Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ТЬЮТОР / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TEACHER / TUTOR / E-LEARNING / E-COURSE / INFORMATION TECHNOLOGY / STUDENTS / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фасоля Алексей Анатольевич, Останина Елена Анатольевна, Уварина Наталья Викторовна

В данной статье рассматриваются особенности перехода вузов к дистанционному обучению, возникшие в наше время. Отмечаются различия в деятельности преподавателей и тьюторов, а также целесообразность дополнения функций российского преподавателя вуза тьюторскими. На конкретном примере обозначены особенности, проблемы и преимущества реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий при проведении основных видов занятий. Обоснована необходимость пересмотра временных рамок труда профессорско-преподавательского состава. Определены необходимые компетенции преподавателя в современных условиях. Даны рекомендации по организации процесса повышения квалификации педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фасоля Алексей Анатольевич, Останина Елена Анатольевна, Уварина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING THE ACCOUNT OF THE WORK AND TRAINING PECULIARITIES OF UNIVERSITY TEACHERS IN MODERN CONDITIONS

This article discusses the features of the transition of universities to distance learning that have emerged in our time. There are differences in the activities of teachers and tutors, as well as the feasibility of supplementing the functions of a Russian University teacher with tutors. A specific example shows the features, problems and advantages of implementing training using distance learning technologies in the main types of classes. The necessity of reviewing the time frame of the work of the teaching staff is justified. The necessary competencies of the teacher in modern conditions are defined. Recommendations are given on the organization of the process of professional development.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

го

I S

ср го

03 и:

о

о <

uJ

к ц

о о

го ©

< <

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-2-10-21

УДК 378.147 ББК 74.484.4

А.А. Фасоля

(Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Россия) Е.А. Останина

(Московский авиационный институт

(национальный исследовательский университет), г. Москва, Россия) Н.В. Уварина

(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)

АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В данной статье рассматриваются особенности перехода вузов к дистанционному обучению, возникшие в наше время. Отмечаются различия в деятельности преподавателей и тьюторов, а также целесообразность дополнения функций российского преподавателя вуза тьюторскими. На конкретном примере обозначены особенности, проблемы и преимущества реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий при проведении основных видов занятий. Обоснована необходимость пересмотра временных рамок труда профессорско-преподавательского состава. Определены необходимые компетенции преподавателя в современных условиях. Даны рекомендации по организации процесса повышения квалификации педагогических работников.

Ключевые слова: преподаватель, тьютор, электронное обучение, электронный курс, информационные технологии, обучающиеся, дистанционные образовательные технологии, повышение квалификации.

A.A. Fasolya

(Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia) E.A. Ostanina

(Moscow Aviation Institute (national research University), Moscow, Russia) N.V. Uvarina

(South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)

UPDATING THE ACCOUNT OF THE WORK AND TRAINING PECULIARITIES OF UNIVERSITY TEACHERS IN MODERN CONDITIONS

This article discusses the features of the transition of universities to distance learning that have emerged in our time. There are differences in the activities of teachers and tutors, as well as the feasibility of supplementing the functions of a Russian University teacher with tutors. A specific example shows the features, problems and advantages of implementing training using distance learning technologies in the main types of classes. The necessity of reviewing the time frame of the work of the teaching staff is justified. The necessary competencies of the teacher in modern conditions are defined. Recommendations are given on the organization of the process of professional development.

Keyword: teacher, tutor, e-learning, e-course, information technology, students, distance learning technologies, advanced training.

В настоящее время во всем мире сложились достаточно сложные жизненные условия и одним из самых актуальных и востребованных направлений деятельности системы образования является электронное обучение и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Подобное обучение может способствовать удовлетворению потребности в образовательных услугах тем, кто не может посещать учебные заведения в силу тех или иных причин. В данном случае причина, будь то глобальные мировые и государственные проблемы или просто территориальная удаленность желаемого образовательного учреждения от места постоянного проживания, временные ограничения семейного характера, невозможность обучения в том режиме, который наиболее удобен и комфортен обучающемуся, не

является определяющей. Она лишь обозначает потребность трансформации ранее привычной формы обучения.

