения (воспитания). Методические приемы можно разделить на собственные методические приемы и заимствованные методические приемы.

Собственный методический прием — это конкретная операция взаимодействия педагога и учащихся (воспитуемых) в процессе реализации метода обучения или воспитания, разработанная самим педагогом; он вариативен, если демонстрирует «методический почерк» педагога; он имеет предметное содержание, если в нем определяются перечень и объем конкретных действий педагога и учащихся (воспитуе-мых) в процессе реализации метода обучения или воспитания, разработанного самим педагогом; он организует познавательную или воспитательную деятельность, если он показывает, каким образом можно обучить или воспитать; он демонстрирует конкретную цель применения,

если она легко диагностируется и реализуется в конкретных действиях педагога и учащихся (воспитуемых) в процессе реализации метода обучения или воспитания, разработанного самим педагогом, по заранее заданным аспектам. Собственный методический прием обладает местной новизной, является готовым вариантом для внедрения, берет старое название и имеет высокие результаты при четко определенных условиях.

Заимствованный методический прием — это повторение приемов известных педагогических методик или технологий в новых педагогических условиях; он приспособлен к новым конкретным педагогическим условиям, если сопряжен с типом, рабочим планом, особенностями учебного заведения, возрастными и социальными характеристиками учеников; совершенствует познавательную или воспитательную деятельность, если он выступает в виде предложения или действия, способного принципиально модернизировать организацию процессов обучения или воспитания; представляет собой конкретизированную определенную операцию взаимодействия педагога и учащихся (воспитуе-мых) в процессе реализации уже известного метода обучения или воспитания, если он полезен для осуществления обучения или воспитания и дает при этом положительный эффект в виде обученности и воспитанности. Заимствованный методический прием обладает относительной новизной, основан на старых достижениях, может иметь новое название и высокие результаты при сходных условиях. В условиях дистанционного обучения, при отсутствии предварительного массового обучения преподавательского состава вузов работе в дистанционном формате фиксируются с большим преобладанием собственные методические приемы.

Например, создание ИКТ-насыщенных учебных сред под дисциплины с активным использованием электронных образовательных ресурсов, с раскрытием особенностей и возможностей собственных (авторских) методик и разработок строится на известных педагогических технологиях.

Также необходимо отметить, что ИТ-технологии резко снижают, а то и вообще устраняют прямые контрольные функции преподавателя в виде ранее осуществляемого повседневного учебного контроля на каждом занятии, при ответе на возникающие вопросы и консультационные варианты. Теперь прямые контрольные функции преподавателя сведены к контрольным методическим приемам, среди которых выделяются «слуховые» контрольные приемы, когда преподаватель вынужден запоминать каждого из обучающихся на слух и при

ответах на учебный вопрос не путать одного обучающегося с другим. Определились и «письменные» контрольные методические приемы, когда преподаватель формулирует контрольный вопрос через чат. Данный методический прием предполагает два необходимых умения для преподавателя: быстро печатать текст в общем чате и быстро загружать необходимую информацию для обучающихся.

Методические приемы дистанционного обучения через демонстрацию приводят к формированию у обучающихся культуры устного общения, культуры письменного общения, способствуют появлению таких качеств, как аккуратность, исполнительность, воспитанность.

Рассмотрим третий блок методического уровня культуры дистанционного обучения — временной интервал. Под временным интервалом учебного занятия будем понимать функциональное распределение времени на учебном занятии.

Чувство времени — достаточно развитое профессиональное качество у преподавателя со стажем. Преподаватель не ошибается, сколько времени ушло на опрос обучающихся, сколько времени необходимо дать на решение задачи, сколько времени понадобится на самостоятельную работу. Но все это форматы аудиторные.

Дистанционное обучение заставило по-новому посмотреть на временной интервал учебного занятия. Сначала при дистанционном обучении временной интервал учебного занятия стал теряться. Преподаватель, задав вопрос, тут же хотел получить на него ответ, хотя при аудиторных занятиях он всегда давал время подумать. Такое же положение дел стало складываться и при решении задач, и при контрольных вариантах.

Выход из положения не нашелся сам собой. Преподавателям пришлось пересмотреть свое поведение при проведении учебных занятий: он стал «останавливать себя» от временной гонки. Это выразилось в том, что после постановки учебных вопросов на занятиях обучающимся стало даваться время на нахождение ответа на поставленный вопрос. При решении задачи преподаватель стал четко оговаривать количество времени, за которое необходимо ее решить. При самостоятельной работе преподаватель стал предлагать обучающимся «ждущий режим» ответа, то есть расширение временного интервала для сдачи предложенной самостоятельной работы. Это неудобно для преподавателя, но логично для обучающихся. Опыт показывает, что такой подход к временному интервалу дает возможность обучающимся сосредоточиться на задании и более качественно его выполнить.

Таким образом, говоря об изменениях во временных интервалах для учебного занятия, можно отметить, что у обучающихся, как считал А. К. Га-стев, осуществляется по-новому знакомство с категорией «время» [1, с. 7], также учет времени воспитывает бережливость, дисциплинированность, способность планировать свой рабочий день, повышает общую культуру человека.

В завершение можно отметить, что методический уровень культуры дистанционного обучения не только вобрал в себя все лучше из методического обеспечения учебного процесса, но и привнес новые особенности в него.

Появление культуры дистанционного обучения подтверждает то, что любой вариант обучения становится частью культуры человечества и закрепляет новые формы культурных достижений.

Список литературы:

1. Гастев А. К. Как надо работать. Москва: Экономика, 1972.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Елашкина Н. В. Самостоятельная познавательная деятельность обучающегося при дистанционном обучении иностранным языкам // Филология. История. Межкультурная коммуникация: тезисы докладов региональных конференций молодых ученых (Иркутск, 26 февраля 2003 г.). Иркутск: ИГЛУ, 2003.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2000.

4. Полат Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компью-

терных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. 1998. № 5.

5. Речь преподавателя // StudRef. URL: https:// studref.com/551133/buhgalterskiy_uchet_i_ audit/rech_prepodavatelya (дата обращения: 10.11.2021).

6. Ухова Л. В. Модели описания языковой личности: теоретический аспект // Актуальные процессы современной социальной и массовой коммуникации: сборник научных трудов. Ярославль, 2008.

7. Шульга Е. В., Шульга В. И. Отношение студентов к учебе: основные причины успеваемости и неуспеваемости // Гуманитарные исследования. 2017. № 1 (14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.