Реализация ДОТ в российской образовательной системе, несмотря на многочисленные заявления, до сих пор испытывает некоторые сложности. Они обусловлены, в том числе, и недостаточной определенностью деятельности преподавательского состава в складывающихся условиях. Безусловно, преподаватель - это важнейшее звено, обеспечивающее эффективность учебного процесса. В западных системах дистанционного обучения мы часто сталкиваемся с понятием «тьютор», которое зачастую подменяет наше традиционное понятие «преподаватель».

В результате на первом этапе изучения особенностей деятельности преподавателей вузов в новых условиях целесообразно дать смысловое и функциональное

х к s m

о Ц

0 ^

X

_D

1 I

<U S <u ü m о о

m к

5

I— га m го Ч о с <u ср а

m

о

о

о ю го ср

о

0

1

I

ф

ю о о о

ф т

J

го

го <

го

I

го

¿я

т з:

о

о <

1_и

ГС Ц

о о го

е <

<

определение понятию «тьютор», определить особенности его работы, а также оценить возможность объединения этих дефиниций на функциональном уровне.

Рассматривая термин «преподаватель», даваемое словарями [1; 6; 7], определяем его как человека, профессионально занимающегося преподаванием, обучением кого-либо чему-либо и ведущего воспитательную работу преимущественно в учебных заведениях. Обращение к термину «тьютор» приводит к следующей трактовке - куратор, опекун, воспитатель в учебном заведении; индивидуальный научный руководитель студента [4]. В системе университетского образования Великобритании это наставник, воспитатель; куратор студенческой группы, преподаватель, наставник, помогающий студентам колледжа, университета наиболее оптимально построить учебный процесс [4].

Отметим, что в настоящее время при обучении с использованием ДОТ происходит слияние, а зачастую и простая подмена термина «преподаватель» на «тьютор». Однако следует подчеркнуть, что эти понятия не является синонимами. Понятие «тьютор» скорее близко по смыслу слову «куратор», которое, в свою очередь, определяет того, кто организует условия для формирования и реализации индивидуального учебного плана (образовательной траектории) обучающегося.

Организацию деятельности преподавателей и тьюторов в системе дистанционного обучения освещали в своих работах российские (Е.Л. Гаврилова, П.В. Закотнова, О.В. Казанская, А.Г. Тес-линов и др.) и зарубежные исследователи (М. Мэнтон, С. Роуленд, Дж. Сэлмон). В их работах рассматривалась технология работы преподавателей в системе дистанционного обучения, особенности взаимодействия преподавателей и обучающихся, координирующая функция преподавателя, специфика деятельности, а также отдельные требования к профессорско-преподавательскому составу и вопросы его подготовки [8].

Отметим, что деятельность преподавателя при электронном обучении и использовании ДОТ претерпевает существенные изменения. Организационно ее можно разделить на 2 этапа: разработка дистанционного курса на основе оригинальных авторских разработок и/или имеющихся печатных источников и его реализация с сопутствующим взаимодействием с обучающимися и проверкой их знаний.

Для разработки полноценного дистанционного курса преподавателю необходимо сформировать следующие информационно-педагогические компетенции:

- методического проектирования собственно профессионального продукта (тестирующую программа, электронный практикум, полноценный дистанционный курс, электронный учебник и др.) и разработки стратегии своего профессионального развития в направлении использования ДОТ [10];

- создания и применения учебно-методического комплекса в образовательном процессе с использованием ДОТ, проектирования систем и средств сопровождения методической работы в учебном заведении;

- ведения совместной профессиональной деятельности с коллегами не только своих кафедр, но и других вузов, сотрудничества при организации и реализации обучения с использованием ДОТ;

- владения программными продуктами осуществления конфе-ренцсвязи, онлайн-общения и возможностями организации деятельности в установленных системах дистанционного обучения (СДО);

- владения приемами создания различных видов контроля (электронных проектов, рефератов, отчётов, тестов и т.д.), проектирования системы оценки качества

контрольных материалов, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля и др.

Особо подчеркнем, что для реализации дистанционного курса педагогу необходимо сформировать коммуникативные и коммуникационные компетенции, реализация которых осуществляется посредством электронных средств связи, а также компетенции личностного самосовершенствования. К ним относятся компетенции в следующих сферах:

- владения современными педагогическими технологиями дистанционного обучения на практике (проведение виртуальных дискуссий, вебинаров, ролевых и деловых игр, круглых столов, проектной деятельности, ситуационного анализа и т.д.);

- образовательно-организационной деятельности, в том числе умение анализировать учебную ситуацию, выстраивать индивидуальные траектории обучения, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений дистанционных преподавателей и обучающихся;

- личной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных, в большей мере, электронных источников;

- критической оценки собственных профессиональных возможностей, навыков самоорганизации.

При обучении с использованием ДОТ работа преподавателя имеет свои особенности, которые прослеживаются при управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Она может осуществляться в двух режимах - как опосредованно, так и путем прямого педагогического воздействия. Опосредованное управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся при аудиторном обучении поддерживается вербальной формой управления, посред-

ством которой происходить усвоение знаний, формирование и развитие соответствующих умений и навыков. Эквивалентом такой поддержки при обучении с использованием ДОТ, как правило, является инструкция по обучению. Прямые педагогические воздействия в рассматриваемой ситуации преподаватель может оказывать как в режиме реального времени (online), так и в асинхронном режиме (offline). Режим реального времени реализуется в форме групповых или индивидуальных консультаций и занятий с применением соответствующих технологий, к которым относят - теле- или виде-оконференцсвязь. Однако вследствие их сравнительно высокой ресурсоемкости и порой не реализуемости со стороны обучающихся, ввиду недостаточно высоких характеристик каналов связи и технических средств использование этих технологий до сих пор составляют в целом незначительную долю [9]. В связи с этим прямое управление учебно-познавательной деятельностью осуществляется, в основном, с использованием электронной переписки между обучающимся и преподавателем, а также между самими обучающимися. Как правило, для ответов на часто возникающие общие вопросы организуется специальная база наиболее общих вопросов и ответов на них с обеспечением удаленного доступа. На основании этого видится целесообразным к прямому управлению учебно-познавательной деятельностью привлекать преподавателя-консультанта или тьютора.

В настоящее время практически одномоментный переход всех вузов страны на дистанционное обучение с открытием массового доступа к онлайн-курсам высветил ряд проблем и особенностей реализации такого обучения по различным направлениям и дисциплинам.

В этой связи интересен опыт дистанционного обучения студентов по дисциплине «Информационные технологии». Следует отметить, что такой формат при изучении этой дисциплины выявил ряд преимуществ такого обучения. К сожа-

х к

S

ш

о ц

0 ^

X _0

1

I

ф

S ф

Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О О

ш к

5

н га ш го Ч о

с

ф

Ci с

ш

о

о

о ю го

О

0

1 I Ф

ю о о о

ф т

J

го

го ^

<

го

I

ГО

¿я

т и:

о

о <

1_и

ГС Ц

о о го

е <

<

лению, школьная подготовка нынешних обучающихся даже по данному направлению очень сильно различается (от познания лишь основ информатики до уверенного пользователя разнообразных программных продуктов и даже неплохого программиста, знающего несколько языков). В этой связи преподавателю бывает достаточно сложно одномоментно охватить вопросы интересные и понятные каждой из обозначенных категорий, дать задания, соответствующие уровню подготовки каждого обучающегося, а тем более выстроить индивидуальную траекторию обучения. Дистанционное обучение в этом плане имеет ряд преимуществ, позволяя учиться в комфортном темпе и усваивать необходимые объемы материала каждому из обучающихся.

В данном случае проявилась еще одна, упомянутая ранее лишь опосредованно особенность деятельности преподавателя, которая характеризуется дополнительными нагрузками на преподавателя при проведении электронного обучения и использовании ДОТ [8]. Также практически в современных условиях помимо необходимости формирования индивидуальных заданий обучающихся (ранее это могло, например, быть нивелировано за счет решения организационных задач по оказанию помощи одно-группникам, что тоже способствовало повышению уровня обученности) возникает еще и требующий достаточных временных затрат ряд трудностей при ответе на вопросы (как обущающихся, так и обучающимся) и рецензировании, оценке выполненных работ (оценка самостоятельности выполнения), а порой и коррекции заданий.

Разберем сложившуюся ситуацию подробнее и обозначим особенности, достоинства и недостатки обучения с использованием ДОТ при изучении дисциплины «Информационные технологии». Курс состоит из лекционных, практических занятий и лабораторных работ. Лекционные материалы целесообразно предоставить обучающимся в онлайн- или

офлайн-форматах с предоставлением дополнительных материалов, которые учитывают уровень подготовки обучающихся. Здесь существует одна особенность, а именно необходимо заблаговременно оценить подготовленность обучающихся группы. В случае большого потока вероятность присутствия обучающихся с высоким и низким уровнями достаточно высока. Следовательно, необходимо подготовить два варианта дополнительных материалов, а саму лекцию нацеливать на средний уровень подготовки с учетом требований к уровню обученности. На этом этапе использование открытых он-лайн-курсов оказывает неоценимую помощь преподавателю.

Помимо решения задач практические занятия могут предполагать рассмотрение и обсуждение передовых технологий, что целесообразно обсуждать в онлайн-режиме конференцсвязи. Это в перспективе (при наличии требуемого программного обеспечения и технических средств с требуемыми характеристиками) позволит наиболее приблизить дистанционное обучение к традиционной форме, ознакомить всех с интересным материалом и организовать дискуссию. В противном случае, при офлайн-форма-те преподаватель может получить скопированную статью или презентацию (без ссылок на используемый материал) и ожидание положительной оценки за это от обучающегося. Здесь стоит говорить о возникновении дополнительной работы преподавателя в части проверки оригинальности, полноты материала, что традиционно выяснялось в процессе ответа на дополнительные вопросы. В данном же случае удаленного обучения при возникновении необходимости задать вопрос в отсутствие аудио-, видео связи его необходимо будет отправить и дождаться ответа, который может последовать спустя достаточно продолжительное время. Когда же он будет дан, преподавателю снова придется обращаться к ранее присланному материалу, оценивать ответ и, к сожалению, далеко не факт, что он бу-

дет исчерпывающим. Отметим вдобавок, что по многим специальностям могут обучаться несколько групп с 20-25 обучающимися каждая, что требует хорошего структурирования присланных писем и умелой работы с почтовыми сервисами. Таким образом, это значительно увеличивает временную и моральную нагрузку на преподавателя и требует освоения дополнительных знаний.

Лабораторные работы по данной дисциплине, как правило, представляют собой работу в одном (или нескольких) из программных продуктов для решения той или иной задачи. Здесь можно говорить как о недостатках, так и о преимуществах удаленного обучения. Первая сложность - это установка требуемых для выполнения работ программных продуктов. В случае их свободного распространения достаточно предоставить обучающимся ссылку на ресурс. Также для работы можно использовать облачные сервисы. Другой, но не менее значимой проблемой является наличие у обучающихся компьютеров с разными характеристиками. И если на занятиях в лаборатории вуза все находятся в более-менее равных условиях, работая на вузовском оборудовании, то для удаленного обучения воспроизвести данные условия не представляется возможным. Также следует учитывать технические характеристики компьютерной базы и периферии (проблематично проверить наличие/отсутствие, исправность микрофона и камеры на стороне обучающегося).

Проблемой является и контроль самостоятельности выполнения текущих заданий [8; 10 и др.]. К сожалению, с ней не сможет справиться и генерация бесконечного числа вариантов заданий. Если во время занятий принцип наблюдаемости действует, то отследить выполнение заданий 15-20 обучающимися удаленно, даже при условии подключения вебкамер, практически невозможно. Даже при условии нивелирования вышесказанного обозначенная проблема частично остается при реализации практических заданий, а

именно возникает необходимость дополнительного времени для проверки заданий в плане скачивания полученных материалов, запуска программ и проверки материалов на заимствование. Даже если система дистанционного обучения предполагает внутреннюю пересылку работ, то, к сожалению, проверка на их дублирование обучающимися (например, разных лет обучения, «ошибками» при определении вариантов и т.д.), скорее всего, будет лежать на преподавателе. И если при наличии печатной версии отчета всегда можно достаточно просто осуществить поиск дубликатов (хранение оригиналов работ на кафедре), то открытие, разархи-вирование, просмотр работ (в частности больших вычислительных заданий) требует достаточного времени и их хранения на компьютере преподавателя. Здесь стоит обратить особое внимание на описанные выше компетенции преподавателя. Требуется создание четко сформулированных требований к предоставляемым электронным отчетам (примерный объем в кб(Мб) и формат документа).

Отдельно следует отметить возможность изменения трудового графика преподавателя при проверке присылаемых работ. Происходит некоторая трансформация академических часов лабораторных и практических занятий. Преимущество дистанционного обучения, когда можно выполнять задания в удобное время и комфортном темпе для обучающихся, трансформируется в хаотичность получения преподавателем высылаемых материалов в случае, когда переход осуществляется, как в настоящее время в авральном порядке, без четкого выстраивания системы удаленного обучения для каждого студента, а с переносом группового формата очного обучения в обучение с использованием электронного и обучения с ДОТ.

Проведение зачета или экзамена целесообразно в режиме онлайн с подключением вебкамеры не только во время ответа, но и в период подготовки, для чего рекомендуется подготовку обучающихся

х

к ^

со

о Ц

0 ^

X _0

1

I

ф

^ ф

СО О о

со к

5

н

га со го Ч о

с

ф

С

СО

о

о

о ю го

о

0

1

I

ф

ю о о о

ф т

го

го ^

<

го

I

ГО

¿я

т и:

о

о <

1_и

ГС Ц

о о го

е <

<

осуществлять в группах не более четырех человек одновременно. Однако и тут существует ряд особенностей как организационного, так и технического характера. В данном случае от преподавателя требуется построить процесс контроля таким образом, чтобы объективность оценки была максимальной.

Традиционная преподавательская задача по контролю знаний, умений и навыков обучающихся, являющаяся одной из важнейших, решается в обучении с использованием ДОТ при разработке и реализации тестовых заданий текущего и итогового контроля. Итоговый контроль с использованием электронных тестовых заданий целесообразно проводить в присутствии преподавателя или тьютора, что будет способствовать качественной оценке знаний по проверяемым дисциплинам.

Таким образом, полученный в настоящее время опыт массового перехода на дистанционное обучение выявил ряд особенностей, преимуществ и недостатков как в деятельности системы в целом, так и в подготовленности к осуществлению такой деятельности каждой из сторон образовательного процесса. Особо следует отметить необходимость дифференцированного пересмотра временных рамок труда преподавателя при осуществлении такого обучения и целесообразность их дополнительной подготовки в рамках повышения квалификации.

Следует также отметить, что одной из целей педагогической деятельности преподавателя в системе дистанционного обучения является создание оптимальных условий для развития у обучающихся компетенций, определяющих их дальнейшую конкурентоспособность на рынке труда и успешную самореализацию в различных областях деятельности.

Таким образом, определены главные задачи преподавателя при обучении с использование ДОТ. К ним относятся:

- разработка электронного учебного курса;

- разработка инструкции по обучению в условиях использования рассматриваемых технологий;

- консультирование обучающихся по предмету с использованием технических средств коммуникации и помощь им;

- контроль результатов обучения с использованием электронных тестовых программ, электронных тренажерных комплексов и средств связи.

В своей деятельности преподавателю также необходимо учитывать изменение функций обучающихся, ведь учебный курс в системе дистанционного обучения чаще всего оказывается ориентирован на самостоятельное изучение. В результате для обучающегося процесс будет включать два обязательных компонента:

- индивидуальную работу с использованием различных учебных материалов и технических средств (программных продуктов, видеозаписей и т.п.);

- диалог с преподавателем, тьютором, другими обучающимися и, при необходимости, со службой технической и организационной поддержки.

Рассматривая каждый из этих компонентов, следует отметить, что, как правило, в первом случае руководством в деятельности является инструкция по обучению. Однако существенная роль в данном случае отводится тьютору (или преподавателю, на которого дополнительно возложены функции тьторства), призванного способствовать обогащению потенциала обучающегося различными методами, формами, видами и приемами учебного познания. Во втором компоненте необходимо обратить особое внимание на взаимные контакты между обучающимися. В случае если очные контакты между ними невозможны, то, как правило, обеспечивается доступ к информации о возможных контактах для взаимодействия при решении учебных задач и возможности неформально-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го общения через систему дистанционного обучения, социальные сети, чаты и форумы.

Таким образом, обозначены функции тьютора, которые в настоящее время зачастую частично или полностью передаются преподавателю. Хотя следует отметить, что подобный подход не всегда является оправданным. Как правило, к этим функциям относят:

- организационное управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся;

- развитие их учебно-познавательного потенциала;

- помощь обучающимся в эффективном использовании учебно-методического сопровождения курса и проведение консультаций по вопросам использования учебно-методического материала;

- контроль выполнения графика учебного процесса;

- обеспечение учебных и содействие реализации социальных контактов между обучающимися;

- помощь обучающимся в их профессиональном самоопределении.

Контакты при этом могут осуществляться тьютором непосредственно при прибытии обучающихся в вуз или филиал, либо дистанционно посредством технических средств связи.

Таким образом, использование ДОТ вносит ряд особенностей в педагогическую деятельность, что связано с необходимостью разработки электронных учебных курсов, осуществлением контроля знаний обучающихся посредством электронных тестовых программ, электронных тренажерных комплексов и средств связи, изменением самого процесса взаимодействия между преподавателем и обучающимся, а также изменением функций обучающихся.

В свете вышесказанного особое внимание следует обратить на необходимость дополнительной подготовки профессорско-преподавательского состава к реализации электронного обучения и

обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Любые преобразования, реформы и инновации, если они претендуют на успешную реализацию и реальную поддержку в сфере образования, по мнению Б.С. Гершунского, должны начинаться с «опережающего эти реформы и инновации педагогического образования, с подготовки будущих педагогов, а в особо экстремальных и неотложных ситуациях - с переподготовки педагогов, уже действующих» [2].

Однако рядом администраций вузов отмечается, что в настоящее время по-прежнему насущной проблемой является нехватка преподавателей, которые готовы на высоком профессиональном, техническом и психологическом уровне использовать дистанционные технологии в учебном процессе. Преподаватели учебных заведений в большинстве случаев (в силу возраста, многолетних жизненных убеждений, прошлого негативного опыта) не принимают, а порой и не знают всей специфики дистанционного обучения (ДО) и работают, несмотря на громкие заявления, по упрощенной схеме.

Дистанционное обучение достаточно широко развито в ряде зарубежных стран (США, странах Западной Европы). Следует учесть накопленный ими значительный опыт в решении организационных, методических вопросов, а также вопросов технического обеспечения этой формы обучения. Вместе с тем из-за специфических условий, связанных с действующей законодательной базой, существующими организационными формами, системой финансирования, а также из-за сложившихся исторических и академических традиций прямой перенос опыта развитых стран в российскую систему образования нецелесообразен. Однако анализ и учет опыта позволят избежать возможных ошибок и выстроить эффективную систему подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения (СДО).

X

к ^

со

о Ц

0 ^

X _0

1

I

ф

^ ф

ш

о о

со к

н

га со го Ч о

с

ф

С

ш

о

о

о ю го

о

0

1

I

ф

ю о о о

ф т

го

го <

го

I

ГО

¿я

т и:

о

о <

1_и

ГС Ц

о о го

е <

<

Изучение педагогической литературы, существующего положения и проведенные исследования позволяют выявить ряд существенных недостатков в процессе подготовки преподавателей российских вузов к деятельности в СДО [3]:

- несистемный подход в организации подготовки профессорско-преподавательского состава;

- слабое использование современных достижений наук (философии, социологии, психологии, педагогики) в обосновании теоретико-методологических предпосылок проектирования педагогической системы подготовки;

- нечеткость определения квалификационной характеристики преподавателя ДО, которая бы определила цели и задачи его подготовки;

- несоответствие формы, методов и средств подготовки преподавателей вузов специфике обучающегося контингента и отсутствие учета особенностей использования технологий дистанционного обучения;

- отсутствие должного внимания при определении содержания формирования компетентности преподавателя ДО интеграционной составляющей профессиональной компетентности и социальной компетентности, профессионально значимым личностным качествам.

При подготовке профессорско-преподавательского состава следует учесть и связанные непосредственно с процессом дистанционного обучения существующие педагогические проблемы, представленные ниже.

Преподаватель не только предоставляет учебный материал, но и направляет обучающихся в информационном пространстве. В этом случае зачастую не учитываются психолого-педагогические принципы обучения, логика педагогического процесса, дидактические принципы, характерные для обучения разных возрастов обучающихся. В дистанцион-

ный курс (электронный учебник) должен быть заложен «диалог» преподавателя и обучающегося, и задача преподавателя -помощь в его освоении.

В случае несовпадения авторства курса с ведущим преподавателем можно наблюдать отсутствие согласованности при изучении и понимании содержания [5]. О необходимости развития компетенции ведения совместной профессиональной деятельности с коллегами не только своих кафедр, но и других вузов, сотрудничества при организации и реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий было уже отмечено ранее.

Сложившиеся условия требуют быстрой подготовки специалиста, владеющего практическими навыками в той или иной области, и преподавателю, реализующему удаленное обучение, необходимо найти баланс между научной информацией, знаниями о деятельности и практическими умениями [5].

Задачей преподавателя видится «оживление» электронного курса, вовлечение обучающихся в продуктивное общение, отслеживание наиболее эффективных компьютерных технологий обучения (например, использование методов активного обучения через сеть) и принятие активного участия в чатах и видеоконференциях.

Наряду с активными действиями по профессиональному развитию обучающихся преподаватель должен самостоятельно расти и развиваться, что, как правило, предполагает определенные энергетические, эмоциональные и временные затраты. В идеале они должны быть определены и оценены администрацией. Задачей преподавателя, наделенного функционалом тьютора, является не только передача определенных знаний и умений, но и развитие личностных, творческих качеств и способностей обучающихся за счет выстраивания личностных траекторий обучения.

Таким образом, несмотря на длительный период действия электронного обу-

чения и обучения с использованием ДОТ выяснилось, что далеко не все преподаватели готовы к переходу на такое всеобщее обучение. Даже владеющие новыми технологиями отмечают ряд сложностей, связанных и с психологической готовностью, и с материально-технической и программной базой, и с действующими административными требованиями. В этой связи целесообразно провести повышение квалификации профессорско-преподавательского состава с возможным привлечением административных работников. Большое значение имела бы дистанционная подготовка таких специалистов, что позволило бы им на практике оценить существующую систему, определить ее уязвимые места и соответствующим образом выстраивать свою педагогическую деятельность [9]. Причем в современных условиях такое обучение целесообразно провести показательно с использованием наиболее перспективных платформ и подготовленных тьюторов-преподавателей. Только от такого процесса можно ожидать синерге-тического эффекта, показывающего, как должно быть и к чему стремиться.

В результате грамотной организации процесса подготовки преподаватель при использовании ДОТ должен быть подготовлен:

- к педагогическому сопровождению группы обучающихся с использованием современных технических средств и технологий;

- к новому формату проведения занятий, в том числе в виртуальной образовательной среде;

- к проведению другого формата исследований обучающимися по темам, реализуемым в учебном процессе;

- к учету особенностей подготовки электронного курса и его реализации с использованием дистанционных образовательных технологий;

- к особенностям организации процесса текущего и итогового контроля знаний;

- к адаптации методического обеспечения в новых условиях;

- к деятельности в новых условиях с точки зрения законодательства, знания нормативов и инструкций по организации и охране труда;

- к организации образовательного процесса, ведению обучения на расстоянии и грамотной организации своей трудовой деятельности в новых условиях;

- к возможности выстраивания индивидуальных образовательных траекторий с учетом потребностей, способностей и технических (в том числе программных) возможностей обучающегося;

- к поддержанию мотивации обучающихся на разных этапах процесса обучения;

- к участию в научных и научно-практических конференциях, семинарах в новом формате проведения.

Библиографический список:

1. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. -СПб.: Норинт, 1998. - 1534 с.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

3. Громова Т.В. Теория и технология подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: дисс ... д-ра пед. наук. - Самара, 2011. - 393 с.

4. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. - 973 с.

5. Закотнова П.В. Подготовка преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: дисс . канд. пед. наук. - Омск, 2004. - 211 с.

6. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2008. -944 с.

7. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 2000. - 1376 с.

X

к ^

со

о Ц

0 ^

X _0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

ф

^ ф

СО О о

со к

5

н

га со го Ч о

с

ф

С

СО

о

о

о ю го

о

0

1

I

ф

ю о о о

ф т

го

го ^

<

9.

Останин О.В., Останина Е.А. Деятельность педагога вуза в условиях реализации дистанционных образовательных технологий // Актуальные проблемы качества образования в высшей школе. - Тверь: ТвГТУ,

2017. - С. 72-78.

Уварина Н.В. Развитие теории креативно-прогностического управления в современном образовании // Современное управление: векторы развития. - Саратов: ООО «Амирит»,

2018. - С. 347-349.

10. Фасоля А.А. Образовательные практики обеспечения качества общего образования в странах Европы // Человеческий капитал. - 2019. - №5 (125). С. 34-40.

Поступила 01.04.2020

Об авторах:

Фасоля Алексей Анатольевич, главный научный сотрудник ФКУ «Научно-исследовательский институт ФСИН России» (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, fasolix@mail.ru

Останина Елена Анатольевна, доцент кафедры 402, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, neka1818@mail.ru

Уварина Наталья Викторовна, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, nuvarina@yandex.ru

Для цитирования: Фасоля А.А., Останина Е.А., Уварина Н.В. Актуализация учета особенностей работы и подготовки преподавателя вуза в современных условиях // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 2. С. 10-21. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-2-10-21

References:

1. Big explanatory dictionary of Russian language / Ed. by S.A. Kuznetsova. - Saint Petersburg: Norint, 1998. - 1534 p. [in Russian] я 2. Gessen S.I. Fundamentals of pedagogy. Introduction to applied philosophy. - M.: | Shkola-Press, 1995. - 448 p. [in Russian]

£ 3. Gromova T.V. Theory and technology of training University teachers to work in the ^ system of distance learning: Dis ... Doct. ped. nauk: Spec. - Samara, 2011. 393 p.

[in Russian]

| 4. Efremova T.F. Modern explanatory dictionary of the Russian language: In 3 vols. - M.: g AST, Astrel, Harvest, 2006. - 973 p. [in Russian]

5. Zakotnova P.V. Preparing University teachers for activities in the system of distance ¡j learning: Dis ... kand. ped. nauk. - Omsk, 2004. - 211 p. [in Russian]

¡s 6. Krysin L.P. Explanatory dictionary of foreign words. - Moscow: Eksmo, 2008. - 944 p. § [in Russian]

e 7. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. -< Moscow: Azbukovnik, 2000. - 1376 p. [in Russian]

8. Ostanin O.V., Ostanina E.A. Activity of a University teacher in the conditions of implementation of distance educational technologies // Aktualnye problemy kachestva obrazovaniya v vysshei shkole. - Tver: TvGTU, 2017. - Pp. 72-78. [in Russian]

9. Uvarina N.V. The development of the theory of creative-predictive control in contemporary education // Sovremennoe upravlenie: vektory razvitiya. - Saratov: Amirit LLC, 2018. - Pp. 347-349. [in Russian]

10. Fasolya A.A. Educational practices to ensure the quality of General education in Europe // Chelovecheskii kapital. - 2019. - No. 5 (125). Pp. 34-40. [in Russian]

About the authors:

Fasolya Alexey Anatolyevich, chief researcher, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, fasolix@mail.ru

Ostanina Elena Anatolyevna, Associate Professor, Department 402, Moscow Aviation Institute (national research University) (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, neka1818@mail.ru

Uvarina Natalia Viktorovna, Deputy Director for scientific work, Professional Pedagogical Institute, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, nuvarina@yandex.ru

For citation: Fasolya A.A., Ostanina E.A., Uvarina N.V. Updating the account of the *

work and training peculiarities of university teachers in modern conditions // §

Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 2. P. 10-21. 5

DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-2-10-21 *

о Ю го

О О X X

<u ю о о о

ф т

J

го

го ^

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.